678 О классификации душевных способностей см., например, у Геффдинга: Очерки психологии. 5–е русск. изд. стр. 89. 679 Относя вслед за Немезием φανταστικν – способность представления (и воображения, как свобдной комбинации представлений), функционирующую чрез посредство пяти органов чувств, к неразумной части души (De fide orth. I. II, c. 17. Μ. P. t. 94, col. 933 В – русск. перев. стр. 88: ср. Немезия цит. соч., гл. 6, стр. 90 и след.), Дамаскин является не вполне последовательным. Непоследовательность же эта есть результат эклектизма Немезия и Дамаскина, пытающихся соединить учение Платона о неразумной душе с Аристотелевским учением о чувствовании, как свойстве животной души. 680 De fide orth. I. II. с. 22. М. P. t. 94. col. 941 С. Русск. перев. стр. 95: ср. t. 95, col. 232 В. 681 Ibid. coll. 941–949. Русск. перев. стр. 95–100. Ср. Максима Исп. Ad. Marinum М. P. t. 91, coll. 12–21. 682 De fide orth. I. II, c. 17–20. М. P. t. 94, coll. 933–940. Русск. перев. Стр. 88–93. Ср. Немезия цит. соч. гл. 6–13, стр. 90–113. 685 De fide orth. I. III, с. 18. М. Р. t. 94, col. 1073 А. Русск. перев. стр. 179. Ср. Григория Богосл. Послание 1 к Кледонию против Аполлинария, твор. ч. IV, стр. 164; его же слово 28, о богословии второе, твор. ч. III, стр. 26. 686 Не без влияния на Дамаскина осталось и учение Аристотеля об энергии. Определяя понятие энергии. Иоанн энергиями называет между прочим исчисленные познавательные и волевые способности (De fide orth. I. II, с. 23. М. Р. t. 94, col. 949 А. Русск. перев. стр. 101); а страсть определяет, как энергию, направленную несогласно с природою (Ibid. с. 22, col. 941 А. Русск. перев. стр. 94–95). Энергией называет он и «первую вечно движущуюся силу разумной души, т. е. ее разум, естественным образом постоянно из нее изливающийся». Lbid. с. 23. col. 949 В. Русск. перев. стр. 101. 687 De fide orth. I. II, c. 27. M. P. t. 94, col. 960 С. Русск. перев. стр. 109. Ср. Григория Богосл. слово 29, о богословии третье, твор. ч. III, стр. 48; его же послание I и II к Кледонию против Аполлинария, твор. ч. IV, стр. 162, 170 и др. Желая выразить ту истину, что Христос имел полную природу человеческую, Дамаскин неоднократно повторяет, что Он воспринял нашу «плоть, одушевленную душою, одаренною как разумом (словом), так и умом (…ψυχ λογικ τε κα νοεp)». De fide orth. I. III. c. 2. Μ. P. t. 94, col. 985 В. Русск. перев. стр. 122–123; см. еще стр. 134, 137, 150, 152, 180 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

70 Св. И. Злат. против иудеев слово восьмое. Стат. 1 по изд. 1850. Спб. III. 641. В Хр. чт. 1843. II. 388. 389. 75 Св. И. Злат. 6. о Дав. и Сауле 2. Беседы к Ант. вар. По изд. 1849. Спб. т. 2. стран. 168. 169. 76 Св. И. Злат. на 1 посл. к Фессал. б. 3. стат. 5. По изд. 1859. Спб. Стран. 53. В Воскр. чт. год пятый, стр. 113. Св. Злат. б. 3 на слова 2Кор.4:13 . Б. на разн. м. Св. Пис. Изд. 1863. Спб. т. 3. стран. 47. Сн. пр. Нила Пис. кн. 3. письмо Децемв. Фарисманину. По изд. 1859. Моск. III. 248. 87 Св. авв. Дороф. слово о том, чтобы .мы старал. искорен. страсти... Хр. чт. 1831. XLII. 142–144. 89 Св. Исаак. Сир. сл. 44. О том, к. рассуд. долж. Проб. на безмолв. По изд. 1854. Моск. стр. 230. 231. 91 Св. авв. Дороф. слово о том, чтобы мы старал. искорен. страсти... Хр. чт. 1831. XLII. 151–157. 106 Св. Исаак. Сир. посл к преп. Симеону Чудотворцу. По изд.. 1854. Моск. стр. 304 В Хр. чт. 1821. III. 120. 111 Исих. пресвит. к Феодулу душепол. и спасит. слово о трезвен. и доброд. Глав. 74. Хр. чт. 1827. XXV. 163. 117 Пр. Макар. Егип. 6. 40. стат. 1. По изд. 1852, Моск. стран. 360,361. Сн. его же слово 1. гл. 8. стран. 408; слово 2 е, гл. 16. стран. 496. 120 Св. Исаак, Сир. слово 85-е, содерж. в себе исполн. пользы советы... По изд. 1854. Моск. стран. 493. В Хр. чт. 1829. XXXIV. 266. 129 Пр. Макар. Егип. б. 24. Сост. христиан подоб. купле... Стат. 2. По изд. 1852. Моск. стран. 243. 134 Св. Исаак. Сир. слово 58. О том, что Бог на пользу душе попустил... По изд. 1834. Москв. стран. 372. 141 Св. священномуч. Зинона еписк. Веронского о надежде, вере и любви. Хр. чт. 1843. II. 362–365. 142 Св. Дим. Рост. Алфав. духовн. ч. I. глав. 12. По изд. 1827, Моск. т. 1. стран. 312. Св. Дим. Рост. Поуч. на усекн. честн. главы св. И. Прет. По изд. 1827. Моск. т. 3. стран. 216. 143 Св. И. Злат. против иудеев слово восьмое. По. изд. 1850. Спб. т. 5. стран. 641. В Хр. чт. 1843. II. 389. 390. 144 Св. Дим. Рост. Поуч. на усекн. чесн. Главы св. И. Предт. По изд. 1827. Моск. т. 3, стран. 216. 146 Св. Димитр. Рост. Летопис. четв. тыс. пят. ста л. деян. По изд. 1827. Моск. т. 4. стран. 102. 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

1300 Perfectus homo, commixtio et adunatio est animae, assimentis Spiritum Patris, et admixta ei carni... (adv. Haer. V, 6, n. 1; cf. n. 1; 12, n. 1). 1306 Разговор между Еранист. и Прав. о несл. соединении естеств во Христе, Хр. Чт. 1846, ч. 1, стр. 337. 1310 Justin, περ ψυχς; Tertull. de anima; Greg. Nyss. περ ψυχς; Augustin. de anima et ejus orig.; Nemes. de nat. homin.; Maxim. de anim. etc. 1312 Феодорит. Краткое изложение Бож. догмат. гл. IV, в Хр. Чт. 1844, IV, 219. Nemes. de nat. homin. cap. II. 1313 ‘ τι υτις κα σματος, καταλλλως τ δα φσει νεργουτε κα κινουμνη ... De anim. et ressurr. p. 189, t. III, ed. Morel. 1315 “Что существо наше? Это – душа, которой живем, существо тонкое и духовное, не имеющее нужды ни в чем обременяющем; это – тело, которое дал Творец душе колесницей в жизнь” (слово 21 о том, что не должно прилепляться к житейскому..., в “Творениях Святых Отцов” VIII, 330). 1316 Animam non esse corpoream non me putare, sed plane scire, audeo profiteri, (De genes. ad litt. XII, 33, n. 62; cf. VII, 15 n. 21). 1317 “Душа наша есть существо простое, одаренное разумом и бессмертное”. (Краткое изложение Бож. догм. гл. IX, в Хр. Чт. 1844, IV, 218). 1318 “Душа есть существо живое, простое, бестелесное”... (Точн. Излож. Прав. веры II, 12, стр. 92). 1319 Euseb. in Luc. XII, 24; Praepar. Evang. XI, 27; Nemes. de natur. homin. cap. 2; Tit. Bostr. Manich. 1, 26; Anastas., in Mai 7, 1 p. 179; Maxim. de anima. 1321 Τν ρχν νοερν κα δυνμενον αρεσθαι τα’ αληθ κα ε πρττειν τ γνος τ νθρωπινον πεποηκεν (Apolog. 1, cap. 28; Cf. Dialog. cum Thryph. CII). 1323 Iren. adv. haer. IV, 37, n. 2, sq. 39, n. 17 sq; Tertull. Adv. Marcion. II, 5, 6; de anima XXI, XXII; Clem. Alex. Strom. II, 4; III, 9; IV, 23; V, 13; VI, 12; Origen. de Princip. II, 9, n. 6; in Matth X, n. 2. 1325 Tatian. adv. Graec. 7; Tit. Bostr. adv. Manich II, 3; Chrysost. In Genes. homil. XIX, n. 20, n. 3; XXII, n 1; Augustin. de lib. arbitr. II, 3; Ephrem. de libert. T. III, p. 434, ed. Graec., Cyrill. Alex. adv. antrop. c. II; epist. LV; Nemes. de nat. hom.c. XXIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

303 Беседа на день муч. Гордия. Тв. Св. Отц. т. VIII. стр. 294. изд. 1858 г.; Бесед. на 40 мученик. Там же. стр. 307. 304 Слов. 7 надгроб. брату Кесарию. Тв. св. Отц. т. 1. стр. 258. изд. 1843 г.; Слов. 43. надгробн. Василию. Там же, т. IV. стр. 138. изд. 1844 г. 312 См. Ефр. Сир. слов. на почивш. о Христе. Тв. ч. III, стр. 389. изд. 1882 г.; Васил. Вел. Бесед. о том, что Бог не виновник зла. Тв. св. Отц. m.VIII, стр. 145, – Толков, на Ис. гл. 5. ст. 14; Григ. Нис. О душе и о воскрес. Тв. т. IV. стр. 257. изд. 1862 г.; Григ. Богосл. Слов. 29. Тв. св. Отц. т. III, стр. 75; Ин. Злат. Похв. слов. св. муч. Вирин. и Прискул. Слов. и бесед. на разн. случаи, т. 1. стр. 244. С.-Петерб. 1864 г; Епиф. Haeres. 69. п. 62. Иероним. Comment, in Eccles. с. 3. у. 18–20; Август. De anima, lib. II, с. 4. п. 8. 319 Св. Амвросий говорит: «Пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного воздаяния. Одних ждет наказание, других – награда, – и, однако ж, ни те не остаются без страдания, ни эти без наслаждения» (De bono mortis, с. 10). 320 Бл. Августин пишет: «Все души, отшедшие из мира, имеют различные, себе, воздаяния: добрые имеют радость, злые – мучения. Но, когда последует воскресение, тогда и радость добрых сделается полнее, и мучения злых будут тягчее, поскольку они начнут страдать вместе с телом» (Tract. in Ioan. 49). 329 Слов. 7 надгроб: брат. Кесар. Тв. св. отц. т. 1, стр. 258; Слов. 8 над гроб. Горгон. Там же. стр. 288. изд. 1843. 330 Orat. in S. Philogon. Opp, t. I. p.494. ed. Montfauc.; Homil. 1. in ep. Hebr. n. 4; Homil. 3. in ep. Philip, n. 3. 332 Слов. 14, о любви к бедн. Тв. св. Отц. т. II. стр. 5. изд. 1843 г.; снес. слов. 27, против евномиан. Там же, т. III, стр. 13. 1844. г. 343 Orat. de S. Theodor. Opp. t.III. p. 585. ed. Morel.; Похв. сл. преподоб. Ефрему. Тв. Григ. Нис. ч. VIII. стр. 293. изд. 1872 г. 359 Enehirid. ad Livrent. Opp. t VI. p. 163. Antverp. 1701 an; снес. De civit. Dei. lib. XXL c. 26. Кроме того, Августин, в сочинении своем о граде Божием еще пишет: «Временные мучения претерпевают одни в, настоящей только жизни, другие – после смерти, а некоторые – теперь и тогда, но, во всяком случае, раньше оного строжайшего и последнего суда. И те, которые претерпевают временные муки после смерти, не все идут в вечные мучения, имеющие быть после этого суда. Ибо, как выше я сказал, некоторым прощается в будущем веке то, что не прощается в настоящем ( Мф.12:32 ), т. е. они не будут подвергнуты нескончаемым мучениям будущего века» (De civit. Dei. lib. XXI. с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

206 См. напр. Григория Нис. – Об устроении человека (I ч. в рус. пер.). Василия В. – Бес. 3, на сл. внемли себе (IV ч. 44–46 стр.). Блаж. Феодорита – О промысле. Сл. 3–5 (в V т.). 207 Довольно подробное обозрение откровенного учения о душе человека см. в ст. Воронцева А. Учение Библии о душе человеческой (Пр. Соб. 1900 г. II–III ч. и в отд. изд.). 208 «Для чего земля изводит душу живу?» спрашивает Василий В., и отвечает – «чтобы знать различие между душою скота и душою человека. Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть ( Лев.17:11 ), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, а истлевшая плоть разлагается в землю, то по всей справедливости душа скотов есть нечто земное» (На Шестодн, бес. 8. Твор. Вас. В. ч. I Москва 1845 г. 138 стр.). 210 См. по этому вопросу ст. О трехчастном составе человеческого существа (Чт. Люб. дух. просв. 1892 г. Март–Апр.), – Стукова Ф. Заметка относительно смысла учения св. Писания о трехчастном составе человека (Пр. Соб. 1885 г. Мар.), также у А. В. Мартынова прот. Антропология св. Григория нис. 215–229 стр., у В. Мышцына Уч. ап. Павла о законе дел и законе веры. 1894 г. 2 гл. 211 Платон различает в человеке две души – высшую, разумную и бессмертную, имеющую, божественное происхождение (νος), и душу низшую, неразумную, животную, имеющую разрушиться вместе с телом (силы ее – τ θυμικον, т.е. раздражительность и τ πιθυμιτικν – вожделение). В учении Платона и его последователей мысль о трехчастном составе человека получила наиболее развитую форму, но она встречается уже в древних религиозных вероучениях востока и у иудейских раввинов. 214 Примеры этого см. у м. Макария, Догм. Бог. 1 т. §80, также у пр. Сильвестр а, Оп. Догм. Бог. III т. § 35. 215 Бл. Феодор. Разг. между Еран. и прав, о несл. соедин. естеств во Христе (Хр. чт. 1846 г. I ч. 337 стр.). Сокр. из догм. XI гл. (VI ч. 46 стр.) См. также у Григория Нис. Опроверж. мнений Аполлинария (VII ч. твор. в рус. пер). Подробное опровержение подобного же заблуждения манихеев сделано блаж. Августином в соч. De duab. anim. contr. Manich.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1233 Именно в апокриф. Деяниях Петра (Lipsius, Die apokryph. Apostelgeschichten und Apostellegenden Bd. II, 1. 1887. Lipsius et Bonnet, Acta apostolorum apocrypha. 1801), у Иустина (I Апол. гл. 26. 56 и Диалог гл. 120), Иринея (Пр. ересей I, 23. 1–4), Тертуллиана (О душе гл. 34. 57. Апол. 13), Ипполита (Philosoph. VI, 7–18, 19–20. X. 12, IV, 51), Климента Ал. (Стром. II, 11, 52; VII, 17, 107. 108), Оригена (Пр. Цельса I, 57; V, 62; VI. 11), в Дидаскали (VI, 8, 91 и Апост. Пост. (VI, 7, 8, 16), в Климентинах (Homil. 2, 18–34; 3, 2; 4, 2. 4 и мн. др. Recog. 1, 70, 72; 1, 7– 15; 3, 47 и мн. др.), у Евсевия (Ц Ист. II. 1, 72–15; IV, 22. 5), Епифания (Ер. 21), Кирилла Иер. (Сл. оглас. VI, 14–15; XVI, 6), Псевдо-Тертулл. (Carm. adv. Marc. I. 157 – 159), у Ариобия (Adv. gent. II, 15), Псевдо-Киприана (de rebapt. 16), Псевдо-Августина (De haer. 1), Филастрия (haer. 29), Дидима Ал. (De trinit. III, 19, 42), Григория Наз. (Orat. 23, 16; 44, 2), Феодорита (Haer. fabul. I, 1). Указатель мест дан Вайтцем в трактате о Симове волхве в Real Encyklopadie v; Hauck. Bd. XVIII (1906). S. 351–352. В Самарянской литературе о Симоне говорится в хронике Абульфата (р. 157) и Адлера (р. 67). 1235 Ср. Филастрий, de haer. с. 29: „dicens, se esse virtutem dei,quae supra omnes virtutes esset. Quem samaritani quasi patrem venerantur.– dicens, se transformatum putative id est quasi per umbram, et ita se passum fuisse cum non, inquit, pareretur. Бл. Иероним: „ego sum sermo dei, ego speciosus, ego paracletus, ego omnipotens, ego omnia dei” (in Matth. XXIV, 5. Migne, t. 24, 176). Св. Кирилл Uep. VI, 14 : „Он то (Симон) – первый хульными своими устами осмелился говорить о себе, что он на горе Синае явился, как Отец, а впоследствии у иудеев не во плоти, но в призраке явился, как Христос Иисус, после же сего явился и как Дух Святый”. 1236 Стром. И, 11, 52: ο δ μφ τν Σμωνα τ σττι, δν σβουσιν, ξομιοδσθαι τρπον βολονται. 1237 Waitz, Simon М. in der altchr. Literat. в Zeit. f. neut.Wiss. 1904. S. 1.38: „В известиях о Симоне, которые указывают нам на Александрию, отсутствует миф о Елене. Климент Ал. его не называет, по- видимому, и Ориген также не знал его. Цельс упоминает (Пр. Цельса V. 82), что Симониане назывались также Елениавами потому, что они воздавали почитание некоторой Елене или какому-то Елену, который был их учителем. Т.о., он слышал нечто о симонианской Елене, но, не зная, что с ней делать, связывает ее с знаменитым прорицателем древности Еленом. Ориген , по-видимому, не много более знал об этом, чем Цельс ибо незнание или непонимание Цельса относительно Елены прошел молчанием, – знак, что и он о Елене ничего не знал”.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Ин. VI,6. 104 " Против Цельса " VIII,12. 105 Смотри Х. Крузель " Ориген и мистическое создание " , 1961, стр.34, об идее сопричастия и ее месте в оригеновской концепции истины. 106 Ин. VI, Прэф. 8. 107 Смотри у Е. фон Иванка " Эллинистическое и христианское в ранневизантийской духовной жизни " , 1948, гл.1, о космологической природе тезиса Оригена. 108 Заметьте, как вновь появляется идея " природы " , когда к истине подходят с космологической точки зрения. Сравни выше и примечания 15, 26, 28. 109 У Ин. I,34. 110 Э. де Фэ " Ориген, его жизнь… " , III, 1928, стр.230. Сравни Х. Кох " Прониа и пэдевсис: Исследование об Оригене и его отношении к платонизму " , 1932, стр.63. 111 Важную попытку преодолеть это противоречие в современном богословии мы находим у В. Панненберга; смотри особенно его " Откровение как история " , Лондон, 1969. 112 Игнатий " Магн. " , 1,2; Еф.3,2; 7.2, 20,2; См. 4.1 и далее. 113 Аристотель, " О душе " , 402 а–б, 431б, 434б. 114 Сравн. среди прочих С. Марер, " Игнатий Антиохийский и Евангелие от Иоанна " , 1949, о знании Игнатием четвертого Евангелия. 115 Игнатий, Еф.17,1; 20,2. Истина идентична " учению о нетогенности " , Магн.6.2. 116 Например, Ириней " Против ересей " , III,19.1, IV,38.4. 117 Там же, IV, 36.7. 118 Игнатий, Еф.20,2. 119 Отметьте замечательную параллель между пониманием евхаристии как " лекарства бессмертия, противоядия против смерти " у Игнатия (там же) и ее описанием у Иринея как " противоядия жизни " ( " Против ересей " , III,19.1). 120 Ириней " Против ересей, IV,18; V, 2.2, 17.5, IV, 18; I,4. Сравни А. В. Циглер, " Хлеб наших полей: Введение в евхаристическое учение св. Иринея " , 1960, стр.21–43. 121 Ириней, " См. " ,7,1. 122 Ириней, " Против ересей " , IV,20.5. 123 Детальное обсуждение источников относительно этого аспекта проблемы смотри у И. Д. Зизиуласа, " Единство Церкви в евхаристии и епископ в первые три века " , 1965, на греч. языке, особ. стр.87–148. 124 Ириней, " Против ересей " , V,20.5. 125 Это следует подчеркнуть в связи с Игнатием и Иринеем. Оба изображались, особенно библейскими учеными как вводящие в евхаристию более или менее языческие понятия. Одним таким случаем, например, могло бы явиться знаменитое выражение Игнатия " лекарство бессмертия " . Тщательное изучение мышления Игнатия как единого целого открывает, однако, что для него евхаристия не является " фармакон афанасиос " в силу обладания в ее " природе " потенциала для жизни или возможности жизни в смысле, предлагаемой греческой идеей " фисис " . Евхаристия, как ее определял Игнатий, выше всякого общения, выражаемого собранием общины вокруг епископа. " Бессмертие " евхаристии следует искать в этом событии общения, а не в " природе " евхаристии как таковой. 126

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

398 Кан. Ипп. 184. Егип. кан. 50. 399 Кан. Ипп. 175. 400 Кан. Ипп. 205. 401 Завещ. II, 25. 402 Егип. кан. 58. 403 Завещ. II, 14, 16. 404 Кан. Ипп. 186. Егип. кан. 53. 405 Там же. 406 Кан. Ипп. 187. 407 Неуверенное чтение. 408 Егип. кан. 54. 409 Дидаск. II, 28. 410 В евхаристических молитвах «Учения 12 ап.» содержится прошение как будто противоположное: «да прейдет мир сей». Так за это короткое время переменилось настроение христиан. Нынешнее литийное прошение «о состоянии ( καταστασεως , прочности) всего мира» т.о. существовало уже в III в. на богослужении. 411 Терт . Апол. 1, 39. 412 См. выше стр. 79. 413 См. выше 49. 414 Замечательно, что песнь «Теб поем», являющаяся в нашей литургии с древнейших ее списков (Барберинова VIII в.), составляет по «Завещанию» характерную часть утрени и не имеется в литургии. 415 «Завещание» I, 26—28. 416 Rahmani : pro (feminis) presbyteris. 417 «Завещание» I, 35. 418 В «Завещании» I, 34 указано «возложение руки на оглашенных» после чтений и поучения, Но в I, 4 замечено, что оглашенных удаляются, когда для верных начинается чтение Нового Завета и евангелие. Второе — д.б. остаток древнейшей практики, когда до крещения не вверялась оглашенным тайна новозав. писаний. 419 Пост. Ап. VIII, 10. 420 Там же II, 57. 421 Rahmani , Testamentum 177. 422 Пост. Апост. II, 57. VIII, 5. 423 Rahmani , Teatamentum 171—2. 424 Didascalia arabica 35. Funk . Didascalia et Constitutiones apostolurum, vol II. Testimonia et scripturae propinquae. Paderb. 1906, S. 129. 425 Didasc. arav. 38. Funk , Did. v. II, S. 132. 426 Тертуллиан , О душе гл. 9. 427 Завещание I, 32. 428 Завещание I, 43. 429 Тертуллиан . О венце воина, 3. 430 См. выше стр. 76. 431 См. выше стр. 79. 432 См. выше, стр. 82. 433 Сократ , Церк. ист. V, 22. 434 Завещ. I, 28, см. выше стр. 89 435 Тертул . О молитве, 6 436 Кипр . О мол. Госп. 18. 437 Ориг . на Быт. бес 10. 438 Терт . К жене II, 5. 439 Кипр . О падших гл. 26ю Избранные сочинения, пер. М. Протопопова Спб. 1803, стр. 251. 440 Терт . О мол. 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Что же касается до прообразовательного значения этого чуда, то мы знаем, что пребывание Господа нашего Иисуса Христа «в сердце земли» 1114 уподоблено пребыванию Ионы во чреве китовом. Но мы знаем еще, что «во гробе плотски, во аде же с душею» был Господь, который «сущим в темнице духовом сошед проповеда» ( 1Nemp. III, 19 ). Поэтому Иона есть еще прототип тех душ, которые обитали во мраке преисподней, когда Господь воззвал к ним и вызвал их к свету. Прежде однако освобождения своего из своего заключения Иона молится и кается перед Господом во грехе своем. Большая часть его молитвы состоит из частей псалмов, как видно из примечаний наших в нижеследующей молитве 1115 . Гл. II. Молитва Ионы Псалмы 2 . «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, 3 . И сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 . Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 . И я сказал: отринуть я от очей Твоих; однако я опять увижу святый храм Твой. 6 . Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 . До основания гор я нисшел, земля своими запорами на век заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 . Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. 9 . Чтущие суетных и ложных (богов) оставили Милосердаго своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение? 11 . «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу». Тогда возрожденный Иона получает вторичное повеление Господне: «Встань, иди в Ниневию» (III. 1–2). Иона в заточении и мраке молится и молитвой возвращается к свету правды. Молитва эта рисует скорбь и нравственное страдание, а не телесную муку. Конечно он вспоминает о своем ужасном положении, но в душе его преобладает скорбь о том, что он «отринут от очей Господних (Ионы II, 5) и вера, что он «опять увидит святой храм Господень» (id. ib.), и что «Господь выведет душу его из ада» (ст. 7). В этой молитве мы укажем еще, что как только Иона возложил печаль свою на Господа и обратился к Господу, тогда же воскресла в нем надежда, и он с верою восклицает (ст. 8): «молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? ( Исх. 17, 2 ). Ропот раздражает Бога: народ стал роптать в слух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана ( Числ. 11, 1 ). в) Библейские примеры наказания Божия за ропот. I. Доколе злому обществу сему роптать на Меня? Скажи им: в пустыне сей падут тела ваши ( Числ. 14, 27 – 29 ). Говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть (нам) в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из (сынов) израилевых ( – 21, 5. 6). II. Упрекали Мариаиь и Аарон Моисея, и сказали: одному ли Моисею говорил Господь: не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. И воспламенился гнев Господа на них. И вот Мариан покрылась проказою, как снегом. И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили. И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее! И сказал Господь: пусть будет она в заключении седьм дней вне стана, а после опять возвратится. И народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариань (Числ. гл. 12). III. Корей, и Дафав, и Авиром, и Авнан восстали на Моисея и с ними двести пятьдесят мужей. И разверзла земля уста свои поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества ( – 16, 1. 2. 32 – 33). IV. На другой день всеобщество сынов израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. И оказал Господь Моисею (и Аарону), говоря: отсторонитесь от общества сего, и я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои... И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву ( – 16, 41. 44 – 45. 49). д) В болезни не (Из творений святого И. 3латоустого).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010