С 90-х гг. XIX в. Г. выступал в печати («Вестник Европы», «Московские ведомости» , «Московские церковные ведомости», «Новое время», «Русское обозрение», «Русское слово», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» и др.) со статьями о светской и церковной истории Москвы и России, в частности о Смутном времени и об Отечественной войне 1812 г. (подписывался своей фамилией, а также псевдонимами Г. Г., Г. П., Покровский П. Я., Старинщик). С 1894 г. участвовал в составлении многотомного изд. «Приходская библиотека» и состоял членом редакции газ. «Русское слово». Работая с материалами музея, Г. составил описи рукописей из собраний акад. Н. С. Тихонравова и коллекционера Т. Ф. Большакова , каталог масонских рукописей. В 1899 г. опубликовал 7 рисунков и 5 писем А. С. Пушкина , в 1907-1908 гг.- письма А. И. Герцена к Н. П. Огарёву за 1855-1890 гг., в сборниках «Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя» (СПб., 1907-1909. Вып. 1-3) впервые напечатал нек-рые песни, собранные Н. В. Гоголем , и письма Гоголя, записную книжку В. А. Жуковского , в 1912 г.- письма М. И. Кутузова, в 1915 г.- И. С. Тургенева . В 1912 г. Г. предпринял факсимильное издание Архангельского Евангелия 1092 г. Член Русского военно-исторического об-ва (1908), Об-ва истории и древностей российских (1912), Об-ва любителей древней письменности (1914), Московского археологического об-ва (1916), Г. был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. В течение мн. лет состоял старостой храма свт. Николая в Ст. Ваганькове. После Октябрьской революции 1917 г. Г. в качестве эмиссара народного комиссариата просвещения выезжал в различные регионы страны для проведения национализации частных коллекций и б-к. С 1918 по 1922 г. собирал рукописи в брошенных имениях, закрывшихся мон-рях и различных учреждениях, в частности перевез в Гос. Румянцевский музей архивы Барятинских, Воронцовых-Дашковых, Милютиных. В 1918 г. был командирован в Городец Нижегородской губ. для приобретения старинных рукописей из собраний купцов-старообрядцев П. А. Овчинникова и Г. М. Прянишникова . Г. проводил поиск и передачу в музей коллекций антиквара и книговеда П. П. Шибанова (см. Шибановы ), собирателя-старообрядца Е. Е. Егорова , МДА, Рогожского кладбища и др. Принял непосредственное участие в сохранении и научном описании рукописного и книжного собрания XII-XVIII вв. Троице-Сергиевой лавры , к-рое было передано в музей. В 1923 г. издал работу с описанием датированных рукописей с летописями из собрания лавры. Подготовил к публикации текст дневника А. С. Пушкина, выполнил текстологическую часть работы, к-рая была опубликована в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/162163.html

Синоде). 4) «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесеям». Москва, 1873 г. (За это сочинение автор был удостоен, после публичного диспута, степени доктора богословия). 5) «История Московской Духовной Академии до ее преобразования», Москва, 1879 г. (Удостоена Академией Наук Уваровской премии в 500 р. и автору объявлена Высочайшая благодарность). – С. К. Смирнов состоял с 1874 г. членом-корреспондентом Академии Наук по отделению русского языка и словесности; еще в 1851 году он избран был действительным членом Общества Истории и Древностей Российских при Имп. Московском университете, а в 1879 г. – непременным членом Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при том же университете. Кроме того, он состоял почетным членом Общества Любителей Духовного Просвещения (1879), а также двух Духовных Академий: Московской (1886 г.) и Петербургской (1888 г.). Как видим, ученая деятельность С. К. далеко выходила за рамки простого «прохождения службы»: его знали, как ученого, не только духовно-академические круги, но и большинство тогдашних светских ученых, не только историков или словесников, но даже антропологов и натуралистов. В этом обстоятельстве всего более убеждает переписка С. К., указывающая на весьма широкий круг его личного или литературного знакомства 948 . Из печатаемых ниже писем мы увидим не раз, что такие крупные ученые, как академики Бычков, Сухомлинов, Тихонравов, Буслаев, Погодин и другие обращались за справками и советом к С. К. по вопросам отечественной истории и словесности и часто получали подробные разъяснения от него, как, напр., приводимая для образца справка на запрос проф. Погодина о представителях рода Титовых. Из этих фактов и тона всех писем ученых, печатаемых ниже, мы видим, насколько Московская Духовная Академия в то время была в курсе обще-культурной и научной жизни страны: она стоит наряду с другими учебно-учеными учреждениями и обществами, поддерживает с ними самую оживленную связь и вносит свою долю участия в общее дело разработки научной нивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. 50-х - 1-й пол. 80-х гг. XIX в. Дмитровские епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , жившие в Москве, активно способствовали развитию церковной науки и духовно-нравственному просвещению. Еп. Леонид являлся членом мн. образовательных и научных учреждений и об-в: в 1865-1874 гг. он состоял председателем Московского губ. училищного совета, в 1869 г. был избран почетным членом Московского об-ва любителей духовного просвещения, с 1870 г. являлся помощником председателя совета Православного миссионерского общества , с 1874 г.- почетным членом Московского ун-та, с 1875 г.- почетным членом Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее. Еп. Амвросий был известен в Москве как проповедник, выступал с публичными лекциями на духовно-нравственные темы, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг., был инициатором создания Об-ва любителей церковного пения (см. ст. Общества церковнопевческие ) и стал его 1-м председателем, принимал активное участие в деятельности Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. Дмитровским епископам были подведомственны церкви в Москве Китайского и Ивановского сороков, в т. ч. соборы Казанский и Покрова Пресв. Богородицы , а также мон-ри: московский во имя Алексия, человека Божия , Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя , Богоявленский (резиденция Дмитровских викариев), московский в честь Вознесения Господня в Кремле , московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца , московский в честь Зачатия св. Анной Пресв. Богородицы , московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Покровская община сестер милосердия. Дмитровские архиереи наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губ. В обязанности архиереев входила выдача св. антиминсов и мира для подчиненных храмов, предварительное рассмотрение дел о строительстве, ремонте и освящении храмов, надзор за организацией крестных ходов и сборов пожертвований для церковных нужд, за выдачей пособий беднейшим семьям духовного звания, назначение в приходы псаломщиков, а в монастыри послушников и послушниц, учреждение духовных хоров, об-в хоругвеносцев, утверждение журналов собраний МДС и духовных уч-щ епархии, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Москвы и губернии.

http://pravenc.ru/text/178617.html

С 1 июля 1860 г. митрополит Киевский и Галицкий, архимандрит Киево-Печерской лавры и член Святейшего Синода. В период реформ в РПЦ в 60-70-х гг. XIX в . развернул в Киевской епархии обширную деятельность по устройству церковноприходских школ. В марте 1866 г. назначен председателем Комиссии по реформе духовных школ, отверг предложенный обер-прокурором гр. Д. А. Толстым вариант устава ДА и ДС (см. Уставы духовных школ ). Особое возражение со стороны А. вызвало предложение сторонников обер-прокурора включить в проект устава принцип всесословности духовной школы при ограничении численности учащихся, поскольку архиерей полагал, что это закроет путь к образованию мн. малоимущим детям духовного сословия. А. также критиковал ориентацию устава на университетские порядки, что, по его мнению, ставило под угрозу существование духовных учебных заведений. Позиция митрополита вызвала недовольство обер-прокурора, А. был вынужден уехать в Киев, и утверждение устава в мае 1869 г. состоялось без него. А. являлся членом большого числа церковных и общественных орг-ций и учреждений: президентом Киевского комитета Православного миссионерского об-ва , почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Киевского, Московского, Петербургского ун-тов, Медико-хирургической академии, Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге, Общества любителей духовного просвещения , Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее, Об-ва попечения о раненых и больных воинах, Киевского об-ва любителей садоводства, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам Киевского ун-та, действительным членом Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе и Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях. За церковное и общественное служение А. был награжден орденом св. Анны 2-й (25 апр. 1831) и 1-й степени (25 апр. 1835), орденом св. равноап. кн. Владимира 2-й степени большого креста (14 апр. 1845) и 1-й степени (31 марта 1863), орденом Александра Невского (20 мая 1850), орденом Андрея Первозванного (27 марта 1866) и алмазными знаками Андреевского ордена (16 апр. 1872). В авг. 1873 г., когда праздновалось 50-летие служения А. в священном сане, ему была пожалована панагия с бриллиантами при именном рескрипте императора. А. скончался от инсульта, погребен в Крестовоздвиженской ц. Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/76242.html

Такое обозрение двадцатипятилетия учено-литературной деятельности А.П. Лебедева представляется нам тем более полезным и благовременным, что доселе появлявшиеся обзоры её или уже устарели, или не полны и односторонни, каковы помещённые в «Чтениях в Обществе люб. дух. Просвещения» за 1879 и 1888 годы и у покойного профессора Ф.А. Терновского в его обзоре трудов русских (и иностранных) ученых по церковной истории, вышедшем в 1885 году, в Киеве, в приложении к его труду: «Греко-восточная церковь в период вселенских соборов». Начало учено-литературной деятельности А.П. Лебедева положено ровно 25 лет тому назад, хотя в печати собственно учено-литературные труды его стали появляться не ранее 1872 года. Первой серьезной учено-литературной работой А.П. было его магистерское сочинение на тему: «Превосходство откровенного учения о творении мира перед всеми другими объяснениями его происхождения». Это сочинение в рукописи подано было автором академическому начальству в 1870 году. За тем, избранный в том же 1870 году 24 сентября Советом Академии на должность доцента по кафедре общей (древней) церковной истории, молодой ученый, по мере ознакомления с предметом этой кафедры, начал (с 1873 года) выпускать в свет исследование и статьи по этому именно предмету. В этом порядке мы и будем представлять здесь обзор учено-литературных трудов А.П. Лебедева , причем собственно церковно-исторические труды его, в виду множества их и в видах наибольшей целесообразности сообщения о них, мы сгруппируем в систематическом порядке. Список сочинений проф. А.П. Лебедева, с отзывами о них I. Статьи по христианской апологетике 1. «Имели ли древние язычники ясное понятие о сотворении мира»? См. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения за 1873 г., т. I, 1874 г. т. I–II. Всего 74 страницы 1 . 2. «Пантеизм XIX века». Там же, 1876 г., т. II. Страниц также 74. 3. «Принципы материалистического мировоззрения новейшего времени». Там же, 1873 г., т. I. Стр. 57. 4. «Материализм в вопросе о происхождении мира пред судом строго научного естествознания». Прибавления к Твор. Св. Отц. 1872 г., ч. XXV. Стр. 101+55.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

На территории Высоко-Петровского монастыря сегодня работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Такое соседство, конечно, является не случайным. В прошлом здесь располагались Общество любителей духовного просвещения, созданное по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и епархиальная библиотека. Высоко-Петровский монастырь во все времена находился в эпицентре духовной жизни. Надеюсь, что насельники возрождающейся обители будут активными помощниками в работе Отдела религиозного образования и катехизации. — Из кого, на Ваш взгляд, могла бы состоять братия монастыря? — Братия уже формируется. На сегодняшний день, кроме настоятеля  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – и меня, его наместника, это три игумена, иеродиакон и три послушника. Для первых месяцев существования монастыря это неплохо. — Какие реставрационные работы предстоит выполнить в монастыре? — Самая большая и ответственная работа связана с расчисткой территории. Когда строилась станция метро «Чеховская», весь грунт, который доставали из забоя, вывозился в Высоко-Петровский монастырь. Обитель была покрыта слоем земли, доходившим местами до четырех-пяти метров. Просто-напросто здесь устроили свалку. Монастырь засыпали кучами земли. Это негативно сказалось на состоянии грунта и грунтовых вод, на гидроизоляции и на многом другом. Когда в монастыре шли первичные реставрационные работы, часть грунта вывезли, но остался слой высотой около полутора-двух метров. В нем проложены коммуникационные сети. Предстоит сложная работа, но не сделать ее нельзя, потому что в противном случае монастырь не сможет вернуть свой прежний архитектурный облик. Следующий этап — подготовка к реставрации храмов обители. Эту задачу необходимо решить на современном уровне. Нужно собрать большую группу специалистов и разработать проекты росписи храмов. Строились они в разные эпохи, и каждому из них были свойственны те или иные живописные формы. Так что стиль росписи должен соответствовать определенному времени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210218...

Своей деятельностью В. возбудил на Западе живое внимание к Русской Церкви и положил начало сближению с Православием со стороны старокатоликов и представителей Англиканской Церкви . Поддерживая это стремление, В. отрицал возможность объединения всех христ. исповеданий в одну «отвлеченную» Церковь, как это предлагал франц. историк Ф. Гизо. В 1865 г. рус. священник побывал в Кембридже и Оксфорде (Англия), где обсуждал возможность сближения Англиканской Церкви с правосл. В. занимался также старокатолич. вопросом, присутствовал на конгрессе старокатоликов в Констанце. Вместе с неск. англикан. священниками В. и Гетте учредили в Париже Вселенское об-во для соединения всех христиан. Это начинание было поддержано Московским митр. Филаретом, что позволило открыть в Москве филиал об-ва. В 1867 г. В. вернулся в Россию и был назначен председателем новоучрежденного Учебного комитета при Синоде. В. тесно сотрудничал с обер-прокурором Синода Д. А. Толстым, хотя отрицательно относился к нек-рым инициированным обер-прокурором церковным реформам. В. считал необходимым преобразование системы духовного образования, участвовал в выработке устава духовных академий (утвержден 30 мая 1869; см. Уставы духовных школ ). При В. был разработан устав жен. епархиальных уч-щ, в 1873 г. он сумел добиться отсрочки на 7 лет принятия указа, ограничивавшего право выпускников ДС поступать в ун-ты. В. покровительствовал ж. «Церковно-общественный вестник», изданию либерального направления, в к-ром нередко печатались статьи с критикой рус. духовенства, особенно монашествующих. Создал в 1873 г. петербургский отдел Общества любителей духовного просвещения, первостепенной задачей к-рого, по мнению учредителя, была «внутренняя миссия». Поскольку в Об-ве не было единства, В. вскоре вышел из него, через нек-рое время петербургский отдел распался. С дек. 1878 г. по февр. 1880 г. В. лечился за границей. В 1881 г. он был избран председателем петербургского Об-ва религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. Награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени. Погребен на Никольском кладбище при Александро-Невской лавре в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/149819.html

Чтобы подчеркнуть, что западная наука не исчерпывается отрицательными гипотезами, протоиерей Николай Елеонский начал переводить на русский язык «Исагогику» Кейля (перевод не был закончен, его первая часть опубликована в «Богословском вестнике», 1875, 1). К сожалению, собственный курс исагогики русского ученого остался незавершенным. Профессор протоиерей Николай Елеонский внес заметный вклад в ветхозаветную исагогику: он рассматривал вопросы библейского канона, хронологии, сопоставлял библейские повествования с археологическими находками на ближнем Востоке. Наиболее капитальный его труд – двухтомник «Очерки из Библейской географии» (общим объемом около 750 страниц) – был издан Императорским Православным палестинским обществом в Санкт-Петербурге в 1896–1897 годах, причем первые главы этой работы были написаны в соавторстве с П. И. Горским-Платоновым . Прот. Н. Елеонский читал также курсы основного богословия в Петровской земледельческой и лесной академии, а затем в Московском императорском университете. Им были изданы лекции и несколько трудов по этой тематике. Профессор протоиерей активно сотрудничал с Православной богословской энциклопедией, написав для нее около 50 статей. Он был избран почетным членом Московской духовной академии и Общества любителей духовного просвещения. Скончался протоиерей Николай Елеонский 25 октября 1910 года после продолжительной болезни и был погребен на кладбище Скорбященского монастыря близ Бутырской заставы. Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов профессора протоиерея Николая Елеонского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») I. Библейско-богословские сочинения 1 . Анализ 1–12 глав Евангелия от Луки//ЧОЛДП, 1873, 3, с. 295–313; 6, с. 672–711; с. 609–665. 2 . Историческая справка к 5–11 стихам 14 главы Евангелия от Матфея. СПб., 1895, 81XVI с. 3. История (порождения) небес и земли. Сотворение мира. Рай . Грехопадение. Опыт истолкования 1:1–3:24 кн. Бытия// ЧОЛДП, 1872, кн. 1, с. 104–124, 153–164; кн. 2, с. 34–63; 1873, кн. 3, с. 9–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Традиционная русская школа — неотъемлемая часть российской цивилизации, основным формирующим началом которой исторически является духовно-нравственный критерий, духовно-нравственный базис. Как Предстоятель Церкви не могу не отметить, что наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу педагогики. Удивительно — добродетельная жизнь как непременное условие формирования личности! Согласие духовных принципов воспитания в семье и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения, и не было никакого противопоставления — чему учили в школе, тому учили и дома. Отечественное образование предполагало развитие, как говорили в старину, «разума и способностей души» при помощи, с одной стороны, точных наук, особе выделяя математику, а с другой — русского языка, классической литературы, истории, древних и новых языков, Закона Божиего. Все это формировало здоровое национальное самосознание, высокий уровень нравственности и, как результат, верность своей Родине. Подобные объединения существовали в России и раньше. Как я уже сегодня говорил, в 1811 году в России было образовано Общество любителей российской словесности, поставившее целью «способствовать успехам отечественной словесности как главному средству к распространению просвещения». На заседаниях Общества представляли свои первые опыты Ф.И. Тютчев и А.И. Полежаев. Один из учредителей Общества Василий Львович Пушкин читал на заседаниях стихи своего племянника Александра. Усилиями Общества, объединившего ученых и литераторов, государственных и общественных деятелей, за 119 лет его существования были опубликованы тысячи выдающихся произведений русских литературных критиков и языковедов, отечественное филологическое образование стало одним из самых успешных в мире, а глубокое изучение лучших произведений русской литературы прочно вошло в школьное образование. Вот замечательный пример общественной инициативы и развития школы как государственной институции. Именно благодаря этому, несмотря на все испытания и перемены, постигшие российское общество в советский период, удалось сохранить и развить высочайшую культуру и не утратить преемство с тысячелетней национальной традицией.

http://patriarchia.ru/db/text/4394841.ht...

В 1853 г. в Москве был издан капитальный труд П. С. Казанского «История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием» (ряд материалов этой книги публиковался в «Прибавлениях к творениям святых Отцев», начиная с 1850 г.). С 1845 по 1857 гг. П. С. Казанский регулярно публиковал свои статьи по истории восточного монашества на страницах «Прибавлений к творениям святых Отцев». По тогдашней традиции, эти статьи печатались без подписи автора, и толь-ко по косвенным признакам можно судить о том, что данные публикации принадлежат перу Петра Симоновича. Впоследствии эти статьи легли в основу его двухтомной монографии «История православного монашества на Востоке» (т. I. М. 1854; т. 2. М. 1856), и поэтому небезынтересно заглянуть в «творческую лабораторию» автора. Вот далеко не полный перечень статей П. С. Казанского , относящихся к начальной истории монашества в Египте: «Св. Макарий Египетский » (1845 г.) 8 ; «Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим » (1851) 9 ; «Основание женских иноческих обителей в Египте» (1853) 10 ; «Пустынножительство в горе Нитрийской и ее окрестностях» (1855) 11 ; «Подвижники Скитской пустыни в Египте» (1855) 12 ; «Св. Петр, архиепископ Александрийский» (1856) 13 ; «Св. Нил, подвижник Синайский, и его сочинения» (1857) 14 ; «Св. Анастасий Синаит » (1857) 15 . Благодаря тому духовно-нравственному направлению, которое сложилось в Московской Духовной Академии, Петр Симонович смог положить все силы на научные изыскания в области церковной истории. Упорные труды П. С. Казанского рано обратили на него внимание русского ученого мира. Уже в 1847 году он был избран в действительные члены Императорского Общества истории и древностей Российских. В 1850 году П. С. Казанский и протоиерей А. В. Горский (будущий ректор МДА, с 1862 по 1875 гг.) стали членами-корреспондентами Петербургского Археологического общества. Как к знатоку церковной истории к Петру Симоновичу обращались с вопросами и поручениями такие видные представители российской исторической науки, как И. П. Сахаров, О. М. Бодянский, М. П. Погодин, И. И. Срезневский , А. С. Уваров и другие. За заслуги перед русской исторической наукой П. С. Казанский был избран действительным членом Московского Археологического общества и почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010