Но Наполеону не было никакого дела до бедствий человечества, он привык в изобилии проливать кровь, и наш царь прекрасно понимал это. В день начала войны он находился в Вильне (нынешний Вильнюс), а армии Наполеона перешли через Неман в окрестностях Ковно (нынешний Каунас). Между русским и французским императорами лежало расстояние менее чем в 100 верст. Вторгшиеся в пределы России войска по тем временам имели небывалую численность и не случайно были названы «Великой армией». Свыше шестисот тысяч человек и около полутора тысяч орудий. Собственно французов в «Великой армии» было менее половины. Свыше 50 процентов наполеоновских войск составляли поляки, итальянцы, немцы, австрийцы, голландцы, швейцарцы и далее понемногу – представители самых разных народов Европы. Таким образом, без всякого сомнения, эту войну можно называть не только Отечественной войной 1812 года, но и европейско-русской. Отправив письмо Наполеону, Александр тотчас направляет «Приказ по Русской армии» – документ, исполненный благородного негодования и уверенности в том, что Господь не оставит Россию и победа будет за нами. Завершали его возвышенные слова: «Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь Свидетеля и Защитника Правды, всемогущего Творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество и свободу. Я с вами. На начинающего – Бог». Нужно было свершиться столь устрашающему вторжению, чтобы взоры русского царя обратились ко Господу. Царя, который доселе не заглядывал в Евангелие. Воистину, гром не грянет, мужик не перекрестится! О том, что Александр впервые стал заглядывать в Евангелие только в 1812 году, написано немало. И, вероятнее всего, это так и есть. Его духовником с юных лет являлся протопоп Андрей Самборский, о котором говорили, что он более агроном, чем богослов, и более англичанин, чем православный священник. Слово Божье он преподавал не по Евангелию, а по краткому катехизису, составленному для народных школ. В молодости Самборский много прожил в Англии, женат был на англичанке, обращенной им же самим в православие. Он, кстати, преподавал детям Павла I не только Закон Божий, но и английский язык. По особому разрешению государя отец Андрей брил усы и бороду, чем, естественно, сильно отличался от остальных русских священников. Но вряд ли стоит говорить, что он был причиной юношеского безбожия Александра. Напротив, скорее нужно предположить, что отец Андрей, человек добросердечный и честный, мягко и ненавязчиво заложил в душу своего августейшего воспитанника то зерно веры, которое разовьется позднее, уже под благодатными лучами Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Храм XIX века, построенный в память о победе в Отечественной войне 1812 года, в 30-е годы прошлого века был закрыт, и богослужебная жизнь была возобновлена в нем в годы Великой Отечественной войны священниками " Псковской миссии " . Состояние церковного здания было плачевное, отсутствовало отопление, и в зимнее время температура в храме была немногим выше чем на улице. Здоровье отца Михаила Соловьева, и без того подорванное тюрьмами, ссылкой и войной, резко ухудшилось. Владыка вспоминал, что для того, чтобы не замерзнуть на богослужениях облачение приходилось одевать поверх зимней одежды, а на руки он изготовил специальные перчатки, закрывавшие тыльную часть кистей и ладони, но пальцы при этом оставались открытыми, чтобы можно было совершать крестные знамения и преподавать благословение. От постоянных переохлаждений на руках пастыря стали появляться язвы, а однажды он страшно занемог, начался гнойный гайморит, от высокой температуры, головной боли и ломоты в костях не смог подняться с постели. " Мне казалось, что я в эту ночь предам душу Богу от мучивших меня жара и болей во всем теле, - рассказывал мне святитель, - Не было ни лекарств, ни врачей, и не оставалось у меня никакой надежды. Тогда я стал со слезами молиться перед Казанским образом Божией Матери, с которым никогда не расставался, и после молитвы уснул крепким сном, а когда проснулся почувствовал, что совершенно здоров. От болезни и температуры не осталось следа " . Владыка всю жизнь чтил Казанскую икону Пресвятой Богородицы. У него был келейный образ " Заступницы усердной " , перед которым архипастырь часто молился и затепливал лампаду. 15 марта того же года отца Михаила переводят вторым священником в Казанский собор города Луги Ленинградской области. С душевным подъемом воспринял он это известие, радуясь, что будет служить в храме в честь горячо любимого Казанского образа Богородицы. Увидев ревностное делание пастыря, жертвенность и трудолюбие, митрополит Григорий 1 января 1955 года назначает его благочинным храмов Лужского округа.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Во время русско-турецкой войны в бою за крепость Бендеры 16 сентября 1770 года в плен к русским попал одиннадцатилетний турчонок. Он был отправлен в Петербург ко двору императрицы Екатерины II. Она отдала пленника своему сыну цесаревичу Павлу. Будущий российский император стал крестным отцом мальчика, дав ему имя Иван, отчество Павлович и фамилию Кутайсов. Крещённный турок, обучившись в Париже ремеслу, служил камердинером и брадобреем, а при восшествии Павла I на престол получил звание обершталмейстера двора (начальника императорских конюшен), графский титул и множество высоких наград. Прославил фамилию Кутайсовых Александр - младший сын Ивана Павловича и его супруги Анны Петровны. Это был замечательный военачальник, генерал майор от артилерии, герой Отечественной войны 1812 года. Александр Кутайсов в свои неполные 28 лет героически погиб на Бородинском поле. Ему принадлежат слова приказа перед сражением: " Артиллерия должна жертвовать собой " , что он и доказал собственным примером, дав солдатам урок мужества и доблести. Перед войной с Наполеоном Александр Иванович был помолвлен с княжной Анастасией Борисовной Мещерской, дочерью основательницы Борисоглебского монастыря в селе Аносино, что находится недалеко от Рождествено, на противоположном берегу реки Истры. Но невесте не суждено было больше увидеть своего жениха. На поле боя не нашли даже малейших останков генерала Кутайсова. Родителей Александра Ивановича после их смерти похоронили в склепе построенного ими храма. Усадьба же перешла по женской линии наследованию сначала к Голицыным, а затем - к Толстым. После революции настоятелем Рождественского храма стал его сын - Александр Васильевич Стогов. Но в 1932 году он был арестован и сослан в Новосибирск, а после ссылки, по возвращению в село, уже не священствовал. Последним настоятелем храма Рождества Христова перед его закрытием был священник Сергей Иванович Беляев. В декабре 1937 года его тоже арестовали, якобы за распространение провокационных слухов о войне и падении советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=12235

Действительно, своим великолепным архитектурным ансамблем монастырь всецело обязан отцу Макарию. С возобновления Черноостровского монастыря в начале XIX столетия его настоятелями становились чаще всего выходцы из Оптиной Пустыни. Но первые два оптинца, присланные в Никольскую обитель, не прижились в ней, а вот настоятельство третьего из них, архимандрита Макария (Фомина), составило целую эпоху в истории монастыря. " О. Макарий, - пишет архимандрит Леонид (Кавелин), - с грустью оставил пустынную обитель Оптину и много скорбел о прежней тихой и безмятежной жизни, ясно сознавая всю трудность многозаботливой обязанности настоятеля, в сравнении с жизнью простого инока, но, памятуя отеческое изречение: " Послушание паче поста и молитвы " и свой обет, повиновался воле архипастыря беспрекословно. Грусть его увеличилась ещё более, когда он, войдя в порученную ему обитель, взглянул на церковь, от времени и скудости средств обветшавшую, на утварь и ризницу, оставленные без внимательного присмотра, на полуразвалившуюся колокольню, стоявшую у большой дороги в Москву. Две небольшие кирпичные башни, соединённые бревенчатым тыном, сторожили северную сторону монастыря (обращённую к Спасской слободе), окружённого с одной стороны глубокою водяною пропастью, с другой рвами и оврагами, из которых сумрачно и важно высились тёмные вязы, осеняя этот точно Черноостровский по тогдашнему своему унылому виду монастырь. Но о. Макарий, как избранник Божий, не упал духом: возложив упование на сказанное в Св. Писании " утешит тя нарекий тебе " (то есть " даровавший тебе имя утешит тебя " , цитата из Книги пророка Варуха (Ветхий Завет), он ревностно, но не самонадеянно занялся устроением обители и тем оправдал вполне надежды архипастыря, братии и малоярославецких граждан " . Труды отца Макария были прерваны, а частью и сведены на нет Отечественной войной 1812 года. Битва между русскими и французскими войсками происходила буквально под стенами монастыря и обернулась для него, едва-едва начавшего отстраиваться, почти полным разорением.

http://sobory.ru/article/?object=00101

Мало кто, подобно А. С. Грибоедову, мог говорить: «В русской церкви я в отечестве, в России. Мы русские только в церкви, – а я хочу быть русским». Подвергался осмеянию за свою религиозность Гоголь, написавший удивительное по силе «Размышление о Божественной Литургии». Ученые-интеллигенты, собравшиеся в девятисотых годах в Штутгарте, с негодованием восставали против самой возможности прославления мощей преподобного Серафима в столь «просвещенный» век. И им вторили десятки тысяч людей, считавших себя солью Земли Русской 16 . Особою удалью считалось высмеять, унизить все церковное, часто же и национальное. Злобным шипением откликалась интеллигенция на святую деятельность столь почитавшегося народом о. Иоанна Кронштадтского . Еще во время Отечественной войны 1812 г., когда Россия избавилась от нашествия двунадесяти языков, – живы были заветы Суворова. Чудотворная икона Смоленской Божией Матери сопровождала войска, перед нею молились и Кутузов, и его воины перед Бородинской битвой. Памятником этой войны явился храм Христа Спасителя в Москве; с войной этой тесно связан и Казанский собор в Петрограде. Но уже во время Севастопольской кампании главнокомандующий, светлейший князь Меньшиков, кощунственно отказался встретить принесенную к вратам города чудотворную икону Касперовской Божией Матери. Он велел передать архиепископу Херсонскому Иннокентию , что тот «напрасно беспокоит Царицу Небесную – мы и без Нее обойдемся». Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. надсмехались над молебнами и благословением войск иконами. В последнюю войну даже лица духовного звания, как протопресвитер Шавельский, не пожелали подобающе встретить привезенную 5 октября 1915 г. в Царскую Ставку чудотворную икону Песчанской Божией Матери, заявив, что им «некогда» устраивать крестные ходы! С насмешливой улыбкой взирали верхи общества на церковные устремления и молитвенную жажду обоих последних наших Государей. В Царской же Семье, невидимыми духовными узами связанной с подлинным народом, жили еще, хотя временами и придавливаемые чуждыми, вросшими в русскую жизнь влияниями, – заветы Святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Мало кто подобно А. С. Грибоедову мог говорить: «В русской церкви я в отечестве, в России. Мы русские только в церкви, – а я хочу быть русским.» Подвергался осмеянию за свою религиозность Гоголь, написавший удивительное по силе «Размышление о Божественной Литургии.» Ученые интеллигенты, собравшиеся в девятисотых годах в Штутгарте, с негодованием восставали против самой возможности прославления мощей преподобного Серафима в столь «просвещенный» век. И им вторили десятки тысяч людей, считающих себя солью земли русской. Особою удалью считалось высмеять, унизить все церковное, часто же и национальное. Злобным шипением откликалась интеллигенция на святую деятельность столь почитавшегося народом о. Иоанна Кронштадтского . Еще во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия избавилась от нашествия двунадесяти языков, живы были заветы Суворова. Чудотворная икона Смоленской Божией Матери сопровождала войска, перед нею молились и Кутузов, и его воины перед Бородинской битвой. Памятником этой войны явился храм Христа Спасителя в Москве; с войной этой тесно связан и Казанский собор в Петрограде. Но уже во время Севастопольской кампании главнокомандующий светлейший князь Меньшиков кощунственно отказался встретить принесенную к вратам города чудотворную икону Касперовской Божией Матери. Он велел передать архиепископу Херсонскому Иннокентию , что тот «напрасно беспокоит Царицу Небесную – мы и без Нее обойдемся.» Во время русско-японской войны 1904–1905 годов насмехались над молебнами и благословением войск иконами. В последнюю войну даже лица духовного звания, как протопресвитер Шавельский, не пожелали подобающе встретить привезенную 5 октября 1915 года в царскую ставку чудотворную икону Песчанской Божией Матери, заявив, что им «некогда» устраивать крестные ходы! С насмешливой улыбкой взирали верхи общества на церковные устремления и молитвенную жажду обоих последних наших государей. В царской же семье, невидимыми духовными узами связанной с подлинным народом, жили еще, хотя временами и придавливаемые чуждыми, вросшимися в русскую жизнь влияниями, заветы Святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Мы начали делать ремонт академии и нашли в столовой попранную Казанскую икону Божией Матери. Ее даже глумливо поджигали, что было видно по оставшимся следам. Известно, что именно за поругание святынь страна была наказана Великой Отечественной войной. – Так же, как и Отечественная война 1812 года, которая, по словам преподобного Серафима Саровского, была попущена за чрезмерное увлечение знати французской, на тот момент уже апостасийной, культурой. – Да. А когда в Москве в 1941 году оставалось не более двух десятков открытых храмов и главный из них – Елоховский кафедральный собор – был объявлен 21 июня к закрытию, Господь вразумил: началась война. Так вот, там, где в академии была найдена поруганная святыня, мы решили построить домовый храм. Очень все мы благодарны владыке Маркеллу (Ветрову), епископу Царскосельскому, за то, что он подобрал нам замечательного священника – отца Олега, о котором я как раз говорил. Он оказался человеком, искренне преданным своему служению. Во время самоподготовки слушателей он приходит, общается с ребятами, рассказывает им, что такое Причастие, как исповедовать грехи. А утром, смотришь, они уже на Литургии стоят. Мы раньше даже расписывали каждую группу, кто когда идет в церковь, потому что всем им невозможно было бы поместиться в храме. Потом стали приходить на службы и женщины, работающие в академии. После подтянулись офицеры, а также гражданский преподавательский состав. Сегодня духовная жизнь в военной академии северной столицы развивается. Недавно, 19 февраля 2017 года, храм, который я на территории Военного инженерно-технического института академии еще закладывал, владыка Маркелл освятил в честь святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам некогда по послушанию отцу закончил питерскую инженерную школу. Или знаю такой удивительный случай, который мне как-то рассказал командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Иванович Кобылаш. Однажды схиархимандрит Илий проходил где-то у них по внутренней территории, вдруг остановился и говорит: «Вот здесь надо построить храм!» Сергей Иванович сначала не отнесся с должным вниманием к этим словам, а потом именно там храм и был построен! Уже освящен, действует, службы идут. Такие подвижники, как батюшка Илий, видят несоизмеримо больше каждого из нас, им очень многое Бог открывает. Они общаются с самыми Верховными Силами. Нам такие люди нужны.

http://pravoslavie.ru/103058.html

Но «всемирно-отзывчивая» идеология этой войны таила в себе серьезную угрозу. От национального пафоса до национальной истерики — несколько градусов; от сверхнациональной широты до мистической эйфории — и того меньше. Чем ближе была победа, тем сильней становился соблазн затеять новое усчастливление, сменив лишь философскую подкладку государственного замысла и его масштаб; на место свободы, Энциклопедии и Монтескье поставив веру, Евангелие, Крест и всю Европу объявив площадкой для возведения «храма счастья» — в розах, но без шипов. Противоположные полюса готовы были сомкнуться, чтобы Россия, сбросившая с себя путы престарелых либеральных утопий начала александровского царствовования и вступившая было на путь духовного отрезвления, вновь отдала себя во власть эйфории… Впрочем, была область, в которой «гроза двенадцатого года» успела произвести благой и ничем не устранимый переворот, — русская словесность. Перед самой войной, 19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Императорский лицей, замышлявшийся с целью «тепличного» выращивания будущих государственных деятелей, способных провести предстоящее реформирование России. Кроме князя Александра Горчакова и барона Модеста Корфа, выдающейся политической карьеры никто из лицеистов первого выпуска не сделал; но поэтов из его стен вышло много — и воодушевленное переживание событий Отечественной войны сыграло тут не последнюю роль. В 1812 году наступило «некалендарное» XIX столетие. К началу 1813 года относятся первые известные нам стихи лицеиста Александра Пушкина. Часть четвертая. Глава царей «Вина кометы брызнул сок…» А. С. Пушкин Глава 1. Доктор права Миру — мир Год 1814. Январь. 10. Александр прибывает в Лангр. Переговоры в Шатильоне при посредничестве с французской стороны графа Коленкура об условиях мира с Наполеоном. Январь. Ночь с 16 на 17е. Наполеон неожиданно начинает военные действия. Январь. 31. После ряда мелких побед, одержанных над Блюхером, Наполеон издает воззвание к народу о поголовном ополчении. Февраль. 17.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Победы Петра Великого под Лесной, при Полтаве и Гангуте имели судьбоносное для нашей страны значение. Именно благодаря им Российская империя получила свой официальный статус и стала играть одну из ведущих ролей в мировой политике. Второе нашествие Запада было организовано Наполеоном. Это была одна из самых опасных страниц русской истории, когда на карту было поставлено само существование России. – Какие цели преследовал Наполеон? – Нашествие Наполеона не было просто попыткой завоевания чужой территории и чужого народа. Это была попытка уничтожения Православной цивилизации, которая была непримиримым врагом претендующей на мировое господство масонской империи Бонапарта. Наполеон стремился короноваться в Москве как «император Вселенной» и «русский царь» и начать оттуда раздавать русские территории. Им планировалось создание «независимой» «Казакии», Литвы, Малороссии и так далее. Причем в России Бонапарта ждали его тайные союзники, главу которого – М. Сперанского – императору Александру I удалось обезвредить в самый канун войны. Именно ликвидацией «пятой колонны» во многом объясняется полное оставление Москвы населением, организованное губернатором первопрестольной столицы Ф.В. Ростопчиным. Вообще Отечественная война 1812 года является настоящим чудом, ведь огромные полчища со всей Европы, ведомые «лучшим» в мире полководцем, не проигравшим с формальной точки зрения ни одного сражения, в буквальном смысле слова растаяли в русских просторах. Из 600-тысячного наполеоновского войска обратно границу пересекло менее 33 тысяч человек! Государя Александра I не даром прозвали Благословенным. Он очень хорошо понимал природу этого чуда. В своем манифесте по поводу победы царь заявлял: «Господь шел впереди нас! Он одержал победу!» Александр хорошо понимал и антихристианскую богоборческую природу режима Бонапарта. Именно поэтому Государь настоял на продолжении войны с ним и освобождении Европы. Третьей глобальной войной Запада против России следует считать Первую мировую – или, как ее называли, Вторую Отечественнуювойну в период с 1914 по 2/15 марта 1917 года, то есть до свержения монархии в России. Несмотря на то, что внешне эта война не носила такого явного завоевательного характера, как война с Наполеоном или война с нацистской Германией, суть ее была точно такой же.

http://pravoslavie.ru/91955.html

С Отечественной войной 1812 года многое связано в Москве, напомнил предстоятель. И прежде всего - Храм Христа Спасителя, созданный как памятник той великой победы. Однако в годы безбожия, по его словам, разрушались не только храмы-мемориалы, но совершалось надругательство над самой памятью русских воинов, проливавших кровь за Отечество. Даже доски с именами героев войны, установленные в Храме Христа Спасителя, были распилены на ступени. Именно поэтому инициатива общественности воссоздать храм-часовню получила Патриаршее благословение и с помощью правительства Москвы эта идея была реализована. Однако надругательство над памятью героев Бородинской битвы, к сожалению, продолжается. Так, на кладбище русских воинов умерших от ран после Бородинской битвы, на территории Сретенского монастыря , в советское время была построена школа с углубленным изучением… именно французского языка. Случайно это произошло или специально - судить сложно. Но, кроме всего прочего здесь, к примеру, периодически проводятся дискотеки, то есть дети в прямом смысле пляшут на костях своих предков, положивших жизнь за Россию. В этом им помогают и французские школьники, которых приглашают на эти вечера. Разумеется, большая часть детей ничего не знает о том, в каком кощунстве им невольно приходится участвовать, а руководство школы лишь инспирирует одну за другой многочисленные статьи в центральной прессе, направленные против Сретенского монастыря и против усилий его насельников привести эту дикую ситуацию в человеческие и христианские нормы. ИТАР-ТАСС/Православие 2000 АЛБАНЦЫ ОСВЕРНЯЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В МАКЕДОНИИ Скоплье, 15 ноября 2000 г. Православные храмы Святого Харлампия в Тетове и Святого Феодора Тирона в Янчишто, на западе Македонии, где албанцы составляют большинство населения, были сильно повреждены и разграблены, сообщается в Скоплье. По утверждению полиции, выломав окна и двери храмов, вандалы забрали все церковные ценности. По словам протоиерея Мирко Станковского из Тетова православные храмы в этом районе Македонии были давно на примете у грабителей, на след которых полиция так и не смогла выйти.

http://pravoslavie.ru/7462.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010