Беседа LI. О восьмом члене символа веры. О третьей ипостаси Св. Троицы – Св. Духе И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе, братие, мы сказали, что Дух Святой есть истинный Бог так же, как Отец и Сын. Но, будучи единого существа с Богом Отцем и Богом Сыном, Дух Святой имеет и личное свойство, Ему только принадлежащее. Этим свойством Он отличается от Бога Отца и Сына. Личное свойство Бога Отца, как вы знаете, братие, состоит в том, что Он не рождается и не исходит от другого лица. Личное свойство Сына Божия состоит в том, что Он предвечно рождается от Бога Отца. Личное же свойство Духа Святого состоит в том, что Он предвечно исходит от Бога Отца. На это свойство, братие, и указывают слова символа: Иже от Отца исходящаго. Что Дух Святой исходит от Бога Отца, – это мы знаем из слов Самого Иисуса Христа. Егда же приидет Утешителъ, говорит Он Апостолам, Его же Аз послю вам от Отца. Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне ( Ин.15:26 ). Здесь Утешителем называется Дух Святой. Называется же Он так потому, что, как говорит св. Кирилл Иерусалимский , «утешает, увещевает и облегчает немощь нашу». Дух способствует нам, учит апостол Павел, в немощах наших: о чесом бо помолимся, яко же подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 . огласит, поуч. 16). Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Нужно заметить, братие, что у западных христиан, инославных, немцев, французов и др., это учение отличается от православного. Православные христиане учат, что Дух Святой исходит от Отца, а не православные учат, что он исходит от Отца и Сына. Но, как мы заметили, братие, учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому что Православная Церковь в этом учении повторяет, как вы слышали, точные слова Самого Иисуса Христа, а Его слова, без сомнения, вполне выражают истину; во-вторых, потому что второй Вселенский собор, который и был созван именно затем, чтобы утвердить истинное учение о Святом Дух, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в символе веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXII. О девятом члене символа веры. О единстве церкви Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . В девятом члене символа веры не только говорится о вере в Церковь , о чем мы беседовали с вами, братие, в предшествующих беседах, но указываются и свойства этой Церкви: она есть единая, святая, соборная и апостольская. Побеседуем теперь об этих свойствах. Церковь есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Господь наш Иисус Христос, выражая желание создать Церковь Свою на земле, говорил, что Он создает одну Церковь ( Мф.16:15 ) и, изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13:24, 47 ). Основатель Церкви есть Единый Иисус Христос, который, по учению апостольскому, сделался главою ее и краеугольным камнем ( Еф.1:22–23. 2:20 ). Он есть единая глава ее. Апостол Павел, сравнивая Церковь со зданием Божиим, говорит, что для ее основания инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:10–11 ). Церковь есть здание Божие, посему и не может быть у нее основания человеческаго. Церковь в слове Божием называется также телом Христовым ( Еф.1:23 ), посему для нее, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Кроме этого, она, как учит слово Божие, должна пребыть во вся роды века, посему должна иметь и главу вечную, а таков есть един Иисус Христос. Посему и Апостолы, которые распространили и утвердили Церковь Христову на земле, называются не более, как служителями ее ( Кол.1:24–25 ). Когда в коринфской церкви, основанной Ап. Павлом, возникло разделение: одни называли себя Павловыми, а другие Аполлосовыми (по имени другого учителя), – Ап. Павел писал им: «кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Бог.... (Ибо) мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:5,9 ). Таким образом, правильно верующие во Христа, Церковь , есть Божие здание (строение), а Апостолы только служители. – Церковь должна быть едина и потому, что одушевлятся одним Духом Божиим, – в ней действует один Дух Святый. Аз умолю Отца, говорил Иисус Христос ученикам пред Своими страданиями, и иного Утешителя даст вам, да будет

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXVIII. О девятом члене символа веры. О святости Церкви Христовой Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова, как вы знаете, братие, есть едина. В девятом члене символа веры указывается еще другое свойство ее, именно она называется святою. Церковь называется святою потому, что Сам Господь освятил ее Своим учением, молитвою, страданиями и таинствами. До пришествия в мир Господа Иисуса Христа над всеми людьми, как мы уже говорили с вами, братие, тяготел прародительский грех со всеми его последствиями. Люди помрачены были в разуме своем, не знали истинного учения о Боге, не знали пути, по которому они должны были идти, чтобы достигнуть спасения. Господь, благоволивший спасти род человеческий, открыл людям свет истины и указал путь к достижению святости и спасения. Учение Его, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни и приводит их ко спасению. Пред Своими страданиями в Своей первосвященнической молитве Господь молился Богу Отцу, чтобы Он освятил верующих, то есть, Церковь Его, Своею истиною: святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину ( Ин.17:17–19 ). В этих словах Господь молил Бога Отца, чтобы Он освятил верующих тем истинным учением, которое Он преподал людям. Таким образом, Церковь освящена учением и молитвою Иисуса Христа. Первородный грех не только помрачил разум людей, но, как мы говорили, подверг их проклятию, удалил от Бога. Посему надлежало Господу Иисусу Христу не только просветить людей светом истины, но и примирить их с Богом. И действительно, Господь воплотился нас ради человек и нашего ради спасения, взял на Себя грех наш, понес за него наказание, пострадал, умер и воскрес. Чрез это Он примирил нас с Богом, избавил нас от греха, проклятия и смерти. Но первородный грех, помрачив разум людей и удалив их от Бога, вместе с этим извратил и волю их, сделал ее более наклонною к злу, нежели к добру. Посему и Господь, примирив людей с Богом, устроил на земле Свое благодатное Царство, в котором установил Таинства. Чрез них Он подает верующим благодать Святого Духа, которая усвояет людям крестные заслуги, подает им помощь к ведению доброй, нравственной жизни, освящает их и соделывает святыми. Посему в том обществе людей, в котором есть таинства, есть и освящение, и это общество составляет Святую Церковь . Таким образом, Церковь свята и потому, что она освящена Самим Иисусом Христом чрез Его страдания и таинства. Об этом ясно учит и слово Божие. «Христос возлюбил Церковь », говорит Ап. Павел, «и предал Себя за нее (то есть пострадал), чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XIV. О первом члене символа веры Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым В первом члене символа веры Бог Отец называется Вседержителем, – это потому, что Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. Далее в том же члене Бог Отец называется Творцом неба и земли, видимого всего и невидимого. Это значит, братие, что Бог сотворил небо и землю, видимый мир, в котором мы живем, и невидимый, иначе сказать, ангелов. Один Бог вечен и всегда был, но было время, когда не было ни неба, ни земли, ни солнца, ни звезд, ни животных, ни людей, ни ангелов. Все это – и видимый нами мир и человека и мир невидимый, ангелов, сотворил Господь из ничего своим словом. И при этом невидимый мир, ангелы, сотворен был прежде видимого мира и прежде человека. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои ( Иов.38:7 ). Значит, ангелы сотворены были прежде сотворения звезд. Поэтому, братие, мы и побеседуем сначала о мире невидимом, об ангелах. По учению православной Церкви, ангелы суть духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом. Они существа невидимые, духовные, они не имеют плоти и костей, но, подобно человеку, имеют разум и волю. Правда, в Свящ. Писании иногда говорится, что ангелы являлись людям в видимых, чувственных образах, но это значит только то, что они, по воле Божией, могут по временам принимать на себя видимый для человека образ. По своему уму, по своей крепости и могуществу ангелы совершеннее человека: они более знают и более могущественны, чем человек, но тем не менее ниже Бога,– они не всеведущи и не всемогущи, как Бог. – Бытие ангелов, братие, должно укреплять нас в вере в бессмертие нашей души. Если есть мир невидимый, если есть духи необлеченные плотию, то, значит, возможно быть духу и без телесной оболочки, значит и наша душа, как дух, по смерти тела, может продолжать свое бытие. Совершенство ангелов научает нас обязанности почитать их. Если мы, живя на земле, оказываем уважение тем из людей, которые превышают нас своими силами и способностями и своею святою жизнию, то, следовательно, должны почитать и ангелов, потому что они, как мы сказали, выше и совершеннее человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XLIX. О седьмом члене символа веры. О воздаянии на страшном суде И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же царствию не будет конца. В предшествующих беседах мы видели братие, что на будущем суде мы должны будем отдать ответ Богу за свои дела, мысли и слова. После суда последует воздаяние: каждому будет воздано по заслугам его, каждому будет произнесен последний и решительный приговор на всю бесконечную вечность. Идут сии (грешники) в муку вечную, сказал Иисус Христос, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:40 ). На втором суде, братие, откроется, таким образом, вполне правосудие Божие. На земле нет полного воздаяния за дела наши. Посему и бывает так, что люди благочестивые нередко бедствуют на земле, а нечестивые, по-видимому, благоденствуют. Наша земная жизнь дана нам на приготовление к будущей, есть время действования. Нравственное состояние каждого человека может измениться и к лучшему и к худшему. Посему и нет на земле полного воздаяния. Оно последует после второго пришествия Христова, когда откроется вполне правосудие Божие. Это будет, по слову Апостола, день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ). «Суд сей будет единственный» говорит св. Григорий Богослов , «окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать потому и страшный, что он праведен» (Прав. Догм. Богосл. М. М. М. II т. 638 стр.). Да утешится посему человек благочестивый, и, если скорбен, терпеливо пусть переносит скорби: Господь воздаст ему за его терпение. Да вразумится и нечестивый. Пусть не надеется он на одно милосердие Божие. Пусть вспомнит он и о правосудии Его на будущем суде. Итак, братие, в седьмом члене символа веры мы выражаем веру в то, что Господь придет с небеси во всей славе со всеми Ангелами Своими, и произведет суд всеобщий, открытый и торжественный, правосуднейший и страшный. О, кто постоит тогда пред грозным Судиею! Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет.4:18 ). Что будем чувствовать мы, когда внезапно увидим себя ошуюю Его, когда все наши недостойные дела, мысли и желания облачатся пред всеми, когда услышим, наконец, страшный приговор: идите от Меня прокляты в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 )? Что будем чувствовать, когда в то же время увидим праведников одесную Господа и услышим слова Его к ним: приидите благословенны Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 )? Православная Церковь , братие, ежегодно напоминает нам о страшном суде, в так называемую, неделю мясопустную, пред масленицею. Она напоминает нам, именно о том, чтобы мы не забывали того, что должны будем дать отчет в жизни своей на суде пред правосудным Богом, и удерживались от грехов. Будем, братие, стараться непрестанно памятовать о нем, и это памятование удержит нас от грехов наших. Поминай последняя твоя (конец твой), говорит премудрый Сын Сирахов, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XLV. О седьмом члене символа веры. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В седьмом члене символа веры мы выражаем, братие, веру в следующие три истины: 1) что будет второе славное пришествие Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, 2) тогда совершится всеобщий суд Господень над всеми людьми и 3) имеющее открыться после этого царство Господа нашего будет продолжаться вечно. Побеседуем, братие, прежде всего о втором и славном пришествии Господа вашего Иисуса Христа. Что Господь паки (опять) придет на землю, об этом ясно говорится в Свящ. Писании. Сей Иисус, сказали Апостолам Ангелы в самое время вознесения Господня, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Это второе пришествие Его, по характеру своему, будет весьма отличаться от первого. В первый раз Он приходил в уничижении, чтобы пострадать за нас. Тогда Его преследовали, подвергали поруганиям и распяли на кресте, а теперь Он придет во славе своей, и ecu святии Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ). Самое пришествие Его будет сопровождаться особыми знамениями. Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческого, говорит Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Произойдет страшная перемена и с самым миром. Тогда, как говорит апостол Петр, небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы, разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Пет.3:10 ). Тогда, как говорит Сам Иисус Христос, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная ( Мф.24:29–30 ). Явится на небе Крест Христов, как бы предтеча небесного Судьи, и восплачутся все колена земные. Восплачутся все неверующие и беззаконные, восплачутся о том, что не веровали и не каялись, что прошло, наконец, время покаяния и наступило время воздаяния. И будет плач этот вечный и безутешный. О Господи, сохрани вас и помилуй от этого плача и скорби! Наконец, братие, все люди увидят Самого Судью, грядущаго на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына человеческого, грядущим на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). Таково, братие, будет второе пришествие Христово. Будем же всегда памятовать об этом дне, и приготовлять себя к достойному сретенью его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXI. О девятом члене символа веры. О необходимости принадлежать к церкви для получения спасения Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что Православная вселенская Церковь Христова непогрешима в истинах веры. Продолжим ныне свою беседу о том же, чтобы уяснить себе, как нужно правильно понимать это учение о непогрешимости Церкви. Прежде всего, братие, нужно помнить, что непогрешима собственно Кафолическая вселенская Церковь . Отдельные лица и частные христианские общества могут погрешать в истинах веры, но непогрешимо все общество христиан в совокупности, все истинно верующие, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляющие из себя Церковь Христову. И при этом Церковь непогрешима не сама по себе, но силою Божиею. Не люди собственно, составляющие Церковь – тело Христово, а Сам Господь – глава Церкви силою Святого Духа сохраняет в ней во всей чистоте и неповрежденности Свое Божественное учение и предохраняет ее от заблуждений. Орудием, чрез которое Дух Святой предохраняет Церковь от заблуждений, служат преемники Апостолов, пастыри и учители Церкви, и притом пастыри не одной какой-либо частной Церкви, но вселенской, потому что, как известно и как увидим с вами, братие, впоследствии, Сам Господь поручил именно пастырям учить людей, проповедовать и истолковывать учение Его. Непогрешима Церковь только в содержании и понимании истин веры христианской, открытых в Свящ. Писании и свящ. Предании. Сам Господь обещал пребыть вечно с проповедниками именно учения Его и, следовательно, быть их Руководителем во время проповеди Слова Божия ( Мф.28:20 ). Точно также и Дух Святой, по обетованию Спасителя, пребывает, и вечно будет пребывать с проповедниками именно учения Христова ( Ин.14:26 ). Посему несправедливо было бы ожидать от Церкви непогрешимости и во всех тех истинах, которые не имеют никакого основания ни в Свящ. Писании, ни в свящ. Предании, и не относятся к существу Христианской веры, каковы напр., истины научные, философские, исторические и вообще такие, для которых основанием могут служить только свидетельства, или соображения людей, а не Свящ. Писание и Предание. Таким образом, непогрешимость Церкви состоит в том, что Господь Иисус Христос, предоставив пастырям ее хранить и проповедовать Божественное учение, никогда, благодатию Святого Духа, не попускает и не попустит всем им, а чрез них и всей пастве, уклониться от истинной веры. Следовательно, когда говорится, что Церковь непогрешима, то это значит не то, что она получает какие-либо новые откровения от Бога, а то, что она во всей целости и истинности соблюдает прежнее, завещанное ей Божественное учение: ей не приписывается того дара богодухновенности, которым обладали св. Апостолы, а приписывается одно только соприсутствие Духа Святого, предохраняющего ее от заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXXIX. О четвертом члене символа веры. О суде над Господом нашим Иисусом Христом Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, о том, как Иисус Христос взят был воинами и слугами архиерейскими при помощи Иуды Искариотского и осужден синедрионом на смерть. Продолжаем нашу беседу о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В то время, как воины схватили Его и отвели в синедрион, Апостолы в страхе разбежались, кроме Петра и Иоанна, которые пошли за Ним, чтобы узнать, чем кончится суд над Ним. В то время как Его судили, к Апостолу Петру три раза приступали с вопросом: не ученик ли он Иисуса Христа? В испуге Апостол три раза отказался от Своего учителя и с клятвою отвечал, что не знает Его. А между тем незадолго до этого, несмотря на предостережение Иисуса Христа, который говорил ему, что, прежде, нежели дважды пропоет петух, он трижды отречется от Него, он с уверенностью заявлял своему учителю, что не отречется от Него и пойдет за Него на смерть. В то время как Апостол Петр в третий раз отрекся от Иисуса Христа, Спаситель был выведен от Каиафы. Он пристально взглянул на Апостола, и взор его потряс ученика. Апостол Петр вспомнил предостережение Господа, сознал свой грех и горько оплакал его. Так, братие, слаб человек, так легко он может пасть, особенно когда надеется более на свои силы, нежели на помощь Божию Темже мняйся стояти, да блюдется да не падет ( 1Кор.10:12 ), учит слово Божие. Это значит, что тот, кто думает, что он стоит, должен остерегаться, чтобы не пасть. Посему во всякое время мы должны усердно молить Бога: «и не введи нас во искушение». Милосердый Господь принял покаяние отвергшегося Петра, и он был восстановлен в своем апостольском служении Самим Иисусом Христом после Его воскресения. Итак, апостол Петр раскаялся и получил прощение. В это же время сознал свой грех и другой ученик Спасителя – Иуда, но он иначе окончил свое покаяние. Иуда, узнав, что бывший его учитель приговорен к смерти, сознал всю тяжесть своего греха, но не таково было покаяние его, как у Апостола Петра. Иудою овладело отчаяние: он потерял всякую надежду на милосердие Божие. В сильной горести пришел он к первосвященникам и старейшинам, говоря: «согрешил я, предав кровь невинную». Они же отвечали ему: «что нам до того? Смотри сам». Иуда бросил пред ними сребреники и с отчаяния пошел и удавился. Таков, братие, конец Иуды. Будем остерегаться грехов своих, будем стараться исправлять себя, чтобы и нам не дойти до отчаяния и не потерять веры в милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Для приготовления людей к принятию обещанного Спасителя Бог послал, как вы знаете, братие, пророков. Все они, по свидетельству апостола Петра, предвозвестили дни спасения нашего чрез Иисуса Христа ( Деян.3:24 ). Господь посылал их к евреям для поддержания в них истинной веры и благочестия. Он открывал им Свою волю, а они, воодушевляясь Св. Духом, передавали эту волю народу еврейскому, наставляли его и вразумляли. При этом им приходилось за свою проповедь переносить со стороны народа и царей угрозы, темничные заключения и даже мученическую смерть. Для того чтобы народ мог верить, что пророки – посланники Божии, Господь давал им силу творить чудеса и предсказывать будущее. Из них одни проповедывали только устно, а другие кроме того оставили после себя и свящ. книги. Первых было много; из них наиболее замечательны Илья и Елисей. Вторых было 16. Из них замечательны Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Иона и др. Они предсказывали судьбу царств, городов, царей и честных лиц, но первым и главнейшим предметом их пророческих предсказаний был обещанный Спаситель мира. Предсказания пророков были средством, чрез которое Бог особенным образом приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя, – именно чрез них Он указал людям признаки, по которым они могли узнать Его, так что, когда Он действительно родился на земле, внимательные иудеи по этим признакам не могли не узнать Его. Чрез пророков им было открыто, что обещанный Спаситель будет не просто человек, а Богочеловек, что своими страданиями, крестною смертью и тридневным воскресением Он примирит людей с Богом и избавит от власти дьявола, что Он родится в Вифлееме от Пресвятой Девы из потомства Давидова, получит в изобилии дары Св. Духа и будет творить чудеса. Им было открыто и время Его пришествия, именно Иаков при благословении своего сына Иуды предсказал, что Иисус Христос придет на землю в то время, когда у иудеев не будет царей из потомства Иуды и царский скипетр перейдет в руки иноплеменников. Пророк Даниил предсказывал, что со времени восстановления Иерусалима, после плена Вавилонского, до рождения Спасителя пройдет 70 седмин., то есть 490 лет, и родится Спаситель в то время, когда самым могущественным народом на востоке будет народ римский. – Такими то средствами Бог приготовлял иудеев к принятию Спасителя. Многие из них веровали в грядущего Спасителя и этою верою оправдывались и спасались ( Евр.11:8–40 ; Деян.15:11 ; Рим.4:10–25 ; Гал.2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Прежде всего, братие, нужно иметь в виду, что к Церкви Христовой принадлежат не одни только православные христиане, живущие на земле, но и окончившие свою земную жизнь. У Бога нет мертвых: Бог несть мертвых, говорил Иисус Христос, но живых: вси бо тому живи суть ( Лк.20:88 ). Впрочем, не все умершие принадлежат к Церкви Христовой, а только скончавшиеся в истинной вере и святости, а также и в покаянии. Эти последние, хотя и не успели принести плодов достойных покаяния, но имеют надежду достигнуть вечного блаженства по молитвам Церкви, как имеющие веру во Христа и примирившиеся с Ним чрез покаяние. Следовательно, они не отторгнуты от Церкви, которая потому за них и молится (Послан. восточн. Патр, о вере чд. 18). В указанном отношении Церковь Христова обыкновенно разделяется на воинствующую или странствующую и на торжествующую. Под именем первой Церкви разумеется Церковь видимая, земная, члены которой, живущие на земле, ведут борьбу с врагами спасения. Под именем второй разумеется Церковь небесная, невидимая, к которой принадлежат христиане, окончившие земную жизнь и торжествующие победу над врагами спасения вместе со Христом и св. Ангелами. Церковь воинствующая называется еще царством благодати или благодатным царством Христовым, потому что подает людям в таинствах благодать, а торжествующая – царством славы. Указанное понятие о Церкви Христовой земной и вместе небесной утверждается в ясном учении слова Божия. В послании к Евреям Апостол Павел пишет: приступите к сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных и к Ходатаю Завета новаго Иисусу ( Евр.12:22–24 ). В этих словах Апостол говорит христианам, что они, уверовав во Христа, соединились с горою Сион. Здесь под горою Сион он разумеет небесную, невидимую Церковь , потому что называет эту гору городом Бога живого, небесным Иерусалимом, обществом Ангелов и праведников, соединенных с Судьею – Богом и Иисусом Христом. Таким образом, по учению Ап. Павла, христиане, живущие на земле, составляют одно нераздельное целое с небесною, невидимою Церковью. Веру в эту невидимую Церковь мы и выражаем, когда говорим в символе веры верую... в Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010