Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Из Огласительных бесед Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 6 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Предисловие Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст долгое время (с 386 по 398 гг.) исполнял проповедническое служение в сане пресвитера в Антиохии. В число его обязанностей входила подготовка оглашенных (kamhcoЪmenoi) к принятию крещения. С этой целью он произносил проповеди, содержащие главным образом объяснение Символа веры и церковных таинств. В христианской литературе такие проповеди называются огласительные беседы (Pmil…aikamhchmika…) или мистагогические (тайновод­ные) оглашения kathc»seij). Само слово оглашение , kat»chsij, засвидетельствовано именно у святителя Иоанна Златоуста 1 . Он обращает внимание на значение корня этого слова ‘отдаваться эхом’, ‘отражаться’, говоря, что и в отсутствие проповедника его речь должна всегда отражаться в сердцах слушателей. В творчестве этого великого церковного проповедника выделяют три группы огласительных бесед: I. Огласительные беседы I–IV, так называемая группа Пападопулоса-Керамевса 2 , названная по имени ученого, впервые их опубликовавшего. II. Огласительная беседа II, группа Монфокона 3 , также названная по имени ученого Бернара Монфокона, впервые опубликовавшего эту беседу. III. Огласительные беседы I–VIII, группа из афонского монастыря Ставроникита 4 Нужно отметить также, что под именем святителя Иоанна Златоуста существуют две огласительные беседынеизвестного автора в латинском переводе, засвидетельствованные в ранних латинских изданиях святителя Иоанна Златоуста: 1. Universalis ecclesia gaudet; 2. Super fabricam totius ecclesiae. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат и две речи, которые в литературной истории текстов Святителя называют “огла­си­тельными”; это огласительная речь на Мф 20:1 5 и огласительная речь на день святой Пасхи 6 . Четыре огласительных беседы Пападопулоса-Керамевса В 1909 г. ученый-византинист Пападопулос-Керамевс обнаружил в Синодальной библиотеке в Москве 7 целую серию огласительных гомилий святителя Иоанна Златоуста. Счастливый ученый опубликовал находку в Сборнике неизданных греческих религиозных текстов. Первая гомилия этой группы уже была известна 8 . Текст этих гомилий аутентичен и составляет цикл из четырех гомилий, произнесенных святителем Иоанном в Антиохии.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Слово Божие для каждого должно быть дороже всех сокровищ. Благ мне закон уст Твоих, паче тысяч злата и сребра ( Пс.118:72 ), говорит св. царь Давид. Человек состоит из тела и души. Как есть пища для тела, так есть пища и для души, и как без телесной пищи человек умирает, так и без духовной жить не может. Сам Иисус Христос говорит, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Каждый поэтому должен читать и слушать Свящ. Писание. И великая польза получается от чтения и слушания его. От чтения Свящ. Писания, говорит св. Иоанн Златоуст , «душа как бы окрыляется, в высоту подъемлется, сиянием солнца правды просвещаяся, и в самое оное время от вреда нечистых помыслов свобождаяся, многого же покоя и тишины наслаждаяся: и что приносит телесная пища к укреплению сил наших, то и чтение души: пища бо есть духовная, утверждает разум, и сильную творит душу, крепчайшую и мудрейшую, не допущая уже скотскими страстьми пленятися, но и легкое придав ей крыло, в самое, так сказать, преселяет небо». Чтение Свящ. Писания, говорит тот же св. отец, «душу умудряет, ум в небеси возводит, благодарным творит человека, учит ни на что житейское не смотреть с удивлением, понуждает всегда в горних уму нашему пребывать, чтобы мы, взирая на мздовоздаяние Господне, вся творили, и в добродетельных трудах с великим усердием подвизалися. Отсюда возможно твердо познать скорую благопромыслительную Божию помощь, мужество святых благость Божию, и коль великие предлежат мздовоздаяния. Отсюда возможно возбуждатися к ревнованию и подражанию мудролюбия знаменитых мужей и не унывать в подвигах добродетельных, но уповать на Божие обетования и прежде их события» (св. Иоанна Златоустог о на Бытия. Сборник Поучений, изд. Св. Синодом 1803, месяц сентябрь). Так, слово Божие и вере научит, и примеры добрые покажет, и от греха удержит. Верно говорит св. апостол Павел: «Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Если такова польза от Свящ. Писания, то мы должны особенно быть прилежными в чтении и слушании его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Г. Гезен поставил себе задачей в названном сочинении восстановить, насколько возможно, по имеющимся данным, первоначальный текст славянского перевода разных символов веры и затем указать последовавшие в этом тексте с течением времени изменения. Исследованию текста символов веры автор предпосылает краткий очерк истории перевода их на славянский язык. Принимая во внимание безусловную необходимость общепонятного символа веры, а с другой стороны, исторически доказанные частные обращения южных и западных Славян, начиная с VII века, автор выражает уверенность в том, что славянский перевод символа был сделан еще до св. Кирилла и Мефодия, хотя окончательную редакцию перевод этот мог получить лишь после изобретения славянской азбуки, когда св. первоучители приступили к своей апостольской деятельности. Так как в IX столетии в Восточной церкви при совершении таинств был уже во всеобщем употреблении символ 2-го вселенского Константинопольского собора, то – говорит автор – очевидно, что именно этот символ был переведен первоначально св. Кириллом; что-же касается Никейского символа, то он, как менее необходимый, мог быть переведен несколько позже св. Мефодием вместе с номоканоном. Кроме этих двух символов, может быть извлечен еще апостольский символ иерусалимской церкви из древне-славянского перевода Оглашений или Огласительных поучений св. Кирилла иерусалимского . Автор начинает свое исследование с апостольского символа иерусалимской церкви, затем переходит к символу никейскому и наконец к константинопольскому; в заключение же представляет опыт истории перевода тех отдельных греческих слов, которые оставались непереведенными в первоначальной редакции славянских символов. В приложениях напечатаны: а) символ из Устюжской Кормчей Румянцевского Музея 230, б) Истолкование святого изображения веры из Загребской Кормчей 1262 г. и в) Епифания Славинецкого перевод константинопольского символа веры с его же грамматическими объяснениями. Из приложенных четырех светопечатных снимков первый снимок – с константинопольского символа веры Румянцевской Кормчей 230. Остальные три снимка, равно как помещенные на стран. 105 – 117 критико-палеографическия заметки: 1) о некоторых замечательных списках Евангелия и 2) о применении светописи к палеографии – прямого отношения к главному предмету исследования не имеют. Под 2 помещен снимок с греческой рукописи XI в. Московской Синодальной библиотеки, – содержащей беседы св. Григория Нисского ; под 3 и 4 фототипический и хромолитографический снимки с миниатюрного изображения св. Григория Двоеслова , – писанного по золоту в греческой четьи-минеи XI в. той же, Моск. Синод. библиотеки. Все вообще снимки исполнены превосходно. Фототипии сделаны в заведении известных московских фотографов Шиндлера и Мея (фирма Шерер и Набгольц), а хромолитография в картографическом заведении Ильина, в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Беседа XLVII. О седьмом члене символа веры. О страшном суде И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Вы знаете, братие, что в седьмом члене символа мы выражаем веру, прежде всего, во второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Зачем же, спрашивается, придет во второй раз Господь? Чтобы судить живых и мертвых, – отвечает нам символ веры . Об этом-то будущем суде мы и побеседуем с вами, братие, нынешний раз. В день второго пришествия Спасителя последуют, братие, два великих события: все умершие воскреснут из мертвых, а все оставшиеся до того дня живыми мгновенно изменятся и будут такими же, как и воскресшие из мертвых, то есть сделаются нетленными и бессмертными. Грядет час, говорил Сам Иисус Христос о будущем суде Своем, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин.5:28–29 ). Сам Господь, учит апостол Павел, в повелении, во гласе архангелеве, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии... изменимся ( 1Сол.4:16–17 ; 1Кор.15:52 ). После того, как воскреснут мертвые и изменятся живые, начнется самый суд над ними. Это будет суд всеобщий: Господь будет судить всех людей без изъятия. Он пришел на землю для всех людей, пострадал за всех, всех призывал ко спасению и всем дал средства к достижению его, посему все и должны будут отдать отчет, – воспользовались ли они теми средствами, какие дал им Спаситель? Всем бо явитися нам подобает, учит апостол Павел, пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). Раб и владыка вкупе тогда предстанут, царь и воин, богатый и убогий, в равном достоинстве (Стих. при погребении умерш.). Как будет происходить самый суд? – это, братие, изобразил нам Сам Иисус Христос. Егда приидет Сын Человеческий в славе своей, говорит Он, и ecu святии ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы своея. Ангелы явятся на суд не только для торжественности, но будут соучастниками самого суда, исполнителями воли Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LVI. О восьмом члене символа веры. О необходимости веры для получения благодати Св. Духа И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. Вы знаете, братие, что благодать Божия простирается на всех людей н всех призывает ко спасению. Но призывая нас ко спасению, благодать Божия не стесняет свободы нашей, не влечет нас к добру непреодолимо. Посему-то в слове Божием мы находим множество увещаний, чтобы люди отверзали сердца свои к принятию благодати и не ожесточали их против нее, множество обещаний и угроз, чтобы возбудить человека к добродетельной жизни. Се стою, говорит Иисус Христос, при дверех и толку: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною ( Откр.3:20 ). Жестоковыйнии и необрезании сердцы и ушесы, говорил иудеям св. первомученик Стефан, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы ( Деян.7:51 ). Следовательно, человек может противиться благодати Божией. И мы действительно видим не мало людей, которые неохотно слушают учение Христово и не приносят покаяния во грехах своих. Этим самым они противятся Духу Святому и показывают, что благодать Божия не стесняет свободы их. Человек, таким образом, сам деятельно участвует в том, что совершает в нем благодать Божия, т. е. в своем спасении. Она всех призывает ко спасению, а каждый со своей стороны должен, так сказать, идти навстречу ей. Посему-то слово Божие заповедует нам: со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Флп.2:12 ), т. е. сами трудитесь для своего спасения, не думайте, что оно совершается без вашего усердия н старания. Таким образом, братие, благодать Божия, действуя на нас, не стесняет нашей свободы, не влечет нас к добру непреодолимо, а только призывает нас к Богу, помогает нам во всяком добре и спасает нас, когда мы не противимся ей, но повинуемся и принимаем деятельное участие в своем спасении. А между тем, братие, как мало мы сами заботимся о своем спасении, как мало радеем об этом деле! Мы извиняем себя в своем нерадении то недосугами, то множеством искушений и соблазнов. Одни говорят, что завалены делами по службе, некогда и подумать о душе своей; другие ссылаются на домашние хлопоты и заботы, поглощающие все их время; третьи утверждают, что в миру жить трудно, много соблазна. Но все это, братие, одни предлоги: всякий человек, какого бы ни был он звания, состояния и пола, может и должен заботиться о своем спасении и исполнять свои христианские обязанности, если только вполне искренно сознает, что все на земле тленно и скоропреходяще, что сам он временно живет на ней и должен будет по смерти отдать отчет в своей жизни пред Богом. Будем же, братие, прилагать усердие к своему спасению, будем идти на встречу благодати Божией, будем деятельно участвовать в своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXX. О десятом члене символа веры. О причащении Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, иматъ живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:53,54,56 ), говорит Господь наш Иисус Христос. Вот, братие, еще источник благодати, подаваемой нам к получению жизни вечной, к соединению со Христом. Благодать эта подается нам в причащении святых и божественных Таин Христовых. Причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Таинство это, как и все другие, установлено Господом Иисусом Христом. Еще прежде самого установления Таинства Господь, желая приготовить к нему иудейский народ и своих учеников, дал торжественное обетование о нем, а потом уже, когда пришло время, действительно установил его. Поводом к этому обетованию послужило совершенное Им чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Народ был очень поражен этим чудом и неотступно следовал за Иисусом Христом. Желая возвести внимание народа от пищи обыкновенной, тленной к другой, высшей, нетленной пище, Господь и изрек обетование о Таинстве Причащения. Делайте не брашно гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный (старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную) еже Сын Человеческий вам дает, говорил Он... Аз есмь хлеб животный. Отцы ваши Яноша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него ястъ, не умрет. Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:27,48–51 ). Итак, новый хлеб, неизвестный еще народу, есть, по слову Спасителя, плоть Его, которую Он предаст на страдание за людей. Иудеи завели между собою спор об этих словах Иисуса Христа и говорили: како может Сей нам дати плоть свою ясти? На эти слова Господь с особенною убедительностью и совершенною ясностью, снова ответил им: Аминь аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища); и Кровь Моя истинно есть пиво (питие). ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин.6:53–56 ). Так Господь преподал учение о Таинстве Причащения и о плодах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXXIII. О десятом члене символа веры. О браке Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, в образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брачный союз установлен был Богом еще в раю при самом сотворении первых людей. Сотворив мужа и жену, Бог благословил их союз и сказал: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 ). На союз брачный указал и праотец Адам, когда, увидев сотворенную для него помощницу, сказал: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину ( Быт.2:23–24 ). После потопа Господь снова утвердил брачный союз Своим благословением: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся, и множитеся. и наполните землю ( Быт.9:1 ). Вот почему в законе Моисеевом строго ограждается неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом ( Лев.20:10 ; Втор.7:14; 22:22; 28:11 ). В новом завете божественное установление брачного союза было подтверждено Самим Господом Иисусом Христом. Он Сам почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и совершил здесь первое свое чудо – претворение воды в вино. В другой раз на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, Господь отвечал: несте ли чли (не читали ли вы), яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть и рече: сего ради оставит человек отца своею и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже и тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:4–6 ). В последних словах Господь ясно указывает, что Сам Бог соединяет мужа и жену, вступающих в брак. Чтобы освятить, возвысить и укрепить брачный союз, который вследствие расстройства человеческой природы подвергся зловредному влиянию греха и многочисленным искажениям со стороны людей, предавшихся чувственности, Господь в новом завете установил особое священнодействие, именно таинство брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXXIV. О десятом члене символа веры. О елеосвящении Кроме Священства и Брака к чину необязательных таинств относится еще седьмое таинство Елеосвящения. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство иначе называется соборованием, потому что по древнему обычаю, в соответствие семикратному помазанию, чтению молитв и семи евангелиям, читаемым при совершении таинства, совершается семью священниками, иначе сказать собором, хотя по нужде может быть совершено и одним, а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые. Таинство Елеосвящения так же, как и все другие таинства имеет божественное установление. Когда апостолы, по повелению Иисуса Христа, проповедывали учение Его по городам и селениям, они, как говорится в св. Евангелии, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху ( Марк. 6:13 ). Несомненно, апостолы делали это по повелению Господню; ибо Господь, послав их на проповедь, дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:3 ), Несомненно также, что апостолы делали это не как обыкновенные врачи, потому что не всякая болезнь могла быть исцелена маслом, если бы это вещество Самим Господом не было благословлено к употреблению в болезнях, – и даже не как вообще имеющее чудесный дар исцелений. Дар исцелений, каким обладали апостолы, не был соединяем с употреблением какого-либо вещества: апостолы исцеляли больных именем Христовым, так что тень мимоходившего Апостола Петра, осеняя больных, исцеляла их ( Деян.5:15–16 ). В помазании маслом больных апостолами заключалось именно предуказание того, что Спаситель, по вознесении Своем, установил как таинство, которое совершается доныне под именем таинства елеосвящения, подобно тому, как и о других таинствах, например, крещении и причащении, Он беседовал еще задолго до самого их установления, как таинстве ( Ин.3:5;6:53 и сл.). Во времена апостолов Елеосвящение совершалось как таинство и, несомненно, по повелению Господню, ибо апостолы, как известно, были, по их словам, только слугами Христовыми и строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXIV. О первом члене символа веры. О безропотном перенесении скорбей Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Из слова Божия мы знаем, братие, что Господь промышляет о человеке, и притом более печется о праведниках, нежели о грешниках. Но мы знаем из истории, что многих благочестивых праведников постигали тяжкие бедствия. Посему многие недоумевают и спрашивают: почему праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и наслаждаются счастливою жизнью? Прежде чем ответить на этот вопрос, я обращу ваше внимание на жизнь одного праведника, которого постигли тяжкие бедствия. История этого праведника очень поучительна, – я разумею многострадального Иова. Вот жизнь его: Иов жил в земле Уц, в Аравии, задолго до Иисуса Христа. Он был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удалялся от зла. Бог наградил его большим богатством и добрыми детьми. У него было семь сыновей и три дочери. Каждый день они собирались вместе и устраивали поочередно друг для друга пиршества. Всякий раз, как оканчивалась очередь пиров, Иов призывал детей и приносил жертву Богу из опасения, не согрешил ли кто из них. Так жил он покойно и счастливо, пользуясь от всех почетом и уважением. Но зависть дьявола подвергла его тяжкому испытанию. Дьявол клеветал на него пред Богом, говоря, что Иов за то чтит Бога, что получает милости от Него и ведет счастливую жизнь, и, если Он отнимет все, что у него есть, то Иов отречется от Бога. Это была клевета. Чтобы показать веру и терпение его, Бог позволил дьяволу лишить его имущества и детей. И вот наступили для Иова несчастные дни. Однажды дети его пировали в доме старшего брата. К Иову приходит вестник и говорит, что напали савеяне (арабское племя) и увели его волов и ослиц, а слуг убили. В это же время приходит другой и говорит, что молния попалила всех овец и пастухов его. За ним третий доносит, что напали халдеи и угнали верблюдов, а слуг убили. Не успел этот кончить, как пришел четвертый и сказал, что поднялся большой ветер, разрушил дом, в котором пировали дети его, и все они погибли. Иов был поражен этими несчастьями, но не произнес ропота на Бога. От печали разорвал он на себе одежду, остриг голову свою, пал на землю и сказал: «нагим я родился, нагим и умру; Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Но этим не кончились несчастья его. Дьявол продолжал клеветать Богу, говоря, что Иов отречется от Бога, если подвергнется болезни. Бог отдал ему во власть тело Иова, запретив касаться жизни его. Дьявол поразил его страшною болезнью – проказою: тело его подверглось тлению. Болезнь эта – заразительна, и потому прокаженные были удаляемы из города. Иов также, всеми покинутый, сидел на пепле за городом. Однажды к нему пришла жена его, плакала, роптала на него и на Бога. Иов на это говорил ей: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а зла не будем?» Так и в этом случае он не погрешил пред Богом, не произнес ни одного слова ропота на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXXI. О третьем члене символа веры. О приготовлении рода человеческого к принятию обещанного спасителя Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о падении первых людей, о их непослушании Богу. Вы слышали, – к каким последствиям привело их это падение. Что же последовало с людьми после их наказания? Собственными своими силами падшие люди не могли восстать и примириться с Богом, и поэтому должны были вечно страдать за свой грех . Но всеблагий Бог, по Своему милосердию, после грехопадения первых людей дал им радостную весть о Спасителе, Дьяволу, как главному виновнику зла, Бог сказал: семя жены сотрет главу змия, т.е. от жены родится Спаситель (Иисус Христос), Который победит дьявола и примирит падших людей с Богом. Семенем жены назван здесь Иисус Христос потому, что он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии. После этого обещания от первых людей и их потомков требовалось, чтобы они с верою и любовью ожидали обещанного Спасителя. Этою верою они должны были показывать свое послушание Богу и любовь, вместо оказанного прежде непослушания и вражды, и она давала им, таким образом, надежду на спасение. Обещанный Спаситель пришел на землю не вскоре по грехопадения первых людей, а после довольно продолжительного времени. Это нужно было, с одной стороны, для того, чтобы люди сознали всю глубину своего падения, испытали всю тяжесть последствий греха и отчуждения от Бога и, сознав свое нравственное бессилие, сами возжелали божественной помощи, а с другой, нужно было предварить людей о пришествии на землю такого чрезвычайного Посланника, как Спаситель мира, нужно было указать признаки, по которым бы люди могли узнать Его, и таким образом приготовить их к принятию Его. В начале Бог приготовлял к принятию Спасателя весь род человеческий одинаковым образом. После обещания Спасителя, Он научил первых людей приносить животных в жертву за грехи. Это принесение жертвы должно было напоминать людям о виновности их пред Богом и указывать им, что придет время, когда обещанный Спаситель принесет Себя в жертву за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010