11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога. Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»: Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на наше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный он злодей, собою страждет он.

http://pravoslavie.ru/526.html

1827). Он владел усадьбой ещё в 1890 г., его супруга, княгиня Наталья Владимировна Долгорукова (урожденная Орлова-Давыдова) умерла 11 февраля 1885 г. В поместье она основала крестьянскую школу и в Рузе – женское училище. По несколько раз в течение года она приезжала из Москвы в деревню, чтобы посетить школу и на святки раздать детям подарки. Чуждая спеси и тщеславия, она, почётный член общества любителей духовного просвещения (отдел духовно-нравственных книг), посещала заключённых в тюрьме и читала им Евангелие. Обладала талантом к живописи и тонким артистическим вкусом. Сыновья Дмитрия Николаевича – близнецы Павел (был предводителем дворянства Рузского уезда, камергером, в 1906 г. лишён придворного звания, в 1907 г. член 2-й Государственной Думы) и Пётр (в 1906 г. товарищ председателя 1-й Государственной Думы). В 1899 г. ктитором храма был рузский купец Дмитрий Иванович Алфёров. Немного дальше, по дороге в Осташево, стоял храм Святителя Василия Великого, построенный в 1816 г. на погосте Лужки и разрушенный в советское время. В настоящее время в церкви Трех Святителей располагается Патриаршее подворье. http://orthodox-ruza.ru/ Церковь Трех Святителей Вселенских была построена как домовая церковь- усыпальница при усадьбе выдающего полководца, московского генерал-губернатора князя В.М.Долгорукова-Крымского в 1770-х гг. Иконостас был датирован 1780 г., что впоследствии послужило основанием для датировки всего здания. В 1782 г. ктитор был похоронен у правого клироса церкви, над местом захоронения поставлено мраморное надгробие (утрачено).В 1843 г. по инициативе князя В.В.Долгорукова к церкви с запада были пристроены трапезная с теплым престолом Воскресения Христова и колокольня. В советское время церковь была закрыта. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, впоследствии использовалось под склад школы-интерната. Были утрачены главы и шпиль колокольни, часть декора. Полностью утрачено внутреннее убранство. В 1970-х-1990-х проводились ремонтно-реставрационные работы, восстановлены глава и шпиль, заменены кровли, частично вычинен декор, укреплялись фундаменты и цоколь.

http://sobory.ru/article/?object=04796

28. Памяти высокопреосвященного Палладия митрополита С.–Петербургского. 137 с. 29. Протоиерей Григорий Петрович Смирнов–Платонов. Свящ. Ф. П. Преображенского . С. 302–313 30. Алчущего напитай. 314 с. 31. Идея мира и Церковь . Проф. Гр. Л. А. Комаровского. С. 447–457 32. Николай Иванович Ильминский . А. А. Полозова. С. 458–475 33. Христианская религия и современная эстетическая жизнь. В. В. Щукина. С. 604–628 34. Церковь и школа. С. С. С. 629–647 35. Из церковной летописи: переход 1600 хорватов–католиков в православие. – Из итогов обер–прокурорского отчета о состоянии православной российской Церкви в настоящем году. – Число сектантов в России. – Количество церковно–приходских школ. С. 648–654 36. Ради светлого дня. А. С. Рождествина. 655 с. 37. Памяти протоиерея Виктора Петровича Рождественского. С. 657–662 38. Православие в святой земле. Н.Р. .......... Из церковной летописи: положение церковного и школьного строительства в районе сибирской железной дороги. – Отдел Общества любителей дух. просвещения по распространению духовно–нравственных книг. – Публичные богословские чтения в Москве 39. А. С. Пушкин. С. В. Рождественского Библиография 40. Ценность жизни. С. Р. С. 138–154 41. Христианская семья. А. А. Полозова. С. 154–158 42. Оборона православной веры и Церкви христианской. С. 158–150 43. Идея Бога и бессмертие души пред судом новейших критиков. А. А. Полозова. С. 316–321 44. Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия. Свящ. Д. Гр. Фаворского. С. 321–325 45. Успехи идеи мира. А. Г. Виноградова. С. 326–329 46. Над Евангелием. Воскресная ночь П. П. Кудрявцева . С. 329–335 47. Пособие к изъяснению книг Н. Завета и Псалтири. С. 335– 48. Взгляд на смысл и достоинство господствующего направления в новой культурной истории человечества. Л. А. Полозова. С. 476–482 49. Библейская наука. С. 482–486 50. Свидетельство Христа и единство христианского мира. С. 487–490 51. Новая, школа. С. 490–495 52. Церковная историография в главных ее представителях с 4 вв. по 20 вв. А. А. Беляева . С. 663–673

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 . Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов: Пер. Н. В. Пигулевской//ТИВ. – 1939. – Т 7. – С. 57–78. 31 . Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов»: Пер. и примеч. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской//ВВ. – 1956. – Т. 8. – С. 277–305. 32 . Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г.: Грузин. текст исслед., изд., пер. и арабск. Извлечю прил. Н. Я. Марр//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. – 1909. – Кн. 9. – IV, 82, 67, 66 с. 33 . Антихристианский трактат Георгия Гемиста Плифона «Законы»/Пер. и предисл. И. П. Медведева//Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. – Л.: Наука, 1971. – С. 171–241. 34 . Антология письменных источников//Сорочан С. Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина Х вв.). Очерки истории и культуры/Отв. ред. Г Ю. Ивакин. – Харьков: Майдан, 2005. – Ч. 2. – С. 1232–1584. 35 . Антология письменных источников по истории Крыма VI-XII вв.//Могаричев Ю. М. Византийский Крым (Крым в VI – XII вв.). Учебное пособие. – Симферополь, Ната, 2008. – С. 66–181. 36 . Арефа Кесарийский . Памфлет против Льва Хиросфакта (отрывок)//Музыкальная эстетика... – М., 1965. 37 . Армянские хронисты о падении Константинополя. Пред. и подгот. текста А. С. Анасяна, пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т. 7. – С. 385–466. 38 . Арсений, епископ. Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. – Юрьев, 1899. – 67 с. 39 . Арсений, епископ. Похвальное слово Георгия Кипрского епископу Евфимию Мадитскому//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад: Извеков, 1889. – 3. – С. 5–68. 40 . Арсений, епископ. Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. – Новгород, 1897. 41 . Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): источник и время. – М.: Индрик, 2004. – 272 с. 42 . Архимандрит Антонин. Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1867. – Т. 6. – С. 445–473.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—401— секретаря Общества Любителей духовного Просвещения свя­щенника Рождественского 1918 , хотя и ретивого, но не умеющего порядочно написать и один период. Странное дело! В Москве ли недостаток способных людей для сего дела, но между тем способные в стороне, а дело отдается кое-кому. И главный двигатель, без которого ничего не состоялось бы, Иаков сам по себе к подобным делам совсем неспособный. 1869 г. января 9. Предшествующее письмо хотя и огорчило меня известием о Вашей болезни, но успокаивало добавлением, что Вам сделалось получше. Письмо же от 2-го января наполнило тревогою и скорбью мое сердце. Да даст Вам Господь облегчение от болезни. О митрополите нашем слухи, что особенно хорошо принял его великий князь Николай Николаевич, встретив его в своей церкви. Обер-прокурор раза три, часа по три, сидел у него препираясь. Говорят даже, что когда в Синоде во время рассуждений обер-прокурор стал говорить, Иннокентий сказал: «это дела церковные». «Да разве я не могу подавать свой голос тут?» «Нет, не можете». Муравьев пишет мне: «Нет добрых вестей из Питера. Говорят, что Владыка —402— там не понравился за свою прямоту и не будет ни­какого успеха от его внушений. Все это очень грустно для церкви». Вероятно это выдержка из какого либо письма питерского. Сам он скорбит, что не имеет средств на­печатать письма митрополита Филарета: нужно 800 рублей. Не знает, где взять заимообразно. 1869 г. января 9. Жизнь Богоматери, как говорил мне Елагин, написана целою комиссиею. Прочел я ее, состав­лена очень хорошо и с тактом. Одно мне показалось фанфаронством: еврейские и греческие цитаты. Точно ученое исследование, для которого недостает существенного – кри­тики источников. Жизнь написана по апокрифическим сказаниям, они принимались, как и следовало, на веру. Не следовало только отводить глаза от сего учеными ци­татами. При выборе сказаний умели соблюсти такт, умеренность, заимствованиями из церковных песней ослабляли впечатление недостоверности иного. Я сам занимался не­когда этим делом и потому могу отдать честь. Мне не написать так сдержанно и так церковно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

56. Об обязанностях священнослужителей (De officiis nimistrorum). Творение св. Амвросия епископа Медиоланского. Пер. с лат. Гр. Прохорова. Под ред. проф. Казанской Духовной Академии Л. Писарева. Казань, 1908/репринт:Москва–Рига, изд. «Благовест», 1995/. 57. Амвросий Медиоланский. Письмо об алтаре Победы (Письмо XYIII). — «Памятники средневековой латинской литературы IY–IX веков». М., 1970. 58. Св. Амвросий Медиоланский. Те Deuni Laudamus. Переложение Валентина Никитина. — " Чаша», 1990, с. 14–15;«Путь», 1991, с. 15. 59. Св. Амвросий. Церковь, мистическая Ева (фрагмент «Изложения Евангелия от Луки»). — В кн.: Анри де Любак. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, изд. «Христианская Россия», 1992, с. 356–357. 60. Сборник церковных песнопений. Предисловие Андрея Куличенко. Изд. Святого Креста. Рим–Люблин, 1994, с. 115–117, 121, 124, 127, 128, 255–258. III. Литература о св. Амвросии Медиоланском 61. Vita s. Ambrosii mediolanensis episkopi a Paulino conscripta (издатель Krabinger). 62. Житие иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского. Киев, 1830. 63. Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. 64. Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851. 65. Православно–догматическое богословие Макария, епископа Винницкого, ректора Санкт–Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857. 66. Прот. Е. Алексинский. Св. Амвросий, епископ Медиолан–ский. — «Православное обозрение», т. 4, М., январь, 1861; т. 5, М, май, 1861. 67. Епископ Арсений. Летопись церковных событий. СПб, 1869. 68. Григоров не Деятельность Амвросия Медиоланского в борьбе с язычеством. — «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1871, т. YII, с. 11–17; т. XI, с. 14–21. 69. Свящ. Владимир Геттэ. История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. Т. 3, СПб., 1875. 70. Петр Поспелов. Пастырская жизнь святого Амвросия Медиоланского. Киев, 1875. 71. Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. Харьков, 1878 (оттиск из «Харьковских епархиальных ведомостей» за 1878 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался. На теле его нашли большие железные цепи, о которых не знали ни духовник его, ни келейник. Погребение его было совершено 7 апреля. Труды: Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 280. Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, стр. 181, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. 4. 1. 102. Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 282. Грамота к слуге//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 79. Грамота в Новгород (1467) с поучением о неприкосновенности церковных земель//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 82, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 101. Грамота в Псков (1471) с разрешением построить шестой собор//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 283, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 103. Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 278, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 104. Литература: Боголюбский М. протоиерей. Московская иерархия//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1894, сентябрь, стр. 461–463. Иванов П.И. Описание Московского Архива министерства юстиции. М. 1848, стр. 210. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 274, прим. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   Предложенная задача была с успехом выполнена отцом Василием. Он с честью несколько лет управлял Ваганьковским кладбищем, пока не был отстранен от вверенного ему послушания обновленцами, захватившими в 1925 году храм со всем его имуществом.    В период своей церковно-общественной деятельности отец Василий проявил себя, прежде всего, так. Он был благоговейным служителем пред престолом Божиим. Его богослужение было очень просто, без лишних слов, жестов и в то же время весьма торжественно; с большим воодушевлением и искренним чувством служил он литургию, часто высказывался, что совершать богослужение, Божественную Евхаристию составляет для него высшее наслаждение и что чем чаще служишь ее, тем более влечется к ней сердце.    Также истово молился отец Василий и при отправлении всякой требы, вызывая у присутствующих нередко слезы, и сам часто проливал их, особенно при служении панихид на кладбище. Не оставался равнодушным он и на исповеди, приходя домой после нее усталым, с подавленным чувством.    Далее, отец Василий показал себя любителем духовного просвещения. Он был усердным проповедником и, обладая даром слова, привлек в свой храм многих интеллигентных слушателей. Немало глубоких жизненных воззрений высказано в его словах и поучениях. Вот, например, каким был его взгляд на Церковь.    Через длинный ряд веков своего существования,— говорил он, — Церковь показала мощную силу своего культурного значения. Она поддерживала в мире дух любви, она смягчила человеческие нравы, она неизменно проповедует на земле мир и в человецех благоволение. От нее, ее проповеди, от лучших ее представителей народы питались высшими истинами, в ней находили свой источник наиболее драгоценные идеи человеческого разума. Но она давала не только идеи, их дает и философия; Церковь имеет средства воспитывать волю, не призывать только, а приучать к нравственной жизни, молитвою укреплять дух, заповедями просвещать совесть, примерами святых вдохновлять, Таинствами возрождать, подвигами поста и воздержания дисциплинировать волю. В ней заключена целая стройная система истинно человеческого христианского воспитания. Из всех учреждений земли она одна только всегда стояла и стоит на страже нравственности. Один писатель пишет: «Представим себе, что будут разрушены храмы (т.е. те места, в которых доныне сосредоточивалась, главным образом, деятельность Церкви), которые занимают столь ценные места в городах, и эти места будут обращены на какое-либо другое употребление. Что было бы следствием этого? Не нужно много размышления, чтобы сказать, что на месте каждого снесенного церковного здания пришлось бы построить исправительный дом. Ведь каждая церковь составляет очаг, откуда поток нравственной жизни разливается на всю окрестность. Если бы не было больше церквей, то мы скоро заметили бы, что из нашей жизни исчезла нравственная сила.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Архиепископ Алексий глубоко чтил и поминал усопших. Богослужения преосвященного Алексия были исполнены благоговения и величественности. Особенностью архиепископа Алексия было то, что он никогда не говорил поучений с церковной кафедры и никогда не фотографировался. Труды: Предполагаемая реформа церковного суда. – СПб.. 1873, вып. 1–2. Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1856. Жизнь святого Иоанна Дамаскина //Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1857, ч. 16. Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви в Риме//Душеполезное чтение. – 1886, 2. Памяти Филарета, митрополита Московского//Душеполезное чтение. – 1868, 1. Новый вопрос в православной Русской Церкви//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1871, ч. 24. Вторая апология по новому вопросу//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1 8 7 1, ч. 24. Третья апология по новому вопросу//Московские епархиальные ведомости. – 1872, март. Вдовые священнослужители//Христианское чтение. – 1870, 12; 1871, 1. Печатное письмо А. С. Павлову //Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1876, 8. Слово пред отпеванием профессора Московской духовной академии П. С. Казанского //Православное обозрение. – 1878, 3. Слово в день годичного поминовения ректора Московской Духовной Академии Горского А. В.//Православное обозрение. – 1876, 12. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 143–144, 242, 399, 401, 407, 446. Извеков Н. Д. Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский и Виленский. – М., 1896. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 гг. – М., 1899. Голубинский Д. Памяти высокопреосвященного Алексия, архиепископа Литовского и Виленского. – М., 1891. Богданович А. В. Три последние самодержца. – М., 1924. – С. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большинство икон, находящихся в настоящее время в музеях, давно уже перешагнуло тот «порог ветхости», при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-«рухлядных» при храмах и монастырях. Из таких ветхих икон и формировались во второй половине XIX столетия частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях. Они-то и стали основой современных музейных собраний. Еще во второй половине XIX века возникают такие крупные собрания христианских древностей, как Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, Церковно-археологический музей Общества любителей духовного просвещения в Москве, Музей Санкт-Петербургской духовной академии, Музей древнерусского искусства при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, московские Публичный и Румянцевский музеи и многие другие епархиальные и губернские музеи и древлехранилища (в Туле, Вятке, Владимире, Рязани, Новгороде, Ростове и др.). Древние и ветхие иконы искали и спасали отечественные исследователи и в конце 1910-х – начале 1920-х - еще до того, как началось массовое закрытие храмов и изъятие церковного имущества. И находили они их чаще всего не в самих храмах, а в рухлядных, и даже в помещениях, вовсе не приспособленных для их хранения – так, общеизвестен факт обнаружения знаменитых икон преподобного Андрея Рублева в монастырском дровяном сарае в Звенигороде. Как и наши великие предшественники – митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Порфирий (Успенский), историк и собиратель древностей М.П. Погодин, архимандрит Амфилохий (Сергиевский), архимандрит Леонид (Кавелин), создатель Исторического музея профессор И.Е. Забелин, профессор Ф.И. Буслаев, академики Н.П. Кондаков и Н.П. Лихачев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский и многие другие подвижники музейного, архивного и библиотечного дела, – мы относимся к памятникам христианской древности как к общенациональным святыням, от которых берет свои истоки великая русская культура. Именно такое отношение и являлось основанием для помещения этих произведений искусства в церковные и государственные музеи, где для их хранения были созданы необходимые условия и где они стали доступны для всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010