Для ответа на вопрос приведу еще одну цитату, из письма профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского Александре Николаевне Бахметевой: «Обратили ли Вы внимание на помещаемое в «Душеполезном чтении» и «Чтениях общества Любителей Духовного Просвещения» толкование на послания Апостола Павла – труд нашего затворника преосвященного Феофана? Это великий подарок для православной Церкви. Толкование это самостоятельное, в духе православном и автор знакомит со всеми новейшими толковниками немецкими, английскими, французскими. Иногда одним словом он поражает неправое толкование и только человек хорошо знакомый с новейшими толкованиями поймет все достоинства его труда» 2 . Таким образом, круг «ученых» сжимается и должен ограничиваться, судя по всему, кругом «хорошо знакомых с новейшими толкованиями», то есть преимущественно кругом духовно-академической профессуры. Зато расширяет свою социальную привязку и круг «неученых», – за счет тех, кто не получил духовно-академического, тогда еще сословного образования, а, стало быть, мог принадлежать не только к простому народу, но и к «образованному», только в светском смысле, обществу. В подтверждение этой догадки следует сказать также о времени, когда начали появляться толкования святителя Феофана, даже в затворе живо интересовавшегося происходящими в обществе событиями и проблемами тех, кто остался в миру. Начало семидесятых – это эпоха очевидных перемен в отношениях Церкви и общества, эпоха, когда после Первого Ватиканского Собора многим казалось, что вот теперь должен, наконец, воссиять Западу и миру Lux ex oriente – свет с Востока – иными словами, – из России; когда активно начали обсуждаться вопросы возрождения приходской жизни; когда, наконец, достоянием и светской и церковной интеллигенции стало богословское наследие вождя первых славянофилов, А.С.Хомякова. Первоначально встреченное в духовно-академических кругах с осторожностью, очень скоро оно стало неприкосновенным для критики, а его автор заслужил даже в одном из церковных журналов имя «лучшего христианина земли русской» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне грешном. Супруге и детям вашим благословение от Господа. Ваш усердный богомолец Еп. Феофан. 1869 г. 28 окт. (по поводу юбилея Киев. Акад.). Письмо 206. По поводу распространения неверия в обществе Милость Божия буди с вами! Взаимно и вас приветствую и с новым годом, и с прошлыми праздниками, сила которых не связывается одним днем. О горьком состоянии истины Божией в обществе нечего и говорить. Что ни придумывай, все из рук валится. Что делать! – Всякой в своем кругу делай, что можешь. Вам можно составить небольшое общество ревнителей для печатания листков с изъяснением веры и нравственности христианской. И пусть кто-нибудь – разносит или развозит их по городу и в деревнях. Вы возьмите на себя составление статей. Чем проще, тем лучше. В Москве это делает общество любителей духовного просвещения. – И говорят, – дело идет. Да еще молитва осталась за нами. И все тут. Будем молиться; авось Господь пошлет смысл и разум и делателям, и тем, ради коих делатели делать должны. Я сам печатать не могу ничего, тем более писем, которых уже некому покупать. – Если бы для народа, то, кажется, надобно их переделать и упростить. А это как сделаешь. Всех вам благ от Господа желаю. И всему семейству вашему Божие благословение. Ваш богомолец Еп. Феофан. 13 января. Письмо 207. Добрые и худые вести о духовных наставниках Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейший отец Николай! Приношу вам благодарность за поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения. Прошу принять и мое взаимное поздравление. Празднество еще длится, хотя его осталось уже несколько дней. Очень утешительно видеть, как преуспеваете вы в смиренных чувствах ваших. Тут верное свидетельство стояния на добром пути. Благослови вас Господи паче и паче смиряться! Сколько утешительно слышать, что пишете о преосв. Александре, столько или еще паче скорбно то, что заметили вы о наставниках духовных. Что будешь делать?! Всюду та же история. – Возстани! Вскую спиши Господи! – Но Господь видит, – и кто положит меру Его долготерпению, и кто прозрит в планы Его мироправления, непостижимые?! – Наше дело действовать по мере сил на созидание ближних, – особенно заботясь себя держать и в добром исповедании, и в добрых правилах жизни. Общество, кажется, никогда не было свято в целом объеме. – Из 12 ближайших – один предатель, другой – пал отречением, прочие разбежались. – Да – и мы ли делаем дело Божие? – Не Бог ли делает его Сам в нас и чрез нас? Да предлагаем Ему себя или предаем – в орудие, если Ему угодно что творить чрез нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

К сожалению, первые два года службы о. Н. А-ча посвящены были не этому еще на академической скамье излюбленному ему предмету: по окончании курса в академии, в 1868 году, он назначен был преподавателем в Харьковскую духовную семинарию, а в следующем году переведен в Московскую семинарию по гомилетике и литургике; но уже в 1870-м году Советом Московской Духовной Академии был избран доцентом академии по кафедре Священного Писания ветхого Завета и занимал эту кафедру около 10 лет, до 1879-го года, когда был определен ординарным профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную Академию, что ныне Сельско-хозяйственный Институт и, по принятии им священного сана, настоятелем академического храма. В 1892-м году, по смерти протопресвитера Н. А. Сергиевского , определен был на его место профессором богословия в Московском Императорского Университета и настоятелем университетского храма, в каковом звании и прослужил до своей кончины, в 1897-м году удостоенный звания заслуженного профессора, а в 1904-м возведенный в сан протоиерея. Если присоединим к сказанному, что одновременно с профессурой почивший в течение двух лет (1891–1892) состоял членом Московского духовного Цензурного Комитета, с октября 1898 года до последнего времени – председателем Отделения Педагогического Общества при Московском Университете по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания, с 1870-го года – членом Общества любителей Духовного Просвещения, а с 1903-го года – почетным членом Московской Духовной Академии, и что почивший за свои труды и заслуги, помимо церковных наград, как камилавка и золотой наперсный крест от святейшего синода имел и ордена до ордена Анны 1-ой степени включительно, то можем сказать, что нами исчерпан весь послужной список почившего о. протоиерея Николая Александровича Елеонского. Так немногосложен, однообразен и вообще краток этот список, как внешний показатель его духовно-просветительной церковно-общественной деятельности на поприще богословской науки; зато чем полнее и ценнее ее внутреннее, так сказать, содержание и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

– Кто разрабатывал эту программу? – Целый ряд церковных историков. В Обществе любителей духовного просвещения существовал церковно-археологический отдел. Также в составлении этой программы принимали участие структуры Синода. Опросные листы рассылались в каждый приходской храм, в каждый монастырь. Эти усилия исследователей-историков и всей Русской Православной Церкви были результатом возрождения интереса к русской жизни и русской истории после полуторавекового западнического периода. В это время – со второй половины XVIII по начало XIX века – в Москве и Московской епархии были потеряны сотни монастырских и приходских храмов, которые упразднялись и разбирались за малочисленностью прихожан или в связи с монастырской секуляризацией. Были и еще менее благовидные причины, когда, например, храмы сносились в целях благоустройства города. И только во времена Николая I, и особенно начиная с царствования Александра II, в церковно-государственную жизнь стало возвращаться церковно-историческое сознание, и не просто вселенское всеобщее православное, которое было всегда, а именно русское. Это возвращение заметно и в архитектуре, и даже в том, как снова явилось старое слово «летопись». Во многих епархиях возникли церковно-археологические общества и комитеты, стали создаваться епархиальные музеи, печататься сборники. Во всех духовных академиях тоже были созданы свои музеи. С 1860-х годов возникают периодические епархиальные издания, и к концу XIX века в каждой епархии такое издание было. – Кто сегодня занимается обработкой этого огромного материала – приходских летописей? – К сожалению, как это ни печально, именно приходские и монастырские летописи дошли до нас в очень ограниченном количестве. Когда вскоре после Октября 1917 года началось массовое принудительное закрытие храмов, эти летописи просто утилизовались как макулатура – с точки зрения советских властей, никакой иной ценности они не представляли. Вообще архивы закрывающихся храмов принимались на хранение, старая документация, другие наиболее ценные документы сохранились, но летописям совсем не повезло: из них сохранились только очень немногие. Преподаватель нашей кафедры Сергей Иванович Добренький разыскал в архивах и библиотеках ряд летописей; в Москве тоже найдены эти чудом уцелевшие документы. Сейчас С.И. Добренький является ведущим специалистом в этой области, он защитил и кандидатскую диссертацию на эту тему.

http://pravoslavie.ru/35658.html

В связи с тем, что денежные средства семинарии были ограничены, преосвященный Арсений вкладывал много своих личных средств в дело ее благоустройства. Он ввел преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского. Есть основание предполагать, что им введены в круг семинарских предметов физика и гражданская история. Любовь семинаристов к своему архипастырю выразилась в массе од, речей и стихотворений, написанных в честь его и хранившихся в рукописях семинарской библиотеки. Преосвященный Арсений был хорошим знатоком греческого языка. В 1772 году он исправил и издал в 2-х частях славянский перевод «Бесед Златоустовых о покаянии и на некоторые Господские праздники», сделанный игуменом Софронием (Младеновичем; † около 1772). Труды: Слово об истинной славе в день тезоименитства императрицы Екатерины И. – М., 1779. Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. – Тверь, 1781. Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. – 1791. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 135–138. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь, 1889. – С. 145–146. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 89. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. – Тверь. 1893. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 38. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 1, 57. Критицкий Н. А. Тверские архипастыри – ревнители духовного просвещения в XVIII веке. – Тверь, 1887. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл. – корр. А. А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Высоко-Петровский монастырь не случайно был выбран для проведения такой конференции. Как сказал в своем приветственном слове наместник монастыря и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий, просветительская деятельность — особое послушание монастыря, находящегося в самом центре мегаполиса. На этом поприще Высоко-Петровский монастырь давно известен. Так, именно в Высоко-Петровском монастыре находится часть синодальной библиотеки, в нем же, еще в XIX веке находилось Общество Любителей Духовного Просвещения и многие другие просветительские труды всегда находили поддержку в обители. Особое благословение Святейшего Патриарха Кирилла, его сердечное приветствие, переданное участникам конференции через владыку Меркурия, позволяет надеяться, что это просветительское начинание принесет обильные плоды. Плодотворное совместное участие в конференции представителей Церкви, государственной власти и деятели науки залог этой надежды. Личность митрополита Петра, как политического и духовного руководителя зарождающегося российского государства; история переноса митрополичьей кафедры из Киева во Владимир и далее в неизвестный тогда городок Москву, связанная со многими драматическими событиями междоусобицы; начало объединения русских земель под защитой союза князя Иоанна Калиты и митрополита Петра; Высоко-Петровский монастырь, и его значение в современной церковной и культурной жизни столицы – вот основные темы конференции. Высоко-Петровский монастырь в Москве, основанный московским князем Иоанном Калитой по просьбе митрополита Петра, желавшего уединения, сегодня начинает новую эпоху в своей церковной и исторической жизни. Стремясь поддержать совместную деятельность представителей Церкви, государства и науки, древняя обитель под сводами своих палат соединила людей, не безразличных к проблемам истории своей страны, к памяти своего народа, к духовной основе его жизни. Сотрудничество, которое так ждут многие представители каждой из сторон, может дать очень хорошие результаты, считает Леонид Андреевич Беляев, зав. Сектором археологии Москвы Института археологии РАН, гл. редактор журнала «Российская археология», доктор исторических наук. Об этом говорил в своем кратком докладе на тему «Архитектура и археология XIV — XVII вв. в Высоко-Петровском монастыре: итоги и перспективы развития»

http://pravmir.ru/monastyr-svyatitelya-p...

Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей. – Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина. Т. 1. М., 1838. Елеонский. О древнееврейской священной поэзии. – Елеонский Н. А. О древнееврейской священной поэзии/Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. 6. С. 402–418; 7. С. 428–452.] Есипов. Чернец Федос. – Есипов Г. В. Чернец Федос/Отечественные записки. 1862. 6. Игнатий (Бряпчанинов), еп. Соч. – Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 2: Аскетические опыты. Т. 5: Приношение современному монашеству. СПб., 1886. Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение. – Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви/[Сост. Григорьев Н. А., под руководством еп. Иннокентия.] Киев, 1836. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Письма к Макарию, митр. Московскому. – Письма к высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому/Церковный вестник. СПб., 1883. 17–18. Иловайский. Заметки. – Иловайский Д. И. Заметки/Русский архив. М., 1900. Янв. Иоанн (Соколов) , еп. Богословские академические чтения. – Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. СПб., 1897. Казанский. Слава Богородицы. – Казанский П. С. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ч. 1. М., 1853. Каноны и молитвы. – Каноны и молитвы. Полуустав XVI века. [Б. м., б. г.] 774/504. Книга правил. – Книга правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. Куник. Известия Аль-Бекри. – КуникА. А., Розен В. Р. Известия Аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1. СПб., 1878. (Записки Академии наук. Т. 32. Прил. 2). Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь. – Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891. Ловягин. Богослужебные каноны. – Ловягин Е. И. , проф. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб., 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1 . обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и(,) с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 1Ю Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы 1016 [тогда] 1017 не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина, 1018 ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1019 протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века/не старше/, по форме/вверху овальная/иконостасная, средняя, из третьего пояса/пророческого/. 1020 По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего/и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря 1021 /. Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею. О вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение. ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА 1022 [Подпись:] покорнейший послушник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой свободы языка ему не прощали, но это мало огорчало епископа Арсения. Он весь отдался кабинетной работе. Хорошо зная языки греческий, латинский, немецкий, французский, итальянский, испанский и румынский. Он сделал по истории Церкви столько, что его трудов достаточно было бы для ученой репутации двадцати епископов. Его переводы греческих духовных произведений и памятников многочисленны. При отсутствии приспособленных словарей и научной обработки средневекового византийского языка такая работа представляла очень большие трудности. В принадлежащих епископу Арсению изданиях памятников средневековой византийской литературы много недостатков. Это потому, что он не знал греческого языка научно, хотя и превосходно читал и переводил с него. В области церковной истории он был великим ученым и своими трудами обогатил русскую богословско-историческую науку. Проживая в течение семи лет в Москве, он хорошо ознакомился с богатством Московской Синодальной библиотеки. Изучив греческие рукописи, он выписывал неизвестные произведения византийских богословов, переводил их, снабжал своими примечаниями и печатал греческий текст с русским переводом сначала в Московском журнале «Чтение в Обществе любителей духовного просвещения», а затем с 1893 года издавал свои произведения на собственный счет. Научные труды Преосвященного Арсения внесли значительный вклад в византологию, православную агиографию и особенно в церковную историю. В частности, ему принадлежит опубликование (впервые) четырех катехизических бесед Михаила Акомината, митрополита Афинского, сочинения которого имеют огромное научно-богословское, литературно-филологическое и историческое значение. Опубликовав греческий текст бесед, он снабдил их русским переводом, а также примечаниями, облегчающими понимание текста. Согласно характеристике современников, этот труд Преосвященного Арсения «...является не только одним из немногих русских изданий того времени в области византологии, но и может послужить хорошим чтением для ищущих серьезного назидательного слова, богатого анализом греховных помыслов и деяний нашей души и средством для духовного их врачевания».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Традиция совместного чтения Евангелия в России уходит своими корнями во вторую половину XIX века, когда Библия была переведена на русский язык. В Москве и Петербурге возникли общества любителей духовного просвещения. Позже, уже в начале ХХ века, проводились ставшие впоследствии знаменитыми религиозно-философские собрания представителей Церкви и интеллигенции, намечались церковные реформы, которые должны были оживить приходскую жизнь, содействовать духовному просвещению людей. Однако после Октябрьского переворота 1917 года какая-либо общинная жизнь вокруг храмов преследовалась. Сейчас по крупицам, из мемуарной литературы можно узнать, что и в те годы, когда за веру во Христа можно было заплатить жизнью или долгим сроком заключения, люди не только посещали богослужения, но и собирались для молитвы, чтения Евангелия. Об этом рассказано, в частности, в упоминавшейся уже книге Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего». Наталья Николаевна — дочь известного духовного писателя и богослова Николая Евграфовича Пестова, в чьем доме в 1930-е годы собирались «маросейские (духовные дети отца Алексия Мечева. — О. Л.), прибывшие из ссылок монахини, тайные священнослужители». На Рождество устраивалась елка, на которую приглашались дети репрессированных верующих. Священники, преследуемые властями, служили литургию в доме у Пестовых. Летом храм устраивали в пустующей даче. И Слово Божие всегда звучало на этих встречах. После войны в домашних подпольных кружках продолжалась работа: православные христиане встречались для чтения Писания, занятий богословием. Об одном из таких кружков рассказала З. А. Масленникова в книге «Жизнь отца Александра Меня». Он собирался в доме Т. И. Куприяновой, бывшей прихожанки отца Алексея Мечева, вдовы богослова-апологета Фиолетова. Эта замечательная женщина вела у себя дома религиозный семинар, который посещал подросток Алик Мень, будущий отец Александр. «Татьяна Ивановна регулярно собирала на дому молодежь и проводила с ними занятия по Символу веры, по Священной истории. Беседы часто принимали богословско-философский характер, переходили в общее обсуждение, споры. Живой и смелый ум этой женщины делал еженедельные занятия прекрасной школой …»

http://bible.predanie.ru/olga-lashkova-o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010