Предварительные результаты работы обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня сего года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта Концепции. Наконец, проект был рассмотрен и одобрен (с внесением некоторых поправок) на заседании Священного Синода 19 июля сего года. При этом документ, который, в соответствии с синодальным определением, ныне выносится на рассмотрение Освященного Архиерейского Собора, получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Надеюсь, дорогие владыки, что вы уже нашли время предварительно ознакомиться с проектом, который был вручен каждому из вас по прибытии на Собор. Конечно, невозможно в соборном заседании огласить этот объемистый текст, воплощающий итог длительной работы. В сегодняшнем представлении я остановлюсь на особенно важных положениях, входящих в состав 16 разделов представленного проекта. Но прежде хотел бы сказать о том, чего в данном документе искать не следует. Он не затрагивает многих важных, но сиюминутных, краткосрочно-актуальных вопросов, а также проблем отдельных епархий. Мы сознательно избегали обсуждения ситуации в конкретных государствах. Ведь около половины приходов Московского Патриархата сегодня находится вне пределов Российской Федерации. Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429361/

21 февраля 1963 г. в Ярославском кафедральном соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) возведен в сан архимандрита. Назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 22 декабря 1964 г. освобожден от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен заместителем председателя ОВЦС. 25 ноября 1965 г. решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии , с оставлением в должности заместителя председателя ОВЦС. 25 декабря 1965 г. в Иоанно-Богословском храме ЛДА состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, председатель Отдела внешних церковных сношений. В 1967-70 гг. — окормлял приходы Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 г. совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 г. по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной духовной миссии в Японии. С 28 октября по 28 ноября 1968 г. совершил вторую поездку в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый Собор клира и мирян Духовной миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 г. автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио. 20 марта 1969 г. назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя председателя ОВЦС. 10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197797...

В качестве примера подобной " агрессивной стратегии " в войне против Православной Церкви может служить статья в газете " Московский комсомолец " " Гундяеведение. Секреты церковных сношений " . Это произведение полностью посвящено фигуре митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева). Автор Сергей Бычков пытается " проанализировать " деятельность митрополита Кирилла, выдергивая цитаты из статей, упоминая о конфликте в Сурожской епархии, говоря о международной деятельности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. При этом анализ не отличается глубиной и желанием действительно разобраться в поднимаемых автором вопросах. Чувствуется, что желание у С. Бычкова только одно - сказать как можно больше гадостей в адрес митрополита, что он и делает с комсомольским задором и непосредственностью невоспитанного подростка. Ну что с него возьмешь, с " московского комсомольца " - каким он был, таким он и остался. Просто раньше " комсомольцы " ругали Православную Церковь по указке партии, а теперь - за денежки спонсоров. А потому и задор авторов прямо пропорционален сумме вознаграждения. Однако подобные статьи выглядят довольно ущербно и жалко, особенно на фоне того, что говорят " ненавидимые " журналистами представители Церкви. На сайте " Московских новостей " опубликовано интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кириллом, названное " Обходитесь без лукавых аргументов " . В интервью митрополит отвечает на вопросы журналистов, касающиеся проблем визита Далай-ламы в Россию, взаимоотношений Православной и Католической Церквей, а также предложения российских парламентариев легализовать проституцию. Касаясь последней проблемы, митрополит отмечает, что любая преступная область человеческой деятельности, в том числе и проституция, " всегда находится вне эффективного общественного контроля, ибо контролировать удается только вершину айсберга " . А значит, легализация не решит проблемы, например, со сбором налогов. Во-вторых, он отмечает, что " если принимается такой закон, то в сознании людей само явление легализуется: раз есть закон, значит, проституция - это законно, праведно, а значит, нормально. Сегодня проституция - изгой общества. Всем известно и понятно, что это грех, что это дурно, с этим борются где-то более эффективно, где-то с меньшим успехом, но явление как таковое остается вне закона. Но если принимается закон о свободе проституции, то тем самым общество морально легализует само это явление. Поэтому еще раз повторяю: в данном случае некоторые депутаты приводят аргументы лукавые и фальшивые " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor11.htm

Но наконец Патриарх решился. Весной 1960 г. должен был состояться Московский пленум сторонников разоружения (Конференция советской общественности за разоружение). Патриарх должен был произнести традиционную речь с призывом к разоружению от имени Православной Церкви. И вот, Митрополит Николай решил воспользоваться именно этим моментом, чтобы побудить Патриарха к открытому выступлению в защиту Церкви. Им (при консультации одного из церковных работников) была написана речь. Эта речь представляла собой своеобразную декларацию: она состояла из перечисления исторических заслуг Православной Церкви перед русским народом. Уже начало было декларативным: «Перед вами говорит представитель Церкви, той Церкви, которая...» И далее следовал краткий обзор исторических заслуг Церкви. От Крещения Руси до Отечественной войны 1941–1945 гг. и предельно сильная фраза в конце: «Теперь эта Церковь подвергается нападкам, но это ее не смущает, ибо она помнит слова своего Основателя: « Церковь Мою созижду на камне, и врата адовы не одолеют ее " » 9 . Шок всех присутствующих. Аплодисменты (несколько неожиданные) большей части зала... В июне же последовало демонстративное отлучение от Церкви Осипова, Черткова, Дорманского, Долумана и всех апробированных ренегатов, выступавших с нападками на Церковь . Но и власти не дремали. Понимая, что за всеми этими актами сопротивления стоит Митрополит Николай, они прежде всего решили его отстранить. В конце июня (21.06) последовала его отставка с поста Председателя Отдела Внешних церковных сношений Московской Патриархии. На его место был назначен никому тогда еще неведомый архимандрит Никодим (Ротов), который в июле (10.07) 1960 г. был хиротонисан в епископа Подольского, а через две недели после хиротонии он уже был возведен в достоинство архиепископа. Патриарху было предложено удалить Митрополита Николая из Москвы. Патриарх, уступивший давлению и быстро сдавший свои позиции, обратился к Митрополиту Николаю с предложением перейти на другую кафедру: в Питер или Новосибирск, но получил отказ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Председателю Отдела внешних церковных сношений московской патриархии Преосвященному Епископу Никодиму Ваше Преосвященство, возлюбленный о Христе собрат! Получил Ваше отношение за 673 от 30 августа с. г. и должен признаться, что Вы им меня поставили в весьма трудное положение. Разработка предложенной Вами темы: «Изучение средств к утверждению и укреплению основанного на Предании византийского искусства в различных его проявлениях, каковы: пение, иконописание, архитектура, изготовление церковных облачений и сосудов» превышает мои возможности как правящего архиерея и к тому же совершенно не занимавшегося в течение ряда лет научными церковно-археологическими вопросами. В частности, я абсолютно незнаком с вопросом пения и церковной утвари. Далее, данный месячный срок недостаточен даже для собрания литературы, а не только для написания работы, принимая во внимание, что у меня в Новгороде не найдется подходящего литературного материала. К этому следует добавить, что мне непонятна сама тема, что требуется от ее автора. Все вышеизложенное вынуждает меня просить Ваше Преосвященство передать эту тему для разработки прямому специалисту, занимающемуся непосредственно церковно-археологическими вопросами. Вашего Преосвященства богомолец и собрат Епископ Новгородский и Старорусский 3 сентября 1960 г. 970 Остается неизвестным, что конкретно повлияло на изменение решения епископа Сергия, но к середине 1961 г. он подготовил два текста: по иконописи 2 и храмовой архитектуре 3 , вероятно, для внутреннего обсуждения, а к началу 1962 г. еще два текста: по иконописи и живописи 4 , а также тезисы, посвященные иконописи и церковной архитектуре. Отметим, что вторые два текста весьма глубоко раскрывают тему, потому что епископ Сергий использовал неизданные тогда рукописи работ священника Павла Флоренского «Иконостас», н. м. Тарабукина «Анализ ритма и композиции в древнерусской иконописи», В. А. Комаровского «статья об искусстве». Известный ученый и иконописец Леонид Успенский , ознакомившись с тезисами, которые были представлены «русскими делегатами на Родосское Совещание», обратился к епископу Сергию с письмом 5 , в котором согласился с изложенным в отношении православной канонической иконописи, но полностью отверг то, что касалось «живописного реалистического направления».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Святейший Патриарх, отметив, что заседание проходит в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, освященном Его Святейшеством 11 августа, выразил благодарность присутствовавшему в зале мэру Москвы Ю. М. Лужкову, правительству и труженикам города, которые внесли огромный вклад в воссоздание народной святыни и в подготовку юбилейных торжеств в российской столице. Архиерейский Собор единогласно утвердил программу и регламент своих заседаний, избрал Секретариат из четырех архиереев во главе с секретарем Собора – митрополитом Солнечногорским Сергием, управляющим делами Московской Патриархии, Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и Мандатную комиссию из троих архипастырей под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II огласил свой доклад “Русская Православная Церковь на рубеже веков”. В заключение заседания была представлена информация Мандатной комиссии, согласно которой на Собор прибыли 144 архиерея. 14 августа продолжилась работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В этот день в заседаниях участвовали 146 иерархов. В начале дня члены Собора обсудили доклад " Русская Православная Церковь на рубеже веков " , представленный накануне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Основное время было посвящено дискуссии о положении на Украине, включая вопросы статуса Украинской Православной Церкви, соответствующие аспекты межправославных, православно-католических и церковно-государственных отношений. Обсуждалась и тема положения Православия в Эстонии. В дискуссии прозвучал призыв к признанию Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата субъектом права, который не прервал своего существования в 1940 году, но неизменно продолжал действовать на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

10 июля 1960 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит гор Ливанских Илия ( Антиохийская Православная Церковь ), представитель Патриарха Антиохийского при Московском Патриархе епископ Сергиопольский Василий, епископ Дмитровский Пимен  (будущий Святейший Патриарх), епископ Можайский Стефан. Как председатель ОВЦС епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии. 28 августа 1960 г. назначен членом Комиссии по межхристианским связям, с 19 сентября руководил Издательским отделом Московской Патриархии. Назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». С 23 ноября 1960 г. — епископ Ярославский и Ростовский. 16 марта 1961 г. стал постоянным членом Священного Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 июля 1963 г. назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру, 9 октября становится митрополитом Ленинградским и Ладожским. 7 октября 1967 г. назначен управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский». В 1968 г. во главе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на IV Ассамблее Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция) и избран в состав Центрального комитета ВСЦ; в том же году избран на пост председателя Комитета продолжения работ ХМК. Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на четырех Всеправославных совещаниях — в 1961, 1963, 1964 и 1968 гг. 20 марта 1969 г. назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198725...

12 декабря 1947 года Священный Синод РПЦ наложил запрещение в священнослужении на иерархию Митрополии, возглавляемую митрополитом Феофилом (Пашковским). В 1963 году председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) попытался восстановить отношения с Американской Митрополией, в этом году он встретился с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений. 6 мая 1967 года в Покровском соборе Митрополии (Нью-Йорк) в архиерейской хиротонии Феодосия (Лазор) (впоследствии предстоятель Церкви) принимали участие 2 епископа, состоящих в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что вызвало осуждение со стороны Московского Патриархата и письмо Патриарха Алексия I Патриарху Афинагору с указанием того, что «изложенное событие не является одиночным». Православная Церковь в Америке 9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения со стороны РПЦ сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), со стороны «Североамериканской Митрополии» — протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман. 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США. Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом. 1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, оставив при этом приходам право выбора каким календарём им руководствоваться в богослужебной жизни. Не все приходы приняли новый стиль; так, Аляскинская епархия сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ.

http://azbyka.ru/palomnik/Канада

16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

1978 год – Состоялось заседание Священного Синода. Для участия в праздновании 25-летия восстановления Патриаршества в Болгарской Церкви определен состав делегации Русской Православной Церкви. 1989 год – Состоялось заседание Священного Синода (10 – 11 апреля). Принято решение возродить Челябинскую епархию. Епископом Челябинским и Златоустовским определено быть архимандриту Георгию (Грязнову). Синод произвел другие назначения и перемещения: архиепископа Виленского и Литовского Викторина (Беляева) в связи с преклонным возрастом (87 лет) и по состоянию здоровья решено уволить на покой с назначением архиерейской пенсии; епископом Виленским и Литовским назначен архимандрит Антоний (Черемисов); архиепископ Лазарь (Швец) освобожден от управления Аргентинской епархией и от обязанностей патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки и назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки назначен епископ Тернопольский и Кременецкий Марк (Петровцы); епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии,  назначен наместник Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры архимандрит Ионафан (Елецких); епископом Азовским, викарием Ростовской епархии, определено быть архимандриту Сергию (Полёткину), клирику Ростовской епархии. Синод определил епархиальным архиереям Смоленской епархии впредь именоваться «Смоленский и Калининградский». Был заслушан доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, об Экзархате Центральной и Южной Америки. Согласно решению Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, приуроченного к 1000-летию Крещения Руси, в части,  касающейся канонизации святых, Синод постановил: образовать комиссию по вопросам канонизации святых в следующем составе: Синод утвердил состав Комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, репрессированных в советское время.

http://pravoslavie.ru/5413.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010