Беседа XXV. О первом члене символа веры. О том, почему иногда праведники страдают, а нечестивые благоденствуют Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей бесед мы говорили с вами, братие, о праведном Иове, которому пришлось перенести много скорбей. В жизни мы также видим, как праведники нередко страдают, а нечестивые наслаждаются спокойною жизнью. Из истории Иова мы знаем, что это есть дело непостижимого для нас промысла Божия. Но несмотря на это все-таки можно слышать вопросы: почему же праведники часто страдают, а нечестивые благоденствуют? Почему иногда беда за бедою обрушивается на какую-нибудь семью, напр., на беззащитных вдов и сирот, почему промысл Божий не спасает их от несчастий? На основании слова Божия постараемся дать посильные ответы на эти вопросы. Прежде всего, братие, мы должны припомнить, что зло действительно существует в мире и что оно вошло в мир по вине самого человека, вследствие его непослушания Богу. При этом мы не должны забывать, что все мы люди грешные. Аще речем, говорит св. Иоанн Богослов, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нестъ в нас. Аще речем, яко не согрешихом, лжа творим его, и слово его несть в нас ( 1Ин.1:8,10 ). Все мы поэтому заслуживаем наказания, так что блага, которыми каждый из нас пользуется, во всяком случае превышают наши достоинства. Мы привыкли больше замечать дни наших бедствий, а не благополучия, напр., не ценим здоровья, данных нам Богом способностей, и. т. п. Кроме этого мы должны смотреть на себя и на других людей, как на путников, идущих по жизненному пути. А путник необходимо должен мириться со всеми неудобствами пути. На земле мы живем временно жизни ради вечной; эту вечность мы и должны иметь главным образом в виду. В сравнении с нею наши земные временные страдания, как понятно само собою и как свидетельствует слово Божие, не значат ничего. «Думаю», говорит Св. Апостол Павел, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении, с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXXVII. О третьем члене символа веры. О значении учения о жизни Иисуса Христа для спасения людей Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. В прошедшей беседе мы говорили с вами братие, что Господь Иисус Христос учил нас вере в Бога и заповедям Божьим. Этим учением, говорили мы, Он совершил, между прочим, наше спасение. Как важно учение Его в деле нашего спасения, – это видно из того, что Господь сравнивает его с семенем. Однажды Он предложил своим слушателям такую притчу (рассказ): «вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно в сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». В этой притче Господь под сеятелем разумел Самого Себя, под семенем – Слово Божие, учение Свое, под землею – сердце человеческое. Под семенем, упавшем при дороге, разумеются люди легкомысленные, в уме и сердце которых не пускает корней учение Христово. Под семенем, упавшим на каменистую почву, разумеются люди, окрепшие в других привычках, которые вначале увлекаются учением Христовым, но затем, при гонениях, прельщениях и вообще неблагоприятных условиях, отказываются от него, потому что оно не пустило в них глубоких корней. Под семенем, упавшим в терние разумеются люди, которые слушают учение Христово, но вследствие привязанности к земной жизни подавляются житейскими заботами и забывают это учение, так что оно не приносит в них плода. Наконец под семенем, упавшим на добрую землю, разумеются люди, которые слушают учение Христово, принимают его, живут по нему, так что оно дает добрые плоды. – Из этой притчи, братие, мы видим, что учение Христово приносит в нас плод и доставляет спасение нам в том только случае, когда мы принимаем его всем сердцем и поступаем по нему. Как семя есть начало жизни растения, так учение Христово, усердно приемлемое Христианами, становится в них семенем новой, святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам апостола Петра, «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» ( 1Пет.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В двенадцатом члене символа веры говорится, братие, о жизни будущего века, т. е. о той, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. Как вы знаете, братие, после воскресения мертвых совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный ( Матф. 25:46 ), таким образом, для праведников наступит жизнь вечная, а для грешников наступят вечные мучения. Для праведников, т. е. для верующих, любящих Бога и делающих добро эта вечная жизнь будет столь блаженная, что мы теперь этого блаженства и вообразить не можем. Апостол Иоанн говорит: «возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Равным образом и Ап. Павел, словами пророка Исаии свидетельствует: «не видех того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Этот же апостол, сообщая о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним и со святыми. Блаженны чистии сердцем, говорит Господь, яко тии Бога узрят ( Матф. 5:8 ). Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Нынешнее наше познание о Боге не полно, а тогда праведники будут иметь полное знание. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, говорит Ап. Павел, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ). К этому присоединится блаженное соотношение праведников между собою и с Ангелами, ибо все они не только приступят, но и действительно приобщатся ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных ( Евр. 12:22–23 ); все возлягут с Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небесном ( Матф. 8:11 ); все едино будут ( Ин. 17:21 ), как дети одного общего Отца, который будет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Поучение 1-е «Двери, двери! Премудростию вонмем!» 2 Торжественно во всеуслышание, на каждой святой Литургии, перед совершением Таинства Причащения в храме Господнем поется Символ веры : «Верую во Единаго Бога Отца...» В древние времена все молящиеся возглашали Символ веры ; теперь, для большего порядка и согласия в пении делают это одни только певчие или псаломщики, а богомольцы в уме своем должны повторять за ними. Смысла тут такой: кто хочет слушать святую обедню и особенно кто готовится приобщиться Тела и Крови Христовой, тот пред алтарем Господним должен исповедать свою правую, истинную веру в Бога. Слово «Символ» не русское; по-нашему оно означает – пример, образец, знак. Стало быть, «Верую во Единаго Бога Отца» есть такое правило, в коем в коротких словах высказана вся наша вера православная: во что нам должно веровать и какую содержать веру. Чтобы не сбиваться и не путаться в вере, святые отцы и учители Церкви по внушению Духа Святого и дали нам указку, образец веры. Целых полторы тысячи лет прошло, как написан Символ веры , – и ни единого слова Святая Православная Церковь в нем не переменила: не прибавила и не убавила. Так его она, мать наша, свято чтит и наблюдает! Поступает ученик в школу, ему рассказывают порядки и правила этой школы; определяется солдат на службу в полк, ему толкуют уставы и законы военной службы. Плохой ученик, который не знает порядков своей школы; что за солдат, который не ведает устава воинского? Точно так, какой будет христианин тот человек, который не знает самого основания, так сказать, самой азбуки веры, – не знает Символа веры ? В последнее время, благодаря Господу Богу и попечительному начальству, грамотность у нас на Руси быстро и широко стала распространяться; школы позавелись и заводятся в самых отдаленных и глухих деревнях. Сердце радуется, как малые дети, и мальчики, и девочки, читают в книжках молитвы, Символ веры и заповеди, – читают и заучивают на память. После самых важных и необходимых молитв (Отче наш... Богородице Дево, радуйся...) из закона Божия детям обыкновенно преподается Символ веры : так он важен и необходим для христианина. Есть даже и между неграмотными такие, которые Символ веры знают наизусть: почитает, значит, его народ православный – за это ему и великое спасибо. Но вот в чем беда: прочитать-то Символ веры многие действительно умеют, а рассказать-растолковать его и не в силах. А чтобы верно соблюдать какое-либо правило, надобно не только знать его, а ясно, толково и разумно понимать: иначе человек постоянно будет ошибаться – выполнит его, да не так, как следует. Так и с Символом веры: уменье прочитать его без толку и понимания немного принесет человеку пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

§ 127. Оглашения – как изложение догматов и как объяснение обрядов. Другие сочинения. Сочинения св. Кирилла, дошедшие до нас, состоят почти из одних оглашений 316 . Но 18 оглашений готовящимся к Крещению (φωτιζομενοις) и 5 к новопросвещенным (μυσταγογι), составляют драгоценный памятник древности, и весьма важны для Церкви Православной. Было время, когда много трудились над тем, чтобы оспорить подлинность их 317 . Но самое содержание оставляет их за проповедником Иерусалимским 318 , жившим спустя 70 лет после Манеса 319 , – притом все за одним тем же, так как все они находятся в непрерывной связи между собою 320 . А древние не только говорят об оглашениях св. Кирилла, но приводят слова из всех оглашений которые читаются ныне 321 . Оглашения св. Кирилла весьма важны как изложение догматов и как объяснение обрядов. В первом отношении они составляют довольно полное учение о вере, расположенное по членам символа веры , хотя и не с строгой отчетливостью в распорядке частных предметов. Одно уже то, что в сих оглашениях сохранен и объяснен древний Символ веры древним учителем древнейшей из всех церквей доставляет сему сочинению особенную важность. После вступительного поучения о сущности и важности Крещения первые пять из 23 оглашений содержат: а) увещание к нравственному обновлению (1 оглашение); б) учение о спасительных действиях покаяния (2 оглаш.); в) поучение необходимости и спасительных действиях Крещения (оглаш. 3); г) обозрение главных предметов веры (оглаш. 4); поучение о вере в двух видах ее – о вере догматической (τ δογματικν εδος) и вере деятельной (πστις ενεργεπκ). Следующие за тем 13 оглашений (6–18) объясняют члены веры по их порядку. В 6–9 оглашениях объяснен первый член веры о Творце и Правителе мира. В 10 оглашении говорится о втором члене. В 11 и 12 объясняется вечное бытие Сына Божия и Его воплощение. В 13 оглашении показываются плоды Крестной смерти Христовой. В 14 оглашении объясняются слова: «и воскресшаго в третий день по Писанием». Оглашение 15 говорит о Втором пришествии и о Суде всемирном. Слова: «верую и в Духа Святаго»» объясняются в 16 и 17 оглашениях. В последнем оглашении объясняется учение Символа: «верую в кафолическую Церковь , в воскресение плоти и вечную жизнь». Тайноводственные поучения, которые предварительно обещал Кирилл предложить в праздничные дни Пасхи (18 оглаш. 5, 33), объясняют сущность и обряды таинств Крещения, Миропомазания (оглаш. 19–21) и Евхаристии (оглаш. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Собрание сочинений святителя Амвросия Медиоланского в 7-и томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV. Часть 1 (содержание) Том IV. Часть 2 (содержание) Том V (содержание) Том VI (содержание) Том VII (содержание) Содержание 1 тома ЖИТИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ О ТАИНСТВАХ О ТАЙНАХ О ПОКАЯНИИ INTRODUCTIO/ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Предисловие к первому тому издания трудов святителя Амвросия Медиоланского митрополита Волоколамского Илариона Приветственное слово кардинала Анджело Сколы, архиепископа Миланского A. Р. Фокин Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского Н. А. Кулькова, Т. Л. Александрова, Г. Е. Захаров Творения святителя Амвросия Медиоланского Список сокращений Библиография VITAE/ЖИТИЯ Павлин. Житие свт. Амвросия Предисловие переводчика Д. Е. Афиногенова Paulinus. Vita Ambrosii Павлин. Житие свт. Амвросия B. Велинова. Пространное житие святого Амвросия Медиоланского в древнеславянской литературной традиции Житие свт. Амвросия на старославянском языке OPERA/ТВОРЕНИЯ Предисловие переводчика прот. А. Гриня Explanatio Symboli Объяснение Символа веры De sacramentis О таинствах Беседа первая De mysteriis О тайнах О покаянии Предисловие переводчика и редактора М. В. Герасимовой De paenitentia Liberprimus О покаянии Указатель имен и географических названий к Вступительной части и Житиям Указатели к отдельным произведениям Содержание 2 тома Т. Л. Александрова. Предисловие Библиография Список сокращений DE VIRGINIBVS/О ДЕВСТВЕННИЦАХ De uirginibus О девственницах DE VIDVIS/О ВДОВИЦАХ De uiduis О вдовицах DE VIRGINITATE/О ДЕВСТВЕ De uirginitate О девстве DE INSTITVTIONE VIRGINIS ET SANCTAE MARIAE VIRGINITATE PERPETVA/О НАСТАВЛЕНИИ ДЕВЫ И О ПРИСНОДЕВСТВЕ СВЯТОЙ МАРИИ De institutione uirginis et sanctae Mariaeuirginitate perpetua О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии EXHORTATIO VIRGINITATIS/УВЕЩАНИЕ К ДЕВСТВУ УКАЗАТЕЛИ Указатели к Предисловию Указатели к произведениям Содержание 3 тома Список сокращений Библиография DE ISAAC VEL ANIMA/ОБ ИСААКЕ ИЛИ ДУШЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Э. Артемьева-Скворцова Вторая книга о православной вере Предисловие Настоящая книга является продолжением пособия «Первая книга о православной вере». В ней рассказывается о том, во что верит и как молитвенно живет в своем богослужении Православная Церковь . Велика и трудна задача передать все богатство вероучения и богослужения Православной церкви, приспосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоящая книга является, быть может, лишь одним из первых шагов к ее разрешению. Составители стремились сделать пособие максимально содержательным, чтобы оно могло служить как бы справочной, настольной книгой об основах веры и богослужения. Книга не пытается предрешить метод преподавания и не содержит методических указаний. Она только дает объяснение Символа Веры и богослужения, стремясь сделать это в форме наиболее отвечающей потребностям духовной жизни, избегая одного отвлеченного, теоретического изложения. Для того чтобы принести ожидаемую от нее пользу, она требует творческого труда со стороны занимающихся по ней. Часть 1. Символ веры Вера Мы веруем и хотим и должны жить по вере. Св. Апостол Павел говорит, что «без веры невозможно угодить Богу». Что же называется верой? Во время земной жизни Господа Иисуса Христа одна женщина, язычница, имела дочь, одержимую жестоким бесом – бесноватую. Услышав, что Иисус Христос милосерд и имеет власть над бесами, эта женщина сердечно поверила этому. У нее явилась глубокая уверенность, что Господь непременно изгонит из ее дочери беса. Когда Иисус Христос подходил к месту ее жительства, женщина вышла навстречу Ему и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос ничего ей не ответил. Женщина же была так твердо уверена в ожидаемом ей исцелении дочери, что с прежней уверенностью продолжала просить. И ученики Христовы, сжалившись над ней, стали просить Господа. Тогда Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (т. е. только к избранному в Ветхом Завете еврейскому народу). Но и после этого уверенность женщины, что Господь непременно исцелит ее дочь, не поколебалась. Она подошла к Нему и, кланяясь, говорила: «Господи, помоги мне!». Господь же ответил ей решительным, по виду, отказом. Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – т. е. не следует оказывать благодеяния язычникам, когда эти благодеяния предназначены пока еще только евреям. Но уверенность женщины в ожидаемом исцелении не поколебалась и теперь. Она была такова, какова бывает уверенность в событиях, совершающихся перед глазами. И женщина продолжала просить. Ничто не могло поколебать ее веры. В ответ на такую уверенность, Господь сказал: «о, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее и ожидание ее осуществилось. В этом Евангельском рассказе мы видим твердую и непоколебимую уверенность женщины в осуществлении желаемого и ожидаемого ею события, как бы уже совершившегося перед ее глазами. Такую уверенность Сам Господь назвал верой . ( Мф. 15:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще в ветхом завете Бог благоволил учредить чрез Моисея особых лиц на служение при скинии, каковы были первосвященник, священники и левиты. Точно также и в новом завете Сам Господь установил особых лиц для научения людей истинной вере, совершения таинств и управления верующими. Во время Своей земной жизни Он избрал из Своих слушателей двенадцать учеников, апостолов. Он дал им власть учить все народы, совершать для них таинства и управлять верующих ко спасению ( Мф.18:18,28,19 ; Лк.22:19 ). Вместе с этим Он весьма ясно и непреложно обязал всех людей и будущих христиан принимать от апостолов учение и таинства и повиноваться их гласу: слушаяй вас, Мене слушает, говорил Он, и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Пославшаго Мя ( Лк.10:16 ). Шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Облекая апостолов властью учить людей, совершать таинства и управлять верующими, Господь объявил, что эта власть должна перейти от них и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохраняться в мире до самого скончания мира Ибо Он, сказав апостолам: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), присовокупил: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Следовательно, в лице апостолов, которые сами, как люди, не могли проповедовать по всему миру, всем людям и жить до скончания века, Он облек тою же властью и послал на то же дело всех их будущих преемников. Посему ап. Павел свидетельствует, что Той, т. е. Сам Иисус Христос, дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению Святых в дело служения, в созидание тела Христова ( Ефес.4:11–12 ). По вознесении на небо, Господь ниспослал на апостолов Святого Духа, Который и облек их потребными для их служения силами ( Деян. 1:8; 2:4 ). С того времени и поныне Дух Святой поставляет пастырей Церкви ( Деян.20:28 ), и это продолжится, по слову Господа, до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так вы видите, братие, что Сам Господь положил начало в Церкви Своей таинству священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Верую. Вера образованных людей Николай Сербский, сам блестяще образованный философ и богослов, много сделал для донесения Православной веры до современных людей. «Верую. Вера образованных людей» — это краткое, живое толкование Символа Веры. Как и всегда у Николая Сербского «Вера образованных людей» — написана в поэтической манере. «Желающий вполне понять тайну сию пусть скажет нам, понимает ли он тайну песчинки под ногами, или листика на дереве, или звезды на небесном своде… Понимает ли он мельчайшее из творений Божиих: по которому ступает, на которое смотрит или до которого дотрагивается? Понял ли разум человеческий, который вот уже тысячи и тысячи лет исследует, вычисляя, измеряя, сравнивая, описывая, понял ли он до конца хотя бы одно-единственное дело Божие? Мир чудесен, он весь дышит чудом. Он полон тайн, он весь окутан, словно ладаном, страшной и возвышенной тайной. Но насколько чудесней Сам Создатель этого мира! В каждой точке, где соприкасаются вечность и время, сияет чудесный, неизреченный свет, и, даже если он непостижим для вас, он не тьма, а свет. « ВЕРУЮ. ВЕРА ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ) От издателей Название этой небольшой книги выдающегося сербского архипастыря и богослова святителя Николая (Велимировича; 1881-1956) может у кого-то вызвать удивление: " Вера образованных людей " . Однако в действительности, давая такое название своему труду, представляющему собой живое и святоотечески вдохновенное объяснение православного Символа веры, автор желел довести до сознания читателя одну очень важную мысль. Истинно образованным человеком является, по его мнению, не тот, кто богат знаниями, а кто " образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божиему , тот кто христоподобен, преображен, обновлен, обожен " . Поэтому, без сомнения, можно сказать, что вера православных христиан на самом деле есть вера образованных людей .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, что церковные заповеди, которыми определяется наше видимое, телесное служение Богу, согласны с учением Христовым и требуются самою природою человека. Но видимое, телесное служение Богу, кроме сего, должно быть обязательным для нас, братие, и потому, что имеет весьма важное значение в деле нашего религиозно-нравственного воспитания. Оно, прежде всего, приносит пользу нашему внутреннему служению. Для примера укажем на молитву. Бывает иногда такое настроение в человеке, что он не находит в себе желания с умилением, с усердием помолиться Богу. Но, начав с внешней молитвы, принудив себя помолиться, он мало по малу воодушевляется и исполняется искреннею и усердною молитвою к Богу. Точно также бывает нередко, что человек, не имея молитвенного настроения, возбуждает в себе усердие к молитве, если видит около себя, напр. в церкви, лиц, которые с усердием и с благоговением возносят свои молитвы к Богу. Таким образом, внешняя молитва может способствовать развитию внутренней. Укажем еще для примера на время нашего поста, на время приготовления к св. таинствам покаяния и причащения. Приготовляя себя к этим таинствам, верующие должны проводить назначенное для этого время в особом воздержании и посте, воздерживаться от удовольствий, дозволенных или по крайней мере не осуждаемых Церковью в другое время, чаще участвовать в общественном, церковном Богослужении и пр. Такими предписаниями Церковь помогает нам воздержаться от мирской суеты, сосредоточить внимание на своем душевном настроении, возбудить в себе чувство смирения пред Богом, словом, должным образом приготовить себя к таинствам покаяния и причащения. Наоборот, несвязанный никакими внешними предписаниями, человек, по немощи плоти своей, легко может забыть о своей душе, о своей обязанности приготовлять себя к будущей жизни, и будет всегда проводить рассеянную жизнь. К каким печальным последствиям приводит уклонение от церковных постановлений, от видимого телесного служения, – об этом, братие, вы можете судить по жизни нашего народа. Сами вы, братие, нередко говорите, что народ стал слабее, живет хуже, чем наши предки, и жизнь стала труднее. Много сделано человеком открытий, изобретено машин и орудий, могущих послужить к удобствам в жизни, среди народа развивается более чем прежде, грамотность. Казалось бы, и самая жизнь народа должна быть лучше. Но что же оказывается? С одной стороны мы видим, что замечается охлаждение к церковным установлениям, непочитание праздников, опущение церковного Богослужения, нарушение постов, забвение благочестивых обычаев наших предков, а вместе с этим, братие, с другой стороны произошло изменение и в жизни народа: замечается расстройство семейных нравов, неправильное отношение мужей к женам, непочтение к родителям, неуважение к старшим, неустройства в жизни и пр. Так отзывается, братие, на народе несоблюдение церковных уставов и благочестивых обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010