1022 Еще один уродливый продукт «катакомбных» и псевдокатакомбных тупиков нашей печальной недавней истории – небольшая, но крайне изуверская «секта Петра» (самоназвание «Общество ревнителей истинного благочестия рассудительной мудрой благородной веры Божией»), немногочисленные адепты которой считают себя единственным остатком Истинной Православной Церкви. 1025 Архиепископ Иоанн (Береславский), генерал-епископ Петр. Дмитрий Тимофеевич Язов – Божий человек//Рыцарь веры. 1992. 2. С. 15. 1027 Венчание на Престол: Откровение Божией Матери в России (1984–1991) пророку епископу Иоанну. М., 1991. С. 9. 1029 Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 4, 8, 10–11, 32–33, 43–44, 97, 125, 145. 1030 Заря Руси Святой восходит: Откровение Божией Матери о Новой Святой Руси Пророку архиепископу Иоанну(1984–1993). М., 1993. С. 53. 1031 Антихрист, ад и мытарства: Книга об антихристе: По пророческому Откровению Матери Божией, данному в России о. Иоанну. 1984–1991 гг. М., 1991. С. 25. 1033 Богословие Непорочного Сердца: По семинарам духовной академии «Свет Марии». М., 1994. С. 103. 1035 Выступление в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись. 1040 Слово Божией Матери и Господа в России архиепископу Иоанну. Избранное. Т. 2. М., 1997. С. 106, 176. 1049 Книга странствий: Откровение Божией Матери в России Пророку архиепископу Иоанну (1984–1992). М., 1992. С. 88–89. 1050 Архиепископ Иоанн (Береславский). Жена, Облеченная в Солнце: Откровение архиепископу Иоанну, октябрь 1999 г. М., 2000. С. 7. 1087 Игумен Николай (Румянцев). Коммунистические б... (сокращение наше. – А Д.) – жрицы супротивницы//Рыцарь веры. 1992. 7. С. 25. 1089 Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать – содомская священница//Рыцарь Веры. 1992. 8. С. 35–37. 1109 См.: Решение Хорошевского Межмуниципального народного суда от 21 мая 1997 г.//Секты против Церкви. С. 305, 323–324. 1122 Выступление в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись (имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Несмотря на это, Исидор принял на Ферраро-Флорентийском соборе унию с католиками и вернулся в Москву «как папский кардинал и легат, с преднесением латинского креста; на первой же Литургии в Успенском соборе Московского Кремля он помянул Римского папу Евгения как главу единой Церкви и устроил торжественное чтение буллы папы с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора», отмечается в комментариях. В итоге митрополит Исидор был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре: по каноническим правилам его судьбу должен был решить Константинопольский Патриарх, который, однако, сам оказался явным сторонником унии. «Как следствие, в 1448 году, спустя семь лет после бегства Исидора, в Москве было принято решение о поставлении Киевского митрополита собором русских архиереев без участия Константинопольского патриарха. 15 декабря 1448 года собор русских епископов, созванный князем Василием II, поставил епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси», констатируется в комментариях. «Утверждать, как делает епископ Макарий, что поставление святителя Ионы было беззаконным, неканоничным и вообще состоялось " в подражание четырем Восточным Патриархам " , — это большая ошибка. Вспомним, что в московском праздновании 500-летия этого события в 1948 году приняли участие представители практически всех автокефальных Церквей, включая и Константинопольский Патриархат», резюмируется в комментариях ЦНЦ. Тенденциозность воззрений епископа Макария на Русскую Церковь изобличают эпитеты, которые он применяет для описания церковной ситуации накануне реформ Патриарха Никона: «Ошибочные церковные обычаи, которые проникли в церковную жизнь, были перемешаны с язычеством, колдовством, магией и самыми разнообразными суевериями», утверждает епископ Христупольский. «Вопреки инсинуациям автора ничего " магического " или " языческого " ни в двуперстии — аутентичном византийском перстосложении, — ни в других традициях древнего русского благочестия (многие из которых просто отражали византийские обычаи, греками к XVII веку уже позабытые) не было и нет», возражает представителю Константинопольского Патриархата ЦНЦ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5279755...

Заслушав доклад председателя Синодальной библейско-богословской комиссии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Священный Синод постановил: заместителем председателя комиссии назначить архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав комиссии вошли: протоиерей Леонид Грилихес, заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии; протоиерей Борис Даниленко, директор Синодальной библиотеки имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; К.В. Неклюдов, заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия»; М.Г. Селезнев, главный редактор Российского библейского общества; А.А. Ткаченко, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия». Священный Синод постановил перенести сроки проведения богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» с 9–12 ноября 2009 г. на 15–18 ноября 2010 г. Синод заслушал доклад архиепископа Волоколамского Иллариона о его визите в Рим 15–20 сентября 2009 г. и одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на переговорах с руководством Римско-Католической Церкви. Священный Синод отметил большое значение II Всероссийского съезда православных врачей (Воронеже 1–2 октября 2009 г.) для развития сотрудничества Русской Православной Церкви и системы здравоохранения России, странах СНГ и Балтии. Синод счел полезным создание региональных отделений Общества православных врачей в епархиях Русской Православной Церкви. Синод утвердил структуру Издательского совета как коллегиального органа исполнительной власти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. (См. Журнал Московской Патриархии, 11, 2009 г.) Заслушав рапорт председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра о проведении в г. Самаре Межрегиональной студенческой конференции «Молодежь XXI века — будущее великой России», Священный Синод выразил удовлетворение успешным проведением этого форума и отметил важность проведения межрегиональных студенческих конференций духовно-просветительской направленности в крупных областных центрах Российской Федерации.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

Волков А. А. Чинопоследование литургии оглашенных по печатному мосарабскому миссалу 1500 г.//Религиоведение. Благовещенск, 2015. 1. С. 3–14. Криницына Е. С. Пост и воздержание от пищи в трактате Исидора Севиль­ского «О церковных службах»// Церковь и время. 2012. 2 (59). С. 78–97. ТкаченкоА.А.Испано-мосарабский обряд//Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2011. Т. 27. С. 584–596. Фокин А.Р. Исидор Севильский //Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2011. Т. 27. С. 224–238. Приложение Св. Исидор Севильский . «О церковных служениях». Глава 15. «О мессе и молитвах» (перевод А.А. Волкова) CAPUT XV. De missa et orationibus Ordo autem missae, et orationum, quibus oblata Deo sacrificia consecrantur, primum a sancto Petro est institutus, cujus celebrationem uno eodemque modo universus peragit orbis. Prima earumdem oratio admonitionis est erga populum, ut excitentur ad exorandum Deum. Secunda invocationis ad Deum est, ut clementer suscipiat preces fidelium oblationesque eorum. Tertia autem effunditur pro offerentibus, sive pro defunctis fidelibus, ut per idem sacrificium veniam consequantur. Quarta post haec infertur pro osculo pacis, ut charitate reconciliati omnes invicem digne sacramento corporis et sanguinis Christi consocientur, quia non recipit dissensionem cujusquam Christi indivisibile corpus. Quinta deinde infertur illatio in sanctificatione oblationis, in qua etiam et ad Dei laudem terrestrium creaturarum virtutumque coelestium universitas provocatur, et Hosanna in excelsis cantatur, quod Salvatore de genere David nascente salus mundo usque ad excelsa pervenerit. Глава XV. О мессе и молитвах Чин же мессы и молитв, кото­рыми освящается жертвенное при­ношение Богу, установлен вначале от святого Петра, сей же чин соверша­ется одним и тем же образом по всей земле. Первая из молитв – это на­ставление народу, чтобы побудить его на молитву к Богу. Вторая – воз­звание к Богу, да милостиво примет молитвы верных и приношение их. Третья же изливается за принося­щих или об усопших верных, чтобы посредством этой жертвы им было бы подано прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Под влиянием революционных событий весной 1917 г. в «Вятских ЕВ» публиковались статьи, содержавшие критику синодального управления Церковью, а также резкие высказывания в адрес правящего Вятского еп. Никандра (Феноменова) , к-рый с 15 авг. 1917 г. присутствовал на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве, был избран заместителем члена Синода. Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Вятке. 1839–1864 гг. Архит. А. Л. Витберг. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Вятке. 1839–1864 гг. Архит. А. Л. Витберг. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») 23 янв. 1918 г. вышел в свет декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», накануне было обнародовано послание Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Белавина) с анафематствованием богоборцев, разоряющих Церковь. После прочтения в храмах В. е. послания Патриарха начались аресты духовенства. 15 февр. был арестован протоиерей Казанского собора в Орлове сщмч. Михаил Тихоницкий , признанный виновным, он был расстрелян 20 сент. В Елабуге расстреляли сщмч. прот. Павла Дернова и 3 его сыновей. В сент.-дек. 1918 г. в Вятской губ. работала комиссия по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства», епархия лишилась имущества и зданий на сумму свыше 730 тыс. р. Еп. Никандр предложил духовенству применять по отношению к экспроприаторам «тягчайшие духовные кары, вплоть до отлучения от Церкви». В соответствии с положением ВЦИК «О единой трудовой школе в РСФСР», принятым 16 окт. 1918 г., все церковноприходские школы и второклассные уч-ща В. е. были преобразованы в школы 1-й ступени. По губернии прокатилась волна крестных ходов, протестовавших против насилия над Церковью, в Вятке во время крестного хода произошли столкновения с солдатами. Ок. 1918 г. Сарапульское и Елабужское вик-ства В. е. были объединены в самостоятельную Сарапульскую и Елабужскую епархию . К кон.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Царство святых Всевышнего и мировая история. СПб.: Алетейя, 2019. Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. Мировоззрение, обрядность, историческая эволюция. СПб: Алетейя, 2015. Введение в Ветхий Завет /под ред. М. Мангано. М.: Духовная Академия Апостола Павла, 2007. Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М.: ББИ, 2017. Никифоров М.В. Евстафий, свт. еп. Антиохийский//ПЭ. М.: ЦНЦ. «Православная энциклопедия», 2008. Т.17. С.286–293. Рицци Дж., свящ. Католическая герменевтика библейская//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. Т.11. С.386–389. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. СПб.: Ладан, 2009. Эдлин Дж. Книга Даниила. Комментарии веслианской традиции/пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2014. Baldwin J. Daniel: An Introduction and Commentary. Downers Grove: Inter-Varsity Press, 1978. Collins J. A Commentary on the Book of Daniel. Minneapolis: Fortress Press, 1993. Hartman L., Di Leila A. The Book of Daniel. New York: Doubleday, 1980. Miller S. Daniel. Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1994. Newsom C., Breed B. Daniel. A Commentary. Louisville: Westminster John Knox Press, 2014. Алексей Сергеевич Кашкин 1 В частности, характерно уже начальное утверждение автора, когда он Книгу Даниила называет «одним из прославленных библейских сочинений» (Бессонов И.А. Пророчества книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование. Царство святых Всевышнего и мировая история. СПб., 2019. С.7); понятно, что глубоко верующий человек вряд ли назовёт какую-либо священную книгу «библейским сочинением». 2 Бессонов И.А. Деление седмин в Дан.9, 25 : происхождение версии перевода Феодотиона и её отношение к масоретскому тексту//Вестник Православного гуманитарного Свято- Тихоновского университета. Серия 3: Филология. 2017. 3 (52). С.36–47. 3 Бессонов И.А. Библейские пророчества об исламе. Доказательство духовного единства авраамических религий. М., 2011; Он же. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь . М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2000. Православная Энциклопедия: Т. 1– . М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2000– . Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви: 1917–1945/Послесл. прот. И. Мейендорфа . Париж: YMCA-Press, 1977. Русская Православная Церковь 988–1988: Очерки истории 1917–1988 гг. Вып. 2. Изд. МП, 1988. Русская Православная Церковь . XX век/Беглов А. В., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2008. Савельев С. Н. Бог и комиссары: (К истории комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП(б) – антирелигиозной комиссии)//Религия и демократия. На пути к свободе совести: II. М.: Прогресс; Культура, 1993. С. 164–216.   Сафонов Д. В. Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к «Завещательному посланию» Патриарха Сафонов Д. В. К вопросу о подлинности «Завещательного послания» св. Патриарха Тихона//Богословский вестник. 2004. 4. С. 265–311. Сафонов Д. В. В последние годы жизни Патриарха Тихона против него готовился новый судебный процесс// Церковь в истории России. Сборник 6. М.: ПРИ РАН, 2005. С. 218–243. Сафонов Д. В. Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви, от свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, до Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//Богословский вестник. 2009. 8–9. С. 275–355; 2010. 10. С. 309–339. Сафонов Д. В. Митрополит Сергий (Страгородский) и советская власть в 1921–1926 гг.//XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Т. 1. С. 273–281. Стратонов И. А. Русская церковная смута: 1921–1931//Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 29–172. Троицкий С. В. Что такое «Живая Церковь »?//«Обновленческий» раскол: (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М.: О-во любителей церковной истории; Крутицкое Патриаршее подворье, 2002. С. 65–127.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Свт. Кирилл Александрийский .Ответы Тиверию диакону с братией/перевод с сирийского и примечания Е.А.Заболотного, М.Г.Калинина; перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером. Феодора (Юлаева) //БВ. 2015. 18–19. Вып. 3–4. С.342–379. Свт. Кирилл Александрийский .Разъяснение догматов/перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером. Феодора (Юлаева) //БВ. 2016. 20–21. Вып.1–2. С.298–326. Творения свт. Кирилла Александрийского . М.: Паломник, 2001. Кн.2. Творения свт. Кирилла Александрийского . М.: Паломник, 2002. Кн.3. Творения блаженного Феодорита Кирского . М.: Паломник, 2003. Творения свт. Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1903. Т.9. Кн.2. Творения свт.Никифора, архиепископа Константинопольского. Ч.1. М.: СТЛ, 1904. (ТСО; т.65). Творения свт.Никифора, архиепископа Константинопольского. Ч.2. М.: СТЛ, 1907. (ТСО; т. 67). Литература Никулин М., свящ.«Толкование на Послание к Евреям» свт. Кирилла Александрийского : проблематика, обзор источников, изданий и исследований//ХЧ. 2017. 4. С.55–66. Ткачёв Е. В.Катены//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2013. Т. 31. С.696–750. Феодор (Юлаев) , иером. и др.Кирилл, свт., архиеп.Александрийский//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2014. Т. 34. С.225–291. Jouassard G.L’artivité littéraire de St. Cyrille d’Alexandrie jusquà 428. Essai de chronologie et de synthese//Mélanges E. Podechard. Lyon, 1945. P.159–174. Margerie B., de.Introdurtion à l’histoire de l’exégese. Paris: Cerf, 1980. Vol.1. P. 270–303. Χρστου Π.Ελληνικ Πατρολογα. Τ. Δ’. Θεσσαλονκη: 1 Margerie B.,de.Introduction à l " histoire de l " exégese. Paris, 1980. Vol.1. P.270; ΧρστουΠ. Ελληνικ Πατρολογα. Τ.Δ’. Θεσσαλονκη, 1993. Σ.366. 2 Jouassard G.L " activite littéraire de St. Cyrille d’Alexandrie jusquà 428. Essai de Chronologie et de synthèse//Mélanges E. Podechard. Lyon, 1945. P.173. 4        Wilken R L.Cyril of Alexandria, Biblical Exegete//Handbook of Patristic Exegesis: The Bible in Ancient Christianity/ed. Ch. Kannengiesser. Leiden; Boston, 2004. Vol.2. P. 856–861.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

С.Л. Кравец представил доклад «Научно-исследовательские проекты ЦНЦ " Православная энциклопедия " ». Докладчик отметил, что важным элементом научной работы Энциклопедии является тот факт, что каждая статья проверяется не только редактором соответствующих серий, но и нескольких других: например, статьи раздела «История Православия на Украине» обязательно смотрит редактор раздела «католицизм» и «протестантизм». Помимо непосредственной работы над энциклопедией, ЦНЦ ведет несколько проектов. Это научный журнал «Вестник научной истории», где публикуются статьи неэнциклопедического характера. Другой проект — подготовка особо сложных изданий, например, недавно опубликованного двухтомника «Православие в Эстонии», который уже вышел на русском, эстонском и английском языках. Церковно-научный центр также работает над созданием базы данных по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви. С.В. Мироненко выступил с докладом «Создание научно-справочного аппарата к документам ГАРФ и деятельность архива по изданию исторических источников». В ближайших планах архива доведение уже имеющейся библиографической базы данных документов архива до количества в 4,5 млн. наименований документов. Кроме того уже полностью оцифрован и находятся в свободном доступе посредством сети Интернет целый ряд документов, в том числе сборники документов «Личная папка Сталина» и «Личная папка Молотова». Докладчик рассказал о последних издательских проектах архива, посвященных династии Романовых, выделив из них поразивший его более всех — размышления императрицы Александры Феодоровны о воле Божией в жизни людей. Также он упомянул о недавно открытом церковном следственном деле Тобольской епархии в отношении Распутина, подозреваемого в хлыстовстве. В заключение директор ГАРФ рассказал о подготовке совместной выставки с Русской Зарубежной Церковью. Протоиерей Владимир Цуриков поздравил Свято-Тихоновский университет с 20-летним юбилеем и представил доклад «Сохранение архивной России в РПЦЗ». После революции и массовой эмиграции русского населения за рубеж иерархи РПЦЗ смогли опереться на храмы, существовавшие заграницей еще до революции. Перед Зарубежной Церковью стояла задача также сохранить идентичность русского эмигранта, для чего в первую очередь было задействовано образование. Создавались воскресные и церковно-приходские школы. Уже в ранние годы русской эмиграции стали открываться богословско-пастырские училища, в 1925 году открылся Свято-Сергиевский богословский институт. В основе всех учебных заведений лежал библиотечный центр.

http://patriarchia.ru/db/text/2608040.ht...

Голубцов С. , протод. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций: Обзор и исследование. М.: Мартис, 1999. Голубцов С. , протод. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М.: Мартис, 1999. Голубцов С. , протод. Московская духовная академия в эпоху революций. М.: Мартис, 1999. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь: «Булат», 2001. Дамаскин (Орловский), игум. Василий Сергеевич Крылов, нвмч.//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. Т. 7. С. 46. Дионисий (Шлёнов), игум. Тернистый путь классических языков в московских духовных школах//БВ. 2010. 11–12. С. 548–622. Евгений, архиеп. Верейский. Академические юбилеи//БВ. 2011. 11–12. С. 23–35. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Московская духовная академия в 1917–1918 учебном году: на пути к мученичеству//БВ. 2017. Т. 26–27. 3–4. С. 21–41. Журавский А.В. Бугульминское викариатство//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. Т. 6. С. 297. Лука (Головков), архим. Собор святых Московской духовной академии: материалы к истории создания нового иконописного образа//БВ. 2010. 11–12. С. 1062–1086. Клейн И. Пути культурного импорта. Труды по русской литературе XVIII в. М.: Языки славянской культуры, 2005. Колыванов Г. Е. Троицкая лаврская семинария//«Московской духовной академии 325 лет»: юбилейный сборник статей. Сергиев Посад, М.: издательство МДА, 2011. Кн. 1. Т. 1. С. 93–105. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen: aku-Fotodruck GmbH, 8600 Bamberg, 1987. Т. 5. Памяти почивших наставников: изд. Императорской Московской духовной академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914). Сергиев Посад: тип. И. И. Иванова , 1915. Песнопения всенощного бдения. М.: нотопечатня Гаврилова, 1911. Песнопения заупокойных служб. М.: нотопечатня Гаврилова, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010