В феврале 1938 года оперуполномоченный 3–го отдела Дальневосточных лагерей допросил тех заключенных, кто готов был подписать лжесвидетельства против архиереев и других обвиняемых. Допрошенный комендант зоны показал:«Отбывая меру уголовного наказания при Средне–Бельском лагпункте Дальлага НКВД и выполняя обязанность коменданта зоны осужденных по статье 58, 59 УК РСФСР с момента создания последней, то есть с июня месяца 1937 года, мне приходится наблюдать за лагерным населением и видеть, что происходит в среде заключенных. Исходя из этого, я пришел к такому выводу, что все заключенные указанной выше зоны, смыкаясь между собой на почве единства воззрений, сплотились в определенные контрреволюционные группировки разных направлений… персонально в контрреволюционную группу входят следующие лица: Гагалюк А. М., Панкеев А. А. — бывшие архиереи, Богоявленский Г. А., Георгиевский А. П., Вильгельмский М. Г., Красновский И. П. и т. д. Руководящую направляющую роль в этой контрреволюционной группировке играют Гагалюк А. и Панкеев А…. Контрреволюционная деятельность указанной группировки выражается в том, что они, будучи почти все отнесены к группе инвалидов… дезорганизуют производство. Кроме этого… открыто собираются группами в палатке и совершают религиозные обряды, поют молитвы… Такие заключенные из бывших представителей православной церкви, как Гагалюк А. и Панкеев А., имеют большую переписку с внешним миром и очень часто получают из разных городов Советского Союза крупные посылки, которыми делятся с остальными священнослужителями… Попы по воскресеньям надевают подрясники и производят чтение молитв…» В феврале 1938 года против архиепископа Онуфрия, епископа Антония, священников Ипполита Красновского, Николая Садовского, Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского, Павла Попова, Павла Брянцева и псаломщиков Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое»дело». Священномученик Николай родился в 1894 году в селе Водопьяново Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончил Воронежскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1935 году он был арестован и приговорен к восьми годам заключения.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Дом сгорел дотла. Прибывшие из соседней деревушки крестьяне главу семьи отвезли в больницу, а маму с детьми приютили у себя. Глядя на своих бездомных детишек, матушка не смогла сдержать слез. Дети окружили ее и принялись, кто как мог, утешать. А пятилетний Антоша, взобравшись на колени к родительнице, крепко обнял ее и сказал: «Мама, ты не плачь. Когда я стану епископом, я возьму тебя к себе!» – Я была так поражена этими словами, что не поняла их значения, – вспоминала Екатерина Осиповна. – Откуда он услышал это слово? Но мальчик повторил уверенно и серьезно: «Мама, я буду епископом. Я сам это знаю…» Через 19 лет студент Санкт-Петербургской Духовной академии Антон Максимович Гагалюк стал иеромонахом Онуфрием. В феврале 1923 года состоялось его рукоположение во епископа. А спустя еще десять лет сама Екатерина Осиповна стала монахиней Натальей. Постриг матери совершил ее сын архиепископ Онуфрий. После смерти отца Антон Гагалюк был определен в сиротский приют. Туда же устроилась поварихой его мама. По окончании церковно-приходской школы мальчика как одного из самых способных учеников на средства приюта отправили в духовное училище города Холм. (Ныне находится на территории Польши, переименован в Хельм). Училище Антон закончил с отличием и поступил в знаменитую Холмскую духовную семинарию, в которой до 1898 года немало потрудился будущий Патриарх Российский Тихон. Мечтал семинарист Гагалюк стать врачом или учителем. Однако за месяц до выпускных экзаменов случилось событие, заставившее его пересмотреть свои мечты. Он слег в больницу с тяжелейшим воспалением легких. В семинарии опасались за его жизнь и служили молебны об исцелении. – Я находился в забытьи и передо мной появился чудесный старец, – рассказывал матери владыка впоследствии, – обросший большой бородой до ступней ног и седыми волосами, закрывавшими его голое тело до пят. Старец ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай служить Церкви Христовой, Господу Богу, и будешь здоров». Эти слова посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Святой земляк В Старом Осколе новомучеником почитают святого Онуфрия, епископа Осколького. Здесь до сих пор живы прихожане, знакомые со святым. Цел и дом, в подвале которого в течение 40 лет действовал подпольный монастырь. 9 февраля, 2011 В Старом Осколе новомучеником почитают святого Онуфрия, епископа Осколького. Здесь до сих пор живы прихожане, знакомые со святым. Цел и дом, в подвале которого в течение 40 лет действовал подпольный монастырь. Фотография сщмч. Онуфрия Для малоцерковного человека почитание новомучеников, пострадавших в годы сталинских репрессий, — формальность. Что-то вроде «посмертной реабилитации». Содержание у этой «формальности» появляется, если подвиг мученика обретает личное измерение: в Старом Осколе так почитают святого Онуфрия, епископа Осколького. Здесь до сих пор живы прихожане, знакомые со святым. Цел и дом, в подвале которого в течение 40 лет действовал подпольный монастырь. Польский епископ для русской глубинки Ежегодно пожилые прихожанки из Старого Оскола отправляются в паломничества по «онуфриевским местам». Школьники пишут о нем выпускные сочинения, а краеведы — монографии. Епископ Онуфрий (Гагалюк) — священномученик, расстрелянный в 1938 году в одном из дальневосточных лагерей. Его местное почитание церковные власти благословили еще в 1994 году, вслед за Харьковской епархией УПЦ МП, канонизировавшей владыку на год раньше. Священномученик Онуфрий прожил в Старом Осколе всего четыре года, а родился в восточной Польше, входившей тогда в состав Российской империи. Выпускник Петербургской академии, кандидат богословия, после Октябрьской революции не раз был арестован, сидел в тюрьме и отбывал ссылку. В 1923-м был хиротонисан во епископа Елизаветградского (Украина). В 1929-м получил направление в Оскол — здесь он ненадолго займет вакантную архипастырскую кафедру, но в 1933-м его арестуют и он под конвоем покинет город. Выпущенный из тюрьмы и в 1934 году ставший архиепископом Курским, владыка снова будет арестован. По обвинению в контрреволюционной деятельности его осудят на десять лет лагерей, в 1938-м приговор будет пересмотрен в сторону «ужесточения» — расстрела, и 1 июня 1938 года в Благовещенске владыка Онуфрий примет мученическую кончину. «Виновным себя не признаю» — написано в личном деле священномученика Онуфрия.

http://pravmir.ru/svyatoj-zemlyak/

Рубрики Коллекции " Немного прожито, но много пережито " 8 мин., 01.06.2012 Поделиться 1 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. Священномученик Онуфрий родился в 1889 году в селе Посад-Ополе Люблинской губернии в семье лесничего Максима Гагалюка и в крещении наречен был Антонием. В семье было шестеро детей. Отец скончался, когда мальчику было пять лет, и по просьбе оказавшейся в бедственном положении матери он был принят в приют; здесь он окончил церковноприходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм в духовное училище, а затем поступил в Холмскую духовную семинарию. Учась в семинарии, Антоний мечтал стать врачом или учителем, но перед самым окончанием семинарии с ним случилось событие, указавшее ему иной путь служения Богу. За месяц до выпускных экзаменов Антоний заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Состояние здоровья его было тяжелым, так что боялись за его жизнь, и в семинарской церкви ежедневно служились молебны о его выздоровлении. Находясь в забытьи, он увидел, как перед ним появился старец, обросший большой, до ступней ног, бородой и седыми длинными волосами, закрывавшими его обнаженное тело. Он ласково на него посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров». Антоний ответил: «Обещаю!» Старец удалился, а Антоний заснул глубоким спокойным сном и с этого времени начал поправляться. Когда потом он стал осматривать иконы святых, в изображении преподобного Онуфрия Великого он узнал черты явившегося ему старца. По окончании второго курса Санкт-Петербургской духовной академии Антоний был послан в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию. Перед самым отъездом в академию Антоний тяжело заболел. Положение его вызванными в монастырь врачами было признано безнадежным. Об исцелении его стали служиться молебны. Он лежал в келье в забытьи, слышал пение святых молитв, и вдруг перед его глазами предстал тот же старец, который посетил его в семинарской больнице в Холме три года назад и взял с него слово, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Это был преподобный Онуфрий Великий, небесный покровитель Яблочинского монастыря. Сурово посмотрел на него святой Онуфрий и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословит».

http://foma.ru/nemnogo-prozhito-no-mnogo...

1 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. Родился в 1889 году в селе Посад-Ополе Люблинской губернии в семье лесника Максима Гагалюка, в крещении наречен Антонием. Рано потерял отца и был отдан в приют, где окончил церковноприходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм в духовное училище. Затем поступил в Холмскую духовную семинарию. Мечтал стать врачом, но тяжело заболел и выздоровел после того, как в забытьи увидел святого Онуфрия Великого, который взял с него обещание служить Церкви Христовой и Богу. 5 октября 1913 года пострижен в монашество с именем Онуфрий и вскоре рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1915 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был определен преподавателем в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии. В 1922 году назначен настоятелем Никольской церкви в городе Кривой Рог и возведен в сан архимандрита. В 1923 году хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. В феврале 1923 года епископ Онуфрий прибыл в Елисаветград, где ему было предложено встать в ряды обновленцев. Он отказался и на следующий день был арестован и заключен в тюрьму. Начались скитания по тюрьмам, вспоминания о которых, владыка писал: «Немного прожито, но много пережито». 16 января 1924 года освобожден из Харьковской тюрьмы под подписку о невыезде. В 1926-ом вновь арестован и приговорен к трем годам ссылки на Урал, в глухое село. 14 октября 1929 года вновь приговорен к трем годам поднадзорного жительства. Из предложенных ему мест проживания выбрал город Старый Оскол Курской области. В ноябре 1929 года митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Старооскольским, образовав для него новую кафедру. Власти разрешили епископу служить только в одном храме (остальные были захвачены обновленцами). Все православные устремились к владыке, произошло почти полное исчезновение обновленчества в пределах епархии. Уже в первые месяцы количество православных храмов возросло с двадцати до ста шестидесяти. В 1933 году владыка был назначен на Курскую кафедру и возведен в сан архиепископа. В 1935 году вновь арестован и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. В феврале 1938 года против него начали новое дело и приговорили к расстрелу. Архиепископ Онуфрий расстрелян 1 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-110-...

2.    В начале той же войны 1914 г. мать иеромонаха Онуфрия, будучи эвакуирована с отрядом беженцев в г. Херсон и оставшись совершенно одна, растеряв всех своих детей в отчаянии решила утопиться, но занеся уже ногу через решетку, услышала, что кто-то кашлянул. Увидев какого-то монаха, она, вспомнив, что и сын ее монах, стала его расспрашивать, и монах повел ее в архиерейский дом, где пред нею предстал величественный муж (это был Епископ Прокопий). Услышав, что сын ее иеромонах Онуфрий (Гогалюк), Владыко, велел  накормить ее и отвезти в карете в Григорие-Безюков монастырь - в 20 верстах от города, где счастливая мать могла держать в объятиях своего сына. На следующий день приехал сам епископ и по окончании архиерейской службы сказал в проповеди об этом случае, как мать нашла своего сына, и все плакали. 3.    На Украине в те годы (1917-1919) шла гражданская война, свирепствовали банды. На Григорие-Бизюков монастырь напали махновцы, разграбили, поубивали многих монахов, избили остальных, в том числе и иеромонаха Онуфрия. Крестьяне освободили их и отвезли к себе в деревню. Отца Онуфрия привезли в г. Бериславль, где по просьбе жителей он был назначен настоятелем собора, с возведением в сан архимандрита. Из Бериславля он был переведен в г. Кривой Рог настоятелем Николаевской церкви. На состоявшемся в августе 1922 г. в Киеве соборе православных епископов Украины под председательством Экзарха всея Украины митрополита Михаила, архимандрит Онуфрий был избран кандидатом во епископа для Херсонско-Одесской митрополии, а затем 23 января 1923 г. в Великой Лаврской церкви г. Киева он  был  рукоположен  митрополитом Михаилом совместно с викарием епископом Димитрием в сан епископа Елисаветградского. 24 января 1923 г. епископ Онуфрий совершил в Успенском соборе г. Елисаветграда свое первое архиерейское служение при громадном стении молящихся. Сохранились замечательные речи владыки Онуфрия при наречении во епископа 22 января 1923 г. и при первом архиерейском служении 24 января. Через шесть дней после этого епископ Онуфрий был арестован, заключен в тюрьму, а оттуда переведен в Одесскую тюрьму, в которой он пробыл 3 месяца. Оттуда он был переведен в Екатеринославскую, и оттуда в Харьковскую тюрьму, в которой он пробыл 3 месяца. По выходе из нее, ему было разрешено оставаться, на правах ссыльного в г. Харькове. Находясь в Харькове, владыка Онуфрий, по благословению святейшего Патриарха Тихона управлял своею Елисоветградскою, а также Одесско-Херсонскою епархиями. К нему приезжали из его епархии, и многие утверждались в  православии и верности Церкви его словом, проповедью, посланиями и  личным примером; многие священники, а также приходы, впавшие в обновленчество, каялись и возвращались в лоно Церкви. Эта его благотворная деятельность вызывала беспокойство и раздражение со стороны обновленцев, и они всеми правдами и неправдами, клеветою и подлогами добивались устранения этого неутомимого православного деятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Лобочкова А.Е. преподаватель СПДС Священномученик Онуфрий (Гагалюк , † 1938), архиепископ Курский и Обоянский, – один из многих новомучеников и исповедников Российских, принявших мученический венец во времена гонений на Святую Церковь в ХХ столетии. Жизнь священномученика Онуфрия была ознаменована ревностной защитой православной веры, борьбой за её чистоту. Большая часть богословского наследия святого, его писем, статей и проповедей посвящена вопросу о границах Церкви, о её отношении к другим религиям, конфессиям, а также атеизму. Настоящая статья представляет собой систематизацию и анализ взглядов священномученика Онуфрия по данному вопросу. Религия и безрелигиозные объединения Раскрывая учение священномученика Онуфрия о границах Церкви, представим его отношение к религии как таковой. Далеко не каждое исповедание святитель относит к области религии. « Встречаем часто людей, которые на вопрос об их вере отвечают: мы признаём какое-то Высшее Существо, но не представляем Его себе. Можно ли назвать такое исповедание религией? – ставит вопрос священномученик и однозначно заявляет: – Нет! » 253 . По мысли владыки Онуфрия, религия, даже при самом поверхностном взгляде на неё, обладает рядом неотъемлемых свойств. Так, одним из основных критериев религиозного сознания он называет признание Бога Личностью . « Религия есть общение человека с Богом. А общение предполагает как необходимое условие Бога Личным живым Существом... И магометанство, и еврейство, и христианские секты, расколы – религии, так как здесь Бога признают Личным, живым » 254 . В качестве примера мистического, но безрелигиозного сознания святитель называет имевший широкое распространение среди современной ему интеллигенции пантеизм. В приведённом выше определении религии мы ещё не находим чётко выраженного учения о границах Церкви. Ценность данного определения состоит в выявлении и отмежевании от тех псевдорелигиозных течений, которые нередко сегодня пытаются составить альтернативу Церкви Христовой, занять её место в мире. Наличие истинной религии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковное писательство для епископа теперь гораздо нужнее, чем прежде, при возможности печатать богословские труды. Тогда мы могли пользоваться произведениями наших выдающихся церковных писателей, выписывать их, распространять их. Теперь, когда возникают вопросы текущей жизни, мы обязаны сами отвечать на них, руководствуясь святой Библией , правилами каноническими и творениями святых Отцов, насколько их имеем, обращаясь наипаче с горячей молитвой к Всевышнему Духу Утешителю, просветившему бескнижных апостолов…» То, что он советовал другим, епископ Онуфрий прежде всего делал сам. Во время ссылки в глухое село Пермской области Кудымкар епископ написал двести восемьдесят две статьи на духовные темы, во время ссылки в Тобольск и Сургут – шестьдесят одну. А упование на помощь Божию не посрамило, – все эти работы сохранились до наших дней и снова через возвращённое Церкви право на книгопечатание дошли до широкого круга читателей. Епископ Онуфрий (Гагалюк) Священномученик Онуфрий родился 2 апреля 1889 года в селе Посад-Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии и в крещении наречён был Антонием. Он рано лишился отца и по просьбе матери был помещён в приют в городе Люблине. В приюте мальчик хорошо учился и, окончив церковноприходскую школу, был отправлен на средства приюта в город Холм в духовное училище, которое окончил с отличием и был принят в Холмскую Духовную семинарию. Учась в семинарии, Антоний сначала мечтал стать врачом, затем учителем. Но в последнем классе семинарии, перед самым её окончанием, с ним случилось событие, указавшее ему путь служения Богу и Его святой Церкви. За месяц до выпускных экзаменов Антоний заболел воспалением лёгких и был помещён в семинарскую больницу. Состояние здоровья его было тяжёлым, так что боялись за его жизнь, и в семинарской церкви ежедневно служились молебны о его исцелении. Впоследствии Антоний рассказывал своей матери: «Я находился в забытьи; или наяву, или во сне (хорошо не помню) передо мной появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывавшими голое тело его до пят. Старик этот ласково на меня посмотрел и сказал: “Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров”. Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: “Обещаю!” Старец удалился. Я заснул и с того времени начал поправляться. Когда потом я стал осматривать иконы с изображениями великих православных святых, в изображении святого Онуфрия Великого заметил я черты явившегося мне старца».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский апреля 1889 – †19 мая/1 июня 1938 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 221 Память празднуется 19 мая/1 июня и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Пример жизни и подвига священномученика Онуфрия (Гагалюка) , архиепископа Курского, в большей степени, чем у других наших мучеников показывает важность просвещения, и в особенности письменного. Он жил в эпоху, когда христианская письменность прекратилась, перестали выходить из печати книги Священного Писания, святых Отцов и учителей Церкви, жития святых и вся христианская назидательная литература, в примерах которой православный человек мог почерпнуть для себя совет и утешение. Слова “ Церковь ”, “Господь”, отпечатанные типографским способом, несли только отрицательное значение, сама вера Христова нещадно поносилась через все технические средства – от печатного станка до всё более широко применявшегося радио. Тем ценнее был письменный проповеднический подвиг Владыки в эту глухую для христианского просвещения пору. Архиепископ Онуфрий писал: «Если устное слово возбуждает веру у молящихся, то письменное усугубляет её, утверждает. О важности письменной проповеди апостол славянских христиан Кирилл говорил: “Проповедовать только устно – всё равно что писать на песке”. Мне могут возразить, что нельзя отрицать громадное значение церковного писательства, но это могло иметь место прежде, когда к услугам Православной Церкви было книгопечатание, а теперь, когда нельзя напечатать ничего, касающегося православной веры, можно ли говорить о письменности духовной? На это я отвечаю: и в настоящее время письменность церковная очень важна и необходима не менее, чем прежде. Епископ может писать проповеди свои, трактаты по вопросам веры, богословские сочинения, конечно лишь в количестве пяти или десяти экземпляров на пишущей машинке, в крайнем случае, в виде одной своей рукописи… Рукопись свою можно дать для прочтения верным христианам, которые были бы способны и других научить, и таким путём наше поучение станет известно многим. Наконец, преемники наши в письменном учительстве нашем найдут для себя повод к собственным трудам: что нужно добавить и разъяснить, о чём по немощи мы забыли сказать, войдут в труд наш, как мы сами вошли в труд наших предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнеописания сщмч. Онуфрия (Гагалюка) указывают поистине дивные обстоятельства его встречи в Бизюковом монастыре с матерью, потерявшейся во время эвакуации из Польши. Доехав на подводе до Бреста, Екатерина Гагалюк в толпе потеряла дочь и внуков. Уверенная, что родные найдут ее, пожилая женщина сама села в поезд, из которого по прибытии в Херсон беженцев попросили выйти. В незнакомом городе Екатерина оказалась одна, без крова и средств к существованию. От отчаяния она хотела броситься в реку, но, увидев неподалеку монаха, спросила, не знает ли он ее сына, который тоже стал монахом и учится в Петербурге. «Такого я не знаю», – был ответ, на что беженка сказала: «Ну, теперь я утоплюсь. У меня шестеро детей, но я не знаю, где они, и я должна погибнуть». Монах отвел Екатерину в архиерейский дом: вдруг епископ знает того, кого она ищет? В то время в архиерейском доме находился викарий Херсонской епархии сщмч. Прокопий (Титов) (†1937). «Он подошел ко мне, – вспоминала позже Екатерина, – благословил меня и спросил: «Что Вы хотите, матушка?» Я ответила: «Ищу сына». – «А кто он такой?» – «Иеромонах Онуфрий из Петербурга». И слышу, он радостно спрашивает: «Гагалюк?» Я, как услышала фамилию сына, то от радости потеряла сознание. Епископ привел меня в чувство, усадил в кресло и сказал: «Он у меня». Я опять потеряла сознание. Когда я пришла в себя, он сказал: «Вы успокойтесь, он не здесь у меня, а в 30-ти верстах отсюда, в Григорие-Бизюковом монастыре. Вы отдохните немного, выпейте чаю, закусите. Заложат экипаж, который и отвезет Вас к сыну». На следующий день и сам владыка Прокопий прибыл в обитель, где после богослужения произнес проповедь о чудесной встрече матери с сыном. Описание [ править править код ] В 1822 г. в обители был построен каменный Покровский храм, в 1810-1827 и 1860 гг. – каменная ограда, к 1862 г. – Свято-Григорьевский собор, в 1886-1893 гг. – Вознесенский храм. В XIX в. построены также Трехсвятительский храм (свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) в архиерейском доме, колокольни, 3-этажный корпус келий. В 1921 г. монастырь закрыли, его имущество перешло к совхозу «Красный Маяк». Со временем часть построек обители была уничтожена – сохранилась часть стен, Покровский храм, ворота, ряд служебных строений и часть пещер. Поделиться: Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010