архим. Варсонофия (Юрченко), сщмч. Онуфрия (Гагалюка), сщмч. Прокопия (Титова), прмч. Парфения Кизилташского, священноисп. Димитрия (Игнатенко), священноисп. Философа (Зябрева), сщмч. Александра (Шишина), преподобноисп. Антония (Абашидзе), сщмч. Павлина (Крошечкина), сщмч. Парфения (Брянских), прмч. Геннадия (Ребезы), сщмч. Матфея Александрова. В 1999 г. положена традиция перенесения из Берислава в Херсон Бериславского образа Божией Матери - чтимого списка Касперовской иконы, в день прославления сщмч. Прокопия (Титова). Во Введенском храме в Бериславе мн. десятилетия не прерывалась традиция празднования местночтимому образу накануне Петрова поста и в 1-й день поста. 25 апр. 2013 г. Синод УПЦ благословил установление в пределах Н. и Г. е. местного празднования Бериславской (Касперовской) иконы Божией Матери в 1-й день Петрова поста. По благословению Блаженнейшего митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) в Н. и Г. е. приносят чудотворную Боянскую икону Божией Матери из Боянской иконы Божией Матери женского монастыря Черновицкой епархии. Монастыри Действующие: Григорьевский Бизюков Пропасной (мужской, в с. Червоный Маяк Бериславского р-на, основан в 1781 как подворье Молченской пуст., в 1803 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 1920, возобновлен в 1991 как женский, в 1995 преобразован в мужской), Корсунской иконы Божией Матери (в с. Корсунка, создан в 1787 как единоверческий мужской близ с. Б. Знаменка (ныне на территории Запорожской и Мелитопольской епархии), в 1796 перенесен ниже по течению Днепра, в 1848 преобразован в новообрядческий, разграблен в 1918-1920, возрожден 9 сент. 2009 как женский). Упраздненные: подворье Кизилташского муж. мон-ря в Геническе с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (открыто в 1904, упразднено в 1921), подворье Григорие-Бизюкова мон-ря в Бериславе (открыто в нач. XX в., упразднено в 1919-1920). Иные религиозные группы на территории Н. и Г. е. В с. Азовском Генического р-на зарегистрирована община Армянской Апостольской Церкви .

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Страшный вопрос. В тот год в Одессе едва ли действовал хотя бы один православный храм. Герой же нашего рассказа оказался заключенным в тюрьму через неделю после собственной епископской хиротонии… Вопрос, страшный по своему лукавству. Принимал архимандрит Онуфрий епископский сан в стенах Киево-Печерской Лавры. Наступил 1923 год. И для него соединилось все – время, место. Хиротония состоялась 23 января и почти совпала с днем памяти митрополита Владимира, убитого большевиками 25 января пять лет назад. Под сводами Лавры он вступил в наследие, в одну долю с теми, против кого вооружалась власть. Обновленческая «живая церковь» в тот момент еще пользовалась особым покровительством большевистского ЦК, а он в очередной раз свидетельствовал о своей верности Церкви Православной. Подумав минуту, Владыка ответил: «Видите ли, если бы я отрекся от Святейшего Патриарха и своей церковной законной власти, а признал бы раскольничье, самочинное и безблагодатное ВЦУ , я перестал бы быть епископом православных. И свою паству, которая доверилась мне, я уже обманывал бы и потерял бы право называться архипастырем. А теперь, сохранив с Божией помощью чистоту Православия, я остался православным епископом».   Пусть даже такой ценой: в Одессе и во многих районах почти не осталось православных приходов, обновленчество праздновало «победу», заполняя все. Но за истину не подвизаются ложно. И все-таки даже в этих обстоятельствах у епископа Онуфрия было утешение. Православная Церковь в Одессе сохранилась, совершалась и Божественная Литургия… здесь, в тюрьме. Великим Постом свыше 500 узников молились, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Литургию по благословению Владыки Онуфрия служил разделявший с ним заключение иерей Петр. Многие, кто несколько лет не говели, в тех обстоятельствах отнеслись к подвигу поста со всей серьезностью. Потерпев «поражение» в глазах мира, он действительно не потерял свою паству. Лучшим свидетельством тому были эпизоды, когда ожидавшие исполнения приговора (а среди них были и люди далеко не идеального поведения) каким-то образом передавали или бросали в окно его камеры краткие записки: «Дорогой батюшка, молитесь о нас!» И когда доносилось эхо выстрелов, епископ со слезами молился на коленях об упокоении тех, с кем был соединен страданиями: «Помяни, Господи, души убиенных соузников моих во Царствии Твоем».

http://pravmir.ru/sovershaetsya-lish-to-...

– разрабатывать совместно с благочиниями, исполнительными органами власти и культурно-просветительскими учреждениями мероприятия, направленные на сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших. В 2012 и 2013 годах прошло несколько рабочих поездок историко-архивной комиссии: – в село Брусовое Поныровского района на родину священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского и Обоянского; – в село Полукотельниково Обоянского района, в котором бывал священномученик Дамиан; – в Рыльское благочиние для сбора информации о рыльских репрессированных священнослужителях. В результате поездок местные жители при поддержке местной администрации, благочинных и настоятелей сельских храмов стали благоустраивать памятные места, устанавливать поклонные кресты. Осенью 2013 года в сельских школах прошли памятные открытые уроки, посвященные 140-летию со дня рождения священномученика Дамиана, в том числе и уроки в форме районных семинаров для преподавателей основ православной культуры (ОПК). По поручению историко-архивной комиссии сестрами Курского Свято-Троицкого монастыря была написана для средних школ музыкально-литературная композиция, посвященная священномученику Дамиану (Воскресенскому), архиепископу Курскому, которая и легла в основу открытых уроков. Также в школах были созданы музейные стенды, рассказывающие о жизни и подвиге святого. Историко-архивная комиссия сотрудничает с отделами Курской митрополии. Совместно с Отделом катехизации и религиозного образования для учащихся православной гимназии и Духовной семинарии проводятся просветительские беседы, посвященные сохранению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Во время таких встреч демонстрируются документальные фильмы, предлагаются для ознакомления архивные документы. По просьбе учащихся была организована экскурсия в Государственный областной архив Курской области. В 2013-2014 учебном году совместно с Миссионерским отделом в рамках «Школы Православия» – регулярного лектория, проводимого на базе киноцентра духовной культуры им. М.С. Щепкина, – историко-архивная комиссия представляет цикл бесед по истории России и историко-церковному краеведению с показом фильмов о новомучениках и с презентациями книг иерея Владимира Русина и Е.С. Карпука  о судьбах репрессированных священников. Молодежный отдел Курской митрополии оказывает большую помощь в благоустройстве памятных мест. Так, совместно, в 2013 году в с. Брусовое Поныровского района, на родине священномученика Дамиана, был установлен Поклонный крест в память о его рождении. А к 1 июня в год 75летия со дня трагической кончины священномученика Онуфрия (Гагалюка) в Курске на Никитском кладбище была облагорожена могила монахини Наталии, матери святого. Каждый год в день памяти священномученика Онуфрия митрополит Курский и Рыльский Герман совершает панихиду на месте упокоения монахини Наталии и говорит проповедь.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Дейнека. Икона. Нач. XXI в. (Белгородская епархия) Фомич Дейнека (7.11. 1894, г. Борзна Черниговской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сапожника. Окончил церковноприходскую школу и курсы псаломщиков. С 1917 по 1921 г. М. служил псаломщиком в храмах Харьковской епархии. В 1921 г. был рукоположен во диакона, в 1924 г.- во иерея. Служил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации Курского архиеп. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) был принят еп. сщмч. Антонием (Панкеевым) на служение в Белгородской епархии. 22 февр. 1935 г. М. арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Проходил по одному делу с еп. Антонием, священномучениками Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым и псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . Не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. 11 сент. 1935 г. приговорен Курским областным судом к 3 годам лишения свободы. Вместе с др. приговоренными по этому делу был отправлен в Дальневосточный ИТЛ на ст. Средне-Белая Амурской железной дороги, где находились архиеп. Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священномученики Ипполит Красновский и Виктор Каракулин . В февр. 1938 г. в лагере против архиеп. Онуфрия, еп. Антония и др. священно- и церковнослужителей, в т. ч. и М., было начато новое дело. В марте 1938 г. их перевели в тюрьму Благовещенска. М. был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Максимом Богдановым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским и псаломщиком Михаилом Вознесенским. Погребен с др. казненными в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2563504.html

Ещё одним кратким, но ценным источником биографических данных игумена Мартиниана является письмо священномученика Онуфрия брату от 15 марта 1921 года. А вообще они были знакомы с 1915 года. Владыка Онуфрий прибыл по приглашению архиепископа Херсонского Назария (Кириллова) в Григорие-Бизюков монастырь, при котором была семинарии. Вот в этой семинарии они и познакомились: иеромонах Онуфрий (Гагалюк) и иеродиакон Мартиниан (Феоктистов). Первый был преподавателем, второй учеником, хотя по возрасту годился ему в старшие братья. «На Афоне я нашел истину и успокоение» Макарий Кириллович Феоктистов родился 12 февраля 1875 года в семье рыбака-крестьянина деревни Горки Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. – На Афон я уехал ещё в 23-летнем возрасте, где нашёл для себя истину и успокоение, – простодушно делился своими переживаниями отец Мартиниан, сидя на скамье подсудимых в декабре 1935 года. – Через 16 лет я покинул Афон вынужденно, по распоряжению консула. Я имею желание продолжить жизнь на Афоне. Желанию не суждено было сбыться.      В число братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Макария Кирилловича приняли 9 февраля 1900 года. Через год постригли в рясофор, через шесть лет – в мантию. В 1905 году он отбывал воинскую повинность в качестве брата милосердия. С 1908 по 1910 год учился в Афинах. Знал два языка: греческий и латынь. За время жизни на Афоне отец Мартиниан нёс послушания и в свечной, и в аптеке, и в библиотеке. Был при ней вторым письмоводителем. 9 февраля 1914 года, то есть ровно через четырнадцать лет после получения афонской «прописки», монах Мартиниан был рукоположен в сан иеродиакона. После невольного выселения из «монашеской республики» в августе 1915 года, отец Мартиниан нашёл себе приют в Григорие-Бизюковом монастыре. За три года он окончил учебный курс и митрополит Одесский Платон (Рождественский) рукоположил его в сан иеромонаха. Весной 1921 года иеромонах Мартиниан (Феоктистов) служил вместе с иеромонахом Онуфрием в Успенском храме города Берислава на берегу Каховского водохранилища. В письме брату Андрею владыка Онуфрий сообщал, что на первой неделе Великого поста замёрз в холодной церкви и слёг с лихорадкой: «Боялся, что сыпной тиф. Господь помиловал меня по чьим-то святым молитвам. У меня есть помощник, тоже иеромонах. Он уже переболел сыпным тифом, окреп и служит, а я пока сижу в доме: отдыхаю».

http://pravoslavie.ru/139245.html

(Преподобный прожил в пустыне 60 лет и не раз был близок к смерти от лишений и страданий. Может быть, поэтому к молитвенной помощи этого святого прибегают чаще всего, чувствуя опасность скоропостижной смерти). Выпускные экзамены поправившийся Антоний выдержал с отличием и по благословению ректора семинарии епископа Дионисия поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Через два года второкурсник Гагалюк отправился в Холмскую Русь в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей. Выполнив свою миссию, Антоний собрался обратно в Петербург, но внезапно снова заболел. Врачи признали его состояние почти безнадежным. И вновь в сонном видении больному явился тот же старец. – Ты не выполнил своего обещания, – сказал он, посмотрев с укоризной на будущего монаха.– Сделай это теперь. Господь благословляет. – Когда я открыл потом глаза, – вспоминал владыка, – то увидел, что в келье служат молебен о моем выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия, поставленным возле кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствовавшему тут архимандриту Серафиму, что по приезде в академию приму иноческий постриг. Постриг состоялся 5 октября 1913 года. По окончании академии в 1915 году иеромонах Онуфрий с ученой степенью кандидата богословия получил назначение преподавать в Миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. В годы гражданской войны на Украине свирепствовали банды. В поисках наживы они не щадили ничего и никого. Монастырь не раз подвергался их налетам. Однажды напала банда батьки Махно. Махновцы в одночасье разграбили тихую обитель. Многих монахов постреляли и порубили. Прочих (в том числе и иеромонаха Онуфрия) сильно избили. Оставшуюся в живых монастырскую братию у бандитов отбили вооружившиеся крестьяне. По просьбе жителей города Бориславль отец Онуфрий был назначен настоятелем городского собора и возведен в сан архимандрита. Затем из Бориславля его перевели в Кривой Рог настоятелем Николаевского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

15 мая 1923 года епископ Онуфрий был освобождён из тюрьмы, но ему не разрешено было властями поселиться в Одесской области, и он выехал в город Кривой Рог. Служение епископа Онуфрия в Кривом Роге стало торжеством Православия. Его богослужения собирали молящихся всех возрастов – от глубоких стариков до подростков. Храм всегда был полон молящимися. Многие приезжали из соседних деревень и простаивали долгие монастырские службы. 16 октября 1923 года епископ снова был арестован. Поводом для ареста послужило его послание к пастве, в котором он предостерегал верующих от обращения к живоцерковникам. Это послание было расценено как антисоветское, и епископ был отправлен сначала в криворожскую, а затем в елисаветградскую тюрьму. Из Елисаветграда епископ был перевезён в харьковскую тюрьму, где он пробыл три месяца. 16 января 1924 года власти освободили епископа из тюрьмы, взяв с него подписку о невыезде из города Харькова. 9 декабря 1925 года в Москве был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр (Полянский) . В декабре того же года властям удалось организовать в дополнение к обновленческому новый церковный раскол, получивший название григорианского. Весной 1926 года митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) сделал заявление о занятии им поста патриаршего Местоблюстителя, и тем самым создалась угроза нового церковного раскола. Епископ Онуфрий выступил с протестом против занятия митрополитом Агафангелом поста Местоблюстителя, и власти тут же отреагировали на его церковную позицию, и по инициативе 6-го отделения СО ОГПУ во главе с Тучковым 12 октября 1926 года Харьковское ОГПУ арестовало Владыку. 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онуфрия к трём годам ссылки на Урал. “Из шумного города Харькова переселился я в глухое село, – писал Владыка. – Да будет воля Божия! Хотя и скорбно на душе, но нужно оставить думы о харьковских друзьях. Придётся ли увидеться с ними? – сие от Господа. Во всяком случае, увидимся непременно в жизни загробной… А теперь нужно работать Богу и людям в тех условиях, в каких Господь определил мне жить…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Будь верен до смерти» Священномученик Онуфрий (Гагалюк) Ссылка в Тобольске закончилась. 14 октября 1929 года Особое совещание при коллегии ОГПУ вынесло постановление: «По отбытии срока наказания Гагалюка Антона Максимовича лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, означенных кругах и УССР с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года». Владыка выбрал Старый Оскол. В 1933 году исполнилось десять лет архиерейского служения преосвященного Онуфрия, почти половину из которых он провел в тюрьмах и ссылках. «Много соблазнов, страхов, волнений, опасностей пережил я за эти годы. Но от всех избавил меня Господь. Скорби тюрем и ссылок незначительны в сравнении со скорбями церковными… Как я удержался от этих расколов при своей боязливости и неопытности! Только по милости Божией», – пишет владыка, подводя итог своего служения. В марте 1933 года епископа вновь арестовывают. В июне уполномоченный ОГПУ Кривцов составил по делу епископа Онуфрия заключение: «За время пребывания в Старом Осколе епископ всегда окружал себя антисоветским монашествующим элементом и стремился в глазах наиболее фанатичных крестьян из числа верующих показать себя как мученика за православную веру и гонимого за это советскою властью». Но доказательств по данному делу не нашлось, владыку вынуждены были отпустить. Епископ переезжает в Курск. Сохранились воспоминания очевидцев, как жил в эти годы владыка. Однажды зимой, уже под вечер, к нему пришел больной, изнуренный голодом, преклонных лет священник, только что освобожденный из тюрьмы. Он был одет в летний, весь в дырах и заплатах, подрясник и дрожал от холода. Архиепископ тотчас велел приготовить для священника баню, дать ему чистое белье. Затем он пригласил его к себе, накормил и уложил спать на своей кровати, сам устроившись на кушетку. Утром, отправляясь в село, священник надел свой ветхий, выстиранный и высушенный за ночь подрясник и стал прощаться с владыкой. Архиепископ, увидев его в такой одежде, улыбнулся и сказал, что он никак не может отпустить его на мороз в таком виде, и велел своим домашним принести какое-нибудь теплое пальто или шубу, но таковых не оказалось. Тогда он вспомнил, что верующие недавно подарили ему новую теплую на беличьем меху рясу. Он попросил ее принести и сам надел рясу на старика-священника и благословил его в путь. Весь в слезах, радостный, уходил священник. После его ухода мать архиерея монахиня Наталия заметила владыке, что он лишился теплой рясы, так необходимой ему самому. В ответ архиепископ рассмеялся и сказал: «Господь по милости Своей пошлет мне другую».

http://pravoslavie.ru/108669.html

9 декабря 1935 года Специальная Коллегия Курского областного суда приговорила священника к десяти годам заключения, и он был отправлен в Дальневосточный лагерь в Хабаровский край, где оказался вместе с архиепископом Онуфрием и епископом Антонием. Отец Виктор был слабого здоровья, и тяжелая работа в лагере оказалась для него непосильной. Тяжело заболев, он скончался – 7 мая 1937 года, в пятницу Светлой седмицы. Священномученик Ипполит  родился 3 августа 1883 года в Москве в семье священника, служившего в церкви Воскресения Словущего на Таганке, Николая Аникитовича Красновского и его супруги Веры Ефимовны. В 1897 году Ипполит окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1904-м – Московскую Духовную семинарию, в 1909-м – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1910 году Ипполит Николаевич был рукоположен во священника к Воскресенской церкви на Таганке и назначен заведующим и законоучителем Воскресенско-Таганской одноклассной и воскресной школ; в 1911 году скончался его отец и отец Ипполит был назначен настоятелем храма. В 1914 году он был определен законоучителем коммерческого училища, учрежденного Н.Ф. Горбачевым, и избран членом Благочиннического совета, в 1921 году – награжден наперсным крестом, в 1924-м – возведен в сан протоиерея и назначен временно исполняющим обязанности благочинного 2-го отделения Ивановского сорока. В 1927 году протоиерей Ипполит был награжден золотым наперсным крестом с украшениями; в 1928 году освобожден от исправления обязанностей благочинного. 19 сентября 1930 года власти арестовали его и заключили в Бутырскую тюрьму. Отца Ипполита обвиняли в том, что он поддерживал отношения с широким кругом духовенства, читал сам и хранил рукописную церковную литературу, трактующую вопросы современной церковной жизни. Тройка ОГПУ приговорила священника к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, и отец Ипполит был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1933 году заключение в лагерь заменили ссылкой с прикреплением к определенному месту жительства. Он выбрал Курск, куда приехал незадолго перед тем, как туда правящим архиереем был назначен архиепископ Онуфрий (Гагалюк), который его знал и сразу же предоставил ему место священника, и они часто потом служили вместе. Отец Ипполит заходил в дом к архиепископу, совершал по просьбе владыки молебны и окормлял духовно его мать, монахиню Наталию. Архиепископ и священник были близки по взглядам, и во время отъездов архиепископа Онуфрия в Москву на заседания Священного Синода отец Ипполит вел делопроизводство епархии и старался по мере возможности разрешать вопросы, возникавшие у духовенства. 23 июля 1935 года сотрудники НКВД арестовали архиепископа Онуфрия и отца Ипполита, которого обвинили в том, что он произносил с амвона антисоветские проповеди.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

На заседании было сказано о том, что по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в храмах в памятные дни совершаются полиелейные службы и произносятся проповеди, посвященные жертвенному подвигу новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших. Так, 1 июня 2013 года во многих храмах Курской митрополии были совершены полиелейные службы и произнесены проповеди, посвященные жертвенному подвигу священномученика Онуфрия (Гагалюка), и 3 ноября, в день памяти священномученика Дамиана (Воскресенского), прошли полиелейные богослужения, и говорилось проповедническое слово о святом. В ходе заседания было решено совместно с курской телекомпанией «Сейм» подготавливать новостные выпуски, посвященные новомученикам и их подвигу, и рассказывать о памятных местах, связанных с именами Курских святых, при участии радиоканала «Радио России» ФГУП ВГТРК «Гостелерадиокомпания «Курск» готовить передачи, посвященные памятным датам, публиковать данные материалы на сайте Курской митрополии. Надо отметить оперативную работу Курских СМИ. Телекомпания «Сейм» регулярно в новостных выпусках дает информацию о проведенных в митрополии мероприятиях, связанных с увековечением памяти новомучеников Церкви Русской. В программах того же телеканала «Этим вечером» и «Православный альманах» были подготовлены и прошли в эфире серии передач о священномучениках Дамиане и Онуфрие. Этот видеоматериал размещен на сайте Курской митрополии. В течение 2013 года на радиоканале «Радио России» в Курске регулярно выходили передачи с участием игумена Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии по канонизации. На заседании от 17 мая 2013 года было решено совместно с Государственным архивом Курской области провести стационарную выставку в архиве и передвижную для вузов, школ, семинарии, гимназии. Сейчас идет подготовительная работа. На заседании было запланировано подготовить к публикации историю рода священномученика Дамиана (Воскресенского), составленную на основе архивных источников Карпуком Евгением Семеновичем, председателем Курского регионального историко-родословного общества, а также книгу священника Владимира Русина «Виноградник владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению священномученик Онуфрий». Сейчас книги готовится к печати.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010