Справка: Архиепископ Каширский Марк, Управляющий Патриаршими приходами в Канаде, в рапорте от 27 сентября сего года сообщил о состоявшемся 26 сентября 1999 года приходском собрании прихода храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада), на котором обсуждался и был поставлен на голосование вопрос о присоединении данного прихода к Матери-Церкви. Все участники собрания (83 человека из 100 приписанных к приходу) поддержали предложение настоятеля прихода протоиерея Димитрия Севера и Приходского совета о воссоединении прихода Покровского храма-памятника с Матерью-Церковью, о чем и было направлено обращение настоятеля храма и Приходского совета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять приход храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада) в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 2. Настоятелем храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада) назначить протоиерея Димитрия Севера. 3. Архиепископу Каширскому Марку, Управляющему Патриаршими приходами Московского Патриархата в Канаде, осуществлять архипастырское попечение о вновь принятой общине Покровского храма-памятника в городе Оттава (Канада). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Игумена Серафима (Мелконяна), члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в связи с окончанием срока командировки освободить от должности духовника Горненского женского монастыря в Иерусалиме и направить в распоряжение Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 2. Протоиерея Виктора Мнояна, заштатного клирика Владимирской епархии, направить в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме для прохождения пастырского служения в Горненском женском монастыре. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о назначении настоятеля в храм святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро Аргентинской и Южноамериканской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951222...

18 июня 1971 г. за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви (30 мая — 2 июня 1971 г.) Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа. 27 апреля 1972 г. Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана митрополита. 30 мая 1972 г. решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода. 16 апреля 1976 г. в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений Святейшим Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий. 11 июня 1977 г. назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода. 2 декабря 1977 г. назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси. 23 декабря 1980 г. назначен заместителем председателя Юбилейной комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси. 14 апреля 1981 г., согласно поданному прошению, освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений. С 1993 г. — сопредседатель Оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры. В 1993-98 гг. — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков императора Николая II и членов его семьи. В 1995-98 гг. — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в г. Москве. С 11 апреля 1989 г. по 22 марта 2011 г. — председатель Синодальной комиссии по канонизации святых ; освобожден от этой должности решением Священного Синода согласно поданному прошению. С  12 марта 2013 г.  по 17 июня 2021 г. — председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской . Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. ( журнал 4 ) определено быть епархиальным архиереем новообразованной Коломенской епархии Московской митрополии . Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Синод усвоил права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197797...

Начало его архипастырского служения и трудов на посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата пришлось на очередную волну гонений, которые остались в истории как «хрущевские». Как все помнят, именно Н.С. Хрущев во время своего пребывания на посту главы государства пообещал, что к 80-му году покажет по телевизору «последнего попа». Под нажимом государственной власти прежний руководитель Отдела внешних сношений митрополит Николай (Ярушевич) был смещен с поста. По воспоминаниям протопресвитера Виталия Борового, это произошло после того, как 16 февраля 1960 года на Конференции советской общественности за разоружение Святейший Патриарх Алексий I произнес речь об исторических заслугах Церкви за тысячелетнюю историю русского народа и ясно заявил о происходивших в то время гонениях на Церковь и верующих, окончив речь выражением твердой уверенности, что «врата адовы не одолеют Церковь Христову». «Это вызвало бурю ярости со стороны правительственных и партийных кругов. Автором и вдохновителем этой речи был митрополит Николай./…/Последовали организационные выводы», — пишет отец Виталий. По свидетельству Святейшего Патриарха Кирилла, отношение к молодому, неожиданно появившемуся на церковном небосклоне иерарху колебалось вначале от самого отрицательного до сдержанно-холодного. «Митрополит Никодим представлялся для многих ставленником властей, неожиданным выскочкой, рано занявшим высокий пост председателя Отдела внешних церковных сношений, сменив на нем ушедшего в отставку, а точнее, смещенного властями яркого, прекрасно образованного, замечательного оратора митрополита Николая (Ярушевича)», — рассказывает о той ситуации Его Святейшество. Однако уже первые его шаги свидетельствовали о нем как о самоотверженном архипастыре, мудром и деятельном иерархе. И все-таки в полной мере его труды, служение, противостояние попыткам власти уничтожить Церковь были видны по большей части только его соработникам и ученикам, но оставались сокрыты от глаз многих. «Несомненно, личность митрополита Никодима вызывала и будет вызывать разночтения, ибо он действовал и жил в архисложной обстановке. С одной стороны — пресс антицерковного давления, а с другой — христианская совесть и ответственность и пред Богом, и пред людьми заставляли подчас действовать, с точки зрения обывателя, рассудку вопреки», — подчеркивает в своих воспоминаниях приснопамятный митрополит Николай (Кутепов). Сам же владыка не стремился к сиюминутной популярности: «В узком кругу собратьев, когда до митрополита Никодима доходила критика от «внутренних» и «внешних», он спокойно и со свойственным ему благодушием вспоминал слова прославленного русского полководца: «Мне нужно воевать, а потом пусть рассудит меня история»», — делится воспоминаниями митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262976...

По словам Патриарха Кирилла, в то время Отдел внешних церковных сношений «был на самой передовой линии борьбы за существование нашей Церкви». В недрах этого учреждения велась мудрая и последовательная работа, чтобы приостановить гонения, сделать их неэффективными, убедить власти «прекратить порочную практику дискриминации верующих людей». «Это было единственное учреждение в нашей Церкви, которое на стыке церковно-государственных отношений защищало нашу Православную Церковь», — подчеркнул Святейший Владыка. Предстоятель Русской Православной Церкви также отметил, что без малого 20 лет сам возглавлял Отдел внешних церковных связей. Это было время смены государственного строя, время, когда разрушалась экономика. И руководство Отдела, с одной стороны, прилагало все силы, чтобы в очень трудных экономических условиях сохранить учреждение, а с другой — сделать его дееспособным и нацеленным на решение тех задач, которые возникали у Церкви. «Церковь изнутри пыталась воздействовать на народ с тем, чтобы сохранился его дух, вера православная, любовь к Отечеству», — свидетельствовал Патриарх Кирилл. Его Святейшество особо подчеркнул, что к числу важнейших задач, которые сегодня стоят перед Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, относится «работа по преодолению расколов во Вселенском Православии, которые порождены незаконным, антиканоническим и безумным вторжением Константинопольского Патриарха на Украину». «Надеюсь, что Преосвященный митрополит Иларион, владыка Леонид, отец Николай, отец Филарет и весь коллектив Отдела внешних церковных связей будут делать все для того, чтобы был преодолен раскол в Православной Церкви. И чтобы мы в этом соборе вместе с главами Поместных Православных Церквей однажды смогли бы отслужить Божественную евхаристию и причаститься от одной чаши. Верим, что когда-нибудь это произойдет. Но для того, чтобы это произошло как можно скорее, как мы говорим, во благовремении, нужно всем вместе молиться. Вся Церковь должна молиться за преодоление разделений, а трудиться на этом поприще должны те учиненные братья и сестры, которые работают в Отделе внешних церковных связей», — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви и призвал на руководство и сотрудников Отдела Божие благословение.

http://radonezh.ru/2021/09/28/svyateyshi...

Справка: С 5 по 14 декабря с.г. Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Кирилл посетил Аргентинскую и Южноамериканскую епархию, где принял участие в праздновании 50-летия возведения кафедрального Благовещенского собора в Буэнос-Айресе. На праздничном богослужении в Благовещенском соборе 7 декабря с.г. митрополит Кирилл вручил награды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси активным прихожанам собора. В качестве гостей на празднике присутствовали представители различных христианских конфессий, мэрии г. Буэнос-Айреса, государственных органов, общественных организаций. Митрополит Кирилл посетил также храмы во имя Всех Святых в земле Российской просиявших в Ля Нусе и Иова Почаевского в Сан-Мартине, а также приходы Аргентинской и Южноамериканской епархии в Бразилии и обсудил с преосвященным архиепископом Платоном проблемы жизни и деятельности приходов Московского Патриархата в Южной Америке. Во время визита митрополит Кирилл имел встречу с Президентом Аргентины д-ром Карлосом Саулом Менемом, в ходе которой была выражена благодарность от имени Русской Православной Церкви за положение православных — выходцев из России. Митрополит Кирилл имел также встречи с кардиналом д-ром Антонио Карросино, примасом Аргентины, архиепископом Буэнос-Айреса, г-ном Анжелом М.Сэнтэно, генеральным секретарем по делам культов министерства иностранных дел, внешней торговли и культов Аргентины, г-ном Хосе Камило Кардосо, начальником отдела регистрации религиозных некатолических организаций, послом Российской Федерации в Аргентине В.Л.Труденевым. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшемся с 4 по 6 декабря сего года в Константинопольской Патриархии в Фанаре (Стамбул, Турция) очередном заседании Межправославной комиссии по богословскому диалогу с Римско-Католической Церковью. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Констатировать наличие единой позиции среди Поместных Православных Церквей, считающих необходимым продолжить диалог с Римско-Католической Церковью, ограничив его рассмотрением проблем, связанных с унией и прозелитизмом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971849...

В ноябре 1976 года (по другим данным - в сентябре 1977 года) был назначен заместителем патриаршего экзарха Западной Европы (был освобожден от этой должности 12 октября 1978 года). 2 сентября 1977 года отец Кирилл был возведен в сан архиепископа, а в октябре 1978 года стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Кроме того, ему было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии (1978). Иерарх также был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (1979). В 1983 году архиепископ Кирилл начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии. 26 декабря1984 года он был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским, в сентябре 1986 года стал управляющим приходами Калининградской области. В 1988 году стал архиепископом Смоленским и Калининградским. 14 ноября 1989 года решением Священного Синода РПЦ назначен председателем Отдела внешних сношений Московского патриархата и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Как председатель отдела отец Кирилл участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). С 1990 года Кирилл был управляющим Патриаршими приходами в Финляндии. 25 февраля 1991 года Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита. В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного Русского Народного Собора, был сопредседателем, с 1995 года - заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). С 2002 года митрополит Кирилл является сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров. Он входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы. Митрополит Кирилл является автором более шестисот публикаций и докладов и ряда книг, является почетным членом ряда российских и иностранных академий: с 1997 года – действительный член Академии российской словесности, с 2002 года - действительный член Академии социальных и гуманитарных наук.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Скандальность этой ситуации в предельной форме обозначила непримиримое противоречие в оценке личности и деяний наиболее харизматичного, деятельного, эффективного и системно мыслящего иерарха наших дней. По одну сторону оказались Церковь, государство и общество современной России, по другую – воинствующий московский комсомолец Бычков. И совершенно очевидно, на чьей стороне здесь правда, до поры до времени остающаяся, к прискорбию, вне поля зрения руководства газеты, предоставляющей свои страницы для публикации нескончаемой и одиозной бычковианы. Собственно, на этом можно было бы поставить точку, если бы С.Бычков, глумливо пообещавший " внести свою лепту в славное празднование " 60-летия Владыки Кирилла, не повторил на страницах своего неразборчивого издания старые и давно опровергнутые ложные обвинения, добавив к ним новое вранье. Стремясь создать видимость объективности, С.Бычков начинает свою статью цитатой из поздравительного адреса сотрудников Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направленного Владыке Кириллу: " ...Поскольку Отдел внешних церковных сношений был в нашей Церкви единственной центральной общецерковной структурой, обладавшей достаточно большим и квалифицированным аппаратом, Вы, по благословению Святейшего Патриарха, приступили силами Отдела к созданию церковно-социальных программ. Существующие ныне при Священном Синоде Отделы по религиозному образованию и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерский отдел берут свои истоки в Отделе внешних церковных сношений, и это, бесспорно, Ваша заслуга перед Церковью " . Все вышесказанное, как говорится, не комплимент, а констатация факта. Вот только приведенный текст был написан ровно десять лет назад – к предыдущему, 50-летнему юбилею Владыки Кирилла. Почему же С.Бычков заставляет свою газету баловать читателя новостями десятилетней давности? Возможно, ему не под силу заставить себя цитировать нынешние поздравительные послания митрополиту Кириллу, поступившие от высшего политического руководства государства, от ведущих представителей общественных сил страны, а также от заслуженных и уважаемых соотечественников, составляющих славу нынешней России. Ведь дань высокого признания, воздаваемая ими созидательным трудам Владыки Кирилла и в его лице – Русской Церкви, согласитесь, неважно сочеталась бы с задушевной бычковской идеей о " митрополите-разрушителе " .

http://religare.ru/2_35501.html

В праздник Пятидесятницы 1997 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме был возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Указом патриарха от 26 января 2000 г. назначен настоятелем московского храма Святой Троицы в Хорошеве. 3 мая 2000 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС, возведен в сан архимандрита. 14 января 2004 г. рукоположен в сан епископа Патриархом Алексием и собором архиереев. 12 февраля 2009 г. назначен исполняющим обязанности председателя Отдела внешних церковных связей. 31 марта 2009 г. решением Священного Синода назначен секретарём секретариата Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа. В современном мире, где христианство распространено достаточно широко, все еще есть нужда миссионерской деятельности Церкви. Обусловлено это тем, что так называемый христианский мир нуждается в повторной христианизации. О направлениях миссии за рубежом и об особенностях ее осуществления говорится в выступлении архиепископа Егорьевского Марка на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.  О том, что такое паломничество, почему паломничество может быть только православным, чем отличается паломничество от туризма, и об истоках этой православной традиции на Руси читателям поведает статья епископа Егорьевского Марка (Головкова). О том, чем паломничество отличается от туризма, а также об истории традиции поклонения христианским святыням – статья Преосвященного Марка, епископа Егорьевского. Проблемным вопросам соблюдения постов, телесной нечистоты, особенностей молитвенного правила и другим аспектам духовной жизни во время совершения паломничества посвящена статья Епископа Егорьевского Марка (Головкова). СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил епископу Егорьевскому Маркувременно исполнять обязанности председателя Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата.

http://bogoslov.ru/person/395291

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры – архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений. В 1967–1970 гг. – поручается окормление приходов Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной Духовной Миссии в Японии. С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио. С 1968 года – принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви. С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря. 20 марта 1969 года назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений. 10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением Экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата. 18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая – 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

http://bogoslov.ru/person/254779

В январе 1952 года иеромонах Никодим был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского. Через некоторое время ему определено было быть ключарем собора, а в декабре 1954 года он становится исполняющим обязанности настоятеля собора. Повседневные пастырские труды иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он заканчивает заочное обучение в Ленинградской Духовной Семинарии, а в 1955 году - также заочно - полный четырехлетний курс Академии по первому разряду. В 1959 году за представленное им курсовое сочинение на тему " История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме " Советом Ленинградской Духовной Академии ему присуждена ученая степень кандидата богословия. 20 февраля 1956 года иеромонах Никодим был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где вскоре стал заместителем начальника, а 25 сентября 1957 года - начальником Миссии. 31 марта 1957 года он возведен в сан игумена, а 3 ноября того же года - в сан архимандрита. С периода служения в Миссии начинается интенсивная внешнецерковная деятельность Владыки Никодима. 20 октября 1958 года начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никодим был освобожден от занимаемой должности в связи с назначением его в Управление делами Московской Патриархии. По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен Заведующим Канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня того же года одновременно и Заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений. 21 июня 1960 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод определили ему быть епископом Подольским и Председателем Отдела внешних церковных сношений. 9 июля 1960 года в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение архимандрита Никодима во епископа Подольского. Чин наречения совершали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Высокопреосвященный митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийская Православная Церковь), Преосвященные епископы - Сергиопольский Василий (Антиохийская Православная Церковь), Дмитровский Пимен и Можайский Стефан. На следующий день в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Алексием в сослужении тех же иерархов он был хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. 28 августа 1960 года Владыка Никодим назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010