Будучи на третьем курсе, Антон был послан ректором Академии в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь для чтения лекций по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших из Голиции (Австрия). Здесь он, успешно выполнив задание, перед самым отъездом вторично заболел воспалением легких; врачи признали его положение почти безнадежным; об исцелении его служились молебны. В забытьи ему опять явился преп. Онуфрий, на этот раз сурово посмотрел на него и сказал: " Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь. Господь благословляет. " " Когда я открыл потом глаза, то увидел, что в келии служат о моем выздоровлении перед иконою св. Онуфрия, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в  Академию приму иноческий постриг. Приехав в Петербург, я был пострижен в монашество епископом Анастасием " , - писал он матери. И с того  дня студент 3-го курса Петербургской Духовной Академии Антон Максимович Гагалюк на 24 году жизни стал иноком, с именем Онуфрий. Продолжая образование в Академии и будучи посвящен в сан иеромонаха, Онуфрий, с благословения ректора, был некоторое время настоятелем в церкви с. Михайловского, станции Парголово, Финской железной дороги. В 1915 году иеромонах Онуфрий окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем в Пастырско-Миссионерскую семинарию при Григорие-Безюковом монастыре Херсонской епархии. В этом промежутке времени случилось три события, свидетельствующие об особой милости Божией к нему и к его родным: 1.    В начале войны 19 июля 1914 г. при свидании с братом Андреем иеромонах Онуфрий, заметив, что тот не носит креста, снял с себя свой крест и надел на брата, и горячо помолившись внушает ему всегда носить крест, который спасет его от смерти. И действительно когда уже в 1919 г. отряд казаков, прискакав на завод близ г. Черкассы, где в то время работал Андрей, стал расстреливать его за его заступничество за  избиваемого ими еврея-приказчика, то заметив на груди его сиявший крест, казаки выстрелили мимо и отказались стрелять в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Екатеринославской (с 1926 Днепропетровской) епархии, существовало в 1923-1924, 1928-1930 гг. Управлявший в 1922 г. Екатеринославской епархией еп. Иоанникий (Соколовский) в условиях репрессий со стороны властей рассматривал в качестве своего возможного преемника настоятеля Николаевского собора в Кривом Роге архим. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) (Кривой Рог в 1919 перешел из Херсонской губ. в Екатеринославскую губ., до 1923 оставался в Херсонско-Одесской епархии). 4 февр. 1923 г. экзарх Украины митр. Михаил (Ермаков) и Белоцерковский еп. Димитрий (Вербицкий) хиротонисали архим. Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Херсонско-Одесской епархии. 12 февр. еп. Онуфрий был арестован в Елисаветграде (в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово, с 1939 Кировоград), 15 мая освобожден, выслан из Одесской губ., поселился в Кривом Роге, где продолжил борьбу с обновленчеством , начатую в Елисаветграде. В докладе патриарху Тихону еп. Онуфрий писал: «В городе Кривом Роге я после одесского заключения некоторое время отдыхал, но вскоре уже начал борьбу с ВЦУ... В настоящее время, живя в Кривом Роге, я тружусь над объединением всей Криворожской округи в одно православное викариатство». Действия еп. Онуфрия имели успех. В отчетах советских властей говорилось, что в Криворожском и Александрийском округах через 2-3 месяца после приезда архиерея «обновленческое движение начало разваливаться». Еп. Онуфрий объединил вокруг себя клириков из разных районов Украины. По офиц. свидетельствам, советскими органами «принимались меры к прекращению богослужения им в церквях, но на все он отреагировал негативно, отвечая, что все наши действия являются посягательством на религию и т. д., и решительным образом отказался от подписки всех предложенных условий. Перехвачено несколько покаяний «живистов» перед этим епископом... Он пользуется большой популярностью как среди священного культа, так и верующих масс. В сентябре месяце созывается съезд «живистов», и мы не гарантируем того, что он не будет сорван этим реакционером» (цит. по: Дамаскин. 2001. Кн. 4. С. 165-166).

http://pravenc.ru/text/2459063.html

До 1999 года, кроме общецерковных причислений к лику святых новомучеников, существовали и местные канонизации, так например, состоялась местная канонизация Онуфрия (Гагалюка; 1889–1938), архиепископа Курского и Обоянского. Материалы о священномученике Онуфрии, расстрелянном на Дальнем Востоке в 1938 году, были первыми поданы в Синодальную комиссию по канонизации святых на предмет канонизации в лике местночтимых святых. Материалы состояли в основном из проповедей архиепископа Онуфрия, но что касается главного – материалов об исповедническом и мученическом подвиге архиепископа, то таковые тогда полностью отсутствовали. Их заменяли справки о реабилитации из прокуратуры Харьковской области и Комитета государственной безопасности по Харьковской области, а также справка о смерти 1 июня 1938 года, полученная из прокуратуры Хабаровского края. Архиепископ Онуфрий был канонизован в 1993 году в лике местночтимых святых Харьковской епархии. В том же году, в соответствии с прошением архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия, по благословению Патриарха Алексия  II , он был причислен к лику местночтимых святых Курской епархии. В данном случае материалы судебно-следственных дел были изучены уже после местной канонизации; они показали твердость архиепископа Онуфрия перед лицом жестоких испытаний и верность Христу. Это позволило впоследствии включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Но это счастливый случай, когда канонизация, совершенная без предварительных исследований, не вошла в противоречие с историческими материалами и личностью самого исповедника. Обычно в процессе изучения материалов к канонизации исповедника, вскрываются такого рода противоречия, что приходится ограничиваться рамками исключительно исторического исследования. Поэтому процесс изучения материалов о репрессированных, когда исследователи ставят целью довести изучение до формальной канонизации, не может строиться на фрагментарном знании или даже и полном изучении, но не дающем исчерпывающего знания о пострадавшем, как исповеднике. Само по себе изучение архивно-следственных дел с целью канонизации таит в себе большую опасность, так как заданная цель начинает влиять на процесс изучения, искажая взгляд исследователя, и происходит подгонка под ответ. У исследователя в принципе не может быть такой цели, а если она появляется, это уже повлечет за собой методологические ошибки. Цель исторических исследований, в частности материалов о репрессированных, может быть одна – установление истины.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Глава обновленческого раскола митрополит Евдоким (Мещерский) предпринял все возможные меры, чтобы не допустить хиротонии во епископа архимандрита Онуфрия. В декабре 1922 года Андрей Гагалюк, разыскивая своего брата архимандрита, обратился к «митрополиту» Евдокиму с просьбой сообщить что-нибудь об архимандрите Онуфрии. Евдоким был хорошо осведомлен о происходящем в православных приходах и незамедлительно ответил, что архимандрит Онуфрий находится в Кривом Роге и ведет активную проповедь против обновленческого движения в Церкви. При этом Евдоким добавил: «Если вы его брат, я вам советую послать ему сейчас же, немедленно, телеграмму с вызовом его в Москву ко мне. Если он смирится перед нами и примкнет к нашему движению, мы возведем его в сан епископа и дадим ему любую епархию. Вы должны предупредить его, что, если он не покорится нам, его ждет тюрьма и ссылка. Поспешите. Время не терпит». Телеграмма была послана, и последовал ответ: «Ничего общего с Евдокимом иметь не желаю». Спустя два года, когда брат посетил владыку Онуфрия в Харькове и речь зашла о посещении Андреем «митрополита» Евдокима, владыка, слегка пожурив брата, сказал: «Евдоким меня звал потому, что знал – скоро должна состояться моя хиротония. Как ни старались обновленцы помешать этому, я усыпил их бдительность и успел тайно выехать в Киев, где и был возведен в сан православного епископа. Они страшно обозлились и решили во что бы то ни стало погубить меня. Содержание меня в тюрьмах и ссылка – это дело их рук». 4 февраля 1923 года экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий) хиротонисали прибывшего в Киев архимандрита Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. Митрополит Михаил уведомил новохиротонисанного архиерея, что канонически он подчиняется ему и епископу Николаевскому Прокопию (Титову), назначенному управляющим Херсоно-Одесской епархией. После хиротонии епископ Онуфрий сразу же уехал в Елисаветград, а на следующий день митрополит Михаил был арестован и сослан.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Фото из архива епископа Ионы Ещё хочу сказать по поводу многословия. В начале ХХ века жил замечательный подвижник, будущий священномученик Онуфрий (Гагалюк). Как епископ Харьковской кафедры, в 1937 году он был расстрелян. У меня есть его фотография с подписью, адресованной духовному чаду. Владыка пишет: «Рабе Божией Елене в укрепление веры и преданности воле Божией». И далее: «Всякий, обращающийся к Богу за помощью, получит ее, но не всегда в таком виде, как ожидает. Господь лучше нас знает, что нам полезно. Если мы просим что-либо у Бога, то во всем полагаемся на Его святую волю. Наше же дело — молиться и молиться». Действительно, Господь всегда слышит молящегося. И кроме молитвы о небесных вещах, мы должны просить помощи и в наших земных делах, в том числе и о здравии ближних, о своем здравии, о помощи в различных нуждах. Но Бог видит ситуацию глобально, в целом, и то, что сейчас может нам казаться полезным, важным, неотложным, на самом деле для нас вредно и совершенно не нужно, а необходимо совсем иное. Также и то, что может казаться чем-то ужасающим и жутким, в конечном итоге обращается во благо. Поэтому наше дело — «молиться и молиться». Слова наставления духовному чаду. Подпись на обороте фото священномученика Онуфрия Молитва без ущерба работоспособности — Если нет сил, всё-таки можно встать утром или лечь спать вечером и просто искренне от сердца сказать «Господи, помилуй!»? Или нужно обязательно читать утренние и вечерние молитвы — из последних сил, но полностью? — Прежде всего, давайте посмотрим, кому «нужно». Молитвы необходимы нам, Бог в них не нуждается. Мы знаем, что Господь — сердцеведец, и Его не обманешь. Есть реальные ситуации, когда человек приходит с работы уставший и действительно, кроме как перекреститься и сказать: «Господи, в руце Твои предаю дух мой», сил у него ни на что нет. Но если мы сначала садимся к компьютеру, просматриваем в фейсбуке все новости, лайкаем статусы друзей, переходим по всем интересным ссылкам, встреваем в какие-то обсуждения, а после, с трудом отрывая себя от монитора, крестимся и падаем на постель со словами «Господи, помилуй!», это, согласитесь, уже лукавство.

http://pravmir.ru/pochemu-myi-tak-dolgo-...

Скачать epub pdf ОТНОШЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА ОНУФРИЯ К ВЛАСТИ ВНЕШНЕЙ В первой части истории жизни и трудов Архиепископа Онуфрия мы поместили на стр. 27–31 статью его по вопросу «Об отношении христианина к власти внешней», в которой он высказал свой взгляд на этот вопрос, утверждая, что «православный христианин в стране нашей безпрекословно подчиняется власти внешней и относится к ней не за страх, а за совесть; не как раб, а свободно, видя во внешней власти волю Самого Бога... Восставать против предлежащей власти он считает грехом непослушания Самому Богу. Он не только платит налоги, дает своих сыновей на службу, но и защищает свою страну от внешних врагов, жертвуя даже жизнью, по зову своей внешней власти... Поэтому, клевещут сознательно все те, кто говорит, что православное духовенство, особенно Епископы, якобы, противятся внешней власти. Это наглая ложь, ибо принципиально не могут идти против внешней власти, даже языческой и безбожной, служители и ученики Христовы, так как Сам Христос повиновался Пилату, а Апостолы – Нерону, хотя от них восприняли свою смерть: Господь и Его ученики...» В приведенной выписке из статьи «Об отношении христианина к власти внешней», мы не поместили окончания ее. Ныне восполняем этот пробел, и добавляем статью эту следующим подлинным текстом: «Против внешней власти мы, православные, не шли и не идем. И это подтверждаем своими делами. Знаю одного православного Епископа, который прошел уже по десяти тюрьмам в течение последних трех лет. Никакого суда над ним не было, ни в чем он против внешней власти не виновен. И, однако, он спокойно несет свой крест, никого не призывая, даже в частной беседе, к какому-либо протесту... Это не от трусости, а от преклонения пред волею Божиею, которую видит в узах своих и изгнаниях... Но против неверия, против современных богоборческих расколов: обновленчества, самосвятства, лубенцев, ВВЦС и всяких других расколов и ересей – мы не только не будем молчать, но пока есть дыхание в устах наших, будем говорить, защищая веру Божию и проповедуя всем людям об истине святого Православия, призывая всех – и малого, и великого – к вечной блаженной жизни чрез Церковь Божию Православную. И, если мы, православные служители Христовы, этого не сделаем, если мы будем молчать пред безбожием и всякими отступниками от Церкви Христовой; если не станем проповедовать людям о Боге и христианской жизни, к чему призывал нас Сам Господь чрез Таинство Хиротонии, то мы окажемся не пастырями добрыми, а слепыми псами, по слову пророка: «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. Это пастыри безсмысленные» ( Ис. 56:10–11 ); явимся не истинными духовными отцами своих пасомых, а злыми и трусливыми наемниками, убийцами их, так как допустим волков к стаду нашему и волки разгонят и расхитят овец наших» ( Ин. 10:1–13 ). Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Вероятно, следующим священником Богоявленской церкви был священномученик Садовский Николай Александрович. Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в селе Патриаршее Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончив Воронежскую Духовную семинарию, Николай в 1917 году был рукоположен во священника и служил в храме в селе Патриаршее. Началась эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. Летом 1935 года председатель РИКа предложил православной общине сделать ремонт храма, и отец Николай пригласил рабочих, которые и приступили к ремонту. Через три дня после начала работ в церковь ворвался разъяренный начальник местного НКВД и прогнал рабочих. Отец Николай вынужден был идти к начальнику РИКа и просить, чтобы он послал комиссию для составления официального документа о необходимости проведения ремонтных работ и чтобы в этой комиссии был и представитель от РИКа. 16 июня в храм явились члены комиссии из трех человек, но среди них не было представителя РИКа, и священник им заявил, что не признает этой комиссии, и в сердцах обругал председателя РИКа. 25 июля 1935 года отец Николай был арестован и заключен в липецкую тюрьму. Кроме эпизода с комиссией, ему припомнили во время следствия и то, что 8 апреля 1935 года он зашел к жителю села, у которого в это время находился командир Красной армии, спросивший священника, есть ли Бог. Отец Николай ответил, что Бог есть; тот стал спорить, и разговор перешел на современное положение Церкви, и священник стал перечислять несправедливости, чинимые советской властью, о чем командир впоследствии донес в НКВД. Материалы дела были переданы на рассмотрение Специальной Коллегии Воронежского областного суда, и отец Николай был переведен из липецкой тюрьмы в воронежскую; 23 октября 1935 года состоялось закрытое заседание суда. Суд приговорил священника к восьми годам тюремного заключения. Первое время он содержался в воронежской тюрьме, а затем был сослан в исправительно-трудовой лагерь в Хабаровский край (Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт). В феврале 1938г. в лагере было начато новое дело против против архиепископа Онуфрия, епископа Антония (Панкеева) и др. священников. Среди них был и о.Николай Садовский. В марте группу священников перевезли в Благовещенскую тюрьму. 17 марта 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Хабаровскому краю по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» отец Николай, как и остальные участники дела, был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. 1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

http://sobory.ru/article/?object=11783

Из Елисаветграда епископ был перевезен в харьковскую тюрьму, где он пробыл три месяца. 16 января 1924 года власти освободили епископа из тюрьмы, взяв с него подписку о невыезде из города Харькова. Гонения от властей, нападки обновленцев, малодушие собратий – злое обстояние было тогда отовсюду. 12 октября 1926 года Харьковское ОГПУ арестовало владыку. 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онуфрия к трем годам ссылки на Урал. «Из шумного города Харькова переселился я в глухое село, – писал он. – Да будет воля Божия! Хотя и скорбно на душе, но нужно оставить думы о харьковских друзьях. Придется ли увидеться с ними? – сие от Господа. Во всяком случае, увидимся непременно в жизни загробной... А теперь нужно работать Богу и людям в тех условиях, в каких Господь определил мне жить... Не оглядываться мне нужно назад, что было со мною, – оно во мне осталось, а работать нужно Богу и людям здесь, в глухом селе, почти в тюрьме: служитель Христов должен нести свет Христов и в темницы, как это делали апостолы... открыто исповедовать и защищать свою веру, несмотря на насмешки и гонения неверующих, – все это значит нести свет Христов в окружающую жизнь...» 25 июня 1927 года, в день тезоименитства епископа Онуфрия, власти устроили у него обыск. «Ко дню моего Ангела, – писал он, – приехали ко мне из далекого Харькова две гостьи, мои духовные дочери... они поместились в сторожке при церкви, где живут сторожихи-монахини… Ночью накануне моего праздника их арестовали и продержали в тюрьме около месяца, хотя при обыске ничего не нашли ни у меня, ни у них… В день моего Ангела в доме священника, где обедал я с другими верующими, моими гостями, сделали обыск как раз во время обеда... Хотелось сказать слово ропота, но примирился я, грешный, с волею Божией. И вот Господь сразу же все отнял: дело травли кончилось, узники получили свободу, я просветлел душою и телом… Виновником ареста моих гостей общий голос признает местного священника... со мной он вежлив и весел, в его доме я столуюсь, и в течение полугода моего знакомства с ним он воспринял от меня, грешного, немало добра материального и духовной поддержки.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

На допросах владыка отказался признать себя виновным и подписать лжесвидетельства. Один из лжесвидетелей, некий Смирнов, запрещенный когда-то епископом Антонием в священнослужении, пытался оговорить архиерея: «Установки мне... со стороны Панкеева, как правящего епископа, были даны следующие: вести агитацию среди населения, прихожан за отторжение Украины от СССР к Германии, вести антиколхозную агитацию и организовать кассу взаимопомощи и сбор средств для ссыльного духовенства» – Показания Смирнова отрицаю. Никаких указаний и установок вести контрреволюционную агитацию я не давал. Беседа моя со Смирновым носила исключительно религиозный характер, отвечал владыка. 20 августа преосвященный Антоний направил заявление прокурору, потребовав, чтобы ему предоставили возможность ознакомиться со следственным делом, так как у него есть обоснованные подозрения, что следователь вносил значительные искажения в записи протоколов допросов. В конце концов епископу удалось ознакомиться с материалами дела, и 10 сентября он направил заявление в Специальную Коллегию Курского областного суда, опровергая все выдвинутые против него обвинения и указывая на нарушения законов, допущенные следователями. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский. Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря. 11 сентября того же года специальной коллегией Курского областного суда был приговорен к 10 годам заключения в Дальлаге Хабаровского края. В феврале 1938 г. был арестован в Средне-Бельском лагпункте Дальлага НКВД. Против еп. Антония, архиеп. Онуфрия , священников Ипполита Красновского, Николая Садовского, Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского, Павла Попова, Павла Брянцева и псаломщиков Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое дело. Никто из них не признал себя виновным и отказался подписать лжесвидетельства. В начале марта все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму, проходили по групповому делу " Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938 г. "

http://drevo-info.ru/articles/20984.html

Екатерина отдала детей в сиротский приют и сама устроилась туда кухаркой. Будущий владыка учился так хорошо, что на деньги приюта был отправлен в Духовную семинарию. Блестяще закончил семинарию, а в 1915-м году – Духовную академию в Петрограде. Во время учебы в семинарии заболел воспалением легких и был при смерти – и ему явился святой Онуфрий Великий (раннехристианский святой, египетский пустынник IV века), который его исцелил. Во время учебы в академии снова заболел и снова был при смерти, и ему второй раз явился святой Онуфрий, который снова его исцелил. Не стоит, видимо, удивляться тому, что юношу постригли в монахи в честь святого Онуфрия Великого, который сам решил стать духовным покровителем будущего священномученика. Архиепископ Онуфрий неоднократно подвергался арестам, причем обвинялся и в том, что слишком часто проповедовал, и в том, что критиковал теорию Дарвина, и в том, что оказывал материальную помощь освободившимся из заключения священнослужителям, и в том, что благословлял совершение монашеских постригов. В 1935-м году он был приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, а в 1938-м году, уже отбывая наказание, приговорён к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован в 1990-м году. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) бывал в доме Концевичей, и Олег хорошо его знал. Икона священномученика Онуфрия (Гагалюка) В 1935-м году Олег Концевич был келейно посвящен во чтеца епископом Таганрогским Иосифом (Черновым) (1893–1975). Епископ Иосиф (Чернов), будущий митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, молитвенник и подвижник благочестия, в этом же, 1935-м году, был арестован НКВД и провел 5 лет в лагерях. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован немцами, владыка Иосиф возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского, затем отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов и был арестован уже гестаповцами. Сидел в немецкой тюрьме с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года. После освобождения города частями Красной армии снова был арестован НКВД, и с 1944 по 1956 год прошел поэтапно Бутырскую тюрьму, два лагеря особого назначения и ссылку, где 63-летний владыка был вынужден работать водовозом.

http://pravoslavie.ru/140514.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010