Письма владыки на духовные темы – это живая проповедь веры. «Недавно в одной беседе я допустил сознательно ложь, защищая от опасности своего друга, – читаем размышления владыки. – И что же? На душе стало вдруг страшно тяжело. Что это? Это грех лег темным пятном на мою душу… Долго я мучился, волновался, раздражался, потерял душевное равновесие. И только тогда я успокоился, когда пошел к православному священнику и исповедал свой грех, дав обещание больше не лгать. Такова сила греха». Вспомним: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем», – говорит святой апостол Иаков (Иак. 2: 10). Последняя ссылка владыки Онуфрия была на Дальний Восток. В марте 1936 года. «За всё благодарю Создателя!» – пишет он матери в это время. А в июле 1937 года правительство СССР приняло постановление П 51/94, в соответствии с которым наркомом внутренних дел был отдан оперативный приказ 00447 о расстреле находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Против архиепископа Онуфрия было начато новое дело. Архиепископ был расстрелян 1 июня 1938 года. Вместе с ним были расстреляны епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и 15 церковнослужителей. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «“Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Апок. 2: 10). Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни… Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом». Рейтинг: 9.9 Голосов: 1542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Священномученик Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 г. в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Люблинское воеводство Польши). Учился в Холмской семинарии. 5 октября 1913 г. принял монашеский постриг. В 1915 г. окончил Петроградскую духовную академию.  Хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, 23 января 1923 г. в Киево-Печерской Лавре.

http://pravoslavie.ru/108669.html

Архиепископ и священник были схожих взглядов. Во время отъездов архиепископа Онуфрия в Москву на заседания Священного Синода отец Ипполит вел делопроизводство епархии и старался по мере возможности разрешать вопросы, возникавшие у духовенства. 23 июля 1935 года НКВД арестовал архиепископа Онуфрия и вместе с ним отца Ипполита. Его обвинили в том, что он произносил с амвона антисоветские проповеди. — Расскажите, какое содержание носили ваши проповеди, — спросил следователь. — Мои проповеди сводились к объяснению сущности христианской веры, — ответил священник. — В своих проповедях вы призывали верующих к терпению и не терять надежды на то, что скоро настанет светлое будущее. Признаете ли вы, что в вашем призыве есть контрреволюционный смысл? — Да, я действительно в своих проповедях говорил о терпении, но это относилось только к личным скорбям верующих, к их личным потерям, борьбе с внутренним грехом… контрреволюционного смысла в моих проповедях не было. — По своей собственной инициативе вы говорили проповеди или по указанию архиепископа Онуфрия? — Да, по своей собственной инициативе, так как право произносить проповеди на религиозную тему предоставлено по законам церковным каждому священнику. — Скажите, гражданин Красновский, какое толкование вами давалось духовенству в связи с опубликованием в печати сообщений о выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда, Москвы и других городов СССР после убийства товарища Кирова? — Узнав о выселении людей из Ленинграда и других городов после убийства Кирова, я действительно говорил среди своего духовенства, что настало время, когда и нам нужно подготовиться к ссылке, так как такое мероприятие советской власти коснется и нас, духовенства, причем о себе я лично сказал, что я даже рад буду этому, так как это отвечает моему желанию. — Следствию известно, что вы с прибытием Онуфрия Гагалюка в город Курск установили с ним в целях развития контрреволюционной деятельности связь, каковую поддерживали до момента ареста. Признаете ли вы в этом виновным? — В своем общении с Гагалюком я развития контрреволюционной деятельности не преследовал и виновным себя в этом не признаю. — Что вы еще можете показать по вопросу проповеди, произнесенной вами 27 сентября 1934 года, то есть, в частности, говорили ли вы в этой проповеди следующее:«Какие бы ни встречали вас скорби, напасти, а их в жизни очень много, — терпите и терпите: все это нам дается за грехи наши?»

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

– Расскажите, какое содержание носили ваши проповеди, – спросил следователь священника. – Мои проповеди сводились к объяснению сущности христианской веры, – ответил отец Ипполит. – В своих проповедях вы призывали верующих к терпению и не терять надежды на то, что скоро настанет светлое будущее. Признаете ли вы, что в вашем призыве есть контрреволюционный смысл? – Да, я действительно в своих проповедях говорил о терпении, но это относилось только к личным скорбям верующих, к их личным потерям, борьбе с внутренним грехом... контрреволюционного смысла в моих проповедях не было. – По своей собственной инициативе вы говорили проповеди или по указанию архиепископа Онуфрия? – Да, по своей собственной инициативе, так как право произносить проповеди на религиозную тему предоставлено по законам церковным каждому священнику. – Скажите, гражданин Красновский, какое толкование вами давалось духовенству в связи с опубликованием в печати сообщений о выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда, Москвы и других городов СССР после убийства товарища Кирова? – Узнав о выселении людей из Ленинграда и других городов после убийства Кирова, я действительно говорил духовенству, что настало время, когда и нам нужно подготовиться к ссылке, так как такое мероприятие советской власти коснется и нас, духовенства, причем о себе я лично сказал, что я даже рад буду этому, так как это отвечает моему желанию. – Следствию известно, что вы с прибытием Онуфрия Гагалюка в город Курск установили с ним в целях развития контрреволюционной деятельности связь, каковую поддерживали до момента ареста. Признаете ли вы себя в этом виновным? – В своем общении с Гагалюком я развития контрреволюционной деятельности не преследовал и виновным себя в этом не признаю. – Что вы еще можете показать по вопросу проповеди, произнесенной вами 27 сентября 1934 года, то есть, в частности, говорили ли вы в этой проповеди следующее: «Какие бы ни встречали вас скорби, напасти, а их в жизни очень много, – терпите и терпите: все это нам дается за грехи наши»?

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Совершенно в ином положении оказывается агиограф, исследующий материалы о новомучениках. Перед ним нет готовых житий, вообще нет текстов, которые бы связно излагали биографию мученика. В лучшем случае это биография, написанная кем-то из близких мученику людей, но и таковых вряд ли найдется более десятка на всю Россию, включая биографию священномученика Онуфрия. Само написание биографий мучеников в годы существования советской России было делом опасным для составителя. Фиксация сведений о мучениках означала фиксацию совершенного государством преступления, массовых арестов и убийств священнослужителей и мирян. Подобное отрицалось в принципе, этого явления как бы не существовало, и потому описание подобных фактов, хотя бы они и были установлены и доказаны, рассматривалось как клевета на общественный и государственный строй. Люди в период репрессий боялись фиксировать подобные факты, хотя бы они и касались их родных. Многие о своих репрессированных близких узнали спустя десятилетие и более, после того, как начался массовый процесс реабилитаций жертв политических репрессий в 1991 году. Бывали случаи, когда люди спрашивали: «А что нам будет, если мы расскажем правду?» А между тем уже не было ни Советского Союза, ни советской России, была отменена, как вероисповедно обязательная, государственная идеология, а люди всё не верили и молчали. Но если уж они говорили, то говоримое было правдой – выстраданной и значимой. Это было другое восприятие исторических фактов. В этом смысле сохранившиеся материалы о священномученике Онуфрии (Гагалюке) являются исключением из правил – был сохранен личный архив святителя, сохранены его проповеди, которые в конечном итоге попали к его брату Андрею Максимовичу Гагалюку. Мы можем сказать, что это было стечение обстоятельств. Всего лишь нашелся человек, который сохранил письменное наследие священномученика. Был жив его брат, который был обязан священномученику, так как именно его молитвы спасли того от расстрела во время гражданской войны. Однако главным фактором, благодаря которому сохранилось это письменное наследие, – была вера самого священномученика Онуфрия, который, несмотря на то, что люди были лишены в его время возможности печатать что-либо церковное и поэтому вообще не писали, считал, что не надо унывать, надо проповедовать не только устно, но и письменно. И эта глубокая вера не посрамила священномученика.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Ночью 23 июля 1935 года протоиерей Ипполит был арестован. Первое, что взяли при обыске пришедшие его арестовывать, была книга, которую накануне оставил таинственный незнакомец, трижды приходивший в дом отца Ипполита и оказавшийся сотрудником НКВД. Священника обвинили в том, что он произносил с амвона антисоветские проповеди. — Расскажите, какое содержание носили ваши проповеди? — спросил его следователь. — Мои проповеди сводились к объяснению сущности христианской веры, — ответил отец Ипполит. — В своих проповедях вы призывали верующих к терпению и не терять надежды на то, что скоро настанет светлое будущее. Признаете ли вы, что в вашем призыве есть контрреволюционный смысл? — Я действительно в своих проповедях говорил о терпении, но это относилось только к личным скорбям верующих, к их личным потерям, борьбе с внутренним грехом контрреволюционного смысла в моих проповедях не было. — По своей собственной инициативе вы говорили проповеди или по указанию архиепископа Онуфрия? — По своей собственной инициативе, так как право произносить проповеди на религиозные темы предоставлено в соответствии с церковными правилами каждому священнику. — Следствию известно, что вы с прибытием Онуфрия Гагалюка в город Курск установили с ним в целях развития контрреволюционной деятельности связь, каковую поддерживали до момента ареста. Признаете ли вы себя в этом виновным? — В своем общении с архиепископом Онуфрием я развития контрреволюционной деятельности не преследовал и виновным себя в этом не признаю. — Что вы можете показать о проповеди, произнесенной вами 27 сентября 1934 года, то есть, в частности, говорили ли вы в этой проповеди следующее: «Какие бы ни встречали вас скорби, напасти, а их в жизни очень много, — терпите и терпите: всё это нам дается за грехи наши»? — Да, я это говорил и разумел под этими словами личные скорби людей в их жизни. — Что вы имели в виду, говоря в некоторых случаях, в частности весной 1935 года, следующие слова: «Где же наши верующие? При таком отношении, совершенно безучастном, безразличном, вполне можно ожидать закрытия всех церквей»?

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-ippol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КРАСНОВСКИЙ ИППОЛИТ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru – Мои проповеди сводились к объяснению сущности христианской веры, – ответил отец Ипполит. – В своих проповедях вы призывали верующих к терпению и не терять надежды на то, что скоро настанет светлое будущее. Признаете ли вы, что в вашем призыве есть контрреволюционный смысл? – Да, я действительно в своих проповедях говорил о терпении, но это относилось только к личным скорбям верующих, к их личным потерям, борьбе с внутренним грехом... контрреволюционного смысла в моих проповедях не было. – По своей собственной инициативе вы говорили проповеди или по указанию архиепископа Онуфрия? – Да, по своей собственной инициативе, так как право произносить проповеди на религиозную тему предоставлено по законам церковным каждому священнику. – Скажите, гражданин Красновский, какое толкование вами давалось духовенству в связи с опубликованием в печати сообщений о выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда, Москвы и других городов СССР после убийства товарища Кирова? – Узнав о выселении людей из Ленинграда и других городов после убийства Кирова, я действительно говорил духовенству, что настало время, когда и нам нужно подготовиться к ссылке, так как такое мероприятие советской власти коснется и нас, духовенства, причем о себе я лично сказал, что я даже рад буду этому, так как это отвечает моему желанию. – Следствию известно, что вы с прибытием Онуфрия Гагалюка в город Курск установили с ним в целях развития контрреволюционной деятельности связь, каковую поддерживали до момента ареста. Признаете ли вы себя в этом виновным? – В своем общении с Гагалюком я развития контрреволюционной деятельности не преследовал и виновным себя в этом не признаю. – Что вы еще можете показать по вопросу проповеди, произнесенной вами 27 сентября 1934 года, то есть, в частности, говорили ли вы в этой проповеди следующее: «Какие бы ни встречали вас скорби, напасти, а их в жизни очень много, – терпите и терпите: все это нам дается за грехи наши»?

http://drevo-info.ru/articles/13672408.h...

Фондовый и видовой состав, специфика анализа архивного документа как исторического источника вообще, а по церковной истории в особенности приобрели исключительную актуальность. Эти вопросы мы попытаемся в кратком изложении представить в докладе. История Архивного фонда РФ и архивов входит в предмет исторической науки, позволяя понять состав, содержание, места хранения источниковой базы исследуемых проблем. По декрету советского правительства в 1918 г. в состав Единого Государственного архивного фонда был включен архив Синода как ликвидированного ведомства Российской Империи, а в 1926 году – архивы всех церквей, монастырей за период до отделения Церкви от государства, а также бесхозяйные материалы тех из них, которые уже были подвергнуты разрушению. В 1929 году было подтверждено, что в ГАФ РСФСР входят «материалы учреждений религиозного культа всех вероучений (церквей, костелов, мечетей, монастырей и т.п.) и органов духовного управления, действовавших на территории РСФСР за весь период до отделения Церкви от Потери документального наследия Русской Православной Церкви оказались тяжелыми. Так, по данным Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивоведения, в составе Архивного фонда Российской Федерации из 1200 монастырей, числившихся на начало 1916 года, хранятся документы только 413 монастырей. Церковные документы распылялись, единые комплексы расчленялись между библиотеками, музеями, Более того, в 1970-е годы предполагалось плановое проведение во всех государственных архивах России массовой целевой экспертизы церковных в целях освобождения стеллажной площади для приема документов советских учреждений. Эта чистка удивительным образом не состоялась. Возможно по той же причине, по которой сохранился, вопреки всем трагичным обстоятельствам, личный архив Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. По поводу этого уникального случая игумен Дамаскин (Орловский) свидетельствовал: «Видимо, Господь желает, чтобы все то, что написано Его верным рабом сохранилось и стало утешением для православных То, что церковные фонды в государственных архивах России не подверглись новому выхолащиванию в условиях жесткого контроля за соблюдением планово-отчетной дисциплины в советской системе – не менее уникальный случай.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Затем он подробно записал в своем новом заявлении прокурору: " 2 августа сего года я был вызван следователем на допрос для вторичного мне объявления об окончании следствия, а главное, для ознакомления меня с моим делом и не имею ли я желания прибавить какие-нибудь свои замечания к уже имеющимся. Заявлений, весьма для меня важных, было не одно, но следователь не только не дал возможности занести их в протокол, но с криками и нецензурною руганью постарался как можно скорее удалить меня от себя. Обращаясь к Вам, гражданин прокурор, с жалобою на такое незаконное действие следователя, должен заявить и подчеркнуть, что подобное, далеко не корректное ко мне отношение следователя было в продолжение всего следствия надо мною. Велось оно с пристрастием, а главное, под угрозою. “Паразит!” – “Отщепенец!” – “Тебя надо было давно уже расстрелять!” – вот обычные эпитеты и приемы допроса меня, сопровождавшиеся руганью, криками, топаньем ногами и т. п. Будучи первый раз в жизни на следствии, я был буквально терроризирован и, естественно, давал неверные, может быть, показания. Если раньше не жаловался на такое явное беззаконие следователя, то потому, что, не зная правил судебного следствия, считал этот способ – порядком вещей. Теперь я не могу больше молчать и заявляю свой энергичный протест против такого насилия и издевательства, прося Вас дать свое заключение и вывод из моего заявления " . Во время судебного заседания Михаил Матвеевич отверг все обвинения. 11 сентября 1935 года Специальной коллегией Курского областного суда приговорен к пяти годам ИТЛ. Был этапирован на Средне-Бельский лагпункт Дальлага НКВД Дальневосточного (Хабаровского) края. В феврале 1938 года в лагере было начато новое следственное дело. Михаил Матвеевич был арестован вместе с архиепископом Курским Онуфрием (Гагалюком) , епископом Белгородским Антонием (Панкеевым) и другими священнослужителями. Их обвинили в участии в " контрреволюционной группировке на четвертом участке лагпункта " и " ведении террористически-пораженческой агитации " среди заключенных. Арестованные проходили по групповому " Делу архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г. "

http://drevo-info.ru/articles/13676259.h...

священномученик Онуфрий (Гагалюк) (2.04.1889–1.06.1938) Нравственно-аскетические труды Письма и статьи Речи священномученик Онуфрий (Гагалюк)  Архиепископ Курский и Обоянский. Пастырь, духовный писатель, деятельный борец с обновленчеством. В миру - Антон Максимович Гагалюк, родился в семье бедных и простых людей: отец работал лесником в Люблинской губернии, мать - из бедных мещанских девушек. Родители его имели 3 сыновей и 3 дочерей; из сыновей самым младшим был Антон. Жили в маленьком деревянном домике на опушке леса в 7 верстах от деревни. Однажды 4 порубщика избили лесника, а ночью подожгли его дом. Детей спасли, но все вещи сгорели. Крестьяне отвезли лесника в больницу, а семью приняли к себе. Тут произошло чудесное событие. Мать сильно плакала, глядя на своих бездомных детишек, а пятилетний Антоша, взобравшись к ней на колени, сказал: " Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, я возьму тебя к себе! " На недоумение матери, откуда он взял это слово - епископ, Антоша повторил уверенно и серьезно: " Мама, я буду епископом, я сам это знаю " . После смерти отца пятилетнего Антошу приняли в сиротский приют г. Люблина, куда в качестве поварихи поступила и его мать. В приюте мальчик рос, хорошо учился, окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в г. Холм, в духовное училище, по окончании которого с отличием был принят в Холмскую духовную семинарию. Здесь, в год окончания семинарии случилось второе чудесное событие, указавшее ему дальнейший путь. За месяц до выпускных экзаменов Антон заболел, в тяжелой форме, воспалением легких, был помещен в семинарскую больницу; за него служили молебны... Он был в забытьи; перед ним появился чудесный старик с седою бородою. Старец ласково посмотрел и сказал: " Обещай послужить Церкви и Господу Богу, и будешь здоров. " Слова поселили в нем страх, и он воскликнул: " Обещаю! " Старец удалился. Поправившись, Антон, осматривая иконы, заметил в изображении св. Онуфрия Великого черты явившегося старца. Антон успешно сдал экзамены и, по совету и благословению ректора семинарии епископа  Дионисия, поехал в Петербург и, выдержав экзамен, был принят в Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

В г. Курчатове Курской области состоялась конференция, приуроченная к 135-летию со дня рождения священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского 15 апреля 2024 г. 17:09 14 апреля 2024 года в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Курчатова Курской области по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа состоялась первая конференция «Новомученики и исповедники Церкви Русской — живые свидетели веры», приуроченная к 135-летию со дня рождения священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. В работе конференции приняли участие древлехранитель Курской епархии иеромонах Афанасий (Зимин), благочинный Курчатовского округа иерей Евгений Карачевцев, духовник воскресной школы при Успенском храме иерей Димитрий Татаренков, директор школы Татаренковой П.А. Татаренкова, учащиеся. Воспитанники воскресной школы выступили со своими исследовательскими работами, посвященными новомученикам и исповедникам Церкви Русской. На конференции были представлены как исследовательские, так и творческие работы. Дети на протяжении учебного года знакомились с жизнеописаниями и подвигами новомучеников Курского края. Иеромонах Афанасий (Зимин) высоко оценил работы участников, а также дал рекомендации не останавливаться и продолжать изучение темы истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке, а участвовать в волонтерской деятельности, направленной на сохранению мест, связанных с жизнью Курских новомучеников. В завершение конференции иеромонах Афанасий (Зимин) вручил всем участникам памятные подарки. Прошедшая конференция дает старт целому ряду мероприятий, связанных с прославлением и популяризацией подвига новомучеников, так уже в это воскресенье, 21 апреля, в Успенском храме откроется выставка художественных работ «Новомученики и исповедники Церкви Русской — живые свидетели веры», в которой примут участие не только ученики воскресных школ, но и общеобразовательных учреждений и учреждений культуры, входящих в состав Курчатовского церковного округа. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010