Фактически, заключительная глава второй книги снова подтверждает эту позицию. Вечное предвидение избрания во Христе является определяющим для спасения 617 . Однако признание свободной воли и заслуги стало дополнением к его прежнему августинизму. Это признание не было новым по содержанию, но оказалось довольно необычным в том, что касается используемых образов. С помощью метафор, характерных для монашеской практики, Проспер изображает христианскую жизнь как борьбу, а христианина – как воина, вооруженного Божественными орудиями, которые должны быть применены в бою 618 . Избрание в его описании означает не подавление свободной воли, но возрастание заслуг через труд и усилие. Бог предопределил, чтобы «те, кто совершает добрые дела, могли быть увенчаны не только согласно намерению Бога, но также и в соответствии с их собственными заслугами» 619 . Как можно заключить из предыдущей главы, такое описание свидетельствует о том влиянии, которое оказали на Проспера полупелагианские взгляды, в особенности произведения преп. Иоанна Кассиана . Старая схема: ‘свободная воля – заслуга – Страшный Суд» была, по крайней мере, частично, восстановлена в среде августиниан, однако принципиальная пропасть, отделяющая их от полупелагиан, сохранилась. У первых эта схема все еще была затемнена убеждением в том, что благодать предшествует любому человечес кому действию. В De vocatione Проспер не добился последовательной позиции. Какими бы ни были его намерения, он то утверждает собственно человеческую деятельность, то не утверждает. Дух этого трактата явно примирительный. В нем много внимания уделено характеру человеческой воли и ее участию в определении вечной участи человека. Наблюдается явное смягчение августиновской позиции, если не отход от нее. Однако Проспер так и не смог отказаться от понятия о самовластии благодати. Результатом стала неудачная попытки включить полупелагианский акцент на собственно человеческое действие в августиновскую логику, которая с необходимостью отвергает такой акцент.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Скромность, серьезность и чистота должны украшать дом иерея. Бедность никогда ему не будет поставлена в укор, но беспорядок или чрезмерная светскость могут соблазнить многих. Надо всегда помнить о слабости человечес кого духа и удобопреклоненности его к соблазнам. С другой стороны, не следует забывать того большого впечатления, которое оставляет первый вид. Кроме элементарной чистоты жилища, оно должно и может свидетельствовать и об интересах и внутреннем содержании его владельца. Возможность приобретать книги и любовь к ним привлекут к священнику внимание людей образованных. Украшение стен какими-нибудь видами, портретами или репродукциями картин должно быть таким, чтобы не оскорблять эстетические чувства. Вовсе неверно думать, что комната священника должна быть украшена «благочестивыми» картинами, пусть и хорошими, но явно оскорбляющими художественное чуство. Все пошлое, мещанское, трафаретно-рыночное может только вызвать улыбку и заподозреть владельца в желании подделываться под общий уровень. Здесь как и во всем, опасны уклонения в крайности неумеренной обмирщенности и надуманного, стилизованного жанра «бытового батюшки», подлинник которого уже давно исчез из жизни, а все копии оного и с подлинным неверны и по существу не нужны. В заключение этой главы надо сказать еще одно. Самое может быть главное — это суметь выработать в себе внутренний духовный такт, чутье, обостренный слух и верный глазомер, чтобы определять всегда ту меру, которая всего больше приличествует данному случаю и положению. Хиротония Самый важный и самый страшный момент в жизни каждого пастыря, момент, который остается памятным на все дни до самой смерти, есть посвящение рукой архиерейской во святое и великое служение священства. В предыдущей главе достаточно было говорено о подготовке школьной, более или менее длительной, для пастырской деятельности. Но особенно надо подумать будущему иерею о том, чтобы в настроении, соответствующем его высокому призванию, подойти к самому таинству священства. В эти последние сроки перед кандидатом встает вопрос о будущем приходе, о том алтаре, к которому Церковь приставит его своим служителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3503...

Сотериологические взгляды архиеп. Илариона имеют мало общего с описанными выше воззрениями митр. Антония. Владыка Иларион рассуждает вполне в русле Священного Предания Церкви. Особенности его сотериологии связаны по большей части с тем, что свои рассуждения он строит в экклезиологическом ключе, с целью показать связь спасения, совершенного Христом и нашего спасения в Церкви Христовой. В общих чертах спасение по сщмч. Илариону можно обрисовать следующим образом . Сын Божий, восприняв в Своем воплощении очищенную и обоженную человеческую природу, избавляет ее от греха. Но победа над страданием и смертью присутствует во Христе пока лишь в потенции. Поэтому святые отцы Церкви, «говоря о спасении, прежде всего указывают на воплощение именно как на средство и основу спасения» . Христос, «вооруженный» Божеством, подобно сильному воину выходит, «да избавит сих, елицы страхом смерти повинни беша работе» (Евр. 2: 15), добровольно идет на смерть и восстает силой Своего Божества: «Кто это прошедший врата смерти? Он может быть только Богом» . Но если бы Христос был только Богом, воскресение оставалось бы богоявлением, не влекущим за собой никаких существенных для человека изменений: «Не Бог прошел через врата смерти, не пред Богом " распахнулся вечности чертог " , не ради Бога отвален камень от дверей гроба, но ради Богочеловека. Вместе со Христом прошло через таинственные врата смерти наше человеческое естество» . Спасение и обожение человечества во Христе завершается вознесением во славе: « Нося мое же естество человечес кое, Первенец из мертвых прошел чрез врата смерти и гроба, не увидав тления. Тление и смерть были побеждены, даровано нетление и вечная жизнь. Естества во Христе соединены неразлучно, и Христос, вознесшись во славе, посадил и наше естество одесную Божественной славы» . К этому очищенному от греха, обоженному, нетленному, недоступному страданию и смерти, воскресшему и прославленному естеству Христа прививается Святым Духом человечество и создается Церковь Христова. В приобщении к телу Христову и заключается, собственно, наше спасение: «Господь Иисус Христос совершил дело спасения и возрождения человечества. Блага искупления должно усвоить само человечество, которое и объединено Самим Христом в единой Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/3546585

4 . Св. Собор одобряет ту осмотрительность, с какой Св. Синод имя церковной экономии, проводил в жизнь постановления Собора 1923 года не механически, а считаясь с условиями церковной действительности 5 . По условиям церковной деятельности, ввиду медленного воспри ятия верующей массой древнецерковного института брачного епископата наряду с безбрачным и древнецерковного же снисхождения к человечес кой немощи в форме дозволения второго брака – клирикам, Св. Собор считая безбрачный и брачный епископат равноценными, в целях подготов ки церковно-народного сознания к восприятию нового порядка, признает за благо поставлять брачных епископов и разрешать второй брак с особой осмотрительностью, с согласия местной паствы и во уважение достоинств кандидатов епископата или особых обстоятельств вдовых священнослу жителей. 6 . Считая Поместный Собор, согласно церковным канонам, полномочным для разрешения таких церковно-практических вопросов, как брачное состояние клира, ибо каноническая практика в этом отношении была в древней церкви разнообразна и брачный епископат известен со времен апостольских, и второбрачие духовенства допускалось в церкви во времена Вселенских Соборов, Св. Собор в то же время считает долгом представить постановление Соборов 1923 и 1925 годов по этому предмету на благорассуждение предстоящего Вселенского Собора и выражает готовность подчиниться решению сего Собора, поскольку оно будет обязательным для всех Православных Церквей. 7 . Считая, вместе со Вторым Поместным Собором, более целесооб разным применение в практике Православной Русской Церкви нового сти ля, но в то же время принимая во внимание бытовые условия русской жизни, при коих немедленный переход на новый стиль вызывает часто неблагоприятные осложнения, III Поместный Собор благословляет приме нение той или другой практики, нового или старого стиля, по местным условиям, полагая, что авторитет предстоящего Вселенского Собора разре шит окончательно этот вопрос и установит единообразное церковное время исчисление во всех Православных Церквах”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Нем – сила. Богатырь, вооруженный тонким прутом, не может проявить всю свою силу. Но не так – Бог. В деле благодати ни один человек и ни одно учреждение не могут сами по себе быть достаточными посредниками между людьми и Богом. Лучший проповедник – не более, как тонкий прут, соломинка. Совершая все таким жалким орудием, каковы мы, Бог показывает Свое всемогущество. Если бы Он не был всемогущ, то немощи Его слуг испортили бы всякое, Им указанное, дело. Лучший проповедник может уподобиться посоху Илии, который не мог вызвать к жизни мертвое дитя. Но сила Божия в немощи совершается. При Его всесильной помощи и прутик станет могущественным проводником благодати. Безсилие отступников. „И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». ( Пс. 75:11 ). Нечестивые не перестанут неистовст-вовать против нас. Их гнев мы должны принимать, как знак нашего призвания, как указание на наше обособление от гневающихся. Если бы мы были от мира, мир любил бы свое. Утешение наше в том, что гнев человечес-кий приводит к Божией славе. Когда безбожные в ярости своей распяли Сына Божия, они нечаянно для себя выполнили намерение Божие об избавлении мира. И ныне таков же бывает конец злобы нечестивцев. Им кажется, что они действуют в свою пользу, но они безсознательно выполняют намерения Промыслителя. Успехи нечестивцев ведут к их поражению. Способ их действования самоубийственный. Весь взрыв их злобы проходит безвредно для нас. Когда они сожигали мучеников, то дым костров возбуждал более сильное отвращение к язычеству, чем что-либо другое. Промысл действует подобно мельнику, который задерживает силу воды, чтобы направить часть ее на вращение колеса. Не будем унывать при нынешнем нападении нечестивцев на устои веры и благочестия! Не смутимся широким потоком отступничества. Почти две тысячи лет силы врага разбиваются о несокрушимую твердыню Церкви Христовой. Цена здоровью. Благодаря удачной операции, прозрела молодая дама, с детства слепая. Волнение, охватившее ее при этом, было так сильно, что ее заперли в темную комнату, чтобы от чрезмерной радости не произошло вреда ее здоровью. Впоследствии она говорила, что когда потоки света устремились в ее глаза, то ей показалось, что она переселена на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Нестор Кузминич); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5 (предание об основании, см. стр. 83, в примеч.); 1868 г., 10 (Следы ультрамонтанства у быв. в Зап. Р. униатов); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. VI, 510, CCII (донесение 1621 г. возного о вводе Ленчынского и кн. Пронского во владение Мелецким м-рем и его селами). 326. Николаевский – Новоземельский , мужской скит, Архангельской губ., на остр. Новая Земля, в Ледовитом океане. В 1882 г. Свят. Синодом разрешено устроить мужской скит, и в 1888 г. 19 сентября освящена церковь во имя св. Николая иером. Ионою в сослужении с иером. Прокопием. “Прибавл. к Церков. вед.”, 1888 г., 50, 1443. 327. Николаевский – Перервинский , в старину Никола – Старый , мужской, заштатный, при слободе Перерве, Московской губернии и уезда, в 7 верстах к юго-юго-вост. от Москвы, на левом берегу р. Москвы. О первоначальной истории его сведений нет, но первое известие о существовании Николы Старого монастыря встречается под 1567 г., когда сюда был сослан митрополит Филипп. В писцов. книг. 1573 г. сказано: „В Васильцове же стану, в пусте Перервинской м-рь на Москве р., да того же м-ря пуст. Горьево и иные“. В 1764 г. он оставлен за штатом, а в 1775 г. приписан к Чудову монастырю для учреждения в нем училища и содержания бедных учеников. Его не должно смешивать, как это доказывает Амвросий, с Николаевским Хлыновским монастырем, называвшимся также Никола Старый. “Полн. собр. Закон.”, 1775 г., XX, 14267; “Ист. Росс. Иер.”, V, 480; VI, 1038; Ратшин, 239, 281 (здесь описан под именем Николы Старого и притом неверно); “Матер. для стат. Росс. Имп.”, 1841 года, I, 104; “Опис. монаст.”, 1817 г., 85; Проценко, “М-ри в России”, 41; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.”, 93; “Книга Степенная”, II, 199; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., 8, смесь, 34 (Патриарх Андриан); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 91 (покупка земли со строен. и садом); 1877 г., 25 (устр. госпит. на 5 ранен.); “Москов. губ. в.”, 1852 г., 2 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1148 О соборе у Льва Алляция, De consens. 664, 555–558. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, V, S. 609. – Δημητρακοπουλος , ρϑοδοξος λλας, ν Λειψ, 1872, 30: упоминает о Диалоге Анхиала, на основании Müller " а, Catalog. manuscrits Grecs de la bibliotheque de l’Escurial, Paris, 1848, p. 503 (список диалога хранится в Эскуриале). – Соч. Этериана прот. греков: Этериана: s. I. CCII, 231. 1149 См. рассказ анонимного писателя у Алляция (De consensu, р. 694, 695) о том, как 13 монахов после трехлетнего заключения в тюрьме, за отказ принять латинскую веру, были замучены: одни были привязаны к конским хвостам, а другие вместе с игуменом Иоанном сожжены на костре. 1150 В реферате нунциев времясчисление флорентийское, начинающее новый год с Благовещения, поэтому январь 1233 года, обозначенный у нунциев, соответствует январю 1234 года нашего счисления. 1153 Сведения об этом соборе сохранились в отчете или записи нунциев напеч. у Манси, XXIII, 279–319 и Гардуина, VII и в сочинениях патриарха Германа: 1) πντησις πρς τν μολογαν το ππα Γριγοριου κα πρς τος π’κενου σταλντας φρεμενουρους περ τς εκπρεσεως το γου Πνεματος (Издано в Венеции в 1796 г. вместе с хроникой Францы); 2) Два послания на остр. Кипр (Colelerii, Monumenta eccl. Graecae II 462–482); 3) Λγος περ τς εκπορεσεως το γου Πνεματος; 4) Περ ζμων πρς Θεδορον (τινα) Στουδτην (Рукоп. Парижск. библ. 1295); 5) Περ το καϑορτηρου πυρς; 6) Περ το βαπτσματος (упом. Алляцием, De consens. p. 712); 7) μολογα τς ’ντως ληϑος πστεως к монахам монастыря Иоанна Предтечи τε οκ πειϑοντο τος δγμασι τν Λατνων. (В рукописи Московск. Синодальной библ. 208), и 8) Послание к латинскому Константинопольскому патриарху (Рукоп. библ. св. Марка в Венеции, 575). См. Димитракопула (ρϑοδ. λλας), стр. 39–47. – Migne, Patr. CXL, 593–602 (по Fabric. XI, 162–171). – Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi, 1873, II, 5. 1155 О Лионской унии: статья в l’Union Chretienne 1861. – Иеромон. Владимира (Никольского) Лионская уния. Правосл. Обозрение, 1867, XXIII, XXIV. – Hefele, Conciliengesch. VI, 1867, стр. 103–147. – Raynaldi, Annales ecclesiast.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Таже вход. Прокимен дне. И чтения. Притчей чтение (глава 8) Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя,/прежде век основа Мя;/в начале, прежде неже землю сотворити/и прежде неже бездны соделати,/прежде неже произыти источником водным,/прежде неже горам водрузитися,/прежде же всех холмов раждает Мя./Господь сотвори страны и пустыни,/и концы населены под небесем./Егда готовяше небо, с Ним бех,/и егда отлучаше Себе престол на ветрех,/егда крепки творяше Вышния облаки;/и яко тверды полагаше источники поднебесныя,/внегда полагати морю предел его,/и воды не мимоидут уст Его,/и крепка творяше основания земли,/бех к Нему подобна./Аз бех, о нейже радовашеся,/по вся же дни веселяхся пред лицем Его на всяко время. Премудрости Соломоновы чтение (глава 7): Всех Художница научи мя, Премудрость;/есть бо в той Дух разума свят,/единородный, многочастный,/тонкий, благодвижный,/светлый, нескверный, ясный,/невредительный, благолюбивый, остр,/невозбранен, благоделателен, человеколюбив,/известный, крепкий, безпечальный,/всесильный, всевидяй/и сквозе вся проходяй духи разумичныя, чистыя, тончайшия./Всякаго бо движения подвижнейша есть Премудрость:/достизает же и проницает сквозе всяческая ради Своей чистоты./Пара бо есть силы Божия/и излияние Вседержителя славы чистое:/сего ради ничтоже осквернено на ню нападает./Сияние бо есть Света Присносущнаго,/и зерцало непорочно Божия действия,/и образ благостыни Его. Пророчества Исаиина чтение (глава 25): Господи, Боже мой, прославлю Тя,/воспою Имя Твое, яко сотворил еси чудная дела,/совет древний истинный:/да будет, Господи./Яко положил еси грады в персть,/грады твердыя, еже пасти основанием их,/нечестивых град да не созиждется в век./Сего ради благословят Тя людие нищии,/и гради человеков обидимых возблагословят Тя./Был бо еси всякому граду смиренному Помощник,/и изнемогающим за оскудение покров,/от человек злых избавиши их:/покров жаждущих и дух человеков обидимых./Аки человецы малодушнии, жаждущии в Сионе,/яко избавиши их от человек нечестивых,/имже нас предал еси./И сотворит Господь Саваоф всем языком:/на горе сей испиют радость, испиют вино./Помажутся миром на горе сей;/предаждь сия вся языком:/той бо совет на вся языки./Пожерта будет смерть возмогши,/и паки отъят Господь Бог всяку слезу от всякаго лица;/поношение людей отъят от всея земли,/уста бо Господня глаголаша сия./И рекут в день оный:/се Бог наш, Наньже уповахом, и спасет нас;/Сей Господь, потерпехом Его, и возрадовахомся,/и возвеселихомся о спасении нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В тексте службы Филипп воспевается как святитель-мученик – «Истинен святитель и страдалец» (стихира на «Господи воззвах» на малой вечерне), «мучеником и исповедником подобяся» (на «Господи воззвах» на великой вечерне), «Кровь твоя, мудре, вопиет от земля яко Аве-лева» (седален), «венец же нося страдания и испещрен кровными каплями» (канон, песнь 7). Но, пожалуй, более всего составителя службы занимает тема конфликта с царем – «Молитвою царя умоляя и дерзостно поучая неразделиму быти его царству» (стихира на «Господи воззвах» на малой вечерне), «Нравы подобяся Златоустому, посрамил еси суеумных шатания» (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне), «Дерзновенно неправедное начинание праведно разорявши. Царя же и люди научавши апостольским преданием последовати. И от разделения людскаго и злаго начинания престати повелевавши» (стихира на литии). В этих описаниях поведения Филиппа нет и следа кротости святителя. Он «дерзостно повелевает», «поучает», «посрамляет», язык его – «мечь обоюду остр» (канон, песнь 8). Но вместе с тем «разумно изобличив начальствующая», святой обрел право, предстоя престолу Божественному «яко имый дерзновение к нему, молити за царя православнаго». Причем сообразно представлениям о времени и вечности эта молитва «за царя православнаго» была молитвой и за «неправедного» Ивана Грозного, и за царя, в годы правления которого создавалась и отправлялась служба. Из всех многочисленных песнопений службы для данного издания избраны два основных жанра – славники и канон (см. примеч.). Это связано с характером содержания и исполнения этих жанров. Они весьма различаются по типу информации, заключенной в них. В каноне на первый план выходит понятийная информация – литературный текст. Здесь передаются основные события, происходившие с героем празднества, формулируются главные мотивы, прославляющие его как святого. Более того, в каноне св. Филиппу, как зачастую и в прозаических произведениях, есть начальная и завершающая этикетные формулы. Начинается он с молитвенного обращения автора к Богу о даровании ему вдохновения для восхваления святого («...словомъ вдохни восхвалити, иже Самъ избра и приятъ, верхъ страдания священнаго Филиппа»), Завершается – самоуничижительными словами, в которых похвала святому сравнивается с детским лепетом («Юношамъ нмование сродно присвоение бываетъ, не яко достойни суще, приими от насъ ныншнее благодарение, о, страстотерпче»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

под заглавием: «стихотворения Петра Карабанова оригинальный и в переводе». Из оригинальных стихотворений, вошедших в собрание, прежде отдельно напечатаны были: ода императрице Екатерине II на взятие Варшавы, гренадерская песня, надгробная песнь в память Потемкина, на кончину Льва Нарышкина, песнь по случаю посвящения Гаия во епископа Моздокского и др. Между переводами помещены две первые песни садов, поэмы Делиля. Известна еще его стихотворная епистола о критике истинной и ложной, читанная в собрании академии. Из напечатанных переводов его известны Альзира, трагедия Вольтера, в стихах (Спб. 1786)·, книга Роассара: утешения христианина, или побудительныя причины к упованию на Бога в различных обстоятельствах жизни (2 ч. Спб. 1806); инженерная наука в производстве работе при укреплениях и архитектура гражданская соч. Белидора (2 ч. Спб. 1802); Ликей, или друге словесности древней и новой соч. Лагарпа (5 ч. Спб. 1810–1814); в переводе этой книги, кроме Карабанова, участвовали: Петр и Дмитрий Соколов и Александр Никольский . Кирилл (Константин) Богословский Платонов сын священника села Воздвиженского по Троицкой дороге, о. Лукиана, который после переведен был в село Могильцы. Родился в 1788 г. Поступил в Троицкую семинарию 7 сентября 1797 года. Еще в риторике наставники семинарии заметили, что Константин отличался от сверстников: в ведомостях за 1801 г. против имени его отмечено: «остр и успевает довольно». В 1808 г. был в богословском классе и вместе с 6 товарищами отправлен для окончания образования в новую петербургскую академию; по окончаннии первого курса в 1814 году получил степень магистра и определен бакалавром церковной истории при ака- демии. Пострижен в монашество 28 августа того же 1814 года. В 1817 г. назначен ректором полтавской семинарии и произведен во архимандрита, в мае 1819 переведен в Троицкую Сергиеву лавру ректором московской академии и в 1822 году получил степень доктора богословия. В октябре 1824 года хиротонисан во епископа дмитровского, викария московская; в 1827 году переведен епископом в Вятку, в 1832 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010