Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены — митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии — по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии. В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются: Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев); митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан); митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров); митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев); митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков); митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ; митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков); митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев); В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец); митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал); архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов); епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин); епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских); Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-spr...

7-9 августа 1958 года в Утрехте состоялась двусторонняя встреча представителей ВСЦ и Московского Патриархата. Делегацию ВСЦ возглавил генеральный секретарь ВСЦ доктор Виллем Виссерт Хуфт, делегацию Русской Церкви — председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС) митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) . С 3 по 19 декабря 1959 года с ответным и первым официальным визитом в СССР прибыла делегация ВСЦ во главе с Виссертом Хуфтом. Сопровождал делегацию заместитель председателя ОВЦС архимандрит Никодим (Ротов), занявший эту должность 4 июня того же Несмотря на наметившийся прогресс в развитии отношений, дальнейший диалог оказался под угрозой. С одной стороны, политические и церковные круги Запада не хотели видеть Русскую Православную Церковь в составе влиятельной международной С другой — ухудшились отношения председателя ОВЦС митрополита Николая с руководством Совета по делам Русской Православной Не без давления со стороны советской власти 21 июня 1960 года Священный Синод принял решение освободить митрополита Николая (Ярушевича) от должности председателя ОВЦС. Новым главой отдела с возведением в епископский сан с титулом епископа Подольского, викария Московской епархии , был назначен архимандрит Никодим (Ротов). Перед новопоставленным епископом и главой ОВЦС стояла непростая задача. В 1958 году началась еще одна волна масштабных притеснений Церкви в СССР, вошедшая в историю как «хрущевские гонения». Во многом именно антицерковная политика советского руководства повлияла на отставку митрополита Николая (Ярушевича), который в завершающий период своей церковно-дипломатической деятельности вступил в почти открытый конфликт с Советом по делам Русской Православной Церкви. Возглавив ОВЦС, епископ Никодим (Ротов) избрал другую тактику. Исходя из патриотических позиций, владыка Никодим всемерно поддерживал внешнюю политику советской власти, что увеличивало возможности для расширения внешних контактов и упрочения позиций Русской Церкви не только в межхристианском диалоге и сфере межрелигиозных контактов, но и в целом на международной арене.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055224...

В статье кандидата исторических наук, доцента кафедры новой и новейшей истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Светланы Валерьевны Григорьевой рассматривается история создания Русских духовных миссий в Абиссинии во второй половине XIX — начале ХХ в. По мнению ряда представителей правящей элиты и Русской Православной Церкви, именно церковные контакты в условиях обострения борьбы за Африканский континент могли стать базой и прикрытием для развития официальных дипломатических отношений между Эфиопской и Российской империями, заинтересованными в получении военно-морской базы или порта на берегу стратегически важного Красного моря. Институт духовных миссий к этому времени стал важным инструментом «мягкой силы» в деле знакомства зарубежной общественности с Русским миром, достижениями российской культуры и цивилизации. Идея создания Русской духовной миссии в Абиссинии принадлежала архимандриту (позже епископу) Порфирию (К. А. Успенскому), который был инициатором организации и главой подобной структуры в Иерусалиме (1847–1853) и понимал важность установления русско-эфиопских связей. Обострение ситуации на Ближнем Востоке в 1850 гг. и начавшаяся Крымская война не позволили Порфирию осуществить задуманное. Его планы с разной степенью успешности попытались реализовать позднее архимандриты Паисий (В. Ф. Балабанов) в 1888–1889 гг., Ефрем (М. М. Цветаев) в 1894–1895 гг., иеромонах Антоний (А. К. Булатович) в 1911 г. В работе осуществлен анализ этих попыток и их результатов. 18 марта 2024 15 марта 2024 Статья протоиерея Сергия Звонарёва призвана послужить популяризации опыта взаимоотношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей в период возглавления Отдела внешних церковных сношений одним из наиболее ярких иерархов Русской Церкви второй половины XX столетия – митрополитом Никодимом (Ротовым). Достижению поставленной цели служат обработка и анализ материалов архива Отдела внешних церковных связей и Государственного архива Российской Федерации, фонды которых содержат документы, раскрывающие характер двусторонних церковных контактов, специфику служения Русской духовной миссии в Иерусалиме. Русское церковное представительство на Святой Земле выполняло как историческую миссию – служение нуждам паломников и поддержание отношений со священноначалием Иерусалимской Церкви, – так и обеспечивало широкий круг представительских контактов, в том числе с государственными властями и дипломатами. На положении Русской духовной миссии в Иерусалиме сказывалось состояние советско-израильских и советско-иорданских отношений. В то же время, несмотря на изменения политического климата, Московский и Иерусалимский Патриархаты стремились сохранять братское общение.

http://bogoslov.ru/topic/269851

Председатель Отдела внешних церковных связей отметил произошедшее в минувшем году существенное улучшение взаимоотношений с Константинопольским Патриархатом. «Оно произошло по личной инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и было вызвано сознанием необходимости более тесного соработничества Поместных Православных Церквей во всех сферах церковной жизни, в том числе в церковно общественных отношениях, – подчеркнул архиепископ Иларион. – Состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинополь. Это был первый визит в серии официальных визитов Патриарха как новоизбранного Предстоятеля Церкви».  Владыка Иларион также напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл будет посещать Поместные Православные Церкви в соответствии с тем официальным порядком, которому они следуют в диптихах. Римо-Католическая церковь: работа над решением проблем «Продолжается и какой-то степени интенсифицируется диалог с Римско-Католической Церковью – одним из событий прошедшего года был мой визит в Рим, встреча и общение с Папой Римским Бенедиктом XVI, общение с руководителями основных подразделений Римской курии, – сказал далее архиепископ Иларион. – Мы работаем над решением тех проблем, которые еще существуют в наших взаимоотношениях». Он отметил, что к числу вопросов, серьезно препятствующих серьезному улучшению взаимоотношений,  прежде всего относятся вопросы, связанные с межконфессиональной ситуацией на Западной Украине. В прошедшем году Отдел участвовал в поддержании межрелигиозных контактов, продолжалась работа по линии контактов с соотечественниками. ОВЦС также помогал Святейшему Патриарху в решении тех вопросов и проблем, которые существуют сейчас на Украине. «Думаю, что по всем этим направлениям и по ряду других направлений мы будем продолжать работать в новом году», – сказал Владыка Иларион. Планы на 2010 год Затем он ознакомил собравшихся с планами Отдела внешних церковных связей на 2010 год. «Мы намерены продолжать активно взаимодействовать с Константинопольским Патриархатом и придерживаться той линии, которая была выработана в ходе визита Святейшего Патриарха Кирилла в Константинополь летом 2009 года. В двадцатых числах мая планируется визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. Предполагается, что Патриарх посетит Москву, Владимир и Суздаль, Санкт-Петербург. Это будет первый за последние много лет официальный визит Константинопольского Патриарха в Русскую Православную Церковь», – сказал архиепископ Иларион.

http://pravmir.ru/vneshnie-snosheniya-ce...

Святейший Синод в качестве органа высшей церковной власти просуществовал почти двести лет. Лишь в 1917 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении на Руси Патриаршества. Тогда же было образовано два коллегиальных органа под председательством Патриарха для управления Церковью в период между Поместными Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет, впоследствии упраздненный. Положением об управлении Русской Православной Церковью, принятым на Поместном Соборе 1945 года, в число постоянных членов Священного Синода включались митрополиты Крутицкий, Киевский и Ленинградский. Архиерейский Собор 1961 года ввел в Синод на постоянной основе Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений. В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в Священный Синод Русской Православной Церкви входят его Председатель – Патриарх Московский и всея Руси, семь постоянных и пять временных членов. Постоянными членами Синода являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдавии; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии, являющийся секретарем Священного Синода. Заседания Синода проходят в две сессии: летнюю – с марта по август, и зимнюю – с сентября по февраль. Временными членами Синода становятся епархиальные архиереи, которые вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии (времени возведения в епископский сан). Решения принимаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов, при равенстве которых голос Председателя является решающим. В обязанности Священного Синода входит рассмотрение широкого круга внутрицерковных (вероучительных, канонических, дисциплинарных, финансовых и имущественных) вопросов, избрание, назначение и перемещение архиереев, образование и упразднение епархий, поддержание межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных контактов, формирование церковно – государственных отношений. Священный Синод может обращаться со специальными посланиями к пастве Русской Православной Церкви. Как орган управления Синод имеет штамп и круглую печать с надписью: «Московский Патриархат – Священный Синод».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Седьмого — девятого августа 1958 года в Утрехте состоялась двусторонняя встреча представителей ВСЦ и Московского Патриархата. Делегацию ВСЦ возглавил генеральный секретарь ВСЦ доктор Виллем Виссерт Хуфт, делегацию Русской Церкви — председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС) митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) . С 3 по 19 декабря 1959 года с ответным и первым официальным визитом в СССР прибыла делегация ВСЦ во главе с Виссертом Хуфтом. Сопровождал делегацию заместитель председателя ОВЦС архимандрит Никодим (Ротов), занявший эту должность 4 июня того же года 2 . Несмотря на наметившийся прогресс в развитии отношений, дальнейший диалог оказался под угрозой. С одной стороны, политические и церковные круги Запада не хотели видеть Русскую Православную Церковь в составе влиятельной международной организации 3 . С другой — ухудшились отношения председателя ОВЦС митрополита Николая с руководством Совета по делам Русской Православной Церкви 4 . Не без давления со стороны советской власти 21 июня 1960 года Священный Синод принял решение освободить митрополита Николая (Ярушевича) от должности председателя ОВЦС. Новым главой отдела с возведением в епископский сан с титулом епископа Подольского, викария Московской епархии , был назначен архимандрит Никодим (Ротов). Перед новопоставленным епископом и главой ОВЦС стояла непростая задача. В 1958 году началась еще одна волна масштабных притеснений Церкви в СССР, вошедшая в историю как «хрущевские гонения». Во многом именно антицерковная политика советского руководства повлияла на отставку митрополита Николая (Ярушевича), который в завершающий период своей церковно-дипломатической деятельности вступил в почти открытый конфликт с Советом по делам Русской Православной Церкви. Возглавив ОВЦС, епископ Никодим (Ротов) избрал другую тактику. Исходя из патриотических позиций владыка Никодим всемерно поддерживал внешнюю политику советской власти, что увеличивало возможности для расширения внешних контактов и упрочения позиций Русской Церкви не только в межхристианском диалоге и сфере межрелигиозных контактов, но и в целом на международной арене.

http://e-vestnik.ru/analytics/vernyy_cvi...

События революционного лихолетья, войн и потрясений надолго прервали живую связь Русской Палестины с Родиной. Хочется с благодарностью вспомнить имена видных деятелей русского церковного зарубежья, «бодрствовавших на страже» (Иез. 40:45) и много сделавших в это трудное время для сохранения российского православного наследия в Святой Земле — митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), архимандрита Киприана (Керна). В то же время Российское Палестинское Общество, включенное в структуру Академии наук СССР, хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, с честью продолжило традиции отечественного востоковедения. С большим духовным удовлетворением хочу напомнить, что при возрождении деятельности Общества в 1950 г., первое заявление о вступлении в него было подано Председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). В начале 90-х годов XX столетия, в условиях всестороннего обновления жизни страны и Церкви, Палестинское Общество восстановило и историческое название, и традиционные уставные функции, а главное — были воссозданы духовные узы, связывающие его с Матерью-Церковью. Согласно новому уставу Патриарх Московский и всея Руси возглавляет Комитет почетных членов Общества, в состав которого входят видные государственные и общественные деятели. Постоянным членом Совета является Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 5:21). Продолжения и укрепления русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня, требуют честь и достоинство России, верность памяти предков, долг совести и веры. В совместных усилиях Церкви и Императорского Православного Палестинского Общества по возвращению национального достояния в Святой Земле, мы видим необходимую и важную часть работы по возвращению нашему Отечеству подобающего и достойного места в современном мировом сообществе. Хотел бы сердечно поздравить многоуважаемого Сергея Вадимовича Степашина с избранием на должность Председателя Императорского Православного Палестинского Общества.

http://patriarchia.ru/db/text/258614.htm...

В дек. 1963 г. по инициативе Ленинградского и Ладожского митр. Никодима (Ротова) при Отделе внешних церковных сношений (с 2000 Отдел внешних церковных связей ) (ОВЦС) был создан филиал аспирантуры МДА, в котором проходили обучение сотрудники отдела. Выполняя функции повышения квалификации церковно-адм. кадров, филиал аспирантуры подготавливал священнослужителей для служения на зарубежных приходах. Среди выпускников - Киевский и всея Украины митр. Владимир (Сабодан), председатель ОВЦС Волоколамский митр. Иларион (Алфеев). В нач. 80-х гг. ХХ в. в филиале аспирантуры преподавал Кирилл (Гундяев; ныне Патриарх Московский и всея Руси). В филиале аспирантуры состоялись 46 выпусков. Эмблема Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 2013 г. Решением Синода РПЦ от 31 марта 2009 г. по инициативе Патриарха Кирилла филиал аспирантуры при ОВЦС был преобразован в Общецерковную аспирантуру, ректором к-рой был назначен Волоколамский еп. Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС. Обязанности председателя Наблюдательного совета аспирантуры принял на себя Патриарх Кирилл. 7 мая 2009 г. был принят подготовленный Рабочей группой под председательством архиеп. Илариона (Алфеева) устав и изменено название - «Общецерковная аспирантура и докторантура святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». 27 июля того же года Синод одобрил итоги деятельности Рабочей группы и утвердил Устав ОЦАД. Были сформированы 9 кафедр: богословия, внешних церковных связей, библеистики, истории, церковных искусств и археологии, управления и канонического права, церковно-практических наук, философии, древних и новых языков. В сент.-окт. 2009 г. прошли первые вступительные экзамены на кандидатскую и докторскую программы. Также была открыта 2-годичная программа курсов повышения квалификации, к-рые не подразумевали написания итоговой квалификационной работы (с 2011 набор не проводился). В апр. 2010 г. был подписан договор с Московским гос. лингвистическим ун-том с целью обеспечить преподавание в ОЦАД иностранных языков, в т. ч. редких. В 2010 г. в ОЦАД была открыта магистратура. 4 сент. 2012 г. состоялись первые защиты докторских диссертаций, 3 сент. 2013 г.- кандидатской диссертации, 18 дек. того же года - магистерских работ. Диссертационные советы

http://pravenc.ru/text/2578107.html

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010