Но да не в безнадежие, плачюще, соотведемся, но да не в безупование, рыдающе, поринемся, но да не во отчаяние, сетующе, повержемся, плачевная яже о отце плетуще и сетованная собирающе, но, отдыхавше мало и слезы удержавше, воспомянем паки предложенная: «Блажени умирающим о Господе, ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих, дела же их последуют с ними». Еже преблаженный Андрей Кесарийский дела умирающих о Господе добродетелей заслуги сказуя, сиречь воздаяние от Бога по мере коегождо добрых дел, имиже себе удобриша и достойных благаго воздаяния сотвориша. Что убо еда 1663 отец наш сего блаженства лишися, еда пастырь наш сего обетования получити погреши? Ни, престаните, ни, не помышляйте. Ей, притяжите надежду, ей, возимейте упование, понеже якоже блаженное его о Господе успение являет в православней вере, во исповедании святоцерковнем, со свидетелством духовным, со приятием тела и крове Христовы, знаменуяся крестным знамением и до последняго издыхания, тако и добрыя дела его показуют блаженных венцев воздаяние. Якоже от самыя юности, егда уразуме Церковь Христову отщетеваему 1664 и гониму, тогда, поревновав по благочестии к Богу и абие оставив отца и матерь, сродники и ближния, вкупе и отечество, преселися в пустыню сию, пусту весма и ненаселену, не имущу никоея же утехи и Коликия подъят труды! Коликое сотвори тщание! Коликое удержа попечение, коликия понесе нужды, коликия скорби, коликия печали – и от пустыннаго долговременнаго озлобления, и от нужды потребных, и наветов противных, и в собрании братства, и в здании обителей и храмов молитвенных и общежителных, и во установлении чиновнем 1665 , и во увещании малодушных, и в наказании ропщущих, и в противлении наветующих. К сим во алчбе многажды, в жажди без престани, во бдении выну, в безпокойстве на всяк час, в печалех, в тугах, в сетованиях, ихже кто прехождением, неже по ряду поведая, утрудится. Но и в церковных обысканиих велие тщание показа, тако в книжных изобретениих многовременное потруждение и нещадное имения иждивение сотвори. Яко в пропитании Священнаго Писания и во известнейшем толико понудися, яко другий, мнится, никтоже. Сице в правилных исправлениях якоже другий Василий Великий в богословских высоковещаниях якоже ин Богослов в покаяния нисходительствах 1666 якоже сам явися. К востязающим показася премудр отвещатель, к противящымся – непреборим самоборец 1667 , к лукавнующым 1668 – остр обличитель, к прельщающим – несложен 1669 обвинитель. Убо и словеснаго художества не во искусе не бяше, елико грамматическаго правоглаголания же и правописания, толико и риторическаго красноглаголания и витиесловия, тако и философскаго софистичества и естествозрительства, якоже и богословскаго богомыслия и высоковещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1537 Греч. нек. приб. α и ον, D и нек. др. лат. γενσϑαι. Слав. без частицы О Мар. Зогр. Гал. Мст. Ал., – с и Асс. и с же Мир. Ник. поздн. Ал буквально: прежде даже Аврааму быти, Сим. аз бех. 1538 Греч. Разночт: ττε ον и δ, нек оп. δ после ησος, – цриб. в конце стиха, как и слав. α (оп. нек.) διελϑν δι μσου ατν αι (оп.) παγεν οτως (оп.) убо Киев 1788 а древн. же Древнесл: идяше и хождаше, – поадн; мимохождаше. Остр. Мар. Сим. Гал. Мст. Ник. без тако, чит. Асс. Мир. Зогр. Тип: из храма Божия. Ал.: мещют – от святилища прошед (прочие чит. и перед прошед) межю ими и хожаше тако. 1539 D приб. αϑμενον проходя Добр. преходе Асс. Мир. Карп. приходя Арх. мимоходя Сим. мимоидый – прочие тепер. 1541 Настоящий очерк представляет продолжение раннейших: „Духовный отец или старец в древних восточных монастырях“ (Б. В. 1904 г. ноябрь и декабрь) и „Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока“ (Б. В. 1905 г. февраль, март и апрель). 1542 Психологию двух идеалов монашества – созерцательного и практического удачно выясняет проф. И. В. Попов в статье своей „Мистич. оправд. аскетизма в творениях Макария Великого “ (Б. В. июнь, 1905 г. 246–251; отд. отт. 69–74). 1543 Бл. Иеронима. Жизнь Павла Фивейского, р. п. II. 9. Преосв. Филарет, Св. подвижницы вост. церкви, 147–148. Тот же вопрос предлагает посетителю епископ, падший в гонение и пробывший 39 лет в пустыне. В. Минеи-Четьи, ноябрь. 3 день, стб. 73 по изд. Археогр. Комиссии. 1545 Opera, edit. Lipsiae, 1770, рр. 443–444, 547–549; р. п. 62–64; 249–252. Более подробный анализ свидетельства Исаака Сирина см. в нашей статье: „Как служили миру подвижники древней Руси“, Бог. Вестн. 1903. апрель, 764–767: отд отт., 117–119. 1547 В недавних статьях по вопросу о монашеском служении миру среди отрицателей практического идеала сквозило более или менее замаскированное и подсказанное предрассудками касты представление, что ближний монаха есть только монах, – или по крайней мере, что мирянин в меньшей степени для него ближний, чем свой брат. Но такого воззрения, противоречащего ясному евангельскому учению о ближнем, насколько нам известно, не встречается вовсе в древней, аскетической письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: Сынове человечестии, зубы их оружия и оружия и стрелы, и язык их меч остр (Пс.56,5). Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, как мельничный жернов зерно пшеничное. 1. В русском переводе: Должно ли воздавать злом за добро?.. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе. 2. Мадианитяне - потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис.25,16-18: И сказал Господь Моисею, говоря: Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем. 22. О попечении о душе Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, так и он должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть блее о душе, нежели о теле: Кая бо польза человеку, мир весь приобрящет, душу лее свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? (Мф.16,26-27), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. " Называем же душу драгоценнейшей потому, что Бог, - как говорит Макарий Великий, - благоволил в единение и общение с Духом собственного Своего естества ввести не другое какое-либо существо... но только одного человека, которого возлюбил паче Своих тварей " (Прп. Макарий Великий. Сл.7. О свободе ума. Гл.32). Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старание должно иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтоб оно способствовало к подкреплению духа. Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели. Буде же Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

Московского, он был послан для сопровождения мощей св. Филиппа из Соловецкого мон. в Москву и на обратном пути заехал на остр. Кий, где нашел крест нетронутым и тогда же дал обет воздвигнуть монастырь во имя Животворящего Креста. По грамоте ц. Алексея Михаиловича 1656 г. повелено строить монастырь, которому и дано название Крестный, что по-гречески Ставрос; необитаемый и никому тогда не принадлежавший остров Кий был отдан во владение монастыря. В соборном храме во имя Воздвижения Креста хранится кипарисный крест (4 арш. дл.), оправленный в серебро с частицами мощей угодников. Здесь жил в ссылке 12 лет еп. Воронежский Лев (Юрлов), в 1742 г. переведенный с саном архиеп. в Знаменский Московский мон. На месте, где был поставлен крест Никоном, сооружена часовня. Архим. Лаврентий, “Краткое известие о Крестном Онежском, Архангельской губ., мон.», Москва, 1805 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 816 (с грамотами); Ратшин, 7, 418; Пушкарев, “Арханг. губ.», I, 35; Проценко, “М-ри в России», 33; “Акты истор.», IV, 102 (грамота 1656 г. на построение); Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 263; Козлов, “Архан. губ.», 339; “Город. посел. Росс. Имп.», I, 26; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 68; “Опис. монаст.», 1817 г., 62; “Архан. Сборн.», II, 170; Фон Пошман, “Опис. Архан. губ.», I, 158; “Олонец. губ. вед.», 1847 г., 50; “Арханг. губ. вед.», 1845 г., 46, 47; 1847 г., 7, 8; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1852 г., 87 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 818, 2; “Дополн. к Акт. истор.», V, 67 (Акты 1668 – 1676 г. к осаде Солов. м-ря; стр. 344, в 1671 г. строитель старец Андреян), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., IV, о вотчинах); X, 71 (Акты 1683–86 г. о возобновл. Пертомин. м-ря; стр. 309, Ц. гр. архим. Паисию об иконах); XI, 2 (Дело 1684 г. об отдаче Семиостр. погоста, стр. 7); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 2 руб.); “Акты юридич.», 131 (Вкладная 1696 г. архим. Ефрема); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, 45 (переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона), 71 (там же, послушн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Отец Дмитрий, однако, был; служил молебен, кропил, и не только Аграфена молилась, но крестилась и барыня. Разоблачившись, отец Дмитрий завтракал; они с барыней говорили как два вежливых и всегдашних противника. – У вас здесь весьма тихо, напоминает женский монастырь. Барыня улыбалась. – Это и есть монастырь. Во взглядах отца Дмитрия было одновременно почтительное и внутренно-неодобряющее. Потом опять забелели снега; синела по ночам лампадка в большой детской, барыня целые ночи бродила с грудным: он пищал, кис, было безмолвно, и если ночь выпадала лунная, голубело и там, в тихо сверкающем снеге; таинственное, слышное только ей одной, наполняло тогда квартиру и город; вспоминалось о далеких днях – любви и невозможности, и хотелось сесть в этой светлой ночи в волшебные сани, унестись по белеющим полям вместе с тем, который… В кухне спала Аграфена; барыня, подходя к двери, улыбалась на нее; иногда даже смотрела по нескольку минут. «Знала она или не знала такое?» И вдруг ей казалось, что она прозревает одним взглядом в жизнь этой Аграфены и остро, подробно видит, что дано ей испытать, испить и пережить. Тогда она ходила подолгу с грудным из угла в угол, погружаясь в лунные колонны и выходя из них, и седая печаль повивала ей голову: печаль, ровесница самому миру. VII Ветры подули, потекли снега, мощный и веселый дух ходил над землей, трубя и играя. Масленица была пышная, с роскошными лужами на улице, весенними ночными бурями и дождями. Не могла уже Аграфена быть монашкой зимней; бурно закипало по ночам сердце, томилась она и заплакала даже раз – ручьями, неизвестно о чем. Но судьба ей была дана: в те же дни встретилась она с кучером Петькой, только что попавшим сюда на службу. Он был молод, черноус и остр. На дворе его боялись и не любили; очень больно умел сказать, сплевывал гениально, и, когда мчался в санках на Звездочке, глядеть дух занимало. Аграфена так и зевала на него раз, когда он въезжал домой на взмыленной лошади, а он цыкнул, ловко перебрал вожжой, чтобы не задавить, и прорезал у самых ее ног, так что шарахнулась даже в подъезд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2 . Так говорит божественный учитель. А как уразумели предложенные изречения театральные хоры еретиков, об этом нужно сказать. А именно: Феодор Антиохийский, Диодор Тарсийкий и их исчадие, скверный дракон, халдейская ассирийская свинья, мышь, покушающаяся на Небесный Хлеб, Христа, Несторий – враг Бога и Божества, волк, ненавистник непорочной Девицы Богородицы Марии, грязный меч, расчленяющий и разделяющий Христа, лающий пес, раздирающий Доброго Пастыря Несторий, подлинно более нечестивый, чем иудеи, – ибо те, увидев обнаженный несшитый хитон Христа, подразумеваю же всесвятое тело Бога Слова, сжалившись на это зрелище, сказали: «Не станем раздирать его» 52 , словно бы пророчески говоря Несторию: «Не станем раздирать Христа. Не станем отрывать Слово от тела. Не станем отрывать хитона плоти от Божества Слова. Не станем раздирать Христа на две разделенные природы. Не станем раздирать Его на две ипостаси. Не станем раздирать Его на два лица. Не станем раздирать Его отдельно на Бога и отдельно на простого человека. Не станем раздирать Его на две воли, противные друг другу. Не станем раздирать Его на две противоположные друг другу энергии». Но это – должным образом уверовавшие во Христа духовные иудеи, из которых был и тот фарисей, что говорит: «Христос не разделился» 53 ; а язык учителя – [язык] его меч остр 54 – Несторий заявляет: «Я разделяю природы Христа»; подлинно отделен от Бога по природе и поистине тот, кто, услышав Дионисия, говорящего, что «после Воплощения уже не как Бог божественное 55 совершал Он» 56 , ухватившись, как зловонный пес, за это выражение как за некую благовидную опору своей ереси, утверждал: «Бог Слово, воплотившись, уже не совершал, как прежде, божественное как Бог, уже не действовал Он на небесах на престоле херувимском как прежде, уже не держал все словом силы Своей 57 , уже не наполнял как Бог и не действовал во всем творении, уже не созидал из небытия в бытие Божественной энергией, уже не посылал с неба, будучи на земле, ангелов на служение как Бог , уже не был в недре Отчем как прежде соработником как Сын и Бог, божественное совершая 58 с Отцом, но уничижившись и соединившись с плотью уже не совершал как Бог на небе, на земле, в морях и во всех безднах как Бог божественное Своей неописуемой, всемирной и премирной энергией». Так-то вот нечестивый, а вернее безбожный Несторий неистовствовал на слова: «Не как Бог божественное совершал».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

По сказанию Святых мужей, живших в то время, Пресвятая Богородица была Дева не только плотью, но и духом: Она была в сердце смиренна, в словах богомудренна, в речах не скора, в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, помогала бедным, внешний вид Её был образом внутреннего Её совершенства. Всю жизнь свою Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, даже и тогда, когда тело Её покоилось, духом своим Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, из дому выходила только в Церковь , и то – в сопутствии родных . Впрочем, хотя Она являлась вне дома своего и в сопровождении родных, но лучшим стражем для Себя Она была Сама. Священные писатели первых веков христианства сохранили и написали даже, что внешний вид лица Её был, яко вид зерна пшеничного, взор очей Её был остр, брови были густы и изрядно черны, нос не краток, лицо мало продолжено, руки и персты продолговаты, одежды Её были просты, покров на голове такой, с каким Она и ныне изображается на святых Её иконах. Ко времени Своей блаженной кончины, Пресвятая Дева Мария опять переселилась вместе с Апостолом Иоанном Богословом в Иерусалим; слава Её, как Пречистой Матери Господа, в то время так распространилась по всему христианскому миру, благоговение и уважение к Ней было у всех так велико, что среди иудеев явились враги, которые покушались даже на Её жизнь, но Господь хранил Её. Живя в Иерусалиме, у Апостола Иоанна Богослова, Пресвятая Дева Мария все время проводила в непрестанной молитве, в постоянном желании созерцать возлюбленного Сына Своего. Для живейшего воспоминания о Нём Она часто посещала места, освящённые и прославленные присутствием Господа во время Его земной жизни. Его учением, чудесами, страданиями, смертью, воскресением и вознесением Его на небо. Таковыми местами были: Назарет, Гефсимания, Голгофа, гора Елеонская и другие; особенно же Матерь Божия любила уединяться в сад Гефсиманский и на гору Елеонскую, с которой Господь вознёсся на небо; здесь она любила пребывать в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Имея о том попечение и посему находясь у язычников в подозрении и ненависти, однажды увидел он всенародное приношение жертв, остановился, восстенал и начал молить Бога, да не искусит это заблуждение никого из Христиан. Взятый при сем случае, передан был он народному префекту и, претерпев множество мучений в этом подвиге, мужественно окончил его мученичеством. Такие события происходили, конечно, не по воле царя, однако ж показывают, что в его царствование было много великих мучеников. Сказания о них, для ясности, я собрал в одно место, хотя время каждого мученичества было не одно и то же. Глава 12 О западных епископах Люцифере и Евсевие, и о том, что Евсевий, Афанасий Великий и прочие епископы составили в Александрии Собор, на котором подтвердили веру Собора никейского, определили единосущие Отца, Сына и Святого Духа и сделали постановление касательно существа и ипостаси. По вступлении Афанасия в Церковь , Люцифер, епископ Караллы, что на остр. Сардинии, и Евсевий епископ Врекелл, что в Лигурии италийской, возвращались из верхних Фив, где по повелению Констанция находились постоянно в ссылке. Условившись между собою касательно восстановления порядка в ходе церковных дел, Евсевий пошел в Александрию, чтобы вместе с Афанасием созвать Собор 32 для подтверждения никейских определений, а Люцифер, послав с Евсевием диакона, который должен был вместо него присутствовать на Соборе, сам прибыл в Антиохию и тамошнюю Церковь нашел возмущенною. Она была рассечена последователями арианской ереси, которыми управлял Евзой; да и приверженцы Мелетия, как выше сказано, отделились от своих единомышленников. Посему, прежде чем Мелетий возвратился из ссылки, Люцифер поставил епископом Павлина. Между тем, в Александрии к Афанасию и Евсевию собрались епископы многих городов и, утвердив постановления никейские, исповедали единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном и назвали это Троицею, также внесли в учение мысль, что Бог-Слово принял совершенного человека не только по телу, но и по душе, как утверждали и древние церковные любомудрствователи. Поскольку же исследование о существе и ипостаси тревожило Церкви, так что касательно этого предмета были непрестанные споры и толки; то Собор, по моему мнению, весьма мудро определил, что говоря о Боге, не должно тотчас, с самого начала, употреблять эти слова, разве когда стараются отвергнуть учение Савеллия: чтобы, то есть, по недостатку слов не думали, будто одно и то же лицо называется тремя именами, но понимали, что каждое мыслится особым в Троице. Так постановили Отцы, собравшиеся тогда в Александрии. Тут же читал Афанасий и написанное им защитительное слово о своем бегстве. Глава 13

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Слышите сия словеса Господня, о брынские учители, глаголющиися быти святии отцы, самою же вещию проклятии волцы, бесовстии птицы, держащиеся учения николаитского, блудницы, и прелюбодеи, и сквернители, ихже Христос Бог ненавидит! Слышите и постыдитеся, и покайтеся, даже не пояст вы меч обоюду остр, от уст Христовых исходящий! Вы же правоверные и православные христиане, елицы есте боголюбивы, елицы есте Христовы церкве чада, елицы есте вернии и истиннии раби Господни, блюдитеся тех прелестных бесовских птиц, от брынского гнезда излетающих и зде татски крыющихся, и прельщающих, ихже крыют у себе в подпольях заблудшии безумнии людие, не ведущии закона Господня и пути истинного, имже кончина погибель, от коея да избавит нас Христос Господь милосердием своим. Аминь. X. Стефан Яворский , митрополит Рязанский Последним и самым замечательным представителем схоластической юго-западной проповеди на северо-востоке Руси был Стефан Яворский. Все искусство, какое только заключало в себе схоластическая гомилетика, самые мелочные указания ее относительно формы проповеди, построения и развития ее, все нашло в проповеднических произведениях Яворского самое широкое приложение. По замечанию исследователей его проповедничества, трудно найти в проповеднической литературе более уточненного схоластика, нежели каким был Стефан. Он был родом из Галиции, сын православных, но не богатых дворян и назван был в крещении, 1658 г., Симеоном. Убегая гонения от католиков, родители его поселились не далеко от Нежина и тем дали себе возможность воспитать сына своего в знаменитой тогда киево-могилянской коллегии. Обладая замечательными умственными способностями, Симеон во время обучения своего в коллегии, обратил на себя внимание иеромонаха и проповедника киево-печерского монастыря, впоследствии митрополита киевского, Варлаама Ясинского, который для дальнейшего образования отправил его в заграничные школы: львовскую и люблинскую, где он слушал философию, познаньскую и виленскую, где он изучал богословие.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

В настоящий раз я встретил его уже в звании Члена Государственного Совета. Известно, что Н. В. Исаков имел, вследствие своего особенного происхождения, необыкновенное сходство с покойным Государем Александром Николаевичем, был как бы его двойником, так что иные, при встречах не могли отличать одного от другого. И вот раз какой был случай. Государь был довольно долгое время в Москве (именно в ноябре и декабре 1862г.) и имел обыкновение каждое утро прогуливаться по Московским бульварам. Однажды он шел по Пречистенскому или Тверскому бульвару; на встречу ему идет какой-то чиновник или военный, близко знакомый с Исаковым. Встречаясь с Государем и принявши его за Исакова, громко кричит ему, протягивая руку: «здравствуй Николай Васильевич». Когда Государь, не отвечая грозно взглянул на него. тот, всмотревшись в лицо и узнавши в нем Государя, обезумел от ужаса и прибежавши к Каткову, издателю Московских Ведомостей, не знал, что ему делать. Катков успокоил его. После неожиданное встречи со старым знакомым, я счел приличным тотчас же сделать Николаю Васильевичу визит, тем более что он жил на моем пути из Собора к Ярославскому подворью (на 4-й линии Вас. Остр. 17). Он принял меня как старого знакомого, очень любезно. Вспоминали Московскую старину и так как я в это время занимался приготовлением к печати известного «Собрания мнений и отзывов М. М. Филарета» и собирал письма его к разным лицам, то естественно зашла у нас речь об этом великом иерархе. Но при этом мне пришлось выслушать из уст моего почтенного гостеприимца не очень утешительную весть о Владыке Филарете, именно, что покойный Государь будто-бы был не вполне доволен Филаретом по причине беспорядков по Московской епархии… 2 ч. день Восшествия на престол Государя Императора Александра Алексеевича. Торжественное служение в Исаакиевском соборе. Генералитета в соборе было очень много: присутствовали при молебне и некоторые из Великих Князей. Их Исаакиевского собора я заезжал по приглашению накануне, в Мраморный Дворец к Великому Князю Константину Николаевичу, чтобы принести Его Высочеству благодарность за посещение им в декабре 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010