5. Приурочить ко времени юбилейного Собора освящение Храма Христа Спасителя в Москве. В заседании Священного Синода 19 июля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о его визите в Союзную Республику Югославию 20 апреля 1999 года во главе делегации Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Считать весьма своевременным и важным визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и сопровождавшей его делегации Русской Православной Церкви в Союзную Республику Югославию, в ходе которого Его Святейшество совместно со Святейшим Патриархом Сербским Павлом совершил в Белграде Божественную литургию в сослужении многих иерархов и клириков и при большом стечении народа, а также имел братские беседы со Святейшим Патриархом Павлом и членами Синода Сербской Православной Церкви, встречался с Президентом СРЮ Слободаном Милошевичем, лидером общины косовских албанцев Ибрагимом Руговой, руководителями римо-католической, мусульманской и иудейской общин Югославии. 2. Подчеркнуть важность братской поддержки, проявленной в ходе означенного визита по отношению к страждущему народу Югославии и к Сербской Православной Церкви. 3. Выразить удовлетворение миротворческим значением визита делегации Русской Православной Церкви со главе со Святейшим Патриархом Алексием II, а также тем, что представленные государственному руководству Югославии и лидеру общины косовских албанцев конкретные предложения по урегулированию конфликта вокруг Косова были положительно восприняты и во многом содействовали успешному продвижению мирного процесса. 4. Благодарить Святейшего Патриарха Сербского Павла и всю Полноту Сербской Православной Церкви за гостеприимство, оказанное Святейшему Патриарху Алексию II и членам делегации Русской Православной Церкви. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении в Косове. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Обратиться к Полноте Русской и Сербской Православных Церквей, косовским албанцам, вождям и воинам международных миротворческих сил, лидерам стран, вовлеченных в разрешение конфликта, и мировой общественности со специальным воззванием в связи с положением в Косове.

http://mospat.ru/archive/86369-opredelen...

 14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.  С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.  С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.  С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.  С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.  25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.  27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.  Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя. Настоящий сборник, составленный из выступлений Святейшего Пат­риарха Кирилла, произнесенных им в разные годы архипастырского служения, поднимает тему веры и неверия в жизни современного человека. Хотим мы того или нет, но наше мировоззрение определяется нашим отношением к Богу.   Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 1 апреля 2016 г. 14:13 У нас много детей, которые не имеют родителей, даже при живых родителях. И как важно, чтобы наш народ с радостью, с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь (Рождественское поздравление Святейшего Патриарха Кирилла. 2013 г.) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 января 2013 г. 01:00 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 января 2013 г. 01:00 В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы информационного агентства «Интерфакс-Религия». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 января 2013 г. 01:00 В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://e-vestnik.ru/persons/patriarh_mos...

В 1971-1974 гг. — представитель Московского Патриархата при  Всемирном Совете Церквей  в Женеве. С 26 декабря 1974 г. по 26 декабря 1984 г. — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии. 14 марта 1976 г. хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский. С 1986 г. — управляющий приходами в Калининградской области. С 1988 г. — архиепископ Смоленский и Калининградский. С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 г. —  Отдел внешних церковных связей ), постоянный член Священного Синода.  25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.   Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был: Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся: Святейший Патриарх Кирилл имеет следующие ученые степени и звания: Приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.). Выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах.  Святейший Патриарх Кирилл — автор следующих книг:  а также 3579 публикаций, включая публикации на официальном сайте Русской Православной Церкви, в отечественной и зарубежной периодике (данные на 1 февраля 2017 г.). Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3), Есть ли будущее у России (часть 4).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244992...

Началу межрелигиозного диалога предшествовала активизация межхристианского сотрудничества в области миротворчества4. В тот период большие надежды возлагались на межрелигиозный и межхристианский диалоги. Эти диалоги начались еще в предреволюционный период, и Поместный Собор 1917-1918 гг. постановил создать специальную комиссию, которая бы занималась межконфессиональными отношениями. По понятным причинам решение Собора не было реализовано, и лишь в 1946 году после ослабления давления советского государства, был создан Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, которому было поручено заниматься этой проблематикой. Основной принцип, которым руководствуются участники межрелигиозного диалога, является невмешательство в вероучительную сферу друг друга. Богословские различия не являются поводом для самоизоляции, отказа от взаимодействия и сотрудничества между представителями разных религий. Это понимали еще наши далекие предшественники. Например, патриарх Константинопольский Николай Мистик писал в Х веке в письме к Багдадскому халифу аль-Муктадиру: " Из-за того, что образом жизни, нравами и предметом поклонения мы разделены, разумеется, не следует быть расположенными враждебно и лишать себя общения " 5. Тем самым византийский патриарх обозначил базовые принципы христианско-мусульманского диалога. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на Архиерейском Соборе 2013 года еще раз сформулировал основной посыл межрелигиозных контактов: " Наши контакты с представителями иных религий – это один из путей свидетельства миру о Христе. Цель межрелигиозного диалога – поиск ответа на вызовы современности, обеспечение мирной жизни и сотрудничества людей разных религий, национальностей и культур. Во время встреч лидеров традиционных религий вырабатываются программы совместного противостояния экстремизму и терроризму, обсуждаются меры повышения роли религиозного мировоззрения в жизни общества " 6. Поскольку нравственные основы традиционных мировых религий имеют много общего, это дает нам возможность сообща противостоять вызовам современности: агрессивному секуляризму, нравственному релятивизму, извращению традиционного понимания института семьи, порокам, экстремизму и терроризму, в том числе и под религиозными лозунгами.

http://religare.ru/2_102331.html

С именем митрополита Никодима связано возрождение благочестивой русской традиции паломничества в Святую Землю и на Афон. «Владыка митрополит был первым представителем Русской Церкви из Советского Союза, кто после революции достиг Святой Горы и поклонился ее святыням, — напоминает митрополит Ювеналий. — Владыка был потрясен тем убогим состоянием, в котором находился тогда Русский Свято-Пантелеимонов монастырь из-за кадрового оскудения. С тех пор Русский Афон был всегда в его заботах и его молитвах». В 1979 году из прежнего состава монашествующих в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь три человека. «Все остальные монашествующие прибыли туда уже из нашей страны благодаря заботам и многим инициативам покойного митрополита Никодима. Можно без преувеличения сказать, что дело спасения Русского Афона для Русской Православной Церкви принадлежит митрополиту Никодиму», — констатирует митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своих воспоминаниях, вошедших в книгу «Человек Церкви». В 1959 году архимандрит Никодим (в этот сан он был возведен по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I митрополитом Назаретским и всей Галилеи Исидором) возвращается в Москву, ему предстояло принять на себя обязанности заведующего канцелярией Московской Патриархии, а также заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений (ныне это Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата). 10 июля 1960 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры он был хиротонисан во епископа и назначен председателем ОВЦС. По должности епископ Никодим также вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии. В добавление к этим послушаниям он был назначен членом Комиссии по межхристианским связям, а чуть позже также возглавил Издательский отдел Московской Патриархии (ныне Издательский совет Московского Патриархата), стал председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». С 1961 года владыка Никодим — Постоянный член Священного Синода. 3 июля 1963 года он назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262976...

В крипте Смоленского храма Патриарший Местоблюститель совершил панихиду у гробницы митрополита Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата († 1961). По завершении богослужения митрополит Кирилл поблагодарил всех, кто хранит память о владыке Николае. Мы должны помнить наших наставников, сказал иерарх: «Если помним наставников, то храним предание, а в предании передаются нам спасительные истины Божии, то, что теперь на современном языке называется ценностями. Подлинные ценности передаются через предания, поэтому все то, что помогает сохранять предание, традицию, имеет спасительное для всех нас значение». В домовом храме во имя святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил полиелей в сослужении наместника обители епископа Сергиево-Посадского Феогноста и монастырской братии в священном сане. 14 декабря Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В этот день отмечается престольный праздник домового храма в честь праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях обители. После чтения воскресного Евангелия о богатом юноше митрополит Кирилл обратился к присутствующим с проповедью, в которой отметил, что «всякое человеческое имущество, всякая человеческая сила есть слабость перед Богом». По завершении Литургии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную литию по почившему Патриарху Алексию. Перед началом литии владыка рассказал, что в день памяти святого праведного Филарета Милостивого священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Алексий II часто совершал здесь богослужения. Митрополит Кирилл подчеркнул, что во времена общих нестроений и потрясений Святейший Патриарх Алексий никогда не поддавался на соблазны и искушения, которым предавались многие, но «твердо, в соответствии с канонами и традициями, вел корабль русского Православия, ограждая его от внутренних потрясений и внешних вражеских наветов». «А потому имя Святейшего Патриарха Алексия навсегда вписано в историю нашей Церкви как имя созидателя и хранителя единства Русского Православия», — заключил архипастырь.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

С завершением моего постоянного пребывания за границей начался период активного участия в сфере внешнецерковных связей. И как заместитель председателя, и как председатель Отдела внешних церковных сношений, я чувствовал особую ответственность и за родную Церковь, и за Святое Православие. Внутри страны положение Церкви было нелегким, а на международной арене наступил период активного осмысления и дискуссий между братскими Православными Церквами их роли в современном мире. И в эти годы я всегда чувствовал себя, извините за выражение, как на фронте. В то время внутри России атеистические силы предрекали крах Русской Православной Церкви, говорили, что это «Церковь бабушек». Как-то, оказавшись на собеседовании в одном из американских университетов, я услышал вопрос: что будет с Русской Церковью, когда все бабушки умрут. И я ответил: наши бабушки бессмертны! Вторым, не менее счастливым периодом моей жизни является время, когда я смог сосредоточиться на внутренних вопросах церковной жизни. В 2007 году исполнилось 35 лет моего постоянного членства в Священном Синоде и 30 лет (это самая дорогая для моего сердца дата) управления Московской епархией в сане митрополита Крутицкого и Коломенского. В эти годы я получил возможность, используя приобретенный опыт, безраздельно отдаться делу церковного возрождения, когда уже для этого не было никаких внешних препятствий. – Важнейший вопрос для христианина и монаха – об управлении самим собой. Чем Вы здесь можете поделиться из своего опыта? – Оглядываясь на пройденный жизненный путь, я могу сказать, что продолжаю руководствоваться тем, что мне в сердце заложил духовный отец, митрополит Никодим. Он в моем монашестве поставил главный акцент на послушании и лично мне заповедовал ни к чему не стремиться (в смысле ничего по-человечески не домогаться) и ни от чего не отказываться. Этот завет я пронес через всю жизнь. Когда по немощи человеческой хочется полениться и от чего-то отойти, совесть сжигает, и я не переступаю этот порог. – Расскажите, пожалуйста, насколько это возможно, о монашеской жизни архиерея.

http://pravoslavie.ru/4247.html

Это было величайшее счастье — молиться у Гроба Господня, совершать служение на земле, где ступала нога Спасителя. Духовные переживания того времени до сих пор живы в моем сердце. С благодарностью вспоминаю благосклонность к нашей Миссии Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Венедикта. Надо сказать, что отношения между всеми представителями христианских Церквей в Святой Земле были традиционно по-братски дружественными. Во время моего пребывания в Израиле неоднократно доводилось совершать и международные поездки. Например, в мае 1964 года я возглавил первую с 1917 года группу русских паломников, посетившую Грецию и Ближний Восток. Именно тогда мне посчастливилось впервые посетить Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон и встретиться с его старцами. Эта обитель находилась в сложном положении из-за того, что в течение многих лет не пополнялась братия, к тому же в монастыре произошел разрушительный пожар. В последующие годы усилиями председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова), который и меня привлекал к этой работе (следующий раз я побывал на Афоне в 1969 году), были предприняты определенные шаги для преодоления имевшихся сложностей, что, как я думаю, дало определенный импульс для последующего возрождения русской обители на Святой Горе. 22 декабря 1964 года я был назначен заместителем председателя ОВЦС и вернулся в Москву. А 26 декабря 1965 года в соборе Александро-­Нев­ской лавры тогдашнего Ленинграда состоялась моя архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Никодим. Не буду утруждать вас подробным перечислением всех событий моей международной деятельности. Могу лишь сказать, что мне приходилось иметь регулярные контакты с представителями братских Православных Поместных Церквей, а также с инославными как в рамках двусторонних контактов, так и в многосторонних религиозных или миротворческих форумах, график которых был весьма насыщенным. Все это способствовало укреплению внешних контактов Русской Православной Церкви, давало возможность свидетельствовать об истинах Православия.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

10 января 1987 года, в субботу по Рождестве Христовом, в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске митрополит Минский и Белорусский Филарет, председатель Отдела внешних церковных сношений, возглавил наречение архимандрита Феофана во епископа Каширского. На следующий день состоялась архиерейская хиротония. Все последующее служение владыки Феофана протекало вдали от Родины. 19 июля 1988 года он был назначен настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, а 31 января 1991 года — временным управляющим Берлинской и Лейпцигской епархией. 25 марта того же года епископ Феофан решением Священного Синода был освобожден от настоятельства в Карловых Варах и назначен правящим архиереем Берлинской епархии. С 23 декабря 1992 года, в связи с объединением трех германских епархий в одну, он получил титул «Берлинский и Германский». 25 февраля 1996 года возведен в сан архиепископа. Период архипастырского служения архиепископа Феофана в Германии пришелся на непростое время. После объединения страны в 1991 году в ФРГ приехали миллионы мигрантов из стран бывшего СССР. Многие из них были воспитаны в Православии и пополнили число прихожан храмов Берлинской епархии, для остальных Русская Православная Церковь стала духовным домом, связующей нитью с покинутой Отчизной. Перед владыкой встали задачи создания новых церковных общин, подготовки духовенства, налаживания приходской жизни. Однако свою главную задачу архиепископ Феофан видел в том, чтобы «дать людям Христа», как сказал он в одном из интервью. За 25 лет архипастырского служения владыки на Берлинской кафедре были подготовлены и рукоположены десятки священников, а число приходов превысило сотню. Как отметил председатель православной епископской конференции Германии митрополит Германский Августин, то, что количество православных христиан в ФРГ, которых в начале 90-х годов прошлого века здесь практически не было, насчитывает сегодня два с половиной миллиона человек, «стало возможным благодаря таким людям, как владыка Феофан». За ревностное служение Церкви архиепископ Феофан был удостоен высоких церковных и государственных наград.

http://patriarchia.ru/db/text/5008132.ht...

«В «Христианской философии брака» три идеи, три основных положения имеют более крупное жизненно-практическое значение. Первое и главное ее положение — это реабилитация и, можно сказать, апофеоз самого брака как института, независимого от родовой жизни и имеющего свою, самостоятельную цель— достижение вышеличного единства супругов, возносящего их в сферу Божественной жизни, объединяющего их с Церковью, но вместе с тем требующего трудного подвига всецелого самопожертвования. Разграничение брака и родовой жизни не ведет, однако, ни к отвержению, ни к принижению этой жизни. Разделенная от брака в сфере целевой деятельности человека, она сохраняет связь с браком в независимой от воли человека сфере бессознательного и вместе с тем свое высокое достоинство как проявление божественного творчества, требующее благоговейно-серьезного отношения к себе человека, а в своих фактических проявлениях, поскольку она отражает на себе последствия греховного вмешательства нашего практического разума, сохраняющиеся путем наследственной передачи, она требует систематического лечения. Каково должно быть это лечение — на это должна ответить этика родовой жизни и даже медицина, а «христианская философия брака» указывает лишь общее направление такого лечения, диктуемое основным ее положением. Это общее направление должно быть, не столько отрицательным, сколько положительным.» Об авторе      Сергей Викторович Троицкий родился 14 марта 1878 г. в Томске в семье священника. В 1897 г. окончил Тверскую духовную семинарию, в 1900 г. - Петербургский археологический институт, а в 1901 г. окончил обучение в Петербургской духовной академии с ученой степенью кандидата богословия. С 1901 г. был преподавателем в Петербургском Александро-Невском духовном училище. В 1910 г. был командирован с научной целью в Болгарию, Сербию, Грецию и на Св. Гору Афон. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. был делопроизводителем соборной канцелярии. 25 января 1920 г эмигрировал в Югославию, где продолжал церковнообщественную и научную деятельность на факультете права в Суботице, а затем в Белградском университете. В 1925 и 1930 гг. Сергей Викторович преподавал Церковное право в Русском Богословском институте святого Сергия в Париже. В 1947 и 1948 гг. проф. Троицкий читал лекции по кафедре Церковного права в Московской духовной академии и состоял членом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий I за заслуги перед Русской Православной Церковью наградил С. В. Троицкого орденом св. равноапостольного князя Владимира, а Совет Московской духовной академии за широкую научную деятельность в области церковного права присудил Троицкому ученую степень доктора церковного права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010