В поездке Его Святейшество сопровождали митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии. В аэропорту Кишинева делегацию Русской Православной Церкви встречали президент Республики Молдова В.Н. Воронин, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Председатель Парламента М.И. Лупу, премьер-министр В.П. Тарлев, другие представители государственной власти, архиереи, благочинные митрополии, священнослужители г. Кишинева и многочисленные православные верующие. Прибытие и встреча Предстоятеля Русской Церкви в аэропорту транслировались в прямом эфире по молдавскому телевидению. В день прибытия в Молдову Предстоятель Русской Церкви совершил краткий молебен в кафедральном соборе Кишинева. Затем в Президентском дворце состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с Президентом Молдовы В.Н. Ворониным, на которой Предстоятелю Русской Церкви вручена высшая государственная награда — «Орден Республики». Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Свято-Успенском Каприановском мужском монастыре близ Кишинева совершил всенощное бдение и чин наречения архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Его Святейшеству сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Одесский и Измаильский Агафангел, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тернополъский и Кременецкий Сергий, Вышгородский Павел, епископы Тирасполъский и Дубоссарский Юстиниан, Кагулъский и Комратский Анатолий, Единецкий и Бричанский Доримедонт, Дмитровский Александр. По окончании Всенощного бдения Его Святейшество совершил литию у могилы экзарха Молдо-Влахийского митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бонулеску-Бодони).

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

В самом деле, первые годы после рукоположения молодой иеромонах служил в храмах Ярославской епархии, в 22 года (в январе 1952 года) став секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, а также клириком кафедрального собора Ярославля. Не прошло и трех лет, как отец Никодим стал настоятелем этого собора. Параллельно со служением он учился. Разумеется, обучение могло быть только заочным. Но это никак не помешало отцу Никодиму за пять лет пройти полный курс Ленинградских духовных семинарии и академии: осенью 1955 года он их окончил по первому разряду. Четыре года спустя за курсовое сочинение «История Русской духовной миссии в Иерусалиме» Совет академии присвоил о. Никодиму ученую степень кандидата богословия. К тому времени отец Никодим стал серьезной церковно-политической фигурой. В феврале 1956 года его отправили на служение в Иерусалим (в ту самую миссию, историю которой он через несколько лет напишет и представит к защите в ЛДА). В августе его назначили заместителем начальника миссии, весной 1957 года возвели в сан игумена, а в сентябре того же года поставили во главе миссии. Возведение в сан архимандрита также не заставило себя долго ждать. Есть ли какое-либо объяснение столь стремительному взлету? Есть. На мой взгляд, это — исключительные дарования отца Никодима, его способности полемиста и дипломата, православного священнослужителя и блестящего знатока церковных традиций, человека, не боявшегося своего времени — времени борьбы с «религиозными пережитками», но при этом не желавшего идти на открытую конфронтацию с официальными властями. Удивительное сочетание многих достоинств пастыря и политика, умевшего находить разумные компромиссы и шедшего на них. Глава ОВЦС Блестяще зарекомендовавший себя в Иерусалиме, в марте 1959 года молодой архимандрит был переведен в Москву — заведующим Канцелярией Московской Патриархии. А уже в июне становится заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. В новых условиях, когда старый председатель ОВЦС мит­рополит Николай (Ярушевич) вошел в прямое столкновение с Советом по делам Русской Православной Церкви, выступив против начавшегося в СССР гонения на религию, и попытался противостоять государственной антирелигиозной политике, коммунистическая власть была заинтересована в церковном иерархе, который отказался бы от открытого осуждения действий ЦК КПСС и советского правительства. Тогда и была выбрана кандидатура архимандрита Никодима (Ротова).

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

В этот день я хотел бы обратить особые слова благодарности и приветствия к Вам, Ваше Высокопреосвященство. Вы бОльшую часть своей жизни отдали Господу, посвятили Ему себя и служили верой и правдой везде, куда Господь направлял Вас — и в духовных школах, и трудясь в Русской духовной миссии в Иерусалиме, и неся в труднейшее время труднейшее послушание председателя Отдела внешних церковных сношений, и как правящий архиерей в Тульской епархии, и уже не одно десятилетие здесь, в Московской епархии, являясь наместником Патриарха и от имени Патриарха осуществляя служение епархиального архиерея в этой крупнейшей епархии Русской Православной Церкви. Я хотел бы поблагодарить Вас за вновь открытые храмы и монастыри, за построенные новые храмы, за воссозданные святыни, но более всего — за организацию церковной жизни. Московская епархия — одна из самых образцовых в нашей Церкви. Здесь совершается многополезное служение и в области образования, что так важно сегодня, и в социальном служении, и в работе с молодежью, и везде, где нам сегодня необходимо особенно крепко трудиться, чтобы народ стал православным не только по крещению и не только в соответствии с социологическими опросами, но и по образу мыслей и по образу жизни. Хотелось бы также поблагодарить Вас за многолетнее служение в качестве постоянного члена Священного Синода. И ныне Вы являетесь одним из самых близких мне сослужителей и сотрудников и разделяете вместе со мной, через работу в Синоде, попечение о всей Русской Православной Церкви. Принимая во внимание Ваши большие заслуги пред всей нашей Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения, полагаю справедливым удостоить Вас высшей иерархической награды — права служения в преднесении креста в пределах Московской областной епархии. Аксиос! Я хотел бы также преподнести Вам святой крест и две панагии с моей памятной надписью, дабы, возлагая на себя эти символы высшего иерархического достоинства, Вы вспоминали меня в своих святых молитвах и помнили о том, что Патриарх как Предстоятель Церкви нуждается и в молитвах, и в поддержке, и в соработничестве.

http://patriarchia.ru/db/text/1295160.ht...

В этот же день делегация посетила Зачатьевский ставропигиальный монастырь , где встретились с игуменией Иулианией (Каледой) и сестрами. В честь прибытия гостей из Египта был дан торжественный прием, по окончании которого состоялась беседа настоятельницы с членами коптской делегации, со многими из которых матушка Иулиания познакомилась в прошлом году, когда посетила Египет в составе делегации игуменов и игумений Московского Патриархата. Столь же тепло и гостеприимно встретила представителей коптского монашества Марфо-Мариинская обитель милосердия , настоятельница которой игумения Елисавета (Позднякова) также принимала участие в поездке русской делегации по древним обителям Египта. 14 сентября гости из Коптской Церкви посетили Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь  г. Москвы, в котором состоялась их встреча с Патриаршим наместником Московской епархии митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием . Его Высокопреосвященство сердечно приветствовал гостей от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви, подчеркнув, что для него большая радость лично принимать представителей древней монашеской традиции Египта. «Еще несколько десятилетий назад, являясь начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, я имел возможность общаться с вашими собратьями из коптских общин в странах Ближнего Востока. Позднее, неся ответственное послушание председателя Отдела внешних церковных сношений , я неоднократно встречался с приснопамятным Патриархом Коптским Шенудой III, вашим духовенством и верующими в разных концах земного шара. Доводилось мне посещать и древние обители Нитрийской пустыни. Предстоятель и высокие иерархи вашей Церкви также не раз посещали Русскую землю, в том числе в последние несколько лет, и мы искренне надеемся, что это братское соработничество будет успешно продолжаться. Мы имеем взаимное желание его развивать. Коптская Церковь — хранительница древних традиций христианского благочестия, которые никогда не прерывались. Церковь Русская, как вы знаете, в прошлом столетии испила горькую чашу страданий, но сегодня, по милости Божией, она не только вновь деятельно служит своему народу, но и возрождается в былом могуществе», — сказал, в частности, в своем слове владыка Ювеналий.

http://patriarchia.ru/db/text/5500283.ht...

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. застала Николая Дмитриевича в Ленинграде. Он пережил блокаду Ленинграда. В 1941 году, во время одной из вражеских бомбардировок города, он был сильно контужен. С 1942 по 1946 г., он управлял церковным хором в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. В 1946 году возрождены были Ленинградские духовные школы и Николай Дмитриевич Успенский , определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, был утвержден доцентом Ленинградской духовной академии по кафедре литургики с возложением на него и обязанностей преподавателя того же предмета, и Устава в Ленинградской духовной семинарии. 12 июня 1947 года Аттестационная комиссия Учебного комитета при Священном Синоде удостоила Николая Дмитриевича, как имеющего две ученых степени, звания профессора. 22 июня 1949 года Ученый совет Ленинградской духовной академии, на основании публичной защиты представленной Николаем Дмитриевичем диссертации «Чин всенощного бдения в греческой и Русской Церкви», удостоил его ученой степени магистра богословия. 10 апреля 1957 года, Ученый совет Московской духовной академии за труд «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» присвоил ему высшую ученую степень доктора Церковной истории. В эти же годы, Николай Дмитриевич начинает активно участвовать в издательской деятельности Московского Патриархата: с 1945 года, он сотрудничает в редакции «Журнала Московской Патриархии», как автор многих статей и научный редактор различных церковно-богослужебных изданий, с 1959 года – в богословском сборнике «Богословские труды», членом редакционной коллегии которого он состоит. Так, уже в 1-м выпуске «Богословских трудов» (М., 1960) была опубликована его статья «Православная вечерня», отобразившая итоги его многолетней научной работы в области изучения истории православного вечернего богослужения. В выпусках опубликованы также его доклады на богословских собеседованиях «Арнольдсхайн». Всегда до предела загруженный научно-преподавательской работой в духовной школе, живо участвующий в ее жизни, Николай Дмитриевич выполняет, кроме того, по поручению Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, научную разработку различных богословских и в частности, литургических материалов для экуменических диалогов и контактов, в которых сам также участвует, выступая на них с докладами на темы дискуссий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Верный идеям " нового " курса, искренне считавший, что это можно и нужно делать, Г.Г. Карпов вновь поднял вопрос о возможности созыва Всеправославного Собора. Он услышал в ответ, что право на созыв принадлежит Вселенскому патриарху, " первому среди равных " . Это председатель Совета знал хорошо. И все же в конце беседы Г. Карпов попросил патриарха и митрополита Николая рассмотреть вопрос о возможности созыва конференции или совещания Православных Церквей в 1960–1961 годах, при этом он подчеркнул, что место проведения может быть и вне СССР. 19 мая в журнале " Темпо " за подписью неизвестного в СССР журналиста Ламберто Фурно была опубликована статья " Примут ли русские участие во Вселенском соборе? " . Клеветническая статья сообщала миру о том, что русские примут участие в работе собора, что договоренности по этому вопросу уже есть. Автору трудно было смириться с ростом авторитета Русской Церкви, с ее противостоянием давлению Ватикана в послевоенные годы. Жажда взять верх была видна в каждой строке: " Восточные раскольники переживают в настоящее время самый серьезный кризис в своей истории, и, таким образом, призыв папы к единству пришел в тот весьма благоприятный психологический момент, когда доктрина " Москва – Третий Рим " зашла в тупик " . По мнению автора, " сближаться " отказывается только православная иерархия, верующие же этого желают. Подтверждением такого тезиса стала очередная ложь: " В последние дни пришло сообщение о враждебной настроенности Сербского патриарха Германа, который угрожает суровыми репрессиями верующим и духовенству, благоприятно относящимся к процессу сближения " . Реакция Московского Патриархата на статью была быстрой и жесткой. Опровержение подготовил митрополит Николай (Ярушевич). Председатель Отдела внешних церковных сношений назвал статью бредом и подчеркнул, что Русская Церковь рассматривает собор как католический, и ни в одном из подобных, созываемых папами с 1054 года, Русская Православная Церковь не принимала и не предполагает принимать участие.

http://religare.ru/2_98591_1_21.html

Власть понимала значение этого движения, но, как покажет история, старалась использовать его в пропагандистских целях. Участие Церкви в этом движении отодвинуло во времени очередную " атеистическую войну " , которая могла начаться после " Саратовской купели " : именно под таким названием 19 февраля в газете " Правда " был напечатан фельетон, посвященный массовому купанию на праздник Богоявления в Саратове. В официальной записке Г. Маленкову министр госбезопасности СССР В. Абакумов писал: " ...в молебне " водосвятия " на Волге участвовало 30 тыс. жителей, и свыше 500 из них купались в проруби " . Его предложения сводились к наказанию виновных, что и было сделано. Наказали представителей саратовских органов власти, в газетах появились статьи воинствующего характера, готовился очередной проект постановления ЦК " О мерах по усилению научно-атеистических взглядов " . Но ужесточение курса не состоялось. В апреле движение сторонников за мир получило свое оформление на конгрессе в Париже, который положил начало работе Всемирного Совета Мира. Московский Патриархат представлял председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Николай (Ярушевич). Его яркое выступление произвело впечатление на многих участников. Были в его речи и такие слова: " Православная Церковь Христова искони живет и воодушевляется в своей деятельности великими началами мира на земле и взаимной братской любви среди людей и народов, но она же благословляет защиту Отечества, считая эту защиту своим долгом и высшим подвигом для каждого христианина " . Говоря об участии Русской Церкви во Всемирном движении сторонников мира, он подчеркнул: " Русская Православная Церковь от всей души присоединяет свой голос к этой демонстрации воли к миру и молится об успехе настоящего нашего начинания... Она благословляет честных людей всего мира, которые хотят, чтобы человек для человека был братом, а не зверем, благословляет всех, кто жаждет правды, человечности и мира, кто ведет действительную борьбу за мир, национальную независимость и честное сотрудничество между народами.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

Вновь открытым приходам катастрофически не хватало священнослужителей. Владыка Кирилл направил в Калининградскую область несколько лучших священников из Смоленска: игумена Аркадия (Недосекова), протоиерея Иосифа Ильницкого, протоиерея Петра Бербенчука и иных. В командировку в Калининград были временно направлены даже некоторые сотрудники Отдела внешних церковных сношений, например, игумен Нестор (Жиляев). Но и эта мера не решала проблему. Надо было срочно готовить новых священнослужителей из числа местных жителей. Кузницей кадров духовенства для Калининградской области стало созданное в Смоленске владыкой Кириллом духовное училище, куда были направлены учиться многие кандидаты в священнослужители из Калининграда. Духовная связь со всей Россией Калининградцы убеждены, что в наиболее тяжелом состоянии после распада Советского Союза пребывала именно их область. Оторванность от других регионов России и серьезнейший спад экономики из-за резкого снижения военного производства, рыбной отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства привели к большой безработице, резкому ухудшению жизненного уровня людей. Многие были в отчаянии, не верили, что новая власть справится с ситуацией. Неоценимую роль в сплочении людей на основе веры и убежденности, что только трудом можно преодолеть эти тяжелые времена, сыграл тогда митрополит Кирилл. В сложный для региона момент, когда возникли разговоры о возможном его отделении, он не раз подчеркивал, что Калининградская земля — неотъемлемая часть России, связанная с ней исторически и духовно. Владыка считал, что в Калининграде просто необходим кафедральный собор «Христа Спасителя», который поставит все точки над «i» в вопросе о принадлежности этой земли, обильно политой кровью советских солдат. Городские власти долгое время не согласовывали строительство, затягивая под разными предлогами выделение земельного участка. В 1992 году все-таки начался сбор пожертвований. Гарий Чмыхов, член Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, рассказывает, что в то нищенское время мало кто верил в эту идею и в то, что найдутся средства на возведение собора: «Митрополит настаивал на выделении места под его строительство в центре города напротив памятника Ленину. Руководство города, многие ветераны не поддерживали эту идею, выступали против и коммунисты, позиции которых были тогда сильны в области. Казалось, что проект нельзя осуществить».

http://patriarchia.ru/db/text/4685230.ht...

Восстановление духовно-учебных заведений началось раньше – непосредственно после Поместного Церковного Собора РПЦ 1943 года, когда Святейшим Патриархом Сергием было поручено тогдашнему архиепископу Саратовскому и Сталинградскому Григорию составить проект «Положения о духовно-учебных заведениях». Проект был представлен в 1 октября того же 1943 года, утвержден Святейшим Патриархом Сергием и Священным Синодом. Проект без преткновений был утвержден Советом по делам Русской Православной Церкви, поскольку он был тождествен уже утвержденному ВЦИК в 1929 г. (и неосуществленному тогда) проекту прот.Н.Чукова и профессоров б.Высших Богословских курсов (1925–1928 гг.) о Богословском институте всесоюзного значения . 14 июня 1944 года в Москве был открыт Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы. Постановлением СНК СССР 511-147/с от 22 марта 1945 г. Московской Патриархии разрешалось открыть Богословско-пастырские курсы в Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе . В ноябре 1945 г. открылись Богословско-пастырские курсы в Ленинграде и постепенно еще в нескольких епархиях. 2 апреля 1946 г. года в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви 1945 г.» на заседании Св. Синода постановили организовать отделы при Синоде. 3 апреля 1946 года митрополит Григорий составил «Положение» об Учебном Комитете, и 4 апреля на заседании Св. Синода были утверждены «Положения» – Отдела внешних церковных сношений, Учебного Комитета и Миссионерского Совета. На заседании 5 апреля были утверждены составы отделов в составе архиерея, двух членов и секретаря. В состав Учебного комитета 5 апреля 1946 г. вошли : председатель – митрополит Григорий, члены – проректор Московского Богословского института магистр богословия проф. С.В. Савинский, прот. Казанский [iv] и секретарь Л.Н. Парийский [v] . В ноябре 1947 г. (до 12 (15) августа 1949 г.) на должность заместителя председателя Учебного Комитета был назначен ректор МДА епископ Гермоген [vi] . 13 (15) августа 1949 г. на должность заместителя председателя Учебного Комитета был назначен и.о. ректора МДА прот.А.П. Смирнов [vii] (†19 сентября 1950 г.).

http://bogoslov.ru/article/4888315

Вскоре я подал прошение о допуске к вступительным экзаменам в семинарию. Митрополит проявил особый интерес к абитуриенту с высшим техническим образованием и, несмотря на свою загруженность, присутствовал на устном экзамене. Члены комиссии погоняли меня по семинарской программе, после чего владыка решил: зачислить прямо на первый курс академии. Позднее я вошел в число иподиаконов митрополита и тем самым в его близкое окружение. Митрополитами не рождаются Впервые патриаршию резиденцию в Чистом переулке митрополит Никодим посетил, еще будучи архимандритом. В 1959 году перед встречей с Патриархом Алексием I (Симанским)Никодиму был дан ценный совет. Один из служащих, входивший в окружение Патриарха, сказал будущему епископу: " Святейший не любит, когда при обсуждении каких-либо вопросов беспрестанно повторяют: как скажете! как благословите! Надо отвечать по-деловому: " Я считаю, что следовало бы поступить так-то и так-то " . Совет был с благодарностью принят, тем более что именно эта линия поведения вполне была присуща деятельной и самостоятельной натуре владыки. Лучшим периодом своей жизни Никодим считал годы служения на приходах Ярославской епархии (1949-1952) и особенно в Угличе. Именно отсюда началась его стремительная церковная карьера. Вновь побывать в этом древнем городе ему удалось лишь за несколько лет до кончины – во время путешествия на теплоходе по Волге. В Угличе судно стояло несколько часов, и владыка совершил богослужение в приходской церкви. Глядя на старушек-прихожанок, он узнавал некоторых из них и даже вспоминал, что они, как и прежде, стоят в храме на своих привычных местах. В конце службы одна из них, подслеповато щурясь, сказала митрополиту: " Отец Никодим, что-то тебя давно не видно! " Серебряный Бор – " Трехсвятительское подворье " Резиденция председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС) располагалась на окраине Москвы, в Серебряном Бору, и была выстроена как загородный дом. Вокруг нее были дачи послов иностранных государств, аккредитованных в Москве. В 1970-х гг. там жил не только митрополит Никодим, но и два его заместителя по отделу, архиепископ Ювеналий (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) и епископ Хризостом (ныне митрополит Виленский и Литовский).

http://religare.ru/2_11994_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010