РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Впервые в Старом Осколе прошли Онуфриевские чтения 30 апреля 2017             27 апреля в Старом Осколе на базе гимназии во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского 38 впервые состоялись муниципальные Онуфриевские чтения. Основной целью мероприятия являлось увековечивание памяти священномученика Онуфрия (Гагалюка), который был первым владыкой на Старооскольской епископской кафедре. В рамках чтений прошло обсуждение важнейших теоретических и практических вопросов совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе духовного краеведения. В чтениях приняли участие: духовенство, ученые, учителя истории и православной культуры общеобразовательных организаций, специалисты управления образования, культуры, управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа, муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования». Слова приветствия участникам чтений от имени митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна зачитал благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. Среди выступающих были специально приглашенные гости из Москвы и Белгорода, в том числе и самый известный исследователь жизни и подвигов новомучеников Российских – архимандрит Дамаскин (Орловский). На Онуфриевских чтениях были представлены следующие доклады: 1. Законодательные инициативы советской власти в области религиозной политики с 1918 по 1937 гг. (Нуйкина Елена Юрьевна, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», г. Москва), 2. Изучение материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах, написание житий новомучеников и использование их в образовательном процессе (Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, г. Москва),

http://fond.ru/novosti/242-vpervye-v-sta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Высоко-Петровском монастыре состоялись IV Фаддеевские чтения 04.01.2010 27 и 31 декабря по благословению епископа Зарайского Меркурия, Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в Высоко-Петровском монастыре прошли IV Фаддеевские чтения «Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских в помощь современному православному преподавателю». Об этом сообщили в Информационно-аналитической службе ОРОиК. Чтения были организованы Богословско-педагогическими (катехизаторскими) курсами во имя священномученика Фаддея Тверского , которые возглавляет заведующий сектором катехизации и воскресных школ Отдела религиозного образования и катехизации священник Игорь Киреев. Чтения традиционно приурочены к дню памяти священномученика Фаддея, епископа Тверского, и начинаются молитвословием у частицы мощей священномученика, находящейся в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря. В самый день памяти святого была отслужена Божественная литургия, на которой вместе с другими прихожанами обители молились слушатели, выпускники и преподаватели катехизаторских курсов, участники Фаддеевских чтений. Епископ Меркурий, посетив одно из заседаний Чтений, обратился к собравшимся с архипастырским словом и преподал им свое благогсловение. Доклады на Чтениях были посвящены духовному наследию священномученика Онуфрия (Гагалюка), преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), последнего настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа Варфоломея (Ремова), иконописца Владимира Комаровского, православной семьи Верховцевых. Также прозвучали доклады об использовании духовного наследия новомучеников в преподавании «Основ православной культуры», истории России, краеведения. В Чтениях приняли участие сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, директора и преподаватели воскресных школ, преподаватели предмета «Основы православной культуры», выпускники и слушатели Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского. Седмица.Ru Редакция текста от: 04.01.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7699.html

В Высоко-Петровском монастыре прошли IV Фаддеевские чтения 4 января 2010 г. 12:22 27 и 31 декабря 2009 года по благословению епископа Зарайского Меркурия , председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви , в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы прошли IV Фаддеевские чтения «Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских в помощь современному православному преподавателю». Чтения организованы Богословско-педагогическими (катехизаторскими) курсами во имя священномученика Фаддея Тверского, которые возглавляет заведующий сектором катехизации и воскресных школ Отдела религиозного образования и катехизации священник Игорь Киреев. Чтения традиционно приурочены к дню памяти священномученика Фаддея, епископа Тверского, и начинаются молитвословием у частицы мощей священномученика, находящейся в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря. В самый день памяти святого, 31 декабря, была совершена Божественная литургия, на которой вместе с другими прихожанами обители молились слушатели, выпускники и преподаватели катехизаторских курсов, участники Фаддеевских чтений. Епископ Меркурий, посетив одно из заседаний чтений, обратился к собравшимся с архипастырским словом и преподал им свое благословение. Доклады на чтениях были посвящены духовному наследию священномученика Онуфрия (Гагалюка), преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), последнего настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа Варфоломея (Ремова), иконописца Владимира Комаровского, православной семьи Верховцевых. Также прозвучали доклады об использовании духовного наследия новомучеников в преподавании Основ православной культуры, истории России, краеведения. В чтениях приняли участие сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации, директора и преподаватели воскресных школ, преподаватели предмета «Основы православной культуры», выпускники и слушатели Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского. Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/982463.htm...

Вспоминая время, проведенное в тюрьме, Владыка произнес однажды удивительные слова: «Господь сподобил меня находиться среди злодеев, воров, убийц и невинно пострадавших, с которыми я беседовал, ел, спал, трудился». Он рад был послужить не только тем, кто нуждался в поддержке и укреплении, но и слабейшим из братьев. «Господь сподобил…» В чем был секрет присущего Владыке Онуфрию благодушия, не изменявшего ему ни тогда, когда его водили с позором по улицам Одессы, ни позднее, в Харькове, где ему пришлось защищать Церковь от «обновленцев», ни в далеком уральском селе Кудымкаре, где он старался восполнить невозможность служить в храме, читать во время богослужения и даже петь на клиросе писательскими трудами? Как удавалось ему сохранить спокойствие при бесконечных вынужденных перемещениях с юга России в Сибирь, оттуда – в центральные районы и снова через Сибирь – на Дальний Восток? Что помогло ему выдержать пять заключений, несколько продолжительных ссылок, сохранить присутствие духа до самого конца – до исполнения приговора над ним в Благовещенске, поставившего его из рядов исповедников в ряды мучеников? Ответом могут служить строки из его писем и наставлений. «Почему Христос молчал перед Иродом?» Многих тогда волновал вопрос: как Господь позволяет злу одерживать победу, торжествовать, почему терпит беззакония, не наказывает, не вразумляет врагов Церкви, не являет перед ними свою силу? Через все наставления священномученика Онуфрия проходит мысль о том, что, хотя люди и ожидают от Бога исполнения «социальной» справедливости, правда Божия иная. В одном из них, например, он спрашивает: «Почему Господь молчал перед Иродом?»   Сын Божий – перед человеком… Почему не поразил Ирода, ожидавшего от него чуда, каким-нибудь необычным знамением? И вот как Владыка Онуфрий отвечает на это: «Потому, что Ирод был недостоин слова Божия. Они хотели видеть чудо не для того, чтобы уверовать в Спасителя, а из пустого любопытства Господь всегда может совершить чудо, но считает недостойным для этого современных богоборцев, так как совесть их глуха ко всяким духовным запросам: подобных им апостол определяет как “сожженных в совести своей”».  

http://pravmir.ru/sovershaetsya-lish-to-...

Игумен Дамаскин – автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. Он продолжил прерванную в XX веке житийную традицию, восстановив ее на принципах раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств. Основополагающим для развития русской агиографии на рубеже XX и XXI веков стал труд игумена Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992–2002. 7 книг). В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний, календари памяти новомучеников и исповедников. Автор использовал материалы архивов ФСБ, Президента РФ, бывших партийных и др., в т.ч. региональных. Основную массу источников составили судебно-следственные дела. Агиограф также использовал тысячи показаний очевидцев и участников событий, собранных им в 70-х – 80-х годах XX века. За этот труд в 1997 году он был удостоен премий митрополита Макария (за 1-ю и 2-ю книги) и в 2002 году – Союза писателей России (за 6-ю книгу). Составленные игуменом Дамаскиным жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002–2005. Т. 1–5, доп. 1–4). В 2005 году началось издание полного собрания составленных игуменом Дамаскиным «Житий новомучеников и исповедников Российских XX века» в соответствии с их церковной памятью по месяцам. (Тверь, 2005–2008. Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, продолж.). С 1997 года игумен Дамаскин – научный руководитель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», цели которого – изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников. В 2002–2009 годах были опубликованы книги творений священномучеников Тверского архиепископа Фаддея (Успенского), Пермского архиепископа Андроника (Никольского), Курского архиепископа Онуфрия (Гагалюка), Воронежского архиепископа Петра (Зверева), епископа Каменец-Подольский и Брацлавского Амвросия (Полянского), епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова), митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).

http://fond.ru/novosti/219-igumenu-damas...

Доверие к Богу, твердое убеждение, что все происходящее в жизни совершается по воле Божией и во благо, и послужило для Владыки источником душевного мира. Оно определило и его неподдельное, братское, участливое отношение к заключенным. Встреча с людьми отчаявшимися была для него таким же делом Божественного Промысла, как и само его заключение в тюрьму для испытания верности Церкви. И не случайно в наставлениях, адресованных священникам, Владыка напоминал, что вера не допускает того, чтобы в отношении пастыря к людям, хотя бы и самым грешным, проскальзывал малейший оттенок неудовольствия своим положением или тяготения обязательствами перед ними: «Пасомые очень чуткие. Они искренне, со слезами каются в своих преступлениях, когда сердцем чувствуют доброго пастыря, жалеющего и любящего их, и отвернутся от священника, который станет обличать их из чувства вражды или мести».   Прошли десятилетия, а наставления священномученика Онуфрия не утратили проникновенной силы. В основе их – мудрость Священного Писания. Вот, например, еще слово, будто для нашего времени написанное, для обстоятельств, когда опасения и страхи, вымышленные или даже отчасти обоснованные, приобретают порой такую власть над людьми, что отнимают способность мыслить и действовать. Живое, доброе и трезвенное слово пастыря, терпением скорбей и мученической смертью засвидетельствовавшего, что все это истинно так: «Ни бедность, ни позор, ни безобразие внешнее – ничто это не имеет в себе чего-либо плохого. А лишь грехи наши – зло. Посему не нужно никак унывать во всех внешних наших несчастиях, а бояться лишь греха, то есть нарушения заповедей Божиих. А если кто согрешил – спеши покаяться перед Богом в таинстве покаяния церковного, с твердым решением больше не грешить. И будет покой и радость у тебя на душе». Обновленческое высшее церковное управление Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sovershaetsya-lish-to-...

4 февраля 1923 года экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий) хиротонисали прибывшего в Киев архимандрита Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. 6 февраля 1923 года епископ Онуфрий прибыл в Елисаветград и при громадном стечении молящихся совершил в Успенском соборе свою первую архиерейскую службу. Через несколько дней после этого к Владыке пришёл уполномоченный обновленческого ВЦУ Трофим Михайлов и спросил его, какой он придерживается церковной ориентации. Епископ Онуфрий ответил решительно и прямо: «Я не признаю и никогда не признаю ВЦУ и его “архиереев” и “иереев” и подчиняюсь лишь непосредственным каноническим начальникам: митрополиту Михаилу и епископу Прокопию». На следующий день после визита уполномоченного обновленцев епископ Онуфрий был арестован и заключён в тюрьму – сначала Елисаветграда, а потом Одессы. Вспоминая впоследствии свои скитания по тюрьмам, Владыка писал: “Немного прожито, но много пережито. Всего лишь два года я епископ, но… из этих двух лет я провёл шесть месяцев в узах… в темницах… Елисаветграда, Одессы, Кривого Рога, Екатеринослава и, наконец, Харькова. Меня водили под конвоем пешком по улицам много раз, ездил я и в этапном вагоне поезда за решётками. Сидел я среди воров и убийц… Я вспоминал свои грехи вольные и невольные и радовался, что Господь дал мне пить чашу страданий за мои согрешения… В Великий пост соузники пожелали исповедаться и причаститься Христовых Таин. Тюремное начальство разрешило, и поехали к епископу, проживавшему в городе Одессе, за священником. Но оказалось, что и епископ, и священник были неправославные… Заключённые не захотели исповедоваться у обновленцев-раскольников. А среди заключённых был православный священник – отец Пётр. Его мы и упросили, и он исповедовал арестантов, а затем служил литургию и причащал. Свыше пятисот арестантов нас было, которые молились, исповедовались и причащались Христовых Таин. Составился небольшой хор из заключённых. А Символ Веры и молитву Господню пели все молящиеся… Многие из арестантов не говели по нескольку лет, а теперь поговели. И замечательное дело – во всём обширном городе Одессе была ли тогда православная церковь , а у нас в тюрьме совершалось православное богослужение…”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В декабре 1926 г. епископ Онуфрий был арестован и водворен как ссыльный в село Кудымкар, где находился до октября 1928 г. Затем он был  арестован и отправлен в г. Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929 г. Затем он был отправлен этапным порядком в ссылку в г. Сургут на реке Оби, где находился до сентября. В сентябре 1929 г. при переезде на пароходе в Тобольск он был снят с парохода и водворен на жительство в глухое село Уват, где находился до ноября. В ноябре он, получив направление, отбыл без конвоя в Тобольск. Здесь он был освобожден из под стражи и, прожив некоторое время в Тобольске, получил разрешение на выезд в г. Старый Оскол, ввиду назначения на кафедру епископа Старооскольского. В декабре 1929 г., направляясь поездом из Москвы в Старый Оскол, он был высажен милицией из поезда на маленькой полустанции Горшечное, где за отсутствием арестантского дома, владыку Онуфрия посадили в погреб пристанционного дома, где он просидел трое суток, и  потом получил разрешение на проезд в г. Старый Оскол. Прибыв в Оскол, вступил в управление Старооскольской епархией, получив разрешение от местной власти совершать богослужение только в одной церкви, а их было шесть городских и семь слободских, прилегающих к самому городу. В Старом Осколе владыка Онуфрий, как и ранее в Харькове, развил большую деятельность частыми богослужениями, проповедями, посланиями и письмами, утверждая всех пребывать в православии. Как в Харькове, так и здесь владыка Онуфрий снискал к себе громадную любовь и уважение со стороны многочисленной паствы. В марте 1933 г. он был под конвоем отправлен в Воронеж и заключен в тюрьму. В июне 1933 г. он был освобожден и прибыл в г. Курск на место нового назначения епископом Курской епархии. Получив сан архиепископа, владыка Онуфрий и здесь проявил туже неутомимую деятельность, также служа, проповедуя, составляя послания и духовные статьи. В июле 1935 г. он вновь был арестован, предан суду и осужден к тюремному заключению на 10 лет. Просидев в Курской тюрьме по декабрь 1935 г. он был отправлен в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен в арестантском вагоне на Дальний Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

В сер. авг. 1922 г. Елисаветградское ГПУ начало активную работу по насаждению обновленчества и расколу духовенства. Была организована группа «прогрессивного духовенства», к-рая 22-23 авг. 1922 г. провела съезд духовенства и мирян Елисаветградского вик-ства, на котором обновленческие идеи не нашли понимания. Еп. Павел (Колосов) не поддержал «Живую церковь» , вслед. чего против него началась кампания в советской печати. Московское обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) осенью того же года отправило еп. Павла на покой, обновленцы захватили управление Елисаветградским викариатством. 29 нояб., по окончании съезда раскольников, состоявшегося в Елисаветграде, еп. Павел направил президиуму комитета «Живой церкви» письменное благословение на передачу всех дел епархиального управления обновленцам, духовное правление викариатства было упразднено, несмотря на сопротивление его членов протоиереев Романовского, Купчевского и др. В дек. 1922 - янв. 1923 г. еп. Павел изменил свою позицию и решил оказать сопротивление раскольникам, по его повелению было создано новое духовное правление. ГПУ сообщало, что «ликвидировать и привлечь к ответственности лиц за незаконное открытие не является возможным, поскольку группа «ЖЦ», как незарегистрированная в отделе управления, считается неофициальной и не оглашенной в печати» (цит. по: Тригуб. Розгром украïнськоï церковноï onoзuцiï. 2009. С. 95-96). В нач. февр. 1923 г. указом экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) еп. Павел был уволен на покой, 4 февр. в Киеве состоялась хиротония во епископа Елисаветградского настоятеля криворожского Никольского храма архим. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) . 6 февр. 1923 г. еп. Онуфрий прибыл в Елисаветград. Через неск. дней к архиерею для переговоров пришел уполномоченный обновленческого ВЦУ Трофим Михайлов. Еп. Онуфрий сказал, что никогда не признает ВЦУ, что подчиняется лишь своим непосредственным каноническим начальникам - митр. Михаилу (Ермакову) и еп. Прокопию (Титову). На следующий день еп. Онуфрий был арестован и отправлен в тюрьму сначала в Елисаветграде, затем в Одессе. Ему предъявили обвинения в том, что он не зарегистрировался в админотделе НКВД, и в шпионаже. Пока еп. Онуфрий находился в тюрьме, временное управление Елисаветградским вик-ством взял на себя еп. Павел (Колосов). Он продолжил борьбу с обновленчеством, о чем с негодованием писала укр. центральная газ. «Коммунист»: ««Живая церковь» в Елисаветграде подает слабые признаки жизни. Зато кучка отчаянных черносотенцев во главе с епископом Колосовым выявляет активность, оказывает упорное сопротивление обновленческому движению в Церкви» (Нет житья ни живой, ни мертвой: (От нашего елисаветградского корреспондента)//Коммунист. Х., 1923. 62. С. 7). В сер. 1923 г. 70-летний еп. Павел (Колосов) скончался.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

9 декабря 1925 года был арестован патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) . В декабре того же года властям удалось организовать в дополнение к обновленческому новый церковный раскол, получивший название григорианского. Для епископа Онуфрия была очевидна разрушительность этого предприятия, и он выступил с протестом против занятия митрополитом Агафангелом поста Местоблюстителя. Власти тут же отреагировали на церковную позицию епископа и, по инициативе 6-го отделения СО ОГПУ во главе с Тучковым, 12 октября 1926 года Харьковское ОГПУ арестовало владыку. Отвечая на вопросы следователя, епископ Онуфрий сказал: – До моего ареста в Харькове проживали: епископ Харьковский Константин Дьяков, архиепископ Борис Шипулин, епископ Макарий Кармазин, епископ Стефан Адриашенко, епископ Павел Кратиров, епископ Антоний Панкеев, епископ Феодосий Ващинский; все епископы, кроме епископов Константина и Павла, очутились в городе Харькове вследствие их вызова в город Харьков властями; в частности, я был вызван в город Харьков в начале 1924 года, где и был обязан подпиской о невыезде. Следователь спросил: – Гражданин Гагалюк, скажите, кто был инициатором составления письма к митрополиту Агафангелу, содержание этого письма, какие цели вы преследовали этим письмом? Не был ли вами также поднят вопрос о форме управления Русской Церковью – патриаршестве или коллегиальной форме? В частности, вы, какую форму считаете более приемлемой в России – патриаршество или коллегиальную форму? Владыка ответил: – Из города Перми почтою было прислано от митрополита Агафангела обращение на имя некоторых Харьковских епископов – архиепископа Бориса, епископа Константина и на мое имя. Митрополит Агафангел призывал нас и всех православных епископов, и духовенство, и верующих признать его, митрополита Агафангела, патриаршим Местоблюстителем. Из взаимной беседы друг с другом мы, епископы Харьковские, твердо решили признавать патриаршим Местоблюстителем лишь митрополита Петра; выступление митрополита Агафангела мы признали весьма вредным для Церкви Православной – расколом, о чем и написали ему в форме братского, дружеского письма, прося его не устраивать церковной смуты. Мы также написали митрополиту Агафангелу, что канонической формой управления в нашей Православной Русской Церкви является патриаршество или вообще единоличное управление, согласно 34му апостольскому правилу, а коллегиальная форма правления в Церкви не может быть признана нами, как неканоническая.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010