В опыте служения и миротворческого делания преподобного Сергия мы ясно осознали, что народ может противостоять внешней угрозе, когда он способен к внутренней консолидации. Это многократно было доказано историей России, например, национально-освободительным движением против польской оккупации в XVII веке в период «Смутного времени», Отечественной войной 1812 года, Великой Отечественной войной. В ХХ веке такой внешней угрозой глобального масштаба стала для народов планеты ядерная гонка вооружений. Важно сказать, что в условиях противостояния сверхдержав — СССР и США — именно христиане двух стран наводили мосты и создавали условия и основания для нормализации отношений двух государств. Ярким примером сотрудничества христиан Западного мира в деле миротворчества и попыток налаживания конструктивных связей с СССР была деятельность Билли Грэмма. К нему — пастору и духовнику многих президентов США — с уважением относились руководители многих стран мира. Это и позволило Билли Грэму во второй половине ХХ века побывать в странах Восточной Европы, в том числе в Советском Союзе. Во время своих визитов он встречался с политическими лидерами этих стран, обсуждал с ними вопросы религиозной свободы, излагал основополагающие истины Евангелия. При этом он всегда поддерживал местные церкви и проповедовал Евангелие. В 1959 году Билли Грэм впервые посетил Москву как турист вместе со своим другом и сотрудником Грейди Уилсоном. В 1982 году Патриарх Пимен пригласил Билли Грэма выступить на международной конференции в Москве «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Несмотря на сопротивление политических элит США, он принял приглашение. Его друзья, включая тогдашнего вице-президента Джорджа Буша-старшего, подвергли поездку критике, заявив, что она будет использована в советской пропаганде. Но Билли Грэм тогда сказал: «Пентагон рассказал мне о последствиях возможной ядерной войны. Я побывал в Освенциме и увидел безграничную способность человека ко злу. И я размышлял о первом послании апостола Павла к коринфянам, где он призвал ко всеобщей любви. Я понял, что не проявлял должной любви к жителям Советского Союза».

http://patriarchia.ru/db/text/5383961.ht...

Мн. архиереев доставили на Собор на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки, архиеп. Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и еп. Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. А. С. открыл Местоблюститель Патриаршего Престола, прочитавший краткий доклад «О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны». Это был, конечно, не отчетный доклад в общепринятом смысле слова, поскольку говорить открыто о жизни РПЦ в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 гг. , не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны. Затем Собор заслушал доклад митр. Ленинградского Алексия «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны». Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 г. , митр. Алексий указал на нравственные условия успеха рус. воинства, общие для всех времен: «Твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной». Затем митр. Алексий поставил вопрос об избрании Святейшего Патриарха и предложил кандидатуру митр. Сергия, предложение было единодушно одобрено всеми участниками Собора. Митр. Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его Патриархом и предложил формулу поминовения Святейшего Патриарха: «Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси». Митр. Сергий предложил избрать Свящ. Синод при Патриархе из 3 постоянных и 3 временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по 1 архипастырю от каждой из 3 групп епархий: сев.-вост., центр. и юж. в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиеп. Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов), а также управляющий делами Московской Патриархии прот.

http://pravenc.ru/text/76500.html

Для совершения Божественной литургии были и просфоры, только крошечные, с пятикопеечную монетку. Власти вынуждены были идти навстречу Церкви. Ленинградской епархии, по воспоминаниям верующих, хоть и в малых количествах, но выделялись ежемесячно вино и мука. На протяжении всей блокады, как свидетельствуют историки и очевидцы, богослужения в десяти ленинградских храмах проходили при большом стечении народа. Девять из них сохранились до нашего времени и показаны в фильме. «Удивительно, что они сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на тяжёлые условия жизни в осаждённом городе, суровые зимы, бомбёжки и обстрелы, – рассказывает Наталья Родоманова. – Причём три из них – деревянные храмы, одно это является удивительным чудом, учитывая постоянные обстрелы города. На дрова разбирали всё, что могло согреть замерзающих людей, но храмы не тронули. Это свидетельствует о том, какую огромную роль играли они в жизни ленинградцев». В фильме рассказывается и о знаменитом соборе Казанской иконы Божией Матери на Невском, закрытом перед войной. Уже в 1938 году, к 125-летию со дня кончины погребённого в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова, могилу полководца вновь украсили привезёнными из московского Исторического музея трофейными французскими знамёнами и ключами от городов и крепостей, взятых в ходе заграничного похода русской армии в 1813 году. В первые месяцы после начала Великой Отечественной – в июле-августе – антицерковную экспозицию занимавшего Казанский собор Музея истории религии закрыли. К осени 1941 года в здании собора устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». С 1942 года здесь развернули выставку «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта. На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не закрывали мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова и возлагали на неё цветы.

http://pravoslavie.ru/118992.html

В дальнейшем, завершив последовательно обучение в Тобольской семинарии и Санкт-Петербургской Александро-Невской академии, Г. И. Мансветов в 1799 г. был определен на должность учителя красноречия, математики и немецкого языка в Тобольскую семинарию. После женитьбы на дочери тобольского купца Анне Седых молодой учитель семинарии принял сан священника и 9 сентября того же года был рукоположен в дьякона церкви Архистратига Михаила Архангела г. Тобольска. В 1803 г. вновь назначенный в Тобольскую епархию архиепископ Антоний (Н. И. Знаменский ) определил Г. И. Мансветова на служение в должностях священника в кафедральном соборе Софийско-Успенского собора г. Тобольска, члена консистории Тобольской епархии и цензора проповедей. На официальном сайте Тобольской митрополии, в разделе, посвященном истории Тобольской православной духовной семинарии представлены некоторые имена ее воспитанников, «внесших значительный вклад в дело устроения отечественной культуры». Среди наиболее известных выпускников духовной школы отмечается и фамилия Г.И. Мансветова, – «выпускника, потом преподавателя семинарии (1799–1805)» 4 . На основании данных Тобольской митрополии можно утверждать, что служение Г. И. Мансветова по линии Тобольского епархиального ведомства продолжалось с 1799 по 1805 г. В последующем церковное служение отца Григория прослеживается с того же 1805 г., но по линии военно-духовного ведомства. По утверждению Н.И. Лебедевой, «одним из самых известных сибирских священников был настоятель церкви Ширванского мушкетерского полка (с 1805 г.), стоявшего близ г. Омска и переведенного в Европейскую Россию в 1807 г. – протоиерей Г. И. Мансветов » Указанный Лебедевой год перевода Ширванского пехотного полка на территорию европейской части Российской империи представляется не совсем точным. По данным фондов Государственного архива Омской области, в период между боевыми действиями стран антифранцузской коалиции в 1805–1807 гг. и Отечественной войной 1812 г. происходило формирование сибирских регулярных воинских частей. При этом учрежденная еще во времена императора Петра I Сибирская военная инспекция была преобразована в 24-ю пехотную дивизию, в состав которой и вошел 84-й Ширванский мушкетерский (с 22 февраля 1811 г. – Ширванский пехотный) полк. В донесении от 18 июля 1808 г. на имя военного министра А.А. Аракчеева сибирский генерал-губернатор И.Б. Пестель отмечал, что получил указ императора Александра I «о выводе из Сибири двух драгунских, двух мушкетерских и 1 егерского полков» 5 . В ордере провиантскому комиссионеру Симанову от 4 августа 1808 г. И.Б. Пестель доводит срок вывода к г. Казани Ширванского мушкетерского полка из Омской крепости – 10 августа 1808 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В 1937-м году церковь в Мшенцах была закрыта. К концу ХХ века храмовое здание пришло в запустение, своды трапезной разрушились, обвалился местами штукатурный декор, внутреннее убранство было утрачено; довершил эту грустную картину, пожар, возникший по вине подвыпившей молодёжи. Вновь церковь открыла свои двери для верующих в 1998-м году. Храм св. вмч. Параскевы Пятницы был освящён священническим чином 10 ноября 2000 года. В Пятницкой церкви благодаря усилиям настоятеля храма, отца Сергия (Рачева) по сей день продолжаются вестись реставрационно-восстановительные работы с последующей росписью интерьера. Ярким и светоносным доминантом на фоне кристально белых сводов храма привлекает внимание оригинальный иконостас в древнерусском стиле. Иконостас покрыт великолепной деревянной резьбой. За алтарём храма сохранились надгробия меценатов - строителей храма четы графа Арканова с супругой и трагически погибшими чад их. Здесь же, подле апсиды храма и могилы первого священника храма с супругой. Недалеко от церкви находятся мощные родники, над одним из которых стоит деревянная часовня в честь иконы Казанской Божией Матери. Перед Отечественной войной 1812 года в Мшенцах была найдена икона Казанской Божией Матери, которая лежала на дне водоёма. При попытке поднять её на поверхность образ терялся. Местные жители рассказали об этом священнику. Когда батюшка совершил Божественную литургию, икону Богородицы достали из воды и торжественным крестным ходом перенесли в храм вмч. Параскевы Пятницы. Там она находилась более 100 лет. На месте чудесного обретения образа срубили деревянную часовню. В 1937 году, при закрытии большевиками Пятницкой церкви, икона была утрачена. В 1980-х гг. Л. Э. Бриккер, краевед из Окуловки Новгородской области, между церковью Параскевы Пятницы и родником, на большом камне установил памятную доску со словами Н. К. Рериха из его очерка " Неотпитая чаша " , посвящённая этому источнику. Но табличку эту разбили вандалы. В сентябре 2000 года благодаря помощи Рериховского фонда из Твери, при поддержке Бологовской администации и краеведческого музея города Бологое памятную табличку вновь восстановили.

http://sobory.ru/article/?object=05630

Молитвами и стараниями верующих прихожан и частных благотворителей храм восстанавливается. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует Православный духовно-просветительский центр преподобного Сергия Радонежского . Задачи центра: Святыни [ править править код ] Незнановская икона Божией Матери имеет двухсотлетнюю историю. Новейшая же история ее началась 2009 году благодаря стараниям Алексия Лукашевича, положившего начало второго возвращения Образа Пресвятыя Богородицы в эти края. Он предоставил свидетельства существования данного образа. Оказалось, что в начале XX века в Германии и в Харбине было издано несколько книг посвященных образам Пресвятой Богородицы. В одной из них, изданной в 1924 году в Харбине поручиком Николаем Лабушкиным под называнием «Образ Богородицы с 1000 рисунками», с величайшим удивлением обнаружили сообщение об иконе Божией Матери» «Незнановская». Были получены ксерокопии нескольких страниц, где написано: «Икона Божией Матери известна с 1814 года. Праздник 1 сентября (старого стиля). В народе икона именуется просто Богородица, Матерь Божия. Икона размером в длину не много менее двух аршин (аршин – 71,12 см). О чудотворной иконе именуемой «Незнановская», что близ города Нерехта, в местечке Незнаново, находящейся в доме, не продолжительное время тут же в церкви, неизвестно ничего. С какого времени сия икона находилась и от кого досталось – неизвестно. Перед Великой войной 1908 – 1914 гг. образ был увезен в неизвестном направлении». К тексту прилагалась прорись иконы. Изучив текст и сопоставив его с известными фактами истории села, прихода, исследователи пришли к следующим результатам. Икона была привезена в Незнаново после окончания Отечественной войны 1812 года полковником Григорием Александровичем Линевым. (Остатки фамильного склепа в виде надгробного памятника ему и его дочери Варваре находится у храма.) Как ему досталась чудная икона - неизвестно, но привезя ее в село, он поместил ее в церкви, где она хранилась не более двух лет, а затем была перенесена в барский дом. Причины переноса, видимо, сохранность иконы, т.к. храм был холодным и зимой не отапливался.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

На старших курсах организовывались «учёные диспуты». Для них устраивалась особая кафедра: на ней было два места – для возражающего и отвечающего. Городская публика охотно посещала эти диспуты. Она мало понимала, о чём говорилось и читалось, но, как отмечали современники, «высокопарные рассуждения вызывали у неё благоговейный страх перед семинарской учёностью» 2 . К 1812 г. уставы духовных учебных заведений практически были подготовлены, но утверждение их задержалось в связи с Отечественной войной. Они были утверждены лишь 30 августа 1814 г. Основные труды по их разработке легли на плечи ректора Петербургской Духовной академии свт. Филарета (Дроздова) . Конечно, решить все проблемы не представлялось возможным. В первую очередь это относилось к расширению сети духовных учебных заведений. К концу царствования Александра I открыть семинарию в каждой епархии Русской Православной Церкви не удалось. Не имелось семинарии и в Саратове, что было связано с банальным отсутствием средств. Тем не менее необходимость в учреждении духовной школы в большой по территории и немалой по населению Саратовской епархии была огромной: с одной стороны, распространение раскола в Поволжье приняло угрожающие размеры, с другой – необразованность православного духовенства приводила к глубокому падению его нравственного авторитета. Церкви, особенно в епархиях, заражённых расколом, нужны были образованные священнослужители. В связи с этими обстоятельствами историю Саратовской Духовной семинарии следует начинать с 1830 г., когда она и открылась. Это выдающееся событие произошло в правление первого собственно саратовского архиерея преосвященного Моисея (Богданова-Платонова). Причислена СДС была к Казанскому учебному округу и рассчитана, согласно штатам семинарий в третьеразрядных епархиях, на обучение 120 семинаристов (на практике воспитанников было больше) 3 . Для семинарии были приобретены четыре каменных здания с флигелями, хозяйственными постройками и службами. В придачу давалась роскошная мебель 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первоначально Калужская икона Божией Матери называлась Калуженской, по месту пребывания: через некоторое время прославившуюся чудесами икону из дома Хитрово с почестями перенесли в приходской храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужка. В периоды различных бедствий чудотворный образ приносили в Калугу, горожане молились пред ним, уповая на свою Заступницу. Примечательно, что в одном из зафиксированных чудес Царица Небесная Сама Себя называет «Охранительницей града Калуги». Неудивительно, что списки Калужской иконы были «чуть ли не в каждом доме», и от многих из них происходили исцеления. Через эту икону Матерь Божия не раз являла Свое покровительство Русской земле в тяжелые времена, и потому празднование Калужской иконы совершается четыре раза в год: 2/15 сентября, 12/25 октября, 18/31 июля и в первое воскресенье Петрова поста. «За град и землю Калужскую» Так, 2/15 сентября было установлено празднование в воспоминание об избавлении Калуги от чумы в 1771 году, когда страшная эпидемия буквально опустошила город, — горожане вымирали целыми семьями. Но когда чудотворную икону Пресвятой Богородицы крестным ходом пронесли по городу и отслужили всенародный молебен, чума прекратилась. Сбылось слово Богоматери, что «Она будет ходатайствовать, по воле Сына Своего, за град и землю Калужскую» 2 . В честь этого события было установлено совершать ежегодно крестный ход вокруг города. Другой случай спасения жителей Калуги по молитвам к святыне зафиксирован в 1892 году. В это время вокруг Калужской губернии свирепствовала холера. По постановлению городской думы для избавления жителей от опасности эпидемии было решено обойти город ­крестным ­ходом с иконой Калужской Божией Матери. И в то время как в смежных губерниях была большая смертность, в Калужской имелись лишь единичные случаи заболевания. В память этого события была установлена еще одна дата празднования в честь иконы — 18/31 июля. Чудеса от святого образа связаны также с Отечественной войной 1812 года. Тогда Калуга была важным стратегическим пунктом — «складом» продовольствия для армии и местом, куда стекались резервные силы. При формировании Калужского ополчения епископ Калужский Евлампий (Введенский) отслужил со всем духовенством молебен перед этой иконой. Когда по приказу М. И. Кутузова русские войска были вынуждены отступить после Бородинского сражения, Калужская губерния попала в зону оккупации. Епископ Евлампий благословил совершать всем миром крестные ходы с иконой вокруг Калуги.

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

Все черты национально-освободительной войны были также у партизанского движения на территории Беларуси в 1812 году. Отдельные белорусские историки сейчас утверждают, что военные события 1812 года не могут считаться для белорусов «отечественной войной» потому, что в ней присутствовали элементы гражданского противостояния поскольку «белорусская шляхта», воевала на стороне Наполеона, рекруты из крестьян за Россию, а часть населения просто укрылась в лесах и занималась грабежом на дорогах. Но, термин «белорусская шляхта» - это изобретение прозападных публицистов, подхваченное в последние годы ревизионистами белорусской истории. Для чего это делается? Очевидно, с целью внушить белорусам, что если в многочисленных войнах «белорусская шляхта» воевала против России, то и для современной Беларуси ее главным врагом является Российская Федерация. Такой незатейливый трюк, никак не связанный с подлинной наукой, использовали отдельные белорусские историки и во время прошлогодних юбилейных мероприятий, посвящённых 200-летию Отечественной войны 1812 года. Но эти историки почему-то постарались забыть, что основным критерием этничности является не расовый, биологический - по крови, кстати, у поляков, русских, и белорусов генофонд практически идентичный, а социокультурный, то есть: религия, культура и язык, которые и определяют этническое самосознание населения. Поэтому была шляхта, по вере и культуре польская и было подневольное русское православное крестьянство. При этом надо отметить, что польскую шляхту не следует отожествлять со всем польским народом, поскольку она себя выделяла в народ-властитель - сарматов, а польских крестьян, также как и русских, считала своими рабами. Это пример социального расизма, который был воспринят и многими представителями западнорусского дворянства. Таким образом, правильнее говорить не об ополячивании, а о сарматизации части западнорусской элиты. «Еще на начальном этапе формирования шляхетской догматической доктрины сарматизма преобладал мотив не общности, а этнической и сословной исключительности, который a priori предполагал, что у шляхты особые этнические корни - сарматские, а не славянские, как у « хлопов» и «быдла»».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 2012 году отмечается 1150-летие российской государственности. В последние века России трижды пришлось отражать страшные, крупнейшие вторжения — это вторжение Наполеона в 1812 году, вторжение Вильгельма в 1914–1918 годах, и вторжение Гитлера в 1941–1945 годах. Причем в этом году — славная дата двухсотлетия Отечественной войны 1812 года. Должен сказать, что эти войны называются по-разному. Войну 12 года называют Отечественной, войну 1941–1945 — Великой Отечественной войной , то есть как бы повыше по значению. Что касается войны 1914–1918 годов, то её вообще в 20 веке, во времена советской власти, не принято было называть Отечественной, Великой, говорили просто — Первая Мировая. Правильно ли это? Что там происходило, как нужно сейчас осмысливать эти крупные войны — об этом нам предстоит поговорить. Предстоит поговорить, почему мы победили, чем мы смогли победить таких врагов, которых никто в Европе победить не мог. И начнем с Отечественной войны 1812 года. Все мы знаем имена Кутузова , Барклая де Толли, во всяком случае Кутузова — те, кто читал «Войну и Мир», смотрел экранизацию, смотрел фильм «Гусарская баллада», но ведь был еще глава государства — император Александр I, и о нем в 20 веке, точнее при советской власти, говорили исключительно критически. Между тем, это далеко не объективно. Дело в том, что в советское время положительно о царях говорили только о Петре I, при Сталине — еще об Иване Грозном, вот собственно и всё, всех остальных критиковали, как могли. Поэтому давайте воспользуемся тем, что такая знаменательная дата — 200 лет, посмотрим — что же за глава государства был, который возглавлял страну, которая победила самого Наполеона. Здесь следует обратиться к одному очень важному документу, и я его даже прочитаю. За год до агрессии Наполеона, до нападения Наполеона на нашу страну император Александр I bcmpemuлcя с французским послом в России и сказал ему следующее (цитируем императора): «Если император Наполеон начнет против меня войну, то возможно, и даже вероятно, что он нас побьет, если мы примем сражение, но это еще не даст ему мира. Испанцы неоднократно были побиты, но они не были побеждены и покорены. А между тем они не так далеки от Парижа, у них нет ни нашего климата, ни наших ресурсов. Мы не пойдем на риск, за нас — необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию… Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой. Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будет воевать наш климат, и наша зима.»

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010