Созидание московского подворья проходило при самом активном участии одного из самых деятельных членов 18-й Пекинской Духовной Миссии - архимандрита Авраамия (в миру Василий Васильевич Часовников, 1864-1918). Он приехал из Пекина в Москву, чтобы, выступая с лекциями о миссионерской деятельности православных в Китае, собрать средства на развитие Китайского православного братства и строительство в Пекине собора во имя 300-летия Дома Романовых. Так, выступая в Москве 16 марта в Обществе любителей духовно-нравственного просвещения в присутствии Митрополита Петроградского Владимира, архимандрит Авраамий указывал на настоятельную необходимость подготовки миссионеров для работы в Китае. Он провидчески указывал на грядущий наплыв китайцев в Россию и на опасность наступления восточного язычества на православие. В конце 1913 г. московское подворье возглавил иеромонах Досифей (в миру Димитрий Федорович Королев), уроженец Москвы, начинавший свой монашеский путь в 1864 г. послушником в Николо-Угрешском монастыре. В 1873 г. он был пострижен в монахи, а вскорости рукоположен в иеромонахи, после чего переведен в Высокопетровский монастырь в Москве. В дальнейшем три года состоял экономом Московской Духовной академии. Иеромонах Досифей прославился своим замечательным голосом: П.И. Чайковский признавал его четвертым лучшим тенором Европы. В течение 27 лет о. Досифей подвизался в Чудовом монастыре, где был уставщиком. В 1901 г.он перешел казначеем в Знаменский монастырь. Являлся кавалером ордены Св. Анны 3 степени. В 1914 г. о. Досифей по неизвестным нам причинам сложил с себя обязанности заведующего подворьем. Появление часовни на подворье миссии вскоре было замечено, и благочинному 3 отделения Сретенского сорока, настоятелю Софийской, что на Лубянке, церкви протоиерею Сергию Садковскому 7 августа поступило донесение от священника Троицкой, что в Покровском, церкви Алексия Покровского. В нем, в частности, говорилось: “Будет открыта здесь Китайская семинария для приготовления миссионеров в Китай; построится пока деревянный храм, а со временем - и каменный; а пока отделали одну комнату - с Покровки - под часовню, в которой и начали служить с 3 августа молебны, всенощные бдения и обедницы... Служат монахи и имеют ли право на это - неизвестно”. Документ был приобщен к делу, ход коему был дан в связи со строительством, развернувшимся на подворье. Началось расследование. В ходе его выяснилось, что митрополит Московский и Коломенский Макарий еще 31 июля 1913 г. дал указание разрешить устроение временного храма при подворье Пекинской миссии”.

http://sobory.ru/article/?object=37997

Толкователей правил не было много. В течение первых одиннадцати веков, строго говоря, не было ни одного. Первый толкователь появляется в начале XII века, – это Иоанн Зонара, монах, а до этого великий друнгарий виглы, т.е. начальник дворцовой стражи и вместе с тем вице председатель императорского трибунала и государственный секретарь. Как начинает свои толкования Зонара, – мы видели, а далее в предисловии он говорит, что цель его – сделать вразумительными святые правила и разъяснить смысл их, так чтобы каждый в состоянии был проникнуть в глубину святых правил и каждому были бы ясны все канонические определения; потому-то он и взял на себя труд изложить в сжатом виде толкование каждого правила. И Зонара исполнил это так хорошо, что и до настоящего времени никто еще не превзошел его в этом и Вальсамон с полным правом мог назвать его о υπερφυστατος (т.е. превосходнейшим) в толковании правил. В том же XII веке написал толкование правил Алексей Аристин, диакон и великий эконом патриаршей церкви в Константинополе. Он толковал сокращенный текст (Синопсис) правил, но так, что под сокращенным текстом ставил перифразу полного текста, и если сокращенный текст правил был понятен, он оставлял их без толкования, замечая только, что «правило ясно». Во второй половине того же XII века появляется третий толкователь Феодор Вальсамон, сначала Хартофилакс константинопольской патриаршей церкви, потом (с 1193 г.) антиохийский патриарх. Вальсамон собственно поставил своею задачею привести в соглашение предписания святых правил с законоположениями государственного греко-римского законодательства и в этом отношении вел свою работу самостоятельно; а в толкованиях самых правил он во всем следует Зонаре, кое-где только дополняет толкования Зонара, приводя для разъяснения того или другого канонического определения решения константинопольского патриаршего синода. Толкования вышеуказанных трех толкователей (Зонара, Аристина и Вальсамона) напечатаны в оригинальном греческом тексте в II, III и IV томах Συνταγμα των θεων κα ιερν καννων των τε γιων κα πανευφμων Αποστλων κα των ιερν οικουμενικν κα τοπικν Συνδων κα των κατ μρος αγων πατρων, εκδοθν υπ Γ. Α. " Ρλλη κα Μ. Ποτλ, γκρσει τς αγας κα μεγλης του Χρστου εκκλησας (A­ θνησιν, 1852–59, τομ. Ι-V Ι), а греческий текст с латинским переводом в Συνοδικον sive Pandectae canonum ss. Apostolorum et Conciliorum ab ecclesia graeca receptorum, nec non canonicarum ss. Patrum epistolarum, – Guil. Beveregius recensuit (Oxonii, 1672). В русском переводе толкования эти напечатаны в издании московского Общества любителей духовного просвещения «Правила св. Апостол, св. соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями» (Москва, I, 1876; II. 1880–1 г. г. и III, 1884 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ученый и талантливый духовный писатель, епископ Иоанн был очень любим Московским митрополитом Филаретом и им самим за ученость был прозван «Филаретик». Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим. В епархиальных делах епископ Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (немногим более четырех лет). Однажды утром нашли его мертвым на полу посреди спальни; одна нога была босая, а другая – в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный. Труды: Опыт курса церковного законоведения (два выпуска). Догмат о Пресвятой Троице. – СПб., 1897, а также: Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 142. Беседа в день явления Смоленской Божией Матери – Одигитрии//Русский паломник. – 1893, 31. – С. 489. О свободе совести//Православный собеседник. – Казань, 1905, январь. – С. 84. К вопросу о церковном суде//Православный собеседник. – Казань, 1896, январь. – С. 388. Беседы, поучения и речи. – Смоленск, 1871; 2-е изд. – 1876. См. также: Известия по Казанской епархии. – 1876, 12. – С. 384. О монашестве епископов//Православный собеседник. – Казань, 1907, октябрь. – С. 64. Общество и духовенство//Православный собеседник. – Казань, 1859. – Т. 1. О преподавании богословия в наших университетах. Слово об освобождении крестьян. Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге, и др. Ряд статей по церковному законоведению. Литература: Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский: его жизнь и проповеднические труды. – М., 1877. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1887. – 2–9. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 16. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. – Казань, 1895. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. – Т. 1. – С. 121, 178–179, 189, 191.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чтобы подчеркнуть, что западная наука не исчерпывается отрицательными гипотезами, протоиерей Николай Елеонский начал переводить на русский язык „Исагогику” Кейля (перевод не был закончен, его первая часть опубликована в „Богословском вестнике”, 1875, К сожалению, собственный курс исагогики русского учёного остался незавершённым. Профессор протоиерей Николай Елеонский внёс заметный вклад в ветхозаветную исагогику: он рассматривал вопросы библейского канона, хронологии, сопоставлял библейские повествования с археологическими находками на ближнем Востоке. Наиболее капитальный его труд – двухтомник „Очерки из Библейской географии” (общим объёмом около 750 страниц) – был издан Императорским Православным палестинским обществом в Санкт-Петербурге в 1896–1897 годах, причём первые главы этой работы были написаны в соавторстве с П. И. Горским-Платоновым . Протоиерей Н. Елеонский читал также курсы основного богословия в Петровской земледельческой и лесной академии, а затем в Московском императорском университете. Им были изданы лекции и несколько трудов по этой тематике. Профессор протоиерей активно сотрудничал с Православной богословской энциклопедией, написав для неё около 50 статей. Он был избран почётным членом Московской духовной академии и Общества любителей духовного просвещения. Скончался протоиерей Николай Елеонский 25 октября 1910 года после продолжительной болезни и был погребён на кладбище Скорбященского монастыря близ Бутырской заставы. Священник Димитрий Юревич . Библиография основных трудов профессора протоиерея Николая Елеонского ( полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения „Серафим”). I. Библейско-богословские сочинения 1 . Анализ 1–12 глав Евангелия от Луки//ЧОЛДП, 1873, стр. 295–313; стр. 672–711; стр. 609–665. 2 . Историческая справка к 5–11 стихам 14 главы Евангелия от Матфея. СПб, 1895, 81+XVI стр. 3 .  История (порождения) небес и земли. Сотворение мира. Рай . Грехопадение. Опыт истолкования 1:1–3:24 книги Бытия //ЧОЛДП, 1872, книга 1, стр. 104–124, 153–164; книга 2, стр. 34–63; 1873, книга 3, стр. 9–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Так возникло Общество Любителей Просвещения в Византии. И нет ничего удивительного в том, что первый христианский император пришел к такой поразительной мысли, как основание в своем дворце Общества Любителей Духовного Просвещения. Константин совмещал в себе все качества просвещеннейшего христианина и проницательного руководителя христианского народа. Характеристика Константина Евсевием и собственное самосвидетельство этого государя дают нам понять, почему он ознаменовал себя указанным учреждением. Любимым его чтением была Библия ; он ей посвящал в особенности ночи 1097 , как такое время, когда мысль не развлекалась ничем внешним. А разве углубленное чтение Св. Писания давало мало пищи для его любознательного ума, мало поводов к возникновению вопросов, напрашивавшихся на решение и размышление? При изучении Св. Писания занимали Константина в особенности вопросы о ветхозаветных пророчествах и их исполнении 1098 . А разве это не такие вопросы, которые занимали, занимают и в будущем не перестанут занимать умы самых просвещенных богословов? Вся языческая древность с ее темными и светлыми сторонами глубоко интересовала Константина; он знал не только грубые заблуждения язычников, открытые и для поверхностного наблюдателя, но изучал лучших философов и поэтов языческого мира – Платона и Вергилия, и изучал в целях научно-богословских, именно для того, чтобы уяснить, в каких отношениях философские идеи Платона, несмотря на их возвышенность, далеко уступают учению христианскому и каким образом языческий мир приготовлялся к принятию Искупителя 1099 . Все такие вопросы, о которых необходимо размышлять много для того, чтобы уяснить их, и которые могут давать бесконечное множество тем для собеседований. Говорить ли о том, что общество образованнейших епископов, вроде Евсевия Кесарийского , составляло для Константина истинную потребность? Он и сам любил читать богословские сочинения лучших писателей своего времени и поощрял их к продолжению этого рода труда 1100 . Итак, Константин сделался основателем общества любителей просвещения не случайно, а потому что он чувствовал внутреннее признание положить почин похвальному делу. Он мог быть (и был) не только деятельнейшим представителем новосозданного общества, но и лучшим его украшением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Тем не менее, без всякого сомнения, взгляды Хомякова относительно просвещения заслуживают самого внимательного изучения. Именно так – просвещением, в широком смысле этого слова, Хомяков называл нравственное и интеллектуальное развитие общества . Об этом же Хомяков говорит и в другом месте: «Просвещение не есть только свод и собрание положительных знаний: оно глубже и шире такого тесного определения. Истинное просвещение есть разумное просвещение всего духовного состава в человеке и в народе. Оно может соединяться с наукою, ибо наука есть одно из его явлений, но оно сильно и без наукообразного знания; наука же (одностороннее его развитие) бессильна и ничтожна без него. Некогда оно было и у нас, несмотря на нашу бедность в наукообразном развитии, и от него остались великие, но слишком малозамеченные следы» . Иными словами, для Хомякова просвещение – это не столько научное образование, сколько духовно-интеллектуальное возрастание всего народа. Получается, что для Хомякова слово «просвещение» двусоставно, оно словно имеет два крыла: духовный и материальный. Все это дает нам основания считать, что современным аналогом хомяковского термина «просвещение» является слово «культура». Мы знаем, что культура может быть материальной, а может быть духовно-нравственной, а это и есть 2 крыла хомяковского «просвещения». Такая замена термина «просвещение» термином «культура» поможет нам лучше понять Хомякова. Дело в том, что термин «культура» во времена Хомякова только начал входить в научный оборот, чаще всего в качестве русского заменителя этого термина использовали слово «просвещение». Так, одно из первых упоминаний термина «культура» встречается в «Карманной книжке для любителя чтения русских книг, газет и журналов» И. Ренофанца в 1837 г. [iv] . Справедливость нашего тезиса доказывает и то, что Хомяков включает в своё понимание просвещения такие отрасли современной культуры, как наука, литература, живопись, архитектура, зодчество, музыка. Кроме того, Хомяков говорит о просвещённости Китая, что, несомненно, служит синонимом признания существования его древней самобытной культуры.

http://bogoslov.ru/article/5162681

Все лучшие, просвещеннейшие и любознательнейшие из числа Константиновых преемников на троне византийском во все время существования христианской Византии, т. е. до половины XV в., следовали примеру первого христианского императора, покровительствовали и содействовали процветанию общества любителей просвещения. Императоры: Юстиниан Великий (527–565), Лев Мудрый (886–912), Константин Порфирогенит (912–959), Роман III (1028–1034), Константин Мономах (1042–1056), Алексей I Комнин (1081–1118), Мануил Комнин с сыном Алексеем (1143– 1183), Андроник Комнин (1183–1185), Андроник II Палеолог (281 –1332) – все они в той или другой мере содействовали оживлению и развитию деятельности византийского Общества Любителей Духовного Просвещения. Одни из них прославились заботами о науке и просвещении, желая в этом отношении подражать Антонинам, Марку Аврелию и Августу, окружали себя философами и риторами, любили с ними беседовать, некоторые из таких императоров на науку обращали больше внимания, чем на дела управления; ученые, принадлежавшие к этому кружку, исследовали в особенности трудные вопросы о сверхъестественных предметах 1101 ;дворец таких императоров открыт был для образованнейших людей, между которыми можно было встретить и молодых, начинающих ученых, и почтенных старцев, украшенных сединой 1102 . Другие из вышеперечисленных императоров считали, как выражаются византийские историки, «небесную философию» (т. е. богословскую науку и просвещение) делом важным и ценили весьма высоко, «воздавали похвалы красноречивым ораторам и, приближая ученых к своему трону, часто поощряли их дарами и удостаивали немаловажных почестей» 1103 .– С особенным отличием могут быть вспомянуты здесь имена двух византийских императоров – Мануила Комнина и Андроника II Палеолога. Их деятельность, в особенности последнего из них, направленная ко благу Общества Любителей Просвещения, вероятно, не по случайным причинам, изображена византийскими историками в чертах очень ярких. О Мануиле один византийский историк говорит: «Св. Писание задавало ему многие трудные для понимания вопросы, и он, доискиваясь их решения, собирал к себе и спрашивал всех, кто отличался ученостью» 1104 . В царский дворец при Мануиле, по его изволению, с указанной целью приходили «сонм архиереев и все отличавшиеся ученостью» 1105 . Описывая эти собрания, историк членов этих собраний именует людьми, «любящими заниматься божественными догматами» 1106 , т. е. прямо называет их любителями духовного просвещения – термином, которым обозначаются и члены нашего общества. Другой византийский историк дает очень обстоятельные сведения о любительских собраниях при Андронике Палеологе и не находит достаточно слов, чтобы восхвалить покровителя этих собраний – Андроника. Пусть эти похвалы преувеличены 1107 , не беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ьое царство вводить разумность. Для этого он созывал собрания, Созывал сонмы святых и благочестивых мужей (т. е. лиц христианского исповедания) в царские чертоги. Речи, говоренные Константином, представляли ему множество случаев к богословствованию. Й многочисленные толпы слушателей, по замечанию того же Евсевия, спешили на эти собрания слушать философствующего государя». 1122 Так возникло Общество Любителей Просвещения в Византии. И нет ничего удивительного в том, что первый христианский император пришел к такой поразительной мысли, как основание в своем дворце Общества Любителей Духовного Просвещения. Константин совмещал в себе все качества просвещеннейшего христианина а проницательного руководителя христианского народа. Характеристика Константина Евсевием и собственное самосвидетельство этого государя дают нам понять, почему он ознаменовал себя указанным учреждением. Любимым его чтением была Библия ; он ей посвящал в особенности ночи, 1123 как такое время, когда мысль не развлекалась ничем внешним. А разве углубленное чтение Св. Писания давало мало пищи для его любознательного ума, мало поводов к возникновению вопросов, напрашивавшихся на решение и раз. мышление? При изучении Св. Писания занимали Константина в особенности вопросы о ветхозаветных пророчествах и их исполнении. 1124 А разве это не такие вопросы, которые занимали, занимают и в будущем не перестанут занимать умы самых просвещенных богословов? Вся языческая древность с ее темными и светлыми сторонами глубоко интересовала Константина; он знал не только грубые заблуждения язычников, открытые и для поверхностного наблюдателя, но изучал лучших философов и поэтов языческого мира – Платона и Вергилия, и изучал в целях научно–богословских, именно для того, чтобы уяснить, в каких отношениях философские идеи Платона, несмотря на их возвышенность, далеко уступают учению христианскому и каким образом языческий мир приготовлялся к принятию Искупителя. 1125 Все такие вопросы, о которых необходимо размышлять много для того, чтобы уяснить их, и которые могут давать бесконечное множество тем для собеседований. Говорить ли о том, что общество образованнейших епископов, вроде Евсевия Кесарийского , составляло для Константина истинную потребность? Он и сам любил читать богословские сочинения лучших писателей своего времени и поощрял их к продолжению этого рода труда. 1126 Итак, Константин сделался основателем общества любителей просвещения не случайно, а потому что он чувствовал внутреннее признание положить почин похвальному делу. Он мог быть (и был) не только деятельнейшим представителем новосозданного общества, но и лучшим его украшением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Все лучшие, просвещеннейшие и любознательнейшие из числа Константиновых преемников на троне византийском во все время существования христианской Византии, т. е. до половины XV в., следовали примеру первого христианского императора, покровительствовали и содействовали процветанию общества любителей просвещения. Императоры: Юстиниан Великий (527–565), Лев Мудрый (886–912), Константин Порфирогенит (912–959), Роман III (1028–1034), Константин Мономах (1042–1056), Алексей I Комнин (1081–1118), Мануил Комнин с сыном Алексеем (1143– 1183), Андроник Комнин (1183–1185), Андроник II Палеолог (281 –1332) – все они в той или другой мере содействовали оживлению и развитию деятельности византийского Общества Любителей Духовного Просвещения. Одни из них прославились заботами о науке и просвещении, желая в этом отношении подражать Антонинам, Марку Аврелию и Августу, окружали себя философами и риторами, любили с ними беседовать, некоторые из таких императоров на науку обращали больше внимания, чем на дела управления; ученые, принадлежавшие к этому кружку, исследовали в особенности трудные вопросы о сверхъестественных предметах; 1127 дворец таких императоров открыт был для образованнейших людей, между которыми можно было встретить и молодых, Начинающих ученых, и почтенных старцев, украшенных сединой. 1128 Другие из вышеперечисленных императоров считали, как вырахсаются византийские историки, «небесную философию» (т. е. богословскую науку и просвещение) делом важным и ценили весьма высоко, «воздавали похвалы красноречивым ораторам и, приближая ученых к своему трону, часто поощряли их дарами и удостаивали немаловажных почестей». 1129 С особенным отличием могут быть вспомянуты здесь имена двух византийских императоров – Мануила Комнина и Андроника II Палеолога. Их деятельность, в Особенности последнего из них, направленная ко благу Общества Любителей Просвещения, вероятно, не по случайным причинам, Изображена византийскими историками в чертах очень ярких. Q Мануиле один византийский историк говорит: «Св. Писание задавало ему многие трудные для понимания вопросы, и он, доискиваясь их решения, собирал к себе и спрашивал всех, кто отличался ученостью». 1130 В царский дворец при Мануиле, по его изволению, с указанной целью приходили «сонм архиереев и все отличавшиеся ученостью». 1131 Описывая эти собрания, историк членов этих собраний именует людьми, «любящими заниматься божественными догматами» 1132 , т. е. прямо называет их любителями духовного просвещения – термином, которым обозначаются и члены нашего общества. Другой византийский историк дает очень обстоятельные сведения о любительских собраниях при Андронике Палеологе и Ив находит достаточно слов, чтобы восхвалить покровителя этих собраний – Андроника. Пусть эти похвалы преувеличены, 1133 не беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Детям нужна помощь, и важно, чтобы она началась со школы, с выработки серьезного подхода в области преподавания русского языка и литературы, – подчеркнул Святейший. – Важно, чтобы было нейтральное место для обеспечения дискуссии, где будут приниматься на решения, которые помогут преодолеть кризис и будут содействовать поступательному развитию культуры, а самое главное – духовному развитию. Чтобы люди могли построить мирную и процветающую Россию». В состав Общества русской словесности вошли профессора и преподаватели Института языкознания РАН, Института русского языка имени А.С. Пушкина , МГУ им. М.В. омоносова, ВШЭ, Литературного института, директор ВГТРК Олег Добродеев, писатели Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Юрий Поляков, поэт Юрий Кублановский, кинематографисты Никита Михалков и Станислав Говорухин, а также многие общественные и культурные деятели, ученые. Одной из первых организаций, целью которой полагалось распространение грамотности и литературное просвещение народа было Общество любителей Российской словесности при Московском Университете, которое появилась в России в 1811 и просуществовало до 1930 года. Задачей этого литературно-научного общества ставилось «способствовать успехам отечественной словесности, как главному средству к распространению просвещения». Общество активно занималось издательской деятельностью. Среди опубликованных им изданий — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. В разное время пост председателя Общества занимали А.А. Писарев, М.Н. Загоскин, И. С. Аксаков, И.А. Бунин. Активное участие в его деятельности принимали А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и другие выдающиеся русские писатели и поэты. После 1917 года при Обществе были созданы комиссии: Пушкинская, историко-литературная и современной литературы; изданы сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1—2, 1924—30). В 1992 году по инициативе академика Д.С. Лихачева Общество любителей российской словесности было возрождено. Были выбраны почетный председатель Общества Д.С. Лихачев и Совет Общества. Общество вело активную деятельность во многом благодаря необыкновенной энергии и энтузиазму его секретаря Раисы Николаевны Клейменовой (1940-2010). Её стараниями под грифом ОЛРС были изданы более двадцати книг, в том числе, исследования «Общество любителей российской словесности. 1811-1930 (2002)»; «Пушкин и ОЛРС (1999)»; «В.И. Даль и ОЛРС (2002)»; «Гоголь и ОЛРС (2005)». Отметим также, что в Общество русской словесности, созданное Патриархом Кириллом, вошел автор «Русской народной линии» профессор Владимир Иванович Аннушкин .

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/09/v_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010