и затем Великую Отечественную 1941-1945 гг., то можно увидеть, какое воодушевление переживали солдаты и офицеры в начале Первой мировой войны. Это было обусловлено не только тем, что в начале войны у бойцов было еще много сил для ведения боевых действий, но в первую очередь тем боевым духом, в котором традиционно воспитывался русский воин до революции 1917 г. Для мужчины той эпохи война было делом доблести и чести, поэтому такой солдат, например, как унтер-офицер Р. Я. Малиновский, ставший впоследствии маршалом Советского союза, отправился добровольцем в императорскую армию в шестнадцать лет (!). Малиновский воспитывался на картинах, образах и рассказах о героях Отечественной войны 1812 г., созданные в произведениях Пушкина и Лермонтова, поэтому еще с детства всеми фибрами души хотел стать военным. Вот, что он пишет в своем автобиографическом романе «Солдаты России»: «Все это складывалось в определенную систему, западало в чистую, неиспорченную детскую душу. И рождалась любовь, страстная, всепоглощающая любовь к России, к ее широким просторам, к ее чудесным дремучим лесам, к многоводным рекам и морям. Жизнь научила его любить людей, среди которых он родился и рос». Вот почему, на наш взгляд, для таких бойцов, как Малиновский, Первая мировая война была все-таки Отечественной войной, а не империалистической. Украденная победа у России. Еще одним мифом о Первой мировой войне стала навязанная идея о поражении русской армии при империализме, и что дескать только большевики смогли вывести страну из этого гибельного позора поражения. На самом же деле все обстояло далеко не так. К январю 1917 г. императорская армия стояла у порога победы над Германией. На это указывает успех, которого достигли русские войска в ходе кампаний 1916 г. Это Эрзурумская операция (наступление русской армии на Кавказе под командованием генерала Н. Н. Юденича), Трапезундская операция (захват турецкого порта Трапезунд под командованием того же генерала Н. Н. Юденича), знаменитый Брусиловский прорыв (наступательная операция русских войск под командованием генерала А.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/29/so...

Бородино 20 августа император Александр подписал указ о назначении главнокомандующим М.И. Кутузова. В 110 километрах от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать генеральное сражение. 4 сентября разыгрался ожесточенный бой на передовых укреплениях у села Шевардино. 6 сентября завязалась великая Бородинская битва. Войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Жестокая схватка разгорелась за центр русской позиции – батарею Раевского. Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши. Потеряв при Бородине 58 тысяч человек, Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Кутузов приказал отступать к Москве. 14 сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Началось разграбление и осквернение храмов и монастырей, грабежи, пьянство. Деморализованная Бородинским сражением армия стремительно разлагалась. Освобождение 18 октября русские войска разгромили сильный авангард французской армии, которым командовал маршал Мюрат. Эта победа положила начало контрнаступлению русской армии. 24 октября произошло ожесточенное сражение передовых частей обеих армий за Малоярославец. Наполеон дал приказ начать отступление на Можайск и далее на разоренную войной старую Смоленскую дорогу. Огромную роль в преследовании французов играли армейские и крестьянские партизанские отряды, а также мобильные казацкие части атамана Платова. В результате разгрома наполеоновской армии в России, в Европе активизировалось национально-освободительное движение. На экспозиции представлены исторические документы Отечественной войны 1812 года, картины, изображающие важные моменты сражений и портреты полководцев. Учитывая особую роль Русской Православной Церкви в поддержке русского воинства и народно-освободительного движения, на выставке представлены экспонаты, отражающие сотрудничество Церкви, власти и народа в победе над Наполеоном и его армией. В подготовке выставки приняли участие союзы художников, творческие коллективы со всей России и стран СНГ, представляющие народы, воевавшие в ополчении и регулярной армии против иноземных захватчиков.

http://religare.ru/2_97677.html

«Дария, царя персидского, они со стыдом прогнали. Кир со всею армией против скифов удачи не имел. Римлянам скифы никогда покорны не были. Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз. Северные скифы одного языка со славянами. Жены езжали с мужами на войну». Совсем иные, но не менее идеологизированные задачи решал уже в середине ХХ века советский академик Б. И. Рыбаков. На волне позднесталинского русского патриотизма он построил концепцию этногенеза славян, обосновывающую глубочайшую автохтонность наших предков на просторах Восточной Европы. Согласно его представлениям, оседлое земледельческое население Поднепровья, названное Геродотом скифами-пахарями, следует считать славянами эпохи раннего железного века. Более того, Борис Александрович даже умудрился разглядеть в геродотовой Скифии очертания восточнославянских племен из Повести временных лет. Сегодня такие взгляды в исторической науке утратили свою актуальность, и уже никто из исследователей не говорит о славянах ранее V в. н. э., а об их непосредственных предках - ранее I в. н. э. Так же как никто не говорит о скифах в Поднепровье позднее IV в. н. э. Никакой генетической, материальной преемственности между теми и другим проследить невозможно. Разница слишком очевидна, разрывы слишком велики. «Скифская война» и культурная связь Но вернемся немного назад, в эпоху, когда научное изучение истории скифов и славян еще не начиналось, зато в полной мере взошли семена классицизма, посеянные в русскую почву Екатериной. Вся Отечественная война 1812 года, с вторжением с запада в пределы России «двунадесять язык», стратегическим отступлением русских, пожаром Москвы и, наконец, бегством Наполеона, бросившего свою умирающую «Великую армию», однозначно воспринималась русским обществом как повторение событий, описанных Геродотом. Как известно в 514 г. до н. э. (может, раньше, а может, позже) восточный деспот Дарий I Великий вторгся с запада в пределы Скифии, где погубил свою армию, не сумев навязать скифам решающего сражения, побежденный климатом, пространствами и партизанской войной.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/25/c...

Из Вяземского училища Михаил за отличные успехи был переведен в Смоленскую духовную семинарию. Как он сам с прискорбием сообщает в своей исповеди 5 , пребывание вдали от родительского дома, в среде товарищей по семинарии, иногда ленивых, а иногда прямо порочных, отрицательно отразилось на его нравственности. В 1812 году, во время перерыва в обучении, вызванного Отечественной войной, Михаил был приглашен одним богатым тверским помещиком учить его детей и проживал в его доме. Вращаясь в дворянской среде, одаренный и восприимчивый семинарист приобрел умение держаться в светском обществе и ту благовоспитанность, которая выделяла его впоследствии среди студентов академии. Михаил показал в семинарии «при поведении добропорядочном... успехи превосходные» С. 2] во всех науках. Особенно же преуспел он в богословии, истории, географии и в языках: латинском, древнееврейском, немецком и французском. В 1813 году его, как лучшего ученика, оставляют при семинарии и назначают учителем латинского языка. Учительствовал он недолго и, как записано в аттестате, «в сей должности находясь, исправлял оную пре-похвально и вел себя по жизни честно» С. 6]. В 1814 году Михаил был направлен от родной семинарии в Санкт-Петербургскую духовную академию, куда и был зачислен после успешной сдачи экзамена. Здесь его способности проявились в полной мере. Благочестивый, скромный и глубоко религиозный, изящный в манерах и приятный в обращении, студент Михаил Глухарев обращал на себя всеобщее внимание. Он сразу стал одним из первых по прилежанию и успехам в науках. Преподаватели характеризовали его как «отменно прилежного, чистосердечного, молчаливого и кроткого» С. 2]; товарищи по академии отзывались о нем как о человеке крайне живом, подвижном, несколько восторженном и при этом благовоспитанном и со светскими манерами. Во время обучения в академии Михаил часто бывал в гостях у знакомого тверского помещика, на зиму приезжавшего жить в Петербург. В его доме он соприкоснулся с жизнью светского общества, в котором в те времена был широко распространен мистицизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Коммунизм как религия, в которой «пролетарское «мы», по Луначарскому, является «коллективным Мессией». С этим связана образовательная политика большевиков во время революции 1917 г. и на протяжении 10–15 лет после нее. Идеологии интернационализма мешала национальная история, связанная с патриотизмом и Отечеством. Запрещалась русская история – она не преподавалась до 1922 года. Слово Россия бралось в кавычки, из принятого до революции названия войны 1812 года пропало слово «Отечественная». С одной стороны, это было ударом по памяти, с другой – по вере. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. за освобождение Болгарии, братьев по вере, тоже подверглась коррекции – в послереволюционной России уничтожались памятники, связанные с этой войной. Такая политика продолжалась до середины 1930-х годов, пока не появилось ощущение неотвратимости войны и не возникла необходимость в патриотизме для защиты Отечества, в памяти о национальных героях-защитниках. Это и вернуло отечественную историю. Дарина Григорова, профессор – Да, при разных идеологиях – ЕС и Советской России – параллель определенно просматривается. Известный писатель-фантаст говорил о необходимости уничтожения старой истории, потому что она мешает торжеству мира во всем мире – Можно привести еще один пример. Британский. Герберта Уэллса и его доклад «О яде, именуемом историей», написанный для Международной конференции преподавателей истории, созванной в Лондоне Лигой Наций. Известный писатель-фантаст говорил о необходимости уничтожения старой истории, потому что она мешает торжеству мира во всем мире. Всё – во имя мира. Уэллс говорил не об интернационализме, а о космополитизме. По его мнению, будущее – в едином управлении, поэтому нужна единая история, единый учебник, и во всем мире историки должны обучаться только по нему. Свой доклад он заканчивает словами: «Надежды на всеобщий мир не сбудутся, если не приучить людей к реальностям новой истории. Так давайте же возьмемся за это дело – сначала в наших собственных умах, а затем в университетах, в энциклопедиях, в школах.

http://pravoslavie.ru/159086.html

«Не своя» война актуальна только для тех событий, которые протекают на «своей» территории. Поскольку, если война за пределами «своей» территории не может похвастать наличием «своих» героев, тогда такая война попросту игнорируется в нациестроительном дискурсе. А вот если война протекает на «своей» территории, но при этом нет возможности объявить какую-либо из воюющих сторон «своей», такая война переходит в категорию «не своих» войн. Так как война происходила на «своей» территории, она актуальна для создания повествования о собственной истории, но по причине отсутствия в рядах противоборствующих сторон «своих национальных» героев в современном понимании события войны рассматриваются как не способствующие развитию национального дискурса. В результате такие войны воспринимаются как трагедия народа, а пристальное идеологическое внимание уделяется страданиям местного населения, т. е. «своего» народа. Для белорусской истории «своими» войнами можно считать битву на Немиге 1067 года, Грюнвальдскую битву 1410 года (произошедшую в рамках Великой войны 1409–1411 годов между Польшей и Литвой с одной стороны и Тевтонским орденом с другой), польское восстание 1863–1864 годов (которое в Белоруссии не называют польским), Великую Отечественную войну и др. Соответственно, «не своими» войнами представляются следующие: Северная война 1700–1721 годов, Отечественная война 1812 года (которая в Белоруссии даже перестала называться Отечественной, но полностью вытеснить наименование войны Отечественной так и не удалось), Первая мировая война и др. Стоит кратко рассмотреть примеры «своей» и «не своей» войн на белорусском материале. Итак, «своей» войной считается Польское восстание 1863–1864 годов. Это восстание стало настолько «своим», белорусским, что иногда отрицается даже его польская составляющая. Так, в белорусском историко-политическом дискурсе это восстание по привычке иногда называется восстанием Кастуся Калиновского, который не входил в центральное руководство восстанием, а был (да и то не всё время восстания) руководителем повстанцев в Северо-Западном крае, т.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/10/svoi_i...

Эта романтическая идея была бы вполне похвальна и даже снискала уважение большой части человечества, если бы в Палестине евреи составляли в последние столетия до Второй Мировой войны хотя бы половину населения. Но российский путешественник Абрам Норов, друг Пушкина и герой Отечественной войны 1812 года, побывав в Палестине в 1830-е годы, обнаружил, что на земле Палестины проживают местные и сирийские арабы, турки и греки, но евреев в Палестине, включая Иерусалим, было незначительное меньшинство. Однако после Второй Мировой войны, учитывая трагедию, которую в ходе ее пережил еврейский народ, а также его исторические корни и религиозные основы, Организация Объединенных Наций создала на земле Палестины два государства – еврейское и арабское. Мы все знаем, что в результате целой серии войн арабо-израильский конфликт принял хронический характер и что мировое сообщество, и в первую очередь арабские страны, заинтересованы в том, чтобы этот конфликт разрешить. Но в течение всего долгого периода с начала конфликта Израиль с каждой войной оккупировал все более обширные территории, которые были отведены ООН палестинскому государству. Сегодня ясно, что земли эти, которые некогда принадлежали израильскому царству, возвращать палестинцам Израиль не хочет. Международному сообществу стоило немалых усилий добиться того, чтобы на свет появилась палестинская автономия, чтобы у этой автономии была бы своя местная власть и хотя бы некоторая степень суверенности. Огромные усилия прилагают все миролюбивые народы, чтобы палестинский народ приобрёл своё собственное суверенное государство. Россия признала палестинскую государственность. Но г-н Сатановский, говоря о «тягомотном конфликте», позволил себе откровенную издёвку и над этими усилиями, и над чаяниями палестинского народа: он во всеуслышание объявил, что никакого мирного процесса в регионе не будет, и что Палестина – не государство и никогда им не станет. Для известного российского ученого, к словам которого прислушиваются не только его сограждане, включая востоковедов, но и эксперты по ближневосточным делам многих стран, это, по меньшей мере, выпад, который нельзя расценить иначе, как проявление про-израильской и явно анти-арабской позиции. Повторяю, если бы нечто подобное сказал малограмотный индивидуум, на такое заявление можно было бы не обращать внимания, но в данном случае мы имеем дело с одним из авторитетнейших ученых-востоковедов страны, и, следовательно, заявление это вполне может восприниматься как общая точка зрения ведущих политологов России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/13/po...

- Эта обитель, постепенно восстанавливающаяся после периода разрушения и поругания, продолжает исполнять ту миссию, которая на нее была возложена еще при основательнице – игумении Марии (Тучковой). Она состоит в том, чтобы молитвенно поминать воинов, положивших жизни свои за Отечество и веру православную. Помимо этого, монастырь сотрудничает с расположенным тут же военно-историческим музеем и, таким образом, содействует духовно-патриотическому воспитанию многочисленных посетителей Бородина. - Какие еще монастыри и храмы Московской епархии связаны с событиями Отечественной войны 1812 года? - Их у нас немало. К юбилею мы опубликовали иллюстрированную брошюру, повествующую о них. Речь идет об Успенском Колоцком и Лужецком Богородицерождественском монастырях, о Екатерининской и Вознесенской Давидовой пустынях, Богоявленском соборе в Ногинске и Успенском соборе в Дмитрове и многих других храмах. Поражение Наполеона стало свидетельством торжества правды Божией. Святитель Филарет Московский, рассуждая по этому поводу писал: " Оставив Бога, оно (государство) может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий; но вскоре поражается правосудием " . Изгнание захватчиков и триумф российского воинства воспринимались современниками как свидетельство торжества православия и знак Божиего благоволения к России. В связи с этим особо хочется обратить внимание на то, что в воспоминание о победе над врагом в Подольске был построен величественный Троицкий собор. 16 сентября в этом храме на богослужение соберется духовенство всех исторических обителей и церквей, чье прошлое связано с Отечественной войной 1812 года. Тогда же в городе планируется и масштабная военно-историческая реконструкция. - Книга " Пушки у святых ворот " - это не только переиздание воспоминаний о Новодевичьем монастыре в 1812 году, но и серьезное историческое исследование. Расскажите, как готовилось издание этой книги?

http://e-vestnik.ru/interviews/ubiley_18...

Как мы знакомим дошкольников с Днём Защитника Отечества? В этом году в нашем детском саду всего две девочки, остальные – мальчишки. Конечно, им интересны беседы про воинов, героев, про оружие и сражения. И на вопрос: «Почему люди защищают свою Родину?» наши мальчишки ответили: «Чтобы их не убили».Мы говорили с ребятами о том, как все любят свой дом, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер. > > Мероприятия детского сада " Огоньки " Животные - очень разные,Есть хищные и опасные,Есть смелые и трусливые,Невзрачные и красивые,Есть милые, симпатичные,Диковинные, обычные,Безшёрстные и пушистые,Чумазые, очень чистые,Спокойные и драчливые,Есть шумные, молчаливые,Они, как и люди, разные,По-своему все прекрасные. ( Н. Филимоненко)В детском саду «Огоньки» проходит много интересных занятий. Приобщение детей к тайнам природы – это часть оригинального авторского курса Коненковой И.Д. Вот и сегодня дети были вовлечены в виртуальное путешествие > > Отзывы зрителей Звуки вальса не утихают в памяти многих участников бала " В ожидании встречи: Александр и Маргарита " .Делимся отзывами зрителей. " Этот Бал произвел на нас очень большое впечатление! И на взрослых и на ребят. Радостно было видеть столько молодых людей, с таким уважением и любовью относящихся к истории и культуре своей страны, к своей истории! Дети тянутся к красоте , уважению, искусству! Надеемся эта движение, стремление продолжится и привлечет > > Социально-экологическая акция в детском саду «Огоньки» " ...Ноптицы! Как холодноВ воздухеим!Поможемли мыБеззащитнымтаким?Поможем!Их надо кормить,И тогдаИм будетлегкоПережитьхолода. " Каждую прогулку этой зимой наши дошкольники наблюдали за зимующими птицами. Все были согласны, что птичек нужно подкармливать. Обсудили и решили, что лучше всего сделать кормушку. Потом подумали: птичек много, одной столовой для пернатых будет маловато. Пусть у наших крылатых друзей будет несколько кормушек. Сказано, сделано!И работа > > Благотворительный театрализованный бал-спектакль состоялся 19 февраля 2024 года. История великой любви героя 1812 года Александра Тучкова и прекрасной, сильной духом Маргариты Нарышкиной прошла через испытания разлукой, войной, безвозвратной потерей, голубиной верностью...и - сохранилась в веках.Александр Тучков - герой Отечественной Войны 1812 года, погиб на Бородинском поле. Его супруга Маргарита Тучкова на месте гибели мужа основала Спасо-Бородинский женский монастырь, который служит памятником героям 1812 года. В монастыре > >

http://gymnasia-radonezh.ru/postlist?pag...

При новом владельце графе Александре Петровиче Толстом, по сведениям 1776 года, в селе Аксиньине числилось 20 дворов. Перед Отечественной войной 1812 года приход храма в Аксиньине увеличился за счет приписной Космодамианской церкси села Космодемьянского, в клировых ведомостях с 1811 года к Знаменской церкви стали писаться также экономические деревни Алешкино и Бутаково. В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В деревне Химки стоял авангард французского корпуса Э. Богарне, атакованный 15 сентября отрядом генерала В.Д. Иловайского. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учинили разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В приходских 48 дворах в 1816 году проживало более 200 человек. К 1824 году к селу Аксиньину было приписано лишь сельцо Головино с помещичьей усадьбой Хлебниковых, а село Космодемьянское с деревнями Алешкино и Бутаково составили собственный приход. В 1840-1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. На 1847- 1850 года в приходе Знаменского храма числилось 28 дворов с населением 198 человек. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. Взносы на постройку каменного храма обещали внести владелец усадьбы граф Иван Петрович Толстой и проживающий в имении Толстых подполковник Павел Васильевич Берг. Церковный староста, владелец кирпичного завода крестьянин Терентий Иванович Донской жертвовал на строительство 100000 кирпичей. В 1860-е годы в Аксиньине открылось начальное училище, занятия в котором проводил настоятель о. Сергей Никольский. В 1884 году новый каменный храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С.Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02825

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010