25/8 Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римского (101), и Петра, архиепископа Александрийского (311). Равноапостольного Климента, архиепископа Охридского, просветителя Словенского, Болгарского чудотворца (916). Исааковской (1661) и Двинской икон Божией Матери. Тропарь священномученикам Клименту и Петру, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому, глас тойже Иже от Бога чудодействы/преславно удивляя вселенныя концы мира,/священный страдальче,/паче естества морю, составы водам содеваеши разделение,/в честней памяти твоей,/всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь,/чудесным твоим мощем;/и по всенародном хождении,/море во едино течение чудодетельне твориши,/Клименте предивный,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь священномученику Петру, архиепископу Александрийскому, глас 8 От Вышняго суда Христова предстательствова стаду,/на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/отгнав Ария, яко волка некроткаго,/вшедшаго в них безбожными учении./Темже и душу твою положил еси за них,/пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/иерарше Петре блаженне,/моли Христа Бога грехов оставление даровати/чтущим любовию святую память твою. Кондак общий священномученикам Клименту и Петру, глас 4 Церкве недвижимии и Божественнии Божественнии столпи, воистину крепцыи,/Клименте с Петром всехвальнии,/вашими молитвами соблюдите вся. Кондак священномученику Клименту, глас 2 Божественнаго винограда священноодеянна/всем лоза явися,/каплющи сладость премудрости,/молитвами твоими, всечестне;/да тебе исткану, яко багряницу,/песнь мысленную принесем,/Клименте святе,/спаси рабы твоя. Кондак священномученику Петру, глас 3 Православными повелении Церковь просветил еси,/за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/Ария отступника отгнав,/темже твою пречестную память совершающе,/православно вопием:/радуйся, Петре, каменю веры. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12/25 Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийского (313) 7 . Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704). Тропарь священномученику Автоному, епископу Италийскому, глас 4 И нравом причастник, и престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас 2 Божественная, премудре, непорочне тайноводил еси,/жертва приятна был еси, Богоблаженне,/Христову бо пил еси чашу, преславне,/светильниче всемирный,/моля непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/священномучениче Автономе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь праведному Симеону Верхотурскому на перенесение мощей, глас 4 Днесь радуется славная страна Сибирь,/обретши святыя твоя мощи внутрь себе./Архиереи, священницы и весь сонм людский,/духовне веселящеся, вопием ти: о богомудре Симеоне!/Избави нас, к тебе прибегающих, от всех бед,/просяще податися всем по коегождо прошению/и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./Чтуще же ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение, новый целебниче, вси мы вопием:/слава Давшему тобою всем исцеление! Ин тропарь на прославление, глас тойже Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/да в видения восход обрящеши горе,/и тако не уклонився в лукавствия сердца,/но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих, Симеоне праведне./Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам болящим душевными страстьми/и моли спасти души наша. Кондак на перенесение мощей, глас 4 Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/созывает же люди в пречестный храм святаго Божия архиерея Николая,/идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./Ты бо явился еси граду нашему и всей Сибири врачевство безмездное,/подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвало и утверждение граду нашему. Ин кондак на прославление, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Царство Небесное, которое Бог уготовал человеку, открыто для каждого из нас 4 октября 2020 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту Христову. Затем архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем отдание праздника Воздвижения Креста Господня. И так как этот праздник совпадает с воскресным днем, мы прославляем одновременно, как это часто бывает в богослужебных текстах Православной Церкви, крест и воскресение. Мы славим страсти Христовы, прославляем искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа, и прославляем Его воскресение, которым Он открыл путь к воскресению из мертвых для всякой плоти и для каждого из нас. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос откликнулся на просьбу женщины хананеянки, которая была язычницей, но, узнав о чудотворной силе Иисуса Христа, шла за Ним и просила, чтобы Он сжалился над ее дочерью. Спаситель какое-то время не отвечал ей, и тогда ученики стали приступать и говорить: «Отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15. 23). Но вместо ответа язычнице Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15.24).

http://mospat.ru/ru/news/45358/

25. Пятница. Отдание праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского, и Петра, архиеп. Александрийского. Свт. Климента, архиеп. Охридского, просветителя Словенского, Болгарского. Сщмч. Серафима Остроумова, архиеп. Смоленского . Совершается славословная служба отдания праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы вместе со службой сщмчч. Климента и Петра (без праздничного знака). На вседневной вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и сщмч. Климента, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «По рождестве Твоем...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь, собори верных...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), сщмч. Климента на 4 и сщмч. Петра на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак святых, глас 4-й: «Церкве недвижимии...»; седален сщмч. Климента, глас тот же: «Возсияв, якоже солнца заря...». «Слава» – седален сщмч. Петра, глас 8-й: «От Вышняго суда...», «И ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Непорочная Агница...». По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную руками иереевыми» . (Совершается обычное каждение.) Примечание. «Святым же припеваем стихи песней: в конец же 9-й песни, поет 1-й лик припев праздника, таже катавасия праздника: Таинство странное вижу..., и поклон» (Типикон, 48 глава, 25 ноября).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-08/

23. Среда 5-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Прп. Михаила исп., еп. Синадского. Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. Прп. Паисия Галичского. Обретение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной, Пузовских . Совершается славословная служба отдания праздника Преполовения (по Триоди). Примечание. Рядовая служба Минеи (прп. Михаила исп., еп. Синадского) переносится на повечерие. На вседневной вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника Триоди (Преполовения), глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Празднику преполовляющуся...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику...». По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды; см. в среду Преполовения). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Преполовения: «Море огустил еси...». По 3-й песни – седален Преполовения, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...». «Слава, и ныне» – ин седален Преполовения, глас тот же: «Премудрости воду...». По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й. На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй...». «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Преполовения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Преполовения, глас тот же: «Просветившеся, братие...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-05/

Поучение в день отдания праздника Св. Пасхи Христос Воскресе! Нынешний день, братие христиане, св. Церковь совершает отдание праздника Св. Пасхи. И вот мы после сегодня уже не услышим в Божием храме предорогого и радостного для нас приветствия св. Церкви: Христос Воскресе! – не услышим до тех пор, пока доживем до следующего пресветлого праздника Христова Воскресения, если только на это будет воля Господня. Да, други мои, доживем ли мы, помрем ли, обо всем этом, точно, ведает один Господь; ибо все в Его силе и власти. Но о чем же мы должны теперь помышлять? Чего, всего более, должны себе желать и достигать? Прошу вас выслушать об этом мое скудное слово. Иисус Христос Своею смертью и воскресением сделал для нас все: разрушил темное царство греха и диавола, обновил и освятил нас Своею кровью, отворил нам двери небесного рая и для всех нас приготовил вечное царство на небесах. А это царствие для нас дороже всех земных наших сокровищ и радостей. Об этом-то царствии мы и должны теперь помышлять, его всего более должны желать и достигать. Все земное, как бы ни было дорого, останется на земле, разрушится и истлеет, и ничего мы с собою не возьмем в вечную жизнь. Да и стоит ли теперь много помышлять нам о земном? Здесь – на земле мы нередко испытываем то разные болезни, скорби и печали, то разные неудачи и досады; но в царствии Христовом всем даруется полное здравие, нет там никаких слез и печалей, но для всех приготовлены радости вечные. Здесь мы испытываем нередко крайнюю бедность, иногда с горем и слезами приобретаем себе кусок хлеба, а если, что имеем, то нередко окрадывают и отнимают недобрые люди; но там – в царствии Христовом, никто не останется в бедности, там всем уготованы сокровища неисчислимые, и никто их у нас не отнимет и не украдет. Здесь – на земле, мы нередко наживаем себе врагов и недругов: одни нас ругают и оскорбляют, другие осмеивают и унижают нас, порочат честь нашу пред людьми; но в царствии Христовом живут св. и тихие Ангелы – наши неизменные благодетели, там все для нас друзья, и все друг с другом радуются, там Царь – Иисус Христос любвеобильный и многомилостивый. А сколько греха творится на земле? И сколько людей погибает от греха? Но в царствии Христовом живет одна правда и святость, и все блаженствуют там блаженством вечным, все сияют как солнце. Эти-то радости и блаженство должны укреплять и радовать нас и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Разделы портала «Азбука веры» Скажите пожалуйста,  в Библии пишется что суббота это день когда не делать работу, это день Господа. Библию еще не дочитал. Так как же верно в наше время? этот день суббота или воскресенье? Похожие вопросы 3 Ответа Православная Церковь рассматривает это, в том числе, через призму богослужений. С одной стороны, воскресения (иначе — неделя, День Господень) это не воспоминание, но еженедельное празднование Пасхи, т.е. Воскресения Христова. Для христиан Пасха это главный Праздник всей жизни, и Новозаветная Церковь щедро, каждые 7 дней его отмечает. С другой стороны, суббота важный праздник Ветхозаветной Церкви. И в Православии, суббота если не главный, то по важности почти главный праздник недели. Суббота это день, когда обязательно, как и в воскресенье, служится полная Литургия, чего может не быть в другой день недели. В субботу и воскресенье нет богослужебного поста, даже в строгий телесный пост разрешают вино и масло, ограничивают земные поклоны. Это связано не только с 4й заповедью о субботе из Ветхого Завета ( Исх. 20:10 ), но и с воспоминанием самой главной православной субботы года — с Лазаревой Субботой, когда Христос воскресил своего друга Лазаря, умершего за 4 дня до того. Эта суббота является своего рода предпразднеством самой Пасхи, предвосхищая Воскресение Христова. В этот день стихословят элементы воскресных служб, которые для нас всегда как Пасха. То есть, в богослужении эта суббота — воскресенье. Если вы не знаете, то в богослужебных кругах есть т.н. недельные гласы. Всего 8 недельных поочерёдных гласов, элементы каждого гласа поются на службах целую неделю своим распевом, содержат свои стихи. Так вот, в субботу вечером, происходит смена гласа на следующий, и утренняя служба воскресенья это другой глас. В богослужебном плане, суббота это отдание праздника воскресения (недели) прошлого гласа, и составляет с прошлым воскресением один недельный праздник. Сами апостолы, как члены Ветхозаветной Церкви, соблюдали закон Моисея, и проповедовали в седьмой день, в субботу в синагогах, но Причащались в День Господень, т.е. в следующий день.

http://azbyka.ru/vopros/kakoj-den-bozhij...

Преподобный матере нашея Мелании Римляныни Предписася же служба ея в 30-й день, занеже праздник отдается в 31-й день, и поется вся служба праздника единаго. Вечер обычная кафизма. на Господи, воззвах: стихиры на 6, поемыя на самый праздник. Слава, и ныне, самогласна: Августу единоначальствующу: Прокимен дне. Входа несть. Паремии не чтем. Таже: Сподоби, Господи: и ектения: Исполним: На стиховне стихиры праздника со стихи их. Слава, и ныне, праздника. По Ныне отпущаеши: и по трисвятом тропарь праздника. Также ектения: Помилуй: и отпуст. Святаго же, иже на ряду, поминаем на отпусте. Полунощницу поем по обычаю с кафизмою, и тропари глаголем рядовыя, и молитву: Помяни, Господи, в надежди воскресения: и отпуст. На утрени, на Бог Господь: тропарь праздника трижды. По кафизмах седальны праздника и чтение праздника. Канон первый со ирмосом на 8. Другий канон со ирмосом на 6, ирмосы обою канонов по дважды. Катавасия, ирмос перваго канона, на сходе. По 3-й песни ипакои, глас 8: Начаток языков: По 6-й песни кондак праздника и икос. На 9-й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника, якоже и на самый праздник. Светилен праздника единожды. Слава, и ныне, тойже. На хвалитех стихиры праздника на 4. Слава, глас 6: Егда время: И ныне, глас 2: Днесь: И славословие великое. По трисвятом тропарь праздника. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение в притвор. И час 1-й. Тропарь и кондак праздника. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны обоих канонов песнь 9-я на 8. Антифонов же праздника не глаголем. По входе тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак праздника. Таже, трисвятое. Прокимен, аллилуия и причастен праздника. Апостол и Евангелие дне. Аще ли случится отдание Рождества Христова в Неделю. На малой вечерни стихиры воскресны и Богородицы по обычаю. На велицей вечерни: кафизма 1: Блажен муж: на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и праздника 4, глас 2: Приидите, возрадуемся Господеви: и святых 3. Слава, святых, глас 6: Память совершаем: И ныне, праздника, глас 2: Августу единоначальствующу на земли: Вход, прокимен дне. На литии стихиры праздника. Слава, глас 5: Волсви персидстии: И ныне, глас 6: Ликуют Ангели: На стиховне стихиры воскресны. Слава, святых, глас 6: Священных память: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь: Богородице: дважды и святых единожды: Благовествуй, таже чтение в Посланиих апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

141. Беседа пред пренесением памятников прежняго заложения храма Христа Спасителя, для приготовления к заложению онаго на новом месте (Говорена в Троицкой церкви, что на Воробьевых горах, июня 20; напечатана в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1838 год Нынешний день для собравшихся здесь представляет так много необходимаго дела, что не оставляет много времени для произвольной беседы. Однако надобно же сказать хотя несколько слов, чтобы дать отчет в том, что мы делаем. Некоторое объяснение тем более нужно, что случай, который теперь с нами встретился, не встречался с нами прежде, и не трудно предсказывать, что еще не встретится. Что же значит сие собрание? Какой праздник знаменуется сим собором церковным? Это не праздник, если говорить языком церковным, но «отдание», окончание праздника, который не был вполне торжествован, и вместе «предпразднество», приготовление к празднику, который не вскоре торжествуем будет. Мы призваны сюда, чтобы окончить то, что почти не начато, для приготовления к новому началу. Что могли бы сделать только поздние потомки после отдаленных предков, то нам доводится сделать после наших современников, и частию после самих себя. Александр Благословенный положил в сих местах начало созиданию Храма во Имя Христа Спасителя, в ознаменование царственной благодарности за спасение России. Составлен чертеж здания; избрано место; даны средства сооружения; прошло двадцать лет, в начале которых думали, что к концу сего времени мы увидим здание возрастающим. В столько времени мог бы даже явиться целый храм: и если бы так было, то мог бы он стоять многие веки непоколебимым и неповрежденным, потом опять многие веки могли бы видеть его древним и ветшающим; еще веки нужны были бы для того, чтобы сквозь развалины обнажились самыя основания, и тогда наконец могла бы найтись в них крестообразная дска, знак бывшаго храма, с именем Основателя его Александра, напомнила бы подвиги Великаго Монарха, и дело Его благочестия, и ввела бы размышляющих в думы возвышенныя и печальныя. Какая же то необычайная игра событий, что сие необъятное поприще промелькнуло перед нами, и мы теперь очутились у его последняго предела!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

История праздника Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу . Особенности богослужения Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. На великой вечерни «Блажен муж...» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог Господь...» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф., зач. 71. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую...» не поется, но поются тропари праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010