ПСРЛ. Т. 32. С. 159-160; Хроника Быховца. М., 1966. С. 97 (перевод И.П. Улащика). См. также: Грушевський М. Icmopiя Ykpaihi — Руси. Т. IV. Kuib; Льbib, 1907. С. 246. Подробнее см.: Kopystianski A. Ksieze Michol Ziygmuntowicz//Kwartalnik Historiczny. 1906. T. XX. S. 74-165. По Л. Коланковскому, Михаил Сигизмундович умер в начале 1452 г. (Kolanowski L. Op. cit. S. 266). Переговоры в 1448 г. о заключении литовско-русского союза вел тот самый дьяк Степан Бородатый, который позднее организовал отравление Дмитрия Шемяки (ААЭ. Т. I. 49. С. 36). По Г. Вернадскому, Михаила Сигизмундовича отравили литовские агенты (Vernadsky G. Op. cit. Р. 327). Догадка эта не подкреплена доказательствами. Spuler B. Op. cit. S. 167; Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. С. 419-420. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской порты до начала XVIII в. СПб., 1887. С. 207. ПСРЛ. Т. 27. С. 274. Село Озерецкое находилось в Инобожи (Дмитров). См.: АСЭИ. Т. I. 108. С. 86-87; 191. С. 136. По Ермолинской летописи, Василий II «поиде к рубежу ко Тверьскому», что правильнее (ПСРЛ. Т. 23. С. 155). ПСРЛ. Т. 26. С. 210-212; Т. 23. С. 154-155; Т. 27 (Никаноровская летопись). С. 116-117; (Сокращенный свод конца XV в.). С. 348. ПСРЛ. Т. 2. С. 356. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 193. ПСРЛ. Т. 26. С. 212. Кокшенгцы считали себя потомками новгородцев. Вопрос этот остается спорным (см.: Едемский М. Кокшеньгская старина//Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1907. С. 85-96; Он же. О старых торговых путях на Севере//Там же. Т. IX. СПб., 1913. С. 39-62; Он же. Из кокшеньгских преданий//Живая старина. Вып. 1 и 2. СПб., 1905. С. 102-106). А.Н. Насонов считает представление М. Едемского о колонизации Кокшенги из Новгорода неверным и связывает русские поселения на Кокшенге с колонизацией из Устюга (см.: Насонов А.И. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 189). Иван Киселев, возможно, происходил из семьи солигаличского солевара Якова Киселя (АСЭИ. Т. I. 118. С. 94). У него также были владения между Нижним Новгородом и Муромом (ПСРЛ. Т. 26. С. 199).

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

1057 Никоновская лет. сообщает под 1376 г.: «Того же лта изо Царяграда на Русь митрополитъ поставленъ на Филоемъ, патриархомъ Цареградскимъ; князь же велики Дмитрей Иванович не его, рекъ ему сице: «есть у нас митрополить Алексй, аты почто ставишся на Живаго митрополита?» Онъ же поиде съ Москвы въ и тамо живяше» (ПСРЛ. Т. 11. С. 25). Воскресенская лет. к этому сообщению добавляет, что митрополит Киприан послал грамоты в Новгород с требованием признания своей власти, на что Новгородский архиепископ ему ответил, что подчинится, если Киприана признает Великий князь (ПСРЛ. Т. 8. С. 25). В 1380 г. был приглашен в Москву Великим князем (ПСРЛ. Т. 8. С. 32). В 1382 г. отбыл в Киев из-за конфликта с Великим князем (ПСРЛ. Т. 8. С. 48). 7.10.1383 возвратился в Москву по приглашению Димитрия Иоанновича, но вскоре опять был изгнан и отбыл в Киев, где был радостно встречен (ПСРЛ. Т. 11. С. 81). По Никоновской лет. в 1387 г. вернулся из Константинополя, где разбирался конфликт между ним и Пименом. Итогом разбирательства стали назначения Пимена митрополитом в Московской Руси, а Киприана – в Киевской (Литовской) (ПСРЛ. Т. 11. С. 93). В 1389 г. на соборе в Константинополе было принято решение о низложении Пимена и восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси (Строев. С. 194). По свидетельствам русских летописей, в этом же году или начале следующего он прибыл в Москву, причем Лаврентьевская и Воскресенская лет. называют имена русских епископов, прибывших вместе с ним (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 537; Т. 8. С. 60). Скончался, по Никоновской лет., 16.09.1407. Память – 27.03 и 16.09. 1058 В 1379 г. отбыл в Константинополь против воли Великого князя, дабы прибегнуть к суду патриарха (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 11. С. 38). Это действие Свт. Дионисия было вполне канонично (см. 17 правило Четвертого Вселенского собора: «По каждой епархии, в селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, бесспорно имели оные в своем ведении и управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юрием Долгоруким в 1155 г. См. Новгородская. Упоминается в Никоновской лет. с 1156 г., где говорится, что по клевете был запрещен митрополитом. В 1157 г. был оправдан, а клеветники были митрополитом наказаны. В том же году был изгнан с кафедры, т. к. запрещал вкушение мяса в Господские праздники, попадающие на постные дни. Под 1160 г. сообщается о споре по поводу неканоничности поставления Ростовского епископа Леона (ПСРЛ. Т. 9. С. 207, 209–211, 221). Неканоничность заключалась в том, что до кончины, запрещения в служении или добровольного ухода, на кафедру не может быть поставлен другой епископ. Окончательное разрешение спор получил только в 1164 г. в Константинополе, о чем говорит Лаврентьевская лет. Константинопольский патриарх отдал кафедру Нестору, как канонично поставленному епископу (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 352). 5316 Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 348) «В лто 1159 Тогоже лта въугнаша Ростовци и Суздальци Лена епископа . зане оумножилъ бше цероквь граби попъу. («В год 1159. В этот же год выгнали ростовцы и суздальцы Леонтия епископа, так как он умножил попов, грабящих Церковь ».) (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 349). В 1160 г. по сообщению Никоновской лет. князем возвращен на кафедру (ПСРЛ. Т. 9. С. 221). По Воскресенской лет. в 1162 г. был опять изгнан князем с кафедры, но почти сразу возвращен, только на Ростов, а не в Суздаль (ПСРЛ. Т. 7. С. 76). В 1164 г. был окончательно лишен кафедры на суде у Вселенского Патриарха (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 352). Скончался по сообщению Ипатьевской лет. в 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634.) 5317 Суздальский игумен, «...предназначался Андреем Боголюбским на отдельную от Киевской митрополию во Владимире...», но был хиротонисан 16.07.1170 в Константинополе на Ростовскую кафедру, не признавал власти Киевского митрополита, был осужден на Киевском Соборе и казнен (утоплен) (Н.Д. Иерархия... С. 48). «...Патриарх, «польстяся дарам, постави его в Россию». Это было в 1169 году... Феодор, гордясь тем, что сан епископа он принял не от рук митрополита, а от Патриарха, не считал для себя нужным подчиняться власти первого ... вооружив против себя духовенство и мирян своей епархии, оставленный самим князем Андреем, имея в своем главном Судии митрополита Константина личного врага, Феодор не мог найти зашиты и пощады ни от кого и на четвертом Киевском Соборе (1169) был судим и осужден как преступник, но, может быть, далеко не такой, каким признан на суде...» (Иерархи Ростово-Ярославской паствы... С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5319 Из игуменов монастыря «святого Спаса на Берестовом». Первая дата – дата поставления, вторая дата – дата преставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 390, 407–408). Память в Соборе Ростово-Ярославских святых – 23 мая. 5320 Духовник Великого князя Всеволода Юрьевича «Большое Гнездо». Первая дата – дата поставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). «...Блаженный Иоанн ... отказался от епархии и удалился в Боголюбовский монастырь, где, приняв схиму, скончался...» 15.10.1214 (Иерархи Ростово-Ярославской паствы... С. 40–41). Последняя дата – и в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 66) В Воскресенской лет. под 1213 г. говорится об отречении от кафедры епископа Иоанна, причем он именуется Владимирским и Ростовским (ПСРЛ. Т. 7. С. 119). Память – 23.06 в Соборе Владимирских святых. 5321 «В лто 1214 Того же лта Кнзь Гюрги сынъ Всеволожь изведь Симона игумена блаженаго Рождества свтьу Богородица и посла и в Къуевъ къ митрополиту и постави и епископомъ Суждалю и Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). («В год 1214. В этот же год князь Юрий, сын Всеволода, вывел блаженного игумена Симона от Рождества Святой Богородицы (Богородицерождественского монастыря. – Авт.) и отправил его в Киев к митрополиту и поставили его епископом Суздалю и Владимиру».) Преставился 22.05.1226 (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449). См. Владимирская (Владимиро-Суздальская). Память – 23.05 в составе Собора Ростово-Ярославских святых. 5322 Первая дата – дата поставления, вторая дата – дата преставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438, 439). Духовник Великого князя Константина Всеволодовича. По его воле основал «первое на севере» дух. училище в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Погребен в Ростовском соборе (Титов A. А. Летопись о Ростовских архиереях. СПб., 1891. С. 7). 5323 Первая дата – год поставления по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439). Уточненная дата – см. Титов A. А. Ростовская иерархия... С. 26. «В лто 1228 Того же лта Кирилъ Ростовьскьуи и ставивъ епископью приде в Суждаль к святому Дмитрию .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 3. С. 365) («Много думали посадник, тысяцкий и все новгородцы, игумены и попы, и решили, чтобы не люди избирали, но чтобы избирал Бог и уповать на милость Его, кого Бог захочет и Святая София, того укажет. И выбрали трех человек: Алексия-монаха, ключника Собора Святой Софии, Савву, игумена Антониев монастыря, и Иоанна, священника храма святой Варвары. Положили три жребия на престол в Святой Софии, условившись между собой, что если, кого Бог захочет и Святая София, Премудрость Божия, чтобы был служащим у престола, того жребий останется на престоле. И избрал Бог , Святая София святителем человека благочестивого, разумного и обо всем рассудительного Алексия-монаха, и остался жребий его на престоле своем, и возвели его на сени (митрополичьих палат. – Сост.) согласно все новгородцы в сентябре, в 15 день, на память святого Христова мученика Никиты и посадили его (на управление кафедрой. – Сост.), пока не призовет его митрополит на поставление, ибо был тогда митрополит в Киеве, к нему послали послов. В ту же зиму был поставлен инок Алексий в Твери в диаконы и иереи Феодором, епископом Тверским».) Под 1360 г. в этой же лет. говорится, что Алексий отправился во Владимир на хиротонию. Далее он упоминается как архиепископ (ПСРЛ. Т. 3. С. 366). По данным Типографской лет., в 1376 г. оставил кафедру, но по настоянию новгородцев и митрополита вернулся (ПСРЛ. Т. 24. Стб. 132). В 1388 г., по данным Новгородской Первой лет., оставил кафедру и ушел в монастырь Святой Троицы на Деревянице (ПСРЛ. Т. 3. С. 94). Скончался 03.02.1389 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 475). 2997 Архиепископ Алексий, оставляя кафедру, благословил выбрать ему преемника из трех кандидатов путем жребия. Жребий пал на Иоанна, игумена Спасского монастыря на Хутыне. По Новгородской Первой лет., это событие произошло 7.05.1388 (ПСРЛ. Т. 3. Стб. 382). Был хиротонисан в Москве митрополитом Пименом 17.01.1389 (Воскресенская лет.; ПСРЛ. Т. 8. Стб. 52). В 1414 г. принял схиму и оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 405). Скончался 24.06.1417 (Никоновская лет.; ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПСРЛ. Т. 13, первая половина: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1904. С. 50-51. Там же. С. 66, 75. Обзор этих походов см. в исследовании: Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV - первая половина XVII вв.). М.: Эксмо, 2004. С. 104-110. ПСРЛ. Т. 13, первая половина. С. 119, 120. Там же. С. 125-126. Там же. С. 129, 130. Там же. С. 132, 134. Там же. С. 140. Там же. С. 142, 143. Там же. С. 145. Там же. С. 146. Там же. С. 147. Там же. С. 149. Там же. С. 151, 152. ПСРЛ. Т. 13, первая половина. С. 156-157. Там же. С. 223. Там же. С. 231. Там же. С. 245. Там же. С. 270, 273-274. ПСРЛ. Т. 13, вторая половина: Дополнения к Никоновской летописи, сохранившиеся в списках Синодальном, Лебедевском и Александро-Невском. СПб., 1906. С. 311. Там же. С. 320. Там же. С. 339. Там же. С. 367. Там же. С. 370, 383, 384, 386-387, 388, 392. Там же. С. 397, 399, 400. Там же. С. 402, 404. Там же. С. 407. ПСРЛ. Т. 13, вторая половина: Так называемая Царственная книга по списку Московской Синодальной библиотеки 149. С. 409, 414. Там же. С. 517, 522, 523, 529. ПСРЛ. Т. 20, вторая половина: Львовская летопись, часть вторая. СПб., 1914. С. 541. ПСРЛ. Т. 20, первая половина: Львовская летопись, часть первая. СПб., 1910. С. 242-244. См. издания: 1) литографированное - Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853; 2) факсимильное - Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием. Л. 312-317 об. См. также: Древние жития преподобного Сергия Радонежского/Собраны и изданы ординар. акад. Николаем Тихонравовым. М., 1892. С. 92-95 (2-я пагин.). О ходе этой войны см.: Волков В. А.Войны и войска Московского государства (конец XV - первая половина XVII вв.). М.: Эксмо, 2004. С. 68-75; Тарас А. Е. Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв. М., 2006. С. 183-200.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

1055 «По преставлении же блаженного Алексея митрополита Киевскаго и всея Руси взыде на его место святительское и на его степень некоторый архимандрит, именем Михаил, нарицаемый Митяй, да незнаемо здея, странно некако и необычно, облечеся в весь сан митрополич и возложи на себя белый клобук митрополич, и мантию митрополичю со источникы и со скрижалми, и крест злат с парамандою с златом и бисером усаженною митрополичю, и посох злат митрополичь, и печать митрополичю на себе возложи, и прочее, в весь сан митрополич сам себя постави» (ПСРЛ. Т. 11. С. 35). В 1379 г. отправился на поставлении в Константинополь, но, немного не доплыв, скончался (ПСРЛ. Т. 11. С. 39). «...Пред кончиною Св. Алексия вел. кн. Димитрий Иванович подготовлял преемника ему в лице Митяя, саном священника в Коломенском, потом вдруг архимандрите Спасского у дворца монастыря. Св. Алексий не хотел благословить его в преемники себе, потому что он молод в иночестве, но Цареградский Патриарх Макарий конечно узнав о желании князя иметь митрополитом Митяя, прислал грамоту на имя Митяя, в которой еще до рукоположения предоставлял ему полную власть над Церковью Русской. Митяй поселился в митрополичьем доме, надел белый митрополичий клобук, стал носить митрополичью мантию и жезл, в церкви садиться на митрополичьей месте, и распоряжаться казною и ризницею митрополита и править делами Церкви. Незаконный захват власти церковной и гордое обращение Митяя возмутило все духовенство. В 1379 г. Митяй с большою свитою отправился в Царьград за поставленном в митрополита, но погиб (предполагали насильственною смертью ) не доезжая до Царьграда, и погребен был в предместии Царьграда, в Галате...» (Боголюбский M. C., прот. Московская иерархия. Митрополиты. M., 1894. С. 10). 1056 По Воскресенской лет., был поставлен в 1377 г. в Константинополе по смерти Митяя, после чего вернулся на Русь, но не был принят Великим Князем, был схвачен и отправлен в заточение (ПСРЛ. Т. 8. С. 32). Но эта датировка является сомнительной, т. к. смерть Митяя следует отнести к 1379 г. (см. прим. 8) По летописи Авраамки, возвращение датируется 1380 г. (ПСРЛ. Т. 16. С. 119), что представляется более предпочтительным, т. к. для интриг и согласований в Константинополе нужно было время, а поездка Митяя началась летом, следовательно, в Константинополь делегация прибыла в конце лета – начале осени. Наиболее вероятный год возвращения – 1380. В 1382 r., по Воскресенской лет., был возвращен на кафедру. По Супрасльской лет. Пимен в 1385 г. отбыл в Константинополь (ПСРЛ. Т. 17. С. 43), откуда вернулся только в 1388 г. (ПСРЛ. Т. 17. С. 44). В 1389 г. в третий раз отправился в Константинополь, где и скончался (ПСРЛ. Т. 8. С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И говорили некоторые князю: «Есть иеродиакон в монастыре Святого Георгия, по имени Спиридон, он достоин». А другие предлагали Иоасафа, епископа Владимирского и Волынского, а другие Гречина (Грека, или Григория, или Георгия): «Кого изберет митрополит, тот будет нашим отцом». И сказал князь Михаил: «Положим три жребия, который Бог изберет». И положили на Святом Престоле, написав имена, и послали из гридницы владычной княжича Ростислава, чтобы он выбрал того, кого выбрал Бог в служители себе и пастухом словесных овец для Новгорода и для всей его области, и выпало – Спиридон. Тогда послали за ним в монастырь и, приведя, поместили на дворе (архиепископском), до того как он отправится для поставления в Киев.) Был хиротонисан в Киеве в 1230 г. и прибыл в Новгород 19.05 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 276). Преставился в 1249 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 304). 2989 Был поставлен в Новгороде митрополитом Кириллом при сослужении епископа Ростовского Кирилла (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 304). Скончался 21.10.1274 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 322, 473), причем по желанию новгородцев сам назначил себе преемника (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 10. С. 152). 2990 Иоанн – игумен Юрьевский до 1274 г., упоминаемый на Новгородской кафедре в 1274 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Следовательно, владычествовал несколько месяцев. Архиепископ Далмат перед смертью предложил Новгородцам несколько кандидатур для своего преемничества. Среди них был и игумен Иоанн, но окончательный выбор новгородцы сделали в пользу Климента. «В лто 1274. Преже преставлениа Далматова посадникъ Павша с мужи старишими биша чоломъ Далмату: «кого, отче, благословишь на свое мсто пастуха и учителя». Далмат же нарече два игумена: святого Георгиа Иоана и отца своего духовнаго Климента: «коего соб излюбите, того вамъ благословлю». Иде посадникъ на Иоанна дворъ, и созва новгородци, и сказа имъ слово Далматово; и възлюбиша вси Богомъ назнаменана Климента, и благослови его Далмат своею рукою, и по преставлении Далматов послаша в Кыево ставится». (Никоновская лет.; ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

НПЛ. С. 421. Смоленский князь Юрий выдал Исидору Симеона Суздальца. Он просидел «во двоих железех» всю зиму 1440/41 г. См.: Симеон. С. 69). РИБ. Т. 6. 62. Стб. 534; Попов А. Указ. соч. С. 376; Послание великого князя Василия Васильевича 1441 г. к проту и инокам Афонской горы о действиях митрополита Исидора и об осуждении его церковным собором//Летопись занятий Археографической комиссии. Вып. 3. СПб., 1865. Прил. С. 35. ПСРЛ. Т. 25. С. 259. ПСРЛ. Т. 12. С. 41. Принимая это сведение как реально отражающее действительный ход дел и инициативную роль в событиях великого князя, А.М. Сахаров полагал, что первоначально иерархи русской церкви выступали за унию, так как отказ от нее усиливал власть Василия II и давал ему право назначать и смещать митрополитов (см.: Сахаров А.М. Церковь и образование Русского централизованного государства//Вопросы истории. 1966. 1. С. 54). Никаких данных в пользу этой умозрительной схемы нет. Русские иерархи выступили против унии сразу же после приезда Исидора в Москву. См.: Казакова Н. А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор». С. 72; Шпаков А.Я. Указ. соч. С. 119. ПСРЛ. Т. 23. С. 150. Митрополичий дьяк Карло писал митрополичьи акты в 1453—1458 гг. (АФЗХ. Ч. I. 115, С. 107; 126. С. 118; 201. С. 180; 307. С. 257); около 1450 г. посылался Ионой к Казимиру IV (ААЭ. Т. I. 49. С. 37). ПСРЛ. Т. 26. С. 194 (в среду крестопоклонную); ПЛ. Вып. 1. С. 45-46; Вып. 2. С. 47, 134-135. РИБ. Т. 6. 62. Стб. 534; Летопись занятий Археографической комиссии. Вып. 3. Прил. С. 36. В Густынской летописи утверждается даже, что Исидор «от священного собору осужден бысть на сожжение» (ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1843. С. 356). РИБ. Т. 6. 62. Стб. 525-536. По Е.Е. Голуби некому и А.М. Сахарову, из Константинополя на послание получен был отрицательный ответ (см.: Голубинский. С. 479; Сахаров А.М. Указ. соч. С. 55). ПСРЛ. Т. 26. С. 194; ПЛ. Вып. 1. С. 44; Вып. 2, С. 47, 135. Попов А. Указ. соч. С. 378; ПСРЛ. Т. 6. С. 162. Это сведение принимает Е.Е. Голубинский (см.: Голубинский. С. 457).

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Заложена в 1225 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 447). Правильно: 1234 г. (дата окончания строительства) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 460). Возможно, летописный термин «щетициници» (так!), «щетиници» (Новгородская первая летопись. С. 31, 219) обозначает жителей Щитной улицы в Новгороде. Правильно: Доманежич (Новгородская первая летопись. С. 35) — отчество от славянского личного имени Доманег. В летописи (Новгородская первая летопись. С. 37, 227) ктитор церкви назван «Радъко» — очевидно, от славянского имени Радослав или т. п.; формы «Родка» (от имени Иродион) ни в одном списке нет. Правильно: 1172 г. (Новгородская первая летопись. С. 34, 222). Дата освящения (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634). Дата освящения: 1 января 6705, т. е. 1198 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707). И в том, и в другом случае даны даты освящения (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 652, 706). 1180 г.— это год смерти Романа Ростиславича, в Похвале которому летописец упоминает о создании князем храма св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 617), вероятно, в загородной резиденции князя. Следовательно, датировать построение храма приходится в целом периодом княжения Романа в Смоленске, т. е. 1159–1180 гг., возможно — 1173 г. (Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. С. 135). Равным образом и 1197 г.— всего лишь дата, под которой по случаю кончины Давыда Ростиславича смоленского в летописи помещена похвала этому князю (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 703). Итак, и здесь датировка широка — 1180–1197 гг. Попытки уточнить ее недостаточно обоснованы (Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска. Л., 1964. С. 77–78). Имеется в виду Волжская Булгария. Археологические данные, особенно берестяные грамоты, вносят много нового в наши знания об этом новгородском иконописце, в крещении Елисее (Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981). О белокаменной резьбе владимирских и боголюбских храмов с подробной трактовкой ее сюжетов см.: Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969. Речь идет о феврале 6677, т. е. 1170 г. (Новгородская первая летопись. С. 33).

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010