Епископ Амфилохий состоял членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Он был членом Общества любителей духовного просвещения и цензором всех изданий Общества, а также председателем Отделения иконоведения при этом Обществе; в 1863 году был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии. В 1880 году Археологическое общество присудило ему большую серебряную медаль. В 1891 году епископ Амфилохий был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его ученых заслуг по изданию памятников древней церковной письменности». Его имя было известно не только в России, но и за ее пределами. За труды ему были присуждены Уваровская, Демидовская, Ломоносовская премии. «Нельзя не удивляться громадному трудолюбию, настойчивости и упорному терпению неутомимого труженика. – писал биограф. – Одной из заслуг епископа Амфилохия является сравнение громадного количества памятников Церковно-славянских и греческих по Новому Завету и Псалтири. Среди его работ мы находим еще и словари к древним памятникам. Его труды могут осветить судьбу славянских переводов Евангелия, Апостола и Псалтири». По словам Г.А. Воскресенского, «своим ближайшим отношением к священному тексту труды преосвященного Амфилохия являются великою заслугою и для Церкви Православной, так как на исследованных сими трудами апостольских трудах свв. Кирилла и Мефодия воспитываются православные чада Русской Церкви. Необходимо признать труды преосвященного Амфилохия выдающимся и дорогим вкладом в сокровищницу не только нашей отечественной науки, но, по признанию, например, Срезневского, немаловажным и для науки высокообразованного Запада». Собрание епископа Амфилохия хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 7, небольшой архив – в Государственном Историческом музее, фонд 41. Епископ Амфилохий скончался 20 июля 1893 года в Ростове. Печатные труды 1 . Апокалипсис XIV века, исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному и писанному св. Алексием, митрополитом, с картиною св. Иоанна Богослова из греческого Нового Завета XI-XIII веков и 20-ю картинами XVIII века из лицевого Апокалипсиса XVIII века моего собрания: С приложением при объяснении картин полного текста Апокалипсиса, писанного св. Алексием митрополитом слово в слово и строка в строку. – М.: Тип. Снегиревых. 1887. – 48, 40, 22 л. цв. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За несколько лет до кончины преосвященный Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме (в бывшем Спасском монастыре) с правой стороны при церкви Печерской Богоматери. Труды: Путевые записки о путешествии по Сибири: в 2 ч.– Ярославль, 1874. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1891, август-сентябрь. – С. 383–385. Замечания на перевод Евангелия от Матфея на монгольский язык в 1867 г. (рукопись Синодального архива 2129). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. – СПб., 1858. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717–1771//Иркутские епархиальные ведомости. – 1875. Собрание слов и проповедей. – Ярославль, 1860. Литература: Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – 2-е изд. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 7. – С. 191, прим. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 138, 140, 234, прим. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 315, 316. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1401, 1418. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 287. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 229. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 335, 556, 801. Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. – М., Гослитиздат. 1956–1958. – Т. 5. – С. 552–573; т. 6. – С. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Изумленные жрецы Ваала в недоумении смотрят друг на друга. – в Третьем, нижнем ряду изображений – в первой клейме, слева (от зрителя), – избиение пророков Вааловых. Пророки Ваала лежат – несколько человек в ряд. Над ними пр. Илия, вонзает нож в горло одному из них. Действие происходит на горе; вдали – дерево. – Во втором клейме – явление ангела пророку Илие. В горах, покрытых растительностью – деревьями, лежит пророк; ангел будит его. – В последнем клейме – взятие Илии на небо. Илия, в белой одежде, без милоти, несется на огненной колеснице (в виде четырехугольного ящика на колесах) на облака, левою рукою указывает вверх, правой подает стоящему внизу пророку Елисею милоть. У ног последнего река Иордан. Икона эта замечательна по превосходному исполнению, принадлежащему, несомненно, одному из наиболее выдающихся иконописцев XVII века, к каковому времени можно отнести икону, судя по надписям на ней. – Икона поступила в музей из Вознесенского монастыря. – На иконе кое-где сохранились части древнего серебряного оклада; на обратной стороне она подложена крашениной. – Самым древнейшим изображением из жизни пророка Илии является взятие его на небо. Изображения взятия Илии на небо появляются весьма рано в христианском искусстве на гробницах, как аллегория воскресения. Пророк изображался на колеснице, везомой четырьмя лихими конями, одной рукой он держит вожжи, а другой бросает милоть на руки Елисея, покрытые полою из благоговения к этой благодатной одежде, чтобы не касаться ее непосредственно. Для обозначения вечной юности, вступившего в райское блаженство пророка, на саркофагах он представлялся молодым и безбородым. Внизу колесницы Иордан, в виде человека, с камышом в руке и в венке из тростника, локтем опирается на урну, из которой бежит вода. Некоторые древнейшие изображения взятия Илии на небо имеют ту особенность, что на втором плане на них помещались две издали наблюдающие чудо фигуры – сыны пророческие, о которых говорится в 4 книге Царств, что они “стояху издалеча”. На барельефе Латеранского музея они изображены в виде – двух детей, выражающих свое изумление пред светоносной колесницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Ко времени служения отца Алексия на приходе относится организация им издания церковно-общественного журнала «Дуøåïîëåçíîå ÷òåíèå”, èçäàòåëåì è ðåäàêòîðîì êîторого он состоял в первые шесть лет его существования (1860–1866). Статьи, помещавшиеся в то время в «Душеполезном чтении”, отличались живостью, современностью, прекрасным изложением: журнал пользовался заслуженной популярностью среди любителей религиозно-нравственного чтения. «С выходом журнала в свет имя отца Ключарева сделалось еще более популярным: благодаря журналу с мыслями и пером замечательного церковного деятеля могли ознакомиться уже и все любители духовного просвещения. По своим богословско-научным воззрениям отец Алексий представлял образ вдохновенного мудреца, соединявшего в себе строгость истинного Православия с искренним уважением к науке, религиозное воодушевление и строгость научной мысли, всестороннюю ученость и способность к глубокой критике” 12 . Митрополит Филарет высоко ценил дарования и труды отца Алексия Ключарева, писавшего впоследствии: «Почти сорок лет я смотрел с благоговением на великого архипастыря. До самой кончины его я видел от него только милости, доверие, откровенность, какую позволяли ему его положение и характер” 13 . При преемнике его митрополите Иннокентии (Вениаминове) протоиерей Ключарев стал одним из самых близких сотрудников Московского Владыки по епархиальному управлению 14 . Митрополит Иннокентий утвердил его членом-делопроизводителем Православного Миссионерского общества (1870), а затем – председателем Комитета по устройству Московского епархиального училища иконописания (1871). Впоследствии (1873) он был избран председателем Совета и смотрителем училища. В 1874 году протоиерей Ключарев назначен был председателем Комитета по составлению особого фонда для духовных училищ Московской епархии 15 . 7 ноября 1877 года отец Алексий, следуя советам митрополита Филарета и Иннокентия, принял монаøåñòâî ñ èìåíåì Àìâðîñèé, â ïàìÿòü ñâÿòèòåëÿ Àìâðîñèÿ Ìедиоланского, а 8 ноября был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Богоявленского монастыря 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Не входя в подробное изложение таких примеров, скажу только, что с этой точки зрения мы должны усвоить себе то заключение, что в вещах средних, то есть, в делах касательно обрядов, допускающих разнообразие, власть церковная имеет право в то или другое время, смотря по обстоятельствам, одну и ту же вещь и запретить и дозволить. Приближая это общее замечание к возбужденному в нашем Обществе вопросу, обращаю теперь ваше, мм. гг, внимание на указанное будто бы противоречие между определением Собора 1667 года и между дозволением единоверия. В 1667 году собор русской церкви, как известно, запретил употребление известного рода обрядов; а за тем в 1800 году русская церковная власть дозволила употребление этих же самых обрядов. Т. П. Филипов находит, будто бы здесь есть противоречие, будто бы в настоящее время русская церковь одними и теми же устами одно и тоже и одобряет и осуждает. Я говорю, что противоречия вовсе нет, и ставлю то положение, что всякая власть, а в том числе и церковная, в разное время и в разных обстоятельствах может, без всякого противоречия самой себе, одно и тоже в данное время дозволить, а в другое – запретить. В самом деле, что такое сделал, Собор 1667 года? Он стоял именно на началах той изменяемости обряда, речью о которой начал свои объяснения Т. И. Филипов: из мнений его членов, из его определений, и заимствованы почти все те примеры видоизменения обрядов, которые Т. И. Филипов приводил в своей речи. Не странно ли было потом слышать из уст того же самого Тертия Ивановича упрек этому собору в том, будто бы в своем определении он остался неверен тем принципам, из которых в действительности вытекли все его определения? Собор 1667 года, торжественно заявил, что обряды именно вещь изменяемая, отменил за тем известный вид обряда и потребовал после того, чтобы этот отмененный им вид обряда не был более соблюдаем никем во всей пастве русской церкви. Объявлением изменяемости обрядов Собор сделал великое дело в истории нашей русской церкви. Я не хочу этим сказать, чтобы прежде никто из русских пастырей не понимал вопроса об обрядности так, как понимал его Собор; но считаю упомянутое определение Собора особенно важным потому, что в то время очень многие из русских христиан смотрели на христианство , как на одну обрядность, приходя к той мысли, что неизменность веры состоит в соблюдении неизменности и обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/r...

Но в перечне важнейших апокрифических изображений, вошедших в иконопись из так называемого «Евангелия о Рождестве Богородицы», из «Протоевангелия Иакова Младшего» из «Сказания о Рождестве Богородицы и о детстве Иисуса Христа», из «Евангелия Никодима» и т. п. Буслаев указывает, между прочим, на перевод Успения, известный в русской иконописи под именем «Успения на облаках» (апостолы прилетают на облаках, чтобы присутствовать при Успении Богородицы), и на следующее изображение Успения Богородицы: «Между собравшимися Апостолами, позади одра Богородицы, стоит Спаситель, держа в руках Её душу. Впереди архангел Михаил, отсекает руки у неверующего иудейского жреца (на миниатюрах IX–X в.)» 28 . Следовательно, Авфоний появляется в живописи, в миниатюрах, сравнительно рано, в ΙX–X в. Появлению же этой подробности на иконах могло способствовать содержание церковных песнопений на 15 августа. В стихирах на « Господи воззвах», « слава и ныне», в «службе Успению» читаем: « Богоначальнымъ отвсюду апостоли облаки высоц взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго твоего тла, любезно лобызаху. же небесныя силы, съ своимъ Владыкою пришедше, и пречистое тло предсылающе, ужасомъ одержими; прекрасно же предыдяху и невидимо В конце, в тропоре 1-й песни также говорится, что при Успении « внезапу стекшеся апостолъ множество, отъ конецъ, Богородице, Тебе предсташа абие» 29 . В акафисте, в кондаке 4-м читаем: « Бурю внутрь имя помышлений неврных, евреинъ и, зря богоносными апостолы Богоматерь пречестое тло, всечестн ко гробу несенное, ко устремися: внезапу же, егда с руц его отъят, къ одру прилеплен висяст, врою Матерь Божию исповдаше, Богу: По рукописи Большакова (подлинник старообрядческой редакции) Успение описывается так: «Над Спасом херувим огнен. Спас держит душу Пречистой Богородицы, белу. Пречистая лежит на одре: рука к сердцу. С правой стороны стоит святитель сед, аки Власий; в руке книга, а в левой – святитель сед, борода долгая, в руке тоже книга; а за ним две вдовы жены плачутся. У главы Пречистой Пётр с кадилом, а за ним пять апостолов. В подножии стоит Павел, наклонился мало, а за ним пять апостолов, по сторону палата; по другую сторону палата, прозелень. Ограда мало видно охра с белилом» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Об Апостольских правилах много писано, но мы напомним здесь главнейшее, что было у нас под руками. Правила св. Апостолов, святых соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями. Москва, 1876. I, 5-12. — Христианское Чтение , 1841. III, 455. — “Чтения в Обществе любителей духовного просвещения” 1882. II, 141. —”Православное Обозрение,” 1862. I, 446. — Архим. Иоанн (впосл. епископ Смоленский), Опыт курса церковного законоведения. Спб. 1851. I, 122–136. —K. A. Неволин, Полное собрание сочинений. Спб. 1859. VI, 395. — H. K. Соколов, Курс церковного Права. Москва, 1875, стр. 94-118. — И. С. Бердников, Курс церковного права. Казань, 1888, § 10. — H. C. Суворов, Курс церковного права. Ярославль, 1889. I, 218–223. — М. А. Остроумов, Очерк православного церковного права. Введение. Харьков, 1893. I, 170–181. — П. И. Нечаев, Практическое руководство для священнослужителей. Спб. 1887. § 10, a в приложении стр. 1-22 изложены и кратко истолкованы Ап. правила. — G. Beveregius, Σ. sive Pandectae canonum etc. Oxonii, 1672. T. II, Annotat, pag. l-8. — P. de Marca, De concordia sacerdotii et imperii. Paris, 1704. lib. III, cap. II, — Z. B. Van Espen, Commentarius in canones. Coloniae, 1755. pag. 39–47. — P. et H. Ballerini, De antiqais collect. canonura (in A. Gallandii, De vetustis canon. collectionibüs. Venetiis, 1778), pag. 97—104. —Spittler, Geschichte des kan. Rechts. Halle, 1678, S. 66 и сл. — Krabbe, Ueber den Ursprung und Inhalt der apost. Constitutionen. Hamburg, 1829. S. 74 и сл. — J. S. Drey, Neue Untersuchungen über die Constitutionen und Kanones der Apostel. Tübingen, 1832, S. 201 и сл. —J. W. ßicke1, Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843. I, 71 и сл. —J. B. Mortreuil, Histoire du droit byzantin. Paris, 1843. I, 188 и след. — F. Maassen, Geschichte der Quellen und Literatur des can. Rechts. Graz, 1870. I, 408 и сл. — J.B. Pitra, Juris eccles. graecorum historia et monumenta. Romae, 1864. Prolegom. XXYIII и сл. — C. J. Hefele, Conci-liengeschichte. 2 Aufl. Freiburg, 1873. I, 793 и сл. — C. Popovicii, Fontänele si Codicii dreptului bisericescu orthodoxu. Cernauti, 1866. pag 39–42. — Πηδλιον. ν Ζακνθω, 1864. σ. κ " —κβ " . [Αθ. Изд. 1887, σ. 11–13].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Обширные пастырские, преподавательские, церковно-организационные обязанности одного из высших иерархов Русской Православной Церкви не заслонили в жизни высокопреосвященного Макария призвания историка. Ученый милостью Божией, он не просто систематизировал известные исторические материалы, но и сам обнаружил, исследовал и опубликовал множество древних источников по истории Церкви. Его перу принадлежат также работы из других областей церковной науки, в том числе знаменитый труд «Православно-догматическое богословие», в течение многих лет являвшийся основным учебным пособием по данному предмету в православных семинариях и Академиях. Заслуги митрополита Макария перед русской наукой были признаны и светскими учеными: высокопреосвященный Макарий был академиком Императорской Академии наук, действительным членом Общества любителей российской словесности. Имя митрополита Макария — среди первых в списке почетных членов Московской Духовной Академии, следом за ними идут имена знаменитых русских историков С. М. Соловьева, М. П. Погодина, А. Н. Муравьева, И. И. Срезневского. Современники называли высокопреосвященного Макария «одним из достойнейших, просвещеннейших иерархов Русской Церкви», «известнейшим русским богословом и даровитым историком» . И спустя много лет после его смерти исследователи признавали, что «по богатству фактического содержания и документальности изложения этот монументальный труд [История Русской Церкви] остается непревзойденным и до сих пор» . Эта оценка была повторена автором одного из последних исследований по истории Русской Церкви А. В. Карташевым: «Выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария — это его пока еще не превзойденная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу специального знания, какой является история С. М. Соловьева для общей истории России. Фактическая полнота соединяется и с новизной пущенных в ученый оборот материалов, особенно в изложении древнего периода» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435714/

Однако, несмотря на то, что эти последние каноны формулированы подобно гражданским законами с санкциями за те или иные преступления, они по существу носят другой характер. Их цель прежде всего – не кара за то или иное преступление, как это бывает в гражданских законах, а лечение души грешника, предохранение его от бОльшего греха и ограждание паствы от заражения последним. Если Церковь , например, не допускает тяжко согрешившего клирика к служению, а мирянина – к причастию, то это прежде всего потому, что приобщение при нераскаянных тяжелых грехах служит человеку не на пользу его душе, а »в суд и осуждение« ( 1Кор. 2:27–29 ). Апостол Павел указывает далее и на печальные последствия от этого не только для души, но и для тела ( 1Кор. 2:30 ). Именно лечебный характер многих прещений подчеркивается тем фактом, что изданные в разные времена различными Соборами правила часто указывают неодинаковые епитимьи за один и тот же грех. Во все времена остается неизменным определение сущности греховного недуга, но в зависимости от разных обстоятельств может меняться доза лекарства. По сто второму правилу VI Всел. Собора «Принявшие от Бога власть решить и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не утратить спасения недугующего»... И далее: «Ибо у Бога, и у приявшего пастырское водительство, все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить, и уязвленную змием уврачевать». Таким образом, каноны, указывая нам на греховность ряда явлений в жизни, предоставляют иерархии довольно большую свободу в выборе суровости епитимьи. Больной член совершенно отсекается от Церкви только в случае полной нераскаянности грешника согласно слову Спасителя (Мат. 18:15–17). Все вышесказанное указывает на необходимость правильного понимания канонов. Наиболее известны толкования Византийских канонистов Зонары, Аристина и Вальсамона. На русском языке они были помещены в издании Общества Любителей Духовного Просвещения под заглавием «Правила Св. Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отец с Толкованиями» (Москва 1876, 1880, 1881, 1884 гг.). Важным пособием является труд знаменитого русского канониста Епископа Иоанна Смоленского в бытность его архимандритом, «Опыт Курса Церковного Законоведения» (СПБ, 1851). Очень ценен капитальный труд Епископа Далматинского Никодима Милаша , окончившего Киевскую Духовную Академию, «Правила Православной Церкви с Толкованиями» (Т. I, СПБ 1911; Т. И, СПБ 1912). На русском языке полезным пособием служит «Алфавитная Синтагма» Матвея Властаря. Известен греческий канонический сборник «Пидалион» и его английский перевод «The Rudder», изданный в Чикаго в 1957 г. Полезные справки имеются в другом английском издании канонов в серии «A Select Library of Nicene and Post Nicene Fathers of the Church», vol. XIV, The Seven Ecumenical Councils, Gran Rapods, Mich., 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться. Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы. Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь «Пречистыя Ризы Положение», которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля. Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий. Труды: Правая грамота о Кирилловом монастыре// Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. – СПб., 1895 (Памятники древней письменности, 111). Послание митрополиту Геннадию//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-haч.XY1 в. – М.; Л., 1955, Приложение, 14–15. Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей. Синодальное собрание, 562, л. 199 об. – 202). Два послания вятчанам 1486–1489 гг. о подчинении великокняжеской власти//Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1841, т. 1, 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880, т. 6. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010