II. В дни же праздников, в дни воскресные, в праздники с бдением, с полиелеем, с великим славословием, в дни предпразднства, попразднства, в отдание праздников поются антифоны, называемые «Изобразительными». Антифоны изобразительные состоят из псалмов. Первый антифон из 103 псалма: «Благослови, душе моя, Господа»; второй антифон из 145 псалма: «Хвали, душе моя, Господа». Первый антифон оканчивается пением «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Второй антифон оканчивается, после пения «Слава и ныне», тропарем «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон составляют «Блаженны». Под Блаженнами разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве ( Мф. 5:3–12 ), обещанном от Господа за разные добродетели. Стихи начинаются словами: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи»; во-вторых, под «Блаженнами» разумеются те церковные песнопения (тропари), которые поются на литургии за стихами о блаженстве, иначе сказать – песнопения, имеющие перед собою стихи о блаженстве, в этом последнем значении слово «Блаженны» в Типиконе и других богослужебных книгах чаще всего употребляется. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых. Начинаются же «Блаженны» словами исповедания разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», за каковое сподобился Царствия небесного, вечного блаженства. III. Антифоны праздничные состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1 антифона поется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2 антифона поется припев «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» или «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику), поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2 антифона, как и всегда, поется тропарь «Единородный Сыне». За каждым стихом 3 антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны в Типиконе называются «праздничными» и поются только в следующие праздники Господни: 1) Воздвижение Креста Господня, 2) Рождество Христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) неделю ваий, 6) неделю Пасхи и все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу (Тип., гл. 21). Антифоны праздничные находятся в последованиях Миней и Триоди на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2Пет.2:4 .  Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 2Пет.2:5 .  и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 2Пет.2:6 .  и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 2Пет.2:7 .  а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 2Пет.2:8 .  (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей, Апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего мира: суд над падшими ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством, кроме Ноя с семьею (ст. 5 см. Быт 6–8 ), и над нечестивыми городами Содомом и Гоморрою (ст. 6 Быт 19 ), кроме праведного Лота (ст. 7–8). Грех ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, Ап. Петр, а равно и Ап. Иуда в своем послании (ст. 6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование Быт.6:4 , согласно с некоторыми кодексами LXX-mu, Иосифом и Флавием (Antiquit. I, III,1), Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6–10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге проф. свящ. А. Глаголева – «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах». Киев, 1900, с. 201–205 примеч.). По Ин 8:44 , грех диавола состоял в отступлении или отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из 1Тим.3:6 по аналогии заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр 1:6 ). «Адский мрак», слав. «пленицы мрака», греч. σειρα ζφου, – синоним бездны Лк 8:31 . Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?.. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Действительно, за молитвы праведника, девочка эта осталась жива; а после нее рождавшиеся у этой женщины дети опять умирали. б) Беседы старца Серафима с монашествующими Много в это время обращалось к нему монашествующих из мужских и женских обителей; в числе их являлись к нему настоятели монастырей. Он излагал пред ними свои мысли об обязанностях настоятеля. «Настоятель – говорил он – должен быть совершен во всякой добродетели и душевные свои чувства иметь обучена долгим учением в рассуждении добра и зла ( Евр. 5:14 )». «Настоятель должен быть искусен в священном Писании: он день и нощь должен поучаться в законе Господнем; чрез таковые упражнения может он снискать себе дар рассуждения добра и зла». «Истинное познание добра и зла можно иметь только тогда, когда подвижник благочестия придет в сочувствие будущего осуждения и предвкушение вечного блаженства, что совершается в душе благочестивой, еще в здешней, земной жизни, таинственным и духовным образом». «Прежде рассуждения добра и зла человек не способен пасти словесных овец, но разве бессловесных; потому, что без познания добра и зла, мы действий лукавого постигать не можем». «А потому настоятель, яко пастырь словесных овец, и должен иметь дар рассуждения, дабы во всяком случае мог подавать полезные советы каждому, требующему его наставления; ибо, как говорит Петр Дамаскин (в Добротол. о назидании души добродетелями. Част. III, лист 52), несть всякий человек верен дати совет ищущим; но кто от Бога прием дар рассуждения и от многого пребывания в подвижничестве стяжа ум прозрителен». «Настоятелю должно иметь также дар проницательности, дабы из соображения вещей настоящих и прошедших мог он предусматривать и будущие, и проразумевать козни вражии». «Отличительным характером настоятеля должна быть любовь его к подчиненным: истинного бо пастыря, по словам Иоанна Лествичника , показует любовь его к своему стаду. Ибо любовь принудила распяться на кресте Верховного Пастыря (в книге к Пастырю, гл. 5, лист. 178 на обор.)». Другие из настоятелей, заботясь о спасении порученных их руководству братий, спрашивали о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

31. Святоотеческие изречения о подражании Иисусу Христу I. «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями» (Св. Иоанн Лествичник ). II. Св. Григорий Нисский сравнивает христиан с живописцами. «Каждый из нас, – говорить он, – есть живописец собственной своей жизни. Наша душа есть как бы полотно, добродетели – краски, Иисус Христос есть образец, с которого мы должны списывать». – Прекрасное сравнение! Как живописец имеет в уме, в воображении и перед глазами предмет, который хочет представит на полотне: так христианин при всех своих действиях должен устремлять взоры на Иисуса Христа. И как кисть, водимая рукою живописца, кладет на полотно цветы, подобные тем, какие он находит в образце: так воля наша, вспомоществуемая благодатию, чрез исполнение добродетелей, усматриваемых в Иисусе Христе, силится напечатлеть Его образ в душе нашей, и мы становимся более или менее христианами, смотря по тому, более или менее сходства имеем со Иисусом Христом. (Из «Цветн. дух.»). III. «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило и благочестие и добродетели, – пишет св. Василий Великий . Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности, подражали Первообразу. Ибо для того носил наше тело, чтобы и мы, сколько возможно, подражали Его житию. Поэтому, когда слышишь об Его слове или действии, не слегка, не просто и не как случилось, выслушивай это, но входи в глубину созерцаний, соделывайся причастником таинственно преподаваемого» (Подв. уст. гл. 1, в русск. пер. Т. 5, стр. 379). «Он оставил жизнь Свою, – пишет он же в другом месте, – в образец и начертание добродетели для всех хотящих жить благочестно, чтобы и прочие, взирая на сии черты, отпечатлевали в жизни своей подобный образ. Он Сам учит о сем: «аще кто Мне служит, Мне да последствует» ( Ин. 12:26 ), разумея не телесное за Ним последование, а точное, по возможности, подражание Его житию» (Там же, гл. 4, стр. 401–402).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Письмо 178. М.Н. Фудель [Начало января 1974, Покров] 1144 Дорогая и добрая моя Машенька. С радостью начинаю писать тебе, так как знаю, что, несмотря на все наши различия, мы в чем-то близки друг к другу и дороги. Это для меня большая душевная помощь. Часто изнемогаешь в жизни не от отсутствия здоровья или сил, а только от отсутствия истинной, духовной дружбы, согревающей сердце и просвещающей ум, дающей ему истинное познание мира. Я, кстати, всегда молюсь о тебе Богородице такой молитвой (из Канона): «Света твоего зарями просвети ее. Дева, мрак неведения отгоняющи»... 1145 Неведение это – опасная и тяжелая болезнь, и по возможности старайся от него освободиться. Но дается оно, как истинное духовное ведение, или познание, только любви. В тебе сердце от природы предрасположено к любви, но это предрасположение еще не стало постоянным фактом жизни, не овладело еще умом и познанием. Вот ты иногда плачешь, что твоя «жизнь бессмысленна», что она «проходит зря» и т. д. Но ведь она потому и представляется тебе бессмысленной, что ты не осознаешь необходимости наполнить ее любовью к людям, к людям, говорю, к каждой живой человеческой душе, а тем более к душе скорбящей и озлобленной. Только в любви к людям смысл жизни, только в этом выход из тупика погружения в себя самого, в свои удовольствия, в свои неприятности, прихоти и хотения. Это любовь духовная, хотя и не отрицающая любви к «Вите» или «Мише», но ставящая ее на свое место, на котором она уже не делается кумиром и языческим божком. Трудно писать обо всем этом. Но я опять вспоминаю молитву: «света твоего зарями просвети ее». Очень бы я, по любви своей, хотел тебе полноты земного благополучия, т е такого благополучия, которое не в сосисках и не в квартире с телефоном, а именно в сочетании необходимых земных благ с предвкушением и предначатием уже будущей вечной жизни, «миров иных» 1146 , как говорил Достоевский. Вот кончается твоя самая ранняя юность, начинается юность уже более поздняя, переходящая во «взрослость» 1147 . Дай же тебе Бог все больше проникаться смыслом жизни, этим веянием Вечности, ощущая которое все неприятности и даже страдания не кажутся страшными и вся жизнь делается теплой и благословенной. Твой неизменный Дед. С праздником Рождества тебя поздравляю! В эти дни не забудь помолиться о страдающей т Варе 1148 . 1144 Датируется по ссылке на возраст внучки, М.Н. Казаковой (урожденной Фудель). См. примеч. 4. 1146 См.: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. 6. Гл. III («Из бесед и поучений старца Зосимы»). Беседа «О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным». Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

10, 22. Пс 37, 5 и Пс 39, 13. Пс 39,13. Пс 37, 11,8,6,8. Пс 54, 22. Пост 3, 23, 24. Свети Исак Слово 55. московско 1834. године, 3, гл. 2. У наведеном месту западног писца надменост и самообмана излажу се тако изразито и сликовито да сматрамо да на одмет да понудимо сам текст: „Говори, Господе, слуга Слуга сам уразуми ме да познам сведочанства. Приклони срце речима уста, и нека реч падне као роса. Синови говорили су некада Говори нам, нека нам Господ не говори, да не бисмо умрли.’ не молим тако, Господе, не молим тако! Него са пророком Самуилом смирено и ревносно молим: Говори, Господе, слуга Нека ми не говори нити други пророк, него Ти говори, Господе Боже, и све пророке. Ти без можеш потпуно да ме научиш, а они без Тебе не могу имати никаквог успеха. речи могу да звуче, али Духа не Они изванредно говоре, али, када Ти нема врелине у срцу! Они преносе слова, али Ти откриваш смисао! Они али ти откриваш Они заповести, али Ти снагу за Они пут, али Ти духовну снагу да идемо! Они само извана, али Ти поучаваш и срца! Они али Ти плодове! Они вичу речима, али Ти слуху! И зато нека ми не говори Говори Ти, Господе, Боже вечна Истино. Да не умрем и останем бесплодан ако будем поучаван само а изнутра не будем врео, и да не буде на суду да сам реч чуо, а нисам испунио, да сам познао, а нисам обухватио, да ми поверено, а да нисам сачувао. Говори, дакле, Господе, слуга Ти имаш реч вечног живота.“ Дрскост ове надмене и изазива ужас и дубоку тугу у души на Православне цркве. Нема ту Нема скрушености духа! Нема одлучне према и с Богом! Таква уопште аскетских западних писаца. од неправилно завршава помахниталу овако: „Бацимо се, дакле, у Ово супротно света Источна црква деци: „Господе, када не бисмо свете имали молитвенике“, пева Црква у тропару на великом „и доброту нас како бисмо смели, Спасе, опевати Тебе, кога славослове непрестано ангели.“ У молебном канону Богородици Црква пева: „Ми, грешни и понизни, хитно сада Богородици и паднимо ничице у из дубине душе: ‘Владичице помози, сажали се на нас; пропадамо од мноштва одбити празне, тебе имамо као узданицу.'“ самообмане и демонске прелести онима нису на духовном подвигу по Православне цркве: они мисле да то Преводилац са латинског на руски ставио на поуке за читаоца. на II главу III на ту слику самообмане и уображености, он да читалац пре сваког побожног доведе себе у изнето у глави. Очигледно да се таквим слобода да се Свето писмо да се укида обавеза да се следи светих отаца прихватила Црква. То догмат протестантизма.

http://pravoslavie.ru/115201.html

511 См. о преп. Серапионе Синдоните и преп. Симеоне Христа ради юродивом: «Основы» Отдел III. Гл. 9. § 1. О целомудрии вообще. 515 Долину, как низину, лежащую у подошвы гор, можно уподобить в духовной жизни смиренной душе, которую попирают ноги возвышающихся (надмевающихся) вокруг гордецов («гор»). Однако, в результате, горы – пусты, голы, бесплодны, а долины богаты хлебом; так и в духовном смысле. У преп. Иоанна по-другому это место истолковано: трудность восхождения на горы и высота их приравнены к труду подвижничества и высоте добродетелей. Но мысль – о пользе смирения души – одна и та же. Вообще, как бы ни толковать, подвизающемуся нужно при этом всегда одно наблюдать – свою душевную пользу, а не «вострение» ума. Впрочем, и то сказать: если благодать нам помогает, она так именно и поступает, а если мы у ученых еретиков учимся бесовскому знанию, то, конечно, приобретем себе одно расстройство ума. 516 Этим не отрицается, конечно, вообще значение бодрствования. Сам же пророк Давид в другом псалме говорит: Бдех и бых, яко птица, особящаяся на зде [на кровле] ( Пс. 101,8 ). Но в данном случае, о котором у него идет речь, Бог его и без постов, «долулягания» и всего прочего помиловал. Может быть, обстоятельства ему и не позволяли тогда внешне подвизаться. Посему, если мы немощны, вознаградим упущение подвигов смирением; если здоровы, приложим и подвижничество, чтобы лучше смирить плоть. О силе бдения см.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 5. 519 Там же. Слово 25, 52. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 3. Принятие на себя подвигов. § 5. Виды телесного подвижничества. Гл. 3. § 1. Гнев. 522 Душеполезные поучения. С. 234. Ср. еще слова того же святого в: «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 1. Гнев. 523 Слова подвижнические. С. 236. Слово 53. О том, какую честь имеет смиренномудрие, и как высока степень его. 529 См. вполне справедливое рассуждение о молитве, в котором ее необходимость выводится из понимания религии как живого союза между Богом и человеком: Sabatier A. Esquisse d " une Philosophie de la Religion. Paris, 1897. P. 24–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Испов., III, вопр., и отв. 5. От сих добродетелей какие еще рождаются другие? Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. – Испов., III, отв. и вопр.10. VIII. О грехе Понятие о грехе; его происхождение; корень греха – самолюбие. Что есть грех? Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола или, как говорит Св. Писание, грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), т.е., грех есть преступление закона Божия и сие преступление, собственно, есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Испов., III, отв. на вопр.16. Злом надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. в тракт. о двух волях во Христе). Испов., I, отв. на вопр.26. Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. прав. Св. Апост., 77. Тогда токмо мы оскверняемся, когда грех , всякого смрада худший, соделываем... Афан. Великий, из Послания κ Аммуну монаху. О происхождении греха. См. ниже отд.2, XI гл. Корень греха – самолюбие. См. там же. Виды грехов: а) грехи смертные и не смертные; б) грехи вольные и невольные; в) грехи мысли и дела. По свидетельству Свящ. Писания, есть грех к смерти и есть к не смерти ( 1Ин.5:16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Испов., III, отв. на вопр.17. Смертный грех человек делает тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божиею, или когда не исполняет самоохотно и самопроизвольно повелений Божиих, отчего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает от благодати Божией и умерщвляет того, кем приводится оно в действие, потому мы и называем таковой грех смертным, согласно с словом Апостола: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех , хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Испов., III, отв. на вопр.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

197 Феофилакт: «Судятся и мертвые. Это видно…» Толков. на соборн. послания св. Апостолов, Казань, 1865, стр. 104. 198 Hoffmann. Schriftbeweis, 2-е Hälfte, 1-е Abth., S. 480–481; Kliefoth. Eschatologie, S. 103–105; Atzberger. Eschatologie. S. 255. 201 На это, по замечанию König " a (Die Lehre von Christi Höllenfahrt, S. 32), указывает самая форма выражения. Κρνεσϑαι употреблен аорист, а ζ – настоящее, так как первое означает действие, имеющее место только один раз, жизнь же, следующая за судом, – продолжающееся состояние. 206 Некоторые производят δης от ε, εδιος – всегда, вечный, другие – от корня δω – отвратительный (α privativ.), но из такого словопроизводства совершенно необъяснима jota subscriptum под α. 209 Из св. оо. большинство склоняется к той мысли, что ад находится в земле под ее поверхностью (Василий В. – на пр. Исаию, гл. V, ст. 14; твор., ч. 2-я 1845, стр. 222; Иоанн Димаскин – Точное изложение прав. веры, кн. III, гл. XXIX; цит. изд., стр. 197; Григорий Двоеслов – Собеседов. о жизни италийских отцев и о бессмертии души, кн. IV-я, гл. 42, 30, 35; изд. в русск. пер., Казань, 1858, стр. 344–345, 311–312. 322–323). – Мы имеем в виду не оспаривать это мнение, а только выяснить, может ли оно быть названо учением Св. Писания. 210 Ср. Григория Нисского : «никто не принудит нас под именем преисподних земли разуметь подземную область, потому что земля отовсюду равно окружена воздухом и ни одна ея часть не остается обнаженного от телеснаго покрова». О Душе и воскресении; твор., ч-я 4 (1862), стр. 250–251; ср. стр. 247–249. 211 Мейер полагает, что ад от центра земного шара простирается через всю атмосферу нашей земли, в которой господствует со своими ангелами дьявол ( Еф.2:2; 6:12 ), так что в центре находится геенна, а чем дальше от него, тем положение душ сноснее. – Кеерль расширяет область ада. Он понимает под небесами, о которых говорит Апостол Петр ( 2Пет.3:5 : небеса и земля составлены из воды и водою), мир планет на основании того общего признака, что они, как и земля, составлены из воды и водою. Так как эти небеса противополагаются Апостолом новому небу и новой земле, на которых будет обитать правда, и будут уничтожены огнем в день суда (ст. 7), то, следовательно, вся эта область бытия, обнимаемая понятиями неба в земли, подверглись проклятию за грех первых людей, подпала под власть дьявола ( Еф.2:2 ) и сделалась ареною их деятельности ( Еф.6:12 ). Отсюда он с вероятностью заключает, что местом пребывания душ грешников в первый период загробной жизни служит мир планет, включающий в себя и землю. – У Rinck " a – Vom Zustande... S. 112. Сам Rinck, а также Шплиттгербер (Tod, Fortleb. u. Aufersteh., S. 137–139) склоняются к этому же представлению местонахождения ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010