7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке ). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

В тяжелое и страшное военное время Митрополит Николай находится на самых трудных и ответственных участках церковной работы. С февраля 1942 г. до сентября 1943 г. он, по поручению Блаженнейшего Митрополита Сергия, находившегося в эвакуации в Ульяновске, управляет Московской епархией и является Управляющим делами Московской Патриархии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2.11.1942 г. Митрополит Николай был назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С риском для жизни, лично посетил много пострадавших районов, превращенных врагом в «зону пустыни». Активное участие принял Митрополит Николай в подготовке собора епископов Русской Православной Церкви в сентябре 1943 г., где был избран Патриархом Московским и всея Руси Митрополит Сергий и образован Священный Синод, постоянным членом которого стал Митрополит Николай. В марте 1944 г. Владыка Николай выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского. С сентября 1943 г. начал издаваться «Журнал Московской Патриархии». Митрополит Николай был сначала членом редколлегии, а затем и председателем Издательского отдела. В этом журнале печатались его многочисленные статьи, проповеди, речи, которые затем были изданы отдельными томами. К 1957 г. было издано 4 тома «Слов и речей» Митрополита Николая. Эти 4 тома переведены на многие иностранные языки. В мае 1945 г. в составе паломнической группы во главе с Патриархом Алексием Митрополит Николай посетил Святую Землю. Другое ответственное послушание Митрополита Николая заключалось в руководстве Отделом Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии, который был создан 4 апреля 1946 г. Церковно-административные и церковно-общественные труды Митрополита Николая как председателя этого отдела во многом определили современную жизнь Русской Православной Церкви, а вдохновенные проповеди и речи Владыки, стяжавшие ему славу «Златоуста нашего времени», сделали его родным и близким миллионам верующих как в нашей стране, так и далеко за ее пределами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Осуществляя этот грандиозный проект, владыка Питирим говорил, что это издание не сразу будет понято, оценено по достоинству, не сразу окупятся затраты. Нужно, чтобы прошло время. Слова митрополита Питирима со временем полностью сбылись. В конце 1990-х годов комплект Миней уже было почти невозможно приобрести. На протяжении 12 лет приходилось выполнять различные задания владыки: это и написание статей для «Журнала Московской Патриархии», составление библиографии по различным темам, издание карманных (сувенирных) календарей, участие в работе международных церковных конференций и написание докладов. Иногда задания владыки казались невыполнимыми, настолько большой был масштаб предполагаемой работы. Но всё благополучно осуществлялось. Вообще коллектив сотрудников для владыки был как бы второй семьей. По средам, если владыка не был занят и не в отъезде, он собирал всех сотрудников на чаепитие, на которое приглашались интересные люди, как например, очень популярный в те годы фольклорный ансамбль под руководством Дмитрия Покровского, или просматривали какой-нибудь фильм, не демонстрировавшийся для широкой аудитории. На крыше нового здания Издательского отдела на Погодинской улице была устроена площадка, на которой в обеденный перерыв можно было играть в бадминтон. В зимнее время иподиаконы владыки и сам владыка становились на лыжи, о чем свидетельствуют черно-белые фотографии того времени. В 1985 году весь славянский мир торжественно отмечал 1100-летие со дня преставления равноапостольного Мефодия. В Москве демонстрировался болгарский фильм, посвященный святым братьям Кириллу и Мефодию, и владыка ходил с нами на просмотр. Нередко владыка посещал премьерные концерты в консерватории, так как сам был музыкантом и прекрасно играл на виолончели. Вообще годы работы в Издательском отделе приносили огромную радость. Многие сотрудники, с которыми я там познакомилась, остались моими друзьями по сей день. После развала нашей страны в 1991 году осуществление многих издательских проектов было свернуто. За год до упразднения Издательского отдела в 1994 году я вынуждена была уволиться, и была принята на работу в Отдел внешних церковных сношений (теперь связей) Московского Патриархата, который возглавлял митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В течение пяти лет я работала под руководством замечательного человека с удивительной судьбой Бориса Борисовича Вика (+ 2010). В январе 1998 года игумен, а ныне архимандрит Тихон (Шевкунов) пригласил меня на работу в издательство Сретенского монастыря, где тружусь до сих пор.

http://pravoslavie.ru/69011.html

20 октября 1958 года архимандрит Никодим был освобожден от должности начальника Миссии, с назначением по Управлению делами Московской Патриархии. С марта 1959 года он заведует канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня одновременно становится и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В декабре 1959 года он участвовал в Москве в переговорах с руководством Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, на которых был уточнен «базис» ВСЦ на основе православного Символа веры . 21 мая 1960 года назначен председателем ОВЦС. 10 июля того же года в Троицком соборе Троице- Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом) (Антиохийская Православная Церковь ), епископом Сергиопольским Василием (Самахой) (Антиохийская Православная Церковь ), епископом Дмитровским Пименом (Извековым; впоследствии Святейший Патриарх), епископом Можайским Стефаном (Никитиным) хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. 28 августа 1960 года назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям. С 19 сентября 1960 по 14 мая 1963 года состоял также председателем Издательского отдела Московского Патриархата и с 6 октября 1960 по 7 октября 1967 года – председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». 22 октября 1960 года, после кончины епископа Угличского Исаии (†21 октября 1960 года), назначен временно управляющим Ярославской епархией; 23 ноября утвержден епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 года епископ Никодим стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя ОВЦС; 10 июня возведен в сан архиепископа. На Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года им был сделан доклад о своевременности и полезности вступлении Русской Православной Церкви в ВСЦ, получивший соборное одобрение. На III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре – декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ. На этой Ассамблее, как и на IV и V Ассамблеях ВСЦ, делегацию Русской Православной Церкви возглавлял владыка Никодим; с 1961 по 1975 год он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1944 году рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1945 году благодаря его стараниям было возобновлено преподавание в Минской духовной семинарии, и несколько лет своей жизни он отдал этому учебному заведению. В 1953 году отец Виталий Боровой экстерном окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в сентябре 1954 года был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Многие годы он преподавал в Духовных академиях Русской Православной Церкви –— сначала Санкт-Петербургской, в то время Ленинградской, а позже и Московской. Широко известны его труды на ниве межхристианских и международных контактов Русской Православной Церкви. Значительным является и его вклад в межправославные отношения — отец Виталий принимал активное участие в процессе подготовки Великого Собора Православной Церкви. С 5 июня 1959 года отец Виталий Боровой являлся сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, занимал ответственные должности, в том числе заместителя председателя Отдела. 28 августа 1960 года он вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви (с 1963 года — Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время Синодальная Библейско-Богословская комиссия). В течение многих лет отец Виталий Боровой являлся активным участником множества международных и межцерковных форумов, представлял Русскую Православную Церковь в межхристианских организациях, в том числе во Всемирном совете церквей. С 1961 по 1991 годы он являлся членом Центрального комитета ВСЦ. В качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви присутствовал на заседаниях II Ватиканского Собора. В различные годы он совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом — отец Виталий был настоятелем Петропавловского собора города Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. В последние годы протопресвитер Виталий Боровой являлся почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4237471...

В 1945 году благодаря его стараниям было возобновлено преподавание в Минской духовной семинарии, и несколько лет своей жизни он отдал этому учебному заведению. В 1953 году отец Виталий Боровой экстерном окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в сентябре 1954 года был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Многие годы он преподавал в духовных академиях Русской Православной Церкви — сначала  Санкт-Петербургской , в то время Ленинградской, а позже и  Московской . Широко известны его труды на ниве межхристианских и международных контактов Русской Православной Церкви. Значительным является и его вклад в межправославные отношения — отец Виталий принимал активное участие в процессе подготовки Великого Собора Православной Церкви. С 5 июня 1959 года отец Виталий Боровой являлся сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, занимал ответственные должности, в том числе заместителя председателя отдела. 28 августа 1960 года он вошел в состав учрежденной  Святейшим Патриархом Алексием  I  Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви (с 1963 года — Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время  Синодальная библейско-богословская комиссия ). В течение многих лет отец Виталий Боровой являлся активным участником множества международных и межцерковных форумов, представлял Русскую Православную Церковь в межхристианских организациях, в том числе во Всемирном Совете Церквей. С 1961 по 1991 годы он являлся членом Центрального комитета ВСЦ. 10 октября 1962 года постановлением Священного Синода назначен членом делегации наблюдателей Московского Патриархата на  II Bamukahckoм Соборе. Совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом — отец Виталий был настоятелем Петропавловского собора г. Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. С 1984 года протопресвитер Виталий Боровой являлся почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2152544...

В марте 1945 года по поручению Патриарха архиепископ Псковский и Порховский, управляющий Ленинградской епархией, совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где через покаяние воссоединил с Русской Православной Церковью клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации. В апреле 1945 года архиепископ Григорий возглавил первую заграничную делегацию Русской Православной Церкви – в Болгарию, на торжества примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом . 7 сентября 1945 года он был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода. В октябре 1945 года митрополит совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с Русской Православной Церковью братии Спасо-Преображенского Валаамского и Коневецкого Рождества Пресвятой Богородицы мужских монастырей, и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) двух русских общин Хельсинки. Братия монастырей, настоятели общин и прихожане принесли покаяние и были приняты владыкой в общение с Русской Православной Церковью . Во время подготовки «Положения об уравлении РПЦ», принятого на Соборе 1945 года, архиепископ Григорий внес в него несколько дополнений и предложений, в том числе учредить при Священном Синоде отделы: Учебный, ОВЦС, Миссионерский и Хозяйственный. 5 апреля 1946 года митрополит Григорий был утвержден председателем Учебного отдела, а председателем отдела Внешних церковных сношений тогда же был утвержден митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В мае 1946 года митрополит Григорий сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию. В августе 1946 года владыка готовил к открытию Ленинградскую Духовную Академии и как председатель учебного комитета – семинарии в епархиях. 8 августа 1946 года в Париже скончался митрополит Евлогий (Георгиевский). Митрополит Григорий писал в дневнике: «12 сентября. 1946 г. Не писал больше месяца, т.к. за это время успел неожиданно съездить в Париж, вернуться, поболев, и уже снова собираюсь в поездку. В ночь с 8 на 9 августа в 12 1/2 ночи по телефону из Москвы Л.Н.Парийский от имени Патриарха сообщил, что я должен выехать немедленно Москву и Париж во главе делегации на похороны только что скончавшегося Экзарха Митр[ополита] Евлогия. – А почему не М [итрополит] Николай? – «Он болен». Знаем мы эту болезнь: ведь он всех там знает, естественно ему и ехать. Значит, что-то не то... Так оно, конечно, и вышло...»

http://bogoslov.ru/article/2908919

Впрочем, с приходом в ОВЦС мне пришлось использовать весь приобретенный опыт как раз в русле официальной дипломатической деятельности. И это сочетание мне кажется вполне закономерным, когда речь идет о межцерковном и межконфессиональном служении. Во всяком случае, в период с 14 апреля 1981 по 13 ноября 1989 годов, когда я исполнял послушание председателя Отдела, миссионерское служение соотечественникам было, выражаясь физико-математическим языком, константой нашей деятельности. — Как Вы описали бы то место, какое Отдел занимал в системе высшего церковного управления? — Полагаю, что ответ на этот вопрос легче всего получить из Уставных определений. Что касается особенностей статуса ОВЦС в «доперестроечный» период, то отмечу одну особенность, которая обусловлена именно социально-политическим положением дел в СССР. В то время внешние связи, или внешние сношения означали для Церкви, в том числе, и контакты с общественными организациями страны. Это не было особенностью нашего Устава: это было особенностью строя. Коль скоро Церковь отделена от государства, она автоматически отделялась государством и от советского общества. Вот почему для системы высшего церковного управления Отдел внешних связей Церкви имел весьма важное значение в контактах с государственными институтами и общественными организациями. — Как Вы оцениваете деятельность своих предшественников на посту председателя Отдела? — Как крестный путь… К сожалению, в общественном сознании очень трудно преодолеть стереотипное мнение, которое связывает назначение на высокую должность или ответственный пост исключительно с предоставлением больших полномочий и привилегий, как некий успех в карьерном росте. Высокопреосвященный владыка Николай (Ярушевич) находился под перекрестным огнем критики не с одной и не с двух, а со всех сторон. Он был первым, кто шел на прорыв осады Русской Православной Церкви, — осады, которая по замыслу должна была завершиться полной ликвидацией отеческой православной веры. Он был одним из тех, кто не боялся «оплевания и заушения» ни от своих современников, ни даже от потомков…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1584886...

В качестве примера можно привести ответ Святителя Тихона на обращение к нему «Веры и Церковного Устройства» о проведении «Недели молитв о христианском единстве»: «Я буду всегда в указанное вами время ревностно молиться об объединении всех христиан. В наше беспокойное время, когда враги Христовы воинствуют против Него с особым рвением, теперь необходимо для нас всех, верных друг другу друзей, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на вас благословение нашего Спасителя» (английский текст послания находится в архиве ВСЦ). Молитвы, солидарность и единство всех христиан особенно нужны были Русской Церкви, когда начался трагический период ее истории. Святейший Патриарх Тихон от имени Поместного Собора 1917-1918 годов обратился к Движению «Вера и церковное устройство» со специальным посланием, в котором, в частности, говорилось: «Призываю всех христиан объединиться в горячих молитвах с Русской Церковью в ее борьбе против врагов Христа и религии». Этот призыв нашел тогда горячий отклик среди участников Движения. Всероссийский Собор на одном из последних своих заседаний учредил особый Отдел о соединении Церквей и принял решение: «Считая единение христианских Церквей особенно желательным в переживаемое время напряженной борьбы с неверием, грубым материализмом и нравственным одичанием... Священный Собор Русской Православной Церкви ... благословляет труды и усилия лиц, работающих над изысканием пути к единению с названными дружественными Церквами» (Собор имел в виду англикан и старокатоликов). «Ради разрешения трудностей, лежащих на пути к единению и для возможного содействия к скорейшему достижению конечной цели» (т.е. восстановления единства и общения) Собор поручил Синоду образовать постоянную (при Синоде) комиссию с отделениями в России и за границей (20 сентября 1918 года). Спустя десятилетия это решение воплотилось в организации Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Решения Собора не могли быть выполнены в полном объеме в условиях жесточайшего гонения, тем не менее Церковь продолжала жить и в таких условиях и свидетельствовать о себе внутри страны и во внешних сношениях. Так, в 1919 году митрополит Одесский Платон (Рождественский), находясь в Константинополе, заверил делегацию «Веры и церковного устройства» в том, что наша Церковь будет участвовать во Всемирной Конференции этой Комиссии, как только улучшится положение во внутренней жизни Церкви и страны. В 1920 году Первая Конференция «Веры и Церковного Устройства» проходила с участием представителей всех Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской Церкви, и закончилась торжественным православным богослужением в Праздник Преображения Господня в русском Женевском храме.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский. С 1986 г. — управляющий приходами в Калининградской области. С 1988 г. — архиепископ Смоленский и Калининградский. С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 г. — Отдел внешних церковных связей ), постоянный член Священного Синода. 25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита. 27 января 2009 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был: Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся: Святейший Патриарх Кирилл имеет следующие ученые степени и звания: Будучи митрополитом, приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.). Выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах. Святейший Патриарх Кирилл — автор следующих книг: а также около 2340 публикаций, в том числе в отечественной и зарубежной периодике (данные приведены по состоянию на март 2013 г.). Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3), Есть ли будущее у России (часть 4).

http://srpska.pravoslavie.ru/83730.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010