В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Теперь побеседуем о значении их для нас. Прежде всего заметим, что Он страдал и умер не по Божеской природе Своей, а по человеческой, и не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что Сам восхотел пострадать. Он пришел, по Его же словам, на землю для того, чтобы «отдать душу свою для искупления многих», ( Мф.20:28 ) и при этом ясно говорил: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, н власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17–18 ). Зачем же страдал Господь наш Иисус Христос? На это символ веры отвечает: Господь пострадал за ны – за нас, то есть, что должны были понести люди, то понес за них Сам Господь. Той язвен бысть, говорит слово Божие, за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом ( Пс.53:5 ). Таким образом, страдания Его и смерть были жертвою Богу за нас. Этою жертвою Он очистил нас от грехов ( 1Ин.1:7 ; Еф.1:7 ), избавил от проклятия за них ( Гал.3:13 ), освободил от власти дьявола и вечной смерти ( Евр.2:14–15 ). Спасши нас, таким образом, от греха и его последствий, Господь в то же время приобрел для нас величайшие блага. Он воссоединил нас с Богом, усыновил Ему, даровал нам средства быть праведными и святыми и достигнуть вечной блаженной жизни ( Евр.9:15 ; Гал. 4:4–5 ; Кол.1:21–22 ; Ин.3:14–15 ). Но каким образом, спросите вы, полезны для нас страдания Спасателя, каким образом они нам вменяются в заслугу? Страдания Иисуса Христа вменяются нам, братие, по той тесной связи, в которой Он находится с нами, сделавшись ради нас человеком. В этом смысле слово Божие сравнивает Его с Адамом . Адам есть глава всего человечества. От него, путем естественного рождения, переходят на нас последствия первородного греха. Иисус Христос Сын Божий принял на Себя тело человеческое и сделался как бы вторым Адамом, новою главою человеков. Чрез веру в Него мы входим с Ним в теснейшее общение, как бы прививаемся к Нему, как ветви к лозе, и перерождаемся подобно тому, как перерождается дикая яблоня после прививки к ней доброго плода. От этого второго Адама – Иисуса Христа мы и получаем избавление, ради Его крестных страданий, от греха, проклятия и смерти. «Ибо если преступлением одного» (то есть Адама), говорит апостол Павел, «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Несправедливая укоризна: [Письмо в редакцию по поводу ст. проф. А. П. Лебедева «О нашем символе веры»] Источник В февральской книжке «Богословского Вестника» за настоящий год на мою долю досталась укоризна от Ал. П. Лебедева в том, что я приписал ученейшему р.-катол. епископу Гефеле «невозможнейший абсурд» (стр. 281 – примеч. под строкою). Обвинение конечно тяжкое, и мне – признаться – горько слышать это, – тем паче, что, бросив на меня эту укоризну, А. П. не благоволил обставить свою речь так, чтобы дело было изложено в надлежащей ясности и чтобы никаким недоумениям места не оставалось. В чем же, однако, дело? Дело в том, что слова «невозможнейший абсурд» сковал сам А. П., что из-под моего пера их выпускаемо не было. Я в своем разборе Гефелевского мнения по разбираемому вопросу употребил выражение, что Гефеле допустил «важ­ный недосмотр». Чтобы, кажется, нетерпимого в таком моем выражении, чтобы следовало из-за него выпускать такой громкий выстрел? Ал. П. изъявляет свое неудовольствие на мое замечание, сделанное при разборе суждения Гефеле потому, что таким замечанием оказывается неуважение к учености Гефеле; не говорит Ал. П. ясно – но разуметь дает, что благодаря таким не разумным отношениям к трудам западных ученых, мы рискуем опасности подвергнуться неприятностям от немцев: благо нам, что немцы не читают наших книг. Да позволено мне будет отстранить от себя обвинение, какое незаслуженно возвел на меня г. Лебедев. В разбираемом месте, служащем поводом к настоя­щему неприятному объяснению, у Гефеле идет речь о том, кто был составителем Символа веры , известного теперь у нас под именем Никео-Цареградского. Гефеле пишет (Ист. соб. т. 2, стр. 10): Никифор Каллист свидетельствует, – (точнее было бы перевести слова Гефеле: will wissen – словами: Никифор хочет знать – но ведь смысл от сего не изменяется): – так Никифор Каллист свидетельствует, что Символ нашего собора был издан Григорием Нисским , Марк Евгеник на Флорентийском соборе утверждал, что автором Символа следует признавать или признается (werde gehalten) Григорий Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Благодать, как показывает самое слово, есть благое даяние, благой дар, – все то, что дарует Господь тварям Своим без всякой, с их стороны, заслуги. В этом смысле благодатью называются все дары Божии, какие сообщаются Богом людям для их земной жизни, каковы: жизнь, здоровье, внешнее благосостояние и т. п. Кроме этого благодатью называются дарования особенно чрезвычайные, которые подаются людям на пользу Церкви для ее благоустроения, созидания и распространения, каковы: дар проповедания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. Эти дары Святого Духа сообщались особенно первенствующим христианам при первоначальном устроении Церкви Христовой ( 1Кор.12 ). Кроме этих чрезвычайных дарований Духом Святым сообщаются христианам и дары обыкновенные, хотя также высокие по своему достоинству. Главнейшие из них указаны пророком Исаиею и суть следующие семь: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени ( Ис.11:1–3 ). Имеющий дар страха Божия страшится нарушить заповеди Божии и прогневать Бога. Страх этот сопровождается любовью к Богу; имеющий его страшится Бога не как раб, боящийся господина своего, а как сын, любящий отца своего. Дух познания открывает человеку возможность познавать божественное учение. Лишенный этого дара не понимает божественного учения, о котором, как свидетельствует слово Божие ( 1Кор.2:14 ), надобно судить духовно. Дух силы утверждает человека в вере и благочестии. Имеющий его мужественно поборает врагов своего спасения противостоит всем искушениям ко греху. Дух совета дает человеку способность правильно рассуждать и поступать в самых затруднительных случаях. Обладающий этим даром может всегда подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, или не примечаемой им опасности. Дух разумения сообщает человеку знание и понимание христианских обязанностей. Дух мудрости сообщает человеку правильный взгляд на земную жизнь, убеждает его в непрочности всего земного и кратковременности самой жизни. Обладающий дарами мудрости и разумения, по слову апостола Иакова, отличается добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). Мудрость, посылаемая от Бога, по слову того же апостола, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак.3:17 ). Дух Господень есть дар благочестия и вдохновения в высшей степени. При этом даре Дух Святый обнимает все силы человека и управляет им. – Таковы, братие, великие дары, подаваемые Духом Святым христианам и такова важность их в деле вашего спасения. Посему с особенным усердием мы должны молить Духа Святого: «прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, блаже, души наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Совершённый первыми людьми грех не остался без последствий. Следствия эти обнаружились в душе их, затем в теле и во всем внешнем благосостоянии. Нарушив заповедь Божию, Адам и Ева расторгли свой союз с Богом, лишились общения с Ним, и чрез это подвергли себя смерти духовной, так как душа человека не может жить в отчуждении от Бога, не может жить без благодати Божией. Вместе с этим последовало внутреннее, душевное расстройство первых людей, помрачение ума и склонность ко лжи и более к злу, нежели к добру. После греха они почувствовали стыд, которого прежде не знали, и поэтому сделали себе из листьев смоковницы опоясания, вместо прежней любви к Богу – страх и, забыв, что Бог вездесущ и всеведущ, думали укрыться от Него между деревьями рая. Бог, желая призвать первых людей к покаянию, спросил: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «я услыхал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил: «кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам, вместо раскаяния, стал лукаво оправдываться, слагать вину свою на жену и даже на Бога, давшего ее. «Жена, которую Ты мне дал», говорит он, «она дала мне от дерева и я ел». Бог сказал жене: «что ты сделала?» Ева, по примеру мужа, отвечала: «змей обольстил меня и я ела». – Повредив душе, грех произвел расстройство в теле первых людей и во всем внешнем благосостоянии. Последовало проклятие природы, изнурительные труды, болезни и смерть. Власть человека над животными ослабела, и многие из них из послушных рабов сделались врагами его. Тело его стало подвержено болезням. Бог сказал жене: «в болезни ты будешь рождать детей, и муж твой будет господствовать над тобою». Природа после греха стала также враждовать с человеком и потребовала от Него изнурительного труда. Адам Бог сказал: «проклята земля за тебя. Терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего будешь есть хлеб (то есть с большим трудом доставать), пока не возвратишься в землю (то есть до смерти), из которой ты взять; ибо земля ты, и в землю возвратишься». Наконец в довершение всего первые люди были лишены своего блаженного жилища и изгнаны из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Источник Часть 7, Глава 13 Часть 7, Глава 15 Первый член Символа веры Скачать epub pdf Оригинал: pdf 34 Мб 14. Изъяснение наименования Бога «Светом» Мы находим в откровении и у богомудрых мужей выражение: «Бог есть свет» ( 1Ин. 1:5 ). Но сего выражения: «Бог есть свет» нельзя понимать в собственном смысле. Если представить сей Свет несравненно сиятельнейшим, чем обыкновенный материальный свет, то все же это будет нечто материальное; а материя связана пространством, имеет протяжение и может быть делима. Так известный нам свет имеет движение, скорость сего движения измеряют; при всей близости к простоте, однородности, слиянии частей, свет можно уловить некоторыми материальными орудиями; чрез призму, например, можно разлагать его на свои виды, колеры. Итак, если говорится о Боге, что «Он есть свет и Отец светов», то, конечно, эти выражения должно понимать не чувственно, а духовно, согласно с мнениями отцов церкви, которые называли сей Свет «Умным Светом», который не подлежит пространственным ограничениям 29 . (Извлеч. из «Лекций по умозр. Богословию», проф. прот. Ф. Голубинского , М. 1868 г., стр. 118, 119).   29 Примеч. В XIV веке архиепископ фессалоникский Григорий Палама говорил, что свет, явившийся в Фаворе, не есть свет сотворенный, а есть действо Божества, как будто уделение от вечного неприступного света, в котором обитает Божество. Мы не смеем отвергать сего объяснения, потому что из евангельской истории известно, что сей свет сиял от Божества, сокрывавшегося в человечестве Сына Божия, а не был собран из воздуха материального мира. Но вместе с сим должны признать и то, что сей свет совершенно был отличен от света солнечного, или другого какого-нибудь, ибо известный нам свет (например, солнечный) подлежит ограничениям, пространства, имеет движение и притом, не мгновенное, а наступательное. Исчислено астрономаци, что свет солнца и свет неподвижных звезд долетает до земли не в одно мгновение, но имеет нужду в некотором времени для своего стремления – это уже ограничение: он может и расширяться и концентрироваться (стягиваться), давать из себя разные видоизменения (колеры). Все сие показывает, что недостойно приписывать такой свет неограниченное природе Божественное. Но если последуем объяснениям благопросвещенных мужей, каков, например, был Григорий Палама , и объяснениям церкви, принявшей учение его, и признаем, что некоторый свет Божества мог отразиться и для зрения человеческого: тем не менее должны будем утверждать, что он не подлежит всем тем ограничениям, каким подчинен сотворенный свет материального мира» (Сост. по кн. «Лекции по умозрительному Богословию», професс.-прот. Ф. Голубинского . Москва. 1868 г., стр. 176 – 178).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В прошедшей беседе, слушатели, я сказал вам, что Бог открыл Себя чрез Свои творения; в них мы и можем познавать Его. Но, братие, это познание недостаточно для человека. Чрез рассматривание природы и человека мы можем узнать, что Бог есть, что Он премудр, всемогущ, всеблагий, но этого для истинного Богопознания недостаточно. Откуда же человек может почерпнуть более совершенное познание о Боге? Господь не оставил человека без помощи, не допустил его до забвения истинного Бога, но открывал о Себе Самом много раз и различными способами, чтобы люди могли правильно н спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Для этого Господь избирал достойных лиц и открывал им Свою волю, а они сообщали открытое им другим людям. Такими были, например Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки; в особенности же Бог говорил людям чрез Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках», говорит Св. Апостол Павел, «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр.1:1–2 ). Откровения божественные передавались людям двояким способом: изустным и письменным. Изустный способ состоял в том, что, получивший откровение от Бога устно, не записывая в книгу, передавал его людям. Так было особенно в древние времена до Моисея, когда не было никаких книг. Тогда отец передавал волю Божию своим детям, внукам и правнукам, а эти последние в свою очередь своим детям и т.д. Люди в то время жили очень долго, несколько сот лет (некоторые, например, доживали до 900 лет и более), следовательно, один и тот же человек об одних и тех же истинах мог слушать сам и рассказывать другим далее целые сотни лет. Такой способ передачи Божественного откровения называется св. Преданием. Но чтобы откровение Божественное сохранялось правильнее, чтобы люди не примешивали к истине ложь, Господь повелел некоторым из праведных людей, получившим от Него откровение, записать его в книгу. Такой способ сохранения божественного откровения есть св. Писание. Первым из оставивших нам свящ. книги, был Моисей, который написал все, – и то, что слышал от других людей, – знал по преданию, и то, что сам непосредственно слышал от Самого Бога. Итак, Божественное откровение сохраняется и распространяется между людьми двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания . Из этих двух источников и может почерпать Божественное учение всякий, кто хочет знать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа L. О восьмом члене символа веры. О третьей ипостаси Св. Троицы – Св. Духе И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. В первом члене символа веры , братие, мы говорили, с вами, о первом Лице св. Троицы – Боге Отце; во 2, 3, 4, 5, 6 и 7 членах – о втором Лице св. Троицы – Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе. Мы сказали, что Сын Божий для нашего спасения сделался человеком, пострадал за всех людей и всем приобрел оправдание и спасение. Но нужно, чтобы это великое дело, совершенное за нас и для нас Сыном Божиим, было усвоено нами и сделалось нашею собственностью. Как существа свободные, мы должны сами участвовать в том, что приобретено для нас Господом, должны, так сказать, заслужить свое спасение. Но без особенной помощи Божией, мы, братие, по своей ограниченности, не можем усвоить себе совершенного Господом спасения нашего. «Никто не может прийти ко Мне», говорил Иисус Христос, «если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин.6:44 ). И апостол Павел свидетельствует, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:2 ). Следовательно, для того чтобы получить спасение, совершенное для нас Сыном Божиим, нужно особенное действие Божие в отношении к нам. Действие это состоит в освящении нашем. Под именем освящения разумеется такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно, очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми ( 1Кор.1:2 ; 2Кор.1:2 ). В освящении нашем участвуют все три Лица Пресвятой Троицы, Бог Отец есть источник нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: Аз умолю Отца, говорит Иисус Христос ученикам пред вознесением Своим на небо, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век ( Ин.14:16 ). Сын Божий есть виновник нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертью. А посему и Дух Святый ниспослан от Отца на землю по ходатайству и во имя Сына Божия ( Ин.14:16,26 ), и никогда бы не был послан, если бы Он не совершил на кресте нашего искупления ( Ин.7:39 ). Дух Святой есть совершитель нашего освящения. Он именно усвояет и прилагает нам то, что приобрел нам на кресте смертью Своею Господь наш Иисус Христос. Все действия Духа Святого в деле освящения нашего обыкновенно называются благодатию. О третьем Лице Святой Троицы, Духе Святом, Совершителе нашего освящения, и говорится, братие, в восьмом члене символа веры , о котором мы и намерены побеседовать с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа IX. О первом члене символа веры Верую во единого Бога В первом члене символа веры говорится, прежде всего, о вере в Бога. Эта вера служит основанием, на котором утверждается все остальное учение христианское. Кто не имеет веры в Бога, тот, разумеется, не принимает христианского учения. Что же значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого, т.е. то самое учение, которое открыто в свящ. писании и предании «Без веры», говорит св. апостол Павел, «угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Истинная вера должна быть живою и искреннею, такою, как будто бы человек всегда видел Бога своими глазами, ходил пред Ним и ощущал в сердце своем Его присутствие, она должна иметь характер всецелой преданности Богу, – должна быть верою от всей души. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею мыслию твоею ( Мф.22:37 ), говорил Иисус Христос. «Веруешь ли от всего сердца?» спросил пред крещением диакон Филипп эфиопского вельможу ( Деян.8:37 ). Истинная вера необходимо сопровождается исповеданием ее. Исповедовать веру значит открыто признавать, что мы содержим православную веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мученья, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Без такого исповедания не может быть истинной веры. Если бы кто по каким бы то ни было причинам отрекся от православной веры, то показал бы тем, что он не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую жизнь. От такого человека отречется и Сам Господь. Всяк убо иже исповестъ Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвержуся его и Аз пред Отцем, иже на небесех ( Мф.10:32–33 ). Примерами исповедания веры служат св. мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такою любовью к Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни и за это подвергались тяжким гонениям, какие только могла придумать изобретательность человека. – В наше время, благочестивые слушатели, не приходится жертвовать жизнью за имя Христово; только в далеких странах языческих проповедники св. веры подвергаются преследованиям со стороны иноверных. Но несмотря на это и мы должны исповедовать имя Христово. Исповедовать Его мы можем принадлежностью к Церкви Его, своим христианским поведением и своею борьбою со страстями и похотями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXII. О девятом члене символа веры. О наименовании Церкви Апостольскою Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . В девятом члене символа веры единая, святая и соборная Церковь называется еще Апостольскою. Так она называется потому, что непрерывно и неизменно сохраняет преданное от Апостолов учение и преемство даров Святого Духа, чрез священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православною или Правоверующею. Мы знаем с вами, братие, что Церковь Христова есть едина, святая и соборная. Но как же, спрашивается, узнать истинную Церковь Христову? Христианских обществ, как известно, много. Между ними есть различие и в понимании учения Христова и в устройстве их, как земных обществ. Каждое общество почитает себя истинною Церковью, а другие ложными. Как же узнать истинную Церковь? В символе веры и дается ответ, что та единая, святая и соборная Церковь есть истинная Церковь Христова, которая есть в то же время и Апостольская. Следовательно, то общество христиан может быть причислено к православной Церкви Христовой, которое непрерывно и неизменно сохраняет апостольское учение и имеет церковную иерархию, которая восходит до времен апостольских и неразрывно связана с Апостолами. Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни положил только основание Церкви Своей, утверждена же и распространена на земле она была Апостолами. По повелению Самого Господа, они изшедше проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменми ( Мк.16:20 ). Проповедуя всюду, Апостолы основали много частных церквей: иерусалимскую, антиохийскую, коринфскую, ефесскую и многие другие, которые сделались потом матерями для всех последующих частных церквей, и доныне существующих. Этим церквам они дали потом и в посланиях своих и в предании и в самом строе, все необходимое для их утверждения. Несте странни и пришельцы, пишет Апостол Павел Ефесянам, но сожителе Святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:19–20 ). Этими словами Апостол указывает Ефесянам, а чрез них и всем христианам, что они сделались согражданами святым и своими Богу, то есть стали членами Церкви потому, что утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея основным камнем Самого Иисуса Христа, иначе сказать, на учении Иисуса Христа, проповеданном Апостолами. Наконец, Апостолы, приняв от Святого Духа дары для своего служения, передали их после чрез священное рукоположение другим избранным ими лицам, пастырям Церкви. С тех пор и до ныне сохраняется преемство даров Святого Духа в церковной иерархии чрез священное рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LIV. О восьмом члене символа веры. О необходимости благодати Св. Духа для нашего спасения И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о благодати Святого Духа, освящающей нас и подаваемой нам туне, ради заслуг Искупителя нашего Господа Иисуса Христа. Побеседуем ныне о необходимости ее для нашего спасения и о средствах к приобретению ее. Беседуя о третьем члене символа веры , мы говорили с вами, братие, о тех последствиях, какие произошли в Адаме и Еве вследствие их грехопадения. Говорили мы также о том, что эти последствия, известные под именем греха первородного, перешли и переходят от них на все их потомство. Все люди, по свидетельству слова Божия, зачинаются в беззаконии и в гресех рождаются ( Пс.50:7 ). Посему еще в самом раннем детском возрасте обнаруживаются в нас худые наклонности к зависти, злобе и т. п., как и слово Божие учит, что прилежное помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). С возрастом же наклонность ко греху увеличивается еще более, так что каждый необходимо должен сознать, что природа его, духовная и телесная, расстроена. Расстройство душевное коснулось и ума и воли человека. Разум омрачился и сделался малоспособным к пониманию предметов духовных. «Душевный (греховный, падший) человек, говорит апостол Павел, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Все народы, по грехопадении людей, кроме народа еврейского, хранившего истинную веру по милости Божией, «поступали, как говорит апостол Павел, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). Когда между этими народами раздалась проповедь о Христе распятом, многим эта проповедь казалась соблазном или безумием ( 1Кор.1:23 ), несмотря на то, что они принадлежали к образованнейшим людям своего времени. Так было потому, что понимание проповеди об Иисусе Христе требовало и смирения от человека, сознания слабости его сил, и просветления от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010