119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 129 Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26–27. 157 Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни. 161 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96. 162 «Помысл» (с греч. – логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158–159. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138–141. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57–58. Еп. Игнатий Брянчанинов . Отечник. § 81–82. С. 314. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194–195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159–160, 184–185. 265 Преп. Исаак Сирин . Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175–176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие – корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин . Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10–11; св. Максим Исповедник . О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107–115. Ср.: Свт. Григорий Синаит . Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, – говорит преп. Максим Исповедник , – около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

210 Так. об. епископ или священник при рукоположении получает начертание или печать на душе, каковая печать и называется священством. Поэтому, когда говорят, что священство остаётся неизгладимым, что священство ни запрещением, ни низложением не уничтожается, то разумеют это священство, т. е. ту печать или начертание, которая остаётся на душе рукоположенного во веки неизгладимой, хотя бы он был запрещён или низвержен, почему т. священства и не повторяется. Но в тоже время рукополагаемый, кроме того, ещё получает благодать Св. Духа и власть на совершение таин и преподание благодати Св. Духа другим, что так же называется священством. Значит, священством называется начертание или печать, которая творится благодатью Духа на душе рукополагаемого; священством же называется и благодать со властью преподавать благодать Духа и другим. Первого, т. е. печати, рукоположенный никогда не лишается, а второго, т. е. благодати и власти, через запрещение или низложение может лишиться, т. е. потеряет право совершать тайны и преподавать Духа Св., сделавшись мирянином. (читай выше). О неизгладимости первого сказано выше (209 прим.) а о лишении второго сейчас приведём свидетельства. «Таковым (последовавшим за Несторием), по изволению св. собора, совершенно быти чуждым священства». (III вс. соб. пр. 2, 5). «Не токмо таковых (празднующих пасху с иудеями) собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства». (Ант. I кн. пр. Ещё см. выше VI; Вас. в I, 51 прим. 195, стр. 196). 211 «Кое разнство епископа, или иереа, и чесо ради не хиротонисует иерей, понеже литургисует и крещает; Разная суть Духа дарования, говорит Симеон Сол., и овому убо дается сие: овому же оно дарование... ов же диакон, иже и литургикос от божественного зовется Дионисия, ов же иерей, иже и совершителен глаголется, яко даже до сего, еже таинства действовати могущь: не преподаяти же дарования, ов же есть иерарх, яко священнная и божественная вся действовати могущь и преподателен сих сый...Чрез тыя (апостолы) убо, и преемники тех архиереи, благодать яко свет всем преточествуется,. иерее же тоя благодати не имут, но токмо священнодействовати могут и крещати, и сих же без архиерейские не творят мощи (силы), мира же и хиротониц». (Лист. 404, вопр. 37). Он же говорит: «разно в нас тая (благодать) действует, и ового убо совершает и возраждает чрез крещение, оваго же мажет и печатствует миром, ового же иереа хиротонисует, и сего же разно... разная действа того ради, ниже иже крещение приимый, абие бывает иерей, ниже иже диакон быв, и пресвитера приемлет силу, ниже иже пресвитер хиротонисався, и епископа приемлет благодать но кийждо еже прия, прия, и ов убо в мальшей, ов же в вящшей есть силе, и диакон убо служит, иерей священнодействует, архиерей же хиротонисует, и дарования Божия подает и решити и вязати грехи властию обильствует». (гл. 32 л. 60). «Ему же (архиерею) единому вверена быша святая святых и тайны Божия», говорит св. Игнатий (читай выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

43 Serm. 3, р. 3. Всех возрожденных во Христе знамение креста соделывает Царями; а помазание Св. Духа освящает во священников». 45 Тайновод. поуч. 3. §§. 6. 7. Говоря о таинстве миропомазания, он поучает: «сохраните его непорочно: ибо оно само учит вас о всем, как вы слышали от блаженного Иоанна, так много любомудрствующего о сем помазании. Оно есть святость, духовное охранение телу и спасение душе». 48 In Ер. 1. Iolhan. tract. 3. §. 5. «Духовное помазание есть самый Св. Дух; его таинство состоит в помазании видимом». 56 У Фотия, в его библиотеке. Беседа на притчу о Блудном сыне: ς γρ εν τ δι τς βαπτσματος παλιγγενεσφ χα ςολ α σφραγς δωρες πνεματος αγς· ατω χα εν τ δι τς μετνοιας φαγγενσει… Сод. 271. р. 1439. 58 Seluaggio Antiquit. lib. III. cap. 6. §. 5. Marten. de antiq. Ecclesiae ritib. lib. 1.· cap. 2. 65 Толков. на Посл. к Рим. гл. 6. «Все мы, по преданному чину церкви крещены в водах сих видимых и· с хризмою видимою». Смотр. выше. 72 Contr. Lucif. cap. 4. «Quodsi obloqueris, quare in Ecclesia paptisatus nisi per manus Episcopi non accipiat Spiritum Sanctum, quem nos asserimus, in vero baplismate tribui: disce hanc obserualionem ex ea auctoritate descendere, quod post ascensum Domini Spiritus S. descendit. Multis tamen in locis id esse factum reperimus ad honorem potius sacerdotii, quam ad legis necessitatem.» 79 Прав. 2. «Еретиков, находящихся в смертной опасности, если они желают быть Православными, можно запечатлевать миром и благословением и пресвитерам, если нет Епископа». 80 Прав. 16. « Желая спасения душам всех, мы позволяем пресвитерам служить хризмою еретикам, лежащим на одре и отчаянным, если сии пожелают скораго обращения...». 84 Сие позволение дано было Папами: Иоанном XXI, Евгением IV, Николаем IV, Львом Х, Урбаном V, Адрианом VI, Венедиктом XIV, Пием VII и др. (Gau dissert. de ualor. man. impos. atq unct.). 106 Апост. Пост. книг. 7. гл. 44. « После крещения во имя Отца и Сына и Св. Духа помазывает (священник) миром, говоря: Господи Боже самосущий, над которым нет иного Господа, но ты Господь всего, ты который преподал благоухание Евангелия для всех народов, соделай и ныне, чтобы сие помазание миром было действенно в крещенном, чтобы благая воня Христа твоего пребывала в нем постоянно святою, и чтобы умерший со Христом, с ним совоскрес и сооживился,» и другое сему приличное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

Соловьев В., Оправдание добра, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 42 слл., 63 слл., 163 слл. Душа Григорий Нисский , О сотворении человека 28 слл., SC б (1943), с. 216–227 (предсуществование душ). Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 30–34, SC 18 (1946), с. 171–178 (основания разумной души). Кассиан, см. Указатель Трапеза, SC 64 (1959), с. 231. Псевдо-Макарий, Том. 26, PG 34, 676–693 (достоинство человеческой души); Том. 7, 8, col. 528 (состав души). Диадох Фотики йский , Сто глав 24–25, SC 5 ter (1966), с. 96–97. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 212–214 (душе должно оберегать свое естество); см. Там же, с. 301, Указатель: душа и Дух. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 368–372 (величие и достоинство чистых сердцем). Тихон Задонский , Творения, Москва, 3 изд., 1875, том III, с. 305 (достоинство души). Бессмертие Le mystère de Pâques. Избранные тексты, подготовлен. A. Hamman и F. Quéré- Jaulmes, Lettres chrétiennes 10, Paris 1965). Свобода Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 73–88, SC 1 bis (1955), с. 51–56 (Провидение и свобода). Григорий Богослов , Беседа 45, 8, PG 36, 632. Кассиан, Трапеза 13, SC 54 (1958), с. 147–181 (благодать и свобода воли). Псевдо-Макарий, О свободе воли, PG 34, 935–968. Симеон Новый Богослов , Катех. 5, SC 96 (1963), с. 408–414 (Иисус Христос дает нам нашу свободу); Там же 28, SC 113 (1965), с. 132–136 (свобода и закон). Сердце Псевдо-Макарий, О хранении сердца, PG 34, 821–908. Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 115 слл. Греческое изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 233235: kardia. Тело Климент Александрийский , Педагог (Воспитатель), гл. 2, 5, 9, 10.., SC 158 (1970), с. 19 слл., 71 слл., 101 слл., 107 слл. Псевдо-Афанасий, О теле и душе, PG 28, 1431–34. Григорий Нисский , О сотворении человека 11–12, SC· 6 (1943), с. 121–134. Кассиан, Трапеза 4, SC 42 (1955), с. 166–187 (о телесной и духовной жажде).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Преподобнаго Феоктиста, игумена Кукума Сикелийскаго (800). Преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Преподобномученика Зосимы и мученика Афанасия (III – IV). Святителя Евстафия I, архиепископа Сербскаго (ок. 1285). 5. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Строгий пост Священномученика Феопемпта и мученика Феоны волхва (303). Преподобныя Синклитикии Александрийския (ок. 350). Пророка Михея (IX в. до Р. X.). Преподобныя Аполлинарии (ок. 470). Преподобных Фостирия и Мины (VI). Преподобнаго Григория Акритскаго (ок. 820). 6. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. На утрени прокимен, гл, 4: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Стих: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Запев на 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу. Отпуст: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: На литургии входное: Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам. Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа. В той же вечер прокимен великий, гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар. Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Стих 3: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? И паки: Бог наш на небеси и на земли: 7. Собор святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Зри: Суббота по Просвещении. Преподобнаго Пахомия Кенскаго (XVI). Неделя по Просвещении (между 7 и 13 ианнуария). 8. Преподобных Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исповедника (XI). Преподобныя Домники (ок. 474). Преподобнаго Григория, чудотворца Печерскаго, в Ближних пещерах (1093). Преподобнаго Григория, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Преподобнаго Паисия Угличскаго (1504). Священномученика Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийския (304). Мучеников Феофила диакона и Елладия (IV). Мучеников Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313). Преподобнаго Илии Египетскаго (IV). Мученика Або Тбилисскаго (790) (груз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И после этого, по-вашему, не беда быть сквернословом, украсть, обмануть, солгать? Примите же, братия, все это к сведенью, и ни одного греха не считайте ничтожным. «Всякая неправда грех есть», говорит апостол. И он же: «творяй грех от диавола есть. – Всяк не творяй правды, несть от Бога». И он же: «всяк, рожденный от Бога, греха не творит... и не может согрешати» (слышите, возлюбленные) (1Иоан. гл. III). «Грех же содеян рождает смерть», говорит другой апостол ( Иак. 1:15 ). – Вообще, братия, желающим знать силу и значение греха по отношению к душе предлагаю почаще прочитывать 1-е посл. св. апостола Иоанна Богослова. – Прочтите и увидите, что есть грех , какой бы то ни было. Аминь. 12. Отношение к духовнику Поучение в неделю четвертую поста «Сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по всем градом пресвитеры» ( Тит. 1:5 ). Вы слышали уже и знаете, братия, что всякий из нас, желающий упорядочить свою жизнь, должен прежде всего вдуматься в свою жизнь, в свои привычки, взвесить и выяснить для себя, до мельчайших подробностей, каждый шаг своей жизни, каждый поступок по возможности. Как этого достигнуть, я тоже указал вам. Что же далее? Далее, когда всмотришься ты в свое душевное состояние, то и сам увидишь, куда как мало в тебе чего-нибудь доброго, – увидишь, что и самые, по-видимому, добрые дела твои далеко не таковы в существе дела. Тут, обыкновенно, и неизбежно рождается в человеке недовольство собой: грех начинает противеть, но в то же время происходит в душе какое-то точно раздвоение. И хочется тебе оставить прежние греховные привычки, и жаль расстаться с ними. И чем громче начинает совесть вопиять против греховной жизни, тем сильнее и другой кто-то изнутри нас начинает выставлять свои соображения такого рода: и «не рано ли тебе начинать думать о спасении», и «выскочкой что ли хочешь ты быть между людьми», и «разве можно в миру жить евангельски?» Состояние духа мучительное! И – увы – как немногие умеют и успевают выйти из него с пользой для себя! Не большею ли частью, лишь родится в ком из нас чувство своей греховности, – грех в нас живущий, сей кто-то иной в нас самих, – тотчас же и подавит в нас святое чувство скорби по Боге? Так, например, редкость ли это, что собираясь на исповедь, дома, иной раз и решитесь вы: вот раскаюсь теперь во всем перед отцом духовным и затем уже буду жить построже, но явились на исповедь и – вдруг это намерение ваше, в самую-то решительную для вас минуту, и оставит вас, нападет на вас какое-то точно затмение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Лобзание мира – т.е. взаимное приветствие в знак любви и единомыслия. У нас этот обряд сохранился только на Пасху (т.н. «христосование»), а в обычных Литургиях он происходит в алтаре и о нём напоминает только возглас диакона: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы» (перед Символом веры ). Католики и протестанты в знак приветствия пожимают друг другу руки (после «Отче наш»). 3. Возглашения диакона относительно Евхаристии не имеют аналога в нашем богослужении. Это чисто сирийский элемент, впоследствии заменённый ектеньей. 4. Евхаристический канон тоже типично сирийский и ещё без puмckoroSankmus-a, который в III веке до Востока, очевидно, ещё не дошёл. Он состоит из трёх классических частей: Префация Анамнесис – Эпиклесис и завершается т.н.Интерцессией, т.е. ходатайственной молитвой. Этот Евхаристический канон удивляет нас своей протяжённостью. Видно, что он чрезвычайно развился к концу III века и обогатился чисто восточной цветистой образностью (Западные каноны всегда более лапидарны). 5. Причащение  и благодарственная молитва 7. Эпиклесис Наибольший интерес исследователей вызвал эпиклесис «Завещания», т.е. призывание Св. Духа: «Мы приносим Тебе благодарение, вечная Троица, Господи Иисусе Христе, Господи Отче... Господи Душе Святый: приими это питие и эту пищу к Твоей Святости, сотвори их быти нам не во осуждение... но во исцеление и укрепление духа нашего». Легко увидеть, что здесь и нет призывания Св. Духа как такового. Вместо него – просьба о принятии Св. Даров в жертву. И эта просьба обращена не к Богу Отцу (как обычно), а ко всей Св. Троице! Вот такой эпиклесис. в котором обращение к Богу Отцу переходит (восходит) в обращение ко всей Св. Троице с призывом принять Дары, называется «восходящим эпиклесисом» (термин еп. Ван дер Мансбрюгге). Откуда он мог взяться? Обращение ко всей Св. Троице вместо Бога Отца, как это показал проф. Н. Д. Успенский , связано с сирийским сказанием об Аврааме и 3-х ангелах. Следовательно, это сирийский элемент. Далее обращает на себя внимание то, что при перечислении Лиц Св. Троицы, Иисус Христос , как Искупитель, предшествует здесь Богу Отцу. Учёные давно отметили, что это характерный признак Антиохийской традиции. Впервые этот порядок поминания Лиц мы находим у Антиохийского епископа сщмч. Игнатия Богоносца в 13 гл. его послания к Магнезийцам: «Итак старайтесь утвердиться в учении апостолов... в Сыне и в Отце и в Духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пр. Мартиниан . Житие его написано современником, лично знавшим святого; ибо он говорит: «в сей пустыне (близь Кесарии палестинской) живет множество монахов, между ними я знал и блаженного Мартиниана:» Оно распространено несколько Метафрастом, но не в событиях, а выражениях. Павлу, настоятельницу вифлеемскую, Метафраст называет Павлиною. Она жила в Вифлееме 20 лет от 384 до 404 года, в который скончалась. Так как Зоя, обращенная и приведенная в ее монастырь пр. Мартинианом, скончалась еще при жизни Павлы, проведши в монастыре по Метафрасту 12 лет, а по подлинному житию 10 лет, и святой, по обращении ее, жил 7 месяцеслов в палестинской пустыне, 6 лет на морской скале (а по греч. минеям 10 лет) и 2 года в постоянных странствованиях; то кончину его должно полагать в начале 5 века. В коптском синаксаре 1425. года показано 13 февраля принесение мощей его из Афин в Антиохию при Димитрие патриархе антиохийском и Валерие императоре. Без сомнения, здесь разумеются современные Димитрий и Валериан В 250 году, на это невозможное дело; ибо святой скончался в начале 5 века. Пр. Симефон сербский . Житие св. Симеона см. у Филарета в Южных святых и к Афонском патерике. В Киевском и месяцеслове вс. св. всех святых вслед за месяцесловом 1806 года поминается ныне и Савва сербский , сын его, что 12 января, но мы не внесли его в первый отдел, потому что памяти его нигде нет 13 февраля ни в южных, ни в русских славянских памятниках до настоящего столетия. Очевидно, память его приведена здесь, потому что он поминается в жизни своего отца. С в. Евлогий . До Филарету в Учении об отцах (III. 241) св. Евлогий скончался в 607 году, по Феселеру в 608 году. (Institut. II. 691, тоже у Герцога IV, 22.) 14 Пр. Авхсентий . Полное житие его, писанное почти современником, помещено в Деяниях св. (Febr. II, р. 770). Жизнеописатель получил сведения об Авксентие от учеников его, как сие видно из следующего места: тот, который сообщит нам об этом, был но языку варвар, родом яз Мизии, а по душе благоговейнейший муж, который долго жил с блаженным Авксентием и по кончине его наследовал его нравы и место, т. е. настоятельство над обителию. Созомен еще при жизни преподобного упоминает об нем кратко в своей истории согласно се сим житием (кн. 7, гл. 20. См. св. Димитрий ростов. стр. 160.). Греческий текст сего жития в первый раз издан в полном курсе Патрологии (Т. 114, 1378). Мощи его в Царьграде видел в 1200 г. паломник Антоний. Стр. 141 «Ту же лежит св. отец Ауксентей».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

240 Nempe contra anthropomorphitas... furens.. oculos... in senem dirigebas, volens illum suspectum facere stultissimac haerescos. Hieronym. lib. contra Ioann. Hyerosolym., n. 11 (tom. 23 Putrolog. curs, compl. pag. 364). 241 Epiphan. haeres. lib. III, haer. 70, n. 2 et seqq.; Auyustin. haeres. 76 et 86; Philastr. de haeres. in Bibl. Patr. De la Bigne, tom. V, col. 50; Damascen. de haeres. n. 70. 242 ... quod rusticitati eorum (monachorum Aegypt.), говорит блаж. Августин, tribuit Epiphanius, parcens eis, ne dicantur haeretici. Augustin. haeres. 50. 244 Мысль о совершенной бестелесности и духовности существа Божия весьма часто повторяется и в других чинопоследованиях церковных, например: “иже естеством невещественный Бог и невидимый”... (Октоих, ч. 1. лист. 163 на обор. М. 1838); или: “Тя, Троице, славим единого Бога: свят, свят, свят еси Отче, Сыне и Душе, простое существо, единице присно покланяемая” (Постн. Триод. л. 136 на обор. М. 1835). 247 И именно разделяли свойства Божии: 1) на отрицательные ( ποφατικ, negativa), которыми все ограниченное и несовершенное удаляется от Бога, и положительные ( καταφατικ, affirmativa), которыми приписываются Ему совершенства, например: безначальный, премудрый (святой Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. прав. веры, кн. 1, гл. 12); 2) на покоющиеся ( νενεργητικ, quiescentia, immanentia), т.е. не заключающая в себе понятия о действии, и действующие ( νεργητικ, operative, transeuntia), заключающие в себе понятие: вечный, благий...; 3) на нравствен­ные (moralia), имеющие связь с волей Божией, и естественные (physica, seu metaphysica), не имеющие такой связи: правосудный, самобытный; 4) на собствен­ные (propria) и переносные (metaphorica, seu impropria): всемогущий, гневающийся; 5) на первоначальные (primitiva) и производные (derivata), из которых первые служат основанием для последних: вечный, бессмертный, 6) на относительные (relativa), выражающие отношение Божие к миру, и самостохтельные (absolute), принадлежащие Богу без всякого отношения к другим существам: всеблагий, бесконечный и под. Суждение как об этих, так и о многих других разделениях свойств Божиих, можно найти в книге: Pauli Jac. Andreae – Comment. de attribut. divin. variis divisionibus earumque commodis et incommodis, – praemio ornata. Lugd. Batav. 1824.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) Но допустим, что сказанные родственники обратятся с просьбою о погребении уклонившегося в раскол к православному священнику. Должен ли он будет исполнить эту просьбу? «Бывших в расколе, говорится в Высочайшем повелении 3 ноября 1838 г., не возбраняется погребать отпеванием священническим, по установленным правилам, в предположении, что или сами они пред смертью раскаялись в своём заблуждении, или родственники их будут о том просить, согласно с желанием умершего присоединиться к Церкви, предупрежденным смертью». Закон таким образом не возбраняет погребать по чину православной Церкви лишь тех умерших в расколе, которые пред смертью принесли раскаяние в своих заблуждениях. Не раскаявшихся же, значит, погребать по сему чину не следует. И такое требование закона вполне отвечает существу дела. В требнике Петра Могилы , в статье, носящей заглавие: «Наказание о памятех усопших» находятся следующие места. «О еретиках же, непокаятельно отшедших, не молимся, о сих бо Господь рече: иже восхулит на Духа Святаго не имать отпущения в веки, но повинен есть вечному Суду (Мк. гл. III, зач. 14)»… «Согласно превелиции божественнии вселенстии учители поучают, яко и от апостолов святых преданы и душе полезны и спасительны суть в правой вере отшедшим церковные молитвы, божественные литургии и милостыня»… «И действительно, отпевание уклонившихся в раскол и умерших без покаяния и приобщения св. Таин в православных храмах и по чину православной Церкви, от которой они отпали, благодатную помощь которой отвергли, как не верующие в её святость и спасительность её молитв, разве не противоречило бы достоинству этой Церкви»… «Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится», говорит св. апостол Иоанн, друг и наперсник Христов ( 1Ин.5:16 ). А нераскаянность что же иное есть, как не грех смерти? И эти слова принадлежат тому апостолу, который проповедовал любовь! « Церковь , пишет высокопреосвященный Антоний, митрополит С.-Петербургский, благословляет именем Божиим все значительнейшие моменты человеческой жизни: рождений, браков, смертей, горестей и радостей людских, но никогда не делает она этого и не может делать для неверующих, для язычников, для хулящих имя Божие, для отрекшихся от неё и не желающих получить от неё ни молитв, ни благословения, и вообще для всех тех, которые не суть члены её» (ответ графине С. А. Толстой 16 марта 1901 г).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010