История выражения illabi animae – от «Энеиды» (III, 89) до «Суммы теологии» – заслуживает специального исследования. 65 Ср. Exp. in Io., Cus., f. 100 vb , ll. 6–8, где Мейстер Экхарт отождествляет мрак с intimum: Esto in altis, in altissimis, in celis, in medio, in intimis, scilicet in caligine et nebula, quia «lux» deus «in tenebris lucet» [Да будет в вышних, в превысших, в небесах, в средних странах, в глубинах, то есть во мраке и тьме, ибо свет – Бог – во тьме светит. В других местах объясняется, что мрак, о котором говорится в книге Исхода, означает lucem superexcellentem et intellectum nostrum reverberantem et caligare facientem [свет всепревосходящий и заставляющий наш ум трепетать и помрачаться] (Exp. in Exod., Cus., f. 55 vb , ll. 51–53), или abscondita dei [сокровенная Божия] (там же, f. 42 ra , l. 48). 66 Prol. gener. in Opus tripart., LW I, p. 38, n. 12; p. 156, n. 11–12. – Prol. in Opuspropos. [«Предисловие к „Книге утверждений“»], там же, р. 41, n. I. 67 Cus., f. 159 va , ll. 5–19. – Экхарт добавляет (ll. 19–20): De hiis quasi omnibus in psalmo: „sit splendor domini nostri super nos et opera manuum nostrarum“, etc. [Почти обо всех сих сказано в псалме: И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших... Этот стих (17 псалма 89) очень близок к Пс. 4:7 , который у Мейстера Экхарта, как и у св. Фомы, применяется обычно к свету действующего разума. Таким образом, сокровенный тайник, где «Бог действует в разумных днях вечности», должен иметь место в тварном разуме. 68 Псевдо-Августиновский текст, который Мейстер Экхарт имеет здесь в виду, как и в латинской проповеди Cuius est imago hec et superscriptio [Чий образ сей и написание?] – Мф. 22:20 (см. следующее примечание), – это может быть XXXIV гл. Liber de spiritu et anima [«Книга о духе и душе»] (PL 40, col. 804). 69 Эта латинская проповедь, на которую ссылается здесь Мейстер Экхарт, дополняет процитированное нами место. Воспроизводим этот еще не изданный текст по Cus., f. 160 vb , l. 49 – f. 161 ra , l. 2: Cuius est imago hec et superscriptio? Mat. 22, 20. Huic qui[dem] respondet idem apostolus, Colos. 1, 15: «imago dei invisibilis, primogenitus omnis creature». Nota duo. Primo, quod imago, secundum Augustinum, ibique querenda est ubi anima vere lux est, non extinctum ex contagione ad corpus. Item, ubi nichil habens figuram huius mundi admittitur. Item, ubi superius in anima, ubi vertex anime nectitur lumini angelico... Adhuc, circa primum, nota, quod nichil ibi ingreditur ubi imago est, nisi solus deus et virtus, secundum aliquos, sola theologica quam operatur deus. Ezech. I [=44, 1]: «vidi portam in domo domini clausam». «Dei invisibilis», Io. 1, 18: «deum nemo vidit umquam». «Nemo», nullus homo. Exod. 3, 33, 20: non videbit me homo et vivet. «Umquam»: non enim in tempore, cuius differentia est li umquam. Sequitur: unigenitus quidem in sinu patris, ipse enarravit.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Так в 54 главе читаем; „Если Адам согрешил и принес преждевременную смерть всем; то даже те, которые от него произошли, каждый из них или приготовляет своей душе будущее мучение или избираем себе будущее прославление... Итак, Адам не есть виновник, разве только своей души, но мы – каждый (из нас) делается Адамом для своей души“. А в 3-й книге Ездры говорится: „Ты (Боже) повелел ему (Адаму) хранить заповедь Твою, но он нарушил ее, – и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их... остались немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе и осталось злое“ (3:7, 21, 22; 4:30). „О что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходили“ (7:48). Однако свобода сохранилась и после падения, так что люди не имеют оправдания во грехах своих (Ср. 8:55–61) 420 . Есть указание на грех и в книге Еноха, напр., 1:9; 5:6–9; 10:16–22). Мы видим, что содержание 3 кн. Ездры и чаяния ее будущего проникнуты существенно этическим характером. Здесь нет даже таких ярких образов при описании будущего, какие встречаются у пр. Исаии и в псалмах, или в апокал. Варуха (гл. 29). Заметно даже пренебрежение или осуждение средств насилия при борьбе Избранного с врагами (Ср. 13:3–38). Кроме рассмотренных, есть еще один апокалипсис, но уже являющийся подражанием не иудейскому пророчеству, а кутающийся в одежду языческого оракула. Мы разумеем книги Сивилл (Oracula Sibyllina), литературный сборник разновременного происхождения александрийского иудейства. Богатством мессиологического и эсхатологического материала особенно отличается III книга Сивилл, и именно стихи с 97–807, относящиеся к 140 г. до Р. Хр. 421 , и с 36–92, приписываемые времени Антония и Клеопатры, т.е. 2-й половине 1-го века до Р. Хр. 422 . Мы не будем подробно излагать содержание указанных стихов, а остановимся лишь на самых важных. Так, неизвестный автор, при описании мировых событий и переворотов, изображая те бедствия, которые причинит Египту вышедший из Азии „сильный царь, могучий орел“, – продолжает: „тогда (когда бедствия губительной войны достигнут крайних пределов) с востока (соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«Притча разуму человеческому». Фрагмент иконы «Лествица Небесная, с притчами и поучениями». Нижний Новгород. Середина XVII в. ФААП Сербский святитель Николай (Велимирович) отмечал: «Дикие звери в общем смысле олицетворяют страсти. Подобно тому, как дикие звери терзают тела, так страсти терзают души. Творец дал Адаму власть над всеми страстями. Вот почему Адам имел власть над дикими зверями как символами страсти. Те Святые, кто через Нового Адама, Христа, укротили свои страсти, добились также и власти над дикими зверями» [II, с. 37]. На иконе «Притча разуму человеческому», аллегорически изображающей праведную Душу, символически изображены побежденные страсти: «смирением змия укроти», «постом льва связа». Для святоотеческой традиции характерно, с одной стороны, буквальное восприятие библейского свидетельства о Шестодневе, создании Богом Адама и поставлении его как царя и владыки над всеми творениями – и, с другой стороны, многим святым отцам было присуще не буквальное, а вполне аллегорическое сопоставление наших человеческих страстей с нравом диких животных. Так, святитель Василий Великий писал: «Ты обладаешь всяким родом диких зверей. Но, скажи, нет ли диких зверей во мне? Есть, множество. Это, точно громадная толпа диких зверей, которых ты носишь в себе. Не принимай это за обиду. Не есть ли гнев маленький свирепый зверь, который лает в твоем сердце? Не более ли он дик, чем любая собака? И разве обман, пресмыкающийся в вероломной душе, не более жесток, чем пещерный медведь?.. Какого рода диких зверей нет в нас?.. Ты был сотворен, чтобы обладать ; ты владыка страстей, владыка диких зверей, владыка змей, владыка птиц... Будь владыкой помышлений внутри себя, чтобы стать владыкой всех существ» [цит. по III, с. 81–82]. Наши звероподобные страсти – не рудиментарное наследие от животных предков (во что веруют «просвещенные» эволюционисты-тотемисты), но проявление греховности. Именно преодоление личной греховности подвигом жертвенной аскетической жизни, стяжанием Святого Духа делает человека через смирение победителем над своими страстъми и похотьми ( Гал.5:24 ) и властелином над всякой тварью. Как сказано в «Луге Духовном», «если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь скорее – мы боимся их» гл. 18, с. 118].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( < < back) …«почти не заметил, как Захар раздел его со так и остался в кресле». — Цитата из гл. 12 ч. III романа (с. 290). ( < < back) …«мерцающую, таинственную ночь», как называет ее Гончаров. — В романе «Обрыв»: «мерцание и тайна, как ночь» (гл. 16 ч. II) (V, 259). ( < < back) Начали платья они полоскать, и потом, дочиста их со На берег плоский морскою волною, их все разостлали. — Цитата из «Одиссеи» (VI, 93— 95) в пер. В. А. Жуковского (Соч. СПб., 1878. Т. 4. С. 98). ( < < back) < >< back) > «Хохот разлился по всему обществу со ктонибудь подхватит опять — и пошло писать». — Там же (с. 103). ( < < back) Гончаров описывает комнату Обломова, оо «если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». — Пересказ и цитирование гл. 1 ч. I романа (с. 10). ( < < back) «Если книга в богатом переплете оказывалась лежащею на диване со закрывала свет». — Цитируется гл. 2 ч. I романа «Обрыв» (V, 20). ( < < back) …«Венера Невы, окруженная крещенским холодом»… — О героине романа «Обрыв». Обыгрываются строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 8, XXXIII): «…теперь окружена/Крещенским холодом она». ( < < back) «Когда на душе Обломова было спокойно и тихо со попадал ногами прямо в туфли», со «приподнялся было с кресла оо и сел опять». — Цитаты из гл. 5 ч. II романа (с. 8, 147). ( < < back) «Сашенька привык лежать на спине со лезут под утро». — Цитируется гл. 2 ч. I романа «Обыкновенная история» (I, 60). ( < < back) …«присмотрите за Евсеем: он смирный и непьющий, да, пожалуй, там, в столице, избалуется — тогда можно и посечь». — Там же (I, 61). ( < < back) …чтобы жить и «пользоваться жизнью», причем «трудиться казалось ему странным». — Цитата из гл. 5 ч. I романа «Обыкновенная история» (I, 131). ( < < back) …«нет! если погибло для меня благородное творчество со в этом судьба меня не переломит!» — Цитата из гл. 2 ч. II романа «Обыкновенная история» (I, 200). ( < < back) «Узкий щегольский фрак со он заменил широким халатом домашней работы». — Цитата из гл. 6 ч. II романа (I, 313).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

480 Пр. Макар. Вел. б. о том, в каком расположении... Хр. чт. 1825. XX. 36. По изд. 1832. Моск. 6. 15, стат. 21, стран. 161. 484 Св. Исидор. Пелус. пис. схолат. пресвит. Олимпию. По изд. 186O. Моск. ч. 3. стран. 117. Сн. стр. 154–155. 497 Бл. Марка митроп. Ефсского против тех, которые спрашивают, зачем Бог... Хр. чт. 1846. III. 367–З69. 498 Св. авв. Дороф. о том, что мы бодрственно... должны идти по пути Божию. Хр. чт. 1830. XL. 200. 261. 502 Пр. Макар. Вел. сл. о хран. сердца. Хр. чт. 1821. IV. 21. 24. 25. По изд. 1852. Моск. Слово первое. Гл. 13. 14. Стран. 478–483. 503 Св. Макар. Егип. о том, что ищущему совершенства, необходимо понуждать себя... Хр. чт. 1846. III. 133. По изд. 1852. б. 19. стран. 219. 516 Пр. Нила Подв. письмо Оривасию. По изд. 1859. Моск. ч. 3, стран. 410. В Хр. чт. 1844. IV. 95. 520 Св. Исаак. Сир. слово 91. О терпении из любви к Богу… По изд. 1854. Москв. стран. 521. 522. В Хр. чт. 1822. VII. 231. 528 Пр. Кассиана Римл. к Леонтию игумну слово о св. отцах в скит. пребыв... Хр. чт. 1828. XXIX. 141. 142. 531 Пр. Нила. О том, что пребыв. на безмолв. в пустын. преимущ. пред живущ. в городах. Гл. 20. По изд. 1858. Моск. ч. 2. стран. 222. 223. 541 Св. Макар. Егип. 6. 3. О том, что братия между собой должны жить искренно... По изд. 1832. Моск. стран. 24. 23, В Хр. чт. 1825. XIX. 277. 542 Св. Исид Пелус. Письмо Агафедемону. По изд. 1859. Моск. ч. перв. стран. 244. В Хр. чт. 1834. III. 48. 544 Св. Григ. Нисск. Опровержение Евномия. Глав. первая, стат. 22. По изд. 1803. Моск. ч. 5, стран. 111. 547 Св. И. Кассиана собесед. с аввою Пафнутием о трех отреч. мира гл. 20. 21. Хр. чт. 1846. IV. 43. 552 Св. Ефр. Сир. о свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. ч. VI. стран. 219. 220. 221. В Хр. чт. 1838. III. 278–280. 554 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 214. 215. В Хр. чт. 1838. III. 269. 555 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 212. 213. В Хр. чт. 1838. III. 264. 556 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 213. В Хр. чт. 1838.III. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

LXVI послание (т. II, л. 96)=Epist. CLXX, n. 5. Migne, t. 33, col. 750. II кн., гл. III – «о душе и ее происхождении – к пресвитеру Петру» (т. VIII, л. 379)=De anim. et ejus orig. II, III, 5. Migne, t. 44, col. 497. I кн., гл. VIII «о предопределении святых» (т. VII, л. 404)=De praedest. sanct. с. VIII, n. 13. Migne, t. 44, col. 970. Кн. «о новом пении», гл. VII (т. IX, л. 306)=De Cant. nov. с. VII, n. 7. Migne, t. 40, col. 684. II кн. «о символе к оглашаемым» (т. IX, д. 368)=De symbolo sermo ad catechum. с. IX, n. 18. Migne, t. 40, col. 648. Кн. «о воплощении Слова», гл. XV (т. IV, л. 337)=De incarnat. Verbi lib. I, cap. XV. Migne, t. 42, col. 1183 (Append.). Кн. «об истинной религии», как приводит это место Ломбард в I кн. своих «Мнений», в разделе 3-ем=De ver relig. с. LV, n.n. 112–113. Migne, t. 34, col. 171–172; p. п. VII, 96–102. Cnfr. Lombardi Sententiarum lib. I, dist. III, n. 6. Migne, t. 192, col. 530 (перифраз). 1056 См. Theophan Procopowicz. Т. IV. Lib. III. De processione Spiritus Sancti. § 86 p. 999: «notandum est, quia Latini maxime sub hoc Achille militare sibi videntur, cum in multis ejus locis aliis palam Spiritus Sanctus a Filio procedere asseratur». 1057 Такое же значение старокатолики хотят усвоить и восточному учению об исхождении Св. Духа «от Одного только Отца» (а Patre Solo). 1058 Dr. Jos. Langen. Die trinitarische Lehrdifferenz zwischen der abendlandischen und der morgenländischen Kirche. Bonn. 1876. Ср. русск. пер. при Сборнике протоколов «Общества любит, дух. просвещ.» за 1875 и 1876 гг. Ч. 2-я. СПб. 1876. 1–135 стр. 1062 как истине, основанной на ясном и неоспоримом свидетельстве Св. Писания или постановлениях вселенского собора. 1073 Снес. Lib. 4, с. 20; Lib. 15, С. 17. По словам Прокоповича [Tract. de process. Spiritus S. cum notis Damasceni. Goth.; 1772], также говорит бл. Августин в Энхиридионе с. 9, в соч. О вере и символе § 19. Прокопович обличает порчу многих мест о Св. Духе у Августина р. 119–130. 288. 289. Цит. соч., т. III, стр. 38 (изд. 1859 г.) или 31 стр. (изд. 1882 г.). Прим. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

adv, haer. III, 18, n. 6). 127 Iren. adv. haer. V, 2, n. 1. И в другом месте: ουδ γρ ν ληθς σρκα και αιμα σχηκς, δι’ ν μας ξηγορσατο, ε μ την ρχαιαν πλσιν το Αδμ εις αυτον νεκεφαλαισατ (ibid. V, 1, n. 2). 128 Tertull. contr. Marcion. III, 8. И еще: Empti sumus pretio magno. Plane nullo, si phantasma fuit Christus, nec habuit ullam substantiam corporis, quam pro nostris corporibus dependeret (ibid. V, 7). 130 Gregor. Nyss. contr. Eunom. orat. II, Opp. T. II, p. 483, ed. Morel. Ту же мысль выражают: блаж. Августин (de civit. Dei X, 27; Serm. CCXXVII, n. 4), блаж. Феодорит (Epl. CXLV ad monach. CP) и св. Иоанн Дамаскин : «так, целый целого меня воспринял, и целый соединился с целым, чтобы целому даровать спасение. Ибо не принятое Им на себя осталось бы неисцелевшлим. (Точн. Излож. пр. веры кн. III, гл. 6, стр. 152–133). 134 Посл. к Кледонию I, там же 203. Мысль эта встречается и у других учителей Церкви, например: у блаж. Августина (Epl. CXXXVII. n. II; CXL, п. 12) и у св. Иоанна Дамаскина : «Слово Божие соединилось с плотию посредством ума, который есть нечто среднее между чистотою Божества и дебелостию плоти: ибо ум владычествует над душою и плотию, и самое чистое в душе есть ум, а чистейшее и ума – Бог» (Точн. излож. пр. веры кн. III, гл. 6, стр. 153). 136 Иоан. Дамаск. Точн. Излож. пр. веры III, 6, стр. 152. Тоже – у блаж. Августина: Non est homo perfectus, si vel anima carni, vel animae ipsi mens humana defuerit (Epl. CLXXXVII ad Dardan. n. 4; cfr. de divers. quaest. LXXXIII qu. 80, n. 1). 143 Так – а) в символе, известном под именем апостольского, говорится: τον Κριον μν, τν γεννηθντα εκ πνεματος γιου και Μαρας τς παρθνου; б) в символе, помещенном в постановлениях апостольских: και κ τς γας παρθνου Μαρας γεννηθντα…; в) в символе Церкви антиохийской по тексту, приводимому Кассианом: qui propter nos venit et natus est ex Maria Virgine… (Vid. apud Bingham. Antiqu. eccles. lib. X, c. 4, §§ 7. 11. 12). 147 Adv. haer. III, 21, n. 5. И далее: «Как Ева , хотя имела мужа, но, еще оставаясь девою, показала преслушание, и чрез то причинила смерть себе и всему роду человеческому: так Мария, быв обручена мужу, но пребывая Девою, явила послушание ( Лук. 1, 38 ), и чрез то послужила спасению своему и всего рода человеческого» (-III, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Бог… дал нам власть выбирать худое или доброе и хочет, чтобы мы были свободно добры. Посему, если мы не хотим, Он не приневоливает и не принуждает ибо быть по принуждению добрым не значит быть добрым… Принужденно никто не может быть добрым» 737 Таким образом, «изменямость нашей природы... приносит величайшую пользу: ибо от нее зависит преуспеяние в добродетелях. Беспрерывное изменение в лучшее приближает к Божеству того, в ком совершается сие счастливое изменение. Вот как... изменяемость нашей природы служит нам как бы крыльями в стремлении к высшему, и для нас было бы несчастье, если бы мы не были способны к изменению в лучшее. Итак, человек, видя в природе своей склонность к изменению, не сетуй, но беспрестанно изменяясь в лучшее и преобразуясь от славы в славу, изменяйся, каждую минуту , становясь лучшим чрез ежедневное возрастание, всегда усовершаясь и никогда не достигая·конца совершенства; Ибо в том и состоит истинное совершенство, чтобы возрастать усовершаясь, никогда не останавливаться в сем возрастании и не находить предела усовершенствованию» 738 . 18 Св. Григ. Син. Весьма полезн. главы о разных духовн. предмет. Гл. 77. Хр. чт. 1824. XVI. 142. 24 Св. Дим. Рост. Оставшая некая от казания на св. Великомуч. Дим. По изд. 1827. III. 385. Сн. пр. Нила. О различных лукав. помыслах, глава 21. По изд. 1858. Моск. 1. 301. 302. 25 Св. Григор. Синайск. весьма полезн. главы о разн. духовн. предм. Гл. 91. Хр. чт. 1824, XVI. 153. 35 Пр. Нила о различн. лукав. помыслах. Гл. 1. 24. По изд. 1858. ч. I. стран. 278–305. В Хр. чт. 1827. XXVI. 43. 77. 40 Исихия Пресвитера к Феодулу душепол. и спасит. слово о трезв. и доброд. гл. 72. Хр. чт. 1827. XXV, 163. 48 Преп. Иоанна Карпатского. Сто утешит. глав к индийским монахам… Гл. 16. Хр. чт. 1827. XXVI. 142. 55 Преп. Нила Подв., письмо Гераклиту Схоластику. Хр. чт. 1829. XXXVI. 48. По изд. 1858. Моск. ч. 2. стран. 378. 59 Пр. Макар. Егип. б. 5. Велика разн. м. христиан. и люд. мира сего... Стат. 8. 9. По изд. 1842. Моск. Стран. 61. 62. Снес. его же слово 4 о терп. и рассужд. Глава 23. Стран. 53З, 534.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

330 Iren. advers. haeres. lib. IV, c. 8; Ambros. in Hexaëm. lib. VI, c. 8; Hieronym. epist. 146; Grregor. Nyss. de homin. opific. cap. 4, Orat. XVI; Иоанн Дамаскин . Точн. Излож. прав. веры, кн. II, гл. 12; кн. III, гл. 14. 331 Non decet eum, qui super omnia Deus, cum sit liber et suae poiestatis, necessitati servisse dicere, ut sit aliquid secundum concession em prater sententiam ejus... (Iren. adv. haeres, II, 5, n. 4). O γρ πθη συνχεται τ θεον, να о βυλεται, μ πρττη, πρττη, μ βυλεται· δυνατς γρ στ ποιεν, βυλεται... (Epiphan. haer. LXX, n. 7). 332 " Οτε μν θλει, ποιε.... ποησεν ον, ς θλησεν.... (Hippol. adv. Noët. Χ). Etenim tanquam ex suo fecit, quia unde voluit fecit.... Et quamdin vult, omnia ejus virtute manent.... (Anibros. in Hexaëm, lib. I, c. 5). 333 “Если человек сотворен по образу блаженного и пресущественного Бо­жества, а Божество свободно и имеет волю по естеству ( ατεξοσιος δ φσει κα θελητικ θεα φσις); то и человек, как образ Божества, свободен по естеству и имеет волю” ( Иоанн Дамаскин . Точн. Излож. прав. веры кн. III, гл. 14). 334 “Всякое добро, какое только можешь представить в уме своем, относи к Богу, высочайшему Добру, как к причине и началу. Напротив думай, что всякое зло чуждо Ему, и удалено от Него, не по месту, но по природе” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 31). “Бог непричастен никакому злу”... (Послан. восточн. Патриарх. о правосл. вере чл. 3). “То совершенно истинно и не подлежит никакому сомнению, что Бог не может быть виновником зла”… (там же чл. 4). “Свят еси, яко воистину, и пресвят, и несть меры великолепию святыни твоея...; един сый сам чистота и существенная святыня; свят еси Отче безначальный, свят еси Сыне собезначальный, и Душе святый, единый неразделъный, Боже наш...; святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа: святый крепкий, имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый бессмертный утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава тебе; Боже единый по естеству безгрешный; Ты един кроме греха” (Служебн. л. 130; Требн. л. 157 на обор, и 194 на обор.; Октоих, ч. 1. л. 165 на обор.; ч. II, л. 8; Общ. Мин. ч. 1, л. 6 на обор, и л. 22 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

51 О классификации душевных способностей см., например, у Геффдинга: Очерки психологии, 5-е русск. изд. стр. 89. 52 Относя вслед за Немезием ανταστιχν – способность представления (и воображения, как свободной комбинации представлений), функционирующую чрез посредство пяти органов чувств, к неразумной части души (De fide orth. I. II, с.17. M.P. t. 94, col. 933 B – русск. перев. стр. 88; ср. Немезия цит. соч. гл. 6, стр. 90 и след.), Дамаскин является не вполне последовательным. Непоследовательность же эта есть результат эклектизма Немезия и Дамаскина, пытающихся соединить учение Платона о неразумной душе с Аристотелевским учением о чувствовании, как свойстве животной души. 53 De fide orth. I. II, с.22. M.P. t. 94, col. 941 С. Русск. перев. стр. 95; cp. t. 95, col. 232 В. 54 Ibid. col. 941–949. Русск. перев. стр. 95–100. Ср. Максима Исп. Ad Marinum. M.P. t. 91, coll. 12–21. 55 De fide orth. I. II, с.17–20. M.P. t. 94, coll. 933–940 С. Русск. перев. стр. 88–93; Ср. Немезия цит. соч. гл. 6–13, стр. 90–113. 58 De fide orth. I. III, с. 18. M.P. t. 94, col. 1073 A. Русск. перев. стр. 179. Ср. Григория Богосл. Послание I к Кледонию против Аполинария, твор. ч. IV, стр. 164; его же слово 28, о богословии второе, твор. ч. III, стр. 26. 59 Не без влияния на Дамаскина осталось и учение Аристотеля об энергии. Определяя понятие энергии, Иоанн энергиями называет между прочим исчисленные познавательные и волевые способности (De fide orth. I. II, с. 23. M.P. t. 94, col. 949 A. Русск. перев. стр. 101); а страсть определяет, как энергию, направленную несогласно с природою (Ibid. c. 22, col. 941 A. Русск. перев. стр. 94–95). Энергией называет он и «первую вечно движущую силу разумной души, т.е… ея разум, естественным образом постоянно из нея изливающийся». Ibid. c. 23, col. 949 В. Русск. перев. стр. 101. 60 De fide orth. I. II, с.27. M.P. t. 94, col. 960 С. Русск. перев. стр. 109. Ср. Григоря Богосл. Слово 29, о богословии третье, твор. ч. III, стр. 48; его же послание I и II к Кледонию против Аполлинария, твор. ч. IV, стр. 162, 170 и др. Желая выразить ту истину, что Христос имел полную природу человеческую, Дамаскин неоднократно повторяет, что Он воспринял нашу «плоть, одушевленную душею, одаренною как разумом (словом), так и умом (… υ λογιχ τε χα νοερ)». De fide orth. I. III, с.2. M.P. t. 94, col. 985 В. Русск. перев. стр. 122–123; см. еще стр. 134, 137, 150, 152, 180 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010