1989 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод определил: епископа Никанора (Юхимюка), находившегося с 16 ноября 1979 г. в юрисдикции Православной Чешской Церкви и получившего 29 ноября 1987 г. от Блаженнейшего митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея отпускную грамоту, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и назначить епископом Сумским и Ахтырским. Синод принял решение о восстановлении Полоцкой, Могилевской и Пинской епархий. Архиепископом Могилевским и Мстиславским назначен архиепископ Тульский и Белевский Максим (Кроха); епископом Пинским и Брестским — епископ Пинский Константин (Хомич), викарий Минской епархии; епископом Полоцким и Витебским определено быть игумену Троице-Сергиевой лавры Димитрию (Дроздову); епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита определено быть протоиерею Александру Кудрящову, настоятелю Спасо-Преображенской церкви Риги. Наречение и хиротонию его в епископский сан совершить в Москве. Заслушав доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, о деятельности и жизни подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ), Синод постановил: 1. В связи с истечением срока заграничной командировки протоиерея Димитрия Нецветаева освободить его от обязанностей экзарха Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Блаженнейшем Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) и направить в распоряжение преосвященного Валентина (Мищука), архиепископа Владимирского и Суздальского. 2. Выразить благодарность протоиерею Димитрию за многолетнее ревностное служение и представительство Матери-Церкви. 3. Экзархом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) назначить архимандрита Феофана (Ашуркова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravoslavie.ru/5504.html

20 ноября 1949 года иеродиакон Никодим был рукоположен во иеромонаха. Служение его последовательно проходило в небольшом селе Давыдове Толбухинского района, в Переяслевле-Залесском и в древнем Угличе. С января 1952 года он был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского. Пастырское служение иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он завершил заочное обучение в Ленинградской Духовной семинарии, а двумя годами позже окончил курс Академии по первому разряду. В 1956-1958 годах архимандрит Никодим служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, начальником которой он стал в сентябре 1957 года. По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен заведующим Канцелярией Московской Патриархии. 10 июля 1960 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Как председатель ОВСЦ МП епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии. В том же году назначен членом комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября того же года руководил Издательским отделом Московской Патриархии. С 23 ноября 1960 года - епископ Ярославский и Ростовский. С 16 марта 1961 года -Постоянный член Священного Синода. 10 июня 1961 года Владыка Никодим был возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. 3 июля 1963 назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита. Назначен на Минскую и Белорусскую кафедру. В том же году, 9 октября, Высокопреосвященнейший Никодим становится митрополитом Ленинградским и Ладожским. 7 октября 1967 года был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом " Ленинградский и Новгородский " . Заслуги митрополита Никодима перед Русской Православной Церковью были высоко оценены. Он награжден высшим церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней; 12 апреля 1970 года удостоен права ношения второй панагии; в 1971 году награжден правом служения с предносным крестом. Кроме того, он награжден также многими орденами Поместных Православных Церквей, ряда других Церквей и государственными орденами: Греции - орденом Феникса; Ливана - орденом Ливанского Кедра; Югославии - орденом Югославского знамени.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=236...

3 августа 1963 года архиепископ Никодим назначается председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, с возведением в сан митрополита. 4 августа того же года он стал митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября 1963 года – Ленинградским и Ладожским, временно управляющим Олонецкой епархией. 7 октября 1967 года он получил в управление и Новгородскую епархию с титулом митрополита Ленинградского и Новгородского. Занимая посты председателя Отдела внешних церковных сношений и председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, митрополит Никодим достиг значительного углубления межправославных связей, усиления сотрудничества Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами по наиболее существенным вопросам богословия и современной церковной жизни. Исключительное значение имели его труды по развитию братских отношений Константинопольской и Русской Церквей. В этом вопросе проявился творческий характер личности Владыки. Митрополит Никодим уделял самое пристальное внимание подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви и многое для этого делал. Он возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Все- православных Совещаниях 1961, 1963, 1964 годов на о. Родос (Греция) и 1968 года в Шамбези близ Женевы (Швейцария). Он также принял участие в заседаниях Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, состоявшихся в 1971 году в Шамбези. После разработки в сентябре 1961 года на I Всеправославном Совещании каталога тем предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви митрополит Никодим был назначен Священным Синодом председателем специальной комиссии богословов – епископов, иереев и мирян, учрежденной 30 мая 1963 года. На протяжении четырех с половиной лет интенсивной работы Комиссия, состав которой несколько раз дополнялся, подготовила проекты резолютивных документов по всем темам этого каталога. Сам митрополит с доцентом Московской ДА Д.П. Огицким руководил работами по III разделу «Управление и церковный строй». Заседания Комиссии, общим числом 36, проходили преимущественно в Москве, в помещении ОВЦС (ул. Рылеева, 18) или в московской резиденции митрополита Никодима в Серебряном Бору. Успешный результат был достигнут во многом благодаря самоотверженным трудам и организаторским талантам ее руководителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии . Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры . Богослужения совершили  митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужения совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры  епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым)  возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием  Ленинградской епархии . Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме  Ленинградской духовной академии . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе  Александро-Невской лавры . Богослужения совершили  митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г.  Святейшим Патриархом Пименом  возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5749643...

4. Архиерейский Собор свидетельствует об установлении добрых церковно- государственных отношений в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Литве, Молдове, Туркмении, Узбекистане. 5. Члены Собора с удовлетворением оценивают развитие взаимоотношений Латвийской Православной Церкви и государственного руководства Латвии. 6. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, сохраняется напряженность между Украинской Православной Церковью и частью представителей украинского государства, а также некоторых националистических и других секулярных кругов, стремящихся перекроить религиозную карту Украины в пользу греко-католиков и раскольников- автокефалистов. 7. Относительно ситуации в Эстонии Собор констатирует, что мир и согласие в этой стране не могут быть достигнуты без признания юридического и имущественного статуса приходов Эстонской Апостольской Православной Церкви, которая является самоуправляемой автономной частью Московского Патриархата и к которой принадлежат десятки тысяч верующих. Священному Синоду поручается продолжить отстаивание законных прав общин Эстонской Апостольской Православной Церкви, для чего продолжить контакт с государственным руководством Эстонской Республики, международными организациями и широкими общественными кругами. 8. Отметить, что, несмотря на продолжающийся в Таджикистане вооруженный гражданский конфликт, власти этой страны стараются обеспечить нормальную жизнь духовенства и верующих нашей Церкви. 9. Признать приносящим взаимную пользу сложившееся взаимодействие епархий Русской Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу. 10. Собор отмечает развитие отношений церковного Священноначалия с руководством ряда стран дальнего зарубежья, что явилось следствием визитов в эти страны Святейшего Патриарха, трудов Отдела внешних церковных сношений, архиереев и клириков диаспоры Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5829594.ht...

4. Назначить настоятелем Подворья Московского Патриархата в г. Бари священника Владимира Кучумова, сотрудника Отдела внешних церковных сношений. СЛУШАЛИ: 1. Рапорт Преосвященного Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского и рапорт Преосвященного Аркадия, епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии о вступлении епископа Аркадия в должность викария. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Постановление Священного Синода от 6 октября 1998 года оставить в силе. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского об образовании новой епархии на территориях Азербайджанской республики, Дагестанской республики (Россия) и Чеченской республики (Россия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать на территориях Азербайджана, Дагестана и Чечни Бакинскую и Прикаспийскую епархию выделив ее из состава Ставропольской епархии с последующим утверждением на Архиерейском соборе. 2. Епископом Бакинским и Прикаспийским быть клирику Ставропольской епархии Архимандриту Александру (Ищеину), благочинному приходов Азербайджана, — наречение и хиротонию совершить в г. Москве. О чем и послать соответствующие Указы. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной Томской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Томским и Асиновским быть Преосвященному Ростиславу, епископу Магаданскому и Чукотскому. 2. Епископом Магаданским и Чукотским быть Преосвященному Анатолию, епископу Переславль-Залесскому, викарию Ярославской епархии, с освобождением его от должности наместника Свято-Никитского мужского монастыря в городе Переславль-Залесском, а также от должности ректора Ярославского Духовного училища. О чем послать соответствующие Указы. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О назначении викарного епископа Ярославской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Угличским, викарием Ярославской епархии быть настоятелю Высоцкого Серпуховского монастыря Московской епархии архимандриту Иосифу (Балабанову). Наречение и хиротонию совершить в г. Москве — О чем и послать соответствующие Указы. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Владивостокского и Приморского Вениамина о благословении на преобразование прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в п.Раздольное Приморского края в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери и о назначении настоятельницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4970083...

5 марта секретарь ЦК КП Молдавии Д. Ткач и уполномоченный по республике Совета по делам Русской Православной Церкви П. Роменский направили в ЦК КПСС письмо с требованием отменить постановления СНК от 22 августа 1945 года 2137–546 и от 28 января 1946 года 232–101, которые предоставляли церковным организациям ограниченное право юридического лица. По мнению Д. Ткача, Г. Карпов был всецело на стороне Русской Православной Церкви. Так, в письме от 10 июля 1953 года 644 уполномоченному по Молдавской ССР было в категорической форме предложено не чинить препятствий духовенству в приобретении автомобилей. В письме от 2 октября 1958 года 2034 Г. Карповым были даны указания, которые закрывали доступ финансовым органам к документам, учитывающим доходы церковных организаций. Письмо заканчивалось просьбой отменить постановления СНК 1945–1946 годов и распоряжения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви, так как они противоречили советскому законодательству о Письмо Д. Ткача окончательно определило судьбу Г.Г. Карпова. Он не вписывался в новую политическую реальность, которая, " борясь со сталинизмом " , уничтожала и позитивны явления, в том числе меняла принципы, на которых строились государственно-церковные отношения в послевоенный период. В течение года будет подготавливаться его отставка. 2 апреля Г.Г. Карпов встретился со Святейшим Патриархом Алексием, председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Николаем Колчицким. Основной темой беседы стало отношение Русской Церкви к созываемому папой Иоанном XXIII собору. И вновь патриарх Алексий подчеркнул, что, по существующим каноническим законам, Православная Церковь не может участвовать в этом соборе, а также направлять своих представителей в качестве наблюдателей или гостей. Патриарх также сообщил председателю Совета о намечающихся консультациях по данному вопросу с патриархами – Антиохийским Феодосием, Александрийским Христофором и Сербским Германом, которые должны были приехать в Москву по приглашению Русской Церкви.

http://religare.ru/2_98591_1_21.html

6 мая 1953 года Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) в Аргентине была легализована правительством, и Благовещенский приход получил права юридического лица. 13 сентября 1959 года Благовещенский приход отмечал празднование перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В этот день от имени прихожан храма было принято воззвание ко всем всех русским, проживающим в Аргентине объединиться с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. В 1962 году на Аргентинскую кафедру был назначен епископ Никодим (Руснак). Его деятельность очень скоро стала приносить плоды. Русская Православная Церковь в Аргентине была поднята на уровень других существующих там церквей. Добрые отношения установились с аргентинскими властями, о чём свидетельствовало неизменное присутствие представителей аргентинских органов власти на всех торжественных богослужениях, совершаемых в Благовещенском соборе. 15 мая 1968 года по благословению архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Никодима (Руснака) был заложен первый камень в основание нового кафедрального собора. Средства на строительные работы поступили от были пожертвованы Патриархом Алексием I и собранные сестричеством прихода. 10 ноября этого же года епископ Никодим возглавил освящение храма. В декабре 1997 года Аргентинская и Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви торжественно отметила 50-летие Благовещенского прихода в Буэнос-Айресе. 6 декабря на юбилейные торжества в столицу Аргентины прибыл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Собор несколько раз посещал кардинал Бергольо (будущий папа римский Франциск), где общался с архиереем, со священниками, с мирянами. 16 февраля 2008 года в соборе впервые за всю его историю служило духовенство Русской зарубежной церкви, а двумя днями позже, в воскресенье, состоялась первая совместная Божественная литургия во главе с архиепископом Австралийским и Новозеландским Иларионом (Капралом) и митрополитом Аргентинским и Южно-Американским Платоном (Удовенко).

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010