1945 год. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ! 18-го июня был освобожден. 5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. С 21-го августа был в Москве до 17/IХ. 22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р. Ноябрь. 8 . Среда. Престольный праздник в селе Тургень, куда был приглашен послужить. Туда и обратно ехал на грузовой машине, в грязи и пыли. Слово: о сотворении Ангелов; их служение роду человеческому в Ветхом Завете и Новом; Случай служения. Они укрепились в святости и не могут согрешить. И мы должны стремиться к этому. Нужно веру соблюдать крепко, [неразборчиво]; надежду, любовь. Смирение и под. 19 . Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме. Слово: среди болезней самая тяжелая – беснование: теряется образ Божий у одержимого; исцеление б. гадаринского – это один из случаев подобных исцелений. Как народ к этому отнесся? Как книжники? Слова Иисуса Христа о хулении на Духа Святаго (См. Мф. 12 ). Что есть хула на Сына человеческого? Что хула на Духа Святаго? Примеры: Арий, Несторий и др. еретеки. И мы можем не похуляя Господа впадать в сей грех: пьянство, разврат и под., если делаем сознательно и не каемся. Может ли Господь простить хулу? Да! При условии покаяния; Господь и Иуду простил бы, и демона, если бы покаялись. Как мы должны относиться к неверующим (ближним нам), или впадшим в грех хулы? Убеждать кротко, силою Истины и слезной молитвой. Пример: молитва Моники об Августине. Не гоните их, не оставляйте их, молитесь о них, «всяк просяй приемлет». Сие буди, буди... Декабрь. 31 . Воскресение. Служил Литургию в храме Казанской Божией Матери. Отдание Рождества Христова. Как во время Святок вспомнилось детство милое, как впервые вошел в храм на Рождество Христово, обстановка храма – чудное состояние души – почему этих переживаний у нас нет теперь? Суета, грехи, мир и т. п. похитили. 1946 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

19 января Праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.  Литургия  и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы 24 января Встреча  с преподавателями и студентами медицинских и фармацевтических вузов России в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Посещение  выставки «Врачевание, милосердие, вера» в аванзале Храма Христа Спасителя 25 января День памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших.  Литургия  в домовом храме святой мученицы Татианы — Патриаршем подворье при МГУ 27 января Неделя 35-я по Пятидесятнице, отдание праздника Богоявления. День omkpыmuя XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».  Литургия  в Храме Христа Спасителя г. Москвы 29 января Встречи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве: со Святейшим Патриархом Сербским  Иринеем с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока  Иоанном X с генеральным секретарем Всемирного совета церквей  Олафом Фюксе Твейтом 30 января Участие  в VII Рождественских Парламентских встречах, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» Встречи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве: с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом  Аллахшукюром Паша-заде с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады  Тихоном 31 января Встречи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве: с председателем Правительства Российской Федерации  Д.А. Медведевым с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии  Ростиславом с рядом делегаций  Поместных Православных Церквей, которые собрались в Москве для участия в торжествах, посвященных 10-летию Поместного Собора и Патриаршей интронизации 2009 года Торжественный акт , посвященный 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и Патриаршей интронизации, в Государственном Кремлевском Дворце Прием  по случаю 10-летия Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5482347...

20-го числа Преп. Евфимия Великого Св. преп. Евфимий Великий Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – Благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отрочестве он посвящён был Богу и отдан матерью на воспитание брату её, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено было старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил. Поэтому, любя иночество и безмолвие, он более пребывал в монастыре, соседнем городе, а на дни Великого поста уединялся в пустыню. Видя, что безмолвие его по обязанностям его звания нередко нарушается, Евфимий, 29 лет, тайно удалился с другом своим Феоктистом в пещеру Иерусалимской пустыни, принадлежавшей лавре Фаранской. Из своей пещеры они ежегодно 14 дня января удалялись в пустыню и возвращались в свои кельи на цветную неделю. Пребывая в пещере и пустыне, преподобные питались трудами рук своих и имели одно попечение – угодить Богу. Через пять лет два друга-инока переселились для высших подвигов благочестия почти в непроходимый места пустыни. Но в непродолжительное время и сии дикие места, прославленные подвигами Евфимия и Феоктиста, процвели благочестивым обществом, и под их руководством устроилась киновия. Преподобный Евфимий для всех пустынников был образом благочестия и врачом духовным: каждый из братий открывал пред ним совесть свою, исповедуя свои помышления. Учеников своих преп. Евфимий отечески исправлял учением и увещанием, наставлением и утешением. Он обыкновенно говорил им: «братие, для чего удалились вы от мира, для того и подвизайтесь! Не пренебрегайте своим спасением, но ежечасно будьте бодры, по слову Господню: бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 )! Знайте, что отрёкшимся от мира и хотящим иночествовать надобно отречься своей воли, хранить во всём послушание, в уме иметь памятование о смерти и последнем суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24-е Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме. † Преподобной Елисаветы чудотворицы Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета 298 , дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель 299 . В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета 300 . Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными. Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2-е Память о преподобном Афанасии Печерском Был, рассказывает Симон 1 , в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили: приходили и другие, но, посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался непогребённым. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: «Человек Божий два дня лежит непогребённый, а ты веселишься». Поутру игумен со всей братией пришёл к умершему и нашёл, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: «Спасайтесь». Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «Имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошёл в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе» 2 , то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 году северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев, и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, Десятинная церковь «были ограблены», говорит Киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. –«Зажжён был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» Берендеями, но «Бог сохранил от такой беды» 3 . – Итак, проповедь Афанасия о покаянии не было бесплодна в Печерской обители; иноки её, по внушению Афанасия, удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил преподобный Афанасий в затворе? «В продолжение всего времени – 12 лет – продолжает Симон об Афанасии, – он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило; он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день немного пил воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Arhiva În Duminica dinaintea Înlrii Sfintei Cruci Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Liturghia în biserica „Toi Sfinii care în pmântul Rusiei au smrlucim” din Novokosino, or. Moscova Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Платон Конухов. Звук: Александр Бригадов. 25 septembrie 2016 16:54 25 сентября 2016 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех святых, в земле Российской просиявших, — Патриаршего  подворья в Новокосино (Рождественское благочиние Восточного викариатства г. Москвы), построенного в рамках реализации Программы строительства храмов в столице. В 2015 году при храме создан Центр по работе с глухими и слабослышащими  людьми, каждую неделю в храме совершается Божественная литургия с сурдопереводом. Община насчитывает около 40 человек. Центральный престол храма освящен в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, правый престол — в честь святителя Николая Чудотворца. В новоосвященном храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию с сурдопереводом для представителей общин глухих и слабослышащих людей. 25 сентября в России отмечается 90-летие образования Всероссийского общества глухих (ВОГ). В этом году юбилей ВОГ совпал с Международным днем глухих, который отмечается во всем мире в последнее воскресенье сентября. На Патриаршее богослужение приехали свыше 600 представителей 47 православных общин глухих со всей страны, руководители и члены Всероссийского общества глухих. Его  Святейшеству сослужили:  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдел по церковной благотворительности и социальному служению ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово; протоиерей Михаил Зазвонов, настоятель новоосвященного храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино; духовники общин глухих и слабослышащих  людей из различных епархий Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4625072...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О церковной музыке (Телепрограмма, 02.07.05) (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 02.07.05) Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 02 июля 2005 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 25 мин., 56 Mb, разр. 320х240) Ведущий – священник Алексий Уминский: –Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня мы с вами поговорим о церковной музыке. Без неё нельзя представить наше богослужение. А как она возникла, как развивалась и какой она должна быть? Почему вокруг церковного пения возникают жаркие споры и кто в них прав? Об этом мы поговорим с нашим гостем – знатоком русской церковной музыки Николаем Денисовым. Звоните в студию, принимайте участие в беседе, а также в нашем интерактивном опросе: Считаете ли вы, что в храме должен петь только профессиональный хор, или в храме должен петь народ? А в начале передачи вы узнаете о новостях церковной жизни. Сюжет: Выпуск православных гимназий В этом году день отдания праздника Пресвятой Троицы совпал с выпуском православных гимназий Москвы и Подмосковья. 171 выпускник, среди них 3 золотых медалиста и 10 серебряных. Все получили сегодня в подарок Библию с дарственной надписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ребята понимают: детство закончилось, пора начинать серьезную жизнь. Многие уже готовятся поступать в разные светские вузы, а некоторые хотят продолжить церковное образование. Один из выпускников, Арсений Розинский, намерен стать богословом. Арсений Розинский: – Я, конечно, понимаю, что сейчас наступает этап, когда надо учиться, потому как «один год всю жизнь кормит». Необходимо сейчас сосредоточиться на образовании. Это уже восьмой выпуск православных школ. Их количество растет из года в год.

http://sedmitza.ru/text/402606.html

V. Ризница. Священные и несвященные предметы, остающиеся от преподобных Сергия и Никона I. Напрестольные (воздвизальные) кресты II. Евангелия напрестольные III. Богослужебные сосуды IV. Воздухи и покровы на богослужебные сосуды V. Одежды на престол и жертвенник VI. Иконы VII. Панагии VIII. Митры IX. Богослужебные ризы X. Покровы на раки преподобных Сергия и Никона XI. Пелены подвесные к иконам XII. Плащаницы пасхальные XIII. Кадила, ладонницы, архиерейские посохи, блюда, чаши, ковши и некоторые вещи, относящиеся к церковной утвари, которые, вышед из употребления, сданы в ризницу на хранение XIV. Нецерковные вещи, хранящиеся в ризнице Ризница находится сзади Троицкого собора, отделяясь от него узким проходом (или, если проход принимать, как он принимается, за вторую паперть Троицкого собора, будучи соединяема с последним этою второю его папертью). О здании ризницы мы сказали в предшествующей главе (с. 241–242), а здесь мы скажем об ее содержании, или о хранящихся в ней священных предметах и вещах. Ризница Троицкого монастыря, насколько есть в ней предметов дорогих и драгоценных (насколько она есть ризница, так сказать, праздничная), составилась, подобно ризницам других монастырей, наибольшею частию из приношений и вкладов. Естественно, что в монастырь самый почитаемый, каков был и есть Троицкий, и вклады были делаемы и делаются самые богатые. А по сей причине совершенно естественно, что и ризница монастыря, составлявшаяся из таковых вкладов в продолжение пяти столетий, представляет богатство необыкновенное. Груды золота и серебра, масса драгоценных каменьев и жемчуга, самые дорогие, какие только могли быть приготовляемы и приобретаемы у нас, материи, возможно совершенные образцы вышивательного (золотошвейного) искусства – вот перед чем невольно разбегаются глаза у обозревателя ризницы и при созерцании чего вырываются невольные восклицания удивления. Но должно быть еще принимаемо, что старая ризница сохранилась до нас не в совершенной своей целости. Кроме того, что иное обветшало, иное переделано, иное по приказанию высшего начальства отдано в другие места, существуют основания допускать еще отдел иного, которое при стечении несчастных обстоятельств и без всяких обстоятельств было

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

     В день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофансовершил Божественную литургию в храме святого великомученика Виктора города Мирноград (Димитров). По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь угодника Божия святителя Спиридона, чудотворца Тримифунтского. О Христе можно и должно проповедовать каждому православному верующему человеку. Представим себе разговор двух родителей, которые любят своих детей: это разговор о детях. Они рассказывают о том, как ребёнок ходит, как он поел, как с ним хорошо и интересно. Это слова любящего сердца о том, кому это сердце отдано и кого оно любит. Молодой человек не может не думать о своей девушке, он хочет рассказать, какая она замечательная, а девушка думает о своём молодом человеке и рассказывает о нём. Христианин, влюблённый во Христа и следующий за Ним, рассказывает о Христе и свидетельствует всем, кто о Нём ещё не слышал и не знает. Он говорит о том, как жизнь во Христе и со Христом меняет и самого человека, и всё, что вокруг него. Апостолы проповедовали Христа, потому что их сердца переполняла радость от общения с Ним. Они хотели этой радостью поделиться со всеми людьми, свидетельствовали о том, что жизнь во Христе — совсем другая жизнь, это полнота жизни. Их проповедь имела силу, люди откликались своими сердцами на то, что говорили ученики Христовы. Святители продолжают то дело, которое совершили апостолы. Они свидетельствуют о Христе всему миру и словом, и делом, и всей своей жизнью. В то время, когда жил святитель Спиридон, люди истосковались, истомились, не знали, где найти истину, как понять смысл и цель жизни. Они услышали благодатное слово и на это слово откликнулись, отозвались их душа и сердце. Удивительно то, что святитель Спиридон был не из числа тех людей, которые умели говорить. После него не осталось никаких проповедей, слов, поучений, как, например, после святителей Иоанна Златоустого или Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/109573.html

А.А. Половцов Плещеев, Михаил Львович Плещеев , Михаил Львович, боярин, сын Льва Афанасьевича, был стольником царя Алексея Михайловича в бытность его еще царевичем, а при воцарении Алексея Михайловича (с половины 1645 года) – стольником царским. В 1647 г. он был рындой при приеме крымских послов, а в 1648 г. – рындой при приеме голландского посла; находился в «походе» с царем на богомолье к Троице. В 1649 г., при приеме голландского посла, опять был назначен быть рындой и должен был стоять в «белом платье» по левую сторону царя, а кн. Вас. Хилков по правую сторону; вследствие этого он местничался с кн. Хилковым и в «жилецком подклете» бит батогами. Уговоры думного дьяка от имени царя не подействовали на П., и он ответил: «Хотя смерть свою видеть, и ему в белое платье не одеватца, менши кн. Вас. Хилкова не быть». После такого ответа П. отведен в Разряд и отдан за караул стрельцам, а на следующий день вторично бит батогами. В 1651 г. он сопровождал царя в с. Покровское. В 1652 г. царь разобрал дело о местничестве кн. Данилы Мышецкого с Мих. П. и за бесчестье велел кн. Мышецкого бить батогами в Разряде и послать в тюрьму. В 1658 г. П. смотрел в большой стол. В 1654–1655 гг., в походе против польского короля Яна Казимира, был в числе есаулов в государевом полку. В 1655 г. П. было поручено отпустить из Смоленска хлебные запасы, но он не исполнил этого дела и наклеветал на боярина кн. И. Ник. Хованского, как будто не мог отправить хлеб вследствие помехи с его стороны. П. был присужден к наказанию кнутом, к ссылке в Сибирь и отобранию поместий и вотчин, но для торжественного праздника Рождества Христова вместо битья царь Алексий Михайлович указал «написать Плещеева по Московскому списку вечным клятвопреступником и ябедником и бездушником, и клеветником». Несмотря на такой суровый приговор, П. и в 1656 г. продолжал быть есаулом в государевом полку, а затем назначен головой в 7-ю жилецкую сотню. В 1657 г. он смотрел в большой стол, в 1658 г. был приставом у кизильбашского посла, при приеме его царем, и участвовал во встрече грузинского царевича Теймураза, во главе своей 7-й жилецкой сотни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010