Ю.В. Пухначёв К читателю В основу статей настоящего сборника легли доклады, прочитанные на конференции «Колокола. История и современность», которая была организована Научным советом АН СССР по истории мировой культуры и состоялась 25–26 октября 1982 г. в Москве под руководством члена-корреспондента АН СССР Б. В. Раушенбаха. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове, – недаром А. Н. Герцен назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием. Глубоко символично было и ошеломляющее нарастание веса русских колоколов в XVI–XVII вв.: «Медведь», 1500 год – 500 пудов, «Лебедь», 1550 год – 2200 пудов, Большой Успенский колокол, 1654 год – 8000 пудов, «Царь-колокол», 1735 год – свыше 12 000 пудов. Обратим внимание на даты – то было время, когда Российское государство росло и крепло. И звон колоколов-гигантов, разносившийся на много верст окрест, был символом возрастающей мощи нашей державы, он звал народ к единению и верности гражданскому долгу. Колокольный звон и колокольные интонации часто встречаются в русских операх патриотического содержания – «Иване Сусанине» М. И. Глинки, «Князе Игоре» А. П. Бородина, «Хованщине» и «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, «Опричнике» П. И. Чайковского, «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова. И сегодня одним из самых высоких и торжественных музыкальных символов Москвы, столицы нашего государства, является звон колоколов Спасской башни. Голос колоколов придал особую проникновенность Хатынскому мемориалу. Величественная красота русского колокольного звона связана с животворной народной культурой. Взять хотя бы традиционное построение звона: размеренные удары самого низкого колокола – ритмичный гул средних колоколов – и попевки самых высоких. Знатоки полагают, что так оно сложилось по образу и подобию русского хороводного пения с остинатной, мелодической и орнаментальной его партиями. Свой вклад в художественные богатства звонов внесли и русская частушка, и русская пляска. Характерный пример: обращаясь к народным истокам русской колокольной музыки, Н. А. Римский-Корсаков положил в основу второй части своей «Воскресной увертюры», как пишет он сам: «звуковоспроизведение радостного, почти что плясового колокольного звона». Показательно, что колокольный звон развивался на Руси исключительно в устной традиции – как народное искусство, как своеобразный музыкальный эпос нашего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

О слишком дорогой расплате РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97860.html 12 ноября 2012 Александр Привалов О слишком дорогой расплате " Закон быстро избавит Россию от остатков широкодоступного и хорошего. Полезно отдавать себе отчёт в том, что, утратив такое образование, Россия не будет иметь ни малейшего шанса обеспечить его снова " Источник:  Эксперт Сопредседатель профсоюза " Учитель " Демидов рассказал " Известиям " , что, когда общественные структуры принялись отправлять депутатам Думы критические замечания к законопроекту " Об образовании " , прошло лишь несколько сотен обращений. А затем " интернет-приемная оказалась заблокирована. При попытке отправить письмо приходило сообщение, что ящик переполнен и отправка не удалась " . Переполненный виртуальный ящик, в который ни одна живая душа и не заглядывает: зачем? – есть безукоризненно точный образ " всенародного обсуждения " минобровских инициатив. И не только: например, под тем же лозунгом " всенародное обсуждение лает, а караван идёт " не так давно МВД пропихнул Закон о полиции. Но тут есть разница. Перекраску милиции в полицию можно признать неудачей и начать реформу практически заново – так, в общем, уже и делается. Последствия же принятия законопроекта об образовании очень быстро станут непоправимыми. А для обезвреживания хотя бы самых опасных статей проекта остаётся всего ничего – одна эта неделя, да и той, считай, нет. Скажем, 12 ноября состоится обсуждение проекта в Общественной палате. Площадка видная, в обсуждении наверняка примут участие серьёзные эксперты, но результат дискуссии предрешён. Кто возглавляет комиссию ОП по развитию образования? Ректор Высшей школы экономики Кузьминов. На кого приходится львиная доля работ по подготовке и пиар-сопровождению всех начинаний Минобра? На саму " Вышку " да на различные организации, входящие в её структуру. Поэтому трудно рассчитывать, что обсуждение в ОП приведёт к иному результату, чем полное одобрение – с мелкими замечаниями. Далее, до 16 ноября в Думе идёт сбор поправок к проекту. Поправок, говорят, поступили уже тысячи. Это отчасти хорошо (все необходимые поправки наверняка предложены), а в целом скорее плохо: всерьёз рассмотреть такое количество предложений немыслимо, а потому становится " естественным " отсечение самых важных поправок практически без дискуссии.

http://religare.ru/2_97860_1_21.html

Представители Русской Церкви приняли участие в обсуждении закона об образовании, прошедшем в Думе 26 октября, 2012. Новостная служба Круглый стол был организован Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 26 октября. ПРАВМИР. Представители Русской Православной Церкви приняли участие в круглом столе «Религиозное образование в России как основа патриотического возрождения страны», прошедшем в Государственной Думе ФС РФ 25 октября. В работе круглого стола приняли участие сотрудники аппарата и члены Экспертного совета думского Комитета, Юридической службы Московского Патриархата, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, представители православных, мусульманских, иудейских и протестантских организаций, органов государственной власти, руководители религиозных образовательных учреждений, сообщает сайт Православное образование . Участники встречи обсудили принятый в первом чтении проект федерального закона «Об образовании» и озвучили  предложения по совершенствованию ряда статей данного законопроекта, касающихся аспектов материального обеспечения негосударственных образовательных учреждений и других вопросов повседневной деятельности школ и дошкольных образовательных организаций, и пришли к общей позиции по ряду предложений. Круглый стол был организован Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/predstaviteli-russkoj-...

Фото Алексея Хлебина 30 октября 2012 г. 16:56 На фестивале " Вера и слово " обсудили вопросы освещения в СМИ работы Межсоборного присутствия От трех месяцев до полугода - таков оптимальный срок обсуждения проектов Межсоборного присутствия, затем дискуссия разваливается и полностью выходит из-под контроля, считает руководитель направления " Информационная аналитика " контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии Евгения Жуковская. Своими наблюдениями по этому поводу она поделилась на круглом столе по теме " Межсоборное присутствие: участвуют ли СМИ в формировании дискуссионной культуры " , который прошел в рамках V фестиваля православных СМИ " Вера и слово " . Участники заседания рассмотрели вопросы, связанные с характером дискуссии вокруг документов Межсоборного присутствия в печатных и электронных СМИ, а также другие темы, имеющие отношение к информационной составляющей жизни Церкви. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии, архимандрит Савва (Тутунов) вкратце рассказал участникам дискуссии об истории образования и современном состоянии Межсоборного присутствия. На сегодняшний день в составе Присутствия трудятся 144 человека, действуют 13 комиссий, на повестке дня находится около сотни вопросов. Отец Савва призвал СМИ к более активной работе по освещению работы Межсоборного присутствия. В качестве примера он привел опыт православной периодической печати начала 20-го века, когда в епархиальной прессе горячо обсуждались актуальные проблемы церковной жизни, озвученные до этого на епархиальных съездах. Именно епархиальные СМИ создали фон общецерковной дискуссии и подготовили почву для работы Поместного собора 1917-1918 гг. По мнению докладчика, задача современных православных СМИ - также формирование дискуссионной культуры вокруг работы Межсоборного присутствия. Не просто публикация епархиальных отзывов, но создание комплекса материалов, статей, интервью на ту или иную тему, связанную с обсуждаемыми проектами. Проректор МДАиС по научно-богословской работе, протоиерей Павел Великанов поделился опытом обсуждения документов Межсоборного присутствия и модерации комментариев на портале " Богослов.Ru " . Отец Павел обозначил несколько ключевых проблем, существенно затрудняющих динамику интернет-дискуссии. Среди них:

http://e-vestnik.ru/news/mezhsobor_vera_...

Частная консалтинговая компания начнет разработку «Карты науки России» по заказу Минобра 14 декабря, 2012. Новостная служба Наброски карты создаст международная частная консалтинговая компания ‘PricewaterhouseCoopers’, затем за дело возьмется научное сообщество. После работы она будет вынесена на широкое обсуждение и принята к действию. По оценке Игоря Федюкина, это произойдет к концу 2013 года. 14 декабря. ПРАВМИР. Минобрнауки разработает «Карты науки России». Целью исследования, по словам заместителя министра Игоря Федюкина, является возможность «увидеть сильных ученых». Главными критериями оценки ученых станут публикации в научных журналах, цитируемость статей и число патентов. «Научный ландшафт » призван помочь при отборе победителей грантов и формировании экспертных и диссертационных советов, сообщает «Российская газета» . Наброски карты создаст международная частная  консалтинговая компания «PricewaterhouseCoopers», затем за дело возьмется научное сообщество. После работы она будет вынесена на широкое обсуждение и  принята к действию. По оценке Игоря Федюкина, это произойдет к концу 2013 года. После завершения исследования «любой ученый сможет завести в базе данных свой «личный кабинет», куда будет заносить данные о своих научных достижениях», рассказал замминистра. Это будет добровольным делом каждого. По мнению ряда ученых, есть сомнения, что компания «PricewaterhouseCoopers», которая специализируется на аудиторских и консалтинговых услугах, сумеет справиться с поставленной задачей. «Я не очень понимаю сам принцип составления такой карты. По-моему, все поставлено с ног на голову. Казалось бы, вначале надо пригласить наиболее авторитетных ученых, которые занимаются наукометрикой, с ними обсудить принципы составления карты и цели, и только потом объявлять конкурс. Но к нам Российскую академию наук таких предложений не поступало, наши наиболее известные специалисты, а это ученые известные во все мире, никакого участия во всей этой работе на принимали. Мне кажется, что это продолжение политики Минобрнауки, которое кулуарно готовит важнейшие документы», — заявил заместитель Главного ученого секретаря РАН Владимир Иванов.

http://pravmir.ru/chastnaya-konsaltingov...

“Богословские труды”: новая программа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 12 марта 2002 Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II утвердил новый состав редакционной коллегии сборника “Богословские труды”. Председателем новой редколлегии стал Преосвященный Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. 14 марта в помещении Издательского совета Русской Православной Церкви состоялось первое заседание редакционной коллегии сборника “Богословские труды” в новом составе. В своем выступлении Председатель редакционной коллегии Митрополит Филарет отметил, что ее задача — продолжить издание в новых условиях общецерковного богословского сборника, имеющего весьма почтенную и замечательную традицию, начавшуюся в 1959 г. На страницах “Богословских трудов” было опубликовано немало произведений, вошедших в золотой фонд православного богословского наследия, и необходимо сберечь все лучшее из тех принципов работы над сборником, которые были сформированы за десятилетия. Редакционная коллегия сборника должна сохранить и упрочить его статус как центрального научно-богословского издания Русской Православной Церкви. В ходе обсуждения были высказаны следующие мнения и пожелания: публиковать в сборнике “Богословские труды” работы ведущих православных богословов, как отечественных, так и зарубежных, поскольку регулярное включение в его состав статей богословов других Поместных Церквей способно послужить расширению кругозора читателей и укреплению всеправославного единства; публиковать (возможно, и републиковать) тексты выдающихся русских богословов прошлого; помещать в специальном постоянном разделе обзоры и рефераты современных богословских произведений, обзоры богословских диссертаций. Возможно введение библиографического раздела, охватывающего и периодические издания и помещающего также рецензии. Одно из важнейших направлений редакционной политики — публикация архивных материалов.

http://pravmir.ru/bogoslovskie-trudyi-pr...

“Богословские труды”: новая программа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 12 марта 2002 Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси   АЛЕКСИЯ II утвердил новый состав редакционной коллегии сборника “Богословские труды” . Председателем новой редколлегии стал Преосвященный Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. 14 марта в помещении Издательского совета Русской Православной Церкви состоялось первое заседание редакционной коллегии сборника “Богословские труды” в новом составе. В своем выступлении Председатель редакционной коллегии Митрополит Филарет отметил, что ее задача — продолжить издание в новых условиях общецерковного богословского сборника, имеющего весьма почтенную и замечательную традицию, начавшуюся в 1959 г. На страницах “Богословских трудов” было опубликовано немало произведений, вошедших в золотой фонд православного богословского наследия, и необходимо сберечь все лучшее из тех принципов работы над сборником, которые были сформированы за десятилетия. Редакционная коллегия сборника должна сохранить и упрочить его статус как центрального научно-богословского издания Русской Православной Церкви. В ходе обсуждения были высказаны следующие мнения и пожелания: публиковать в сборнике “Богословские труды” работы ведущих православных богословов, как отечественных, так и зарубежных, поскольку регулярное включение в его состав статей богословов других Поместных Церквей способно послужить расширению кругозора читателей и укреплению всеправославного единства; публиковать (возможно, и републиковать) тексты выдающихся русских богословов прошлого; помещать в специальном постоянном разделе обзоры и рефераты современных богословских произведений, обзоры богословских диссертаций. Возможно введение библиографического раздела, охватывающего и периодические издания и помещающего также рецензии. Одно из важнейших направлений редакционной политики — публикация архивных материалов.

http://pravmir.ru/bogoslovskie-trudyi-no...

Более двадцати лет тому назад русский дарвинист Тимирязев в своей публичной лекции „опровергнут ли дарвинизм?» высказал предположение, что конфликт между богословием и дарвинизмом уладится, как уладились конфликты богословия с астрономией и геологией. Я лично никогда не допускал и не допускаю мысли, чтобы Дарвина можно было согласить с Евангелием. Но я должен сознаться, что в некотором смысле пророчество московского ботаника стало осуществляться. И у нас на Руси имеются люди, которые пытаются соглашать свои дарвинистические убеждения с православной верой. И в католическом мире явились ученые, готовые допустить в некоторой мере происхождение человека от животных типов. Что касается до русских опытов соглашения, то для них самое лучшее, если их не будут рассматривать. Этого нельзя сказать о католических опытах. Там вопрос о признании эволюционной теории выдвигался постепенно и коллективно. Его обсуждали люди компетентные и в богословии, и в зоологии. Там старались не упустить из виду ни естественнонаучных, ни богословских трудностей проблемы. Капитальной работой посвященной вопросу является в настоящее время книга иезуитского патера Васманна – Die moderne Biologie und die Entwickelungstheorie (Dritte Auflage, Herder, 1906). Васманн – зоолог по специальности, он известен своими работами по энтомологии (например, о Dinarda, о психических способностях муравьев). Идеи Васманна нашли себе сочувствие у французских католиков и Revue pratique d’apologémique посвятило несколько статей обсуждению их с богословской точки зрения. По-видимому, они произвели впечатление и на некоторых людей свободомыслящих. Так Мориц Гёрнес в своем обширном двухтомном труде „Natur-und Urgeschichte des Menschen (Wien und Leipzig. 1909)» при обсуждении вопроса о происхождении человека пытается привлечь на сторону теории эволюции блаженного Августина , очевидно пользуясь книгой Васманна. Но за всем тем, допуская возможность уступок со своей стороны для теории эволюции, Васманн не добился того, чтобы противники христианства во имя теории эволюции с их стороны допустили возможность уступок христианству. В 1907 г. Васманн вел об этом публичные дебаты в Берлине, которые потом и опубликовал в своей книжке „Der Kampf um das Entwickelungsproblem in Berlin (Freiburg im Breisgau, 1907)“. Его речи, в которых было много основательного и которые были ясны и просты, оказались безусловно недоступными пониманию последователей Дарвина и Геккеля. Как будто вместе с дарвинистическими и геккелевскими теориями им сообщился какой-то умственный дальтонизм, делающий их не восприимчивыми ко многому в умственной и ко всему в религиозной сфере. Думается, что этот дальтонизм может исчезнуть у некоторых (у многих он будет существовать всегда) лишь тогда, когда дарвинизм и геккелизм сделаются достоянием истории. Васманн как будто готов смотреть иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ввоз сильнодействующих препаратов разрешен при наличии назначения врача 18 мая. ПРАВМИР. Госдума приняла во втором чтении законопроект о ввозе в РФ сильнодействующих лекарств, но вопреки распространяемой в интернете информации, речь в документе идет не о запрете, а об изменении порядка ввоза, в интересах граждан, которые раньше из-за несовершенства законодательства могли быть привлечены к уголовной ответственности. Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект , регламентирующий порядок ввоза в Россию через границу с государствами-членами ЕврАзЭС лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества. Во время предыдущего обсуждения документа первый заместитель министра здравоохранения России Игорь Каграманян, отмечал , что законопроект призван защитить людей, которые нуждаются в таких препаратах. Законопроект предлагает изменения в Ст. 50 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». В правовом регулировании перемещения товаров в рамках Таможенного союза сейчас нет специальных правил и ограничений, касающихся сильнодействующих веществ. Есть они только для ввоза и вывоза «наркотических средств, психотропных веществ которые входят в состав лекарств и перевозятся гражданами лицами для личного применения». В законопроекте говорится о «сильнодействующих веществах, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами». Их ввоз предлагается разрешить «только при наличии заверенных копий документов, подтверждающих назначение конкретного препарата и его дозировку». Для рецептов на иностранных языках, потребуется его нотариально заверенный перевод. Новые нормы предлагается распространить на лекарственные препараты, включенные в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».

http://pravmir.ru/vvoz-silnodeystvuyushh...

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о книге Святейшего Патриарха Кирилла. Он подчеркнул, что Святейший Патриарх Кирилл, прежде всего, ставил перед собой цель свидетельства о непреложной ценности христианской традиции в современном мире 15 мая. ПРАВМИР. Вчера в Вильнюсе состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», изданной на литовском языке, сообщает сайт ОВЦС . Приветствуя собравшихся, депутат Сейма Литвы Э. Варейкис подчеркнул значимость обсуждения темы свободы в пространстве современной Европы: «Все чаще и чаще в Совете Европы мы встречаемся с тем, что идея свободы извращается и становится просто призывом к распутству». Без религиозных принципов невозможно обеспечить подлинную свободу, уверен он. Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион рассказал о книге Святейшего Патриарха Кирилла. Он подчеркнул, что при написании статей и выступлений, вошедших в книгу, Святейший Патриарх Кирилл, прежде всего, ставил перед собой цель свидетельства о непреложной ценности христианской традиции в современном мире, ее востребованности при обсуждении актуальных вопросов общественного развития. Важнейшим из них является понимание комплекса проблем прав и свобод человека. «Мир, лишенный духовного измерения, не видит пределов для свободы, которая, в таком случае, становится выразителем греховной природы и человеческих страстей. Возведенный в абсолют эгоизм, забвение нравственной ответственности приносят безбожному обществу горькие плоды. Самый очевидный из них – распад семьи, отказ от рождения детей, и, как следствие, демографический кризис», – отметил в своем выступлении митрополит Иларион. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-vilnyuse-predstavili...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010