Не было ни икон, ни утвари, только скопившийся за много лет мусор. – На стенах храма я вижу мазки цемента – словно замазывали какие-то выбоины. Что это? – Следы от пуль и снарядов. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои. Поскольку храм Архангела Михаила находится на возвышенности, по-военному – на высоте, он стал их эпицентром. Мы находили здесь и линзы от пуль, и даже немецкие монеты 1941 года выпуска. Храм находился в плачевном состоянии: не было ни икон, ни утвари, только скопившийся за много лет мусор Следы от обстрелов кое-где очень большие, эти «раны» и замазаны цементом. Кстати, вероятно, храм в те годы спасло то, что перед войной у него разобрали колокольню: если бы она была, то наверняка стала бы огневой точкой, с нее было бы удобно обстреливать округу. А значит, церковное здание снесли бы с лица земли. Эти места политы кровью наших солдат и в 1941-м, и в 1812-м году. Недалеко от нас есть памятник героям войны с французами. Мы планируем поставить рядом с ним поклонный крест. – Что бы вы сказали тем, кто сомневается, стоит ли восстанавливать храмы в глухих селах? – В каждом храме есть престол, на котором совершалась самая великая Тайна на Земле – тайна Божественной Евхаристии. По преданию, у церковного престола стоит Ангел-Хранитель храма и скорбит, если на нем не служится литургия. Поэтому хотелось бы, чтобы даже в разрушенных, поруганных храмах хотя бы раз в году совершалось богослужение, и их Ангелы радовались бы вместе с нами. Возрождение святынь – это возрождение наших душ, нашей страны, наших жизней. Пусть в церкви молится 2, 3 человека – но Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). А у нас, к счастью, уже и службы регулярные, и людей не двое-трое. Монастырь молится за весь мир, ночью и днем. Здесь совершается молитва за воинов, за мир, за благодетелей, за почивших А главное, монастырь молится за весь мир, ночью и днем. Здесь совершается молитва за воинов, за мир, за благодетелей, за почивших... У Бога нет мертвых, у Него все живы – и в молитве мы обретаем единство с теми поколениями людей, которые жили в этих опустевших ныне – может быть, на время? – селах. Возрождая храм, возрождаемся и мы сами. На Божественной литургии держится мир. Пока совершается литургия – мир стоит. А здесь, на западном рубеже России, в наше непростое время молитва особенно нужна.

http://pravoslavie.ru/159444.html

" . Образ царя-воителя Давида, располагавшийся на южной двери иконостаса, был призван увековечить в глазах народа черты бессмертного царя-спасителя, властелина Москвы — вечного города, возродившегося из пепла, подобно некогда разрушенному и ставшему местом избавления от вражеского нашествия " граду-Давидову " — Иерусалиму. Темы поединка Давида с Голиафом, его противоборства с царем Саулом, побега Аввесалома должны были в иносказательной форме напоминать зрителям о подвигах и величайших военных заслугах августейшей особы - императора Александра Павловича. Не забыли авторы иконостаса и о теме появления на свет российского императора, поместив на левом клиросе иконостаса икону-картину с изображением равноапостольной Марии Магдалины - святой, тезоименитной императрице Марии Федоровне — матери Александра I. Сегодня, спустя почти два столетия, трудно дать иконостасу придела Александра Невского — этому выразительному памятнику русского декоративно-прикладного искусства первой четверти XIX века настоящую смысловую интерпретацию, пытаясь понять время, породившее это произведение. Слишком далека от нас александровская эпоха с ее главным событием — Отечественной войной 1812 года, оказавшей огромное влияние на развитие героико-патриотической тематики в русской национальной культуре. Но не смотря на толщу лет, отделяющую нас от событий того времени, думается, что перед нами произведение, принципы построения которого оказались созвучными не только художественно-стилистическим идеалам времени, но и идейным устремлениям эпохи, проникнутым высоким гражданским пафосом, героикой освободительной войны, темой чествования царя-триумфатора, царя-миротворца. Пропорционально выдержанный в гармоническом равновесии " пропилей " и арки архитектурно-художественный облик иконостаса прекрасно передавал тему великого подвига русского народа, и по замыслу его создателей должен был в глазах современников служить выражением торжества России над поверженным неприятелем и олицетворением " чудесного спасения Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков " .

http://sobory.ru/article/?object=00951

Сейчас ездим по Золотому Кольцу. В одном году – по местам, связанным с Великой Отечественной войной, в другом – с войной 1812 года. А когда они поехали во Владимир и Суздаль, экскурсовод, сопровождавшая нас в этих городах, спросила: «Скажите, пожалуйста, из каких семей эти дети?» Директор поинтересовалась, что именно ее насторожило. Экскурсовод говорит: «Я никогда и нигде не видела таких воспитанных детей». Никто не орет, не дразнится, не перебивает, слушают всё внимательно, если хотят спросить, поднимают руку. Причем мы ведь никого не лупим, никого не заставляем – просто такая атмосфера в доме, что это очень естественно. Когда ребенка о чем-то просят, он делает. Все заправляют кроватки, все моют посуду. Живем как дома. Когда приходят нас проверять – а проверяют и прокуратура, и Роспотребсоюз, и санитарно-эпидемиологические станции, недавно пожарный приходил – все свое обследование проводят, а потом садятся и говорят: «Неохота от вас уходить». Почему? Потому что они испытывают счастье. У нас есть один прекрасный мальчик, сейчас мы его отдали в семью православную, он хотел, чтобы его усыновили. У него папа и мама – олигофрены в стадии дебильности. А парень умный. У нас при усыновлении ищут здоровеньких, а то говорят, гены плохие. Вот этот наш Колюня все боязни генов разрушил. Родители убогие, они, кроме как курить и получать пенсию по инвалидности, ничего не могут. Папашу мы пытались в храм устроить сторожем – он даже сторожем не может работать. А сынок нормальный, здоровый, учится хорошо. И на лошади катается, и мамке своей помогает, через месяц стал приемную мать мамой называть. А у родных родителей, которые от детского дома живут в одном квартале, нет даже позыва ребенка навестить. Он уже подросточек и стал стесняться их. Сначала мальчик очень горевал, что к нему не приходили. Мы даже этим родителям подарки покупали – на, мол, Коле снеси, скажи, что вот это от тебя. Бесполезно. Ну что делать? Такие убогие. А сейчас Коля папу обрел, маму, целую конюшню лошадей. В храм ходит, к нам приезжает.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-dmitri...

На вызов геополитический накладывался вызов социального характера, порождённый опережающим ростом аграрного населения в трудных климатических условиях. Совершенствование сельскохозяйственных технологий не поспевало за бурным ростом населения. По моим подсчётам, в начале ХХ века на одного жителя России производилось меньше зерна, чем на его прадедушку столетием раньше. Хотя номинальные душевые доходы между Отечественной войной 1812-го и Первой мировой 1914 года выросли примерно вдвое, это было достигнуто за счёт увеличившегося обилия промышленных и не первоочередных продовольственных товаров (таких как сахар, табак, вина, сыры, колбасы, кондитерские изделия), в то время как душевое потребление первоочередных продуктов (совершенно точно хлеба и муки и очень вероятно — мяса и яиц, чьё производство зависит от наличия зерновых кормов) сократилось в абсолютных масштабах. Ухудшение питания проявлялось, например, в сокращении среднего роста призывников. Возникла проблема аграрного перенаселения, ещё не ощутимая на окраинах империи, находящихся в стадии земледельческого освоения, но исключительно острая в старых исторических регионах, демографическом сердце Руси (Центральная Россия, Черноземье, Малороссия, Северо-Западный край). Точка бифуркации. Столыпинская альтернатива. Если бы не конкуренция с Западом, развитие страны могло продолжаться по инерции. «Уплотнение» аграрного населения ещё не исчерпало своих возможностей до дна. Ведущие патриархальный образ жизни крестьяне, редко покидающие родные деревни и не уязвлённые частым сравнением с комфортабельными образцами быта, могли воспринимать своё положение как должное. Однако образованная часть общества отчётливо видела углубляющийся разрыв между Западом и Россией, и по мере распространения образования и расширения круга внутренних миграций в стране подогревалось чувство оскорблённого самолюбия. Самым простым выходом казалось внедрение западных норм культуры и права: если они приносят такие великолепные плоды за границей, почему бы им не сработать у нас? Этой логике следовали закон об ограничении земельных переделов 1893 года и столыпинская реформа 1907 года. Их авторы видели корень бед в передельной общине, исключающей частную собственность на землю и демотивирующей крепких хозяев. Сторонники приватизации общинных земель рассчитывали, что концентрация главного средства производства в руках наиболее эффективных аграрных предпринимателей приведёт к быстрому росту урожайности и производительности труда. В какойто степени так оно и случилось, однако подводные рифы еврореформирования русской деревни оказались куда опаснее, чем могли предположить их идеологи.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/23/ed...

И.В. 26 июля 2020, 01:34 И.25 июля 2020, 13:38 ДмитрийС, Отечественной 1812 кого наказал Бог? " Так это не Дмитрий, это НН стала утверждать что Бог царскую Россию наказал. Ну так Дмитрий резонно ей и ответил, что тогда стало быть Бог и советский народ наказал страшной Великой Отечественной. Татьяна 25 июля 2020, 22:01 Наталия Ростова - Татьяне25 июля 2020, 16:22 " Вот не помню, кто сказал эти слова, кто-то из почитаемых, но неканонизированных, что " У каждого человека своя Голгофа и свой путь на неё. " Так что, теперь при упоминании Голгофы, нам всем надо бояться, чтоб не было аналогии со Спасителем??? " Понимаю, что это образно, но аналогии возникнуть даже в мыслях не может, т.к. " своя Голгофа " не требует от других общенародного покаяния. Говорят, что надо " установить правду " . А правда будет тогда, когда картина происходящего в те годы, в т.ч. и итоги правления Николая-2 - будут освещаться полностью, а не лакированно-однобоко. Это не правда,а полуправда,что,думаю, еще хуже откровенной лжи. НН 25 июля 2020, 21:28 Дмитрий С./НН24 июля 2020, 21:28 " если Бог наказывает народ, то и власти Бог наказывает. ( " но и волос с головы вашей не пропадёт " ). Вопросы не только к Вам. " Значит и во время Великой Отечественной Бог так наш народ наказал. 20 миилонов, между прочем! А как вы думаете, за что было это наказание?/- Дмитрий, неужели решитесь точно определить? Напр, за что или убийство какого царя по счёту или по имени Господь наказал русский народ войной 1941-1945гг? А войной 1914-18гг за что или за какого царя? ну и тд. Честно скажу, мне даже в голову не приходило предугадывать, прости Господи, Его дела. И не догадывалась даже, что кто-то может точно знать. Простите, не дооценила. " Я в восхищении! " Кира (Елене Сергеевой) 25 июля 2020, 18:36 Николай II получил от отца спокойную страну, где никто пикнуть не смел. Конечно, проблемы были, но AлekcahдpIII справляться с ними умел. А у наследника не вышло. И, к сожалению, дело не только в клевете и пропаганде, непорядок в РИ был очевиден, а отвечает за такие вещи всегда и везде власть. Коли она сильна, ни внутренний, ни внешний враг не сделает ничего, они могут только слабостями и ошибками пользоваться. Никакой 37 год для предотвращения революции был не нужен, достаточно было не дать втянуть страну в ненужную ей войну на чужой территории и за чужой интерес, которая все успехи HukoлaяII перечеркнула на корню и оказалась точкой не возврата. Владыку Тихона уважаю, но здесь не согласна.

http://pravoslavie.ru/132658.html

Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией. Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М. И. Голенищев-Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве. В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М. И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева " Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве " . На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова. Перед собором в 1837 г. по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.

http://sobory.ru/article/?object=01954

1 . «Священная война» – это война против тех, кто борется с Православием. 2. Ледовое побоище можно назвать священной войной, а Отечественную войну 1812 года – справедливой войной. А что касается чеченского вопроса, то прав тот, кто молится за мир. Считаете ли Вы нашего последнего царя Николая II виновным – как государя России, как политического деятеля, как человека – в том, что произошло в нашей стране в XX веке? Или снова: Не суди, да не су дим будешь ( Мф.7,1 )? Я считаю, что государь Николай II не виновен в том, что произошло в России. Он сделал все, что мог, как христианин. Но пауки уже свили густую паутину лжи, обмана и провокаций около его трона и делали все, чтобы Россия проиграла войну и началась революция. К глубокому сожалению, этим мастерам диавольских интриг и клеветы поверили многие, в том числе те, кто потом сами стали жертвами кровавой революции. Постановления императора искажались, его указы игнорировались, его слова переиначивались. Впрочем, теперь существует достаточно литературы, которая приоткрывает завесу над этой страшной картиной измены и предательства. Император умер как воин на своем посту. Он вошел в историю как герой и мученик. Что касается неосуждения, то я все-таки не могу не осудить тех, кто продолжает дело клеветников после его смерти. Как стоит относиться к восстанию против несправедливой, жестокой власти? Например, к восстанию Спартака и его последователей против римской власти? Ведь в Священном Писании сказано, что любая власть от Бога и бунтовать даже против тирании – означает идти против Бога. С другой стороны, отношение римлян к рабам было как к животным, и много было бы ещё крови пролито, если все время ублажать потехи своих господ. Если бы победил Спартак, то римская интеллигенция вместе с аристократией была бы уничтожена и власть над государством захватила бы фракийская династия, которая, по-видимому, проявляла бы не меньше жестокости по отношению к народу. Рабство пало из-за того, что христианство изменило менталитет людей, и рабство хотя по инерции еще продолжалось, но уже не имело никаких нравственных оснований, а воспринималось как зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Возьмем прежде всего ту область жизни, где торжество насилия особенно страшно. Где и в каких случаях морально допустима война? На этот вопрос лучше всего отвечает сам Толстой своим романом «Война и мир». Война морально оправдана только тогда, когда народ обороняется против чужеземного поработителя — оборонительная, народная война. За свою тысячелетнюю историю Россия вела 5 таких войн. В XIV веке, когда Русь восстала против полуторасотлетнего господства татар. И тогда преподобный Сергий благословил эту справедливую борьбу. В XVII веке, когда Русь боролась против попыток поляков ее поработить. И тогда святой Патриарх Ермоген тоже благословил эту борьбу. Такой народной войной против иностранного поработителя является и война против французов 1812 года, нашедшая своего Гомера в Толстом. Следует упомянуть также о войне 1877–78 годов против турок. Это была поистине святая страница в истории русского народа, когда Русь освободила своей кровью порабощенные балканские народы от пятисотлетнего турецкого ига и тотчас ушла с Балкан, не взяв ни одной копейки денег, не присвоив ни одного вершка территории. Л.Н. Толстой не понял и не принял этой войны. Но православная церковь эту войну благословила, а в некоторых странах (таких, как Сербия и Черногория) и возглавила. И, наконец, такой справедливой войной является Отечественная война 1941–44 годов, когда Россия отражала немецко-фашистское нашествие. Мы не случайно поставили дату «1944», ибо только до этого года это была справедливая, действительно народная война. Последний год, 1944–45, когда Советский Союз сам становится на путь тиранических захватов и зверств над мирным населением, является одним из самых позорных моментов позорной эпохи сталинской тирании. Справедливым и морально оправданным является, конечно, всенародное восстание венгерского народа против иноземных захватчиков осенью 1956 года и то сопротивление, которое было оказано вторгшимся войскам в Чехословакии в августе 1968 года. Справедлива и благословенна от Господа всякая борьба, ведущаяся за освобождение порабощенного народа. Во всех других случаях — война тягчайшее, отвратительное преступление.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

В правление Петра I Троицкая обитель дала государю убежище во время смертельной опасности от стрельцов и помогала ему материально, выделяя средства на кораблестроение и военные походы. Лаврский архив сохранил цифры денежных сумм, которые периодически высылались Петру I на различные нужды, а именно ему отпущено: в 1680 году – 1000 рублей; в 1682 году – 14 000 рублей; в 1695 году – 50 000 рублей; в 1696 году – 40 000 рублей; в 1698 году – 70 000 рублей; в 1699 году – 30 000 рублей; в 1701 году – 5000 рублей. Архимандриты Троице-Сергиевой Лавры комплектовали отряды ополченцев даже из своих служителей и направляли их в распоряжение правительства. За такую деятельность Петр Великий сохранил неприкосновенными наличные штаты лаврских монахов, в то время как в других русских монастырях беспощадно урезывал штатные единицы. В 1676 году весь народ лаврских приходов был освобожден «от взноса запросных денег». В войну 1812 года Троице-Сергиева Лавра снова принесла на алтарь Отечества ряд крупных пожертвований. В 1807 году священноархимандрит Лавры митрополит Московский Платон (Левшин) внес на нужды государства 29 000 рублей, в 1812 году – на земское ополчение 70 000 рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и 5 пудов 4 фунта серебряными слитками и серебряной посудой. При настоятельстве митрополита Филарета (Дроздова) в связи с Крымской войной из лаврских денежных ресурсов было отпущено на военные нужды 50 000 рублей и 15 000 рублей на выкуп пленных греков, участвовавших в военной кампании 345 . В суровые годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов Троице-Сергиева Лавра находилась в положении музейного памятника 346 и потому не могла присоединиться к общепатриотическому вкладу русских верующих людей, пожертвовавших на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского около десяти миллионов рублей 347 . По традиции истинного иноческого братства Лавра, безусловно, остается верной привычным ей древним патриотическим устремлениям. Так велики и значительны заслуги Троице-Сергиевой Лавры перед нашей Родиной. Она неизменно хранила тесную связь с Москвой и в то же время диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы Северо-Восточной Руси в единое государство, подчиненное влиянию православной веры. Это есть бессмертное дело, совершаемое обителью великого Сергия на протяжении шести веков нашей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Но «всемирно-отзывчивая» идеология этой войны таила в себе серьезную угрозу. От национального пафоса до национальной истерики — несколько градусов; от сверхнациональной широты до мистической эйфории — и того меньше. Чем ближе была победа, тем сильней становился соблазн затеять новое усчастливление, сменив лишь философскую подкладку государственного замысла и его масштаб; на место свободы, Энциклопедии и Монтескье поставив веру, Евангелие, Крест и всю Европу объявив площадкой для возведения «храма счастья» — в розах, но без шипов. Противоположные полюса готовы были сомкнуться, чтобы Россия, сбросившая с себя путы престарелых либеральных утопий начала александровского царствовования и вступившая было на путь духовного отрезвления, вновь отдала себя во власть эйфории… Впрочем, была область, в которой «гроза двенадцатого года» успела произвести благой и ничем не устранимый переворот, — русская словесность. Перед самой войной, 19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Императорский лицей, замышлявшийся с целью «тепличного» выращивания будущих государственных деятелей, способных провести предстоящее реформирование России. Кроме князя Александра Горчакова и барона Модеста Корфа, выдающейся политической карьеры никто из лицеистов первого выпуска не сделал; но поэтов из его стен вышло много — и воодушевленное переживание событий Отечественной войны сыграло тут не последнюю роль. В 1812 году наступило «некалендарное» XIX столетие. К началу 1813 года относятся первые известные нам стихи лицеиста Александра Пушкина. См.: Рассказы очевидцев о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой [Е. В. Новосильцевой]. 2е изд. М., 1912. Самый термин «завещание» в тексте брошюры отсутствовал и вошел в оборот, когда созданный Лезюром миф пошел гулять по страницам печати. См.: Данилова Е. Н. «Завещание» Петра Великого//Проблемы методологии и источниковедения истории внешней политики России. М., 1986. С. 218–279. Владислав Озеров. Отрывок из Расиновой Эсфири, 1812 год; черновой вариант. Корф М. Жизнь графа Сперанского. Т. 2. С. 45.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/3/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010