Нераздрушен, и невидим; (в) киим образом сын славится, (от) един свят: слово Божие: солнце праведное: свет животный. истинный путь: дверь; столп: камень. цвет жизненый; пастырь животный, хрисма обновляющи: сын Божий. сын человеческий: и велика совета ангел. червь, пастырь. Мессиа. Иисус. Христос, Бог, царь, доброта, премудрость, сила, лев, уста, милости источник. светлый облак, началник Божиим силам; (в) киим образом славится святый Дух; (от) свят: Господь: дивен, тонок. благ, быстр: безвластелен. благолюбец. и истинен, остр: непрелестен, бестелесен, известен остр. крепок, тверд: безначален, всемогий. вся посещая: разумен, от силы Божиа; (в) кто роди гиганты; (от) внук Хамов; (в) что есть седмь мщений; (от) якоже рече: всяк убив Каина, седмь мщений разрушит. и положи ему знамение. 1-е, Бога разгнева. 2: отца оскорби. 3: матерь безчадну сотвори. 4: брата уби. 5: кровь пролия. 6: землю оскверни. 7: ада обнови; (в) коликоже по благовещению родися; (от) седмь; 1-е, Сим. 2: Енох. 3: Исаак. 4: Сампсон. 5: Самоил. 6: Богородица. 7: Иоанн Предтеча (стр. 170 наоб. – 172 наоб.). Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго 592 (Из ркп. Солов. библ. XVII в. in 4° 1138; лист. 177–186). Вопрос. Григорий рече: кто первие Бога нарече на земли? Василий рече: Сатана первый ангел бысть и за гордость свержен с небесе прежде создания адамли и наречеся Сатана и дьявол . Василий: что есть высота небесная и широта земная и глубина морская? Иванн рече: Троица Отец и Сын и Святый Дух свет есть и другий свет огнь есть. Иванн рече: Петр приник и виде ризы едины лежащии и сударь, еже бе не с ризами но особь свит на едином месте. Григорий рече: сударь бе два плата служебная на блюде, а ризы его верхнее небо в преисподней бездне стоит яко риза, стихарь 6 (7?) небес, а пояс железное столпие около великаго моря, на немже земля плавает, а патрахиль вход и исход, а поясом земля, толстота ея яко от востока и до запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Все это показывает, что рассмотренное пожатие плевел революции и своеволия еще далеко не есть решительное, что потребно новое проявление и даже усиление суда Божия над столь упорным в плотском мудровании отступничеством от духа Христова. В следующем видении Тайнозритель и находит, что во всех сих не отвратится ярость Всевышнего, но еще рука Его высока. И ин Ангел изыде из Церкве сущия на небеси, имый и той серп остр. И ин Ангел изыде от олтаря, имый область на огни: и возопи кличем великим к имущему серп острый, глаголя: посли серп твой острый, и объемли грозди винограда земного, яко созреша уже грозди ея. И положи (и верже) Ангел серп свой на земли; и обере виноград земский, и вложи в точило великия ярости Божия. И испрано бысть точило вне града, и изыде кровь от точила даже до узд конских от стадий тысящи и шесть сот. Рассмотрим, по обычаю, сначала частности, чтобы потом извлечь и раскрыть в самых событиях общий смысл. И ин Ангел изыде из Церкве сущия на небеси, имый и той серп остр. Сличая сие явление с выше рассмотренным, должны мы приметить, что для рассмотрения настоящего явления должно воззрению нашему особенно возвыситься горе. Ибо сей Ангел вышел не просто из храма, как в предшествующем явлении, но «из храма находящегося на небеси», и грозный серп видим здесь не в руце подобного Сыну Человеческому или помазанника Божия, но у самого Ангела Храма Небеснаго. Храм Небесный —580— есть, как выше показали мы, Церковь Христова, рассматриваемая в самом духе и существе своем, по которому она точно несть от мира сего, а есть небесная духовно-благодатная держава, или Небесный Божий дом 2431 , целям и домостроительству которого служат, в руках Вседержителя и исполнителей Его воли, все сильные мира сего и все в нем перевороты, хотя бы они сами по себе были проникнуты Боговраждебным духом мира сего. С сей точки зрения на Церковь , как вышемирное Царство и Небесный Храм Вседержителя, – даже Ассирийский завоеватель, рассеявший десять колен народа Божия, хуливший Бога Израилева, и грозивший разрушить святый град, был не что иное, как секира или жезл в руке Господа Саваофа ( Ис.10:15–16 ); равно и Вавилонский царь, мечтавший выше звезд поставить свой престол, был также не что иное, как находившийся в руке Божией млат бьющий всю землю. Посему, если видим Ангела, исшедшего из храма Небесного с острым серпом: это есть явление такого бесплотного служителя державы Божией и хранителя Церкви, которому дано располагать кем-то, подобным Ассирийскому или Вавилонскому завоевателю, назначенным и изощренным на отребление человечества, недоведомыми судьбами Вседержителя, у которого и добрые, и злые суть орудия Его судов или сосуды Его милости или гнева, служащие к Его славе и целям Его царства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Поведают бедство его», т. е. опасность его, – но в Евр. стоит кацег «конец, предел его»: рассказывают о пределах океана, т. е. о его обширности, свободно: «о величине его». Сл. «слухом» (дат. падеж множ. числа) соответствует Гр. передаче, в Евр. же буквально читается: «и слышимому ушами нашими мы изумляемся», или: мы изумляемся тому, что слышит наше ухо, – столь поразительны рассказы путешественников о чудесах моря. Так и в Пс. 106, 23–24 говорится: «сходящий в море в кораблях, творящий делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его в глубине». Первое полустишие 27 стиха буквально с Евр. можно перевести: «там чудеса, дивные из творения Его», свободнее, подобно Гр. и Сл.: «дивные, изумительные творения Его». Словом «различие» (Остр. «пестростью») Сл. и Гр. передает Евр. мûн «вид, род»: «вид всякого живого», т. е. разные виды животных. «Создание китов» (вместо κητν А, С, S, 70, 106, 254, 307, Эф. имеют κρηνν «скотов») соответствует Евр. гэбрôт раббâ «и богатыри океана», но вместо раббâ, взятого из 25 стиха, здесь правильнее читать вместе с Гр. таннûнûм: «и чудовища китов», или «чудовища-киты», т. е. вообще большие морские животные, которые называются этим общим именем. И эта притча составлена автором под влиянием слов Псалмопевца о море: «тамо гади, их же несть числа, животная малая с великими» ( Пс. 103, 25 ). Лат. переводит здесь распространенно: «различные роды животных и всяких скотов и творение зверей». Начало 28 стиха в Сл.: «Им», точнее с Гр.: «чрез Него», соответствует Евр. слову лэмаъанô «по причине Его», или свободнее: «по воле Его»; в Остр, начало стиха слито с концом предшествующего, и Гр. κτσις передано неправильно: «китове его ради создани». Сл.: «благополучный конец свой получают», свободно передает Гр. текст, где буквально читается: εοδα τλος ατο, «благополучие конец его»; но Гр. гл. (70, 248, Ср1.) дает иное чтение: εοδο âγγελος ατο «благоприятствует ангел его», и это чтение почти буквально совпадает с Евр.: йацлûах мал " ак, «дает удачу ангел», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Юрий Хмельницкий рукою властной Ствержене на кгрунта монастырёви Козелецкому войту видати. (Арх. Козел. георг. монаст.) 2. Лист гетмана Виговского «Иоанн Виговский гетман войск его царского величества запорожского. Ознаймуем тем писанием нашим каждому, кому о том ведати надлежит, меновите пану полковникови киевскому, ессаулом, сотником, атаманом и всему старшему и меньшему товариству войска его цар. вел. зап. и всем обывателям бурковским и вшелякое коалиции людем, которым бы тилко показано было, иж мы для роскревеня и помножена хвалы, Божои конфермовалисмо село Бурки (Берково) со всеми приналежностями до того села належачими, на монастырь св. троецкий Козелецкий новофундуючийся с побожности нашой, жебы так за нас, як и все войск запррожское, Господа Бога благали, велебному отцу игуменови з братиею своею иноками, каждый ведаючи, абы з старшины и черни и всего поспольства наимешой кривды и, перешкоды в заведованю оного села Борок отцу игуменови чинить и трудности жадной неважился также и вех належностей до села Борок з дэвна и теперь належных яко то леса и иных грунтов спокойне уживать не сборонял пилно и сурово приразуем. Обыватели те бурковские послушними отцу игуменови монастыря Козельского и высланному от его мают быти; бо иначе, где кто воле нашой противным был и в заведованю оного села шкоду и трудность якую за-давал либо з обывателей бурковских непослушным хотел быть, таковый каждый за найменшою скаргою строго от нас караны будет иначе нечиначи. Дан в Чигириве дня 27 июня 1658 року». Иоан Виговский. 3. Запись Войнилихи «Я Тятьяна Войнилиха чиню ведомо и сознаваю сама на себе сим моим листом, доброволним записом. Иж з доброй воли своея безсумнена продала за залотих 60 кгрунт свой власный, никому ни в чем незаведены.... кгрунт Дорогинка и Кобчик, который кгрунт со всеми обрубами належачими аж по самую реку з Остра реки уходячую у Золотушу прозвищем, урочищем, которая река Золотуша тому кгрунту границею. Того ж варую сим писмом моим, иж тая речка Золотуша упала в болота старские, а от болот старских упала граница и в Остр, остром теж у трубеж, трубежем тож з нову у в Остр, который то кгрунт вышепоименованная продалам и леговалам честным отцам господину отцу Симеону Чайковскому так-же отцу Панкратию Михайловичу, также отцу Иоилю Пучковскому и всем отцам братии их на местце святое то есть на монастир вечными часы, що теж варую сим писмом моим и добровольным записом, иж перешкодою вемает никто быть до того кгрунту и до всех обрубов належачих, так я сама як и потомство мое ближне и кревне вечными часы под проклятием анафема так теж и виною на его царского величества тысячи копь, а на уряд, то жебы мели от кого бы припозваны и турбованы выш помененные особы другую тысячу копу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В экклезиологии и теологии таинств, разработанной Вторым Ватиканским собором, Евхаристия предстает как «центр общины верующих, возглавляемой пресвитером» (PO 5, 3). Как таковая, она формирует всю сакраментальную структуру Церкви. Следовательно, «все таинства, а также все церковные служения и дела апостолата тесно связаны со священной Евхаристией и подчинены ей» (PO 5, 1). Таким образом, когда отцы собора отдают этому таинству приоритет в аспекте систематики – как на догматическом, так и на правовом уровне, – они поступают отнюдь не произвольно 322 . Более того, этот приоритет вполне оправдывается тем фактом, что оба конститутивных и отчасти взаимно имманентных аспекта communio ecclesiae, как центральной идеи всей соборной экклезиоло гии, – а именно, communio cum Deo (общение с Богом) и communio fidelium (общение верных) – обретают наиболее законченный синтез в communio eucharistica (евхаристическом общении, причащении). Действительно, как учат отцы собора, «в преломлении хлеба Евхаристии мы восходим к общению с Ним (Господом Иисусом Христом) и между собой» (LG 7, 2). Иначе говоря, «имеется нерасторжимая связь между таинством Церкви и таинством Евхаристии, или между церковным общением и евхаристическим причащением (communio eucharistica). Служение Евхаристии само по себе означает полноту исповедания веры и церковного общения» 323 . Это не значит, что все называемое термином " communio» непременно должно поддаваться формализации на правовом уровне. Это значит лишь то, что в «алтарной общине» (LG 26, 1), или в communio eucaristica, очевидно проявляется конститутивная и юридически обязывающая сила таинства Евхаристии. Более того, не будет ошибкой утверждать, что там, где Евхаристия больше никак не преподается, – там, согласно учению Второго Ватиканского собора, перестает существовать и сама Церковь как общение 324 . б) Христианское священство и евхаристические общины Согласно учению Второго Ватиканского собора, новый Народ Божий, то есть Церковь , по своей природе является «священным народом» (LG 10, 2). Ибо он, «оставаясь одним и единым, должен распространиться на весь мир и на все века, дабы исполнилось предначертанное волей Бога, когда Он в начале сотворил человечес кую природу единой и в конце решил собрать воедино своих детей, пребывавших в рассеянии» (LG 13, 1). Внутренние различия в этом одном и едином священном народе всегда вторичны, структурно соподчинены друг другу, функциональны и соотнесены со священной и вселенской миссией всего нового Народа Божьего 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Аналогичным образом правовое измерение Таинства в свете экклезиологии Второго Ватиканского собора предстает в тесной связи с измерением пневматологическим, если рассматривать их с точки зрения двух важнейших достижений соборной теологии таинств: экклезиологического – открытия общинного измерения таинств, и антропологического – убежденности в том, что таинства суть знаки, способные порождать новую солидарность. В результате этих двух достижений становится понятнее и убедительнее интуиция Клауса Мёрсдорфа, который, как мы уже видели, трактует правовое измерение Таинства по аналогии с юридическим символом (Rechtssymbole). Действительно, выявив близкое родство между юридическим символом и Таинством, мюнхенский канонист сумел обосновать правовой характер сакраментального устроения Церкви и в то же время показать его специфичность, как ius sacrum, по отношению к государственному праву. Однако эта специфичность не может быть сведена исключительно к тому факту, что у любого народа символ является юридически обязывающим только в той мере, в какой признается (как таковой) культурной традицией самого народа; в то время как сакраментальный знак обладает обязывающей силой для Народа Божьего потому, что установлен Христом, а Христос есть возможность окончательного спасения, дарованная человеку Богом. Социальные или общинные реальности, порождаемые юридическим символом и Таинством, тоже различаются, то есть определяются и направляются разными началами. Дело в том, что солидарность, возникающая из преподания таинств, не является чисто человеческой, естественной. Она есть communio fidelium (община верных). В ней действует сила спасения, принесенная Христом и сообщаемая людям через таинства как «конкретное осуществление того, что есть Церковь в ее целокупности» 76 . А Церковь , согласно учению Второго Ватиканского собора, представляет собой не просто одну из форм человечес кого сообщества, подобную прочим, но unam realitatem complexam, quae humano et divino coalescit elemento (сложную реальность, соединяющую в себе человеческий и божественный элементы). Именно вследствие этой взаимной имманентности Церкви и таинств последние отражают, в том числе в форме правовых актов, специфичность церковной общины, и наоборот. Это значит, что между правовым и сакраментальным измерениями Церкви нет зазора. Нет даже там, где это сакраментальное измерение менее очевидно, чем в крещении – основании всех прав и обязанностей верующих; или чем в Евхаристии – fons et culmen (истоке и завершении) всей церковной жизни (так что сама Церковь может быть по существу определена как communio eucharistica – евхаристическая община).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

89 «Картлис Цховреба» (груз. – Житие Картли) – сборник грузинских летописей «Жизнь Грузии», сведенных в единую книгу в XII-XVIII вв. 90 При царе Реве Праведном (186–213) был уничтожен жестокий обычай приносить человечес-кие жертвы языческим богам. Царь Рев велел для жертвоприношений закалывать волов, телят и баранов. 91 Теургия (др.– греч.) – вид магии, с помощью которой считалось возможным входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, чтобы добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного, изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов; происхождение относится к временам халдейских и персидских магов и древнеегипетских жрецов. 93 Преподобный Иоанн Зедазенский († между 557–560) именуется по месту подвигов на горе Зедазени (Зеда Задени). Память 7 (20) мая. 94 Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323–331) – один из отцов Церкви IV в., исповедник в царствование Диоклетиана. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа, отцами I Вселенского Собора (325 г.) возведен на Антиохийскую кафедру. Святитель Евстафий был глубоко образованным богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских; ревностно боролся – устно и письменно – за чистоту православной веры против ереси Ария, не признававшего единосущия Сына Божия со Отцом. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе. В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию. Память 21 февраля (6 марта). 95 После проповеди и чудес святой Нины царь Мириан, уверовав во Христа, отправил посольство в Константинополь с просьбой прислать духовенство и зодчих в Грузию. По свидетельству преподобного Ефрема Малого, названного Философом (XI в.), и по указанию Руисо-Урбнисского Собора (1103), в Грузию прибыл по повелению императора Константина (306–337) Антиохийский Патриарх Евстафий, который поставил в Грузии первого епископа, совершил первое крещение грузин. Согласно «Картлис Цховреба» и «Истории Грузии» Ваху-шти Багратиони (Тифлис, 1855), из Константинополя прибыл епископ Иоанн, два священника и три диакона. С этого же времени Грузинская Церковь и вошла в юрисдикцию Анти-охийского престола. Указанные сведения взаимно дополняют друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Общества не чуждайтесь, Валериан Викторович. Мне желательно было бы, чтобы Вы для себя и для других делали опыты незаметно простирать на самые обыкновенные вещи и на самые развлечения – веяние Сына человеческого, каким стал для всего человечес[тва взя]тием на себя и грехов человеческих, еди[нородный] Сын Божий. Что унывать? Только бы по[стараться стя]жать силу всякого Духовного дела [ ]мание в Господе Отцу неб., сколько[…..] благодати св. Духа: а то пож[алуй], […….]рова психология и Карпова Логика будут достаточны для вас и ваших учеников (относительно которых также помните, кто собственно их единый Учитель... ведь, они царские дети, хотя и требуют иногда розги строгости), – будут раскрывать, (если сами хотите так их понимать,) тайны или мысли Отца неб. о нашей душе и мысли, осуществленные и выраженные в нас Сыном Его, и доступные для нас, в этом именно своем значении, ради вочеловечивания Сына Божия. Брошюрк[и...] пришлю, коли найдете кому раздавать. Для меня их отпечатал даром один добрый знакомый. Только кому будете раздавать, – наперед исправьте малень[кие опечатки. На стр. 9 стран. 7 вместо сый [надо чит]ать сей; на стр. 16 – 9 вместо возле [надо читать] во зле; – 17 – 2. вм. восславить [надо читать] возглавити. В двух местах еще не [хватает] знаков вопроса. [ ]. брат, себе. В особенности [должно в]еселить и ободрять себя и детей. Вы скажете мне: врачу, исцелился сам. – Друг мой! У меня уныние от болезни столь давней, что я и не запомню в себе чувства здоровья и свежести. —554— Как приятно было мне узнать, что у Вас между наставниками и начальниками, по доброте и благоразумию Вашего О. Ректора 843 , – водворяется доброе братство! Берегите это в Господе. Ничего, кажется, нет лучше и благотворнее этого для учебных заведений. Есть ли для детей приличные, но не стесн[енны]е, гимнастические у[пражнения] и игры? [……повреждены четыре строки]. Посылаю письмо и к Вашему Батюшке, Валериан Викторович, – на Ваше имя; потому что для адреса к нему хорошо не припомню, при какой церкви Ваш Батюшка служит Протоиереем. Кажется, что – это церковь св. жен мироносиц; но верно ли так, я позабыл. Вас благодарю за добрую Вашу память обо мне. Старайтесь, добрый мой, сколько можно – о добре Ваших воспитанников молоденьких 844 . Меня же ныне уж печатно трактуют как человека почти-враждебного православным. Грустно мне собственно нравственное одиночество, в котором мне почти никто не хочет подать руки искреннего или отчетливого сочувствия. Начальство, сколько мне известно, стоит за моих противников, а не за меня; впрочем не видно, чтобы это было в следствие разбора моего образа мыслей в печатных сочинениях. Признаюсь Вам, как родному моему, что от этих нравственных оскорблений дух мой преогорчевается до того, что и я уж начинаю оскорблять или обижать своим недоверием и жестким иногда словом – даже и преданных мне людей. Помолитесь, дружок, чтобы дух строптивости не слишком приражался к моей, и без того страждущей, душе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1656 В частности, человеческая душа хотя и другой субстанции, чем тело, но ни душа без тела, ни тело без души ло образования данного человека не существуют (если, конечно, не стоять на позициях оригенизма и платонизма). Т. с. природу человека составляет совокупность души и тела. Между тем, Божественная природа Логоса существовала прелвечно и не нуждалась в своем бытии в человечес тве. Душа и тело в человеке составляют в совокупности душевно-телесную человеческую природу; но говорить по аналогии о Богочеловеческой природе нельзя. Все эти моменты пришлось уточнять как самому св. Кириллу, так и в ходе дальнейшей полемики вокруг его учения. 1657 Как отмечает о. Игорь Давыденков, уже у самого св. Кирилла «антропологическая схема предельно ассиметрична, человек как живое существо – это не душа † тела, но «душа есть единое живое существо с собственным телом» (Апология против восточных епископов: PG 76, 352D-353A). Точно так же воплотившийся Сын Божий – это не просто Божественное естество † человеческое естество, но Бог со своим собственным человечеством» (/ Давыденков О. , иерей. Христологическая система Севира Антиохийского. М., 2007. С. 271, прим. 67). 1658 Частично они отражены в других статьях «Антологии», посвященных христологической полемике после III Вселенского собора. Здесь же приведем отрывок из позднего сочинения св. Кирилла, в котором он защищает свое учение, говоря, что те, что нападают на формулу «единая природа Бога-Слова воплощенная», не понимают, что две природы во Христе можно разделить только в мысли, и далее он обращается к своей излюбленной аналогии: «Возьмем, к примеру, человека. В нем мы тоже мыслим две природы – души и тела. Но мы их разделяем только концептуально, проводя их различие только в мысли… [при этом] мы мыслим одно живое существо, которое образуется из этих двух [т. е. души и тела]. Таким же образом, если они говорят что Эммануил из природы человеческой и природы Божественной, то в любом случае, человечество стало собственным для Слова и мыслится как Единый с ней [т. е. Божественной природой] Сын» (Второе письмо к Суккенсу 5, АСО 1.1.6: 161.1.26– 162.1.11 (Schwartz)). Из этого пассажа видно, что признавая лве природы во Христе, св. Кирилл не перестает настаивать, что их различие не должно нарушать единство ипостаси Сына Божия. Другой вопрос, что если раз-, игчие природ во Христе созерцается только в мысли (это положение будет подтверждено потом на V Вселенском соборе), то возможно ли говорить о действии и воле человеческой природы, отличном от действия и воли Божественной, т. е. чем, все же, обеспечивается онтологическое различие природ во Христе, в то время как их единство обеспечивается ипостасью Логоса? На этот вопрос ответ будет дан лишь прп. Максимом и VI Вселенским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

63. И «Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус» – Восток имя Ему. «Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, пророк, врата зрящая к Свету незаходимому, абие Тя позна Божие, жилище». 64. Пророк Даниил показал великое тело из золота, серебра, меди, железа, глины, и отторжеся камень от горы без рук, и... бысть яко прах... и место не обретеся им: камень же поразивый тело бысть гора велика, и наполни всю землю ( Дан. 2, 31–35 ), ибо Вавилонское Мидо-Персидское, Македонское, Римское царства сокрушил камень нашей веры Господь Иисус Христос, отделившийся от горы, родившийся от Пречистой Девы, сокрушил древний языческий мир и явил Царство Свое, Церковь Святую. 65. «Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, Краеугольный отсечеся Христос, совокупивший расстоящаяся естества». Эту таинственную гору, Приснодеву Богородицу, видел и пророк Аввакум: Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи ( Авв. 3, 3 ). 66. «Гору Тя, благодатью Божией приосененную, прозорливыми Аввакум усмотрев очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление». 67. Ветхий Завет явил прообразования новозаветных событий. Так, якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому ( Ин. 3, 14 ), и якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын человечес кий в сердцы земли три дни и три нощы ( Мф. 12, 40 ). 68. Посреди рая было древо жизни, и Пресвятая Дева, яко одушевленный рай, яко девственная земля, произрастила Христа. От Евы произошел на земле весь человеческий род, и смерть вошла, а от Девы Богородицы – жизнь, Новый Адам, воскресение, вечное блаженство. 69. Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод Всемирного потопа, предызображал Пресвятую Деву, спасающую от вечной погибели чад Божиих; и лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба, которую видел патриарх Иаков на пути в Месопотамию, прообразовала Пресвятую Деву. 70. Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей, «тако Дева родила еси и Дева пребыла еси», яко Неопалимая Купина. Также столп облачный, осеняющий Израиль днем и освещающий ночью в странствовании, предызображал Пресвятую Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010