-  Есть ли у нынешнего Фестиваля своя специфика? - Основная задача наша – проповедь Слова Божьего. Вместе с этим мы пытаемся донести до журналистов смысл проблем, которыми обеспокоена наша Церковь. Главная тема Фестиваля в этом году – свобода и достоинство личности. Обсуждение этой темы будет базироваться на «Декларации достоинства  личности», принятой Юбилейным Всемирным русским народным собором. Эта «Декларация» исходит из христианской антропологии, тогда как Декларация прав человека, на которую опирается правозащитное движение, во многом противоречит христианскому пониманию человека. Изначально гуманные идеи, дойдя до своего логического завершения, извратились и стали инструментом борьбы с Церковью и христианством в целом. Недавно в Швеции приговорили к заключению пастора, сказавшего на проповеди, что гомосексуализм – это грех. Эти слова были сочтены нетолерантными. Сейчас нам это кажется чем-то диким и противоречащим здравому смыслу. Однако уже завтра такое может произойти у нас, ведь согласование российского права с международным приведет к применению норм закона, основанных на идеологии прав человека и в России. Церковь будет до последнего отстаивать свободу человека, свободу его выбора. Мы никогда не согласимся на любые формы тоталитаризма под маской политкорректности и толерантности. Как ожидается, на открытии фестиваля председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Кирилл выступит с рядом важных заявлений по этому поводу. Кроме того, нынешний фестиваль посвящен пятнадцатилетию Всемирного православного русского вещания - Радио «Радонеж». Это народное радио в прямом смысле этого слова, голос правды и совести. «Радонеж» выработал свой уникальный стиль общения, внес новую интонацию в журналистское сообщество. Мы принципиально не работаем с профессиональными дикторами. Автор у нас – не журналист, а носитель идеи, которую мы хотим преподать нашим слушателям. У нас выступают пастыри, которые по 40-50 лет стояли у престола Божия. Ведь это очень важно иметь возможность услышать речь по-настоящему церковного человека, который находится в Духе Божием.

http://pravoslavie.ru/4709.html

Архиерей 3 марта 1976 года Священный Синод решил возвести архимандрита Кирилла в сан епископа. Инициатором хиротонии 29-летнего архимандрита был митрополит Никодим. «Он хотел, чтобы мое рукоположение было еще раньше. Я его просто упросил этого не делать. Я не стремился к епископству, — вспоминал впоследствии будущий Патриарх Кирилл. — Вернувшись из Женевы, я полностью увлекся той работой, которую должен был делать как ректор... Я был так увлечен, что менее всего думал о епископской хиротонии. Но владыка Никодим проявил настойчивость, и мое рукоположение состоялось... Я принял это как данность, как волю Божью»4. 13 марта 1976 года в академическом храме состоялось наречение архимандрита Кирилла во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. На следующий день в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры отец Кирилл был хиротонисан во епископа5. Став архиереем, ректор с еще большей ревностью продолжил свои труды по управлению Духовными школами. Он был председателем совета академии и семинарии, распорядительного собрания, Библейской группы, приемно-экзаменационной комиссии, координационной группы по внедрению семинаров в учебный процесс, заведующим кафедры Священного Писания, а с 1982 года и классным наставников (куратором) одного из курсов духовной академии6. 18 ноября 1976 года епископ Кирилл был назначен заместителем Пат­риаршего Экзарха Западной Европы митрополита Никодима (Ротова). 2 сентября 1977 г. он был возведен в сан архиепископа. В следующем году, после кончины митрополита Никодима, 12 октября архиепископ Кирилл был освобожден от должности заместителя Экзарха и назначен управляющим патриаршими приходами в Финляндии. С 25 июля 1979 по 1984 год он был заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии при Ленинградской митрополии. 28 марта 1978 года архиепископ Кирилл был утвержден Святейшим Пат­риархом Пименом в звании доцента по кафедре догматического богословия Ленинградской академии. На посту ректора Одно из важнейших достижений владыки на посту ректора — первое значительное расширение площади Ленинградских духовных школ с момента их возрождения в 1946 году. 30 августа 1977 года на заседании совета академии архиепископ Кирилл сообщил о завершении капитального ремонта здания, переданного в аренду академии согласно решению Ленгорисполкома от 4 апреля 1977 года (наб. Обводного канала, д. 13а). Оно было приспособлено под студенческое общежитие и лазарет. На 1 сентября было назначено освящение, которое совершил владыка Кирилл. Ректор также проинформировал членов совета, что Ленгорисполком согласен передать академии части ее здания (наб. Обводного канала, д. 17), занятой учебным комбинатом «Главзапстроя». Однако эта передача предусматривалась только тогда, ­когда учебный комбинат освободит помещения (этого события пришлось ждать около десяти лет)7.

http://e-vestnik.ru/analytics/patrarhu_7...

Больше года уже прошло после предсказанного Чазовым срока, состояние Предстоятеля с каждым днём ухудшалось, и уже было очевидно, что в 1990 году предстоят выборы нового Патриарха. Митрополит Алексий, безусловно, являлся самым ярким и наилучшим соискателем Патриаршего престола. За годы своего архиерейского служения он сделал благих дел больше, чем кто бы то ни было, его более других уважали и внутри страны, и в мире, причём, не только православном и не только христианском. Весь его облик, природа и поведение выявляли в нём богоизбранность. И, тем не менее, он нисколько не лукавил, говоря, что в 1990 году не рассчитывал, что его изберут Патриархом, поскольку волею обстоятельств чаша весов склонялась в пользу соискателей украинцев — митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко ). Только потому, что возникла тяжелейшая обстановка на Украине, грозившая отпадением Украинской Церкви от Московского Патриархата, а архиерей, имевший украинское происхождение, мог исправить ситуацию. Однако Патриаршие выборы 1990 года вновь показали людям, что Господня воля всегда выше и неизмеримо сильнее любых человеческих обстоятельств! Итак, к началу 1990 года положение на Украине стало главной бедой Русской Православной Церкви. Пытаясь как-то уладить дело, Синод пошёл на разработку нового положения об Украинском и Белорусском Экзархатах, которое давало бы им больше автономии и финансовой независимости, разрешало иметь собственный Синод. Положение взялся разрабатывать новый председатель Отдела внешних церковных сношений архиепископ Кирилл (Гундяев) , сменивший на этом посту митрополита Филарета (Вахромеева). Но к январю 1990 года раскол на Украине разлился во всю ширь. Сказывался сговор Горбачёва с Римским папой, ведь раскольники получили поддержку не у кого-нибудь, а у человека, возглавляющего советскую империю! Митрополит Филарет (Денисенко) ничего не мог поделать, да он и не имел к себе ни капли уважения в собственном Экзархате, поскольку, как пишет в своей книге «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997» В. И. Петрушко , то была «личность откровенно коррумпированная и безнравственная. Ни для кого на Украине не было секретом, что митрополит открыто попирал монашеский обет безбрачия, сожительствуя с некоей Евгенией Родионовой». Эта властная женщина, дочь высокопоставленного украинского советского чиновника, с юности являлась его незаконной супругой. Денисенко был при ней подкаблучником, и в народе Евгению Петровну именовали “владычицей Киевской и всея Украины”. Одиозная личность Экзарха Украины немало способствовала дискредитации Русской Православной Церкви и ее Украинского Экзархата. Митрополит Филарет, управлявший Киевской митрополией грубо и деспотично, стал причиной ухода из юрисдикции Московского Патриархата множества клириков и мирян, не желавших более испытывать на себе произвол первоиерарха Украинской Церкви».

http://pravoslavie.ru/57900.html

В 1947 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) он был рукоположен во иерея и назначен штатным священником в церковь Смоленской иконы Божией Матери, что на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Через 10 лет после хиротонии отца Михаила священный сан принял его отец Василий Степанович Гундяев, прослуживший до конца своей долгой жизни на отдаленном приходе Уфимской епархии. Скончался протоиерей Михаил Гундяев 13 октября 1974 года, будучи настоятелем Никольского храма на Большой Охте. Раиса Владимировна Гундяева была преподавателем немецкого языка в школе, впоследствии домохозяйкой; скончалась в ноябре 1984 года. Вечером того же дня Патриарх совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в храме св. апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ, где он учился, а впоследствии, в 1975-1984 гг, был ректором. 4 апреля 2009 года Патриарх Кирилл посетил храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. В слове к собравшимся Патриарх отметил, что именно в этом храме началась его христианская жизнь. " Именно здесь в 1947 году начал свое служение мой родитель протоиерей Михаил и я, родившийся в 1946 году, свои первые церковные воспоминания связываю с этим храмом " , - сказал предстоятель РПЦ. Затем Патриарх совершил молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. В тот же день, 4 апреля, предстоятель РПЦ посетил подворья Оптиной пустыни и Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской епархии, Князь-Владимирский собор, церковь Владмирской иконы Божией Матери, Воскресенский Новодевичий монастырь. Затем Патриарх Кирилл направился на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где совершил литию на могиле митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). После литии была также возглашена «Вечная память» митрополитам Антонию (Мельникову) и Иоанну (Снычеву), чьи могилы находятся на этом же кладбище. Митрополит Никодим (Ротов, 1929-1978) — выдающийся иерарх РПЦ. С 1963 года — до конца жизни возглавлял Ленинградскую епархию; в 1960-1972 гг. председатель Отдела внешних церковных сношений; с 1974 года - Патриарший экзарх Западной Европы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1970 г. поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки. В том же году удостоен права ношения двух панагий; присуждена ученая степень магистра богословия. 25 июня 1970 г. назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви. 30 мая 1972 г. согласно прошению освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений в связи с перенесенной тяжелой болезнью. При этом был оставлен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; также было поручено архипастырское окормление находящихся в Финляндии приходов, которые относятся к ведению Московского Патриархата. 3 сентября назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. 24-25 октября в связи с 20-летием Христианской богословской академии в Варшаве Сенат и Совет академии присудили митрополиту Никодиму почетную степень доктора богословия honoris causa за большие заслуги в области экуменической и миротворческой деятельности. С 23 ноября по 10 декабря 1975 г. возглавил делегацию Русской Православной Церкви на V Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби и был избран президентом Всемирного совета церквей. Заслуги Высокопреосвященнейшего Никодима перед Русской Православной Церковью были отмечены многими наградами, в том числе орденом святого равноапостольного князя Владимира (I, II, и III ст.); он был удостоен права ношения второй панагии и права служения с предносным крестом. Кроме того, он был награжден многими орденами Поместных Православных Церквей и других церквей, а также государственными орденами ряда стран: Греции (орденом Феникса), Ливана (орденом Ливанского Кедра), Югославии (орденом Югославского знамени). Был почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий. Входил в правление Союза Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и правление Советской ассоциации дружбы с народами Африки. Митрополит Никодим скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 г. в Ватикане, куда прибыл по поручению Священного Синода во главе делегации Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198725...

В 1990-1994 годах рядом с собором был построен Благовещенский храм-крестильня. В 2000-2021 годах в Успенском соборе пребывали мощи святителя Иннокентия Пензенского — одна из главных святынь епархии. За алтарем собора покоится прах архиепископов Феодосия (Погорского; перезахоронен из Уфы в августе 1996 года) и Серафима (Тихонова). В 2015-2017 годах над их погребением был построен небольшой храм-усыпальница в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя обоих владык по их мирским именам. С 2014 года при храме действует музей архиепископа Серафима (Тихонова). Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов), почти 22 года управлявший Пензенской епархией , и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл находились в дружеских отношениях. Оба они — выпускники Ленинградской духовной академии и воспитанники митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) . Владыку Серафима митрополит Никодим рукоположил в иеродиакона в храме апостола Иоанна Богослова при Ленинградской духовной академии 21 мая 1965 года. В дальнейшем владыка Никодим руководил первыми шагами своего воспитанника, включал его в состав делегаций в международных поездках от Отдела внешних церковных сношений. В частности, в ноябре 1969 года состоялась поездка в Японию, делегацию возглавлял митрополит Никодим как председатель ОВЦС, в составе делегации также были: епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) — будущий Патриарший экзарх всея Беларуси, будущий архиепископ Пензенский иеромонах Серафим и иеромонах Кирилл — будущий Патриарх Московский. Это была их первая совместная международная поездка. Через год, в ноябре 1970 года, на тот момент уже игумен Серафим был назначен членом и секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме . В ноябре 1970 года он прибыл на Святую Землю, там находилась паломническая делегация во главе с митрополитом Никодимом, в составе которой также присутствовал будущий Предстоятель Русской Церкви. Именно эта делегация вводила в курс дел в Русской духовной миссии вновь прибывшего игумена Серафима.

http://patriarchia.ru/db/text/5938076.ht...

В 1990 г. в Русской Церкви было уже более 10 тысяч приходов. Количественный рост Церкви сопровождался кардинальными переменами в ее социальном и политическом положении. Впервые после более чем 70 лет Церковь вновь стала неотъемлемой частью общества, признанной духовно-нравственной силой, обладающей высоким авторитетом, и, что не менее важно, обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей, определять свое место в обществе. «Во многом тот образ Церкви, который сформировался сегодня, — вспоминал впоследствии владыка Кирилл, — зависел от работы Отдела внешних церковных сношений, хотя я ни в коем случае не берусь утверждать, что это целиком и полностью результат нашей работы: вся Церковь в этом участвовала во главе со Святейшим Патриархом. Но на своем участке мы делали все, что было можно, чтобы место Церкви в нашем обществе изменилось. Ведь мы начали с того положения, которое занимали во времена Советского Союза, когда Церковь была практически вне общественной жизни, была искусственно изолирована от общества». В эти годы ОВЦС стал своеобразным «инкубатором», в котором рождались и развивались новые направления деятельности Русской Православной Церкви. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности митрополит Кирилл инициировал создание таких синодальных отделов, как: Кроме того, митрополитом Кириллом или под его непосредственным руководством были разработаны, а затем утверждены Священным Синодом или Архиерейским Собором следующие общецерковные документы: «Концепция по возрождению благотворительности и религиозного образования» (1991 г.); «Концепция взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» (1994 г.); «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.); «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.). В 1995 г. митрополит Кирилл представил Священному Синоду далеко не полный перечень задач ОВЦС в области «внутренней политики»: выработка концептуальных решений по устройству Церкви; поддержание связей с государственными органами РФ и стран ближнего зарубежья, культурными, научными, предпринимательскими, общественными организациями, СМИ; межнациональные отношения; противостояние прозелитизму и сектам; возрождение взаимодействия с армией, социальная работа и т.д.

http://patriarch.patriarchia.ru/nachalo-...

В больнице состояние Блаженнейшего Патриарха Диодора постоянно ухудшалось, и 19 декабря в 22:00 в день памяти святителя и Чудотворца Николая Блаженнейший скончался. На следующий день, 20 декабря, Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви на своем внеочередном заседании избрал Местоблюстителя Патриаршего Престола, которым стал Высокопреосвященнейший митрополит Петрский Корнилий. В тот же день Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Корнилий направил Святейшему Патриарху Алексию II извещение: " С прискорбием сообщаем Вашему Возлюбленному Блаженству, а через Вас и всей Вашей Святой Церкви, что в четверг 6/19 декабря 2000 года в 22.00 от сердечного приступа скончался блаженной памяти Отец наш и Патриарх Диодор I. Сегодня наш Священный Синод избрал Нас Местоблюстителем Иерусалимского Патриаршего Престола. Испрашиваю молитв Вашего Блаженства и Вашей Святой Церкви об упокоении души приснопамятного Патриарха Диодора I в селениих праведных, об укреплении нашего осиротевшего Братства и об избрании достойного преемника Патриаршего Престола на благо нашей Святой Церкви " . 20 декабря по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Диодора на имя Местоблюстителя Патриаршего Престола Высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил телеграмму с соболезнованием. Выражая свою сердечную боль по случаю этой утраты, Святейший Патриарх Алексий сказал: " Глубокой скорбью отозвалось в наших сердцах известие о кончине Блаженнейшего Патриарха Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Диодора. Окончил свой земной путь великий муж веры, ревностный Архипастырь стада Христова, усердный молитвенник за род христианский у Живоносного гроба Господня. Разделяя вместе с Иерусалимской Православной Церковью тяжесть понесенной утраты, возносим наши молитвы и воздыхания Владыке жизни и смерти Господу нашему Иисусу Христу о упокоении блаженно почившего Первосвятителя в селениях праведных " . Соболезнования были направлены также от Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и от Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/dio...

В конце 1969 г. Синод Русской Церкви издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви. «Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков. Определение Священного Синода. (16.12.1969) Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не Через три месяца после этого решения митр. Никодим Ленинградский дал свое разъяснение по поводу этого решения: «Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков. (17.3.1970) В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение: Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию, а также члены Римско-Католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователи старообрядческого и католического исповеданий не имеют возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства. При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них. Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Вот и пространство для злоуптребленией

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

В конце июня в Таллинн приезжал архиепископ Иоанн, который давал интервью для эстонской прессы и во время совершаемого архиепископом Корнилием богослужения фотографировался на фоне Александро-Невского кафедрального собора. Останавливался он в доме, прежде принадлежавшем собору, а теперь несправедливо переданном в ведение г-на Хенна Тоссо. Затем архиепископ Иоанн объезжал приходы в Тарту, Кохила и др. Если в Успенском приходе в Тарту о. Симеоном Кружковым игнорируется желание подавляющего большинства постоянных прихожан (св. 500 чел.), чтобы богослужения проводились священником, назначенным архиепископом Корнилием, разве не является этот приход «спорным», и разве не будет более справедливым, чтобы прихожане свободно выразили свою волю во время планируемых нами, согласно соглашению, приходских собраний на неопределившихся приходах? Если в Тарту о. Симеон определился с выбором константинопольской юрисдикции, это не означает, что большинство прихожан согласны с этим, так же как в Вярске принадлежность о. Алексия Самолдина Московскому Патриархату не означает, что его прихожане разделяют эту позицию. Наличие гражданской регистрации того или иного прихода также не всегда соответствует выбору большинства прихожан константинопольской юрисдикции. Поэтому мы и решили с Вами направить в Эстонию представителей обеих сторон, чтобы изучить, какие из приходов являются спорными, и чтобы провести подготовку в этих приходах собраний с участием совместной делегации. Непонятно, чем Вас смутил факт сослужения нашего представителя в свято-Георгиевском храме Тарту, стопроцентно определившемся в верности Московскому Патриархату, и почему это противоречит достигнутому между ним и о. Хейкки Хуттуненом соглашению в отношении их встречи 22 июля? Почему этому не противоречит активная деятельность о. Хейкки: совершение им богослужений в спорных приходах в Выру и Саагсе, проведение семинаров в Вярске, чтение лекций в Тартуском университете? Такая миссионерская активность была бы более уместной после решения юрисдикционного вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010