Поначалу эти учебные заведения Русской Православной Церкви размещались в Новодевичьем монастыре, а в 1948 году их перевели в Троице-Сергиеву Лавру, где за два года до этого была возобновлена монашеская жизнь. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 года – в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 года. В нём участвовало 19 архиереев. На Собор многих архиереев доставили на военных самолётах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. Выступая на Соборе и сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий определил нравственные условия успеха русского оружия, общие для всех времен: это – «твёрдая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъём духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной. Это источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни, желания чистоты нравственной. Он питается и возгревается молитвами, подвигами и – вместе – в них находит своё выражение». …Затем митрополит Алексий заговорил об избрании Святейшего Патриарха, ради чего и был созван Собор епископов: «Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель Патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя». Ответом на предложение митрополита Алексия был возглас Преосвященных: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос». Один из архиереев сказал: «Полное единодушие всего епископата». Все встали и трижды пропели «Аксиос».

http://ruskline.ru/opp/2023/09/05/stalin...

— Россия была провозглашена империей через 18 лет после основания Санкт-Петербурга. И именно Петербург стал столицей новой империи. Как Вы считаете, является основание Петербурга, условием преобразования России в империю? Другими словами, чтобы стать империей Россия должна была прорубить окно в Европу? Или столицей Российской империи могла бы быть и Москва? — Нет, основание Петербурга не является таким условием. Мне представляется, что как империя Россия стала формироваться уже во времена Ивана Грозного. Пётр I продолжил этот процесс и в соответствии с духом времени его оформил. Не будем забывать, что царский титул, который принял Иван Грозный, по сути, уже есть претензия на императорскую власть, ведь царь, это искаженное «цезарь», т.е. император. Но возникновение европейского Петербурга вместе с чередой петровских побед сыграло важную роль в окончательном оформлении этой идеи. Ну а на вопрос, могла ли стать Москва столицей Российской империи, отвечу так: почему бы и нет? Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, поэтому право называться имперской столицей принадлежит исключительно Петербургу. Многолетний министр народного просвещения, автор триады «Православие-Самодержавие-Народность» Сергей Уваров — По мнению российского историка Аркадия Минакова, подъём русского консерватизма связан с Отечественной войной 1812 года. Именно в годы войны с Наполеоном Александр I назначает на должность государственного секретаря известного консерватора Александра Шишкова, а затем делает его членом Государственного совета. Однако публицистика Шишкова весьма архаична. В ней нет имперского пафоса. В чём, на Ваш взгляд, выражался тогдашний не просто патриотический, а именно консервативный подъём, о котором пишет Минаков? — Царствование Александра I — это время не только подъёма, это и время становления русского консерватизма. Именно тогда оформляется «русская партия», к которой относят Николая Карамзина, Александра Шишкова, Фёдора Ростопчина, Сергея Глинку, Гавриила Державина и некоторых других консервативно настроенных деятелей эпохи, выступавших против радикальной вестернизации и тех ценностей, которые она с собой несла. Помимо традиционного патриотизма здесь было и нечто новое — консерватизм и романтический национализм.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/12/rossii...

е. лишь на части территории, охваченной восстанием. Иногда восстание именуется более корректно — восстанием 1863–1864 годов на территории Польши, Литвы и Белоруссии. Мне пришлось выслушать объяснение одного из коллег о том, по- чему это восстание должно называться восстанием в Польше, Лит- ве и Белоруссии, а не польским восстанием. Смысл объяснений был следующий: если восстание назвать польским, тогда теряется присутствие белорусского элемента в восстании, а если указывать регионы распространения восстания, тогда есть хоть какая-то привязка к территории, в том числе и к белорусским землям. Таким образом, даже если не говорить о национальном составе повстанцев, большинство будет воспринимать восстание как в том числе и белорусское, поскольку оно было и в Белоруссии. Кроме того, данное восстание в белорусской традиции изучается не во всех региональных проявлениях: рассматриваются лишь события, происходившие на территории, которую воспринимают как Белоруссию XIX века, т. е. на территории современной Белоруссии и части Виленской губернии (нынешняя Литва). Таким образом, территория восстания искусственно ограничивается и становится меньше даже той, которую контролировал «белорусский национальный герой» Кастусь Калиновский 1 . Не учитываются такие территории Северо-Западного края, как Ковенская губерния и большая часть Виленской. В этих регионах восстание было намного мощнее, но по причине того, что в таком контексте белорусские события будут смотреться блекло, про литовскую часть Северо-Западного края Российской империи белорусские учёные попросту не говорят. В качестве примера «не своей» войны можно привести Отечественную войну 1812 года. В Белоруссии постепенно пытаются убрать слово «Отечественная» из названия войны, называя её русско-французской войной или просто войной 1812 года 2 . Очень чётко это прослеживается в школьных учебниках 3 . Если в последние годы существования СССР учебники по белорусской истории трактовали данную войну как «справедливую, освободительную, Отечественную» 4 , то с 2011 года учебники попросту убирают слово «Отечественная».

http://ruskline.ru/opp/2020/12/10/svoi_i...

– Вот и Дни Победы в последние годы становятся все помпезнее и фальшивее. Может, все дело в том, что в последние годы о Великой Отечественной войне было рассказано слишком много жестокой и далеко не такой уж героической правды? – Нет, я не думаю, что вредно знать правду. Но, во-первых, с годами ощущение радости нашей победы все-таки стирается. От этого никуда не уйдешь, я думаю, так было и после войны 1812 года. Но тут наваливается еще другое. Что, в конце концов, это нам дало? Мы с годами должны были все больше и больше ощущать полноценность мирной жизни. Но с одной стороны, мирная жизнь в последние 20 лет сильно замешена на уголовщине, и это все видят и понимают. А с другой стороны, очень многие люди стали жить хуже. Это тоже нельзя отрицать. И это надо понимать. Да и самих фронтовиков осталось очень мало. Все это снижает ощущение праздника нашей великой, героической, стоившей нам столько крови победы. – Но герои 1812 года тоже постепенно ушли в небытие, а героико-романтический символ остался, и народной памяти хватило на то, чтобы полвека строить в память той победы на народные пожертвования храм Христа Спасителя и поименно увековечить всех павших в той войне. А тут все наоборот – сначала, несмотря на то, что все знали, как все было на самом деле, восприятие победы было героико-романтическим. А теперь вдруг на первый план вышла правда. И праздник перестал трогать душу, превратился в “официальное мероприятие”. – Да, к сожалению, в известной мере получается именно так. Тогда, в сталинские времена и после Сталина, действовала жесткая цензура. Все, что связано с войной и с победой, давалось в определенных дозах, не было упоминаний об объективной жестокости войны и реальном поведении людей на войне. А сейчас, когда стало возможным обо всем этом говорить, вперед выдвинулось то, что раньше пряталось – жестокость, несправедливость и все, что связано с ужасами войны. И наоборот – отодвигается как банальность то, что было действительно героичным, жертвенным и красивым. И это тоже связано с новым временем, с его искаженным пониманием свободы.

http://foma.ru/prazdnik-opravdanie.html

Кроме того, могла ли Германия осмелиться воевать на два фронта – с Англией и с СССР? Англия не давала гарантий Гитлеру, что не будет вести против него полномасштабную войну. Сейчас, в начале 2015 г., у нас есть основания предполагать, что такие гарантии – были (т.н. «миссия Гесса»). Но, увы, Вторая мировая война, начавшись в 1939 г., продолжилась (нападением на Россию в июне 1941 г.) так, как это планировал объединенный Фининтерн, банкиры США, Англии и Германии. Дальнейшие события показали, что часть населения ждала нападения немцев, как избавителей от инородных правителей, захвативших власть в феврале 1917 года. Это объясняет, почему в первые же месяцы войны в плен к немцам попало около или даже более миллиона человек. Современные исторические исследования показывают, что сложности внутриполитической обстановки в стране, сложившиеся после окончания гражданской войны, повлияли на результаты начала Великой Отечественной. Потери «в живой силе и технике» были огромны. Однако, в дальнейшем удалось наладить контроль над управлением войсками и повернуть ход войны в желаемом направлении. Но вернёмся к осени 1941 г. Отметим, что нравственный уровень населения перед Великой Отечественной войной был достаточно высок. Под толстым слоём лозунгов, транспарантов, марксистско-ленинской макулатуры – в стране тлел огонь тысячелетней православной традиции. Это отмечают большинство исследователей-историков. С началом войны пропаганда атеизма в стране приутихла. В первые месяцы на оккупированных территориях немцы открывали и восстанавливали церкви, чтобы привлечь народ на свою сторону; но затем стало ясно, что целью нашествия является полное порабощение населения, уничтожение русской нации, превращение страны в протекторат Германии. По существу, интернациональная армия Гитлера, костяк которой составляли хорошо обученные регулярные немецкие войска, включала румын, итальянцев, венгров, испанцев и двунадесять языков… Так же, как и армия Наполеона во время нашествия 1812 года. Повторялись традиции крестовых походов Запада на православную Византию, Русь, Россию, теперь вот – на СССР… Традиции походов католического, протестантского, атеистического Запада на Православие.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/21/tr...

На эту риторику влиятельного кавалериста ответила суровая действительность, окунув по уши бойцов и командиров в осеннюю грязь постыдных поражений страшного 41-го. А командование Сибирского военного округа, несмотря на все упрёки наркома, продолжало обучение, ссылаясь на местные особенности и необходимость готовить войска к действиям в экстремальных условиях. Под пристальным вниманием штаба округа находилась зимняя подготовка бойцов, формирование лыжных подразделений, батальонов и бригад, а также отработка их действий в предстоящих сражениях. Кроме того, дальновидные сибирские военачальники совершили настоящую революцию в мобилизационной подготовке: по собственной инициативе набирали призывников в расквартированные на территории округа соединения РККА преимущественно из числа местной молодёжи. Эта практика себя полностью оправдала: свежие дивизии воинов-сибиряков, прибывших в час великих испытаний защищать столицу, стали для генералов вермахта «роялем в кустах». Только вместо привычной музыки Рихарда Вагнера звучала торжественная увертюра Петра Чайковского «1812 год», исполненная с орудийными залпами русской артиллерии в дни зимнего контрнаступления под Москвой. «Сибиряк - необязательно физически крупный человек с «широкой костью» (хотя и это тоже), прежде всего это человек сильный духом, выносливый. Особенно в природной обстановке: в мороз и стужу не пропадёт, не заблудится в тайге, найдёт способ выбраться из любых обстоятельств», - это высказывание писателя Валентина Распутина точно предвосхищал комкор Лукин. С введением новых званий для высшего комсостава он стал теперь генерал-лейтенантом. Перед самой войной его перевели в Забайкалье, здесь он принял под свою команду 16-ю общевойсковую армию, сделав всё возможное, чтобы подготовить её по высшему разряду. Надеялся, что вместе с ней и будет сражаться с фашистами, но, как оказалось, только на очень короткий срок: успешного полководца постоянно кидали на прорыв - туда, где труднее. Стоило прослыть хоть немного удачливым, вспоминал Лукин после Великой Отечественной, пребывая в ранге скромного общественника (он был руководителем одной из секций Советского комитета ветеранов войны), как тебя тут же начинали перебрасывать с места на место, - как говорится, «для укрепления руководства».

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

Правы те, кто говорят, что если бы весь наш народ, ныне расчлененный (около 30 млн. русских оказались за пределами своей Родины), весь православный люд проявил такое сплочение, такое духовное единодушие, какое было проявлено в годы Великой Отечественной войны, то мы решили бы все задачи, которые перед нами стоят сейчас. Мы бы возродили единое политическое тело и цивилизацию. Я думаю, что это так. В этом смысле громадное значение имеет умение народа, его руководителей и простых людей извлекать надлежащие уроки из истории, правильно оценивать исторический опыт, значение наших исторических традиций. Это мы хорошо использовали в годы войны. Ныне перед нами стоят аналогичные задачи. Нередко Великую Отечественную сравнивают с войной 1812 года. Наше поколение, те, кто был рожден в 20 годах нашего столетия и на которых легла основная тяжесть борьбы с гитлеровцами, очень хорошо знали как историю своей страны, так и историю русской литературы, и помнили замечательные строки Пушкина " …гроза двенадцатого года настала, кто же нам помог: остервенение народа, зима, Барклай иль русский Бог? " Бог помог, - восклицал поэт, - и скоро мы очутились в Париже. Вот здесь, после победы над Наполеоном, произошло очень интересное событие, которое грешно забывать. В ознаменование победы над Наполеоном высшие власти России, то есть государственный совет, священный синод и сенат попросили государя императора Александра I принять звание Благословенного, напомнив ему, что Петр I был назван отцом Отечества в ознаменование победы над шведами, и что ему тоже надо принять это почетное звание. Государь ответил, что это звание он принять не может, потому что эта победа была не лично его, а народа всего российского, его вооруженных сил, произнеся при этом очень знаменательные слова: " Когда мы с Богом, тогда и Бог с нами " . Именно потому, что русский народ сражался за свое Отечество, за свою веру, он одержал победу над громадной полумиллионной армией Наполеона. Тоже ведь силы были не равны, Наполеон в два раза превосходил вооруженные силы России.

http://pravoslavie.ru/guest/smirnov.htm

Происхождение Екатерины Ивановны Мерлини (1793-1858) нам точно не известно, но она явно обладала казачьими чертами характера и, возможно, в какой-то мере была казачкой по крови. Немирные горцы часто совершали набеги на российские села и станицы не с целью овладения ими, а для разграбления и захвата пленников, которых можно было затем выгодно сбыть на невольничьих рынках турецко-крымским и персидским рабовладельцам. Поэтому во время вооруженных акций предпочтением для обращения в пленников пользовались молодые женщины и дети. Солдат, казаков и пожилых людей в таких ситуациях чаще убивали. Казачки также оказывались в плену, но из-за строптивого характера с ними было много забот. Нередкими были случаи, когда казачки отбивались от своих похитителей или бежали из плена. Известен случай с 16-летней лабинской казачкой Анной Сердюковой, которую пытались захватить в плен в 40-е годы XIX века. Юная героиня, воспользовавшись кинжалом, шашкой и пистолетом похитителей, убила их и вернулась с трофеями в станицу. Анна была награждена лично кавказским наместником М.С. Воронцовым золотым браслетом, была представлена к золотой медали за храбрость на георгиевской ленте и получила пожизненный пансион в 50 рублей серебром в год. Аналогичные происшествия имели местно и в других станицах Кубани и Терека. Впервые официально разрешенное привлечение женщин на службу в боевых условия в российской армии было связано с Крымской войной 1853-1856 годов, когда стали действовать подразделения сестер милосердия. Тогда официально служило около 150 женщин, среди которых были и представительницы Дона, Кубани и Терека. Во второй половине XIXb. учащались случаи, когда казачки открыто обращались к атаманам с тем, чтобы те согласовали их призыв на военную службу. А еще раньше стали появляться смелые бойцы казачьих частей – переодетые в казаков женщины. Пример героини Отечественной войны 1812 года кавалерист-девицы Надежды Дуровой, служившей сначала в казачьем полку, был редким, но не единственным. Пример сестры милосердия Даши Севастопольской воодушевлял все больше женщин на подобные подвиги во время русско-японской войны 1904-1905 гг., в которой, как известно, участие казаков Терека и Кубани было существенным и очень заметным.

http://pravoslavie.ru/71115.html

Эти пункты мы комментировать в данном случае не будем. Тут комментарии просто излишни (а с " Полем Валери " , " греческой античностью " и " итальянским Ренессансом " трудно при ограниченном объёме что-либо объяснить такому даже широкообразованному " специалисту " ). Завершает же " радикальный ревизор " настоящим приговором: " не жизнь должна приспосабливаться к славянофильству, а славянофильство к жизни " . На этот призыв к приспособленчеству следует заметить, что славянофилы этим недугом не страдали. " Жизнь " тоже к этому не стремилась. А вот приспосабливать " славянофильство к жизни " , охотники, как видим, не перевелись. Одну из главных причин такой " охоты " , объяснил ещё профессор Киевской духовной Академии В.З.Завитневич, слова которого мы взяли в качестве эпиграфа к первой статье. К великому сожалению, и в начале XXI столетия славянофильское наследие как неотъемлемая часть русского православного самосознания не только не исследовано, но просто не прочитано и даже не читано. Исходя из вышесказанного, мы решили опубликовать очерк воззрений А.С.Хомякова на русскую историю. Люди, близко знавшие А.С.Хомякова, не раз свидетельствовали о том, что он был превосходным рассказчиком, собеседником. Спустя более полтора столетий, разбирая его сочинения, мы можем убедиться, что и слово письменное у него было замечательное. Оно почти не терпит косвенного пересказа, требуя прямой речи. Именно поэтому в нашей работе дается максимальная возможность подробно высказаться самому мыслителю (о котором так писал архиепископ Нафанаил (Львов): " ...человек с чистой душой и высоким разумом, сумевший глубже, чем кто-либо иной, проникнуть в тайны судеб России " с. 104]). 2. Краткая характеристика российского общественного сознания в александровское время. А.С.Хомяков (1804-1830-е гг.). В историографии почти общепринятой является констатация об особенном влиянии на формирование будущего славянофильского направления двух событий - общественного подъёма, связанного с Отечественной войной 1812 г., и движения декабристов. Не отрицая этого влияния, следует учитывать более сложную атмосферу первой четверти XIX в.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/29/...

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь… В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». Небесный покров

http://pravmir.ru/yavlenie-ikonyi-presvy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010