Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мы называемся православными христианами, то есть право, правильно славящими Бога. Для того, чтобы быть уверенным, что делаешь что-то правильно, нужно многое узнать, многому научиться. Прочесть книги, расспросить опытных людей. Если человек ничего не знает и не хочет знать, но полностью уверен, что все делает правильно – жди беды. Простой пример. Некий человек совершенно не знает о правилах дорожного движения, но он самоуверенно садится за руль и начинает ехать на машине. Пройдет очень немного времени и он поймет, что делает что-то не так: он едет по левой стороне дороги, но почему-то все машины несутся ему навстречу, гудят, и он еле-еле успевает увернуться от них. Он подъезжает к светофору, загорается красный свет, но этот чудак уверен, что он может продолжать движение, ведь правил он не знает! Что произойдет дальше, думаю ясно. Очень скоро этот несчастный попадет в аварию и, слава Богу, если останется жив. Но если в жизни обычной, материальной повседневной мы прекрасно понимаем, что должны изучать законы и правила, соблюдать технику безопасности, чтобы не попасть в беду, то тем более в жизни духовной. Там тоже существуют установленные от Бога законы, есть свои правила безопасности. И вред, который мы можем нанести себе, не зная этих законов или пренебрегая ими гораздо больший, чем от незнании законов физического мира. Ибо мы можем нанести непоправимый урон не телу, а душе. Как узнать правила духовной жизни, как верить правильно? Для этого есть Слово Самого Бога – Священное Писание, его надо читать, изучать, по нему надо строить жизнь. Существуют заповеди, которые тоже дал нам Сам Бог, также мы, православные люди имеем огромный опыт Церкви, опыт, которому уже 2 тысячи лет в мире и тысяча лет у нас на Руси. Этим путем прошли многие миллионы людей, с Рождества Христова до наших дней. Мы имеем Церковь , ее создал Господь Иисус Христос и вложил в нее все, что нужно для нашего спасения. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). В церковную сокровищницу также вложен опыт святых отцов и подвижников 2х тысячелетий Христианства.

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

III. Понятие о царстве Божием. Царство природы. Проявление греха и его последствий в этом царстве. Роль человека – две обязанности: положительная и отрицательная. Орудия борьбы с грехом и его последствиями Раскрытие понятия о царствии Божием поможет нам уяснению сущности и объема пастырского служения. В Катехизисе м. Филарета при объяснении слов из 7-го члена Символа веры : «Его же царствию не будет конца», царствие Божие определяется как царство природы, царство благодати и царство славы. Под первым (царством природы) разумеется весь мир, под вторым – Церковь Божия, или общество верующих в Иисуса Христа на земле, под третьим – Церковь небесная. Это определение, раскрывающее, так сказать, органическую природу Христова или Божия царства, стало принятым во всей Православной Церкви. Поэтому мы считаем себя вправе на нем базировать дальнейшие наши рассуждения. М. Филарет, таким образом, в царстве Божием различает три ступени: низшую, среднюю и высшую. Остановимся сначала на первой составной части царства Божия – царстве природы, понимаемом в смысле «весь мир». К нему, конечно, относится не одна неодушевленная природа, хотя бы и взятая вместе с царством растительным и с царством неразумных животных, но и весь род человеческий, обитающий на земле и как принадлежащий, так и не принадлежащий к следующему, более возвышенному царству благодати. Основы и законы жизни этого царства от Бога, ибо не кто иной, как сам Господь Бог, неодушевленную природу наделил разнообразными силами, подчинив развитие и ее жизни и действие ее сил строго определенным законам. Тот же Господь и для существования, и для общежития животных установил определенные порядки и нормы. Наконец, тем же Творцом не только вложено в душу человека тяготение к Первоисточнику (религиозное начало), но также вложена и способность к различным формам творческой деятельности, как даны и основы для семьи, для общественной и государственной жизни. В царстве природы, таким образом, все Божие. Не от Бога только зло – грех и развившееся под влиянием греха ложное направление воли человеческой, отразившееся на жизни всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Беседа VII . О священном предании В прошедшее воскресенье говорили мы с вами, благочестивые слушатели, о Священном Предании, о его важности и необходимости; побеседуем ныне о том, где и как сохраняется Св. Предание? После вознесения Иисуса Христа и по сошествии на Апостолов Св. Духа начала распространяться между людьми вера Христова. Из лиц, уверовавших во Христа и крестившихся, составилось целое общество, которое называется Церковью Христовою. Проповедуя слово Божие, Апостолы передали его не одному какому-нибудь человеку, а целому обществу верующих, целой Церкви. При этом они поставили в ней епископов, пресвитеров и диаконов, которые должны были, между прочим, смотреть за чистотою преподанного ими учения. Верующие свято хранили все то, что получили от Апостолов, и многие готовы были скорее претерпеть жестокие мучения и самую смерть, нежели изменить учению апостольскому. Таким образом, слово Божие, не записанное, а устно переданное Апостолами, иначе сказать Свящ. Предание, хранилось всем обществом верующих во Христа, всею Церковью. Хранилось оно сначала посредством устной передачи, а впоследствии учениками Апостолов, – так называемыми мужами апостольскими, – святыми отцами и учителями церковными, было записано в книгах. В этих книгах, называемых творениями св. отцов, мы и можем найти Свящ. Предание. Наконец, Свящ. Предание сохранилось в постановлениях вселенских и поместных соборов. Еще во времена Апостолов, братие, возникали различные недоумения и споры относительно учения Христова и появлялись лжеучители. Возникали различные споры и недоумения и после Апостолов. Апостолы даже прямо говорили, что после них появятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян.20:30 ). Как же должны были поступать епископы, которым по преимуществу вверено было Апостолами наблюдение за чистотою учения Христова, в тех случаях, когда возникали какие-либо недоумения? Один ли епископ мог разрешить недоумение, или лучше было решить нескольким епископам вместе? Сами вы знаете, что ум хорошо, а два лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В прошедшей беседе я сказал вам, слушатели, что в книгах Свящ. Писания содержится слово Божие. Что это действительно так, – об этом говорит нам само Свящ. Писание. Св. апостол Петр во втором послании говорит: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой: но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом святым» ( 2Пет.1:21 ). Здесь Апостол говорит о пророках, которые, по его словам, предсказывали по внушению Духа Божия. Подобно Пророкам говорили по внушению Духа Божия и Апостолы. Иисус Христос говорил апостолам: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня», следовательно, сам Иисус Христос свидетельствует, что апостолы будут говорить по внушению Духа Божия, и что слова их равны Его собственным словам, так что слушать их значит то же, что слушать Его Самого и наоборот – пренебрегать словами их, значит то же, что пренебрегать словами Его Самого. Поэтому и апостолы ясно сознавали, что их учение не человеческое, но Божие. «Мы непрестанно благодарим Бога», писал апостол Павел к Солунянам, «что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине» ( 1Сол. 2:13 ). Коринфянам тот же апостол писал: «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор. 2:13 ), и Ефесянам: «тайна Христова открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Апостолы и пророки получали откровение от Святого Духа не только тогда, когда говорили, но и тогда, когда записывали его. Поэтому и говорит св. апостол Павел: " все Писание богодухновенно» ( 2Тим.3:16 ). Итак, слушатели, свящ. книги написаны по внушению Духа Божия и содержат в себе истинное слово Божие. Об этом говорят нам сами св. писатели и мы должны верить им, потому что они были близки к Богу. Они были людьми не простыми: Бог дал им дар пророчества и силу творить чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Понятие об оглашении – Состав его – Историческое обозрение дидактической стороны оглашения. – Начало оглашения, как наставления готовящихся ко крещению. – Общее содержание огласительного наставления в апостольское время в III, IV и V вв. Отсутствие данных по этому предмету в VII в – Огласительное наставление в древней Русской Церкви. – Предмет его в современной практике. – Ограниченность круга предметов огласительного наставления в древней практике Церкви. – Молчание катехизаторов пред оглашенными касательно таинств и объяснение этого, – Метод огласительных наставлений в древности. – Преподавание Символа веры и Молитвы Господней. – Продолжительность оглашения, как наставления. – Краткость срока для него при Апостолах – Постепенное сокращение срока оглашения к VII в. – Срок оглашения в древней Русской Церкви и взгляд ее на этот срок в позднейшее время. Чтобы быть членом какого бы то ни было человеческого общества, необходимо наперед знать сущность того, что дает право этому обществу на его существование, как особого общества; необходимо наперед знать цель, к которой стремится это общество, средства, которыми оно достигает цели, и т. п. Мало того, для вступления в действительные члены, кроме знания, необходимо еще и убедение в истинности, действительности и пользе стремлений того самого общества, куда известное лицо желает вступить, как член. Одним словом, для вступления в звание члена в какое-либо общество требуется известная подготовка к этому лица, желающего быть членом. Этот факт особенно осязателен при вступлении в религиозное общество. Очевидно каждому, что для того чтобы сделаться действительным членом известного религиозного общества, чтобы стать последователем известного культа, необходимо наперед, хотя и в общих чертах, знать сущность принимаемой религии и убедиться в ее истинности. Таким образом, для принятия известной религии, требуется известного рода подготовка, требуется, так сказать, научение или обучение ее сущности. Это требование в данном случае является чисто психическим требованием. Понятно поэтому, чтобы сделаться и христианином также необходимо знание сущности христианского учения и убеждение в его истинности, а потому и при вступлении в Церковь требуется известного рода подготовка. И действительно, Церковь Христова, призывая во все времена к купели крещения всех людей, без различия пола и возраста, звания и состояния, нации и религии, отверзая для всех этот единственный вход, допускала к нему не иначе, как под условием предварительного приготовления. Это приготовление к крещению с глубокой древности известно под именем «оглашения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

диакон Феодор Цветков Литургия В. Что называется литургией? О. Литургией называется такое Богослужение, во время которого совершается таинство Св. Причащения. Таинство причащения установил Сам Господь Иисус Христос на тайной вечери. Взяв приготовленный хлеб, Иисус Христос благословил его, преломил и подавая ученикам сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ), а потом благословил чашу с красным виноградным вином и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нее вси, сия бо есть Кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов», и повелел ученикам, чтобы они совершали это таинство, сказав «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). За литургией воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа. По преданию, первоначальный порядок или чин литургии составил св. апостол Иаков. Но до 4 века порядок совершения литургии передавался устно от одного епископа к другому, а от них к священникам. В IV веке святый архиепископ Василий Великий записал чин литургии, каким он дошел от апостолов. Литургия эта была очень продолжительна и многие из верующих невыстаивали до конца. Это заметил св. архиеписком Иоанн Златоуст , живший тоже в 4 веке, снисходя к немощам верующих, сократил ее. Таким образом, появились два чина литургии: св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста , но оба эти чина литургии в существе своим одинаковы. В. Как называется иначе литургия? О. Литургия иначе называется обедней, потому, что за этим Богослужением верующим предлагается духовный обед святого причащения. В. Кто и где может совершать литургию? О. Литургию могут совершать архиереи и священники, в освященном храме на престоле, на антиминсе, освященном архиереем. В. За каждой ли обедней могут причащаться христиане? О. Каждый христианин может причащаться за каждой обденей, если он приготовился к – причащению. Но взрослые причастники у нас бывают великим постом и в другие посты, а в обыкновенное время причащаются архиереи, священники, диаконы и причащают еще младенцев. Литургия св. Иоанна Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

диакон Феодор Цветков О храме В. Что называется храмом? О. Храмом называется посвященное Богу и освященное благодатью Св. Духа (чрез помазание св. миром антиминса) здание, в которое верующие собираются для молитвы и для освящения себя таинствами. Только в храме на освященном архиереем антиминс, может быть совершено величайшее из таинств – св. причащение. Спаситель назвал храм домом Божиим, потому что Бог пребывает в нем, как это и есть на самом деле в православном храме, где чрез помазание св. миром антиминса пребывает благодать Св. Духа и Сам Иисус Христос в таинстве св. причащения – Своими Телом и Кровию. Наружный вид храма В. Как строятся православные храмы по наружному виду? О. В виде креста, в знак того, что церковь Христова, т.е. верующие получили спасение чрез крест Христов; в виде корабля, потому что как на корабле, под управлением опытного кормчего, можно переплыть море, и достигнуть тихой пристани, так и Церковь Христова спасает нас от грехов и соблазнов и приводит к тихой пристани – в царство небесное, и в виде круга. Круг означает вечность, храм в виде круга означает, что церковь Христова пребудет вечно. На верху храмов устраиваются главы: одна глава напоминающая нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Три главы – в честь Пресвятой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов. Тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцати апостолов. На главах ставится крест – на память о том, что Иисус Христос спас нас на крест Своими страданиями. Вход в храм всегда устраивается с запада, т.е. с той стороны где солнце заходит, а алтарем храм обращен к востоку, потому что Иисус Христос на востоке жил и пострадал за нас. Как солнце появляясь на востоке освещает всю землю, так и Христос весь мир просветил Своим учением. Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события, напр.: Рождества Христова – храм Спасителя в Москве, Рождества Богородицы, или в память кого-либо из угодников Божиих, напр., св. Иоанна Предтечи, святителя Николая и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Луи Дюшен (католик) Глава V. Евсевий и Афанасий Евсевий кесарийский , его ученость, его отношения к Константину. – μοοσιος после Никейского собора. – Низложение Евстафия антиохийского . – Движение против Никейского символа веры . – Афанасий александрийский . – Первые столкновения со сторонниками Мелития и Ария. – Подчинение Ария и его возвращение из ссылки. – Новые козни против Афанасия. – Тирский собор. – Низложение Афанасия. – Его первое изгнание. – Смерть Ария. – Маркелл анкирский, его учение, его низложение. – Сочинения Евсевия кесарийского Против Маркелла. Завязав сношения с восточными епископами, Константин мог убедиться в их разрозненности, в ожесточенности, с какой среди них велись споры, но также и в том уважении, какое питали они к его особе и его власти. Он не замедлил воспользоваться этим уважением, чтобы умиротворить умы, отклонить неосновательные жалобы и привести все к миру и согласию. Епископы Никейского собора были отпущены по домам но без нравоучения, потому что Константин был первый резонер в своем государстве. Он им очень настойчиво посоветовал не раздирать друг друга распрями, в особенности не притеснять тех товарищей, которые выдавались своим знанием, и смотреть на этот дар немногих как на благо для всех. Евсевий недаром отметил эту подробность 264 , касавшуюся его очень близко. Император тотчас же отличил этого великого ученого и справедливо смотрел на него как на украшение христианского мира и епископата. От него не ускользнуло, что авторитет кесарийского епископа пострадал от его неудачи на соборе, и, вероятно, до императора дошли дешевые остроты, которые отпускались насчет Евсевия. Он решительно поддержал его своим благоволением. Евсевий был ценным человеком. Он знал все: историю библейскую и общую, древнюю литературу, философию, географию, летосчисление, экзегетику. В своих главных трудах – «Приготовление Евангельское» и «Доказательство Евангельское» – он выяснил христианство образованным читателям: своей «Хроникой и Историей Церкви» он создал для него летопись; он защищал его против Порфирия и Иерокла. И в преклонном возрасте он продолжал писать. Он составил толкования на Исаию, на псалтирь, на другие книги. Понадобилось разобраться в трудном вопросе о пасхе, в котором переплетались экзегетика, обряд и астрономия, он явился к услугам со своими объяснениями. Святая Земля начинала привлекать внимание; Евсевий, знавший основательно и Палестину, и библию, объяснял имена местностей и народов, упоминаемых в св. писании, описывал Иудею, восстановлял древнее расположение святого города. Он был мастер по части торжественных речей; это был неизбежный оратор в важных случаях – для торжественного освящения церквей, для произнесения похвальных слов императору. К нему же обращался император, когда ему нужен был хороший, безошибочный список Библии . Однажды он у него потребовал сразу пятьдесят экземпляров для всех церквей Константинополя 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу катехизиса митрополита Антония При чтении катехизиса М. Антония 866 нами было обращено особенное внимание на объяснение им вопроса об искуплении нас от клятвы. М. Антоний, в противовес учению нашей Церкви, выраженному в катехизисе Митрополита Филарета, заявляет, что Богом не было наложено на падшего Адама проклятия. В виду этого, мы считаем своим долгом сказать несколько слов в опровержение данного взгляда м. Антония, высказанного им при объяснении 3-го члена Символа веры . Здесь на вопрос: «От чего именно спасти человеков пришёл на землю Сын Божий?» М. Антоний отвечает: «от греха и вечной смерти» 867 . В своём же катехизисе М. Филарет на сей вопрос отвечает так: «от греха, проклятия, и смерти» 868 . Таким образом, по учению М. Антония, Бог проклятия на людей не налагал, а потому и незачем было нашему Спасителю избавлять людей от проклятия. В своём «Кратком пояснении допущенных видоизменений в катехизисе Митрополита Филарета» М. Антоний говорит: «Господь Адама не проклинал, а только змея (а впоследствии братоубийцу Каина) и сказал, что за грех прародителей проклята земля, т. е. обречена на сравнительное бесплодие; приводимые далее в катехизисе слова: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, т. е. закона Моисеева, касаются известных слов Второзакония о несоблюдающих закона Моисеева и в нашем опыте получают своё должное разъяснение. Так, и св. Иоанн Златоуст в беседе 6 на творение мира неоднократно повторяет, что Бог не проклял ни Адама, ни Еву, а только змея и землю, которою обрёк на малоплодие (т. 6, кн. 2, стр. 814–817)» 869 . Прежде всего, мы должны сказать, что приводимые слова из т. 6, кн. 2 творений св. Иоанна Златоуста последнему не принадлежат. Эти слова в издании Миня приписываются Севериану, Епископу Гавальскому 870 . Если же мы обратимся к подлинным творениям св. Иоанна Златоуста , то найдём здесь, ясное и определённое учение, что при падении своём Адам и Ева подпали Божественному проклятию. Так, в той же 2-й книге, 6-го тома его творений на стр. 612, под заглавием: «Обзор книги Бытия» мы читаем: «Адам получает заповедь, и из ребра его создаётся жена, которая, будучи обольщена змеем, обольщает мужа и, подвергшись вместе с ним проклятию, изгоняется из рая». А на стр. 561 той же книги в беседе «Против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища» Св. Иоанн Златоуст говорит: «В пятницу, когда Господь твой был распинаем за вселенную, когда приносилась такая жертва и отверзался рай, и разбойник возводился в древнее отечество, и клятва разрешалась, и грех уничтожался, и долговременная вражда прекращалась, и примирение Бога с людьми совершалось, и всё изменялось… тогда ты… пленённый диаволом, повлёкся на то зрелище».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где бы не было православной иконы - хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте. Одновременно с этим русские иконы стали предметом спекуляции, контрабанды, подделок. Поразительно, что несмотря на многолетнее расхищение такого достояния нашей национальной культуры поток русских икон все же не иссякает. Это свидетельствует о грандиозном творческом потенциале русского народа, создавшего за минувшие века столь великое богатство. Однако человеку в изобилии икон бывает довольно трудно разобраться и понять, что является подлинно духоносным творением религиозного чувства и веры, а что неудачной попыткой создать образ Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа. Когда мы всматриваемся в иконы разных веков, нам необходимы объяснения специалистов, подобно тому, как, осматривая древний собор, мы нуждаемся в экскурсоводе, который укажет нам на отличия древних частей здания от позднейших пристроек, обратит внимание на малозаметные на первый взгляд, но очень важные характерные детали, отличающие то или иное время и стиль. В изучении икон, в стремлении лучше понимать эти творения человеческого духа, становится необычайно важным опыт людей, сочетающих профессиональное искусствоведческое образование со значительным стажем жизни в Церкви. Именно это и отличает автора предлагаемого вниманию уважаемого читателя учебного пособия. В живой и доступной форме рассказывается о первых христианских изображениях. Вначале это символы: рыба, якорь, крест. Затем переход от символа к иконе: добрый пастырь с ягненком на плечах. И, наконец, собственно ранние иконы - синтез античной живописи и христианского мировоззрения. Объяснение смысла иконного образа от раннего византийского до русскоподлинных шедевров и отличить их от неудачных попыток подражания. Сегодня, когда в новых условиях конца XX века Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, и особенно, в православной, традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве. Священник Александр Борисов12 июня 1994 г. Введение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010