ЖМП 9 сентябрь 2012 /  31 августа 2012 г. Митрополит Ювеналий: Нельзя разделить патриотизм и преданность Православию В преддверии празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ответил на вопросы ответственного редактора " Журнала Московской Патриархии " Сергея Чапнина. - Ваше Высокопреосвященство, 200-летие Отечественной войны 1812 года – одно из центральных событий нынешнего года. Какие цели и задачи Вы ставили, формируя епархиальную программу, посвященную этому знаменательному событию? - Прежде всего, нужно сказать о том, что празднование юбилея будет и общецерковным, и общегосударственным. Особенность положения Московской епархии в том, что решающие события, связанные с войной 1812 года, происходили на ее территории. Святейший Патриарх Кирилл образовал в апреле этого года Организационный комитет по празднованию юбилейных дат в 2012 году под моим председательством. Нами был разработан план празднования. О нем можно сказать подробнее. 2 сентября состоится государственное торжество с участием Президента России В.В. Путина на Бородинском поле. 7 сентября будет осуществлено принесение в Бородино из Смоленска исторической Смоленской иконы Божией Матери, перед которой российское воинство совершало молитву в ожидании сражения на Бородинском поле. На следующий день на поле боевой славы в Спасо-Бородинском монастыре будет совершена Божественная литургия, за которой последуют крестный ход на батарею Раевского и молебен в " воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык " . Следует отметить, что ежегодно в Московской епархии в Спасо-Бородинском монастыре и собственно на Бородинском поле совершаются молитвы в память о событиях 1812 года. Поэтому будет вполне органичным наше участие и в торжествах в этом году. - В августовском номере " Журнала Московской Патриархии " опубликован большой очерк по истории Спасо-Бородинского монастыря. Какова сегодня, с Вашей точки зрения, роль монастыря в деле сохранения памяти о войне 1812 года?

http://e-vestnik.ru/interviews/ubiley_18...

Деревня Стрелка стала селом в 1824 году, когда здесь было завершено строительство каменной трёхпрестольной церкви. По местному преданию, в Стрелке и до этого была деревянная Покровская церковь, которая в начале XIX века дотла сгорела от удара молнии. Возможно, в Стрелке и была часовня, но на 1804 год это селение всё ещё имело статус деревни, свидетельством чего являются официальные документы. Покровская же деревянная церковь в XVII-XVIII веках находилась в селе Вад. И именно к вадскому приходу испокон веков относилась Стрелка. Интересно, что совпадают годы начала и окончания строительства каменных храмов в Стрелке и расположенной неподалёку Елховке. Вероятно, и решение о строительстве храма принималось стрельским сельским сходом, как и в Елховке, на волне патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 года. Итак, главный холодный престол каменного храма в селе Стрелка был освящён в 1824 году в честь Вознесения Господня. Тёплые приделы: правый – в честь Покрова Божией Матери, левый – в честь святых Козьмы и Дамиана. До наших дней дошли данные о первом псаломщике Вознесенской церкви В. Е. Покровском, заступившем на службу в 1824 году. В 1888 году ему исполнился 81 год, но он всё ещё числился заштатным псаломщиком храма. Священником и законоучителем в ту пору являлся Андрей Андреевич Цветаев 42 лет (на службе с 1866 года), диаконом – Н.П. Мещерский 35 лет (на службе с 1871 года), псаломщиком – К. И. Вадов 21 года (на службе с 1880 года). Деревень в приходе не числилось, мужчин насчитывалось 821, женщин – 901. К 1904 году число православных мужчин в Стрелке увеличилось до 998, женщин – до 1 086. В селе открылась церковно-приходская школа. Иереем по-прежнему был А.А. Цветаев. Диаконом служил В.Н. Дертьев 38 лет (в приходе с 1902 года), псаломщиком – П.Е. Беляев 30 лет (в приходе с 1899 года). Церковным старостой с 1901 года был П. Г. Душин. Стрельский храм стоял на высоком берегу речки Ватьмы, около Казанского транспортного тракта. Близ него был разбит прелестный сад.

http://sobory.ru/article/?object=06109

Икона Пресвятой Богородицы «Незнановская» имеет двухсотлетнюю историю. Новейшая история ее началась 2009 году благодаря стараниям Алексия Лукашевича, положившего начало второго возвращения образа Пресвятой Богородицы в Нерехту. Он предоставил свидетельства существования данного образа. Оказалось, что в начале XX века в Германии и в Харбине было издано несколько книг посвященных образам Пресвятой Богородицы. В одной из них, изданной в 1924 году в Харбине поручиком Николаем Лабушкиным под называнием «Образ Богородицы с 1000 рисунками», было обнаружено сообщение об иконе Божией Матери» «Незнановская»: «Икона Божией Матери известна с 1814 года. Праздник 1 сентября (старого стиля). В народе икона именуется просто Богородица, Матерь Божия. Икона размером в длину не много менее двух аршин (аршин – 71,12 см). О чудотворной иконе именуемой «Незнановская», что близ города Нерехта, в местечке Незнаново, находящейся в доме, не продолжительное время тут же в церкви, неизвестно ничего. С какого времени сия икона находилась и от кого досталось – неизвестно. Перед Великой войной 1908 – 1914 гг. образ был увезен в неизвестном направлении». К тексту прилагалась прорись иконы. Изучив текст и сопоставив его с известными фактами истории села, прихода, исследователи пришли к следующим результатам: икона была привезена в Незнаново после окончания Отечественной войны 1812 года полковником Григорием Александровичем Линевым. Как ему досталась чудная икона неизвестно, но привезя ее в село, он поместил ее в церкви, где она хранилась не более двух лет, а затем была перенесена в барский дом. Причины переноса, видимо, сохранность иконы, т.к. храм был холодным и зимой не отапливался. По завещанию Юлии Григорьевны Линевой, прямой наследницы незнановской усадьбы (о представлении Юлией Линевой по духовному завещанию капитала в пользу церквей епархии), село в 1900 году переходит Николаю Николаевичу Линеву, который занимал пост главы Нерехтской земской управы в течение 15 лет. После его кончины в 1908 году, его дочь – Елизавета, распродав незнановское имение и распустив дворовых, перенесла дома в г. Нерехту, забрав, естественно, и родовую икону. Затем она в 1910 году уехала в неизвестном направлении и следы иконы затерялись. Но еще в 1924 году в сборниках, печатавших образы Богородицы «Незнановская», икона Божией Матери упоминается.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_Рождес...

Комлево. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Знаменская церковь 1802 г. Строилась при владельцах имения Орловых-Давыдовых. На церковный двор ведут трое кирпичных ворот, рядом сельское кладбище. Заброшенный храм находится на грани гибели. Купол под угрозой обрушения. Трехпрестольная церковь Знамения Божией Матери (другие престолы - Преполовения Пятидесятницы и святителя Григория Богослова) в с. Комлево построена в 1802 г. на средства обер-гофмаршала, графа Григория Никитича Орлова. После 1812 г. разоренная войной усадьба была куплена сенатором и камергером Ф.Ф. Вадковским. Его жена Екатерина Ивановна, урождённая графиня Чернышева, наследовала усадьбу после мужа, но поспешно продала её в 1826 г. Их дети Александр и Федор были декабристами. С 1865 по 1872 гг. священником с. Комлево был Василий Григорьевич Толгский. Он в 1864 г. окончил курс Коломенского духовного училища. Бедный приход не обеспечивал семью. На свои средства и в своем доме о. Василий устроил школу. Дети писали заостренными палочками на просеянном песке. Священник с женой вырезал из старых газет большие буквы для подвижной азбуки. Организовал хор любителей из крестьян и школьников. Когда в 1872 г. он был переведен на погост Дорки Бронницкого уезда, прихожане со слезами расставались с ним. В советское время церковь была закрыта. Точная дата закрытия неизвестна, но известно, что в дополнении к делу о закрытии восьми церквей в Рузском района от 22 марта 1934 г. церковь значится в числе действующих. Источник: Московские епархиальные ведомости, 2004, 1-2 Памятник пострадал от артобстрела в годы Великой Отечественной войны. На реставрацию церкви иконы Божией Матери " Знамение " (Подворье Вознесенской Давидовой Пустыни) Министерство культуры Российской Федерации выделило свыше 21 млн рублей. Реставрация началась весной 2006 года. Церковь является подворьем монастыря Вознесенской Давидовой пустыни и с июля 2005 года находится на реставрации. В 2007 году обещают закончить. Реставрация ведется на средства выделенные Министерством культуры РФ (Федеральное агентство по культуре и кинематографии). Заказчик - Московская патриархия.

http://sobory.ru/article/?object=01551

24 октября (12 октября – по ст. ст.) произошло одно из ключевых сражений Отечественной войны 1812 года – битва за Малоярославец, отрезавшая Наполеону дорогу в неразоренные войной южные губернии и заставившее его идти старой, выжженной Смоленской дорогой, где неприятельское войско, терзаемое партизанскими отрядами, подгоняемое регулярными частями войск и просто голодом из-за своих прежних буйств на тех землях, очень скоро превратилось в беспорядочно отступающую шайку мародеров. О Малоярославце вспоминают гораздо меньше, чем о Бородинской битве, хотя и это сражение было очень тяжелым: город несколько раз переходил из рук в руки, и много воинов наших пало в тот день. Хотелось бы и в эту годовщину вспомнить великий 1812 год и его героев, а о некоторых из них поговорить особо. Военная галерея Зимнего дворца «У русского Царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата… Ни плясок, ни охот – а все плащи да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги…» Эти строки написал когда-то наш великий Пушкин о самом, может быть, дивном месте в Зимнем дворце – Галерее героев 1812 года. Долго можно бродить по ней, глядя на удивительно прекрасные и родные лица таких далеких и почему-то все равно близких воинов Отечественной войны. Она и впрямь была Отечественная, и драгоценным пламенем горела в сердцах тех, кто ее застал, и после не одно еще поколение; и, как родители наши, когда нужно вспомнить что-то святое из земного, вспоминают Великую Отечественную, так и предки наши в XIX веке вспоминали двенадцатый год, когда больше ничто уже не звучало, когда иное уже не пробуждало окаменевшую душу. Война 1812 года и впрямь была Отечественная, и драгоценным пламенем горела в сердцах тех, кто ее застал Для нас сегодня эта далекая война – что-то шумное, красивое и чуточку даже, за давностью двухсот лет, словно бы ненастоящее. Но… остановимся у любого из этих портретов, вглядимся в серьезное лицо, в горящие вдохновением или поражающие тихой внимательностью глаза, прочтем имя на золотой табличке – и словно бы иной мир откроется взору.

http://pravoslavie.ru/156828.html

Протоиерей Павел Карташев: «Воспитание любви к истории – дело государственное» В сентябре 1812 года, после Бородинского сражения, наполеоновские войска вошли в оставленную русской армией Москву и пробыли в ней около месяца. Все это время французские солдаты и офицеры занимались грабежами и мародерством и в самой Первопрестольной, и в ее окрестностях. От неприятелей пострадали не только дома москвичей и их загородные имения, но и многочисленные монастыри и храмы, причем их очевидная древность и историческая ценность захватчиков нисколько не смущала. К числу храмов, в истории которых навсегда запечатлены трагические события 1812 года, относится и храм Преображения Господня в подмосковном поселке Большие Вязёмы, некогда возведенный по приказу Бориса Годунова в его вотчине. О храме, его прошлом и настоящем, о том, что и кто может привить детям интерес к истории Отечества, мы беседуем с настоятелем вязёмского храма протоиереем Павлом Карташевым . Храм в Больших Вязёмах – Храм в Больших Вязёмах имеет богатую историю. Одна из самых заметных ее страниц связана с Отечественной войной 1812 года. Усадьба оказалась на пути Наполеоновской армии, двигавшейся к Москве после Бородинского сражения. Как эти события отразились на жизни вязёмского прихода? – Французы и пришедшие с ними народы, эти условные «двунадесять языков», не были первыми среди иноплеменных захватчиков, оставивших след в истории храма. Еще в Смутное время он подвергался частичному разорению. Следы пребывания поляков – граффити на латыни и на польском, с именами и датами, оставленные на церковных стенах прямо поверх росписей. Они сегодня представляют ученым-историкам богатый материал для исследований. Примечательна одна из этих надписей, гласящая, что здесь «молился пан Ежи из Кракова». Молиться хорошо, только вот зачем было это подобным образом увековечивать? Отечественная война 1812 года тоже непосредственно затронула Вязёмы. С конца XVIII и до середины XIX века Вязёмами владели братья князья Борис и Димитрий Голицыны –герои этой войны. Оба были боевыми генералами и участвовали в Бородинской битве. Кроме того, на протяжении более чем двадцати лет – с 1820 по 1844 год – князь Димитрий Владимирович Голицын занимал пост военного генерал-губернатора Москвы и руководил восстановлением древней столицы после пожара.

http://pravoslavie.ru/56608.html

Борис Шишкин - поэт С детства, сколько себя помню, в заветных отцовских шкафах антресолей хранилась в нашем доме стопка старых пожелтевших журналов «Нива» и «Огонек» времен Первой мировой войны . Время от времени я доставал их с необъяснимым трепетом и благоговением, разбирал, листал, просматривал, точно прикасаясь к иной, неведомой жизни. Одно меня огорчало – в журналах этих говорилось большей частью о какой-то скучной и грустной войне… то есть понятно, что война не может и не должна быть веселой и радостной, но мы-то привыкли всё-таки к рассказам о войне Великой Отечественной, и у нее был какой-то иной, героический, возвышенный дух. А та война, о которой нудно повествовалось страница за страницей в старых пожелтевших журналах, казалась тусклой что ли, безнадежной. Я читал репортажи военных корреспондентов, победные реляции и сообщения о поражениях, художественные рассказы, стихи, опубликованные на страницах этих журналов, – и тусклое непробиваемое чувство сопутствовало мне неизменно, так что, сколько я ни брался за этот «трудный» материал, сколько ни пытался вчитываться внимательно в то, что было написано в журналах, ощущение тоски и тусклости не проходило. Теперь я чуть больше узнал о той страшной войне. Но чувство «тусклости» так и осталось. И еще пришло мне на ум словосочетание – неблагодарная война. Странное, в общем, словосочетание, но, тем не менее, оно настойчиво просится на язык. Почему? Думаю, потому, что другие войны хоть и были не менее страшны, но они оставили после себя некий шлейф ратной славы и осмысленной памяти. Мы понимаем, за что воевали наши предки, и готовы преклонить перед их памятью головы. Но эта война… Она прошла мучительно, трудно и закончилась, словно ее скомкали и выбросили стыдливо в корзину, как плод неуместного и смутного творчества. Эти люди – тысячи, сотни тысяч – шли воевать с упованием в сердце, с верой в то, что они совершают Божие дело – идут воевать за веру, царя и Отечество. Те, другие, павшие в иных войнах… в войне 1812 года, например, во время Первой Крымской кампании или в Великой Отечественной войне – мы их вспоминаем, о них молимся, их имена овеяны какой-то светлой памятью, славой самоотвержения и святой жертвы всесожжения за Отчество… Но всё это можно сказать и о воинах, павших в Первой мировой войне. Тем не менее, их имена забыты, подвиг неоценен, и всё, что связано с этой войной, необъяснимо тонет в каком-то мраке и безысходной печали. А ведь эти люди – тысячи, сотни тысяч – шли воевать с упованием в сердце, с верой в то, что они совершают Божие дело – идут воевать за веру, царя и Отечество. И сотни тысяч из них так и сложили свои головы с этой верой… А мы их не то чтобы не помним, а даже и не хотим вспоминать…

http://pravoslavie.ru/72855.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Божией Матери «Незнановская» Икона имеет двухсотлетнюю историю. Новейшая же история ее началась 2009 году благодаря стараниям Алексия Лукашевича, положившего начало второго возвращения Образа Пресвятыя Богородицы в наши края. Он предоставил нам свидетельства существования данного образа. Оказалось, что в начале XX века в Германии и в Харбине было издано несколько книг посвященных образам Пресвятой Богородицы. В одной из них, изданной в 1924 году в Харбине поручиком Николаем Лабушкиным под называнием «Образ Богородицы с 1000 рисунками», мы с величайшим удивлением обнаружили сообщение об иконе Божией Матери» «Незнановская»! К сожалению, самой книги нам достать не удалось, но мы получили ксерокопии нескольких страниц, где было написано: «Икона Божией Матери известна с 1814 года. Праздник 1 сентября (старого стиля). В народе икона именуется просто Богородица, Матерь Божия. Икона размером в длину не много менее двух аршин (аршин – 71,12 см). О чудотворной иконе именуемой «Незнановская», что близ города Нерехта, в местечке Незнаново, находящейся в доме, не продолжительное время тут же в церкви, неизвестно ничего. С какого времени сия икона находилась и от кого досталось – неизвестно. Перед Великой войной 1908 – 1914 гг. образ был увезен в неизвестном направлении». К тексту прилагалась прорись иконы. Изучив текст и сопоставив его с известными фактами истории села, прихода, мы пришли к следующим результатам. Икона была привезена в Незнаново после окончания Отечественной войны 1812 года полковником Григорием Александровичем Линевым. (Остатки фамильного склепа в виде надгробного памятника ему и его дочери Варваре находится у храма.) Как ему досталась чудная икона неизвестно, но привезя ее в село, он поместил ее в церкви, где она хранилась не более двух лет, а затем была перенесена в барский дом. Причины переноса, видимо, сохранность иконы, т.к. храм был холодным и зимой не отапливался.

http://pravicon.com/info-3817

Москва. Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Самая известная в Москве церковь св. великомученицы Параскевы Пятницы стояла до 1928 года в Охотном ряду - там, где сейчас находится здание Государственной Думы. Пятницкая церковь на месте Охотного ряда появилась еще до 1406 года. Дореволюционный краевед отмечает, что в одном старинном документе она значилась как " у пол " , " у старых пол " - от слова поле. В древности так называли открытые места (полянки) в Москве, где проходили судебные поединки, и документ свидетельствует о том, что они проводились не только в Кремле, но и за его пределами, в частности, на территории будущего Охотного ряда. В XVII веке на месте деревянной Пятницкой церкви князь Василий Голицын построил каменную двухэтажную церковь. На первом этаже храм был освящен во имя Параскевы Пятницы, а на втором устроена Воскресенская церковь, которую в 1687 году освятил сам патриарх Иоаким. Эта церковь стала домовым храмом князя Голицына и соединялась длинным переходом с его знаменитыми палатами в Охотном ряду. В 1737 году Пятницкая церковь сильно пострадала в московском пожаре, и хотя была отреставрирована, оказалась предназначена к сносу в 1775 году для обустройства площади. Тогда за нее заступился митрополит Платон, поскольку церковь была " крепка во всех частях и благообразна " . А в 1815 году после доблестной победы над Наполеоном дворянское собрание своим иждивением устроило в верхней Воскресенской церкви два придела - св. Александра Невского и мч. Екатерины - в честь императора и его сестры Екатерины. В росписи храма после Отечественной войны изображались святые, память которых празднуется в дни " знаменитых побед, одержанных над опустошителями Москвы с 26 августа 1812 года по 18 мая 1814 года " - писал один из современников. К примеру, в честь Бородина - мученики Адриан и Наталья, а на день Тарутинского сражения - св. митрополит Петр. Приделы в нижнем, Пятницком храме были освящены во имя св. Николая Чудотворца и самый поздний, в 1877 году - в честь Иоанна Воина, связанный вероятно, с русско-турецкой войной. На колокольне хранился колокол 1690 года.

http://sobory.ru/article/?object=34953

Чубковичи. Церковь Зачатия Анны. Памятник морякам подводного атомного крейсера " Курск " во дворе храма. Его прихожане чтут память членов экипажа этого корабля, одним из которых был их земляк. В храме одна из лампад изготовлена из осветительного плафона с этой подводной лодки. Алексей Александров 31 августа 2015 Карта и ближайшие объекты Храм в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы был основан вселеЧубковичи в XVII веке. Название села—тоже казачье, от слова «чубы». Село состояло и состоит ныне из нескольких селений с названиями: Тарариковка, Пекушовка, Шведовка, Рыбаки, Грицовка, Биров. И в центре стоит храм, рядом с ним расположено кладбище, а также местная школа, здание которой было до 1917 года церковным, в нем была Церковно-приходская школа. После возстания Емельяна Пугачева, который некоторое время скрывался в Чубковичах у казаков, за что Екатерина Вторая местных казаков и выслала из села, храм пришел в запустение. Местная помещица Анна Федоренкова, будучи с детства инвалидом, решила возстановить храм, продав свой лес и имение, и все средства вложив в возрождение храма. Сама же доживала свой век на милостыню, в амбарчике, и была удостоена чести быть похороненной у северных врат храма, на церковном дворе. Ныне над могилой возведена часовня. В храме была сделана роспись по полотну в подкупольном пространстве. Храмовая святыня — явленная чудотворная Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». Предание гласит, что она явилась косарям во время сенокоса в XV веке, с тех пор она почитается верующими людьми. За Алтарем расположена могила священника Павла Буткевича, преставившегося ко Господу в 1943 году, во время немецкой оккупации. Священник Павел пострадал от советской власти, был выслан перед войной, в 1941 году он вернулся, чтобы продолжать Богослужения в храме. Умер в преклонном возрасте, на его могиле ныне установлен памятный Крест. Главный Престол храма — в честь Зачатия Святой Анной Пресвятой Богородицы, второй Престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий — во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Главным храмовым праздником является праздник чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Неподалеку от храма есть святой источник — место явления иконы. В 1812 году в честь победы России над Наполеоном к храму была пристроена 30-метровая колокольня. В советские годы храм был закрыт на короткое время с 1937 по 1941 годы. Со времени Великой Отечественной войны и по сей день в нем совершаются Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=07467

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010