Беседа XXVIΙΙ. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В нынешнюю беседу, братие, продолжим объяснение второго члена символа веры . В этом члене Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным. Этим названием обозначается то, что Иисус Христос есть один только Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, потому есть единаго существа с Богом Отцем; и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых человеков, которые также называются сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, т. е. по милости Божией. Наименование Иисуса Христа единородным взято в символ веры из Свящ. Писания. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). – Во втором члене символа веры о Сыне Божием сказано: Иже от Отца рожденнаго. Этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Все три Лица Святой Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, как вы знаете, совершенно равного Божеского достоинства, но между ними есть различие: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Словами Иже от Отца рожденнаго и указывается на личное свойство Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. В символе веры сказано еще, что Он рожден прежде всех век. Это сказано для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было, так как Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. – В символе веры сказано: Света от Света. Этими словами несколько изъясняется для нас непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света происходит свет видимый во всей вселенной: но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LVXX. О десятом члене символа веры Исповедую едино крещение, во оставление грехов. В предшествующих беседах с вами, братие, мы говорили, что Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью примирил нас с Богом Отцом и уготовал нам спасение, и что Дух Святый усвояет и прилагает нам это спасение. Все действия Духа Святого в деле нашего спасения называются благодатью. Для доставления ее людям Господь учредил на земле Свое благодатное царство – Церковь , и только принадлежащие к ней могут получать спасительную благодать Святого Духа. Как же она преподается верующим? Сам Господь, братие, установил в Церкви для этого таинства, особые священнодействия, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Святого Духа. Всех таинств он благоволил установить семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Подаваемая в них благодать удовлетворяет всем потребностям христианской жизни человека, для достижения вечного спасения, и потребностям самой Церкви. Об этих таинствах и говорится в десятом члене символа веры . Здесь, впрочем, говорится только о таинстве крещения, но здесь же разумеются и другие таинства. Принимая крещение, мы должны принимать и прочие таинства. О крещении же только упомянуто в символе веры потому, что во время составления самого символа об этом таинстве было сомнение и споры, не должно ли некоторых людей, как-то еретиков, крестить вторично, и на это нужно было разрешение, которое и положено в символе, а именно, что нужно принимать одно крещение. Что же такое таинство? Таинство есть установленное Самим Господом Иисусом Христом священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Каждое таинство должно иметь три существенные принадлежности: 1) установление их Самим Иисусом Христом непосредственно или чрез апостолов, 2) видимое действие и 3) обетование невидимой благодати сообщаемой чрез это действие. Указанные принадлежности необходимы для каждого таинства, ими оно отличается от всех прочих церковных священнодействий, напр., молебнов, панихид и пр., и без них ни одно священнодействие не может быть таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение ( Ин.3:15–17;6:51;12:47 ; 1Ин.2:2 ; Рим.3:28–30 ) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь , члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо ( Кол.1:5–6 ). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXIV. О девятом члене символа веры. О церковном учении и церковных заповедях Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Мы принадлежим с вами, братие, к всероссийской церкви, которая есть часть вселенской православно-восточной Церкви Христовой. Эта вселенская православно-восточная Церковь Христова есть единая, святая, соборная и апостольская: она неизменно сохраняет преданное Апостолами учение, непогрешительное учение древней, послеапостольской, Церкви вселенской, во всем пребывает ей верною и непрерывно сохраняет идущую от времен апостольских и Самого Иисуса Христа церковную иерархию. В своих беседах о Церкви мы указали, братие, что она основана на земле Самим Иисусом Христом и поставлена непогрешимою хранительницею и истолковательницею учения Его для всех людей. Веру свою в эту Церковь мы и высказываем в 9 члене символа веры . Если же, братие, мы веруем, что Церковь основана Самим Иисусом Христом, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа, – а не веровать, не противореча слову Божию, как мы видели, нельзя, – то отсюда само собою понятно, что мы должны благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям. Православная Церковь Христова есть наша мать, воспитательница и наставница. Она породила нас в жизнь духовную, она же возращает и укрепляет нас в ней, питает нас духовно и врачует от болезней духовных, то есть от грехов, научает нас истинной вере в Бога, руководит к утверждению и преуспеянию в благочестии. Как чадолюбивая мать, она не оставляет нас заботами своими и по смерти нашей и возносит за нас молитвы к Богу. Посему и мы, братие, должны с особенным благоговением почитать ее и, как покорные чада, повиноваться ее учению и заповедям. Какое же, спросите вы, братие, учение православной Церкви Христовой и где можно найти его? Учение это не какое-либо иное, как то же божественное учение, которое сохраняется в Свящ. Писании и в Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXVII. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Во втором члене символа веры говорится о втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием. Сын Божий есть истинный Бог и равного достоинства с Богом Отцом. Поэтому, как Бог, Он – вечен, но было время, когда Он принял на Себя тело человеческое, когда родился на земле, как человек. Этот же Самый Сын Божий называется Иисусом Христом. Имя Иисус дано было Ему при рождении по повелению Божию Архангелом Гавриилом. Благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя, он говорил ей: Не бойся, Мариам; обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнешь во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:30–33 ). Самое имя Иисус значит Спаситель. Оно дано Сыну Божию потому, что Он родился спасти человеков. Об этом также говорил Ангел Иосифу: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына и наречеши имя Ему Иисус: Той бо Спасет люди своя от грех их ( Мф. 1:20–21 ). И вот действительно, когда родился на земле Сын Божий, Он назван был Иисусом. Евангелист Лука говорит: егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лк.2:21 ). Другое имя Спасителя Христос. Так называли Его пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю, напр. прор. Даниил. Также назвал Спасителя по рождении Его и Ангел Господень, говоря вифлеемским пастухам: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове ( Лк.2:10–11 ). Самое имя Христос значит помазанник. Это название произошло от помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Во что мы верим? (Объяснение символа веры) В данной книге святитель Николай Сербский размышляет над строками Символа веры — самого краткого и емкого исповедания христианской веры. Символ веры читается крещаемым (или крестными) перед таинством Крещения, Символ веры поется верующими на Божественной литургии. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   во что мы верим? (объяснение символа веры)   СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Верую во единаго Бога… Кто сеет семя доброе по целине? Одаренный словом так не делает. Одаренный словом сделает по Слову Божьему. Он сначала раскорчует ниву, расчистит ее от бурьяна и тогда только посеет семя доброе. Нива — это душа человеческая, бурьян — многобожие, доброе семя — вера во единаго Бога . Сегодня вам кажется, что веровать в одного единственного Бога совершенно естественно и просто, а верить во множество богов смешно и странно. Но так было не всегда. Были времена, когда на всем свете только несколько человек верили во единаго Бога ; затем наступили другие времена, когда только один народ веровал во единаго Бога . И все остальные народы, народы-язычники, смотрели с презрением богача на этих монотеистов, потому что у них только один Бог, будто бы этого слишком мало. А верующие в одного Бога между тем с удивлением и сожалением смотрели на идолопоклонников, потому что те, имея много, не имеют ничего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Беседа LXX. О девятом члене символа веры. О непогрешимости Церкви Христовой Во едину. Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова есть соборная, иначе сказать, Кафолическая, или вселенская, потому что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Эта вселенская Церковь Христова, братие, имеет то важное преимущество пред частными Церквами, что ей собственно принадлежат высокие обетования Спасителя, именно: что врата адова (силы ада, дьявол) не одолевают ей, ( Мф.16:18 ), что Господь пребует с нею до скончания века ( Мф.28:20 ), и что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века ( Еф.3:21 ). А отсюда следует, что вселенская Церковь Христова никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Целые государства и народы могут появляться на земле, процветать, падать и исчезать с лица земли, вселенская же Церковь Христова, при всех переворотах пребывает, и будет пребывать вечно, до самой кончины мира, неизменною и непоколебимою: она не ограничивается ни временем, ни народом. Отдельные люди и целые христианские общества могут погрешить и отпасть от истинной веры, но не может погрешить в истине веры вселенская Церковь Христова. Сам Господь обещал как вы слышали, братие, устроить Свою Церковь так, чтобы врата адовы не могли одолеть ее, и пребыть с нею до скончания века. Сверх сего Он обещал послать верующим Духа Святого, Который бы наставил их на всякую истину. Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, говорил Господь ученикам Своим, да будет с вами во век..., той вы научит сему, и воспомянет вам вся, яже рех вам ( Ин.14:16,26 ). После таких ясных указаний слова Божия, никто не может, не уничтожая святого евангелия, сказать, чтобы Церковь Христова могла погрешить в истине веры. Если бы она могла погрешить в вере, то тогда бы это значило, что врата адовы одолели ее, что Господь и Дух Святой не пребывают с нею вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Краткое объяснение молитв, церковных песнопений, Символа веры, Святых Таинств, Заповедей Божиих и Заповедей Блаженства Источник Предисловие Молим Тя, Господи, даждь нам благодать и силу, да сподобимся пети Тебе разумно... Так говорится в 6 утренней молитве, читаемой священником во время шестопсалмия. Все ли православные христиане разумно и вполне сознательно произносят слова молитвы? Далеко не все. Церковно-славянский язык, на котором написаны молитвы, известен весьма немногим, а потому становится очевидным, что многие молящиеся при всем своем благоговейном настроении духа, при всем своем усердии к храму Господню, не вполне сознательно произносят молитвы, как у себя дома, так в храме Божием, а потому является необходимым перевод каждой молитвы на русский язык, как равно и объяснение внутреннего смысла и значение каждой молитвы. Необходимо также объяснение внешних знаков, употребляемых во время молитвы, а именно: крестного знамения, поклонения, коленопреклонения, возжения свечей, курения ладаном. Независимо от молитв в настоящее руководство войдут объяснения обрядов церковного богослужения и заповедей Господних. О молитве вообще Молитва есть благоговейное возношение ума и сердца человека к Богу. Молящийся или прославляет Бога в Святой Троице, благодарит Его за ниспосланные ему милости или, наконец, просит Его о своих нуждах. В иных молитвах молящийся обращается к Богоматери, или святым угодникам Божиим, прося их ходатайства перед Богом. Для молитвы потребно некоторые уединение и тишина, дабы присутствие людей и посторонний говор или шум не отвлекал внимания молящегося. Молитва перед святыми иконами, изображающими Господа, Богоматерь и Святых угодников Божиих, отвлекая внимание молящегося от всяких житейских помыслов, сосредоточивает его на предметах божественных. Особенно благоспоспешна бывает молитва в св. храмах Божиих, где все располагает человека к самой усердной молитве. Внешние знаки молитвы Приступая к молитве, молящийся прежде всего осеняет себя крестным знаменем. Для этой цели он складывает большой, указательный и средний пальцы правой руки таким образом, чтобы концы их соприкасались между собою на одном уровне, а два остальных пальца пригибает к ладони. Затем он изображает на себе знак креста, прислоняя сложенные, как выше сказано пальцы, к челу, груди, правому и левому плечам. Таким сложением перстов выражается вера в Святую Троицу, а пригибанием четвертого и пятого пальцев правой руки изображается вера в Божеское и человеческое естество Иисуса Христа. Другими словами, Иисус Христос , ниспосланный Богом на землю, для спасения людей, в виде человека, не переставал быть Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Беседа LVII. О восьмом члене символа веры. Значение веры и добрых дел И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что человек деятельно участвует в своем спасении, что для получения благодати Божией он должен иметь веру и что эта вера есть дар Божий. Но вы спросите, – каким же образом вера служит условием для получения благодати Божией, каким образом она вменяется человеку, если она есть дар Божий? Справедливо, братие, что вера есть дар Божий, но тем не менее она подается не безусловно каждому человеку против его воли. Каждый сам должен взгревать в себе веру, должен идти на встречу этому дару. Размышляя о высоком достоинстве учения Христова, о его высоте и чистоте, о величии и красоте мира, о душе своей с ее голосом совести, о своей ограниченности и несовершенстве, человек свободно подчиняется голосу благодати, зовущей его к Богу. Им как бы овладевает, учение Христово и разум его, как прекрасно говорит св. апостол Павел, пленяется в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ). Таким образом, он сам деятельно участвует в познании Бога, в принятии и усвоении учения Христова. Кроме этого каждый может взгревать в себе веру молитвою, чтобы Господь дал ему веру, рассеял мрак его сомнений, вразумил его и помог его неверию. «Если ты и неверен», говорит св. Кирилл Иерусалимский , «если маловерен, то Господь человеколюбив, и преклоняется к тебе кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: верую, Господи, помози моему неверию ( Мк.9:24 ). Если же почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры; то и тебе, подобно как Апостолам, потребно сказать: Господи, приложи нам веру ( Лк. 17:5 . Огласит. слово 5). Должен молиться каждый и о том, чтобы Господь открыл его умственные очи к уразумению истин веры. Давид молился Богу, говоря: благословен ecu Господи, научи мя оправданием» (заповедям) Твоим».. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:12,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010