Разделы портала «Азбука веры» Господи, даруй нам зреть согрешения наши, чтобы ум наш, привлеченный всецело ко вниманию собственным погрешностям нашим, перестал видеть погрешности ближних, и таким образом увидел бы всех ближних добрыми. Даруй сердцу нашему оставить пагубное попечение о недостатках ближнего, все попечения свои соединить в одно попечение о стяжании заповеданной и уготованной нам Тобою чистоты и святыни. Даруй нам, осквернившим душевные ризы, снова убелить их: они уже были омыты водами крещения, нуждаются теперь, по осквернении, в омовении слезными водами. Даруй нам узреть, при свете благодати Твоей, живущие в нас многообразные недуги, уничтожающие в сердце духовные движения, вводящие в него движения кровяные и плотские, враждебные Царствию Божию. Даруй нам великий дар покаяния , предшествуемый и рождаемый великим даром зрения грехов своих. Охрани нас этими великими дарами от пропастей самообольщения, которое открывается в душе от непримечаемой и непонимаемой греховности ее; рождается от действия непримечаемых и непонимаемых ею сладострастия и тщеславия. Соблюди нас этими великими дарами на пути нашем к Тебе, и даруй нам достичь Тебя, призывающего сознающихся грешников, и отвергающего признающих себя праведниками, да славословим вечно в вечном блаженстве Тебя, Единого Истинного Бога, Искупителя плененных, Спасителя погибших. Аминь. Псалом 56 Аудио: Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу благодеявшему мне. Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех: яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру. 2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. 2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. 3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; 3 Воззову к Богу Вышнему, Богу благодеявшему мне. 4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою. 4 Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, 5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч. 5 и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр. 6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! 6 Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. 7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее. 7 Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. 8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. 8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. 9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. 9 Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. 10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, 10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех: 11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. 11 яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя. 12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! 12 Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Редакция текста от: 05.03.2010 11:47:30 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7171.html

Слово 51. О том, чтобы не порицать, но лучше самому быть порицаемым Порицающий ближнего за некое прегрешение запутается в собственных сетях: Что посеет человек, то и пожнет ( Гал. 6:7 ), ибо оставляет его Бог за отсутствие сострадания и за напыщенность. И в то же самое прегрешение впадет, если посредством покаяния не умилостивит Бога, исповедуясь в своем падении 86 . Порицаемый же, если спокойно и благодарно воспримет порицание, сочтя себя виновным в этом порицании, то ради смирения своего будет покрыт Богом, чтобы ему уже больше не поддаться тем же прегрешениям. Порицание творит людям сердечную печаль, однако становится для претерпевшего причиной чистоты. И сколь великое уважение он покажет к Христовой истине, то во столько же раз больше он будет прославлен 87 , и услышит от Врача душ наших: вот, ты выздоровел; не греши больше ( Ин. 5:14 ). Говорит же и один мудрец: Не укоряй человека, обращающегося от греха( Сир. 8:6 ), но лучше помышляй доброе пред лицом Господа и человеков. Посему будем хранить, возлюбленные, сердце наше утвержденным, чтобы не внимать чужим падениям и не порицать, чтобы и мы не услы шали от Давида: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр ( Пс. 56:6 ). Ибо и друзья Иова, порицая его, говорили: где есть дом княжь? ( Иов. 21:28 ). И вновь: Аще бо ты умреши, не населенна ли будет поднебесная? ( Иов. 18:4 ). И Елифаз говорит: Еда злоба твоя есть не многа? безчисленнии же твои суть греси? В залог бо имал еси от братии твоея вотще, одежду же нагих отнимал еси, ниже водою жаждущих напоил еси, но алчущих лишил еси хлеба… вдовицы же отпустил еси тщи и сироты озлобил еси. Сего ради обыдоша та сети ( Иов. 22:5–10 ). [ Col. 1592 ] Говорили они ложь, порицая его, но не из-за ненависти, а для того, чтобы унизить его словами. Ведь были они родственниками, так как Елифаз был старшим братом отца его, однако праведник все перенес благородно и, хотя и был в таком несчастье, да и еще порицаем, за них всех умилостивил Бога: если бы не молитвы Иова, то погубил бы их Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Сл.: «Начаток всякого дела слово, и прежде всякого делания совет. След изменения сердечна лице (Остр.: сердечен); четыре части происходят, (Остр.: на четыре части исходит: на) добро и зло, живот (Остр.: на живот) и смерть: и обладаяй ими всегда (Остр.: и владыи ими выну) язык есть». В Гр. 155 на поле здесь имеется заглавие, относящееся к следующему отделу: «о врачах братия», – последнее слово является, может быть, остатком древнего обращения в начале огласительного чтения из книги Иисуса, сына Сирахова. Вместо даδар «слово» на поле в В и в D читается синоним ма’амар «слово, повеление», – позднейшее еврейское слово, встречающееся только в книге Есфирь ( Эсф. 1:15, 2:20, 9:32 ). Вторая половина в В начинается словом ро’ш, как и первая, на поле же и в D написано правильно, как и в Гр.: лифн «пред лицом» или «перед»: перед каждым делом или предприятием. Гр. и Сл. «совет» передает Евр. махашеδет «размышление, обсуждение», от хашаδ «считать, думать». Слову «след» в Евр. Соответствует , – то же, что арамейское ъиккар «корень» ( Дан. 4;12, 20, 23 ), Гр. же ошибочно прочел ъакеδ «след». И вместо тахδлôт «управление» и «размышление», Гр. ставит: «изменения», что не вяжется с определением «сердце». Сл. прибавка «лица» имеется и в Гр. гл. (С, 155, 248, Cpl.), она явилась под влиянием 13:31: «сердце человеческое изменяет лице его»; кроме того, 248 и Cpl. вместо «сердца» читают здесь: «радости». Следует признать первоначальным Евр., где получается правильный ход мысли: «корень размышления – сердце, четыре ветви вырастают», – разумеется, «из него», т. е. из размышления, оно ведет человека к одному из четырех последствий, далее перечисленных. Гр. и Сл. «части» передает Евр. шэδатûм (или шарδûтûм, как на поле и в D) «палки», иногда – «колена, поколения», отсюда – «отрасли». Сир. вместо 20 и 21ав стихов имеет: «прежде людей и прежде всего и каждого Господь сотворил все». В третьей притче (ст. 21cd) Сл. и Гр. «всегда» соответствует Евр. слову калûл «весь», здесь в смысле наречия: «совершенно, всецело»; язык владеет жизнью и смертью , добром и злом в том смысле, что он ведет человека к поступкам, последствием которых будет то или другое. Сир. и здесь уклоняется от подлинника: «(Господь сотворил) доброе и злое, жизнь и смерть, и кто владеет языком своим, тот спасется от зла». Лат. переводит: «раньше всех дел правдивое слово да предшествует тебе, и раньше всякого действия крепкий совет. Слово негодное изменит сердце, и из него рождаются четыре части», – далее к слову «язык» прибавляет: «рачительный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Пс.56:3 . Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне. От сего, глаголет, упования, какое имею на сень крилу Твоею, произыдет вопль к Тебе Богу вышнему, к Тебе верховному Судии, седящему превыше всех судей земных. Виною же вопля моего будет благодеяние Твое, которое дознал я прежде собственным опытом моим. Какое же было благодеяние сие, о том повествуется в первой книге царств. Ибо когда Саул окружил воинством своим ту гору, на которой Давид укрывался, и уже о спасении живота своего отчаявался, как сказано выше, тогда Божественный промысл послал к Саулу вестника, дабы уведомил его, что иноплеменники с великим воинством напали на землю Израильскую. По получении сего известия Саул принужден был оставить гонение на Давида, о чем вкратце в следующих стихах повествуя, глаголет: Пс.56:4 . Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость свою и истину свою, Пс.56:5 . и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр. Посла с небеси милость и истину, аки две руки или два крила: милость, еюже спасе мя, и истину, сиречь правосудие, имже врагов моих посрамил, и чрез то избавил душу мою (жизнь мою) от сонма врагов, кои лютостию своею подобны были львам, и коих зубы и языки прободали сердце на подобие оружия и мечей изощренных, так что я не мог спокойно спать, ощущая содрогание от единаго воображения лютости их. Пс.56:6 . Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя. Слыша праведнаго и святаго мужа, прибегающаго к правосудию Божию, требующаго отмщения, и глаголющаго, вознесися на небеса, Боже, и да будет по всей земли слава Твоя, да не удивляемся. Ибо когда помыслим о несносной дерзости людей нечестивых, и о их гордости, с каковою они презирают долготерпение Божие, и с каковым Он снисходит нечестию их, то увидим, что сие не без причины сказано. Бог по всей справедливости должен защищать Свое пресвятое имя, должен возставать и возноситься на высоту, дабы низложить оную высокую кичливость надменных людей, которые не меньше Ему Самому, как и праведникам ругаются. И потому Он не может и не должен терпеть безчестия, причиняемаго ими славе Его. Сего ради прилично Пророк желает и просит Бога распространить славу Свою, дабы все познали и восхвалили правосудие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

— Сынок-то ваш, Ванчурка, Елена Михаловна, славненький растёт пацанчик. Надысь так обнял Серебрушку — нонешнюю-то супружницу Семёнову… — уточнил приподнято; помолчал, каверзно сощурив желтоватый воробьиный глаз, — …так ажно чуток не придушил. И улюлючит ей, улюлючит, христовенький: «Маманька, маманька-де». Вона вишь оно как! Елена остановилась, её щёки вспыхнули, глаза зверовато сузились. Виссарион искоса и, кажется, испуганно смотрел на неё. Она размахнулась и со всей силы смазала Савелию густо-мокро прозвучавшую пощёчину. Мужичонка кувыркнулся на газон, Глафира всплеснула руками, завопила, опасливо отступая за куст боярышника. Елена крепко взяла за локоть растерянного, онемевшего Виссариона и быстро повлекла его прочь. А Глафира подняла своего ошарашенного супруга, и они поплелись к своей повозке. Виссарион чувствовал, как подрагивала отвердевшая рука Елены. — Какая ты решительная, — хрипловато шепнул он. А она не расслышала: в её голове билась страшная и неумолимая мысль: «Чужую кличет мамой?! Чужую?! Мамой?!» И мерещилось Елене: мысль эта огнём мечется в голове и ранит, обжигая. — Мне надо было ему поддать, разумеется… ты опередила, — зачем-то пояснил Виссарион и покраснел. — Что? — рубяще спросила Елена, всё продолжая стремительно идти и несколько грубовато увлекать за собой Виссариона. — Аа-а, — протянула она и неприятно усмехнулась. «Что же ты за свою любимую не встал горой, а растерялся, как хлюпик? Тоже мне — рыцарь, защитник человечества, да ещё в боги метишь!» — хотела было бросить Елена, но сдержалась. Сжала пальцы в твёрдые кулаки: «Повидаю Ванечку! Смерть приму, унижение, землю заставят грызть — буду глодать, а — увижу своего сыночка». Одним вечером уговорила Виссариона увезти её к околице Погожего. Велела ждать в коляске с кучером за ельником, а сама огородами и пролесками побежала к родному дому. Сердце рвалось из груди, ноги в ботиках на высоком каблуке путались в жёсткой сухой траве, широкий вельветовый подол вставал колом, пропитываясь влагой октября. Останавливалась, тяжело дышала. Настуженный ангарский ветер настырно и вредно бросал в лицо знакомые запахи — сена, навоза, древесной смолы, волглого снежно-пресного холодка Ангары. От Иннокентьевской накатывались хрипатые гудки паровозов — Великий путь трудился. С ленцой, скорее для порядку, брехали цепные псы. Чёрной решётчатой стеной стояла берёзовая роща, на взгорке сутулился сосновый бор, впотьмах которого заплутали могилы погоста. Остр о гами вырастали заплоты и ворота домов с амбарами и овинами. На правом берегу ломала небо гористая тайга. За огородами и поскотинами угадывались холмистые пашни и луга. С юго-восточной окраины от церкви прилетел колокольный звон завершившейся вечери. И боязно Елене и одновременно радостно: «Здравствуй же, родная сторонушка! Что ни говори — а соскучилась!» И, сама не ожидала, остановилась и поясно поклонилась Погожему.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

В Алексее Петровиче я приобрел старшего наставника, который наставлял не словом, но делом Обычно после приветственного лобзания у нас бывал короткий диалог перед началом литургии: о его здоровье, делишках, хозяйстве, небольших, но забавных случаях из жизни. Не случалось такого, чтобы Алексей Петрович хандрил или печалился – скорее наоборот, его веселый и шутливый тон стирал с моего молодого лица налет хмурости и постности. Я тогда невольно играл в старца, а он, действительно «старец», сохранял бодрость души и молодцеватость юного Алеши. Но вовсе не так, как некоторые пожилые, противящиеся возрасту, превращаются в детей: ум его был остр и свеж, точен и правдив. Это, кстати, одна из его черт, которая меня до сих пор держит в удивлении: как в 95 лет можно сохранить такую предельную ясность мышления? Великий Кант к 75 годам потерял способность ясно мыслить – самое ценное, что было у него в жизни. А прямодушный Арцыбушев имел её в достатке. Тогда же у нас установился особый контакт: во время богослужения большую часть времени я проводил рядом с ним. Он сидел на упомянутом в начале повествования стуле, а я стоял рядом, всегда одним глазом посматривая на него, не возникнет ли у него какой просьбы. Так что, если Алексею Петровичу надо было подняться во время чтения Евангелия или опуститься на колени на Евхаристическом каноне, – я аккуратно его поддерживал за совсем уже некрепкие руки. Возможность послужить «старцу» для меня была радостью. И в этих невербальных контактах было очень много любви. Между строк всегда вмещается больше, чем можно выразить словами. Он приходил на службу с надеждой и желанием причаститься Святых Таин. Для Алексея Петровича Причастие было источником жизни. Именно поэтому в нём отражалась напряженная собранность и трепет перед таинством. Для Алексея Петровича Причастие было источником жизни Все присутствующие в алтаре знали, что в определенный момент перед началом литургии он будет исповедоваться, и тихонько перемещались на другую часть алтаря, чтобы не нарушать благоговейной атмосферы таинства Покаяния. Главным приобретением в жизни Алексея Петровича, как он сам говорил, была тоска о сердце сокрушенном и смиренном, которого Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Это чувство было свидетельством его внутреннего развития, роста. Многообразие жизненного опыта и событий, которые многих ломали и перемалывали, Алексея Петровича привело к утверждению этой истины: покаяние и сокрушение сердца – одни из главных условий человеческого единства с Богом. Всё это подтверждалось его словом, всем его обликом и образом жизни. В этом опыте раскрывается его христианство, которое многие не могли понять, читая его книги.

http://pravoslavie.ru/141562.html

9 сыне человечь, прорцы и речеши: сия глаголет адонаи Господь: рцы: мечу, мечу! изострися и разярися, 10 наострен для того, чтобы больше заколать; вычищен, чтобы сверкал, как молния. Радоваться ли нам, что жезл сына Моего презирает всякое дерево? 10 яко да изсечеши сечения: изострися, яко да будеши в блещание и готов на разсыпание: сецы, изничтожай, отрини всякое древо. 11 Я дал его вычистить, чтобы взять в руку; уже наострен этот меч и вычищен, чтобы отдать его в руку убийцы. 11 И даде его уготованна, еже держати в руках его: наострился мечь, готов есть, еже дан быти в руце секущаго. 12 Стенай и рыдай, сын человеческий, ибо он - на народ Мой, на всех князей Израиля; они отданы будут под меч с народом Моим; посему ударяй себя по бедрам. 12 Возопий и восплачися, сыне человечь, яко сей бысть в людех моих, сей во всех старейшинах израилевых: обитающии близ под мечь быша с людьми моими: сего ради восплещи рукама твоима, 13 Ибо он уже испытан. И что, если он презирает и жезл? сей не устоит, говорит Господь Бог. 13 яко оправдася. И что, аще и племя отринется? Не будет, глаголет адонаи Господь. 14 Ты же, сын человеческий, пророчествуй и ударяй рукою об руку; и удвоится меч и утроится, меч на поражаемых, меч на поражение великого, проникающий во внутренность жилищ их. 14 И ты, сыне человечь, прорцы и восплещи рукама и усугуби мечь: третий мечь язвеным есть, мечь язвеным велик, и ужасиши я, 15 Чтобы растаяли сердца и чтобы павших было более, Я у всех ворот их поставлю грозный меч, увы! сверкающий, как молния, наостренный для заклания. 15 яко да сокрушится сердце их, и умножатся немощнии во всех вратех их, предаются на усечение мечное: благо остр бысть на сечение, благо бысть на блистание. 16 Соберись и иди направо или иди налево, куда бы ни обратилось лице твое. 16 Проходи яко молния, острися одесную и ошуюю, аможе аще лице твое востанет: 17 И Я буду рукоплескать и утолю гнев Мой; Я, Господь, сказал. 17 и аз восплещу рукою моею к руце моей и напущу ярость мою, аз Господь глаголах.

http://drevo-info.ru/articles/10077.html

4–7. Торговые занятия, денежный дела часто вызывают наружу самые низменные наклонности человека, обыкновенно глубоко затаенные. «Когда встряхивают решето, остается сор, – так и пороки человека при расчете с ним», при сведении с ним коммерческих счетов: тогда проявляется и его жадность, и бесчестность, и желание воспользоваться чужим несчастьем для своей выгоды. «Сосуд горшечника испытывается в печи», так как при обжигании он может оказаться непрочным, – «точно так же и человек при расчете с ним». По уходу за деревом оказывается и плод его, – так и расчет с человеком – по мыслям его»; т. е. внутреннее достоинство человека отражается в том, как честно он ведет свои торговый дела, подобно тому, как уход за деревом влияет на достоинство плодов его. Поэтому, – советует Бен-Сира, – «прежде расчета с человеком не хвали его, потому что в этом испытание человека». Подлинный смысл этих притчей можно восстановить по тесной связи их с предшествующими, где говорится о деньгах и торговле, и при помощи Евр. А, в котором сохранились стихи 5–6, в качестве вставки после 6, 23 Сл.: «Трясением решета останет сметие, такожде отреби человеческия в помышлении его». Сосуды скудельничи искушает пещь: и искушение человеческо в помышлении его. Возделание древа (Остр.: древо) являет плод его: тако слово помышления в сердцы человеческом (Остр.: сердце человеческо). Прежде беседы (Остр.: помышлениа) не похвали мужа: сия (Остр.: се) бо искушение (есть) человеков (Остр.: человечьско)». Здесь слово «помышлении» в 4 стихе и «беседы» в 7–м передает Гр. слово λογισμς, «помышлении» в 5 стихе – διαλογισμ, «слово» в 6–м – λγος, вместо которого в Гр. гл. (23, 70, 248, 253, Cpl., Сир.–екз.) стоит также λογισμς, «счет, расчет, размышление, рассудок»; в Евр. в 5 и 6 стихах соответствует этому слову в Библии употребляющееся только трижды – в Еккл. 7, 26, 28, 9, 10 , в ново-еврейском языке имеющее значение «счет, отчет» 2 ; глагол хашаб в Библии значит «считать» и «думать». Несомненно, что слово хешбон стояло здесь во всех четырех притчах, значение же его следует определять, по–видимому, из контекста, и именно из предшествующих притчей, где говорилось о торговле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Старейший же его преждепомянутый сын Гавриил, любомудруя о превосходителных честех, удаляшеся от поселянских грубых попечений, слушая Спасово слово, глаголющее: держай, рече, рало 1738 когда и того ради искаше (по Соломону) разума, да вознесет И беяше выну к честнейшим людем всеуслужный юноша, поминая реченное: «С разумивыми буди размышление И за всепостоятелное 1739 его нрава любимь бяше всеми градоначалнейшими честными персонами, «от зрака бо, – рече, – познан будет муж и сретениемь лица познан будет ихже волею принужден бысть пещися тако о сохранении, яко о превозе градосодержателных оружий и о прочих подобающих к таковой потребе нуждах, яже вся по определению добре поминая писанное: «Во всех, – рече, – делех своих буди преспевая и не даждь порока на славу . И сицевых нужд правлениемь влекомь, дойде царствующаго града Москвы, в немже пребывая, взят бывает пред высочайшее величество российскаго самодержца, пред ним же быв, толикимь опасения чиноурядством 1740 к каждому цареву вопрошению отвеща, яко и монаршескому его языку прилучися тогда крепкую словес того учтивость милостиво Юноша бо остр (по Соломону) обретеся той в суде пред царемь и во зраце силных славно «Свирель бо и прегудници 1741 (якоже глаголет) усладят уды, и паче обоего язык сердце человеческо. Ибо той бояся тогда (по апостолу) Бога и царя и сам от царя словом почтен бысть. И тако пребывая везде, добре юношествоваше добрыми нравы и всепостоятелным своим терпением позлащаше рода своего всеудалую славу. Сродства бо законы не яже от естества, но яже от добродетели весть Писание Живущу же ему такой века сего честию учермняющу 1742 свое лице, обратишася некогда очи его (по Приточнику) правых зрети и веце его помавати и видети древлецерковная чада, за древлеотеческия святыя церковныя обычаи от новшеских гонителей страждущая. Таковому бо злому томлению грех ради наших зле просыпану бывшу по всей России от настатия 1743 Никона патриарха ибо восхоте тогда оный пременити благочестивая святоотеческий уставы, своя же его новая уставоположения утвердити, и елицы знаменующийся крестным знамением по святых отец Божиими чюдесы утверженным уставом, тии тогда проклинахуся; и по старопечатным и старописанным святым древлецерковным книгам содержащий древлеотеческое благочестие знаменоносци и чести достойнии отци, яко злодеи, тогда прогоняхуся, вязахуся и мучении тяжкими искушахуся; и тма тяжка и зело гонителна покры тогда Россию, меч и огнь поядаше села и домы и пустынная места за содержание древняго святоотеческаго благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010