О стихире «Видехом свет истинный» в чинах литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого Источник В нашей современной церковно – богослужебной практике прочно установился обычай – в чинах литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» отвечать клиру пением стихиры Пятидесятницы: „Видехом свет истинный». Исключение допускается только для всей Пятидесятницы. В это время от первого дня Пасхи до отдания на вышеуказанный возглас клир поет, по Уставу, тропарь праздника: „Христос воскресе» (Типик, изд. Киев. 1824 г. л. 402), а с праздника Вознесения Господня до его отдания – тропарь: „Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» (Никол. Пособ. к изуч. церк. Устав, стр. 470). Так как в Уставе о пении тропаря Вознесению вместо стихиры: „Видехом свет истинный “ ничего не говорится, то в некоторых местах и по преимуществу в юго-западной России заменяют тропарь Вознесению стихом, который положен в Служебнике на ряду и имеет, по своему содержанию, отношение к воспоминаемому событию, а именно: „Вознесыйся на небеса Боже» (Служебн. 1822 г. л. 106 об.). Такая замена в чине литургии св. Иоанна Златоуста и Василия Великого одной стихиры другими стихами и отсутствие каких бы то ни было указаний в Типиконе относительно уместности стихиры: „Видехом свет истинный“ в названных чинах ясно говорят нам о появлении ее в Служебнике в данном месте совершенно случайно и притом сравнительно в недавнее время. Стихира: „Видехом свет истинный» в нашем Служебнике появляется впервые в XVII веке 1 , а до этого времени ответом на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» были слова: „Els πολλο τη δσποτα» 2 , которые клир пел безразлично, совершал ли литургию священник или епископ. Впрочем, и этот ответ явился в наш Служебник не раньше XVI века, потому что в памятниках даже XV века, когда впервые появился у нас возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» 3 , в данном месте мы не находим никакого ответа на него. Отсутствие этой стихиры в данном месте в нашем Служебнике объясняется тем простым обстоятельством что ее не было и в служебниках Церкви греческой 4 и земель юго – славянских 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Скачать epub pdf Отдание праздника Рождества Христова Как только Младенец Христос родился, на Него сразу началось гонение, которое продолжалось до самого Его крестного страдания. Господь на земле основал Церковь , которая есть продолжение Его дела и есть Тело Христово. И с самого начала своего существования Церковь Божия, все люди, которые носят в себе Христа, неизбежно бывают гонимы. Все, кто каким-то образом причастен к Богу, в этом мире гонимы – изначально от дьявола, а потом вообще от всяких носителей зла. Большинство людей привязаны к миру, и каждый чувствует, что нельзя одновременно быть приверженным и миру, и Церкви. Многие интуитивно, даже еще не зная закона Божия, понимают, что, если они станут членами Церкви, то от многого, что есть в миру, им придется отказаться. И поэтому у человека, который только начинает воцерковляться, всегда много вопросов такого рода: что можно, а что нельзя? Он прекрасно чувствует, что в Церкви очень много чего нельзя, а можно совсем немного, и то, что можно, еще очень трудно, оказывается, дается. То есть с точки зрения человека мирского, жизнь церковная – это жизнь каторжная. Потому что человек мирской не знает той радости, какую дает духовная жизнь и какую ни с какими радостями мирскими нельзя сравнить. Именно поэтому, когда люди вкушают эту радость, они становятся навеки учениками Христовыми и готовы отказаться от всех мирских соблазнов, которые раньше для них представляли ценность. И вот Христос начал Свою жизнь тем, что испытал злобу. Царь Ирод ополчился на Этого Младенца. Чем ему Христос мог помешать? Родился Царь Иудейский – значит, конкурент его власти. И вот Ирод убил четырнадцать тысяч детей в Вифлееме и его окрестностях. Ради чего? Оказывается, ни ради чего: через четыре года после рождения Христа он умер, то есть власть все равно от него отошла, а царство, которым он владел, было разделено на части и попало под полный протекторат римлян. Убийство тысяч детей оказалось бессмысленным. Вообще все то зло, которое человек в своей жизни делает, в результате всегда оказывается бессмысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

15. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прп. Варлаама Керетского. Служба прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») – кроме Недели о мытаре и фарисее, в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49) . В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я . Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы. С 15 января и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) – катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю...». Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице (из Октоиха) на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, прп. Павла, глас тот же – 3, и прп. Иоанна, глас 2-й – 3. «Слава» – прп. Иоанна, глас тот же: «Отвергся мира...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – прп. Павла, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е) : «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – прп. Павла, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е): «Творец и Избавитель...» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-28/

Сортировать по Исключить новости Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву 5 апреля, 2005 Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?» История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения праздника По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Литургическое освещение праздника

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

Андрей, Христа ради юродивый, св. Андрей, Христа ради юродивый , св. – Житие этого святого представляет пока великую загадку и вместе, особенно для нас, русских, высокий интерес, так как на основании его жития у нас установлен великий праздникпраздник Покрова Пресвятой Богородицы, которого нет в православной греческой церкви и, кроме того, у нас его житие имело очень большую известность, влияние которой также вопрос высокой важности. Когда жил этот святой – в вв. или в X в., как, когда и с какою целью составлено его житие – в некотором роде богословский трактат, затрагивающий самые разнообразные богословско-философские вопросы, и, наконец – когда и как в связи с этим житием, был установлен у нас праздник Покрова? – Загадку эту недавно попробовал разрешить, по крайней мере, отчасти – наш маститый богослов – агиолог, высокопр. Сергий, архиеп. Владимирский, в исследовании, которое печаталось в «Страннике» и вышло в отдельных оттисках (в 1898 г.), под заглавием: «Св. Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы». Прежде всего, вот житие этого святого, по изложению высокопр. Сергия. «В царствование христолюбивого царя Льва Великого (или Мудрого) был в Константинополе муж, по имени Феогност, почтенный от благочестивого царя саном протоспафария (т. е. начальника телохранителей царских). Впоследствии он тем же царем поставлен воеводою в восточных странах. Хотя он имел и много рабов, но покупал и других, в числе которых был куплен и Андрей. Андрей родом был скиф (славянин). Он был моложе всех вместе с ним купленных господином. Он был благообразен лицом и отдан в научение священным книгам. Отрок не знал еще греческого языка, но, будучи наделен острым умом, скоро изучил греческий язык и усвоил преподаваемые ему божетвенные учения, так что сам учитель удивлялся быстрым успехам его; поэтому Андрей сделался первым из нотарей (т. е. писцов или чиновников по производству разных дел). С усердием и пользою служил он господину и приобрел общую любовь в доме его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в арм. переводе, отмечены особые собрания и чтения на протяжении 8 дней праздника Богоявления, от 6 до 13 янв. ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 223). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, относящемся к VI-VIII вв., особо выделено богослужение 8-го дня после Богоявления и Обновления (соответственно 13 янв. и 20 сент.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. Pt. P. 26; Pt. 2. P. 27 (N 136); T. 2. Pt. 1. P. 47; Pt. 2. P. 39 (N 1254)). В древнейшем Иадгари (Тропологии) VII-VIII вв. (гимнографическом приложении к иерусалимскому Лекционарию, сохранившемся только в груз. переводе) помещены песнопения на 8 дней после праздника Богоявления и перечень прокимнов на тот же период после Обновления ( Метревели. Иадгари. С. 67-73, 314). В новой редакции Тропология IX-X вв. (новом Иадгари) последний день празднования Богоявления и Обновления обозначается термином / (мсгепси/мзгепси - груз. «седмица») и ставится на 13 янв. и 19 сент. соответственно. Кроме того, в этих груз. сборниках отмечается празднование в честь прп. Саввы Освященного 8 и 12 дек., т. е. на 4-й и 8-й день после 5 дек., основного дня его памяти (см.: Sinait. iber. 1, 65 и др.; Описание груз. рукописей: Синайская колл. Тб., 1978. Т. 1. С. 17, 214, 223 и др. (на груз. яз.)). В греч. Тропологии 8-й день Богоявления обозначается как «день восьмой св. Богоявлений. Исполнение (πλρομα) праздника» ( Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии. М., 2012. С. 201). Согласно указаниям Тропология, на каждый день празднования Богоявления, включая 8-й день, полагался особый канон праздника, глас которого обычно совпадал с номером дня (Sinait. gr. ΝΕ. ΜΓ. 5, VIII-IX вв.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи. М., 2012. С. 198-201). Такая практика иногда проявляется и в более поздний период господства Студийского и Иерусалимского уставов: в нек-рых Минеях расширенного состава помещаются особые каноны на каждый день попразднства (Там же. С. 142; см. также: под 7-14 янв. в Минее 1049 г.- Sinait. gr. 595. Fol. 18-38; под 16-23 авг. в Минее XI в.- Sinait. gr. 631. Fol. 52-98).

http://pravenc.ru/text/попразднства.html

Скачать epub pdf ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Общие понятия о них Церковные службы годовые, то есть совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям, которые и раскрываются в изменяемых частях богослужения. Дни годового круга, отмеченные особыми воспоминаниями и предназначением, – это дни праздников и дни Великого поста. Отсюда и годовые службы подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы Святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о Божественном домостроительстве нашего спасения и спасительных плодах его. Отсюда праздники в Церкви получили значение обширной и разнообразной системы нравственно-религиозного обучения и назидания. Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые. Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге – «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» (Типикон, л. 60 об.). Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы; поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие – Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящего праздника совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить по следующей таблице: Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число дней предпраздн. Число дней попраздн. с отдан. Отдание Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 12 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Скачать epub pdf Утреня по современному уставу русской церкви В современном богослужении русской церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) с великим славословием и 3) вседневная. Утреня полиелейная составляет особенность воскресного богослужения и праздников со знаками в уставе Å, È и . Совершается она или в соединении с великой вечерней, образуя вместе с последней всенощное бдение, изложенное во второй главе типикона, или в отдельности от вечерни, в соответствии с 7 главой типикона. Вопросу соединения бденны и полиелейных праздников с воскресной службой посвящены 3 и 4 главы типикона, а соединению тех же праздников с субботой – 15-я. Утреня с великим славословием совершается в дни памяти святых с красным знаком в уставе (. Кроме того она совершается в дни отдания двунадесятых праздников, хотя бы в эти дни не было памяти празднуемого святого, например, 23 августа или 31 декабря. Великое славословие также полагается в субботы: сырную, 5 седмицы великого поста, Лазареву и Великую, в преполовение пятидесятницы, в отдание пасхи и в день Святого Духа. Специальной главы в уставе, где бы излагался этот вид утрени полностью, нет, так как до пения хвалитных псалмов (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) в части последования чина она совершается как вседневная, с пения же этих псалмов – как полиелейная. Утреня вседневная совершается в дни памяти святых с черным знаком в уставе (  или без всякого знака. Порядку отправления этого вида утрени посвящена 9 глава типикона, а для субботнего дня – 12-я. Кроме того, в части переменного состава песнопений даются обстоятельные указания в “Указе о службах всея седмицы” и в “Указе о службе субботней”, помещенных в конце 1 и 2 части октоиха. Постоянный состав песнопений всякой утрени вообще содержится в часослове при псалтири следованной, а ектении и иерейские молитвы – в служебнике. Указания, касающиеся отдельных песнопений, даны в специальных главах типикона: в 11 главе о каноне, в 16 – о светильнах, в 17 – о кафизмах, в 18 – о том, когда следует отправлять канон праздничным порядком (“Поем Господеви”) и когда вседневным (“Господеви поем”); в 19 о рядовой катавасии, в 20 – о днях, когда поется “Честнейшую”, о пении тропарей гл.52. Отдельные частные указания содержатся на ряду в синаксарной части типикона, в минеях, октоихе и триодях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сортировать по Исключить новости Православный церковный календарь на 2024 год Православный календарь 2024: православные праздники и посты в 2024 году 1 августа, 2011 Православный календарь 2024: православные праздники и посты в 2024 году Православный церковный календарь на 2024 год: в этой статье Вы найдёте даты всех главных праздников Русской Православной Церкви, сгруппированные по месяцам. Православный календарь на 2024: церковные праздники и посты в 2024 году Январь 2024 года. Церковные праздники в январе День Праздник 1 января 2 января Праздник Праведного Иоанна Кронштадтского. День иконы Божьей Матери «Спасительница утопающих» 6 января Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) 7 января 7 — 18 января Православная седмица: Православные Святки 8 января Собор Пресвятой Богородицы 13 января Отдание праздника Рождества Христова 14 января 15 января Преподобного Серефима Саровского чудотворца 18 января 19 января 20 января Иоанна Предтечи — Крестителя Господня 25 января День святой мученицы Татианы (Татьянин день), Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). 27 января День Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии Февраль 2024 года. Церковные праздники в феврале 2 февраля Прп. Евфимия Великого (473) 5-11 февраля Неделя о мытаре и фарисее 6 февраля День блаженной Ксении Петербургской 7 февраля Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389) 9 февраля Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста 12 февраля праздник Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 13 февраля Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108) 14 февраля Предпразднство Сретения Господня и мч. Трифона (250) 15 февраля 18 февраля Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696), Суббота мясопустная (Вселенская родительская) 25 февраля Праздник Иверской иконы Божией Матери 27 февраля Март 2024 года. Церковные праздники в марте 9 марта Суббота мясопустная (Вселенская родительская) 11-17 марта 15 марта Преставление свт. Арсения, еп. Тверского (1409). День Иконы чудотворной — Божия Матерь Державная

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-cerkovnyj...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Проповедь на притчу о десяти прокаженных "/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией – Евангелие от Иоанна, сорок первое зачало. Здесь мы находим следующие слова: “На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему”. И так, в сегодняшнем Евангельском чтении мы видим вхождение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Иерусалим. И Он смиренно восседает на осляти. Древний христианский экзегет, святитель Иларий Пиктавийский писал: “Всё происходящее указывает на будущее и, в форме параболических знамений, события теперешние предвосхищают события будущего”. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается, умы народов подчиняются Ему, а Он здесь, сидящий на осляти, о Нём возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Во славу свою расстилают одеждами пред Господом патриархи. Их поколениями, именами и гонениями на них пророчествовалось о Господе. Идя к Нему со всей красотою собственного достоинства и, становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчествовали об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы. В этом истолковании обращает на себя внимание то, что Христос, сидящий на осляти – это Христос, подчиняющий Себе народы. Народы, которые оставляют своё ослиное упрямство во грехе и позволяют Богу господствовать над собою всецело, как Сидящий на осляти управляет ею. Толпа во множестве собралась приветствовать вхождение Господа в Иерусалим. И многие кричали: “Осанна Сыну Давидову. Осанна Грядущему!” Ибо знали, что день до этого Он воскресил четырехдневного покойника. Но, как мы знаем, настроение толпы бывает очень переменчиво. И пройдет некоторое время и эта же толпа будет кричать: “Распни, распни Его”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010