Научные интересы отца Леонида неотделимы от его жизненного иноческого пути. Еще молодым офицером издает он в 1847 году «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни». Пребывание его в этой Пустыни (1852–1857 и 1859–1863 гг.) связано с неустанным изучением церковноархеологических древностей Калужской епархии. Всего архимандритом Леонидом издано более тридцати описаний монастырей. Около двадцати публикаций посвящено древностям Нового Иерусалима. Его описание Иерусалима и окрестностей, изданное в 1873 г., современники считали лучшим путеводителем по Святой Земле. По отзыву известного историка профессора Д.А. Корсакова, исторические исследования архимандрита Леонида весьма важны и в научном отношении. Они часто содержат ранее не известные факты, старые же, уже известные даются в новом, научном освещении. Это справедливо и в отношении предисловий и комментариев отца Леонида к публикуемым им литературным и историческим памятникам. Изыскания отца Леонида по достоинству были оценены научной общественностью. В 1863 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Археографической Комиссии, в 1867-м – действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских, в 1862-м – членом Сербского Белградского ученого общества, в 1869-м – членом Московского Общества любителей духовного просвещения, в 1884-м – почетным членом Московской духовной академии, в 1886-м – членом-корреспондентом Имп. Академии Наук. Известный историк, редактор «Русской Старины» М.И. Семевский, посетивший архимандрита Леонида в 1888 году в Троице-Сергиевой Лавре, писал о нем: «Это искренний и, как подобает вообще монаху, вполне бескорыстный подвижник в области научного труда... Застали мы отца архимандрита за большим трудом. С обычной своей пытливостью и знанием дела он трудится над составлением весьма важного для науки обозрения и описания громадного собрания рукописей незабвенного археолога гр. А. С. Уварова» (Троице-Сергиева Лавра. «Русская Старина», 1889, 5, с. 499, 501). Составлением, а затем печатанием первых списков этого четырехтомного труда был занят отец Леонид до самой своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Данную разницу следует пояснить. Известно, что первое издание ТСО делилось на тома, части, книги. Впоследствии при переиздании или переизданиях ТСО учитывалось деление на тома и части, но не на книги. А единственное переиздание «Прибавлений» всегда основывалось именно на ежегодном цикле, состоявшем, как правило, из четырех книг (а в 1863 и в 1864 г. - из 6 книг). Соответствие между томами ТСО и частями «Прибавлений» указано нами в приложении в специальной таблице. Уже из самого названия видно, что по отношению к ТСО «Прибавления» находились на втором месте. Согласно концепции издания объем очередного выпуска «Прибавлений» должен был уступать соответствующим «Творениям». Однако «Прибавления» именовались «оригинальной» частью издания 9 (в отличие от переводной части - ТСО) и ценились не меньше чем ТСО, поскольку давали простор для собственной научно-богословской деятельности преподавателей Академии. В периоды закрытия журнала научно-литературные труды преподавателей Академии публиковались в других журналах: «Московских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении», «Душеполезном чтении», «Русском вестнике», «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Миссионерском» и «Критическом обозрении», «Братском слове» (подробнее о «Братском слове» см.: Объявление о возобновлении журнала «Братское слово» ) 10 , - хотя ни один из них так и не смог заменить свой родной журнал. Отчет за 1878-1879 г. об «учено-литературных трудах» наставников Академии, опубликованных на стране далече , - яркая иллюстрация сказанного 11 . Одним из наиболее важных моментов в истории «Прибавлений» стало возобновление их издания после наиболее длительного перерыва, продолжавшегося с 1872 по 1880 г. В отчете за 1878-1879 г. приводится постановление Совета Академии: «Во исполнение указа Святейшего Синода от 20 июня 1878 г. за 1981, которым разрешено было Совету Московской духовной академии продолжать вновь издание журнала под заглавием " Творения св. отцов с Прибавлениями духовного содержания " на проектированных Советом Академии основаниях, Совет Академии входил в обсуждение программы сего издания.

http://bogoslov.ru/pribav/about

Лучшие и самые сильные движения его души и интеллекта были связаны с просвещением, которое помогало человеку в его духовных и светских исканиях и делало жизнь более осмысленной. Инициатива М. Ф. Бурцева была главной в открытии в г. Белеве в 1900г. епархиального женского училища (с единственной в губернии учебной географической площадкой); в открытии Ефремовского духовного училища; в строительстве в г. Белеве нового здания мужского духовного училища, двух церковно-приходских училищ для мальчиков и девочек; в капитальном ремонте Тульского епархиального женского училища. Долгие годы председателем совета Белевского женского епархиального училища был М.Ф. Бурцев. Отмечая заслуги Михаила Федоровича в развитии народного образования, совет установил в рекреационном зале училища его портрет и учредил стипендию Бурцева для воспитанниц. Когда в г. Белеве стараниями М.Ф. Бурцева появилась целая группа духовных учебных заведений, уездное земство в 1903г. основало в городе реальное мужское училище, а в 1909г. Министерство народного просвещения открыло в г. Белеве классическую женскую гимназию. Помимо примерного исполнения пастырского долга, протоиерей Бурцев много времени отдавал краеведению. С 1868 по 1885 годы отец Михаил был сотрудником редакции Тульских епархиальных ведомостей. Им написано много статей по церковной и гражданской археологии, так как он был большим любителем старины. Его проповеди и статьи печатались во многих духовных журналах, в том числе и в «Церковных ведомостях», издаваемых священным Синодом. Одновременно с общественной деятельностью Михаил Федорович успешно занимался литературным трудом, светской литературой. Светские книги он писал под псевдонимом М. Малеонский; духовные – под своим именем. В конце прошлого столетия он был хорошо известен за пределами нашего края своими очерками и повестями: Он был автором повести " Владислев " , изданной в Петербурге в 90-х гг. XIXb. и написанной в противовес " очеркам бурсы " Н.Г. Помяловского. Он доказывает, что всё происходящее в бурсе (т. е. духовной семинарии) – производное от личных качеств учеников, и поэтому он даёт образ главного героя, Владиславлева, уверенно и успешно воюющего с глупыми и жестокими героями. Достойно были оценены критикой и такие его произведения, как «Большие перемены» (Ч. 1-2. СПб.-Тула, 1885-1902), «Монашеские деньги впрок не пошли» (Белев, 1880; Изд. 2-е, там же, 1885), «Кандидат священства» (СПб., 1882) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/

Фактически академическая жизнь продолжала питаться из источника прежних испытанных идеалов и не поддавалась опасным колебаниям. Не смотря на естественные потрясения переходной заброшенности, все крепко и дружно объединялись на почве прямо благоговейного почитания науки и серьезного труда ради истины. Из уст старших поколений и товарищей слышались рассказы именно такого характера, и героями их всегда были исключительно поборники науки. Славились только тем, что один уже на третьем курсе приготовил магистерскую диссертацию, другой при этой работе в чем-то поправил своего многоученого наставника, третий печатал остроумные повести из духовного быта, четвертый вел успешную полемику с известным профессором чужой Академии, и тот не считал для себя неловким обмениваться со студентом несколькими ответами по важному вопросу о славянофильстве. В окружающем мы находили наглядное подтверждение и увлекающую иллюстрацию. Четвертый курс был воодушевлен научной преданностью и если далеко не весь трудился, то одинаково гордился, что кто-либо из товарищей напечатал философскую статью, иной переделывает кандидатское сочинение или составляет специальный трактат, а многие систематически снабжают своими писаниями Московские духовные журналы («Православное Обозрение» и особенно «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения»). Здесь был весь благородный студенческий гонор по наследию от прошлого и в завет дальнейшему. Мы, первокурсники, не просто наблюдали данное явление издалека, но и видели непосредственно на своих «старших», какими назначались к младшим по номерам лучшие четверокурсники. И они приобщали нас к священному культу науки, служа для новичков ближайшими доступными образцами с авторитетом призванных адептов не власти, а знания. Это и покоряло непринужденно и вдохновляло неотразимо. Одно из моих приятных студенческих воспоминаний доселе составляет «старшой» нашего первокурсного 11-го, бывший для нас и учителем и товарищем, и советником и другом. Перед ним мы были внимательны и, – при всех порывах опьяняющей для семинаристов студенческой свободы, – охотно слушали его неослабные призывы к доброму порядку (напр., в ежедневных общих молитвах), – больше всего потому, что он подвижнически занимался магистерской диссертацией и был осязательным примером того, как молодые богословы пишут ученые исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковно-исторический вестник 1–11. М., 1998–2004. Чтения в Обществе истории и древностей российских 1–23, 24–264. М., 1846–1848,1858–1918. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., СП, 1863, 1865, 1867–1894, 1910–1917 (с неопред, периодичностью; 1869–1870, 1914–1917 ежеквартально; 1871 – 1894, 1910–1913 ежемесячно). Acta Conciliorum Oecumenicorum 1–4 (27 partes)/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Schwartz, continuavit J. Straub. Strassburg, B., Lpz., 1914– 1974. Acta Pbtristica et Byzantina. Pretoria, 1900-. Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon/Hrsg. v. F. W. Bautz, T. Bautz. Hamm, Herzberg, Nordhausen, 1990-, Электр, ресурс: . Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Leuven, 1947-. Clavis Patrum Graecorum 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; 5/Cura et studio M. Geerard, F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. CPGadd Clavis Patrum Graecorum За (addenda ad vol. 3)/Parata a J. N0– ret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Graecorum. Supplementum/Cura et studio M. Geerard, J. Noret; adiuvantibus F. Glorie, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1998. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. 1903-, Кн. серия (Paris etc., затем Louvain; все старые выпуски перепечатаны в Лувене репринтно). Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1865-. Кн. серия. Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique/Éd. par A. Baudrillart et al. Paris, 1912-. Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de M. Viller (SJ), assisté de F. Cavallera, J. de Guibert (SJ), avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2: 1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. Échos d’Orient 1–39. Phris, 1897/1898–1942. Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte 1–41. B., 1897–1941 (под названием «Griechische Christliche Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»); 42-, 1953-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1890 1 января – Началось печатание в типографии Московского университета 1-го тома книги «Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность». Начало февраля – Вышел 1-й том книги «Блаженный Феодорит...». Конец июня – Вышел 2-й том книги «Блаженный Феодорит...». Между 18 августа и 12 сентября – Поездка в С.-Петербург с целью устройства на духовно-педагогическую службу. 22 сентября/4 октября – Вышла рецензия профессора. А. фон Гарнака в «Theologische Literaturzeitng» на сочинение Глубоковского о блаж. Феодорите. С 18 октября – Приказом обер-прокурора К. П. Победоносцева от 17−25 октября назначен преподавателем Св. Писания в Воронежскую духовную семинарию. 19 ноября – Прибыл в Воронеж. 20 ноября – Вступил в должность. 22 ноября – Провел первый урок. Опубликовал свыше 40 статей, заметок и переводов в журнале «Наука и жизнь» (32), газете «Московские ведомости» (6) и в еженедельнике «Московские церковные ведомости» (3). 1891 3 мая – Избран действительным членом Московского Общества любителей духовного просвещения. 5 мая – Состоялся магистерский коллоквиум в МДА под председательством ректора архимандрита Антония (Храповицкого) . 10 июля – Утвержден Св. Синодом в звании магистра богословия. Сентябрь – Получил приглашение от ректора СПб ДА епископа Антония (Вадковского) занять одну из кафедр: церковной истории или Св. Писания Нового Завета. 18 октября – В заседании Совета СПбДА из двух кандидатов (Рождественского и Глубоковского) на кафедру Св. Писания Нового Завета избран А. П. Рождественский. 21 октября – Утвержден резолюцией митрополита С.-Петербургского Исидора (Никольского) в должности доцента СПбДА по кафедре Св. Писания Нового Завета. 12 ноября – Прибыл в С.-Петербург, поселился по адресу: Калашниковская набережная, д. 22. 2 декабря – Вступительная лекция в СПбДА. 9 декабря – Первая академическая лекция в СПбДА. Опубликовал 12 статей, заметок и рецензий: в «Русском обозрении» (1), ЧОЛДП (1), «Науке и жизни» (3), «Московских ведомостях» (6), «Воронежских ЕВ» (1) – исторический обзор папства, рецензии на труды М. Д. Муретова , А. С. Архангельского , обзор театральной и музыкальной жизни в Воронеже и по другим вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2. Деятельность рагузского консула К. Д. Петковича во время восстаний южной и юговосточной Герцеговины конца 50-х начала 60-х гг. XIX в.//Problemi istorije Bosne I Hercegovine 1850-1875. Sarajevo. СФРЮ, 1987, 07 а. л. 3. Восстановление русско-болгарских официальных отношений в освещении русской печати 1894-1896 гг.//Балканские исследования, М., 1987, 10, 0, 7 а. л. 4. Еще раз о перевороте 1881 г. в Болгарском Княжестве//Исторически преглед, София, Болгария, 1988, 7, 1 а. л. 5. Русская дипломатия и генералы в Болгарском княжестве 1881-1883 гг.//Советское славяноведение, 1990, 6, 1 а. л. 6. Австрийская политика в Боснии и Герцеговине 1850-1875 гг.//Балканские исследования, М., 1991, 13, 0, 4 а. л. 7. Судьба России и славянства в трудах К. Н. Леонтьева//Материалы всесоюзной научной конференции «Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX начала XX в. М., 1991, 0, 5 а. л. Константин Николаевич Леонтьев: реакционер, пророк?//Советское славяноведение, 1991, 3, 1 а. л. 8. Проблемы славянства в Албании на страницах русской прессы в конце XIX начале XX в.//Становништво словенског nopujekлa у Aлбahuju. Титоград, СФРЮ, 1991, 1 а. л. 9. К вопросу о борьбе с «освободителями»//Болгаристика в системе общественных наук: опыт, уроки, перспективы. Тезисы докладов и сообщений. Харьков, 1991.С. 84. 10. Византия и Общество любителей духовного просвещения в России//Материалы XVIII конгресса по византинистике. Москва, 1991, Тезисы, 0, 1 а. л. 11. Русская Югославия: фрагменты истории 1919-1944//Славяноведение, 1992, 4, 1, 2 а. л. 12. Вклад русской эмиграции в культуру Югославии//Педагогика, 1994, 5, 0, 6 а. л. В соавт. 13. Просветительская деятельность православных братств на территории России//Педагогика, 1994, 6, 0, 5 а. л. 14. Россия: далекая и близкая//Педагогика, 1995, 6, 0, 6 а. л. 15. Проблема Македонии и Балканские государства в конце XIX начале  XX вв. (Константинополь, Проливы и Македония)//Македонско-руските врски во XIX и почетокот на XX век. Скопье, Македония, 1996, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

II.5. Считать важным содержательное празднование в Москве Дня народного единства. Полагать полезным активное участие епархий в церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь — к Дню народного единства», а также проведение в регионах шествий и других праздничных мероприятий, посвященных теме единства народов поверх национальных, социальных, политических и иных различий. II.6. Отметить важность координации деятельности православных общественных организаций при постоянном контакте с иерархами и духовенством. III. Издательская деятельность III.1. Отметить необходимость обязательного рецензирования Издательским Советом Русской Православной Церкви, с последующим присвоением соответствующих грифов, всех изданий, предназначенных для распространения через церковную систему, а также обязательность представления продукции епархиальных, монастырских и приходских издательств в Издательский Совет после получения разрешения от правящего архиерея. III.2. Признать, что предоставление правящими архиереями своего благословения на печатную, аудио- и видеопродукцию возможно лишь в отношении продукции, выпускаемой в пределах их епархий после получения положительного заключения Издательского Совета. Издание материалов по благословению викарных архиереев или архиереев, находящихся на покое, а также клириков и игумений считать недопустимым. III.3. Учитывая особенности издательского процесса, определить 2010 год переходным периодом, в который издательствам необходимо установить отношения с Издательским Советом по вопросам рецензирования выпускаемой продукции, а Издательскому Совету — наладить процедуру рецензирования. III.4. Отметить важность ежегодного проведения 1/14 марта Дня православной книги во всех епархиях Русской Православной Церкви. III.5. Признать целесообразным открытие или активизацию деятельности при епархиальных управлениях, крупнейших городских храмах и монастырях библиотек, которые должны стать духовно-просветительскими центрами с организуемыми при них группами любителей христианского просвещения.

http://e-vestnik.ru/docs/postanovleniya_...

St. Petersburg. 1881. Die Synopsis canonum. Sitzungsberichte der königlich-preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin (Sitzung der philosophisch-historischen Classe von 22. December 1877). Jus graeco-romanum. T. VII. Ueber den Verfasser und die Quellen des pseudophotianischen Nomocanon. Известия Императорской С.-Петербургской Академии Наук. T. XXXII. 16. Zhishman, J. Das Eherecht der orient. Kirche. Wien. 1864. Die Synoden und Episcopal-Aemter in morgenl. Kirche. Wien. 1867. Предисловие ко 2-му изданию Прошло уже около 20 лет со времени выхода в свет первого издания моего исследования: «Толкователи канонического кодекса Восточной церкви Аристин, Зонара и Вальсамон», и в настоящее время это издание сделалось библиографическою редкостью. Между тем многими высказывается желание иметь означенную книгу. Идя на встречу этому желанию, я напечатал второе издание моего исследования, сравнительно с первым, значительно дополненное и исправленное. Юрьев, Лифл. 6 апреля 1911 года. М. Красножен Предисловие к 1-му изданию Обширные по объему труды толкователей канонического кодекса греческой церкви Аристина, Зонары и Вальсамона 1 заслуживают серьезного внимания и изучения не только вследствие богатства и разнообразия их содержания, но также и вследствие их значения для греческой и для нашей русской церкви. В греческой церкви толкования этих канонистов получили решительный авторитет и были одобрены высшею церковною властью, которая иногда даже ссылалась на них для обоснования своих постановлений; тем же уважением пользуются до настоящего времени толкования Аристина, Зонары и Вальсамона и в нашей русской церкви: к их трудам не редко обращается Св. Синод, при разрешении восходящих на его рассмотрение вопросов по делам церкви. Но до последнего времени знакомство с столь важным каноническим материалом для большинства было делом весьма затруднительным, так как русского перевода толкований издано не было, хотя мысль о его необходимости в русской церкви существовала с давних пор; лишь недавно этот важный пробел в русской канонической литературе был пополнен Московским Обществом любителей духовного просвещения, издавшим толкования Аристина, Зонары и Вальсамона в русском переводе 2 (начатое в 1875-м году издание это продолжалось до 1884-го года).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами 19 . На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Ariocъ пророкъ Бoжiй Uлiя. 20 “ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец. 21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина 22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая. 23 “ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010