Митрополит Смоленский Кирилл совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве и поздравил сотрудников ОВЦС с праздником Рождества Христова 14 января 2008 г. 13:17 13 января 2008 года, в день отдания праздника Рождества Христова, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Живоначальной Троицы в Хорошеве. Владыке Кириллу сослужили его заместители епископ Егорьевский Марк , настоятель храма, и протоиерей Всеволод Чаплин , а также сотрудники отдела в священном сане. За Божественной литургией молились сотрудники ОВЦС, представители государственной власти, общественных организаций, журналисты, а также многочисленные прихожане храма Живоначальной Троицы. По окончании богослужения от лица сотрудников Отдела внешних церковных связей и прихожан храма со словом Рождественского приветствия к владыке Кириллу обратился епископ Егорьевский Марк. «Традиционно после праздника Рождества Христова мы встречаемся все вместе здесь, в этом храме, совершаем литургию, вместе отмечаем великий праздник, — сказал владыка Марк. — Сегодня мы совершаем отдание великого праздника Рождества Христова, который даровал нам великую радость и уверенность, что Господь нас никогда не оставит, если мы не оставим Его». Митрополит Кирилл поблагодарил владыку Марка за теплые слова и поздравил всех молившихся за богослужением с Рождеством Христовым. В своем архипастырском слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата напомнил о великом значении для всего мира правды Божией. «С самого начала празднование события Рождества связывалось с желанием христианской Церкви утвердить идею огромного значения — что родившийся Христос — это воссиявший миру свет разума, что Христос — это Божественная истина», — сказал владыка Кирилл. Обращаясь к примерам из истории человеческой цивилизации, в том числе истории России в XX веке, митрополит Кирилл отметил неустойчивость всех человеческих идеологий, бесконечно меняющейся моды на человеческие измышления. Он также подчеркнул, что современное общество вновь стоит на пороге пленения очередной идеологией. «Если внимательно присмотреться к нынешнему развитию современной цивилизации, то с удивлением можно свидетельствовать — все, что происходит сегодня, человечество уже переживало. Идеи и мысли, которые с такой радостью обсуждались некогда в салонах или на кухнях, — мысли о свободе, о титаническом торжестве человеческого разума, о значении науки и образования, о необходимости до безграничности повышать человеческое потребление, становиться все богаче, свободнее, независимее – все эти мысли постепенно превращаются в новую идеологию», — сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/350104.htm...

Нелегко это говорить, но всего этого уже нет. Причина – рядом находится аэропорт, самая «горячая точка» братоубийственной войны на Донбассе Статья-воспоминание очевидца о печальной судьбе единственного монастыря города Донецка. Свято-Иверский женский монастырь находится рядом с аэропортом имени С.Прокофьева. Он оказался в самом эпицентре боевых действий, между двух огней, и за пять месяцев был сильно разрушен. Сейчас там находятся военные люди, и не прекращающиеся обстрелы каждый день наносят новые и новые повреждения обители. Еще полгода назад в этом храме молились люди, совершались службы, звучала проповедь. На одной из последних таких проповедей мирного времени батюшка предупреждал, что грядут тяжелые времена. Но никто и представить себе не мог, что эти тяжелые времена наступят так скоро и коснутся непосредственно обители, в которой так ясно и безбоязненно звучало слово Божие. Да и кому, казалось, он мог помешать? Свято-Иверский храм Донецка (при женском монастыре) находится хоть и в черте города, но на самом его краю, на окраине, куда не каждый-то и пожелает ехать без уважительной причины. Как правило, такой «уважительной причиной» была смерть кого-либо из близких. Ново-Игнатьевское кладбище вплотную прилегает к монастырю. В храме часто служилась панихида. Но и своя общинка здесь была довольно дружной и, для столь маленького храма, отнюдь не малочисленной. Перед праздниками и часто по воскресеньям все вместе убирали территорию монастыря, наводили порядок в храме. В прошлом году здесь была открыта своя воскресная школа для взрослых и для детей, специально для занятий построили деревянный сруб. В детской группе было до двадцати человек, занимались музыкой, изучали Закон Божий. Нелегко это говорить, но всего этого уже нет. Причина – рядом находится аэропорт, самая «горячая точка» братоубийственной войны на Донбассе. 26 мая здесь начали стрелять. 27-го было отдание Пасхи. Тогда еще все думали, что сегодня же умрем. Но не умерли. Почему-то. Вечером перед Вознесением служба проходила под близкие звуки канонад. В самый же день праздника было так тихо и умиротворенно, как только здесь бывает, что казалось, словно все уже закончилось, будто и не было этого кошмара.

http://pravmir.ru/plotiyu-usnuv-monastyi...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О Духе Святом и огне 26.01.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово на отдание праздника Богоявления Путь, ведущий к Иоанну Предтече, не был завершением. И крещение в водах Иордана, которого искали многие иудеи, не было решающим. Иоанн Предтеча не скрывал этого. За ним идет Другой, Сильнейший Его, Которого Он недостоин. И после его крещения в воде, их ждет второе крещение — Духом и огнем. Образ Мессии, о Котором проповедует Предтеча, был знамением внимающему ему народу. Это Судия, отделяющий в конце времен пшеницу от плевел, которые Он сожжет огнем неугасимым. И здесь — впервые образ огня, уничтожающего все, что не может храниться в житницах Царства Небесного. Тот же образ огня возникает снова, когда Предтеча говорит о втором крещении, которое Мессия совершит «Духом Святым и огнем». Вода Иордана имеет только временное значение. Она — только знамение, ведущее к страшной правде Царства Божия, которую являет Христос. И точно также Иоанн — только Предтеча, который должен умаляться, отступить в сторону, когда Мессия придет. Дух Святой был с самого начала, с начала первого творения, когда Он носился над водами, над еще бесформенной материей (Быт. 1, 2). Он не может не быть сейчас, когда Дыханием Божества рождается новое творение, сыны Божии. Таинственное Дыхание, подобно ветру, который может быть легким дуновением или страшной бурей, и не знаешь, по слову Христову, откуда Он приходит и куда уходит (Ин. 3, 8). Ничего не знаешь, кроме того, что Он приносит в сердце жизнь Самого Бога. Образ огня, раскрывающий действие Духа Святого на человека, также таинственен, и также различен. Святой Иоанн Предтеча говорит только об одной из возможностей этого действия: огонь уничтожает в человеке все, что мешает ему открыться навстречу Христу. Не богатых уничтожает, не их богатства, но их самодостаточность. Не сборщиков налогов, не налоги, но неправедные приобретения и страсть к наживе. Не воинов, не профессию военных, но ужасы войны и жажду добычи.

http://moral.ru/otdanie/

От Воскресения до Вознесения ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ 23 мая Православная Церковь отмечает отдание, т.е. завершение праздника Пасхи. На следующий день - великий праздник Вознесения Господня. Предлагаем вашему вниманию отрывок из новой книги священника Вячеслава Синельникова " Воскресение Христово видевше " . Его предыдущая книга - " Туринская Плащаница на заре новой эры " , - также вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, пользовалась огромным успехом у читателей. Иерусалим - в переводе " жилище мира " - лежит на высоких холмах. С востока, юга и запада он ограничен глубокими долинами Кедронской, Енномовой и Гионской. Такая же долина - Тиропетон прорезает город в долготном направлении и отделяет обширный западный холм с лежащими на нем Верхним городом и царским дворцом от восточного, на котором стоит Иерусалимский храм. Его территория представляет собой искусственно насыпанное плато, охваченное со всех сторон стенами, сложенными из параллельных рядов огромных каменных глыб. По краям плато идут дворы и портики, окружающие так называемый внутренний храм с его особой оградой, за которой располагается женский двор, а за ним стена, отделяющая святилище. У западной стены высится дворец Ирода, окруженный отдельными укреплениями. На северо-западе, за большой квадратной башней с могучими воротами, возвышается Голгофа. На севере к самой городской стене примыкает крепость Антония с римским гарнизоном , за ней - Гефсиманский сад. В масличном саду на северо-западном склоне Голгофы видна пустая гробница... На рассвете раннего утра, поплотнее закутавшись в свои платки-накидки, тихо бегут по тропинке меж камней потрясенные жены. Объятые трепетом и ужасом, пораженные видением небесного Вестника, видом опустевшей гробницы и словами Ангела, они стремятся поскорее уйти. Одни из них, как говорит апостол Марк, " никому ничего не сказали, потому что боялись " (Мк. 16, 8). " А другие последовали за Божией Матерью и были обрадованы видением и словами Господа. " Пред ними в светозарном одеянии Божественной славы предстал воскресший Иисус. " Радуйтесь! " - сказал Он. " И они приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему " (Мф. 28, 9).

http://pravoslavie.ru/put/biblio/voskres...

Память митрополита Никодима (Ротова) почтили в Санкт-Петербурге 06.09.2023 14:36:37 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 5 сентября 2023 года, во вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице, отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, день 45-летия кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии возглавил митрополит Ювеналий (Поярков). Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископ Кронштадтский Вениамин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Александр Сорокин, протоиерей Никита Зверев, иерей Павел Ермошкин, преподаватели академии в священном сане и другие священнослужители. Была отслужена панихида по приснопамятному митрополиту Никодиму. Митрополит Варсонофий передал верующим благословение Святейшего Патриарха Кирилла, с которым общался накануне. «В Москве сегодня проходит заседание Высшего церковного совета, который возглавляет Его Святейшество, поэтому он не смог посетить наши торжества по случаю 45-летия кончины владыки Никодима. Но умом и сердцем он сегодня вместе с нами», — сказал глава Санкт-Петербургской митрополии. «Символично, что сегодня мы находимся в духовной школе, где владыка Никодим провел в основном все свои годы, будучи правящим архиереем Ленинградской и Новгородской епархии, — продолжил митрополит Варсонофий. — Здесь он обращался к учащим и учащимся, принимал духовенство, иностранные делегации, занимался епархиальным управлением, подбирал кадры для всей Церкви. Еще здравствуют люди, которых он призвал тогда к священническому и архиерейскому служению, среди них, конечно, Святейший Патриарх Кирилл, который каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург, посещает могилу своего духовного наставника и служит там литию. Это пример для всех нас, как мы должны относиться к своим учителям. Также каждый год к нам в Санкт-Петербург приезжает владыка Ювеналий и здесь совершает Божественную литургию, служит панихиду, литию у могилы владыки, молясь о человеке, который так много дал ему. Владыка Лев был последним свидетелем земной жизни архипастыря и тоже всегда разделяет с нами этот день. Благодарю всех, кто сегодня прибыл к нам, чтобы помолиться о приснопамятном владыке Никодиме. Пусть Господь дарует ему вечный покой и удостоит тех благ, которые Он обещал всем, любящим Его. Владыка был любящим Бога, поэтому всю свою жизнь отдал Церкви, показал такую ревность и работоспособность, которые редко кто из нас может повторить. Пусть Господь даст ему все, что дает праведникам».

http://radonezh.ru/2023/09/06/pamyat-mit...

Пасха не кончается Пасхальными историями делятся авторы сборника «Тайна Воскресения» Сегодня, на отдание Пасхи , публикуем истории, рассказанные на встрече в Сретенском монастыре писателями – авторами пасхального сборника « Тайна Воскресения », выпущенного издательством «Вольный странник» Псково-Печерского монастыря. Колокол звонит и тогда, когда люди воскресают Константин Ковалев-Случевский : – Без Воскресения нет христианства. Если человек не верит в Воскресение, он не верит во Христа. В Воскресении Христовом сосредоточен весь смысл нашей веры. Мы знаем из Священного Писания, что Христос воскресил трех человек: сына наинской вдовы (Лк. 7, 14–15), дочь Иаира (Лк. 8, 52–56), Лазаря четверодневного (Ин. 11, 38–44). Я был в храме на Кипре, где святитель Лазарь уже после своего воскрешения еще в течение 30 лет епископствовал, – думаю те, кому там довелось побывать, согласятся: даже просто это место производит очень сильное впечатление. В Воскресении Христовом сосредоточен весь смысл нашей веры У нас были съемки на Кипре, и с замечательным оператором Сашей Королевым мы еще и поплыли в пасхальную ночь с Кипра в Иерусалим, чтобы попасть в храм Гроба Господня. Теплоход там курсирует только по ночам. И вот – пасхальная ночь. Судно плывет точно по курсу – на Восток... Греки, конечно, соорудили походный храм, обустроили алтарь, иконостас – было совершено пасхальное богослужение. А потом всю оставшуюся ночь шла праздничная трапеза. Все это было незабываемо! Пасха – это всегда чудо. Ради него, переживания этого чуда, ты на все согласен. Помню, как я, простой советский гражданин, в 1979-м году приняв Святое Крещение, тут же был изгнан из «Литературной России», где работал корреспондентом. Меня вызвал зам. главного редактора и сказал: – Увы, крест на шее и работа в идеологическом органе несовместимы. Я удивился, что «Литературная газета» – «идеологический орган», но по тем временам она еще была таковым. «Подобрал» меня тогда Евгений Иванович Осетров, советский писатель. Благодаря ему я просто-напросто имел работу, а не работать я не мог, – у меня уже было двое детей.

http://pravoslavie.ru/121615.html

Проповедь в Фомину неделю Скачать » (MP3 файл, 9,7 МБ, продолжительность 28:16 мин) Схиархимандрит Зосима (Сокур) Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Только что слушал житие апостола Фомы. Как, месть сотворивши, обязательно будешь сам отмщенный. Всегда у нас закипает чувство мести, как будто бы справедливости какой. Это не справедливость, это гордыня в нас закипает. Никогда не нужно быть мстительными, всегда нужно прощать. Еще послушал и обратил внимание: вино всегда не пили чистым, а разбавляли водой, почему и пьяниц тогда не было. Чистое вино – хмель бьет в голову, пьяницей становишься и попадаешь в зависимость от него, пить вновь хочется. А когда водой разбавляешь наполовину, вот тогда вино – оно, утоляет жажду, уходит хмель и полезно бывает и для желудка. Вот так благоразумно должно быть. И мы Чашу наполовину почти разбавляем кипятком. «Теплота веры исполнь Духа Святаго», и вливаем в Чашу Святую кипяток – теплоту веры. Так и вы, пьяницы мои, когда пьете, чистое вино никогда не хлебайте – оно очень нехорошее. В голову бьет, в желудке тяжело, и что? – дураком становишься. Вот так, это знайте все всегда. Благоразумие. Древние греки и нынешние просвещенные люди всегда с водичкой пьют вино, с теплотой наполовину, и никто не дуреет после этого. Вот так. Праздник сегодня Фомина воскресения. Вчера вечером я говорил: «Благодарим мы Господа за эту чудную, Светлую Пасхальную седмицу». Как одно мгновение пролетела Пасха, как одно мгновение пролетела Пасхальная Светлая седмица и вчера мы совершили отдание – проводы Пасхальной Светлой седмицы, и затворили Царские Врата, которые всю седмицу были отворены, символизируя вход наш в Рай Святой. Торжественно «Запечатану гробу» запели и затворили мы Царские Врата. Фомино воскресение. Блаженный Близнец неверием своим уверяет всю Церковь Христову в истинности Воскресения. Не называет Церковь «такой-сякой Фома», а «блаженный Близнец». Блаженным его называет Церковь Святая в святых песнопениях. В первый день Пасхи, когда мы воспоминали вечером явление Христа Спасителя по воскресении ученикам первый раз в Сионской горнице, мы читали Евангелие, повернувшись лицом к вам, символизируя Христа Спасителя, а вы, как апостолы в Сионской горнице, внимали. И окончилось словами недоуменными Евангелие: «Не поверю, – сказал Фома, – пока я не увижу Его язвы, пока я не осяжу ребра Его, я не поверю, что Христос воскрес». Через восемь дней вновь апостолы пребывают в молитве, ожидая Учителя своего. Вновь двери закрытые в Сионской горнице, страха ради иудейского. И вновь Христос торжественно, светло и радостно предстоит перед учениками своими. «Мир вам», – говорит. И непосредственно, как и на иконе изображено Фомина воскресения, обращаясь к Фоме, говорит: «Принеси персты (пальцы) своя, осяжи мои раны, вложи руку в ребра, прободенные копием римлянина-воина, и не буди неверен, но верен». И воскликнул Фома, увидев воскресшего Господа: «Господь мой и Бог мой!».

http://pravoslavie.ru/2258.html

Святейший Патриарх пригласил к себе архипастырей, своих ближайших помощников, находившихся в Москве, в том числе и членов Священного Синода и сказал им, что его лечащие врачи не рекомендуют совершать такую поездку по состоянию здоровья. На проповеди, сказанной после одной из панихид по Патриарху , митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал об одном эпизоде жизни Святейшего, показывающего, что для Патриарха единство Церковное было одним из самых важных в его жизни. «Этот год Патриарх посвятил воспоминанию и празднованию 1020-летия Крещения Руси. Он начал отмечать этот год в Успенском соборе Московского Кремля. И там он говорил на всю Россию о необходимости единства. А потом ему предстояло направить свои стопы на Украину в Киев. И я думаю, что не раскрою большого секрета, если расскажу, потому что об этом многие знают, что перед тем, как собраться в Киев, Святейший Патриарх пригласил к себе архипастырей, своих ближайших помощников, находившихся в Москве, в том числе и членов Священного Синода и сказал им, что его лечащие врачи не рекомендуют совершать такую поездку по состоянию здоровья. Это может привести к печальному исходу. После углубленной беседы Святейший Патриарх в заключение этой встречи сказал: «Я все-таки поеду, потому что это необходимо для единства Церкви». Сопровождая Святейшего в Киев, я видел, что он, находясь там, укрепил единство нашей Церкви. А потом предстояло поехать в Белоруссию в Минск, тоже для празднования 1020-летия Крещения Руси. И он уже никого не спрашивал. Мы видели, что напрягая все свои силы, Святейший Патриарх выполнил свой долг и перед Белоруссией, и там укрепил единство Церкви. Сегодня в отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы хочется особо сказать, что Святейший накануне своей кончины помолился в Московском Кремле, совершив в Успенском соборе Божественную Литургию. А потом направился в Донской монастырь и совершил молебен перед мощами своего святого предшественника Святейшего Патриарха Тихона. Вот этот последний путь 2008 года является для нас, не только тех, которые обстоят сегодня гроб своего предстоятеля, для всей Русской Православной Церкви, священным завещанием хранить единство Церкви, хранить, укреплять единомыслие народов великой России, чтобы выполнить и молитву первосвященническую Спасителя и выполнить волю и завет почившего предстоятеля Святейшего Патриарха Алексия, которому Господь да сотворит вечную память и вселит в свои небесные обители. Аминь. «

http://pravmir.ru/ya-vse-taki-poedu-poto...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя в Неделю о слепом 13 мая 2007 г. 17:02 13 мая, в 6-ю Неделю по Пасхе, которую также называют Неделей о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. По окончании литургии Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом. Преосвященный владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я поздравляю всех вас с воскресным днем. Сегодня — последнее воскресенье пасхальных праздников. В среду мы будем совершать Отдание Праздника Пасхи Христовой. Начиная со Светлого Воскресения, мы слышали пасхальные песнопения, которые утверждают нашу веру в Воскресшего Спасителя и свидетельствуют о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос победил смерть и даровал всем нам Жизнь Вечную: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Все эти дни мы приветствовали друг друга радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ жизнеутверждающее: «Воистину Воскресе!» Пасхальный период – особое время в круге богослужений нашей Святой Церкви, и всегда печально расставаться с ним. Никто из нас не знает, сподобит ли Господь дожить до Светлого Христова Воскресения в будущем году. Может быть, для кого-то из нас эта Пасха станет последней. Но будем надеяться на милость Божию, на то, что Господь продлит жизнь каждого из нас, дабы и в будущем, 2008, году все мы сподобились войти в светлую радость о Воскресшем Господе и Спасителе. О Воскресении Христовом, о том великом Крестном подвиге, который Сын Божий совершил нас ради человек и нашего ради спасения и Своим тридневным Воскресением даровал нам Жизнь Вечную, — обо всем этом Святая Церковь напоминает нам каждый воскресный день года. И поэтому светлой и всепобеждающей радости о Воскресшем Господе и Спасителе никто и ничто не отнимет от нас. Сегодня — Неделя о слепом, который обратился ко Господу с просьбой об исцелении, и Сын Божий исцелил болящего. Но любое чудо всегда вызывает сомнения. Люди стали спрашивать у родителей исцеленного, действительно ли их сын родился слепым? Потом повели бывшего слепца к фарисеям, которые, узнав о том, что исцеление произошло в субботу, выгнали его из сонмища. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 35-38). Сегодняшнее Евангельское чтение еще раз учит нас тому, что только вера в Господа дает нам возможность стяжать Его благодать, получить исцеления, укрепить силы и мужество совершать жизненный путь.

http://patriarchia.ru/db/text/239025.htm...

«Совесть потерять — самое страшное» Старец Павел (Груздев) и его изречения 13 января мы вспоминаем великого старца Русской Православной Церкви архимандрита Павла (Груздева). Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?» В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу. Протоиерей Сергий Цветков Отец Павел (в миру Павел Груздев; 1910–1996) родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье, с детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. 18 лет он провел в ссылках и лагерях как исповедник православной веры. Стяжал множество даров Святого Духа: прозорливость, духовное рассуждение, пламенную веру, горячую молитву и любовь Христову. После реабилитации был рукоположен и прослужил 40 лет в Ярославской области, принимая множество людей, потянувшихся к нему за духовным советом, утешением, молитвой. После тюремных пыток почти ослеп, но продолжал служить, причем у него никогда не было ни диакона, ни знающего помощника. Духовное же зрение старца с годами только обострялось. Он отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался и часто ходил босиком. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал всё, что привозили. Заботился и о братьях наших меньших: варил грачам по два ведра картошки. Окончив два класса церковно-приходской школы, мог поддержать разговор на любую тему с самым ученым человеком. Юродствуя, скрывал свою духовную высоту. Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений — поучительна сама его жизнь. Старец почил в воскресенье, на Отдание праздника Рождества Христова, в реанимации городской больницы. Перед смертью его дважды причастили — до и после полуночи. Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса. «Похороны отца Павла ясно показали его настоящее место в Церкви. Они были такими торжественными, собралось столько священства во главе с владыкой Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем, молилось такое громадное количество верующих людей со всех концов России, что было ясно: мы хороним не обычного священнослужителя, а редкостного, удивительного, всеми любимого и чтимого старца!» (протоиерей Владимир Воробьев).

http://pravoslavie.ru/89618.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010