Письмо 178. М.Н. Фудель [Начало января 1974, Покров] 1144 Дорогая и добрая моя Машенька. С радостью начинаю писать тебе, так как знаю, что, несмотря на все наши различия, мы в чем-то близки друг к другу и дороги. Это для меня большая душевная помощь. Часто изнемогаешь в жизни не от отсутствия здоровья или сил, а только от отсутствия истинной, духовной дружбы, согревающей сердце и просвещающей ум, дающей ему истинное познание мира. Я, кстати, всегда молюсь о тебе Богородице такой молитвой (из Канона): «Света твоего зарями просвети ее. Дева, мрак неведения отгоняющи»... 1145 Неведение это – опасная и тяжелая болезнь, и по возможности старайся от него освободиться. Но дается оно, как истинное духовное ведение, или познание, только любви. В тебе сердце от природы предрасположено к любви, но это предрасположение еще не стало постоянным фактом жизни, не овладело еще умом и познанием. Вот ты иногда плачешь, что твоя «жизнь бессмысленна», что она «проходит зря» и т. д. Но ведь она потому и представляется тебе бессмысленной, что ты не осознаешь необходимости наполнить ее любовью к людям, к людям, говорю, к каждой живой человеческой душе, а тем более к душе скорбящей и озлобленной. Только в любви к людям смысл жизни, только в этом выход из тупика погружения в себя самого, в свои удовольствия, в свои неприятности, прихоти и хотения. Это любовь духовная, хотя и не отрицающая любви к «Вите» или «Мише», но ставящая ее на свое место, на котором она уже не делается кумиром и языческим божком. Трудно писать обо всем этом. Но я опять вспоминаю молитву: «света твоего зарями просвети ее». Очень бы я, по любви своей, хотел тебе полноты земного благополучия, т е такого благополучия, которое не в сосисках и не в квартире с телефоном, а именно в сочетании необходимых земных благ с предвкушением и предначатием уже будущей вечной жизни, «миров иных» 1146 , как говорил Достоевский. Вот кончается твоя самая ранняя юность, начинается юность уже более поздняя, переходящая во «взрослость» 1147 . Дай же тебе Бог все больше проникаться смыслом жизни, этим веянием Вечности, ощущая которое все неприятности и даже страдания не кажутся страшными и вся жизнь делается теплой и благословенной. Твой неизменный Дед. С праздником Рождества тебя поздравляю! В эти дни не забудь помолиться о страдающей т Варе 1148 . 1144 Датируется по ссылке на возраст внучки, М.Н. Казаковой (урожденной Фудель). См. примеч. 4. 1146 См.: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. 6. Гл. III («Из бесед и поучений старца Зосимы»). Беседа «О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным». Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

10, 22. Пс 37, 5 и Пс 39, 13. Пс 39,13. Пс 37, 11,8,6,8. Пс 54, 22. Пост 3, 23, 24. Свети Исак Слово 55. московско 1834. године, 3, гл. 2. У наведеном месту западног писца надменост и самообмана излажу се тако изразито и сликовито да сматрамо да на одмет да понудимо сам текст: „Говори, Господе, слуга Слуга сам уразуми ме да познам сведочанства. Приклони срце речима уста, и нека реч падне као роса. Синови говорили су некада Говори нам, нека нам Господ не говори, да не бисмо умрли.’ не молим тако, Господе, не молим тако! Него са пророком Самуилом смирено и ревносно молим: Говори, Господе, слуга Нека ми не говори нити други пророк, него Ти говори, Господе Боже, и све пророке. Ти без можеш потпуно да ме научиш, а они без Тебе не могу имати никаквог успеха. речи могу да звуче, али Духа не Они изванредно говоре, али, када Ти нема врелине у срцу! Они преносе слова, али Ти откриваш смисао! Они али ти откриваш Они заповести, али Ти снагу за Они пут, али Ти духовну снагу да идемо! Они само извана, али Ти поучаваш и срца! Они али Ти плодове! Они вичу речима, али Ти слуху! И зато нека ми не говори Говори Ти, Господе, Боже вечна Истино. Да не умрем и останем бесплодан ако будем поучаван само а изнутра не будем врео, и да не буде на суду да сам реч чуо, а нисам испунио, да сам познао, а нисам обухватио, да ми поверено, а да нисам сачувао. Говори, дакле, Господе, слуга Ти имаш реч вечног живота.“ Дрскост ове надмене и изазива ужас и дубоку тугу у души на Православне цркве. Нема ту Нема скрушености духа! Нема одлучне према и с Богом! Таква уопште аскетских западних писаца. од неправилно завршава помахниталу овако: „Бацимо се, дакле, у Ово супротно света Источна црква деци: „Господе, када не бисмо свете имали молитвенике“, пева Црква у тропару на великом „и доброту нас како бисмо смели, Спасе, опевати Тебе, кога славослове непрестано ангели.“ У молебном канону Богородици Црква пева: „Ми, грешни и понизни, хитно сада Богородици и паднимо ничице у из дубине душе: ‘Владичице помози, сажали се на нас; пропадамо од мноштва одбити празне, тебе имамо као узданицу. " “ самообмане и демонске прелести онима нису на духовном подвигу по Православне цркве: они мисле да то Преводилац са латинског на руски ставио на поуке за читаоца. на II главу III на ту слику самообмане и уображености, он да читалац пре сваког побожног доведе себе у изнето у глави. Очигледно да се таквим слобода да се Свето писмо да се укида обавеза да се следи светих отаца прихватила Црква. То догмат протестантизма.

http://pravoslavie.ru/115201.html

260 III. С. 391. Ср. в Летописи (IV. Отд. 2. С. 160). Аналогичное у Стефана Яворского (Викторияльные слова. Тр. К.Д. А. 1874. 6 . С. 111–112): «Рачительница и искательница истины, философия научает, яко всякая противная вещь при вещи противной бывает явственнейша». 268 «В нынешний год Церковь святая неделю по сошествии Святаго Духа двадесять третию, о легеоне бесовстем Евангелие имеющую, с собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных вкупе в един день случает» (III. С. 580). Ср. также III. С. 196; III. С. 440 и др. 283 Так Песн.1:7 (II. С. 85); 1:8 (=2:13) (III. С. 157 и С. 163); 4:4 (III. С. 163:298); 4:5 (III. С. 299); 4:7 (III. С. 299); 6:3 (III. С. 167); 7:4 (III. С. 298); 8:10 (III. С. 291:297). Ср. в особенности всю проповедь на текст 8:10 (Аз стена и сосца моя яко столп) – III. С. 291–310. 297 Совершенно то же, например, у преп. Макария Египетского : сердце – гроб, в котором погребены и помыслы и ум, объятые тяжелой тьмою. И Господь, «отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице» (Слово 7. Гл. 1). 311 II. С. 126. У Фомы Млодзяновского, вдохновлявшего свт. Димитрия, читаем о грешниках ада: «Это уже не тела, но проклятые обгорелые трупы: волосы покрывают всю голову, подобно мелким искрам, самая голова уже не голова, а обгоревшая головешка; эти вытаращенные глазища плачут, из горла вылетает пламень; все тело обратилось в горящий кустарник; бесстыдная шея покрыта раскаленными угольями... руки твои, которыми ты оскорблял Господа Бога твоего, и эти пять пальцев, и другие пять пальцев сделаются горящими свечами, из которых будет капать твоя кровь, смешанная с пламенем» (Мацеевич Л. Фома Млодзяновский//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. С. 221). Ср. рассказ об омерзении демонов к блуду и восклицание свт. Димитрия «О нечистото плотская похотная, скаредная, паче пса, червия сквернейшая, и паче всех нечистот нечистейшая!» (III. С. 209) с восклицанием Фомы Млодзяновского: «О гадость, отвратительная больше пса изъеденного червями, больше всех человеческих рвот и извержений, больше всех сгнивших трупов! О гадость, которой сам диавол гнушается!» (Мацеевич Л. Цит. соч. С. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

511 См. о преп. Серапионе Синдоните и преп. Симеоне Христа ради юродивом: «Основы» Отдел III. Гл. 9. § 1. О целомудрии вообще. 515 Долину, как низину, лежащую у подошвы гор, можно уподобить в духовной жизни смиренной душе, которую попирают ноги возвышающихся (надмевающихся) вокруг гордецов («гор»). Однако, в результате, горы – пусты, голы, бесплодны, а долины богаты хлебом; так и в духовном смысле. У преп. Иоанна по-другому это место истолковано: трудность восхождения на горы и высота их приравнены к труду подвижничества и высоте добродетелей. Но мысль – о пользе смирения души – одна и та же. Вообще, как бы ни толковать, подвизающемуся нужно при этом всегда одно наблюдать – свою душевную пользу, а не «вострение» ума. Впрочем, и то сказать: если благодать нам помогает, она так именно и поступает, а если мы у ученых еретиков учимся бесовскому знанию, то, конечно, приобретем себе одно расстройство ума. 516 Этим не отрицается, конечно, вообще значение бодрствования. Сам же пророк Давид в другом псалме говорит: Бдех и бых, яко птица, особящаяся на зде [на кровле] ( Пс. 101,8 ). Но в данном случае, о котором у него идет речь, Бог его и без постов, «долулягания» и всего прочего помиловал. Может быть, обстоятельства ему и не позволяли тогда внешне подвизаться. Посему, если мы немощны, вознаградим упущение подвигов смирением; если здоровы, приложим и подвижничество, чтобы лучше смирить плоть. О силе бдения см.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 5. 519 Там же. Слово 25, 52. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 3. Принятие на себя подвигов. § 5. Виды телесного подвижничества. Гл. 3. § 1. Гнев. 522 Душеполезные поучения. С. 234. Ср. еще слова того же святого в: «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 1. Гнев. 523 Слова подвижнические. С. 236. Слово 53. О том, какую честь имеет смиренномудрие, и как высока степень его. 529 См. вполне справедливое рассуждение о молитве, в котором ее необходимость выводится из понимания религии как живого союза между Богом и человеком: Sabatier A. Esquisse d " une Philosophie de la Religion. Paris, 1897. P. 24–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В Книгах святого Иринея есть ясные свидетельства о Таинстве Покаяния, с которым соединялась иногда публичная исповедь. Так, описывая развратные нравы валентиниан, он говорит, что, многие из принимавших их учение женщин, будучи обольщенными ими, а после, обратившись к Церкви Божией, вместе с другими заблуждениями исповедовали (публично) и этот грех (кн. I гл. 6 п. 3). То же самое передает он о жене одного азийского диакона, обольщенной ересеначальником Марком: она, по словам Иринея, обратившись к прежним своим обязанностям, «все время проводила в исповедании греха, плача и рыдая о растлении, которому подверглась от этого чародея, употреблявшего в дело особые средства к возбуждению плотской любви и обольщению женщин» (кн. I гл. 13 п. 5–7; ср. гл. 10 п. 1; кн. III гл. 4 п. 3; гл. 23 п. 3 и 5; кн. IV гл. 27 п. 1–2). Здесь можно даже увидеть указание Иринея на церковные епитимии (см. еще Киприан Ерр. 9 и 43; Пост. апостолов 1.11). Воскрешенный Господом Лазарь, будучи повязанным по рукам и ногам погребальными пеленами, служит для Иринея «символом человека, связанного грехами»; а в повелении Господа Своим ученикам развязать Лазаря, святой отец хочет видеть указание на необходимость участия апостолов Христовых и их преемников – пастырей Церкви в разрешении грешников от их грехов, т. е. в возрождении этих духовных мертвецов (кн. V гл. 13 п. 1). Также и некоторые пророческие образы представляются у Иринея символами покаяния и разрешения от грехов. О Евхаристии: Замечательно учение святого Иринея о Таинстве Евхаристии. Православным догматом о Евхаристии он доказывает, возражая гностикам, три истины: 1) Бог, Которому приносятся жертвы в Новом Завете и приносились в Ветхом, один и тот же Бог, Творец мира и Отец Господа нашего, Иисуса Христа (причем, святой отец подробно объясняет отношение Ветхого Завета к Новому); 2) Единородный Сын Его действительно принял на Себя природу человеческую для нашего искупления; 3) это искупление простирается на всего человека и сообщает ему бессмертие и по телу и по душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

На это может указывать то же произведение Тертуллиана «О душе», где этим защитником телесности (sui generis) души приводятся противоположная мнения философов, напр., о том, что «душа не телесная, так как ее свойства постигаются не телесными чувствами, а духовными» (гл. 6; ср. трактат «О душе», гл. 1). Таким образом, можно сказать, что зависимость трактата «О душе» от Немезия Jul. Lebrémon’oм не доказана бесспорно; а в таком случае и дата происхождения его между V и VII веками, где пятый век указывается в связи с временем происхождения сочинения Немезия «О природе человека», не имеет прочной основы: трактат «О душе» мог произойти и раньше, так как использованные им доводы были применяемы уже в самом начале III века, как показывает пример Тертуллиана . Jul. Lebréton совершенно основательно устанавливает вероятность принадлежности св. Григорию Чудотворцу 5 и 6 глав, из которых 5 глава засвидетельствована ссылкой Николая Мефонского , а 6-я – надписанием фрагмента из нее в двух сирийских манускриптах VIII века. Он не нашел возражений и против 7-й главы, хотя отсутствие каких-либо указаний побудило его воздержаться от определенного суждения относительно нее. Но эти главы составляют больше трети всего трактата. Отправляясь от них, как от прочной основы, мы можем прийти к определенному суждению относительно автора всего произведения. В 5-й главе автор трактата пишет: «что душа проста, обнаруживается из того, на основании чего доказано, что она бестелесна». Если эта глава принадлежит св. Григорию, то у него же в произведении должны быть и доказательства бессмертия души; а эти доказательства даны в предшествующей – 4-й главе трактата (мы пока не касаемся ее состава). В свою очередь в 4-й главе трактата мы читаем: «что в нашем теле есть душа, доказано выше», а это доказательство находится во 2-й главе. С другой стороны, в 6-й главе, как это отмечено и Jul. Lebrémon’oм, выступает и сам автор (думаю – ο μαι), и обращается к определенному читателю (выслушай – κουσον). Естественнее всего и без всяких натяжек это обращение поставить в связь с началом трактата, где сказано: «ты просил меня, достопочтенный Татиан , прислать тебе рассуждение о душе с убедительными доказательствами по отделам, и ты желал бы, чтобы я сделал это, не пользуясь свидетельствами Писаний», – следовательно, началом 6-й главы само собою предполагается введение или посвящение трактата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Испов., III, вопр., и отв. 5. От сих добродетелей какие еще рождаются другие? Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. – Испов., III, отв. и вопр.10. VIII. О грехе Понятие о грехе; его происхождение; корень греха – самолюбие. Что есть грех? Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола или, как говорит Св. Писание, грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), т.е., грех есть преступление закона Божия и сие преступление, собственно, есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Испов., III, отв. на вопр.16. Злом надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. в тракт. о двух волях во Христе). Испов., I, отв. на вопр.26. Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. прав. Св. Апост., 77. Тогда токмо мы оскверняемся, когда грех , всякого смрада худший, соделываем... Афан. Великий, из Послания κ Аммуну монаху. О происхождении греха. См. ниже отд.2, XI гл. Корень греха – самолюбие. См. там же. Виды грехов: а) грехи смертные и не смертные; б) грехи вольные и невольные; в) грехи мысли и дела. По свидетельству Свящ. Писания, есть грех к смерти и есть к не смерти ( 1Ин.5:16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Испов., III, отв. на вопр.17. Смертный грех человек делает тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божиею, или когда не исполняет самоохотно и самопроизвольно повелений Божиих, отчего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает от благодати Божией и умерщвляет того, кем приводится оно в действие, потому мы и называем таковой грех смертным, согласно с словом Апостола: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех , хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Испов., III, отв. на вопр.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

197 Феофилакт: «Судятся и мертвые. Это видно…» Толков. на соборн. послания св. Апостолов, Казань, 1865, стр. 104. 198 Hoffmann. Schriftbeweis, 2-е Hälfte, 1-е Abth., S. 480–481; Kliefoth. Eschatologie, S. 103–105; Atzberger. Eschatologie. S. 255. 201 На это, по замечанию König " a (Die Lehre von Christi Höllenfahrt, S. 32), указывает самая форма выражения. Κρνεσϑαι употреблен аорист, а ζ – настоящее, так как первое означает действие, имеющее место только один раз, жизнь же, следующая за судом, – продолжающееся состояние. 206 Некоторые производят δης от ε, εδιος – всегда, вечный, другие – от корня δω – отвратительный (α privativ.), но из такого словопроизводства совершенно необъяснима jota subscriptum под α. 209 Из св. оо. большинство склоняется к той мысли, что ад находится в земле под ее поверхностью (Василий В. – на пр. Исаию, гл. V, ст. 14; твор., ч. 2-я 1845, стр. 222; Иоанн Димаскин – Точное изложение прав. веры, кн. III, гл. XXIX; цит. изд., стр. 197; Григорий Двоеслов – Собеседов. о жизни италийских отцев и о бессмертии души, кн. IV-я, гл. 42, 30, 35; изд. в русск. пер., Казань, 1858, стр. 344–345, 311–312. 322–323). – Мы имеем в виду не оспаривать это мнение, а только выяснить, может ли оно быть названо учением Св. Писания. 210 Ср. Григория Нисского : «никто не принудит нас под именем преисподних земли разуметь подземную область, потому что земля отовсюду равно окружена воздухом и ни одна ея часть не остается обнаженного от телеснаго покрова». О Душе и воскресении; твор., ч-я 4 (1862), стр. 250–251; ср. стр. 247–249. 211 Мейер полагает, что ад от центра земного шара простирается через всю атмосферу нашей земли, в которой господствует со своими ангелами дьявол ( Еф.2:2; 6:12 ), так что в центре находится геенна, а чем дальше от него, тем положение душ сноснее. – Кеерль расширяет область ада. Он понимает под небесами, о которых говорит Апостол Петр ( 2Пет.3:5 : небеса и земля составлены из воды и водою), мир планет на основании того общего признака, что они, как и земля, составлены из воды и водою. Так как эти небеса противополагаются Апостолом новому небу и новой земле, на которых будет обитать правда, и будут уничтожены огнем в день суда (ст. 7), то, следовательно, вся эта область бытия, обнимаемая понятиями неба в земли, подверглись проклятию за грех первых людей, подпала под власть дьявола ( Еф.2:2 ) и сделалась ареною их деятельности ( Еф.6:12 ). Отсюда он с вероятностью заключает, что местом пребывания душ грешников в первый период загробной жизни служит мир планет, включающий в себя и землю. – У Rinck " a – Vom Zustande... S. 112. Сам Rinck, а также Шплиттгербер (Tod, Fortleb. u. Aufersteh., S. 137–139) склоняются к этому же представлению местонахождения ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

37 Маюм (от египетских слов: та-место и jam-мope А. А. Оленицкий. Святая Земля, т. II, стр. 213. 38 «Житие Петра Ивера, пер. с груз. Проф. И. Я. Марра, прав. Пал. Сборн. т. XVI, вып. втор.; проф. А. А. Цагарели. Паи. Груз. Стар, в св. земле и на Синае, прав. Пал. Сборн. т. IV, в л. пер., стр. 33–36; Церковная история Евагрия, кн. 2, гл. 8; Арх. Феодосий- Палестинское монашество, в IV–VI в. в. стр. 221; . . I, . 102–105. 40 В старом грузинском часослове напечатанном по повелению царя Вахтанга VI в 1710 г., в Тифлисе, Петр, епископ Маюумсюй, значится под 2 числом декабря святым, а в часослове, напечатанном гражданскими буквами в 1722 году, не находим уже памяти о нем. Иоселиани Жизнеописание св. православн. груз, церкв., стр. 13; проф. Марр житие Петра Ивера, стр. XIII. 41 Житие Петра Ивера, царевича-подвижника, епископа Матумского V в. «Правосл. Палест. Сборн.», 47 выпуск. сведения св. Петра Маюмскаго внесены в Картлис Цховреба по приказанию ц. Вахтаига VI. Ф. Д. Жордания. Опис. рук. кн. 131. 49 Отыскались более полные тексты «Диалогона» Ф. Д. Жордания. Опис. рукоп. кн. I, 67, 167, 199, 238, II, 425, 800. 52 На подобный обычай указывает и Мономах в своем поучении «... взем Псалтырю, в печали разгнух я, и то ми ся выня. вскую печалуеши, душе? вскую смущаеши мя?» (Лавр. стр. 233) 53 Эти сведения заимствованы у Болландистов из «Acta Sanctorum». Епископ Порфирий.Путешествие в Метеорские и Осоолимпсюе монастыри в Фессалии, Спб. 1896 г. стр. 175; Профес. Н. Я. Марр. Жур. засед. II отд. Предс. Прис. стр. 114.а-в 54 Профес. А. С Хаханов. Пред. разс. груз. по Мал. Аии стр 5, прим. 13; Мосхи или Месхи упоминаютс.я в кн. Бытия (гл.Х, I), у пророка Иезекшля (гл. XXXVIII). 55 Мудрость Балавара, грузинская версия душеполезной истории о Варлааме и Иосафе. Зап. Вост. отд. имп. Арх. общ. т. I, вып. I, стр.166–174, Ibid. т. III, стр. 223–260; .. . 134–157. Древний фрагмент (XI в.) зтой повести, открытый мною и священ. П. Карбеловым, издан в Москве проф. А. С. Хахановым с примечаниями филологическими и с русским переводом. Об историческом значение сочинения И. Мосха, см. М. Хитрово (издан. истор общ. при Москов. универ. Рефераты, М. 1897 г.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30; III ч. 97 стр.). „Из всех имен, усвояемых Богу, – говорит И. Дамаскин, – кажется, самое собственное есть Сый. Потому что Бог в Себе Самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое беспредельное и безграничное море сущности“ (Изл. веры, I, 9). 203 Так объясняли вечность Божию и отцы церкви, научая понимать ее не как какое-то бесконечное время, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно следующих одна за другою, а как одно постоянное, неизменно пребывающее настоящее. „Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, – говорит св. Григорий Богослов , – ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сый всегда“ (Сл. 45 – IV ч. 154 стр; сл. 38 – III ч. 238 стр.). Св. Исидор пелусиот определяет это свойство так: „вечность есть как бы присносущее, почему понятие это прилагается обыкновенно к одному безначальному естеству, в котором все всегда – то же и в той же мере. Понятие бессмертия может быть приписываемо и тому, что приведено в бытие и не умирает, напр., ангелу, душе... А вечность в собственном смысле принадлежит божественной сущности, почему и приписывается обыкновенно только достопокланяемой и царственной Троице, Которая не терпит выражений: прежде и после, – не допускает понятий: второе и третье, – потому что Божество превыше числа и первоначальнее времен.– Кн. II, пис. 239 (III, 149). 204 „Надобно знать, – говорит св. И. Дамаскин, – что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело, – не частью какою в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем, и весь выше всего“. „Он Сам для Себя место, Он все наполняет и вне всего существует“ (Изл. веры, I, 13 гл.). Св. Кирилл иерус.: „неограничен местом, но Творец мест, во всяком из них находится, и ни в одном не заключается“ (Огл. поуч. VI, 8). „Он во всем и вне всего“ (IV, 5). По словам св. Афанасия, „Сын, во Отце сущий, есть везде, и вне всего“ пребывает (К Серапиону, III, 4). См. еще у Август. О граде Бож. VII, 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010