ЖМП 2 февраль 2013 /  27 февраля 2013 г. 01:00 «Огласительные поучения» святителя Амвросия Медиоланского Широкий выбор литературы о церковных таинствах нередко озадачивает нашего современника. Закономерно желание отыскать автора, способного раскрыть сам «свет таинств». Мудрый пастырь, психолог, богослов IV века святитель Амвросий Медиоланский, привлекая образы Ветхого и Нового Завета, в «Огласительных поучениях» передает таинственный смысл священных таинств Церкви. Среди многочисленных произведений великого медиоланского святителя для литургики наибольший интерес представяют три трактата: «Объяснение Символа» (Explanatio symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis). Эти произведения относятся к одному из древнейших жанров церковной литературы, так называемым огласительным или мистагогическим (в славянской традиции — тайноводственным) поучениям. Будучи адресованы оглашаемым и новокрещеным христианам, они содержат объяснение основных положений христианской веры и раскрывают смысл таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Однако при знакомстве с текстами сочинений «О таинствах» и «О тайнах» бросается в глаза их «непохожее сходство» (concordia discors). Несмотря на общность темы, между этими трактатами существует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываются и подразумеваются по сути одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. «О таинствах» представляет собой серию проповедей, в то время как «О тайнах» — цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. «О таинствах» содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в трактате «О тайнах». Но важнее всего то, что «О таинствах» явно уступает по стилю и литературной обработке трактату «О тайнах» и другим трудам, принадлежащим святителю Амвросию. Стиль «О таинствах» теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними. Если подлинность трактата «О тайнах» никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения «Объяснение Символа» и «О таинствах», напротив, долгое время не признавались аутентичными.

http://e-vestnik.ru/science/amvrosiy_med...

Предисловие При составлении «Начального Наставления в Православной Христианской Вере» имелось в виду предложить начальным училищам и приготовительным классам средних учебных заведений полный элементарный курс «Закона Божия». В него вошли: священная история, катехизическое учение о вере и нравственности христианской, краткие сведения о богослужении и повседневные молитвы в объеме курса начального училища и приготовительного класса средних учебных заведений. Учебный материал размещен согласно с указаниями нормальной программы элементарного курса Закона Божия для начальных училищ разных наименований и ведомств и объяснительной к ней записки. За исключением первого отдела – повседневных молитв, книга разделена на два законченных курса так, что в первый курс (второй отдел книги) вошли священно-исторические рассказы с указаниями на повседневные молитвы, члены Символа Веры , праздники и посты, а во второй курс (третий отдел книги) объяснение Символа Веры , десяти заповедей и важнейших действий богослужения Православной Церкви, причем предполагается повторение священно-исторических рассказов. Параграфы второго отдела, отмеченные звездочкой, могут быть, в случае недостатка времени, отнесены к последнему году обучения в школе. Проходится учебник с детьми, уже умеющими читать. Что же касается до начинающих, не могущих еще пользоваться учебником, то им можно предложить: 1) краткие рассказы по картинам о важнейших событиях Священной Истории, преимущественно Нового Завета, и 2) изучение, с краткими объяснениями, более легких повседневных молитв из числа помещенных в первом отделе книги. Указания того, как вести объяснение молитв и как вообще пользоваться предлагаемым учебным пособием, находятся в «Объяснительной записке к утвержденной Святейшим Синодом программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ разных наименований и ведомств». Отдел 1. Повседневные молитвы Предварительные понятия 1. О молитве и внешних знаках её Молитва есть благоговейное обращение человека к Богу. В своих молитвах мы просим у Бога того, в чем нуждаемся, благодарим Его за милости и за все, что Ему благоугодно даровать иам, и восхваляем или прославляем Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Итак, мы узнаем прежде всего из слова Божия, что Бог есть Дух.. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкою сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ). Следовательно, Бог не имеет телесного образа, не имеет плоти и костей и видеть Его глазами нельзя. Но вы спросите: как все изображают Бога на иконах в видимом образе, – и само Свящ. Писание приписывает Ему телесные члены, напр., сердце, очи, уши, руки? На это нужно сказать, братие, что на иконах Бог изображается не в существе Своем, как будто бы Он на самом деле имеет тело, а в том виде, в каком Ему угодно было являться людям в известное время, напр., Аврааму Бог являлся в виде трех странников, Пророку Даниилу – в виде старца ветхого денми; Дух Святой являлся в виде голубя при крещении Спасителя. Спаситель принял на Себя нашу плоть, жил между людьми, как человек, и в этом виде изображается на иконах. Что же касается выражений Св. Писания, в которых Богу как бы приписываются телесные члены, то в данном случае Свящ. Писание применяется к обыкновенному языку человеческому, к нашим понятиям, а понимать эти выражения надобно духовным и высшим образом: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки – всемогущество. Так напр., Моисей говорит о Боге: десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги ( Исх.15:6 ). Здесь правая рука, приписываемая Моисеем Богу, означает силу Божию, всемогущество Божие. – Если, братие, Бог есть Дух, то мы должны поклоняться и служить Ему духом. Наше внешнее богопочтение тогда будет угодно Богу, когда будет сопровождаться внутренним, напр., наша внешняя молитва – поклоны, крестное знаменье – тогда будет угодна Богу, когда будет сопровождаться молитвою в сердце, в душе. Иисус Христос, сказав, что Бог есть Дух, дал вместе с этим наставление, как должно поклоняться и молиться Богу. Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, сказал Он. По слову св. Давида, истинная жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Мы знаем с вами, братие, что прежде не было мира и человека, что они сотворены были Богом. Спрашивается теперь, с какою целью, с каким назначением сотворены они? По учению православной Церкви, Бог, будучи благ, сотворил Мир и человека за тем, чтобы «и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости» (Прав. Испов., ч. 1., отв. на в. 8); чтобы человек «познавал Бога, любил и прославлял Его и чрез то вечно блаженствовал» (Кат. I ч. 88). Итак целью творения мира была, во-первых, слава Самого Творца. Господь вся содела Себе ради, говорится в слове Божием ( Прит. 16:4 ). И действительно, по слову Божию, небеса поведают славу Божию ( Пс.18:1 ) и вся земля исполнена славы Господа Саваофа ( Ис.6:3 ). Размышляя о сотворении мира и величии Божием, Царь Давид призывает небо и землю славословить своего Творца: хвалите Господа с небес: хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его: вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет. Хвалите Его небеса небес, и вода, яже превыше небес... Хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и вси холмы, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти: гади и птицы пернаты: царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того единаго, исповедание Его на земли и на небеси ( Пс. 148:1–13 ). Таким образом, небо и земля прославляют Своего Творца. Но прославление Творца было целью особенно при сотворении человека. Человек, как образ и подобие Божие, должен стремиться к Своему Творцу всеми силами своей души, познавать Его и прославлять. Художеством разума исполни я, говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его ( Сир.17:6–8 ). Соответственно этому и Спаситель заповедал нам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ). Заповедали и св. апостолы: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ); аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ). Прославляя Бога добрыми делами, человек будет уподобляться Своему Творцу и таким образом достигать своего назначения. В Ветхом Ззавете Господь говорит людям: будите святи, яко аз свят Господь Бог ваш ( Лев.11:44 ); и в Новом Завете Спаситель заповедал: будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Те, кто подобным образом слушает Писание, участвует в общецерковных молитвах (естественно, кроме литургии верных и других таинств), слушает проповедь и пожелает после этого стать полным членом церкви, говорит о своем желании креститься. Тогда с ним проводят повторное собеседование, которое отделяет первый этап от второго. Оглашаемого спрашивают о его образе жизни, о добрых делах, об искренности мотивов, приведших его к мысли о крещении, причем свидетельствовать об этом должен не только он сам, но и его поручители, а в некоторых случаях и соседи. И когда его искренность и серьезность намерений подтверждаются, он записывается в список готовящихся к Просвещению, что укрепляет его статус как члена церкви, пусть пока и неполного. Таким образом, он переходит на второй этап и поучается истории спасения, в центре которой находится Боговоплощение. На этом этапе он знакомится также с «моральным катехизисом», как называет его Гаврилюк, т. е. ему рассказывают о заповеди любви к Богу и к ближнему, призывают его подражать Христу, а затем говорят о Символе веры, изъясняя его. Если больше внимания уделяется моральному катехизису и истории спасения, значит, меньше говорится о символе веры, о догматах, или наоборот. Встречи и беседы этого этапа были неразрывно связаны с экзорцистской практикой: над оглашаемыми читались заклинательные «молитвы», чтобы изгнать из их сердец духа противления, способствовать их покаянию. Заканчивался этот этап так называемым возвращением Символа веры, когда оглашаемые читали Символ наизусть и отрекались от сатаны, после чего и происходило их крещение. Смысл крещения им могли объяснять как до него, так, в некоторых случаях, и после. То, что мы сейчас называем «таинствоводством», сводилось к объяснению обряда отречения от сатаны, смысла крещения, а в некоторых случаях – Евхаристии и литургии верных. Это тоже могли делать как до крещения, так и после него. Этапность, которую дьякон Павел Гаврилюк называет обязательной частью канонической огласительной практики, в основных своих чертах сохранилась в церкви до нашего времени. Но для чего она нужна сейчас, и как ее реализовать в нынешней церковной ситуации?

http://azbyka.ru/katehizacija/ehtapy-duk...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Краткие сведения о молитве Что такое молитва? Молитвой называется обращение священнослужителя или верующего человека (мирянина) к Господу Богу Нашему, к Богородице или к Святым угодникам Божьим. Такое обращение содержит в себе просьбу о ниспослании милости, защиты от зла, или состоит из благодарности и восхваления. В православии понятие молитвы формулируется так: «Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу, Которого при этом мы просим о чем-либо или благодарим и прославляем» («Объяснение символа веры молитв и заповедей» составил протоиерей Григорий Чельцов, издание сорок шестое, Синодальная типография, Петроград 1917). В Священном Писании сказано: «И буду Вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:18 ). Поэтому во время молитвы, мы, верующие, обращаемся к Богу, как к своему родному Отцу Небесному. Такое обращение к Богу и есть молитва . Происхождение и формирование молитвы Молитвы в религиозно-культовой практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. Такие молитвы осудил сам Иисус Христос и дал образец молитвы: «Отче наш». Еще в Ветхом завете имеются указания на совершение молитв. Но такие молитвы не имели точных формулировок. Впоследствии, во времена, наступившие после первого изгнания евреев, в иудейском культе были установлены строгие правила, определяющие совершение молитвы. Внешняя форма молитвы: коленопреклонение, возведение рук и другие атрибуты перешли из иудейского культа в христианский. Впоследствии в христианстве, на основе учения Спасителя и Апостолов, церковью были разработаны единые для всех правила совершения молитв, которые применяются как в общественном, так и в домашнем богослужении. Обычай осенять себя крестным знамением во время совершения молитвы верующие люди стали применять со времен апостольских. Какие наружные действия употребляются во время молитвы? Во время молитвы православные христиане применяют поклоны, коленопреклонения и крестное знамение. Во время богослужения священники используют поднятие рук. В протестантстве во время молитвы используются специальные молитвенные позы: опущенная голова, закрытые глаза, сложенные ладонь в ладонь руки. В какой позе нужно молиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Введение I. Закон Божий и Богословие То, что составляло предмет ваших прежних занятий в средних учебных заведениях и что известно под общим названием Закона Божия, есть не более как незначительная часть из всего того, что относится к обширной области богословского ведения. Правда, в состав этой части входило все существенно необходимое; она заключала в себе кроме объяснений Символа веры , заповедей Божиих, молитвы Господней и Богослужения, еще историю как библейскую, так и церковную; но одно необходимое не дает еще полноты существованию. Для поддержания жизни физической также необходимо очень немногое, и однако, никто, не будучи принужден нуждою, не будет довольствоваться куском насущного хлеба. То же самое нужно сказать и о жизни духовной. Помимо существенно необходимого, она нуждается во многом таком, что может сделать ее шире и разнообразнее. И как в отношении к другим наукам вы желаете к тем элементарным знаниям, какие даны вам средними учебными заведениями, присоединить более глубокие и специальные, так и в отношении к истинам религиозным вам нужно более глубокое и всестороннее их изучение. Не думайте, что богословская наука неподвижна. Конечно, у ней есть ряд Богооткровенных истин, которые хранит она как заветную святыню и в отношении к которым никогда не позволит себе ни что-либо прибавлять, ни что-либо убавлять, но какая же наука не имеет у себя некоторых непреложных истин? Дело не в самых истинах, а в понимании и усвоении их нашим сознанием и чувством, что для истин религиозных еще более желательно, чем для всяких других. Вот это-то, необходимое для усвоения религиозных истин, пособие и дается системой науки, известной под общим названием „Богословие“. Слово Богословие (θεολογα) не вдруг, впрочем, получило такое широкое значение. Судя по названию „ Богослов“, усвоенному Апостолу и Евангелисту Иоанну за его преимущественное учение о Божестве Иисуса Христа 1 и Святому Григорию Назианзину – за его защиту Божества Слова против Ариан 2 , можно думать, что под именем Богословия понималось первоначально, помимо учения о Боге вообще, особенно и преимущественно учение о Божестве Иисуса Христа 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Оба сочинения относятся к одной теме, однако “О тайнах” более осторожно в ее раскрытии, чем “О таинствах”. Это дало повод считать “О таинствах” копией, которую святитель Амвросий адресовал новокрещенным на Светлой седмице, когда dis­cip­lina arcana не препятствовала говорить ему откровенно 3 . Шесть книг “О таинствах” соответствуют шести дням после Пасхи. Небольшое сочинение Святителя “Объяснение Символа” тесно связано с трактатом “О таинствах”. Долгое время оно оставалось не изданным по причине своей краткости. Две существующие рукописные традиции, Saint-Gall 188 и Vaticanus 5760, имеют “Объяснение Символа” непосредственно перед трактатом “О таинствах”. Это сочинение — не проповедь, а стенография объяснения Символа веры. Оно интересно тем, что является схваченным на лету, живым элементом оглашения, которое сохранилось для нас, живущих в эпоху, когда крещение детей стало обычным правилом. Точная датировка указанных сочинений неизвестна. О. Б. Бот­те относит “О таинствах” к 380–390 годам, а “О тайнах” — 387–391 годам 4 . Огласительное обучение святителя Амвросия покоится на двух основаниях: символизм обрядов и символизм Священного Писания. У святителя Амвросия таинства — это священные обряды, а тайны — глубинный смысл Писания. Символизм обрядов содержит основой символизм Божественного Писания, о которомнеофит еще не знает. Без сомнения, неофиты уже знают библейские рассказы, но до этого времени они извлекали из них только нравственные уроки. Они еще не знают о тайнах. Они уже научены обязанностям нравственной жизни, а теперь им предстоит постичь глубины христианской тайны (О тайнах 1,2). В этом смысл названия “О тайнах”: именно тайны Священного Писания послужат объяснением священных обрядов. Святитель Амвросий, как и другие Отцы, видит ценность библейских повествований не только в их историческом и нравственном аспектах, но и в их символизме. “Все Божественное Писание и символично, и таинственно, и нравственно”. Неофиты уже знают символическое и нравственное, теперь они будут изучать таинственное. Крещение — не конец, это начало, и необходимо, чтобы новые христиане отдавали себе отчет в том изменении, которое произошло в них.

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

Беседа XXI. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе, братие, на основании Слова Божия мы сказали, что Господь промышляет о мире и человеке. И мы веруем этому. Спросим теперь себя, братие, всегда ли мы управляемся этою верою в Промысл Божий? Если вникнуть в нашу жизнь, то придется сказать, что мало или по крайней мере не всегда. В счастье в богатстве мы забываем о Боге, бываем самонадеянны, горды, презрительно и холодно относимся к бедным и несчастным. В несчастии же и бедности ропщем на Бога, жалуемся на свое положение, бываем малодушны, завистливы в недоброжелательны. Все люди, братие, стремятся к тому, чтобы жить счастливо и хорошо, но что значит жить счастливо и хорошо? До сего времени не решили; и все жалуются на свое положение, все высказывают недовольство. Но заметьте, братие, что причина недовольства лежит ни в чем-либо другом, как в Самом человеке. Мы не потому бываем недовольны, что у нас не достает чего-нибудь, что нам жить не хорошо. И если бы у нас все было и жилось бы нам хорошо, мы все равно не были бы вполне довольны и счастливы. Мы собственно не того хотим, чтобы нам было хорошо, нам собственно хочется того, чтобы было всегда лучше. И действительно мы видим, как нередко человек достигший желаемого высказывает недовольство и начинает желать лучшего, и этому лучшему конца нет. Ясно, значит, что причина недовольства и нашего беспокойства лежит в нас самих. Справедливо говорит св. Иоанн Златоуст , что «не естество вещей, но мысль наша производит в нас обыкновенно печаль или радость» (Слово к Антиохийск. народу. Сборн. поуч., изд. Св. Синод, окт. 21). И действительно мы видим, что одна и та же вещь, один и тот же достаток для одного бывает довольным, а для другого нет. Ясно, значит, что причина довольства или недовольства лежит не в вещи, а в самом человеке. Если мы теперь перейдем к размышлению о нашей жизни, то должны будем сказать, что мы сами для себя затруднили жизнь, сами для себя придумали такие условия и такие порядки, от которых человеку жить труднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010