Платон Корниляк — род. в 1920 г., ум. в 2000 г. Уроженец Буковины. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия, доктор философии. С 1959 г. — титулярный епископ Кастра ди Марте, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Германии. С 1996 г. — на покое. Владимир Маланчук — род. в 1904 г., ум. в 1990 г. Уроженец Галиции. С 1925 г. — монах ордена редемптористов. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. Доктор философии. С 1961 г. — титулярный епископ Епифании, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Франции. В 1982 г. ушел на покой. Августин Горняк — род. в 1919 г., ум. в 2003 г. Родился в Югославии в семье выходцев из Галиции. Монах Базилианского ордена. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1961 г. — титулярный епископ Ермонтиса, помощник римско-католического архиепископа Вестминстера — для греко-католической паствы. С 1963 г. — апостольский экзарх для украинских греко-католиков Англии и Уэлса (с 1967 г. — Великобритании). В 1987 г. ушел на покой. Ярослав Габро — род. в 1919 г., ум. в 1980. Родился в Чикаго (США) в семье выходцев из Галиции. Монах Базилианского ордена. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1961 г. — украинский греко-католический епископ Чикаго. Андрей Сапеляк — род. в 1919 г. Уроженец Галиции. С 1946 г. — монах Салезианского ордена. С 1949 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1961 г. — титулярный епископ Севастополя Фракийского, помощник латинского архиепископа Буэнос-Айреса, апостольский визитатор для украинских греко-католиков Аргентины. С 1968 г. — экзарх для греко-католиков Аргентины. С 1978 г. — епископ украинской греко-католической епархии Святой Марии в Буэнос-Айресе. В 1997 г. ушел на покой и возвратился на Украину. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508. Л. 130–131; Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). «Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II». Кардинал Иосиф Слипый (биография); Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). «Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II». Иосиф Слипый.

http://bogoslov.ru/article/374275

Е.А. Заболотный, кандидат исторических наук, преподаватель МГУ и ПСТГУ, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия», начал свой доклад «Церковь Востока и обет безбрачия: IV-VI века» с замечания, что данная тема до сих пор не имеет общепринятого разрешения в научной литературе. Напомнив, что к Церкви Востока принято относить христианские общины, оказавшиеся с III века на территории Сасанидского Ирана (сирийская христианская традиция по политическим причинам рано оказалась разделена между крупнейшими державами — Восточной Римской империей и Сасанидским Ираном), докладчик обозначил два аспекта, которые он хотел затронуть в своем выступлении. Первый — развитие идеи безбрачия в сирийской аскетической литературе, второй — влияние обета безбрачия на церковную жизнь, встраивание общин монахов в церковную структуру (в частности, до сих пор не решенный вопрос — когда обет безбрачия становится обязательным для епископов Церкви Востока). В рамках ранней сирийской традиции понятия христианства и аскетики были практически синонимичными, что подтверждается и аскетическими творениями, такими как послания Псевдо-Климента «О девстве», апокрифическими «Деяниями Фомы» и др. В III-IV веках происходит встраивание лиц, практиковавших безбрачие, в церковную структуру. Вместе с тем, сирийские прото-монашеские общины, обозначаемые термином «Сыны (дщери) Завета», не предполагали обязательного безбрачия для своих членов. В конце V века в Сирию проникает несторианское богословие. В Церкви Востока нарастает антимонашеское движение, вплоть до закрепления Собором 485/6 годов права монашествующих вступать в брак. Соответственно и утверждение безбрачия для епископата происходило в течение длительного времени — до VI столетия. В докладе «Статус каноников и монахов в каролингском церковном законодательстве» кандидат культурологи, сотрудник ИВИ РАН и ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Королев на многих конкретных примерах познакомил слушателей с формами организованной жизни общин каноников (священников, живших при соборах и крупных храмах, чьей обязанностью было «образцовое» совершение богослужения) и монахов в эпоху правления в Западной Европе династии Каролингов. Критерии существования этих общин были весьма разнообразны, уставы, декларировавшие строгие нормы, на деле предполагали множество исключений из правил. В описываемую эпоху ярко проявилось стремление к унификации. Так, обозначились основные отличия, касающиеся принесения обетов монахами и отсутствия обетов у каноников (в жизни которых, тем не менее, существовало много ограничений, так как она должна была служить образцом для духовенства); регламентировалось право на владение имуществом; возникли особые уставы для общин женщин (канонисс). Тенденция к унификации, в частности, привела к тому, что впоследствии монашество на Западе приобрело орденскую структуру.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. приходские храмы в Хлынове, Спасский собор (1-й - 1693, 2-й - сер. 60-х гг. XVIII в.-1818) и ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (позднее в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1699), строятся из камня. Постройки типа восьмерик на четверике появились в нач. XVIII в. и не стали определяющими для вятской школы; их декор выдержан в нарышкинских формах: в Хлынове Пятницкая (или Сретенская) ц. (1705-1712, не сохр.), имевшая уникальную колокольню с повалом под ярусом звона, в Слободском Преображенская ц. (1699-1717, не сохр.) и Спасский монастырский собор (1740, не сохр.). В Хлынове были также построены храмы восьмериком от земли, редкие для рус. каменной архитектуры и известные лишь в Вел. Устюге (собор Иоанно-Предтеченского мон-ря, 1695-1740, не сохр.) и Иркутске (собор Вознесенского мон-ря, 1749-1767, не сохр.). Считается, что на композицию восьмериковых хлыновских церквей во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (1714-1723) и Всехсвятской (1723, не сохр.) оказало влияние деревянное зодчество; формы их первоначального завершения неизвестны. К переходному типу принадлежала Тихвинская ц. в с. Красном (ныне в черте Кирова, 1715, не сохр.), четверик к-рой со стороны трапезной был 3-гранным при традиц. 3-апсидном алтаре с востока. Особняком в архитектуре Хлынова стоит Никольская надвратная церковь Трифонова мон-ря (ок. 1700) с ее сдержанным нарышкинским декором, построенная, очевидно, московскими мастерами наподобие храмов над св. воротами Троице-Сергиева и Новодевичьего мон-рей. Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Указ имп. Петра I о прекращении каменного строительства везде, кроме С.-Петербурга (1714), приостановил развитие каменного храмоздания на Вятке до 40-х гг. В это время появились храмы, построенные по образцу Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Мы в Государственной Думе Федерального Собрания продолжаем последовательный курс на развитие конструктивного сотрудничества между государством, обществом и Церковью. Недавно депутаты Госдумы приняли новый федеральный закон, который уточнил одну из норм налогового кодекса в связи с освобождением религиозных организаций от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы. Это существенный законодательный шаг, учитывающий интересы Русской Православной Церкви и других традиционных религий в наше стране. Сегодня я готов сообщить, что в результате взаимодействия с Правительством России нам удалось добиться рассмотрения поступившего в Думу законопроекта (который, уверен, будет принят) о выделении дополнительных бюджетных средств на распространение вышедших томов «Православной энциклопедии» в будущем году. Выделенные средства по разделу образования в размере 7,8 млн. рублей предназначены на закупку 1000 комплектов энциклопедии для библиотек вузов. Это тоже важный вклад нашего Общественного Совета в дело издания «Православной энциклопедии». Значимым общественным событием явилась состоявшаяся на прошлой неделе выставка-презентация «Православной энциклопедии» в Государственной Думе. Депутаты и многочисленные посетители нижней палаты Федерального собрания имели возможность ознакомиться с деятельностью Церковно-научного Центра. Выставка была приурочена к выходу XII тома энциклопедии со статьей «Государственная Дума». На выставке были такие интересные разделы, как «Православие в многоконфессиональном мире», «Церковь и армия» и другие. Выставка вызвала большой интерес и отклик. Мы признательны руководителю ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л.Кравцу и всем, кто участвовал в организации и проведении выставки. Я хотел выразить благодарность Вам, Ваше Святейшество, за такой ценный дар парламентской библиотеке, как полный комплект томов «Православной энциклопедии». В заключение должен сказать, что Общественный Совет одобряет отчет ЦНЦ «Православная энциклопедия» за 2006 год и в целом поддерживает его планы на дальнейшую деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/158438.htm...

Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. из состава И. е. были выделены Глазовская и Сарапульская епархии. И. е. включена в состав Удмуртской митрополии. Митр. Николай (Шкрумко) Монастыри Действующие: Покровский (жен., близ с. Каменное Заделье Балезинского р-на, открыт 14 окт. 1993), Успенский (жен., в с. Перевозном Воткинского р-на, открыт 28 авг. 1994), Мало-Дивеевский Серафимовский (жен., открыт 4 янв. 1998 в с. Русский Пычас Можгинского р-на, 26 дек. 2003 переведен в с. Норья Малопургинского р-на). Упраздненные: Усть-Сарапульский Спасский (муж., близ Сарапула, основан в 1650, упразднен в 1764), Лихотнин в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., близ Сарапула, основан в 1682, упразднен в 1764), сарапульский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (жен., в Сарапуле, основан в 1853 как община, с 1881 монастырь, закрыт в 1923), сарапульский Старцево-Горский во имя св. Иоанна Предтечи (муж., в Сарапуле, основан в 1900, закрыт в 1923). Арх.: Архив ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11. Л. 13-14; ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 161. Л. 2-3, 5; Д. 617. Л. 45-46; Д. 1231. Л. 3-4; Д. 1751. Л. 47-53; Оп. 7. Д. 89. Л. 1, 12; Д. 55. Л. 4-5; Д. 122. Л. 18-19; ЦДНИ Удмуртской Респ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 104. Л. 146; Д. 150. Л. 1; Д. 945. Л. 72; Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235-236. Ист.: Галкин А. К. Указы и определения Моск. Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 91, 94-95, 97; ЖМП, 1931-1935. С. 50-51. Лит.: Шумилов Е. Ф. Жен. мон-ри Удмуртии как худож.-просвет. центры//Женщины России: История и современность: Тез. всерос. теорет. конф. 9-10 февр. 1995 г. Ижевск, 1995. С. 16; он же. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии, XX в. Ижевск, 1996; он же. Христианство в Удмуртии: Цивилизационные процессы и христ. искусство. Ижевск, 2001; он же. Ижевская и Удмуртская епархия накануне и в годы Великой Отечественной войны//удмуртия в годы Великой Отечественной войны: Мат-лы респ. науч.-практ. конф. Ижевск, 2005. С. 127-134; Ившина А.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Минский и Слуцкий Филарет ЦВ 6 (427) март 2010 /  26 марта 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 10 – 20 марта 2010 10 марта в павильоне 57 Всероссийского выставочного центра открылась XIII национальная выставка-ярмарка «Книги России». В церемонии открытия принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании церемонии Патриарх Кирилл ознакомился с учебной литературой издательс-тва «Эксмо»; Предстоятелю была также представлена вышедшая в этом издательстве книга архиепископа Волоколамского Илариона «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание». Святейший Патриарх осмотрел стенд издательства «Белый город», а также стенд православных издательств Белорусского экзархата, побеседовав с первым заместителем министра информации Республики Беларусь Л.С. Ананич. Затем Патриарх Кирилл посетил стенд Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Руководитель ЦНЦ С.Л. Кравец представил Святейшему Патриарху недавно вышедший XXII алфавитный том «Православной энциклопедии». Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел также стенд Издательства Московской Патриархии. Здесь Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал главный редактор Издательства протоиерей Владимир Силовьев. В краткой беседе с представителями СМИ Святейший Патриарх Кирилл высоко оценил качество представленной на выставке книжной продукции, рассказал журналистам о первоочередных задачах созданного Патриаршего совета по культуре, а также дал оценку учебнику по предмету «Основы православной культуры», подготовленному протодиаконом Андреем Кураевым. 10 марта в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Г.В. Попова. Святейший Патриарх поздравил гостя с недавним юбилеем и поблагодарил за труды по сохранению и изучению памятников церковного искусства. В беседе с Г.В. Поповым Патриарх Кирилл отметил огромный вклад, который внес в дело восстановления монастырей и церковных памятников основатель Музея им. Андрея Рублева, выдающийся архитектор и реставратор П.Д. Барановский. Благодаря созданию Музея им. Андрея Рублева удалось спасти огромное количество икон.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Поэтому первой заботой Преосвященного Вениамина, по прибытии в Забайкалье, было открытие нарочитых миссионерских станов, с освобождением назначаемых в них миссионеров от всех посторонних обязанностей. Таких станов было устроено Преосвященным Вениамином, во время шестилетнего управления Забайкальской миссией 11-ть, а именно: 1) Кударинский, недалеко от Байкала и в 45 в. от Посольского монастыря, в 1862 году; 2) Селенгинский, при Селенгинской степной Думе, вблизи Гусино – озерского дацана, местопребывания хамбо-ламы, в 1864 г.; 3) Цаган-усунский, при устье реки Джиды, среди бурят 3-й конной казачьей бригады и Закаменной родовой Управы, в 1867 году; 4) Онинский, при Хоринской степной Думе, в 1864 году; 5) Иргенский, при Иргенском озере, на плоской возвышенности Яблонового хребта, куда в девятую пятницу стекается много бурят и русских; стан этот открыт в 1866 г.; 6) Тугнунский стан открыт в 1866 году; 7) Агинский стан, при Агинской степной Думе. Открыт в 1862 г.; 8) Ононский стан, на реке Ононе, при Оловянном руднике, в том же 1862 г.; 9) Улюнский стан, при Баргузинской степной Думе. Открыт в 1866 г.; 10) Баунтовский стан, в хребтах на северо-восток от Баргузина, в 1864 году. Кроме того, привлечены были к миссионерскому служению четыре приходских священника. Кударинский стан расположен среди бурят, преданных шаманству; Селенгинский, Цаган-Усунский, Онинский, Иргенский – среди бурят, у которых свило себе прочное гнездо ламство, где устроено ламами множество более или менее великолепных дацанов; Анинский и Ононский среди бурят, так же фанатически преданных ламству, и среди тунгусов Князе-Урульгинского ведомства, еще колеблющихся между ламством, шаманством и христианством, так что у них в юрте нередко можно найти и св. иконы и принадлежности ламского и шаманского идолослужения. Баунтовский стан устроен был для бродячих инородцев – тунгусов, орочен. Кроме сего открыт был 11-й стан в селении Голоустном, в Иркутской губернии, на противоположном от Посольска берегу Байкала; так как голоустенские буряты, отделенные от Иркутска не проходимыми Байкальскими горами, имеют более удобное сообщение с Посольском, чем с Иркутском. Центральным станом считался Посольский монастырь; в нем имел местопребывание сам начальник миссии; здесь же останавливались и миссионеры, приезжавшие из России, и подготовлялись к своей будущей миссионерской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

В заседании приняли участие: члены Совета Федерации и Государственной Думы, представители государственных структур, научных и общественных организаций, члены Межрелигиозного совета России, представители Поместных Православных Церквей, а также мусульманской и иудейской общин; со стороны Русской Православной Церкви — члены Священного Синода, руководители синодальных учреждений, главы ряда митрополий, иерархи и духовенство. Заседание открылось кратким приветствием председателя Государственной Думы ФС РФ В.В. Володина. Со словом к собравшимся обратился Патриарх Кирилл. Затем прозвучал доклад В.В. Володина. Заседание продолжилось выступлением руководителей фракций в Государственной Думе. Также выступил первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров. Патриарх Кирилл передал в дар Государственной Думе комплект своих трудов, изданных в последние годы. В.В. Володин поблагодарил Предстоятеля Русской Церкви и выразил надежду на то, что депутаты услышат голос Церкви, и предложения Патриарха, «озвученные от имени жителей России, от имени прихожан, будут реализованы в форме законов».   «Цель Рождественских Парламентских встреч и заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом», — добавил В.В. Володин, отметив, что Русская Православная Церковь вносит особый вклад в создание условий для такого диалога. Затем состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Патриарх Кирилл вручил победителям конкурсов дипломы и грамоты, а В.В. Володин — подарки и цветы. В завершение заседания Патриарх Кирилл поблагодарил всех участников Рождественских Парламентских встреч, пожелав им «помощи Божией, мира душевного, здравия телесного и духовного, а главное — спокойного и оптимистического взгляда в будущее».   Заседание IV Рождественских Парламентских встреч транслировалось в прямом эфире телеканалов «Россия 24» и «Союз», а также на сайте Государственной Думы ФС РФ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А. Пичугин — В прошлый раз, когда Патриарх выступал в Государственной думе на Рождественских чтениях. Я напомню, что теперь по традиции чередуется: год он выступает в Государственной думе, год — в Совете Федерации. В. Легойда — Не год, а один раз. А. Пичугин — Один раз на Рождественских чтениях в начале года. Поднималась тема абортов, и тогда общественное мнение, как-то очень широко это все обсуждалось в общественном поле: прав Патриарх, не прав Патриарх. Я знаю, что тема абортов поднималась и в этот раз в Совете Федерации. Что конкретно говорил Святейший? В. Легойда — Святейший говорил, еще раз повторил нашу позицию о том, что Церковь считает недопустимой ситуацию, при которой аборт наряду с обязательными медицинскими операциями находится в системе обязательного медицинского страхования. А. Пичугин — Это то, что вызвало волну возмущения у части общества год назад. В. Легойда — Может быть. Я, скорее, скажу о том, что вызвало это у многих, в том числе и поддержку. И я могу сказать, почему для нас это важно. Потому что здесь с одной стороны мы видим нарушения прав людей, которые не хотели бы никакого отношения иметь к финансированию абортов. А по факту получается, что так происходит на сегодняшний день. И потом на сегодня важный момент, о котором мы много раз говорили, это то, что нахождение в системе обязательного медицинского страхования аборта, мы, получается, утверждаем аборт как некую общественную норму. И этот факт выведения из системы обязательного медицинского страхования, он будет иметь еще значение в ценностном поле: то есть мы отказываемся от того, чтобы аборт обществом воспринимался как общественная норма. Понимаете, да? Если аборт в системе госстрахования, значит, это находится в поле нормального, чуть ли не нормативного. А. Пичугин — Я просто вспоминаю, как в прошлом году это ушло из поля зрения СМИ, нигде особо об этом не говорилось. А это важно. Как раз самое важное из того, что говорил Святейший Патриарх в прошлом году в Госдуме относительно этой темы. Он нарисовал очень интересную схему воспитания ребенка, от которого отказались родители, внутри Церкви, как Церковь может этому способствовать. Где он рассказывал, что задача Церкви зайти в женские консультации с той стороны, что специалисты должны рассказывать женщине, которая решит делать аборт или впоследствии решит отказаться от ребенка, призвать её родить этого ребенка и отдать в церковное учреждение, при этом она не лишается родительских прав. Дальше шла подробная инструкция, что может сделать женщина, очень важно и нигде в стране об этом не говорилось. И эти слова Патриарха тоже выпали из общественного поля.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Затем к участникам презентации обратились с приветственными речами председатель Попечительского совета «Православной энциклопедии» мэр Москвы Ю.М. Лужков, вице-президент Российской Академии наук А.Д. Некипелов, президент Национальной Академии наук Грузии Т. Гамкрелидзе, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примаков. А.Д. Некипелов передал Предстоятелям Русской и Грузинской Православных Церквей, а также президенту Национальной Академии наук Грузии Т. Гамкрелидзе сертификаты на «Большую российскую энциклопедию». В ходе презентации Предстоятель Русской Православной Церкви вручил орден Преподобного Сергия Радонежского II степени руководителю ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравцу «за труды во благо Церкви и вклад в развитие богословской науки». В завершение церемонии Святейший Патриарх Алексий объявил об учреждении Патриаршей премии в области киноискусства. 3 марта Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II и сопровождавшие его лица посетили Троице-Сергиеву Лавру и Московскую Духовную академию. У Святых врат обители высокого гостя встречали ректор Московских Духовных школ архиепископ Верейский Евгений, наместник обители епископ Сергиево-Посадский Феогност, братия Лавры, преподаватели и учащиеся академии и семинарии. Гости поклонились мощам преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святыням, находящимся в Никоновском приделе Троицкого собора и Серапионовой палате. В крипте Успенского собора Предстоятель Грузинской Православной Церкви почтил память Святейших Патриархов Алексия I и Пимена, у могил которых была пропета «Вечная память». Затем Патриарх Илия посетил Московскую Духовную академию, которую он окончил в 1960 году. Осмотрев новые экспонаты Церковно-археологического кабинета МДА, Его Святейшество поделился впечатлениями и воспоминаниями о своих студенческих годах. В воскресенье 4 марта, во 2-ю Неделю Великого поста и в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/429913/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010