Семя Божие падает в землю, но вместе с ним вырастают и терния, которые Господь именует так: заботы, наслаждения и богатство. «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» . Они его подавляют и не дают вырасти. Есть такие люди, земля которых действительно хорошая. Ты видишь это, понимаешь, чувствуешь, но, к сожалению, семя опять не дает плода. Из-за чего: из-за неведения? Нерадения? Лености? Диаволу известны способы подавить это семя. Как говорит Христос, первый из них - это наслаждения . Диавол всегда найдет способ поработить нас наслаждениями, плотскими страстями, которые, к сожалению, после грехопадения имеются в нас. Еще богатство . Богатство - это не только деньги, но и все то материальное, что пленяет нас. Может, у тебя и нет никаких денег, но в уме ты жаждешь их, тогда ты сребролюбив в евангельском смысле слова. У тебя может не быть и десяти лир, но, тем не менее, ты будешь числиться среди богатых. Это так же, как если ты имеешь миллионы, но не привязан к ним, тогда ты и не богатый, но лишь распоряжаешься богатством. Разумеется, последнее очень не просто, но ведь встречаются и такие люди. Богат также тот, у кого много знаний и кто уверен в них; богат и тот, у кого много сил, и он уверен в них; у кого есть какое-никакое положение в обществе, и он говорит тебе: «Я такой-то! У меня есть знакомства, все меня знают! Я наделен властью! Я уверен в своих силах, в своем положении, в своем имени и знаниях...» Всё, что отрывает наше сердце от Бога, обращает и направляет к вещам, относится к тому, что Христос называет богатством. То есть это всё то, что нас порабощает. Ты думаешь, что, благодаря своим знаниям, поскольку ты великий учитель, академик, суперинтеллектуал и ум твой остр как бритва, ты уже что-то значишь сам по себе? Когда сердце твое пленено всем этим и ты не считаешь важной связь с Богом, это означает, что ты богат в том же самом смысле, что ты пленник своих страстей. Все, что отрывает нас от Бога и ведет к материальному, человеческому, обращается в грех, в смерть человека.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

103. Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонялось сердце его к чему-либо другому. 104. Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими. 105. Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то, по крайней мере, надобно удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76:5) . 106. Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искушать даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне. 107. Человеку в молодых летах не можно не возмущаться от плотских помыслов. Но должно молиться Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится пламень. 108. Отчего мы осуждаем братий наших? Оттого что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других. 109. Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. 110. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех, и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверста, и неизвестно, кто прежде войдет в нее – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою. 111. Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр (Пс. 56:5) . Ибо, когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов зерно пшеничное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Его проницательность была слишком велика и его правильный взгляд на будущее слишком остр, чтобы он не советовал народу полной преданности посланной от Бога судьбе и спокойного подчинения халдейскому господству, которое продолжится только 70 лет. Только от далекого будущего, только от совершенно изменившегося к лучшему израиля через очистительное действие долгих несчастных лет ожидал спасения этот последний великий пророк прежнего периода. Но этого будущего спасения и окончание начатаго в израиле дела Божия он ожидал постоянно даже и при самых тяжких препятствиях, с уверенностью и в полном соответствии с ней поступал, как гражданин своего времени, во всех делах и решениях своей жизни, которые, как от него исходящие, носили в себе высшее, пророческое значение ( Иер.32 ). Собственной своей деятельностью, силой своей веры он увлекал сознание народа от прошлого времени к новому и, будучи поставлен на рубеже двух эпох в жизни народа, был охраной и защитой для израиля новой эпохи, для отдаленного будущего, которое он носил в своем духе и чувстве горячей любви, особенно богато последствиями его глубокое изречение об имеющем последовать новом завете, когда слова божественных заповедей будут запечатлены на самом сердце освобожденного от греха человека, когда требование божественной воли не будут выступать пред человеком, как нечто внешнее и принудительное, а будут действовать из внутри самого человеческого сердца ( Иер.31:31–34 ). В этом изречении заключается как высший результат всей прошлой истории Израиля, так и высшая задача для ее развивающегося будущего; отсюда, к этому изречению привязываются ( Иез.11:19, 18:31, 25–28 ср. Иез.16:60, 37:26 ) все лучшие чувства, все решительные стремления и требования всех глубоких душ общества, и оно постоянно и живо сохраняется во все последующия времена, как непреходящее требование, как светлая истина до тех пор, пока оно не было исполнено при конце этого великого поворота истории 227 . Если прор. Иеремия не жил среди пленников вавилонских, если прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О неосуждении ближнего и о прощении обид Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении Заповедей Божиих, по слову Божию: не судите, да не судими будете ( Матф. 7, 1 ). Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему – враждующему, но должно любить его, и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас ( Матф. 5, 44 .). Итак, если мы будем, сколько есть сил, стараться все сие исполнять; то можем надеяться, что воссияет в сердцах наших свет Божественный, открывающий нам путь к горнему Иерусалиму. От чего мы осуждаем братий своих? от того, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другим; осуждай себя, и перестанешь осуждать других. Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: сынове человечестии, зубы их оружие и стрелы, а язык их меч остр ( Псал. 56, 5 ). Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно. О уединении и молчании Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного. И паки некто из отцев говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротол. Инок. Каллиста и Игнатия гл. 16 час. 11 л. 54). Ты только сиди в келлии своей, во внимании и молчании, и всеми мерами старайся приближать себя ко Господу; о Господь готов сделать тебя из человека Ангелом: на кого бо, говорит Он, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущего словес Моих. ( Ис. 66. 2 )? Когда мы в молчании пребываем, тогда враг и диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме. Ежели не всегда можно пребывать в уединении и молчании, живя в монастыре и занимаясь возложенными от настоятеля послушаниями; то хотя некоторое время, остающееся от послушания, должно посвящать на уединение и молчание, и за сие малое не оставит Господь Бог ниспослать на тебя богатую Свою милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Пс.103:24.   Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Пророк прерывает свою речь прославлением Бога, удивляясь Его Промыслительной «Премудрости» (Златоуст). Пс.103:25.   Сие море великое и пространное: тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, И этот знак Божественного Промысла, что «малые животные» обитают вместе с «великими» и не подвергаются совершенному от них истреблению. «Гадами» Бог называет рыб, так как они скорее ползают, чем ходят. С «морем» чувственным связывает Псалмопевец и жизнь человеческую по причине непостоянства и вечного движения в ее делах — «море» житейское. В высшем смысле «море сие» есть сердце человеческое со своими помыслами и желаниями, которое должно очищать посредством внимания. Оно «велико и пространно, тамо гади, имже несть числа» , т.е. многие помыслы неправые и нечистые, порождения злых духов (Златоуст, Серафим). Пс.103:26.   Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Это загадки, предложенные для нашего ума, чтобы мы не напрасно слушали Писания, и не поникали умом к земле. «Корабли» — наши тела, обуреваемые солеными водами этой жизни. Как обремененные грузом корабли с трудом плавают, так и тела, которые от многих и обильных наслаждений отягчены тучностью. И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом «змие» , так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, т.е. «змием» возбуждаемыми. «Змием» (драконом) здесь не только называет кита (хотя и это верно), сколько началозлобного сатану, который остр и ядовит, и, сверх того, боязлив; ибо всегда ему свойственно убегать; который создан для того, «чтобы ругались здесь над ним ангелы Мои» (Иов. 41:24—25) (Василий, Златоуст, Афанасий, Кирилл). Пс.103:27.   Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Пс.103:28.   Давшу Тебе им соберут: отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости. Пс.103:29.   Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

под. возвышает и просветляет ум, успокоительно и отрадно действует на сердце и настраивает волю к стремлениям лучшим. Могут ли не производить соответственного чувства в нас следующие, напр., слова св. Димитрия Ростовского о бессмертии души: «Покланяютися, Боже Отче, яко дал ми еси душу бессмертную и святой благодати причастную» 94 ? – Или о том же св. Нила: «Все тленно, а душа нетленна» 95 ? Как назидательно выражается у отцов Церкви известная и простая мысль, напр. о свободной воле нашей! «Небо, – говорит Макарий Великий , – солнце, луна и земля единожды устроены, и Господь не почил в них, и они не могут уклониться от того чина, в котором созданы, ибо не имеют воли. А ты потому-то и имеешь образ и подобие Божие, что ты... самовластен» 96 . «В нашей власти, – учит св. Златоуст, – сделать каждый член свой орудием лукавства и правды. Послушай, как одни сделали свои язык орудием греха, а другие – орудием правды: «Язык их меч остр» 97 ; а другой некто говорит о своем языке: «яЗык мой трость книжника скорописца» 98 . Тот язык совершил убийство, а этот написал божественный закон и потому был мечом, а этот тростью, не по собственной природе, но по воле употреблявших; природа того и другого одна, но действие не одно. И в отношении к устам опять можно видеть то же самое. У одних уста были полны гнилости и лукавства, и потому обличающий их сказал: «Уста их клятвы полна суть и горести», 99 , а уста его самого не таковы; нет, – «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум» 100 . У других опять руки были осквернены беззаконием, и, осуждая их, он опять сказал: «Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды» 101 ; а у него самого руки ни в чем другом не упражнялись, как только в том, чтобы простираться к небу, почему он и сказал о них: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя 102 ». И в отношении к сердцу можно видеть то же самое. У тех сердце суетно, а у него истинно, и потому об их сердце он говорит: «Сердце их суетно» 103 , а о своем: «Отрыгну сердце мое слово благо» 104 . То же самое можно видеть и в отношении к слуху. Те имеют слух зверский, безжалостный и неумолимый, и, осуждая их, он сказал: «Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои» 105 ; а у него слух был вместилищем Слова Божия, что самое и показал он, говоря: «Приклоню в притчу ухо мое отверзу во псалтири ганание мое» 106 . С таким же назиданием заметил и преп. Марк подвижник , что «если все невольное происходит от добровольного, по писанию: то нет человеку такого врага, каков он сам себе» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

3. Воззову (воскричу) я к Богу Всевышнему, Богу благодетельствовавшему мне. 4. Посла с небесе, и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла БОГ – милость Свою и истину Свою. 4. Послал Он с неба (помощь), и спас меня: предал поношению (посрамлению) попирающих меня: послал Бог милость Свою и истину Свою. 5. И избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: Сынове человечестии! Зубы их – оружия и стрелы, и язык их – меч остр. 5. И избавил душу мою от среды скимнов (молодых львов). Поспал я в смятении (был во время сна в тревоге). Сыны человеческие! – зубы их – оружие и стрелы, и язык их – меч острый. 6. Вознесися на небеса, БОЖЕ, и по всей земли – слава Твоя! 6. Вознесись на небеса, Боже, и но всей земле – слава Твоя! 7. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и – впадоша в ню. 7. Сеть (ловушку) уготовали для ног моих, и в лук согнули душу мою: выкопали пред лицем моим яму, и (сами) впали в нее. 8. Готово сердце мое, БОЖЕ, готово сердце мое! воспою, и пою – во славе моей. 8. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! буду петь, и псалмо-пою – во славе моей! 9. Востани, слава моя, востани псалтири и гусли. Востану рано. 9. Воспрянь, о слава моя! Воспряньте псалтирь и гусли! – Восстану я на заре. 10. Исповемся Тебе в людех, ГОСПОДИ, воспою Тебе, во языцех. 10. Во исповедании буду прославлять Тебя, Господи, в людях, буду псалмо-петь Тебя в народах. 11. Яко возвеличися до небес милость Твоя, и далее до облак – истина Твоя! 11. Ибо возвеличилась до небес милость Твоя, и даже до облаков – истина Твоя! 12. Вознесися на небеса, БОЖЕ, и по всей земли – слава же Твоя!.. 12. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя!.. Примечания к Псалму LVI-мy Надписание и содержание: История, по случаю которой псалом сей написан, обретается в первой книг Царств, гл. XXIV ( 1Цар. 24 ), где повествуется, что Давид, бегая от Саула с некоторым числом верных ему, скрылся в пещере Енгаддовой. 40 И вот, Саул вошел по случаю в ту же пещеру, где укрывался со спутниками Давид, тогда один из них – Авесса предложил ему убить Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

  Псалом 56 Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя. И на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя. Посла Бог милость Свою и истину Свою, и изъят душу мою от среды скимен, поспах смущен. Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим, и смириша душу мою. Ископаша пред лицем моим яму и впадошася в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, пою и воспою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтырю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех. Яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Таже, Трисвятое, и по Отче наш:   Тропари, глас 1 Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно изжих мое житие, но на богатство неизживущее взираю щедрот Твоих, Спасе: ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Слава: Егда приидеши, Боже, судити на землю со славою, и вострепещут всяческая, река же огненная пред судищем потечет, книги разгнутся, и тайная обличатся, тогда избави мя огня негасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведныи. И ныне: Матерь Тя Божию молим вси Дево; в щедроты Твои прибегаем любовию и в благодать Твою; Тебе бо имамы грешнии спасение, и Тебе стяжахом в напастех Едину всенепорочную. Посем: Господи, помилуй, 30. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога, Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем. И поклон. Именем Господним благослови, отче. За молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. В Великий пост (кроме суббот и воскресений), а также и в другие посты (и на масленнице в среду и пятницу): Господи помилуй, 40, Слава, и ныне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Ведомо буди, яко во святей горе Афонской, и в прочих монастырех, в часех глаголют всегда вместо кондака предписанныя тропари на ряду, сиречь: Благословен еси, Христе Боже наш: и прочая. А кондак глаголют токмо на изобразительных, кроме Владычних праздников и святых, егда пет полиелей и великое славословие: тогда бо глаголется везде кондак. Междочасие 6-го часа (13:00-14:00) Междочасие 6-го часа Время совершения: 13:00-14:00 Время совершения: с 13:00 до 14:00 Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 55: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть? Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых. Псалом 56: Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех, яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

http://azbyka.ru/chaso-slov/enoch/

5:14). Говорит же и один мудрец: Не укоряй человека, обращающегося от греха(Сир. 8:6), но лучше помышляй доброе пред лицом Господа и человеков. Посему будем хранить, возлюбленные, сердце наше утвержденным, чтобы не внимать чужим падениям и не порицать, чтобы и мы не услы шали от Давида: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр (Пс. 56:6). Ибо и друзья Иова, порицая его, говорили: где есть дом княжь? (Иов. 21:28). И вновь: Аще бо ты умреши, не населенна ли будет поднебесная? (Иов. 18:4). И Елифаз говорит:     Еда злоба твоя есть не многа? безчисленнии же твои суть греси? В залог бо имал еси от братии твоея вотще, одежду же нагих отнимал еси, ниже водою жаждущих напоил еси, но алчущих лишил еси хлеба… вдовицы же отпустил еси тщи и сироты озлобил еси. Сего ради обыдоша та сети (Иов. 22:5-10). [Col. 1592] Говорили они ложь, порицая его, но не из-за ненависти, а для того, чтобы унизить его словами. Ведь были они родственниками, так как Елифаз был старшим братом отца его, однако праведник все перенес благородно и, хотя и был в таком несчастье, да и еще порицаем, за них всех умилостивил Бога: если бы не молитвы Иова, то погубил бы их Бог. И это об Иове. Еще же: Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится (Сир. 23:19), по Писанию. Мы же, христиане, шествуя по пути святых, скажем: Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него (Пс. 54:12). И следующее: Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся (Пс. 101:9); Аз же яко глух не слышах (Пс. 37:14). Говорит же и блаженный Петр: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы и силы, Дух Божий почивает на вас (1 Пет. 4:14). И апостол Павел: Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4:10). Когда Господь был на кресте, проходящие мимо хулили Его, кивая главами своими. Так же и архиереи вместе с книжниками, издеваясь, говорили: Других спасал, а Себя Самого не может спасти… Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010